Что может делать эльф
Что может делать эльф
5. Отношения к другим расам и межрасовые связи Эльфов
5.1. Межрасовые Связи Эльфов
В то время как эльфы могут развлекаться с представителями других рас, от таких связей обычно не бывает никакого результата. Что-то в природе данных рас делает совершенно невозможным рождение ребенка. Только при помощи сильной магии или непредвиденных совпадений может выйти какой-нибудь результат.
Кроме физических различий, эльфы находят большинство других рас непривлекательными. У карликов есть бороды, а у хоббитов волосатые ноги и изрядный животик. В то время как эльфы могут уживаться с этими расами, они не пытаются, в основном, стать ближе, чем хорошие друзья.
Таким образом, в то время как эльфы могут физически иметь детей от других рас, они чаще всего не делают этого. В то время как есть много полуэльфов, большинство известных нам имеет человеческое происхождение. Один или два полуэльфа/полудварфа неожиданно возникали в легендах, но немного дошло до нас о том, какими они обладали способностями или каковы были обстоятельства их рождения.
Для этой персоны эльфы сделают все. Их жизни сосредотачивается на том, чтобы сделать их любимца счастливым, даже если нужно принести себя в жертву. Когда эта связь нарушена, то ли из-за предательства, то ли из-за смерти одного из пары, это является огромным ударом для другого члена союза. Эльфы могут умереть от тоски, вызванной такими разрывом.
Так как они могут накладывать такие узы только однажды (или дважды, в чрезвычайно редких случаях) в жизни, эльфы очень осторожны относительно тех, с кем они связываются. Многие эльфы проживают жизнь, не соединяя свои души с другими, либо многие не находят подходящую ситуацию или того, кто заслуживает такого важного союза.
Эльфы обычно не ненавидят другие расы. Хотя они могут не любить эти расы, они все же чувствуют родство с ними, как с живыми существами. Люди никогда не понимают этого, поскольку у них нет времени для истинной связи с жизненной силой мира. Только настоящие мистики других рас могут понять близость эльфов всему в жизни.
Не только большинство наземных эльфов не может постичь этот выбор, они не понимают, как существа, созданные из крови бога, могут погружаться в глубины зла, как дроу. Они понимают, однако, что дроу хотят только уничтожить их. Мечты дроу о всемирном завоевании и господстве на втором месте по ненавистности для наземных эльфов. Эльфы солнечного света знают эту ненависть хорошо и возвращают ее в полном объеме.
В отношении к другим расам эльфы обвиняются в том, что они надменны, высокомерны и презрительны. Это обвинение не полностью истинно. В то время как эльфы стоят особняком от других рас, они не презирают их. (Допустим, дварфы близки к этому.) Большинство эльфов, однако, не сближается с другими расами из-за их короткой жизни, а не из-за врожденной ненависти. В то время как эльфы всем сердцем верят в живую жизнь, им вовсе не улыбается идея наблюдать, как мириады друзей стареют и умирают.
Несмотря на свои короткие жизни, каждая из иных рас занимает уникальное место в эльфийском сердце. Ниже приводится типичная положение дел между эльфами, людьми и полулюдьми.
Эльфы – волшебный народ из кельтских легенд
Эльфы — загадочные создания, о которых рассказывается в удивительных преданиях кельтской и скандинавской мифологии. И если сегодня эльфы кажутся нам лишь необыкновенными существами выдуманных миров и древних поверий, то в прошлом люди считали эльфов отдельной расой, особым народом, наделённым многими способностями. Со времён древних кельтов сохранилось немало историй, рассказывающих о взаимодействии людей и эльфов.
Порой эти утончённые и прекрасные создания помогали человеку, а иногда становились для него смертельно опасными. Впрочем, кельтские племена знали о сложной иерархии и разделении, что существовало внутри эльфийского народа. Какими же видели эльфов далёкие предки современных ирландцев и скандинавов? Что могут рассказать о них мифы?
