божественный промысел это что такое
Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?
Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.
Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.
Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.
Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.
Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.
Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.
В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.
И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.
Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).
Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.
В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.
Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.
Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.
Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».
Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.
Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).
Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).
Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).
Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).
Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.
Православная Жизнь
Как открывает Бог Свою волю, объясняет архиепископ Иов (Смакоуз).
Полагаю, что надо начать ответ с маленького уточнения в отношении главного слова этого вопроса. Когда я учился в духовной семинарии, преподаватель догматического богословия старец-исповедник отец Ливерий Воронов (1914–1995) на лекциях указывал, чем отличаются современное слово «промысел» и церковно-славянский догматический термин «Промысл». Промысел – это занятие или работа человека по добыче себе пропитания. А Промысл Божий, если очень кратко, – промышление, замысел, воля Божия и забота Бога о человеке. Хотя в наши дни допустимо употребление и первого, и второго варианта: «Промысел – занятие Бога по спасению человека, у которого Бог при этом не дерзает отнять Свой ценный дар свободы»! В известном «Катехизисе» святителя Филарета определение Промысла дано пространно и академически: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». В Промысле Божьем соединяются Божественная любовь и правда. Поэтому часто он сразу и непостижим для человека. Даже пророк Иона в Ветхом Завете не мог его принять со смирением и послушанием… Наверное, и в этом был Промысл Божий для нашего назидания. Самое главное в Промысле Божьем о всем человечестве и каждом человеке – это Боговоплощение и Голгофская жертва Христова, созидающие из людей новое творение, дающие им обожение и блаженное бессмертие.
Для христианина очень важно свою волю подчинить благой воле Божьей, научиться сотрудничать с Богом в деле своего спасения. У свт. Иоанна (Максимовича) имеется сочинение по этой теме с очень красивым и ярким, запоминающимся названием «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей». Это длинное название состоит из двух слов: ηλιος – солнце и ανθρωπος – человек. И в переводе с греческого значит подсолнух. Солнце есть образ воли Божией; подсолнечник – образ человеческой воли. Книга уже своим названием показывает, какими должны быть соотношения между Богом и человеком. Как подсолнух всегда поворачивает свою главу к солнцу, в сторону падающих солнечных лучей, так и человек всегда должен смотреть в сторону Бога и все, что нисходит от Бога, принимать как высшее благо для себя.
Воля Божия о человеке ясно открыта в Священном Писании, в заповедях Божьих, которые каждый христианин должен знать и исполнять. Наглядный пример – прп. Антоний Великий. Он стал святым, отцом монашества после услышанных во время богослужения в храме слов Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Стараясь исполнить их как можно точнее, он отказался от родительского наследства в пользу бедных своего селения. Услышав же в следующий раз слова Господа: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), юноша Антоний поручил сестру верным христианкам и стал подвизаться в пустыне под руководством старца. Понятно, что это путь для совершенных, особо избранных Богом… Один из оптинских старцев – прп. Иосиф – выразил эту мудрую истину в виде пословицы: «Живи не как хочется, а как Бог велит».
Бог открывает Свою волю в Церкви через добрых и святых людей, часто духоносных наставников, начальников и родителей, даже иногда при помощи чистых сердцем детей. Апостолы Христовы, как свидетельствует Книга Деяний, для уразумения воли Божией после усиленного поста и молитвы прибегали к такому средству, как жребий или соборное обсуждение возникшей проблемы или вопроса. Такое обсуждение вопроса с целью узнавания воли Божией в семье, в приходе с по-настоящему духоносными людьми, опытными друзьями и специалистами очень ценно.
Известно, что старец Паисий Святогорец в том в случае, когда желал получить от Бога извещение по какому-то вопросу, на несколько дней запирался у себя в келье, проводил время в посте, молитвах, поклонах – до тех пор, пока не получал от Бога в своем уме или сердце ясный ответ. При этом старец был против того, чтобы люди «просили извещения у Бога, если есть возможность посоветоваться с человеком»: «Бог хочет, чтобы мы так поступали от смирения. Только в том случае, если ты не можешь найти человека, чтобы спросить у него совета и получить извещение, Сам Бог становится твоим Старцем». Отец Паисий верил, что «Бог не попускает произойти злу, если из него не выйдет добра…».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский старец, в своих письмах оставил нам из своего духовного опыта очень убедительные назидания: «Самое ценное – научиться себя предавать всецело воле Божией»; «…Все Им, все от Него, все к Нему (см. Рим. 11:36) – так и живем. И вот теперь к концу жизненного пути свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».
