божии ратники мирные дети труда что означает
Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Железная дорога»
Отрывок стихотворения «Железная дорога»
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Краткий анализ стихотворения
Вариант 1
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролись с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Вариант 2
Некрасов в поэме «Железная дорога» описал труд и страдания русского народа, гнёт и потери, которые он пережил. Одним из самых страшных бедствий был, конечно же, голод. Поэт создает развёрнутую метафору «царя-голода», где последний предстает перед нами как живое существо, правящее миром. Именно он заставляет мужиков работать день и ночь, браться за непосильный труд, теряя физические и душевные силы.
Для того, чтобы показать все тяготы жизни рабочих, согнанных на постройку железной дороги, автор строит стихотворение как рассказ очевидца, возможно, даже участника этих событий. Это, а также постоянные обращения (к «папаше», «Ванечке») придают тексту бОльшую достоверность, а кроме того живость и эмоциональность.
Люди работали и умирали, пока строили железную дорогу («А по бокам-то всё косточки русские…»). Фантастический образ «толпы мертвецов» помогает как нельзя лучше понять судьбу мужика-строителя. За свой рабский труд люди не получали никакой благодарности; те, кто заставил простой люд строить железную дорогу, никак не помогали, а только эксплуатировали несчастных людей. Чтобы подчеркнуть это, Некрасов использует короткие, часто нераспространённые предложения, а также лексику с отрицательной семантикой («Мёрзли и мокли, болели цингой», «Грабили нас грамотеи-десятники,/ Секло начальство, давила нужда…»).
Тема социальной несправедливости раскрывается и в портрете больного белоруса. Некрасов, используя яркие эпитеты, а также разговорную лексику, создаёт образ забитого, униженного, больного строителя железной дороги («Губы бескровные, веки упавшие / Ноги опухли; Колтун в волосах;», «горбатая спина», «язвы», «грудь ямою»). В его лице показаны всё страдание народа и равнодушие высших слоёв общества.
Но Некрасов подчеркивает, что, несмотря на унижения и бедность, голод и холод, русский народ «вынесет всё» («Вынес достаточно русский народ,/ Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!»). В этом восхвалении русского народа, а также в открытом призыве к борьбе заключается главный идейный пафос отрывка.
Это интересно: «Всадница» Брюллов сочинение по картине.
Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения
Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?
Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой несправедливости в отношении народа, которая с отменой крепостного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» национального бытия, частью его самого.
В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и коллег по литературному делу. Он не дает народно-песенных элементов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего драматизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном стихотворении. Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лирический герой.
Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…
Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед мужицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важный. Непривычное для лирического описания природы слово «ядреный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно проводит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.
Этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.
Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертвецов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воззвал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Все ли нас, бедных, добром поминаете
И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что железную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который появляется в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самохарактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:
— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную толпу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4‑я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4‑я часть поэмы строится согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится самой драматичной, мрачной, беспросветной.
Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной работе, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмотреть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Читайте также: Фет «На заре ты ее не буди» анализ стихотворения.
Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.
Тема
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр
Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
В стихотворении Некрасов Н. А. «Железная дорога» были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Читайте также: Стихотворение Анчар Пушкина — полный и краткий анализ.
Страница 220 — ГДЗ по Литературе для 6 класса Учебник Коровина, Полухина, Журавлев, Коровин. Часть 1
Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Размышляем о прочитанном
1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
В эпиграфе к стихотворению на вопрос Вани о том, кто сделал железную дорогу, генерал отвечает, что выстроил граф Пётр Андреевич Клейнмихель (царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой). Здесь мы видим четкую позицию генерала. А в самом произведении Ивану открывается правда о том, кто же на самом деле строил эту дорогу.
2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
Человек, который так увидел картину природы, умеет видеть красоту природы в мелочах, он радуется этой красоте, гармонии в природе, “Всё хорошо под сиянием лунным”
Прекрасная картина природы противопоставлена последующему рассказу о страшных испытаниях людей, которые строили железную дорогу. Некрасов использует приём антитезы, чтоб сыграть на этом контрасте.
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
Голод имеет очень большую власть, перед ним никто не может устоять, он беспощаден ко всем. Голод заставляет людей заниматься тяжелой работой:
“В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.”