Название и внешность эльфов
Эльфов разные народы называли по-своему. В германских языках встречается самая привычная для нас форма, “аэльф”. Что же значило это слово? Увы, исследователи не могут дать точного ответа. Согласно распространённому предположению, такое именование могло произойти от “альб” – “белый”.
Не исключено, что подобное значение было связано и с ирландским словом “эллика”, что переводится как “сияющий”. На мой взгляд, такое “имя” эльфов подчёркивало их необычный внешний облик, ведь у многих народов мира божества были озарены сиянием или белым свечением, что распространялось вокруг них. В кельтских преданиях эльфы часто именуются сидами, а вот скандинавы называли их альвами.
Шотландский художник Джон Дункан «Всадники сидов», XIX век
Как я уже заметила, особенной чертой эльфов в легендах выступает их внешний облик. Определить, эльф или человек встретился путнику в лесной чаще, иногда было затруднительно. В целом, все эльфы имели сходство с обыкновенными людьми. Выделяли их некоторые “специфические” черты:
В облике эльфа могли быть некоторые острые черты, как, например, резкие линии подбородка, а также острые кончики ушей (последнее часто используется художниками, вдохновляющимися темой кельтского фольклора).
Многие эльфы описываются как прекрасные стройные юноши или девушки, облачённые в зелёные одежды. Этот цвет был выбран рассказчиками преданий неспроста. Поскольку эльфы считали своим домом лесные чащи, то зелень должна была подчеркнуть эту особенность.
Добрые и злые существа
Старинный эпос «Старшая Эдда» раскрывает нам особенности нрава эльфов. Они противопоставляются богам, однако не являются демоническими существами. Я бы назвала их божествами “второго порядка”, какими у славян выступали духи лесов, а у греков – нимфы.
Нередко эльфы приходят на помощь людям, оказавшимся в беде. Они – могучие чародеи, что способны передать силу любому предмету. Такой волшебный артефакт способен исцелить человека от болезни, дать ему невероятную силу, спасти в беде.
Но если человек заденет интересы эльфа или будет вести себя недостойно в его владениях, не стоит рассчитывать на добрый нрав и снисходительность этих существ. В текстах «Младшей Эдды» и вовсе имеется строгое разделение эльфов по их нраву и поступкам.
Эльфийка Тауриэль из фильма «Хоббит» / © Beniamino Bradi / bradoart.artstation.com
К первой группе принадлежат добрые и мудрые существа, что готовы оказать поддержку людям, могут делиться с ними своими знаниями, открывая тайны мироздания и устройства мира (в частности, природы).
Вторая категория эльфов отличалась коварством и жестокостью. Это были злые создания, что могли ради интереса погубить человека, оказавшегося в их власти. И те, и другие представители эльфийской расы были могущественными и сильными колдунами, наделёнными силами природной магии с самого своего рождения.
Темные эльфы были коварными и жестокими
© Michael Haydar / mihaydar.artstation.com
Эльфы в кельтском фольклоре
Древние ирландские предания и вовсе подают эльфов как народ, что некогда существовал на самом деле. Их называли племенами Туата де Даннан или детьми богини Дану. Сумев установить господство над Ирландией, эльфы укрыли остров туманом и непроглядными облаками. Стихии помогали им бороться с фоморами, демонами-захватчиками.
Лишь через много столетий племена богини Дану уступили власть милезам. Так кельты называли “сыновей Миля”, а именно – людей. С новыми правителями Ирландии был заключён договор, согласно которому эльфы могли оставаться на своих землях. Однако им требовалось жить не на земле, а внутри холмов. Называли такие возвышения сидами, отчего и пошло ирландское название эльфийского народа.