Что такое Промысл Божий и как его увидеть в нашей жизни?
Вся жизнь человечества и мира протекает в русле Божьего Промысла. Человеку сложно понять и разглядеть замысел Бога в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах, но если посмотреть на события как бы со стороны, спустя годы, то осознаешь, что все случайности, на самом деле знаки Божьего попечения, проявление Его заботы. «Нет слепого случая!» – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь управляет миром, хранит людей, ограждая от ошибок, направляет к благу (Пс. 18:10).
Что означает Промысл Божий?
Промысл – непрестанное попечение Бога в отношении ко всему, что существует. И еще Божия воля, направленная на управление и сохранение мира, целесообразным (то есть наилучшим) образом (Пс. 134:6) – пишет преп. Иоанн Дамаскин.
Святитель Филарет в «Катехизисе» дает определение: «Промысл Божий – непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».
Священник Валерий Духанин подчеркивает, что Промысл Божий направлен на вечное спасение людей. Господь не только Творец, но и Промыслитель, постоянно хранящий, ограждающий от ошибок и направляющий к добрым последствиям. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Суть не в том, чтобы человек жив остался, а чтобы не умер без покаяния». Промысл Божий ставит человека в такие условия, которые более всего подходят для его спасения.
Предметы и виды Божьего Промысла
Промысл Божий объемлет весь мир, каждую его малейшую частицу – утверждает христианское учение (Иер. 23:24).
Предметы Божественного Промысла:
Как проявляется Божественный Промысл?
Схимонах Иосиф Ватопедский подчеркивает, что хотя ничто не может отменить Божия Промысла, но в зависимости от коварства злых сил, места, ситуации и времени возможны изменения в способе функционирования или действия. Промысл реализуется посредством воли Бога и проявляется как:
Все от Господа: и благое и скорбное, и недостойное. Но первое – по благоволению, второе – по домостроительству, а последнее – по попущению (преподобный Ефрем Сирин).
Святитель Иоанн Тобольский пишет, что ради своего спасения человеку необходимо трудиться. Если человек будет ленив, то Бог его не спасет. Господь помогает человеку идти к вечной жизни. «Никакое усердие человека не сохранит его без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческой воли не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде».
Как увидеть Божественный Промысл в жизни?
«Без понимания Божественного Промысла жизнь была бы тяжелой, запутанной, а иногда невыносимой» – говорил в беседах игумен Нектарий (Морозов). Нет в жизни ничего случайного: всем руководит Промысл Божий.
Преп. Авва Дорофей пишет, что Бог не оставляет без внимания даже малые нужды людей. Людям бывает сложно поверить в это, потому что они находятся далеко от Бога. Господь желает спасения всем людям и старается привлечь их к Себе, но человечество устраивает свою жизнь таким образом, чтобы находиться в удалении от Бога. Почему? Потому, что для спасения души нужны такие обстоятельства, которые не радуют людей.
Например, спастись можно терпением и смирением, но если бы Бог не посылал людям скорби, то как бы они спаслись? – рассуждает игумен Нектарий (Морозов). Чудо Промысла Божия можно увидеть в жизни святой Марии Египетской. Бог, видя сердце блудницы и предвидя, что оно откликнется, не допустил грешницу в храм, хотя другие люди свободно входили. Если подумать, то многие прихожане и священники встречали людей, которым в церкви становилось плохо, но сколько из них изменили свою жизнь? А преп. Мария сразу обратилась к покаянию.
Фото: Proza.ru
Промысл Божий невозможно увидеть без внимания к своей духовной жизни, смирения и молитвы. Чтобы разглядеть Божественный Промысл в собственной жизни, многим христианам достаточно вспомнить, каким образом они оказались в Церкви. Немногие приходят к Богу простой дорогой.
Еще бывают случаи, когда человек стремится попасть на борт корабля (авиалайнера), но в силу некоторых обстоятельств не попадает, а затем узнает, что судно утонуло (разбилось). Поэтому важно уметь примиряться с Промыслом Божиим, а не упорно стремиться исполнению своей воли.
Иеромонах Андроник (Пантак) считает, что проблема человека заключается в том, что он хочет знать Промысл Божий, а надо доверять Господу. «Главное – верить Промыслу Божию с рассуждением» – говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), тогда будешь счастливым и благонадежным на пути к спасению.
