божья болезнь абхазия что это

Главная » Алфавитный каталог авторов » Ч » Избранные статьи

Петрэ Чарая

Статьи:

Верование абхазцев в «Анцва имзз» (в кару Божью)

———————————
1. Эти последние две вещи употребляются только в самый день молитвы, и ни в каких других случаях не употребляются, а хранятся чисто; котел называется чистым, божьим.
2. Родители некоторых учеников вверенной мне школы не высылали в эти их праздничные дни детей в школу, и мне немало труда стоило убедить их, что учение не нарушает святости никакого «Божьего дня».
3. В прошлом году неподалеку от школы оплакивали покойника. Голоса плачущих, рыдающих достигли школы, где я занимался. Пополудни мне послышались звуки особой песни вместо плача. Оказалось, как объяснил заехавший абхазец, что там гром поразил двух волов. Так как в подобных случаях, как и выше показано, печалиться нельзя, то начали петь и при звуках песни подняли и сложили убитых волов на высоком месте, чтобы что-нибудь нечистое не коснулось их.

(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике. / Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 136-141.)

Абхазия и абхазы

(Опубликовано: Газета «Иверия», 1888, № 169 (на груз. яз.))

(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике. / Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 199.)

Землевладение в Абхазии

(Опубликовано: Журнал «Квали», 1897, №№ 12-14 (на груз. яз.))

(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике. / Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 466.)

Колонии в Абхазии

(Опубликовано: Журнал «Моамбе», 1898, № 1, с. 96-110 (на груз. яз.))

(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике. / Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 482-488.)

Источник

Абхазский синдром

“Мы до сих пор не можем подняться с колен”

По Абхазии ходит легенда.

“Когда Бог начал делить землю, то забыл про Абхазию.

— Уважаемый, почему же ты мне не оставил кусочка? Пока я принимала гостей, накрывала на стол, мои соседи все разобрали, — огорчилась Абхазия.

— Я раздал не все. Один небольшой, но самый лакомый кусочек земли я приберег для себя. Там ничего не надо выращивать — благодатная почва сама дарит плоды. Я подарю тебе этот райский уголок”.

Кто бы мог подумать, что спустя время жители райского уголка начнут умирать с голоду.

— Вот уже больше десяти лет мы живем без войны. Но с тех пор мы так и не смогли подняться с колен, — плачут абхазцы. — Вернуть туристов вряд ли получится в ближайшее время. А вторая война убьет нас окончательно.

Репортер “МК” посетил Абхазию и выяснил, как сегодня выживает маленький народ.

— Вы завтра хотите вылететь в Абхазию? Вы что, с ума сошли? Люди к морю за два месяца места бронируют, — раздался в телефонной трубке голос столичного туроператора.

Через час представители фирмы мне перезвонили. Уверяли, что чудом удалось выбить местечко в пансионате на побережье. Таким образом туркомпании просто заманивают клиентов на обнищавшие курорты Абхазии. В итоге я отказалась от их услуг. И не пожалела.

Пограничный ад

Дорога от аэропорта Адлера до российско-абхазской границы занимает не больше 20 минут. Цены на такси колеблются от 150 до 350 рублей. Маршрутка домчит вас за 75 рублей, что, по местным меркам, конечно, дороговато. Но в этом случае водитель довезет вас прямо до “калитки” — так ласково называют здесь пограничные ворота. Автобус обойдется в 15 рублей, но за эту цену вас выбросят за 1,5 километра до реки Псоу.

Пограничная зона берет начало у небольшого магазинчика. Наверху надпись — DUTY FREE. На двери — амбарный замок.

— Да вы не ждите, никто не придет. Продавцы здесь час работают, три загорают, — окликает меня торговец хлебной лавки. — У нас эта шарашка не пользуется спросом. Ведь прямо на границе можно купить домашнее вино в несколько раз дешевле. Правда, москвичи иногда устраивают здесь скандал. Однажды даже выломали дверь — так хотелось им заграничного бухла испить.

Граница делится на две части: автомобильную и пешеходную. Последняя представляет собой мост через реку и обыкновенную узкую асфальтированную дорогу протяженностью не больше километра, огороженную с одной стороны металлической сеткой, с другой — глухим забором. Но это не главная достопримечательность границы. Этот кусок земли — настоящее государство, где живут по своим неписаным законам, где правят свои надзирающие органы и крупные бизнесмены, где главенствует жесткий рэкет.

Каждые 10 метров на приграничной трассе торгуют фруктами, выпечкой, семечками, самодельным вином. Чтобы разложить товар на границе, необходимо ежемесячно отстегивать процент с выручки сотрудникам пограничной службы. Но это стоит того. Ведь многие туристы начинают свой отдых в Абхазии именно с этого места. В какой еще стране вам позволят расстелить покрывало прямо на пограничной полосе, чтобы откушать национальной мамалыги и опрокинуть стакан-другой терпкого сухого вина!

Таможня тоже снисходительно относится к туристам. Пронести через патрульную зону можно хоть слона.

— Почему не просите поставить багаж на ленту? — поинтересовалась я у мужчины с погонами, тушившего сигаретный окурок под вывеской “Таможня. Курить запрещено”.

— Ставьте, если вам делать нечего, — недовольно буркнул под нос мужчина и лениво нажал на кнопку. Сумка поехала. Представитель таможни даже не взглянул на экран. За это время мимо пробежали порядка десяти людей, нагруженных весомыми баулами. Никто из них не обратил внимания на человека в форме.

Зато заинтересовались мной на паспортном контроле, когда вместо российского паспорта я предъявила заграничный.

— А чем этот не устраивает?

— Непонятно, где его выдали, ваше место прописки…

В отличие от Адлера, где на каждом шагу вас встречают беззаботные лица, абхазская картинка выглядит более удручающей.

Когда ворота паспортного контроля остались позади, я оказалась в кольце серых лиц. Сотни женщин в темной одежде, утирая со лба пот, молча сбились в кучки перед контрольно-пропускным пунктом.

— Беженцы? — поинтересовалась я у встречающих меня людей.

Часть заработанных абхазскими торгашами денег оседает в кармане сотрудников таможенной и пограничной службы. Например, за каждый килограмм фруктов пограничники собирают с торговцев по 2 рубля — эти средства идут в казну Абхазии. Существует на границе и экологический контроль. Функция этой организации народу непонятна. Однако за каждую тачку фруктов абхазцы обязаны выложить по 10, а то и по 20 рублей…

— Если фрукты перевозятся по автомобильной трассе, то в пограничной пробке придется проторчать порядка семи часов или заплатить служивому тысячу рублей, чтобы тот пропустил ваш транспорт по встречной полосе. С пешими торговцами этот номер не пройдет. Женщины часами простаивают в огромных очередях, чтобы попасть на российскую землю. И таких ходок за день приходится делать не меньше семи, — продолжает Михаил. — Однажды из-за военных действий в Чечне пограничникам дали указание блокировать российско-абхазскую границу. Дело было зимой. Кто не успел попасть домой, оставались на российской стороне и ночевали на голой земле. Те, которые не успели пересечь контрольно-пропускной пост Псоу, сторожили свои тюки на абхазской стороне. Бросить поклажу они не могли. Это их хлеб. Толпы женщин мерзли на мосту под жутким ветром и проливным дождем больше суток. В грязных тулупах и мокрых валенках они грелись друг о друга, как коровы в загонах. Нужду справляли прямо около тачек в страхе отойти и потерять очередь. Я слышал, после наших зим многие молодые девушки не могли потом рожать детей.