Эльфийский народ / © Nadide Öçba / darth_valheru.artstation.com
Отношения между эльфами и людьми были непростыми, но в отдельных сказаниях указывается, что порой между представителями разных рас даже устанавливались любовные связи, например, любовник-эльф Ганконер. А вот в ирландской саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» говорится, что одна девушка из племён сидов решила соблазнить смертного юношу:
“Пойдём со мной, мой возлюбленный. Золотой венец покроет твой пурпурный лик, чтоб почтить твой царственный облик. Пожелай лишь — и никогда не увянут ни юность, ни красота твоих черт, пленительных до скончания века”.
Эти слова не были пустыми, ведь эльфы действительно могли наделить человека властью, могуществом, подарить вечные красоту и молодость. В том же предании соблазнительница получила желаемое. Молодой герой сел вместе с нею в прозрачную стеклянную ладью, уплыв в неведомые дали. Больше этого юношу никто не видел среди людей.
Эльфийка / © Sara Meseguer / sara_meseguer.artstation.com
В кельтских легендах эльфы описываются как реально существующая раса. Их поступки, события в жизни, характеры настолько ярко и реалистично прописаны, что порой создаётся впечатление, будто народ этот и правда мог жить в далёкие времена. Сегодня они являются частью старинного фольклора, неизменным вдохновением для современных писателей, режиссёров, художников. Мы не можем знать, существовали ли эльфы на самом деле, однако они не покидают воображения человека.
Кто такие эльфы и с чем их едят? Откуда они взялись, где прижились
ПЕРВОИСТОЧНИКИ
Эльфы – светлые духи природы в германско-скандинавской мифологии
В германо-скандинавской мифологии существует два типа альвов – 1) белые, светлые, добрые и ну прям лапы такие пушистые! 2) темные, мрачные и хитрые карлики. Первый тип, по мнению большинства исследователей фольклора – это и есть настоящие эльфы. А второй тип – не имеющие никакого отношения к ним цверги или гномы. Светлые альвы или эльфы считались мудрецами и волшебниками, обучавшими первых волхвов. Они были искусны в поэзии, музыке и многих ремеслах. Эльфы жили в Альвхейме (стране эльфов) и прислуживали богам – асам. Своим обликом они были прекраснее солнца. В английском, шведском, норвежском фольклоре и современной культуре эльфы стали относиться к духам природы, населявшим воздух, землю, горы, леса и жилища.
Согласно англо-саксонским легендам, от светлых эльфов произошла часть скандинавских валькирий.
У НАС
Мифологичиские эльфы раньше населяли и другие области Земли. Ворд Рузенфорд в книге «Друиды» отмечает отчетливую параллель между ирландской богиней Дану и средиземноморской богиней Дианой, которая в итальянской мифологии является королевой фей. В славянской мифологии тоже существует богиня Дана («Мать Воды» или «Вода-Мать»); кроме того, широко распространено представление о Дунае как «Матери рек», источнике изобилия, границе мира людей и потустороннего мира. С именем Дана, скорее всего, связано и название рек Дон в России и Шотландии. А так же в славянской мифологии присутствуют всяческие берегини, навки, лешие и прочие духи лесов.
А вообще, всяческие любители мировых заговоров, считают, что эльфы это реально существовавший и существующий до сих пор народ. И находят тому массу «реальных» доказательств. К примеру, у нас на Алтае в 1993 году была найдена прекрасно сохранившаяся мумия, возрастом около 3-х тысяч лет, женщины «неземной красоты». Внешность которой сильно отличается от внешности народностей проживавших и проживающих на этой территории. Это вот такая отсылка к легендам о Хозяйке медной горы.
Существует расхожее мнение, что эльфы и феи — это одно и то же, однако они могут быть как одним и тем же, так и разными существами. Несмотря на частую схожесть описания, традиционные кельтские «эльфы» — sidhe (сиды), например, могли изображаться крылатыми, в отличие от фей, которые в кельтских сагах мало чем отличаются от обычных людей. Сейчас, благодаря фантастике, наоборот.
На этом у меня всё, люби фантастику, удачи и всех благ!
Пы.Сы. Надменный фэнтезийный «канонический» архетип эльфов мне не нравиться, поэтому не нравиться и вся раса в целом. Но каким-то непонятным образом эльф умудрился просочится в герои моей книги и черновики сборника рассказов. Фантастика, да и только.
Эльфы
Эльфы
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Места обитания
Сторона
Содержание
Этимология названия
В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий». Действительно, эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «ælf-sciene» и Shining folk в английском тексте легенды шотландского клана МакЛауд. В этом же ряду санскритское наименование Рибху́ (санскр. ऋभु, ṛbhú IAST, «искусный») или Рибхукша́ны — в индийской мифологии, обозначающее класс низших божеств, вызывающих плодородие и богатство, означающее «хитрый, искусный, изобретательный, разумный», существует точка зрения, возводящая ṛbhú IAST к тому же корню, от которого происходят английское elf «эльф», лат. albus (белый), др.-сев. alfR (альф, эльф или гном дварф), др.-англ. ælf (pl. ylfe) (эльф) и, возможно, арм. աղաւնի (голубь), а также alawunk’ (Pleiades).
Мифология
Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, в особенности фэнтези, наряду с гномами, гоблинами и троллями.
Существует расхожее мнение, что эльфы и феи — это одно и то же, однако они могут быть как одним и тем же, так и разными существами. Несмотря на частую схожесть описания, традиционные кельтские «эльфы» — sidhe, например, могли изображаться крылатыми, в отличие от фей, которые в кельтских сагах мало чем отличаются от обычных людей. В Англии исконным являлось именно представление об «эльфах», «феи» же из северофранцузского фольклора Нормандии пришли сюда только после завоевания Вильгельма.
В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причём последним в «Эддах» уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землёй и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами.
У Уильяма Шекспира эльфы — это маленькие воздушные крылатые существа, напоминающие не эльфов английского фольклора, а скорее маленьких и крылатых малюток-пикси. Это шутливо подчеркивал Толкин, считавший своё отображение мифических рас более соответствующим германскому, кельтскому и вообще европейскому фольклору в целом.
Альвы — по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.
В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам. В германской мифологии происхождение эльфов тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные «разряда» эльфов: альфы — белые, светлые, добрые эльфы, и дверги — мрачные и угрюмые, хитрые карлики (скорее всего это просто другое название гномов). Впрочем, возможно, именно альвы делятся на светлых и тёмных, а тёмные и называются цвергами. Эта разница получилась из-за самого слова «альвы», очевидно, именно от него потом появилось слово «эльфы». Согласно «Младшей Эдде» альвы и цверги зародились в мясе Имира, как черви, но по воле богов восприняли в себя часть человеческого разума и наружный вид людей. Однако «Старшая Эдда» рассказывает о появлении цвергов несколько иначе. Там говорится, что боги создали двух карликов «из крови Бримира, из кости Блаина», а остальных вылепили из глины. Хотя, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что Бримир и Блаин — просто другие имена Имира.
Альвы — духи природы. Они живут в своей стране Альвхейме. Обликом своим они прекраснее солнца. Правит альвами бог-кузнец Велунд. Они являются «светлыми эльфами».
Дверги, или цверги — подземные карлики, искусные кузнецы. Они живут под землёй и боятся света, лучи солнца превращают их в камень. Они не велики ростом, но очень сильны. Об их облике мало что известно, кроме того, что они маленького роста и предвещают беду. По некоторым источникам, у двергов на ногах по семь пальцев. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости. Они являются «тёмными эльфами». От них произошли столь популярные в современной англоязычной литературе гномы. Им доверили недра земли, потому почти везде двергов стали считать искуснейшими кузнецами, которые способны ковать самую гибкую и твёрдую сталь либо выделывать из золота и серебра такие мелкие вещи, которые едва сможет различить человеческий глаз. В Средние века твёрдо верили в происхождение хороших мечей и кольчуг от карликов. Много существует разных преданий о том, как они дарили людям произведения своих кузниц. Такие подарки всегда обладали какими-нибудь особенными свойствами. Но беда, если подарки эти бывали вынужденными: карлики, в отмщенье, всегда умели наделять их такими свойствами, что получивший их в целую жизнь свою не мог себе простить насилия, сделанного хитрому кузнецу-волшебнику.
Во времена глубокой древности в Ирландии появились туата де Даннан (племена богини Дану или дети Дану). Своим колдовством они укрыли землю густыми туманами и безраздельно властвовали островом, сражаясь с другими племенами и демонами-фоморами, приплывшими из-за моря.
Впоследствии туата де Даннан уступили власть над Ирландией милезам (сыновьям Миля). Милезы заключили с туатами договор, по которому милезы получают остров во владение, а дети Дану могут остаться в Ирландии, но жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых сидами. Отсюда и новое название туатов — сиды (Sídhe) или ши (Shee).
Частица «ши» в названиях сверхъестественных существ почти всегда указывает на то, что это существо из германской или кельтской мифологии. Например: бааван ши; баньши; дини ши; кайт ши; шифра и т. д.
Образ сидов почти полностью совпадает с современными представлениями об эльфах, возникшими благодаря современной и классической литературе.
Сиды высоки ростом и прекрасны лицом. Однако одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб — красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведётся увидеть её, умрёт от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей ни малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы — они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября) — древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие. Именно сиды часто соблазняют и увлекают за собой смертных мужчин (рыцарей, воинов или принцев).
Англичане, в отличие от жителей Скандинавского полуострова и Германии, не разделяют эльфов на «светлых» и «тёмных». Эльфы видятся англичанам скорее в образе фейри — не злых, но и не добрых существ, со своими странностями, пристрастиями и пороками.
В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же — в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами. Чаще всего их обозначают одним словом — пикси (pixie).
У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Ещё пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом, либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина!
Но нет — они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорождённых детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.
Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.
В Англии называли «локоном эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелы, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.
В Ирландии верят и в «больших», человекоподобных эльфов, которых там называют Туата Де Дананн (по другим источникам так называется один из высших классов фейри) или сидов, а также и в маленьких крылатых эльфов-фей (как и англичане, ирландцы называют их fairy — под тем же словом они подразумевают и фей).
В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле. Описания их схожи — мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелёными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно увидеть что спина и затылок у неё — полые.
Хотя легенды об эльфах не слишком распространены в Швеции, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому — лесной народ.
Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берёт начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.
В Швеции, как и во всех странах северной Европы, есть сказание о волшебных существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа, также широко распространена в Европе.
В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.
Часто встречаются истории о «ведьминых кольцах»: считается, что в этих местах эльфы или лесные духи по ночам водят хороводы. Существует много легенд у разных народов (чаще всего шотландцев, шведов и ирландцев) о том как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мёртвым в центре ведьмина круга.
Интересно, что в некоторых шведских преданиях эльфов разделяют на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха и воды. Лесных эльфов в этом случае относят к стихии земли. В той же мере в Швеции распространены сказания о горном народце. Об этих существах известно мало (несмотря на обилие сказок, и историй): горным народцем называют и эльфов, и гномов и даже иногда троллей; точно так же, как и Норвегии.
В Норвегии широко распространены легенды и сказки о всевозможных низших мифических существах, называемых одним словом — туссеры. Под этим названием могут подразумеваться эльфы, гномы, веттиры («подземный народец», другое название гномов), хульдра (красивая женщина с коровьим хвостом, который она скрывает от людей), тролли или даже ниссе (аналог домовых). Особенность норвежского представления об этом сверхъестественном народе в том что, согласно их поверьям, туссеры, как и люди, строят дома и церкви, пасут скот и живут селениями.
В популярной культуре
Эльфы являются одними из самых популярных мифических персонажей, встречающихся в играх, книгах, сериалах и комиксах.