4. Как вы понимаете строки:
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Какая мысль выражена антитезой?
В этих строках заключена мысль о том, что люди отдали свои жизни (“гроб обрели”) за то, чтобы человек освоил “эти дебри бесплодные”, вдохнул жизнь в это место.
5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаем из их песни, какое чувство она вызывает?
Слова: «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что эти люди были хорошими православными людьми, которые усердно трудились, все терпели.
Из песни мы узнаем о всех ужасных тяготах, которые легли на плечи строителей этой железной дороги:
“Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники.
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, Божии ратники,
Мирные дети труда!”
6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
Поэт пишет о “привычке к труду” русских мужиков, которую нужно перенять будущему поколению, про то, что русский народ очень выносливый и терпеливый, и потому сможет все вынести:
“Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.”
О будущем поэт говорит с чувством грусти и надежды.
7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
Отношение генерала к народу прослеживается на протяжении всего текста, начиная с эпиграфа, когда он говорит сыну, что дорогу построил граф Клейнмихель, царский министр. Когда Ваня говорит, что дорогу строили мужики, генерал просто захохотал:
“Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал. — Тысяч пять мужиков,
Русских племён и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители. “
Захохотал генерал!”
Позиция генерала ясна, он считает простой люд “Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! Дикое скопище пьяниц!”, они не способны создавать что-то великое.
Авторское отношение противоположное, потому что на протяжении всего произведения автор говорит об обратном, о том, что именно “Тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители” выстроили эту грандиозную дорогу.
8. Почему стихотворение обращено к детям?
Стихотворение обращено к детям потому, что именно им автор хочет показать значимость простого человека, его труда, а также донести мысль о “привычке к труду”, которую необходимо воспитывать в будущем поколении.
Творческое задание
В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.
Несмотря на то, что в стихотворении нарисована картина далекого прошлого, она нас многому учит. Во-первых, уважать труд других людей. Труд каждого человека важен. Мужики, которые трудились на строительстве железной дороги совершили великий подвиг, мы должны помнить это и гордиться ими. Во-вторых, автор говорит о важности труда, привычки трудиться. В-третьих, автор показывает несправедливость, которая присутствует в обществе до сих пор, обесценивание труда простых людей. В-четвертых, автор гордиться русским мужиком, его терпеливостью и выносливостью.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
Что мы узнаём из песни «Божии ратники, мирные дети труда»?
Задание по литературе для 6 класса 5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?
Однако ненависти к живым нет. У них осталась радость оттого что тяжкими трудами своими, положили жизнь свою ради общего блага. Добровольные, покорные мученики ради счастья многих людей во-истину святые. Они назвали себя
Самое простое, о чем просят духи погибших это помянуть их добрым словом.
Грустно, печально читать это произведение. Оно учит нас не только радоваться прекрасным постройкам, монументальным проектам, но прежде всего уважать труд тех, кто подобно православным святым, безропотно вложил свой нелегкий труд в общее благо.
Очень впечатляющую картину рисует Некрасов в стихотворении «Железная дорога» когда в кона поезда Ванечка замечает толпу мертвецов, которые то обгоняют поезд, то бегут стороной.
Мертвецы поют свою песню, в которой рассказывают о тягостях подневольного труда, когда они еще были живыми и строили железную дорогу. Они рассказывают о голоде и цинге, о поборах десятников, о согбенных спинах и о том, как их секло начальство.
Это очень печальная песня, но в ней нет угрозы.
Мертвецы появляются в стихотворении Некрасова «Железная дорога» внезапно, словно не откуда и толпа их преследует поезд. Нет, они не собираются вредить живым. но спрашивают их о том, помнят ли люди про тех, кто непосильным трудом строил дорогу и на чьих костях она стоит?
Мертвецы поют печальную песню и называют себя в ней божьими ратниками, что надо понимать как слугами бога, ведь они наверняка уже в раю.
Но как встретила дворня и крестьяне возвращение в отчий дом Владимира Дубровского?
С большой радостью. Крестьяне любили и старого барина, и любили молодого, которого пока еще не знали толком, но готовы были служить ему верой и правдой, как служили всем представителям семьи Дубровских. Эта искренняя любовь дворовых не может не тронуть и показывает какие в действительности отношения были между Дубровскими и их крепостными.
А вот об отношении этих же крестьян к Троекурову лучше всего сказал кучер Антон, который встречал Дубровского:
В повести «Дубровский» случай на псарне послужил той искрой, от которой возгорелся пожар ссоры между двумя друзьями. Какой-то псарь посмел сравнить имение Дубровского с псарней, и это сильно задело Дубровского. Он был честным, но щепетильным в вопросах чести и очень гордым. Видя, что Троекуров не наказал самовольство псаря, Дубровский обиделся и уехал. Так началась ссора.
В стихотворении «Узник» первоначальное грустное и безрадостное настроение создают соответствующие эпитеты. Темница оказывается сырая, товарищ грустный, пища кровавая. Добавляют мрачности и существительные Неволя, Темница, Решетка.
Но далее узник воспринимает поведение орла, как некое обращение, как призыв, покинуть мрачную темницу и улететь вместе с ним в даль, где будет гулять только ветер.
Именно эти средства и создают эмоциональный подъем в конце стихотворения.
В своей повести «Дубровский» Пушкин красиво показал разницу в отношении чиновников к мелкому помещику Дубровскому и богатому знатному помещику Троекурову.
Дубровский был изначально уверен в своей правоте, он точно знал что Кистеневка принадлежит ему и потому хотя и написал письмо в котором все объяснял, считал не нужным беспокоиться о ходе дела, так как был уверен в том, что родную усадьбу никому не отобрать.
И вот как встретили помещиков чиновники суда: при появлении Дубровского на него никто не обратил внимания, при появлении Троекурова:
В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин использует множество красочных эпитетов и чтобы передать свое настроение от яркого солнечного утра и чтобы рассказать о хмуром вечере накануне.
Очень красивое описание природы зимнего утра, которое сразу создает возвышенное, приподнятое настроение.
И сравните описание вечора: Мутное небо, Бледное пятно, Тучи мрачные, Ты печальная. Совсем другая картина и другое настроение.
Ответить на вопросы по рассказу «железная дорога».Перечитайте фантастическую картину,где изображается толпа мертвецов.Что означа
Посмотрела я сегодня фильм «Вождь разнокожих» снятый в 2012 году режиссером Егором Анашкиным. Несмотря на то, что по произведению О. Генри уже был снят фильм, и к слову, очень неплохой фильм, наши кинематографисты решили, что они могут сделать что-то лучше. Оказалось, им это только казалось. Ничего лучше не получилось. Получилось очередное российское одноразовое кино. Одноразовое с той одной оговоркой, если вы этот один раз выдержите до конца. Шанс есть, фильм не очень длинный, всего полтора часа. Тем более, если заниматься какими-то делами, то время пролетит не так напряженно.
Два похитителя решают украсть сына банкира (позднее окажется, что банкирши) с очень благородной целью. Чтобы этот самый банкир (банкирша) не лишила крова детдомовских детишек. Вроде как по мнению героев фильма злой банкир хочет это здание использовать в своих целях. Но наш то банкир (банкирша) благородный и добрый и здание отнимать не собирался.
Музыка в фильме очевидно тоже должна была добавлять картине долю юмора. Но почему-то «Шоколадный заяц» в исполнении очередного безголосого «фабриканта» совершенно не впечатлил. Как и все остальные музыкальные нарезки.
В фильме снялся Дмитрий Дюжев (после фильма «Беременный» я уже не удивляюсь участию этого актера в таких фильмах). Но что в этой ленте делала Мария Миронова?! Каким ветром ее занесло в этот «кино-шедевр»?!
Мальчика (которого похитили) сыграл Никита Иванов. В фильмографии этого мальчика всего три фильма и винить его в том, что он так играл его сложно. Но зачем его пригласили в этот фильм?! Неужели среди детей не смогли найти того, кто не отбывал бы время на съемочной площадке, а добавил фильму хотя бы один плюс?!
Старая экранизация романа О. Генри была интересной, их похищенный ребенок был живой, подвижный и забавный. За казусами похитителей и проделками сорванца было интересно наблюдать. Здесь же роман пытались осовременить, а получилось … ну получилось именно то, что получилось. К просмотру не рекомендую. Пустое несмешное кино, с замашкой на комедию.