Глубины Божественного Промысла люди не могут постичь. Святитель Василий Великий писал: «Судьбы Божии … не для всех удобопостижимы». Но в назидание христианам Священное Писание представляет множество примеров попечения Бога о спасении человечества, достаточно вспомнить истории Ноя, Авраама, Иосифа, Моисея, Давида, Иова и других.
Промысл Божий или человеческая свобода?
Предлагаем вашему вниманию материал из нового номера журнала «Вода живая».
Промысл Божий
Как соотносится Божественный промысл и человеческая свобода? Вопрос старый, как само богословие. Католики дают свой ответ устами блаженного Августина. У лютеран ответ довольно печален: Промысл есть, а свободы нет. А какие логические, исторические и жизненные аргументы существуют в пользу «свободолюбивой» позиции у православных? Об этом мы спрашиваем у духовника Санкт-Петербургских Духовных школ, почетного доктора философии Оксфордского университета протоиерея Вячеслава Харинова.
«Логика» божественной благости
— Отец Вячеслав, Промысл — одно из самых загадочных понятий православного богословия. Многие считают, что это некий план, прочерченный для нас Богом, другие — что сумма наших поступков, наоборот, приводит к конкретному результату…
— Промысл Божий — это не только феномен православного богословия. Это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. Ее пытались решить, но не решили античные мыслители, потому что рассуждали в рамках логики необходимости: необходимость и целесообразность, необходимость и случайность, необходимость и свобода.
Христианство отвергло античное представление о судьбе-неизбежности, которое описывает человека либо как машину, либо как действующее лицо всемирного сценария. Оно разделяет понятия «предведения» и «предопределения», подчеркивая неуловимость Промысла, но и сохраняя пространство свободы для человеческих интерпретаций и поступков.
Благодаря предвидению Бог все видит, все знает, а вот предопределять Он может только в рамках той свободы, которую Он дал человеку. И эта свобода предполагает тысячу способов возрастания, «прогресса» человека в Боге. В той области, где присутствует Бог, нет жесткого сценария, потому что путей добра много. Скажем иначе: благой результат, «хэппи энд» предопределен, но божественная благость бесконечна и потому бесконечно число человеческих «ответов» на эту благость.
— Что Вы имеете в виду?
— Допустим, остановилось сердце у моего друга — человека, который моложе меня на несколько лет, абсолютно здорового, спортсмена… Я задаюсь вопросом, как это могло произойти, начинаю анализировать его прошлое, вспоминаю, что, кажется, он увлекался алкоголем.
Например, на Серафима Саровского напали разбойники, а Мария Гатчинская была прикована к постели тяжелым недугом. Мы воспринимаем это как некое жизненное нестроение. Но одного взгляда на фотографию той же преподобномученицы Марии достаточно, чтобы понять: Господь именно в этих обстоятельствах позволил ей проявить свою праведность.
Протоиерей Вячеслав Харинов
План греха
— Если сравнить действие Промысла с действием человека, оно покажется нелогичным, безумным.
— Конечно! Есть такая известная притча. Некий старец шел в дальний монастырь, в пути к нему присоединился послушник. В одном доме они остановились на ночлег. Хозяин радушно принял их, пригласил к столу и принес еду на серебряном блюде. Вдруг послушник схватил блюдо и выбросил в реку. Старец промолчал.
Переночевали они во втором доме, — провожая гостей, хозяин подвел к ним маленького мальчика со словами «Благословите, отцы». После благословения послушника мальчик умер. Старец ужаснулся, но снова промолчал. На третью ночь они остановились в заброшенном доме, потому что старец боялся новых чудачеств послушника. Наутро последний принялся перебирать дом по бревнышку, а потом опять собирать.
Старец сказал ему: «Ты что, бесноватый? Что с тобой происходит?» Внезапно послушник преобразился, и старец увидел, что перед ним ангел. Божественный посланник объяснил ему смысл с виду безумных поступков: серебряное блюдо, которое он выбросил в реку, было краденым, умершему мальчику предстояло стать страшным злодеем, а в заброшенном доме было спрятано золото: ангел изъял его и тем спас души ищущих богатства.
Во всех трех случаях действие Божие было направлено на благо, но знать об этом не мог ни старец, ни любой другой человек. Потому действия Промысла и кажутся иррациональными.
— Из этой притчи следует, что существуют люди, для которых возможен только один жизненный сценарий, как у этого мальчика. Или я что-то неправильно понял?
— Сценариев бесконечно много. И то, что мальчик из притчи умер, как раз разрушает концепцию единственно возможного сценария. Ведь если конкретный вариант развития сюжета не осуществлен, то о его фатальности говорить не приходится. Кроме того, только святые идут к небу, взмывая свечой вверх, а мы движемся к Богу, падая и поднимаясь. И может быть, с точки зрения божественной благости лучше для нас прервать сценарий на взлете.
— А как вписываются в логику божественной благости Дахау и Освенцим? Тут ведь речь идет не о потенциальном злодействе, а о вполне реальном.
— Перед этими ужасами буксует любая попытка понять, что такое человек. После того, что совершил немецкий народ, его, казалось бы, следовало лишить права на существование. Помню, на одной из конференций, где собираются ветераны с обеих враждовавших сторон, когда вроде бы все уже «оттаяли», на лицах появились улыбки, — шнапс, пиво, братские объятия… поднялся один из наших фронтовиков: «Я своими глазами видел, как в Белоруссии немецкие солдаты подбрасывали наших младенцев и ловили, улыбаясь, на штыки. А потом я солдатом дошел до Берлина и оказался со своей частью возле концлагеря. Мы не вошли в него, потому что наши лейтенанты везде развесили таблички «Мины». И правильно сделали: если бы мы увидели следы ваших зверств, вырезали бы вас всех до одного».
Естественная человеческая реакция! Но по сути это бессмысленно, ведь нельзя достоверно сказать, что это то самое последнее и фатальное падение, которое было уготовано немцам. И действительно Господь все направляет ко благу: сейчас Германия —это двигатель Европы, страна, которая дала пристанище, например, сотням тысяч мигрантов, в том числе евреев…
— Нам кажется, что многие вещи находятся в нашей воле: пойти на работу или остаться дома, жениться или нет… Но ведь свобода — это достаточно условное понятие: нами руководят аффекты, стереотипы, привычки, нас окружает множество советчиков. Как совершить свободный поступок?
— Думаю, случайности все меньше, а свободы все больше там, где человек стремится познать себя. Причем не разумом науки и логики, а способностью оценивать нравственную сторону событий, способностью соотносить свою волю с волей Божией.
Весь вопрос в том, как эту волю распознать. Допустим человек хочет уйти в монастырь, но перед тем, как сделать окончательный шаг, тяжело заболевает и, восприняв эту болезнь как божественное запрещение, остается в миру. Другой бы это воспринял, как «дьявольское искушение», а третий — как призыв от Бога поторопиться.
В этом-то и ценность христианского мировоззрения, что оно не убивает радости сотворчества, радости самопознания. Это Божии дары, и человек, лишенный их, перестает быть человеком. Более того, предопределение Божие меняется в зависимости от нашего поведения, от того, как мы реализуем свою творческую свободу.
Соработая с Богом, мы можем творить потрясающие вещи, даже определять судьбу мира. Существуя на грани двух миров, духовного и физического, человек может глубинно погружаться и воздействовать на них. Проникновение ума в глубь физического мира и мира идей, в глубь земной коры и коры головного мозга, в тайны биохимии и устройства души — все это указывает на неисчерпаемость наших возможностей.
— Имеет ли смысл говорить о божественном наказании за грех?
— Да, проблема преступления и наказания существует для духовно поверхностного человека. А для просвещенного — сам грех является наказанием. Раскольников только в конце книги приходит к пониманию того, что совершенное им зло стократ превышает зло, которое творила старуха-процентщица.
Человек, стоящий на более высокой ступени духовного развития, сразу же видит: взял топор в руки — будешь наказан.
Апофатика заповедей несет в себе информацию о подсудности их нарушения, включает в себя единственность истины, заключенной в них. Эта единственность определяет безбожность, а значит безжизненность любой другой псевдоистины.
— Понятно, что «простые верующие» не способны предсказывать будущее, а планировать его они могут? Как расценивать слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6, 34)?
— Вы спрашиваете об этом одного из таких «простых верующих»! Конечно, есть божественное попечение обо всех нас. Но чтобы стать «птичкой Божией», о которой Господь заботится, или полевой лилией, прекраснейшей, чем ризы Соломона, нужно правильно, то есть на благо, употребить свою свободу. А мы почему-то экстраполируем эти слова Спасителя в сферу несовершенства и даже греха.
Беспечность и поверхностность суждений многих, искавших монашества в египетских пустынях, приводила к их смерти в мире песка, камня и солнца — «Патерик» об этом очень недвусмысленно повествует. Преступник, выходящий «на дело» и произносящий: «Ну, с Богом!», уже «спланировал» свое будущее.
У нас волосы на голове все сочтены, но они сочтены у того, кто в Господе пребывает. Там, где Его нет, Он не обязан считать наши волосы, потому что там и головы-то нет.
Нам открыт путь греха, мы предупреждены о том, что нас там не ждет ничего хорошего, и если мы на него ступаем, некорректно вспоминать евангельские цитаты, не имеющие к этому пути никакого отношения. В области мрака говорить о божественном свете или сиянии любимых глаз бессмысленно.
Лучший способ стать провидцем
— Чаще всего в духовно сложных ситуациях человек не может сам решить, как ему поступать. И тогда он идет за советом к мудрому человеку. Для православного человека — это духовник. Обязательно ли его искать?
— «Должен советоваться с духовником» — я не понимаю этой позиции, потому что духовный отец есть далеко не у всех. Очень часто речь идет не об отношениях отца и чада, а о фантазиях «духовных чад» по отношению к «отцам».
Это как в семье: если отец не имеет попечения о ребенке, не знает, где он и что с ним происходит, если у него душа не болит, то это не отец. Если христианин говорит «мой духовный отец — тот-то», еще вопрос, помнит ли этот духовный отец свое чадо в лицо…
Не нужно играть с этим. Удивительно, но мы можем перерастать своих духовников. Если все мы стремимся к обожению, к росту в меру возраста Христова, то можем достигать уровня тех людей, которые были для нас духовными наставниками.
Тот духовный отец, которого я любил и люблю, уважал и уважаю, из отца стал мне сейчас братом. Мы говорим на равных, но наши любовь и уважение нисколько не умалились. Я для него ничуть не менее ценен в качестве духовного брата, и он даже советуется с моим недостоинством в каких-то вопросах.
В духовничестве и вообще в религиозной жизни ключевую роль играет доверие, осознание того, что «этот человек знает больше», причем знает не как логик или ученый. Превосходящий нас в «ведении» человек должен обладать большим, по слову апостола, «умом Христовым», умом нравственного делания и суждения.
Но даже если вы встретите человека, который станет авторитетом для вас, не стоит называть его сразу «духовником» и тем более «старцем». Неважно, будет это молодой или пожилой человек, в сане или нет, если с точки зрения опыта и внутреннего видения он заслуживает вашего внимания, воспринимайте это как награду, как милость Божию, а не как долженствование поклонения ему…
— Вы упомянули старцев. Чем они отличаются от обычных духовных наставников?
— Конечно, не седой бородой. Над Иоанном Кронштадтским смеялись уже в молодости, когда он без сапог возвращался из бедняцких кварталов Кронштадта. Я думаю, все дело в пронзительности религиозного сознания, в некой истовости, в дерзновении перед Богом.
Например, тот же святой Иоанн делал вставки в Евхаристический канон, практиковал харизматические восклицания, беседовал с Богом во время богослужения. Для академически образованных священников того времени (да и для современных пастырей, включая меня) это немыслимо, совершенно неприемлемо.
Но ведь, по совести, случающаяся болтовня служителей в алтаре — что это, как не внесение в литургический строй чужеродного элемента, причем обыденного, мирского, совершенно не связанного с богослужением? Почему нас это не смущает, а литургическое творчество Иоанна Кронштадтского вызывает недоумение? Потому что мы не причастны к его дерзновению.
Как много сейчас в Церкви людей, шагающих на цыпочках, на полусогнутых ногах! Для них существует столько авторитетов, столько инстанций, что сложно сказать, куда они в действительности стремятся — к Богу или к каким-то земным целям.
Святые же люди, старцы, в дерзновенном свободном порыве, через благие деяния приобретают свойства Божества, получают способность участвовать в божественном предвидении. Особенно это касается предвидения результатов греховных поступков, где закономерность куда жестче, где очевидна неизбежность поражения. Ведь когда мы судим о благих деяниях, то, конечно, можем ошибаться в «предсказаниях», потому что человек волен избрать любой из множества путей добра.
Беседовал Тимур Щукин
Читайте также: