божья тварь что это
Благословенные бессловесные
Преподобный Герасим Иорданский. Иконописец: Олег Шуркус / shurkus.ru
Одна моя знакомая – пожилой уже и чистый сердцем человек – решила помолиться о своем заболевшем коте. Но как молиться? О человеке – понятно как: «Помилуй, Господи, раба Твоего такого-то». А про кота же не скажешь так – «раба Твоего»: какой кот Ему раб? В результате получилось вот что: «Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…».
«Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…». Василий выздоровел
Василий выздоровел. Вполне возможно, что не в кошачьей живучести тут дело; что Творец вселенной отозвался на молитву женщины, бессознательно исполнившей Его Завет: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3). Впрямь, не в коте дело, а в ней. Или и в коте тоже? Какое место занимают животные в Его мироздании? Как мы должны их воспринимать? Христианское ли это чувство – любовь и жалость к ним? Можно ли за них молиться, и если да, то как?
И да владычествуют они…
Первая глава книги Бытия, сотворение мира:
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (…) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1. 20–26).
А во второй главе мы прочитаем о том, как Творец привел всех зверей полевых и птиц небесных к человеку, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (19).
Итак, бессловесные твари благословлены Создателем, увидевшим, что они – хороши, что земля, наполняясь ими, становится прекрасной; и Он поставил человека над ними всеми владыкой. Каким владыкой? Конечно, добрым и ответственным. Ведь это был мир до грехопадения. Зла еще не было. Оно вошло в мир потом. Жертвой падения человека безвинно («недобровольно», как пишет апостол Павел) стала вся тварь, и вся она, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне», именно от человека ожидая избавления «от рабства тлению» (Рим. 8, 20–22). На утрене праздника Богоявления (Крещения) мы слышим канон:
«Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо, Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшееся…».
С момента грехопадения отношения царя природы и собственно природы никак не назовешь идиллическими
Святые и звери
«Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев – в пустыню, а авва Зосима – в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего»
Это житие Марии Египетской. На иконах преподобного Серафима Саровского мы видим рядом с ним медведя. Другой косолапый столетиями ранее дружил с преподобным Сергием. Преподобный Герасим Иорданский вылечил раненого льва, и это тоже нашло отражение в его иконописном образе. А еще здесь можно вспомнить тех хищников из римских цирков, которые вдруг отказывались терзать и пожирать христиан…
Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку
Почему звери тянутся к святым? Почему они не боятся лесных и пустынных подвижников, не проявляют к ним агрессии, почему не хотят работать палачами? Святость – это исполненность благодати; это преображение человека, приближение его к тому состоянию, в котором находился человек – Богом поставленный добрый владыка неповрежденного гармонического мира – до своего грехопадения. Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку. Когда мы все – люди, звери, птицы – увидим «новое небо и новую землю» (Откр. 21,1), мы вспомним пророка Исаию, который в VI веке до Рождества Христова провидел гармонию тварного мира, преодоление антагонизма и борьбы за существование в царстве Мессии – отрасли корня Иессеева:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11, 6).
Александр Лопухин в своем толковании на книгу Исаии пишет:
«Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они некогда первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия о состоянии первозданного мира».
Дух Божий учит любить все живое
Из записок преподобного Силуана Афонского:
Как-то у меня в магазине на балконе завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор никогда не обижаю я тварь.
Однажды, идя в Старый (Нагорный) Русик из монастыря, я увидел на дороге убитую змию, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь, и всякое творение страдающее, и я много рыдал пред Богом.
Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра».
Душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви, не может не страдать от страдания твари
Прогресс в отношении человека к животным, о котором я сказала уже выше, произошел во многом под влиянием христианства – душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви – пусть и далеко не настолько, насколько душа афонского подвижника Силуана, – не может не страдать от страдания твари. Особая острота этой боли – жалости к мучимому животному – объясняется, наверное, тем, что животное неразумно, оно не понимает, что с ним делают, и беззащитно перед «хомо сапиенсом». Мучая животное, человек мучает младшего по отношению к себе и того, за кого он в ответе – вот почему это грех, а намеренное истязание животных ради собственного удовольствия – проявление тяжелого душевного недуга.
О неразумии души
Однако о следующую цитату из преподобного Силуана некоторые могут, пожалуй, и «ушибиться»:
«Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать – есть неразумие души.
Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением…».
Да, трудно нам эти слова принять: кто же из нас не трепал пса, не гладил кота, не разговаривал с ними, выражая таким образом к ним любовь? Да ведь и сами они нуждаются в нашей любви – недостаточно им одной кормежки. Эмоциональные они существа: гамма эмоций собаки, например, весьма высоко развита. Однако не спорить с афонским подвижником мы сейчас должны, а усвоить то, безусловно, для нас полезное, что присутствует в его строгих – пусть даже слишком строгих – словах.
Худо, когда привязанность к животному подменяет любовь к человеку и Богу
Худо, когда любовь (а скорее, привязанность) к животному подменяет любовь к человеку и Богу, компенсирует ее нехватку, а то и полное отсутствие. Адольф Гитлер тоже был привязан к своей овчарке! Да, это крайний, отталкивающий пример. Но я не раз и не два наблюдала людей, у которых буквально истерическая жалость к каким-нибудь бездомным щенкам легко уживалась с холодностью и жестокостью к людям, зачастую – к самым близким. Нередко от этих людей можно услышать рассуждения о том, что животные в целом лучше людей… На самом деле животное просто легче любить, чем человека: это не требует нравственного и духовного труда, самокритики, терпения, смирения. Потому и происходит лукавая подмена. Человек, не научившийся любить ближнего, одинок: в общении с животными он зачастую видит выход из этого одиночества, способ утолить эмоциональный голод. И не замечает, что собака, кошка или морская свинка стали ему дороже людей, что есть уже, действительно, неразумие души и нарушение иерархии – замысла Творца о тварях.
Любовь меж людьми – тоже ведь вещь непростая. Есть любовь к другому человеку, а есть желание его любви к нам, желание этим человеком пользоваться. Различить это, дать себе отчет – «Я не столько его (ее) люблю, сколько его (ее) любви к себе хочу» – человек способен далеко не всегда, и немало семей разрушились от такого неразличения. Нечто подобное зачастую происходит и на линии «человек-животное»: за словами о любви к зверюшкам скрывается желание пользоваться ими ради своего развлечения или ради того, чтобы тешить свою гордыню. Люди отдают огромную сумму за породистого кота – и равнодушно перешагивают через брошенного котенка у себя в подъезде. Я не против породистых животных, особенно собак: иная порода – действительно шедевр, совершенный плод совместного труда человека и природы. Но чтобы владеть собакой этой породы, надо знать ее особенности, использовать ее по назначению, создавать ей условия, в которых она нуждается. В свое время я вела «собачье-кошачью» рубрику в городской газете и помню, сколько драм было связано с породистыми псами, хозяева которых просто ничего в них не понимали и не умели с ними обращаться. Начиная от очумевших хаски, которые не могут жить в тесном закрытом пространстве, вырываются и убегают неведомо куда, и кончая ребенком, которого на глазах родителей изувечил амстафф… И всегда один вопрос: а зачем покупали-то эту псину? – А… хотелось такого! Но причем тут любовь?
И все же, молиться ли о коте?
Да, уравнивать животное с человеком – греховное заблуждение, помрачение. Даже интуитивно – мы содрогаемся, слыша, что в храме некоей как бы христианской конфессии было совершено богослужение для домашних питомцев, что кискам и собачкам было предложено «причастие» и т.д.
Но тем не менее – они живут рядом с нами, они – часть нашей жизни, они нуждаются в нашей заботе… а подчас и в нашей молитве. Вопрос, можно ли молиться о домашних питомцах, священникам задают очень часто, и это, наверное, неслучайно. Совершила ли грех женщина, которая молилась о «…коте Твоем Василии»? Конечно, нет. И все же я спотыкаюсь, колеблюсь, когда у меня возникает стремление помолиться о собственном коте, у которого огромный нарыв на боку и жуткая температура… Мысль: «перед Ним – и о каком-то коте?!», порожденная отчасти и чтением записок преподобного Силуана, все равно возникает. Я боюсь поскользнуться, подменить молитву неким инфантильным сентиментальным выплеском.
Конечно, мы его лечим, этого нашего бедолагу. То есть – мы действуем. А любое действие, любое доброе дело можно и нужно предварять молитвой. Вот так, спокойно, без надрыва, без истерики и сентиментальности: «Господи, помоги. Святой Герасим, бинтующий на иконе лапу льву, – посодействуй: кто нашему зверю поможет, если не мы, люди, которые взяли его некогда в свой дом, и, значит, за него в ответе». Таким образом, разумное и необходимое действие помогает мне выработать душевный и духовный градус, оптимальный и для меня, и для болящего кота.
Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями
Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями. Посмотрите, сколько раз упоминаются звери и птицы в Библии, как богат ее космос: здесь и олень, «стремящийся к источникам вод», и «скимны (львята) рыкающие», и гнездо аиста выше всех гнезд на вершине, и пушистый орел с веточкой в клюве, и ежи, и летучие мыши, и гады морские, и зайцы, прячущиеся под камнями, и те самые птицы, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их»…(Мф. 6, 26)
…Но в том же стихе есть и продолжение: «Вы не гораздо ли лучше их?» И оно напоминает нам, разумным и словесным, о нашем особом месте в мироздании и о нашей ответственности за него.
божья тварь
Смотреть что такое «божья тварь» в других словарях:
Божья тварь — Жанр мелодрама комедия Режиссёр Галина Юркова Данелия … Википедия
БОЖЬЯ ТВАРЬ — «БОЖЬЯ ТВАРЬ», СССР, Глобус, 1991, цв., 80 мин. Эксцентрическая мелодрама. «Ягода но горькая, тварь но божья». Примерно так можно акцентировать суть второй режиссерской работы Галины Юрковой, которая, как и в предшествовавшем «Французе», склонна… … Энциклопедия кино
Божья тварь (фильм) — Божья тварь Жанр мелодрама комедия Режиссёр Галина Юркова Продюсер Михаил Литвак Автор сценария С … Википедия
Божья тварь Богу работает. — Божья тварь Богу работает. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Божья тварь Богу и работает. — Бог труды любит. Божья тварь Богу и работает. См. РАБОТА ПРАЗДНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
тварь — См. существо всякой твари по паре. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тварь (божья, бессловесная); дрянь, зверюга, дрянцо, подлюга, зверь, скотина, клейма ставить негде,… … Словарь синонимов
тварь — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? твари, кому? твари, (вижу) кого? тварь, кем? тварью, о ком? о твари; мн. кто? твари, (нет) кого? тварей, кому? тварям, (вижу) кого? тварь, кем? тварями, о ком? о тварях 1. Тварью называют… … Толковый словарь Дмитриева
тварь — Общеслав. Того же корня (с перегласовкой а/о), что творить. Тварь исходно «сотворенное, творение, создание», далее «живое существо, человек, животное» (ср. всякая божья тварь). Пейоративное (отрицательное) значение является вторичным и носит… … Этимологический словарь русского языка
тварь — Это слово, называющее живое существо (как, например, в выражении тварь Божья), восходит к тому же корню, что и глагол творить. Буквально – сотворенное … Этимологический словарь русского языка Крылова
бессловесная тварь — божья тварь, животное, живое создание Словарь русских синонимов. бессловесная тварь сущ., кол во синонимов: 4 • божья тварь (3) • … Словарь синонимов
БОЖЬЯ ТВАРЬ
Полезное
Смотреть что такое «БОЖЬЯ ТВАРЬ» в других словарях:
Божья тварь — Жанр мелодрама комедия Режиссёр Галина Юркова Данелия … Википедия
божья тварь — бессловесная тварь, животное Словарь русских синонимов. божья тварь сущ., кол во синонимов: 3 • бессловесная тварь (4) • … Словарь синонимов
Божья тварь (фильм) — Божья тварь Жанр мелодрама комедия Режиссёр Галина Юркова Продюсер Михаил Литвак Автор сценария С … Википедия
Божья тварь Богу работает. — Божья тварь Богу работает. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Божья тварь Богу и работает. — Бог труды любит. Божья тварь Богу и работает. См. РАБОТА ПРАЗДНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
тварь — См. существо всякой твари по паре. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тварь (божья, бессловесная); дрянь, зверюга, дрянцо, подлюга, зверь, скотина, клейма ставить негде,… … Словарь синонимов
тварь — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? твари, кому? твари, (вижу) кого? тварь, кем? тварью, о ком? о твари; мн. кто? твари, (нет) кого? тварей, кому? тварям, (вижу) кого? тварь, кем? тварями, о ком? о тварях 1. Тварью называют… … Толковый словарь Дмитриева
тварь — Общеслав. Того же корня (с перегласовкой а/о), что творить. Тварь исходно «сотворенное, творение, создание», далее «живое существо, человек, животное» (ср. всякая божья тварь). Пейоративное (отрицательное) значение является вторичным и носит… … Этимологический словарь русского языка
тварь — Это слово, называющее живое существо (как, например, в выражении тварь Божья), восходит к тому же корню, что и глагол творить. Буквально – сотворенное … Этимологический словарь русского языка Крылова
бессловесная тварь — божья тварь, животное, живое создание Словарь русских синонимов. бессловесная тварь сущ., кол во синонимов: 4 • божья тварь (3) • … Словарь синонимов
ТВАРЬ
Смотреть что такое ТВАРЬ в других словарях:
ТВАРЬ
ТВАРЬ
тварь 1. ж. устар. Любое живое существо. 2. ж. разг.-сниж. 1) Подлый, мерзкий, презираемый человек. 2) Употр. как бранное слово.
ТВАРЬ
тварь ж.creature; собир. creatures pl.; all creation ♢ всякой твари по паре разг. шутл. — all kinds of people, people of every description
ТВАРЬ
ТВАРЬ
тварь сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? тва́ри, кому? тва́ри, (вижу) кого? тва́рь, кем? тва́рью, о ком? о тва́ри; мн. кто? тва́ри. смотреть
ТВАРЬ
I. Слово «Т.» встречается только в НЗ как перевод греч. слов ктисис, ктисма («творение», «создание»). Древнеевр. слово нэфэш, к-рое наряду со значением. смотреть
ТВАРЬ
-и, ж. 1. устар. и прост. Живое существо.Твари земные. Бессловесные твари (животные). □ Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас о. смотреть
ТВАРЬ
Всякой твари по паре. 1. Разг. Шутл. О смешанном, пёстром составе людской толпы, группы, общества. БТС, 163; ШЗФ 2001, 49. 2. Пск. О большом количестве. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
ж уст и прст (живое существо) criatura f, ser m; (животное) besta f; бран (о подлом человеке) bicho ruim, besta-fera f, canalha fСинонимы: бессловесн. смотреть
ТВАРЬ
Общеслав. Того же корня (с перегласовкой а/о), что творить. Тварь исходно — «сотворенное, творение, создание», далее — «живое существо, человек, животн. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
yaratık,mahluk* * *ж1) уст. yaratık (-ğı), mahluk2) прост., бран. aşağılık herifСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гнида. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
ТВАРЬ
ж.1) уст., прост. (существо) criatura f, bestia f, bicho mбессловесная тварь — bestia muda, animal mвсякая живая тварь — todo bicho viviente2) бран. ma. смотреть
ТВАРЬ
ж1) (создание) Geschöpf n, Kreatur f 2) презр. (о человеке) Kreatur f; Luder n (грубо) Синонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка. смотреть
ТВАРЬ
(3 ж), Р., Д., Пр. тва/ри; мн. тва/ри, Р. тва/рейСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гнида, дрянцо, дрянь, животное, зараз. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
ж.1) уст. créature f 2) бран. (подлая) тварь — vile créatureСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гнида, дрянцо, дрянь, живо. смотреть
ТВАРЬ
1) (живое существо) 生物 shēngwù2) разг. бран. 坏蛋 huàidàn, 畜生 chùshengСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гнида, дрянцо, дря. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
•тварь•נְשָמָה נ’ [נִשמַת; ר’ נְשָמוֹת, נִשמוֹת-], צֶאֱצָא ז’* * *ברואברייהיצוריצירСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гни. смотреть
ТВАРЬ
тварь ж 1. (создание) Geschöpf n 1a, Kreatur f c 2. презр. (о человеке) Kreatur f c; Luder n 1d (грубо)Синонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
• последняя тварьСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гнида, дрянцо, дрянь, животное, зараза, зверь, зверюга, каналья, клей. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
beist, best, kreСинонимы: бессловесная тварь, божья тварь, гад, гадина, гадюка, гнида, дрянцо, дрянь, животное, зараза, зверь, зверюга, каналья, клейм. смотреть
ТВАРЬ
1) Орфографическая запись слова: тварь2) Ударение в слове: тва`рь3) Деление слова на слоги (перенос слова): тварь4) Фонетическая транскрипция слова тва. смотреть
ТВАРЬ
ТВАРЬ
тварь сущ.жен.одуш. (3)ед.им.хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварьГоУ 4.5.Несносная тварь!Студ. 3.12.ед.вин.человечество и подчиненных трактуете к. смотреть
ТВАРЬ
Тварь. Общеслав. Того же корня (с перегласовкой а/о), что творить (см.). Тварь исходно — «сотворенное, творение, создание», далее — «живое существо, че. смотреть
ТВАРЬ
Rzeczownik тварь f drań m kreatura f podły człowiek f stworzenie n
ТВАРЬ
ТВАРЬ
ж. 1) уст. créature f 2) бран. (подлая) тварь — vile créature
ТВАРЬ
ТВАРЬ
ТВАРЬ
1. elajas2. elukas3. lojus4. olend5. olevus
ТВАРЬ
жен. книжн. уст. стварэнне, ср.собир. стварэнні, бран. жывёліна, жен.всякой твари по паре — усяго патроху, усякай усячыны
Божья тварь
Божья тварь | |
Жанр | |
---|---|
«Божья тварь» — советский художественный фильм 1991 года режиссёра Галины Юрковой.
Содержание
Сюжет
Поздняя советская эпоха. Алексей Сычёв (Сергей Шакуров) работает художником-реставратором. У него есть девушка — Мария (Ирина Шмелёва), медсестра. Отправляясь на день рождения девушки, он заезжает за ней на работу в больницу и видит что Мария с коллегой утихомиривают пациента-паренька. У входа в палату стоит модная девочка которая сообщает ему что это её брат. Позднее, когда Алексей усаживает Марию в свою машину, она напрашивается к ним подъехать «в центр», а потом и проникает к ним в квартиру в окно, ведя себя при этом довольно свободно и независимо.
В попытке отделаться от этой настырной девчонки по имени Шура (и прозвищу «Кэт»), Алексей собирается ехать на работу, в реставрируемый монастырь, он она и тут оказывается настойчивой и напрашивается ехать вместе с ним. По дороге назад герой останавливается на обочине, оборачивается и видит, что Кэт исчезла, и вместе с ней пропала и старинная, ценная икона, которую он взял из монастыря домой… Алексей разъярён, он отправляется на розыски иконы, хотя дома его ждёт на своем дне рождения его Мария.
Ему прийдётся столкнуться с неформальной молодежной тусовкой — рокеры, байкеры, металисты, попасть, по её вине, в множество переплётов и неприятных ситуаций. А причиной всему девочка по имени Шурочка, воровка и «сорвиголова», которой не хватает любви.