Экзотика под дулом автомата

Когда колесишь по горному серпантину мимо Гагры и Сухуми, не устаешь удивляться, как поразительно выглядят необыкновенной красоты пальмы и экзотические сосны с платанами на фоне каркасов разрушенных многоэтажек, сожженных домов и забытых противотанковых ежей. Мне довелось побывать в 9-этажном доме, расположенном на берегу реки Гумиста, — именно в том месте, где проходила линия фронта. Эта постройка чудом пережила ту войну. Сегодня там до сих пор чудом выживают люди.

Купить новое жилье абхазцам не по карману. Несмотря на то, что трехкомнатная квартира общей площадью 110 кв. метров стоит здесь не больше 30 тысяч долларов, такую сумму не может собрать даже самый зажиточный житель Абхазии. Например, зарплата самого популярного журналиста на местном ТВ всего 150 долларов. По его словам, это одна из самых высоких зарплат в городе. А уж об абхазской пенсии здесь и подавно слагают анекдоты. Три года назад пенсию стариков с 15 рублей увеличили до 100. При получении российского гражданства эта сумма возрастет до 600 рублей. Правда, на получение долгожданной корочки может уйти больше года, и заплатить за эту процедуру придется 1200 рублей. Поэтому неудивительно, что, имея в кармане 300 рублей, в Абхазии вы будете считаться богачом.

По низкому уровню цен Абхазия превзошла все курортные зоны. Роскошный ужин на двоих с салатами, мамалыгой, копченым мясом, горбылем и морем самого лучшего домашнего вина обойдется в 150—200 рублей. На рынке литр сухого вина можно приобрести за 50 рублей, бутылку чачи — за 30. Цены за 1 кг помидоров или огурцов — 20 рублей, свежее мясо — 70—80, черешня — 30, клубника — 20, персики и абрикосы — 30. В магазине хлеб стоит 7 рублей, самая дорогая водка “Люкс” — 50, пиво “Сухумское” — 15.

— Как мы здесь вольготно жили до войны, — качает головой хозяйка квартиры Майя, в которой я остановилась. — Муж работал директором крупного консервного завода, мы могли позволить купить себе шикарную квартиру, машину — отказа ни в чем не знали. Наши лечебные санатории даже зимой стояли переполненными. Сегодня не осталось ни одного крупного промышленного предприятия, люди лишились работы, а восстанавливать фабрики и заводы властям не по силам. Абхазцы ведь после окончания войны растащили по кирпичикам все уцелевшие здания, вынесли все оборудование.

Как ни странно, во время войны не пострадало лишь советское великолепие санаториев и прочих здравниц. Только количество отдыхающих в Абхазии неудержимо стремится к нулю.

— Нет ничего удивительного в отсутствии туристов, ведь сервис с советских времен не изменился — все осталось на прежнем, убогом уровне. Посмотрите, сколько свободных лежаков, — кивают в сторону моря отдыхающие. — Сервис в Абхазии хромает на обе ноги. В домах часто отключают свет, холодную воду дают по часам, а уж о горячей и подавно мечтать не приходится.

Стоимость путевки в лечебный санаторий Абхазии составляет 350—500 рублей. Но туристы предпочитают снимать угол у местных жителей. В Гагре и Сухуми койко-место в частном доме на берегу моря обойдется от 150 до 200 рублей. В Гудауте и Новом Афоне — не больше 100 рублей. А за аренду шикарного двухэтажного особняка на побережье с вас возьмут всего 50 долларов в сутки.

О собственной безопасности здесь беспокоиться тоже не приходится. Практически каждый санаторный пляж находится под охраной вооруженных солдат. Каждый туристический автобус сопровождает представитель местной службы безопасности.

— У нас сейчас безопасно. Столкновения происходят только на границе с Грузией. Но в те районы туристов никакими коврижками не заманишь, — успокаивают абхазцы. — А за своих отдыхающих мы горой стоим! Ведь туристы для нас — единственный шанс выжить.

Продается дача Сталина

Конечно, в Абхазии есть Новоафонские пещеры, озеро Рица, мыс Пицунда, гора Мамзышха, Гагские водопады. Их посещение — обязательная программа. В произвольную входят прогулки по эвкалиптовым аллеям, катание на мустанге по альпийским лугам, наслаждение вкусом поспевающей изабеллы. Можно подняться к древнему замку абхазского царя Леона, куда не проложены еще туристические маршруты и где, по легендам, водятся привидения. А еще в Абхазии вас научат охотиться на перепелок с помощью ястреба, из козьего молока делать нежнейший ажурный сыр, а из гибких прутьев плести летний домик — апахцу.

К сожалению, приостановили экскурсионный маршрут на дачу Сталина, что на Холодной речке. В прошлом году этот особняк и 80 гектаров земли собирался купить Олег Дерипаска за 10 миллионов долларов. Однако, когда разговоры о сделке дошли до журналистов, олигарх разорвал контракт купли-продажи. Теперь дачу снова выставили на аукцион. Говорят, ее цена резко возросла до 15 миллионов. В помещении остались и дубовые столы, и самшитовые стенные панели, и огромный четырехтонный бильярдный стол, и массивные люстры, и кресла с бархатной обивкой.

Источник

«Княжеская» болезнь

божья болезнь абхазия что это. Смотреть фото божья болезнь абхазия что это. Смотреть картинку божья болезнь абхазия что это. Картинка про божья болезнь абхазия что это. Фото божья болезнь абхазия что это

Недавно по одному из российских телеканалов показывали разоблачение очередного мошенничества – обманутыми оказались множество пенсионеров, которым, обобрав их до нитки, всучили «чудодейственные лекарства». Ни в одном из городов Абхазии подобного вроде бы не случалось: видимо, масштабы нашей республики таковы, что жуликам здесь просто не разгуляться, их скоро все будут знать в лицо. Но у нас есть свои, специфические способы развода на деньги.

Есть в народе такое понятие, как «княжеская» болезнь, она же – «божья», она же – «абхазская». Ни разу не встречал рассказа о ней в СМИ. То ли руки у журналистов до этой темы еще не дошли, то ли она в абхазском обществе табуированная. А возможно, и то и другое.

Почему «княжеская»? Потому что, говорят, в старину ею болели только представители аристократических, княжеских и дворянских, фамилий (в России крестьянки тоже вряд ли падали в обморок от чувств и страдали от мигрени). А почему «божья»? Ну, тут объяснение очень простое: человек наказывается за грехи кого-то из предков. А почему «абхазская»? Потому что распространена в Абхазии, и почему-то в основном на востоке.

божья болезнь абхазия что это. Смотреть фото божья болезнь абхазия что это. Смотреть картинку божья болезнь абхазия что это. Картинка про божья болезнь абхазия что это. Фото божья болезнь абхазия что это

«Княжеская» болезнь

No media source currently available

Мне довелось недавно увидеть картину того, как проходило лечение «княжеской болезни», правда, в одном из районов западной Абхазии. Дело было так. В ходе встречи нескольких близкородственных семей в сельском родительском доме, во время подготовки к какому-то праздничному застолью, юной девушке стало плохо, она на несколько минут лишилась чувств. И вот кто-то надоумил ее родных обратиться к «народному лекарю» из восточной Абхазии, который объяснил, что надо делать. Через некоторое время по его предписанию девушка, двое ее братьев и дядя поселились в том же сельском доме на сорок дней. При этом они не должны были выходить за калитку и мыться. Выручали влажные салфетки, которыми они обтирались с ног до головы, но я представил себе: а каково было тем, кому назначалось это «лечение» во времена, когда еще не существовало подобных средств гигиены. Им готовили, их обстирывали двое родственниц. Время от времени к ним приезжала какая-то женщина и играла им на ачамгуре (народный струнный инструмент), это и было «лечение».

Я посетил тогда тот дом вместе с их родственником, который должен был их навестить. «Пациенты» бодрились, а обросший седой бородой дядя девушки – бриться им тоже не полагалось – пошутил: «А что, здесь как в санатории». Что ж, возможно, любому человеку, особенно в возрасте, совсем не трудно уединиться для отдыха на месяц в доме, который нельзя покидать. Но верить во все это «лечение», особенно в его случае, а он, как я знал, был достаточно образован! А может быть, ему было просто неудобно отказаться от «курса лечения», поскольку именно на нем, человеке состоятельном, лежало финансовое бремя его обеспечения?

Это было пару лет назад, а недавно услышал от своего друга, что «лекарь» назначил вдруг тем же самым людям еще один «курс лечения». На этот раз друг, который раньше никак не выказывал своего отношения ко всему этому, язвительно заметил, что «лекарю», видно, деньги понадобились.

Я заводил разговор об этой самой таинственной болезни с несколькими знакомыми. Большинство разделяло мое мнение, что это вечные, в том числе и в нашу эпоху айфонов, спутники человечества: темнота и невежество. Но от кое-кого, от кого как раз не ожидал, услышал расплывчатое: ну, ты знаешь, а вот были случаи. И начинали рассказывать истории про своих знакомых и родственников, которых с успехом пользовали такие лекари. А один мой собеседник стал даже на их защиту грудью. Вот почему, наверное, эта тема и табуирована.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

божья болезнь абхазия что это. Смотреть фото божья болезнь абхазия что это. Смотреть картинку божья болезнь абхазия что это. Картинка про божья болезнь абхазия что это. Фото божья болезнь абхазия что это

Виталий Шария

В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

Источник

Знахарство и народное врачевание. 207

Если задабривание разгневанных богов или «святынь» не помогает больному, прибегают к магическому приему передачи болезни животному. Делается это так: больного, одев в белую одежду или накрыв белым платком, выводят или выносят во двор и сажают. Затем вокруг него три раза обводят справа на­лево хорошую молодую лошадь или молодого быка, в край­нем случае корову (пол животного должен соответствовать

[1] Джанашия- Абхазский культ и быт, стр. 174.

полу больного). Исполнительница этого обряда «чистая» ста­рушка произносит: «Пусть все твои недуги и болезни с сегод­няшнего дня перейдут на эту скотину», затем три раза обносит вокруг головы больного несколько фундуковых палочек и бро­сает их в животное. После этого животное уводят. Рассказы­вают, будто бы животное иногда немедленно издыхало (Абгархук, Джгерды). По сообщению Джанашия: «Абхаз уверен, что если чистосердечно исполнить этот обряд, больной выздо­равливает и его болезни переходят к животному, которое и по­гибает»1. Однако, пожертвовать хорошей лошадью или быком не всякий может. Поэтому придумана замена и для животных: лошадь или быка, в свою очередь, трижды обводят петушком, к которому и переходят болезни; после этого лошадь или бык остаются невредимыми, а петушок погибает, а если и не поги­бает, то его, во всяком случае, нельзя есть.

Раньше не пользовались и скотиной, которую обводили вокруг больного. К аналогичному приему для избавления от всяких бед прибегают и в некоторых других случаях. Так, мать, отпуская сына на чужбину, обносит вокруг его головы петуха, надрезывает петуху гребень и кровью мажет лоб сына. Всякие невзгоды, которые могли бы постигнуть сына, после этого падут на голову петуха. Петуха отпускают на волю (со слов Цагурия, Кодорский уезд).

[1] Джанашия. Абхазский культ и быт, стр. 176.

2 СМОМПК XXVI. отд. 1, стр 13:

3 Там же. XVIII, отд. III, стр. 337.

над которым ворожили»1. Буряты заменяют больного челове­ка животным посредством особого обряда «доле»; человек выз­доравливает, а животное околевает. В старину прибегали к за­мене больного человека другим, который заболевал и поги­бал2. Монголы устраняли несчастие тем, что передавали его скоту и этот скот выгоняли3. Существовавший у древних ев­реев обряд очищения от грехов посредством передачи их «коз­лу отпущения», которого с грузом грехов прогоняли в пусты­ню, относится к тому же кругу магических действий.

Большой страх сравнительно с другими болезнями у абха­зов вызывает заболевание оспой. Считается, что эта болезнь имеет своего божественного покровителя и лечится иначе, чем другие болезни.

Повелителем оспы считается Зоусхан или Зосхан. Этот «святой» появился в Абхазии, по-видимому, сравнительно не­давно. Судя по рассказам стариков, до выселения в Турцию абхазы почти совершенно не знали оспы; занесли ее к ним псхувцы и ахчипсхувцы, когда в 1864 году выселились из родных гор в Турцию. Эти указания стариков подтверждаются и сведениями, опубликованными И. Пантюховым в 1867 году. Он сообщает: «В мае 1865 т. мне случилось в сопровождении толпы абхазцев выезжать из Окумского в Абживский округ, где свирепствовала натуральная оспа, и у меня остались в па­мяти те странные и уныло торжественные звуки молитвы, кото­рую пела эта, большею частью седобородая толпа, обращаясь к недавно открытому здесь повелителю. оспы Зус-хану. Далее он приводит перевод части молитвы Зус-хану которая закан­чивалась следующим обращением: «Псхувский и ахчипсхувский каратель, причинивший им беды и в Бзыбском округе, по­милуй нас! Ханейзико, Хания белая, мать Зус-хана, посылает беды и милует, и Зус-хан, золотой Зус-хан помогает». В за­ключение д-р Пантюхов говорит: «Как заметно из слов самой песни, она составлена недавно и соответствует времени выселе­ния псхусцев и ахчипсхусцев, т. е. 1864 г., когда оспа сильно поражала их». Представление о святом, названном Зус-ханом, насколько я мог узнать из расспросов, появилось в Абха­зии в недавнее время; о нем нет еще преданий4.

[1] СМОМПК, XXXVII, отд. II, стр. 32.

3 Гамбоев Г. в «Трудах Восточного отделения археологического общества», VIII, стр. 32.

4 Пантюхов И. О мифах и поверьях туземцев Рионской долины «К», 1867, № 28.

При лечении оспы у абхазов так же, как и у всех картвель­ских народов, осетин и других народов Кавказа воспреща­ется употребление каких-:либо лекарств. Этим можно лишь рассердить Зосхана и тем усилить болезнь. Вместо всякого лечения ублажают Зосхана; ставят для него угощение, а для его лошади или ишака кладут кукурузную солому, затем соби­раются около больного, веселятся, играют на апхярца, танцу­ют, как бы радуясь прибытию дорогого гостя, поют песнь Ахи Зосхану, прося его быть милостивым к больному. В комнате, где лежит больной оспой, воспрещается разводить огонь, а также вносить туда кипяченую воду. Эти же самые правила соблюдаются при оспенных заболеваниях повсеместно в Гру­зии1. В доме, где имеется оспенный больной, не держат свиней и не едят свинины. Заметим, в целях сопоставления, что у гу­рийцев «ангелы оспы» или «батонеби» считаются привержен­цами Магомета, и самая болезнь называется «татарскою», по­чему больному оспою не дают ни свинины, ни вина, как непри­ятных «батонебам»2. Свинины не дают больному и осетины. Около того дома, где лежит больной оспой, не позволяют стре­лять (сел. Джгерды). Такое же запрещение существует у ев­реев с. Варташен Нухинского уезда3. Запрещается также тем, у кого есть оспенный больной, натравлять собаку на волка (сел. Джгерды).

Умершего от оспы не оплакивают, а хоронят по возмож­ности с веселым видом, в прежнее время даже с танцами. Запрещение оплакивать умерших от оспы прежде существова­ло также в большинстве местностей Грузии4, у осетин5 и пр. народов.

[1] Чурсин. Народные обычаи и верования Кахетии, стр. 65; СМОМПК, XIX, отд. II, стр. 88, 89; А. Яшвили. Народная медицина в Закавказском крае, стр. 67.

2 Там же, XVIII, отд. III,.стр. 132.

5 Чурсин. Осетины, стр. 83.

При лечении раненых прибегают к магическому действию песни. Как бы человек ни был ранен, сейчас же около него затягивают песню, и сам раненый, если может, также поет:

«Уарайда! Тебя ранила не пуля, а пылинка, соломинка! Другие подхватывают: «Правда!»

Если из раны идет кровь, поют: «Это не кровь течет, а пот!» и т. п.

Такой песней больному внушают бодрость и уверенность в выздоровлении, настроение его улучшается и это действитель­но помогает выздоровлению (сел. Адзюбжа).

Старик Халил Чичба в сел. Ачандара под звуки своей ар­фы пропел следующую песню, которую поют при извлечении пули из раны:

«Человека ранили в голень. Пришли лекари лечить. Он говорит: найдите жеребенка-сосуна, голень которого подходи­ла бы к моей. Нашли голень, вырезали подходящий кусок ее. Вынули у раненого разбитую кость, вставили вместо нее кость

[1] Джанашия. Религиозные верования абхазов, стр. 111, 112.

жеребенка. Мучительно больно раненому. Он играет на апхярца и в ее звуках изливает свои страдания. Проходи­ла мимо жена, услышав игру, говорит раненому: «Ты не муж­чина, если не можешь скрыть страдания!» И раненый сдер­жал свои муки. В конце концов его вылечили».

Эти песни считаются священными, и старики не позволя­ют их петь без особой надобности, для забавы.

Когда в доме лежит раненый, для того, чтобы приходя­щие в дом не могли оказать на него вредного влияния, каждый входящий в комнату больного опускает руку в поставленную в комнате чашку с водой и трогает положенное в воду яйцо. Прежде чем заговорить с раненым, он брызгает на него водой (сел. Ачандара).

При головной боли устраивается моление «Агырдзатв». Больной берет цыпленка-курочку, отрезает гребешок и пус­кает, молясь о прекращении головной боли. Таким образом на­мечается курочка для жертвоприношения. Обряд этот нельзя делать в пост. Когда курочка подрастает, устраивается жерт­воприношение: режут курочку, приготовляют из пшеничной муки четыре круглых лепешки и молятся (сел. Дурипш).

Одно время среди молодых девиц распространилась нерв­ная болезнь. Больные корчились в судорогах, падали в обморок. Одетые в белое, больные танцевали и пели. Для прислужива­ния больным приглашали какую-либо девицу. Приглашенная обязательно должна была исполнить просьбу во, избежание того, чтобы самой не заболеть. Для лечения этого заболева­ния почтенный старик читал особую молитву, после чего боль­ные «выздоравливали». По указанию гадалок фамилии забо­левших должны были объявить своим запретным днем пятницу или воскресение (сел. Джгерды).

Особенный интерес представляют приемы и способы вра­чевания болезней, основанные на выработавшемся в течение многих столетий опыте абхазской народной медицины.

При этом нужно отметить широкое применение при лече­нии трав. Из объектов животного мира привлекает внимание

употребление с лечебными целями шкуры змеи: ее прикладывают к опухолям, к месту занозы для ее извлечения, к пулевой ране, для того, чтобы вытянуть пулю. Пользуются извест­ностью доморощенные хирурги-костоправы, излечивающие ра­нения, вывихи и переломы.

Однако, не будучи специально подготовленными в обла­сти медицины, мы не имели возможности заняться сбором ма­териалов по этому, весьма интересному вопросу1.

[1] Интересующиеся сведениями из области народной медицины абхазов могут найти нужные материалы в работе И. Шабловского: «Медикаменты и способы лечения, употребляемые народными врачами Абхазии и Самурзакани». Медицинский сборник, изданный Кавказским медицинским об­ществом, № 41.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *