Что такое качественный метод
Качественные методы
Смотреть что такое «Качественные методы» в других словарях:
качественные методы — Методы исследования устойчивости, основанные на качественном анализе выражений энергии и уравнений равновесия или движения системы. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 82. Строительная механика. Академия наук СССР. Комитет научно технической… … Справочник технического переводчика
Качественные методы — – методы исследования устойчивости, основанные на качественном анализе выражений энергии и уравнений равновесия или движения системы. [Строительная механика. Терминология. Выпуск 82. Изд. «Наука» М.1970] Рубрика термина: Теория и расчет… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Качественные методы исследования — Развитие этого вида исследований во многом было обусловлено неудовлетворенностью «числовыми» методами традиционной экспериментальной психологии. Сторонники качественных методов убеждены в том, что выводы. которые можно сделать из психологического … Большая психологическая энциклопедия
Качественные методы анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений — 6.3 Качественные методы анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений 6.3.1 Качественные методы, позволяющие получить экспертную оценку уровня риска аварии ГТС и уровня его безопасности, следует применять в условиях недостатка… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Качественные методы исследования — (qualitative research techniques) методы изучения, в которых исследователь полагается на собственное исследовательское мастерство и свою компетентность. В психопатологии, например, это расспрос пациентов, их родственников, наблюдение за… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Качественные методы исследований в оценивании — Проведение глубинных и экспертных интервью относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и… … Википедия
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — (qualitative research techniques) исследование, в котором социологи полагаются на свое мастерство включенного интервьюера или наблюдателя для сбора уникальных данных. Они могут иметь неструктурированный список тем обсуждения со своими… … Большой толковый социологический словарь
Качественные методы исследования — – исследования, выводы из которых нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
методы качественные — Методы оценки свойств или состояния объекта по внешним признакам без количественного выражения этих признаков [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN qualitative methods DE qualitatives Verfahren FR… … Справочник технического переводчика
Методы экологического мониторинга — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. В зависимости от точности результатов, которые необходимо получить при проведении мониторинга по тому или иному компоненту, явлению, пр … Википедия
Качественные и количественные методы исследований
Существуют два основных источника маркетинговой информации: первичные и вторичные данные. Первичные данные – это данные, которые ранее не существовали и которые собираются маркетологом впервые. Исследования, связанные с получением и анализом первичных данных, называются полевыми. Полевые исследования делятся на качественные и количественные. Первые основаны на сборе и анализе нечисловых данных. Вторые же базируются на том, что поведение людей и отношение их к чему-либо можно выразить с помощью числовых величин.
Желательно — пожестче!
Качественные методы исследования направлены на получение максимально полных и детализированных сведений об объекте изучения. Отличие качественных методов от количественных состоит в том, что они не акцентируются на статистических оценках и измерениях, а базируются на понимании, трактовке и интерпретации эмпирических данных.
К данным методам исследования относят: глубинные интервью; фокус-группы; проекционные методы.
Глубинные интервью – прямой метод качественных исследований, заключающийся в интервьюировании респондента подготовленным специалистом при помощи последовательно задаваемых вопросов для выяснения мнения отдельных членов группы по исследуемой проблеме, мотивов поведения и т.д. Основными тематическими направлениями глубинных интервью в маркетинге являются: изучение поведенческих характеристик потребителей, их отношения к компаниям, новым или существующим товарам, ценам на них; оценка реакции потребителей на разрабатываемые маркетинговые программы.
Третий метод анализа, символический метод, предполагает анализ символического значения предметов в сравнении с их противоположностями, выяснение их значения для респондента с помощью не характерных для них свойств. Допустим, при ответе на вопрос: «Что для Вас значит универсальный магазин?» выяснилось, что кроме основной функции – повседневные закупки – он служит для многих одиноких респондентов местом общения и знакомства. Исходя из этого рекламная кампания сети универсальных магазинов может разрабатываться с учетом этого обстоятельства.
Самое главное, что требуется от модератора, – в течение короткого времени установить доверительные отношения с группой незнакомых людей и побудить их поговорить на темы, которые часто могут быть им неинтересны, неприятны, о которых они не задумываются, или зачастую им просто бывает сложно сформулировать свои мысли.
Существуют «жесткий» и «мягкий» стили ведения групп. Для «жесткого» стиля характерен авторитарный стиль поведения модератора: давление на участников, жесткое ограничение времени ответа на вопросы, провокации участников или попытки подловить их на противоречиях в ответах. «Жесткий» стиль имеет свои области применения, но большинство модераторов проводят группы в «мягком» стиле, проявляя искренний интерес к другим людям, создавая доброжелательную атмосферу дискуссии. Это не значит, что ведущий ставит своей целью добиться бесконфликтности и благодушного настроения участников группы, какие-то конфликты, противоречия, острые моменты неизбежны и необходимы. Но при этом участники должны чувствовать, что мнение каждого одинаково ценно, интересно модератору и другим респондентам, потому что позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.
Проекционные методы включают в себя следующие конкретные методы: ассоциативные методы, тесты на завершение предложений, тестирование иллюстрациями, тесты рисунками, ролевые игры, ретроспективные беседы и беседы с упором на творческое воображение.
Каждый рассмотренный метод имеет как достоинства, так и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе качественного метода исследования. Но несмотря на некоторые недостатки методов, необходимо не оставлять без внимания и интервьюеров, которые должны отличаться высоким уровнем профессиональных навыков.
Применение данных методов на практике позволит компании сделать вывод о путях распределения своих и конкурирующих товаров, проверить, как принимает рынок новые продукты, насколько эффективно работает сбытовая служба и т.д.
Статистика — упрямая вещь!
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных опросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе. Цель количественных исследований – получение и анализ достоверных данных, подлежащих всесторонней статистической обработке. Количественные исследования позволяют проверить достоверность мнений потребителей, выявленных в ходе качественных исследований. Они проводятся с помощью опросов с использованием методов статистической выборки, наблюдений и экспериментов.
Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.
Для оценки полученных данных при опросе респондентов по данной теме курсовой работы могут быть использованы следующие методы анализа: дисперсионный анализ; кросс-табулирование; совместный анализ; многомерное шкалирование; кластерный анализ.
Наблюдение в маркетинге – это способ сбора маркетинговой информации о каком-либо объекте, исследуемом специалистами. Наблюдение осуществляют только при помощи целенаправленного и организованного восприятия с последующим фиксированием принятых данных на каком-либо возможном носителе.
Наблюдение для проведения маркетинговых исследований – один из лучших методов собирания данных. Объекты, находящиеся под наблюдением в маркетинге, – как правило, сами люди либо группы людей, а также конкуренты, предприятия, рынок либо его отдельные состояния и системы.
Метод наблюдения основан на наблюдении за определенной группой людей или различными ситуациями и последующем анализе факторов, наиболее важных для проводимого исследования. Этот метод может быть использован для разных целей как основной, дополнительный источник данных, а также для проверки сведений, полученных в процессе исследования.
Существует несколько форм наблюдений, их можно распределить, классифицировать по следующим признакам.
Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т.д. Результаты таких экспериментов заслуживают большего доверия, чем лабораторных, но при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами.
. И в заключение.
Качественное исследование: характеристики, виды, методики, примеры
Содержание:
Вкачественное исследованиепредставляет собой набор методов исследования, основанных на наблюдении, которые используются для глубокого понимания явления без использования для него числовых данных. Этот тип расследования фокусируется на таких вопросах, как: почему что-то происходит, как часто и какие последствия это имеет.
В отличие от количественных исследований, качественные исследования, как правило, сосредотачиваются на одном явлении и поэтому почти не используют статистику для своих выводов. Напротив, когда это применяется, используются такие методы, как наблюдение, полуструктурированные интервью или анкеты.
Качественные исследования традиционно имеют плохую репутацию в области чистой науки, но становятся все более важными во всех сферах. В основном он применяется в дисциплинах, связанных с естественными и социальными науками, такими как биология, психология и социология. Их методы также могут использоваться в других контекстах, таких как журналистика или экономика.
Несмотря на то, что изначально это был менее структурированный метод исследования, чем количественный, за последние десятилетия были разработаны многочисленные методы и процедуры, которым необходимо следовать для правильного проведения качественного исследования. В этой статье мы увидим, каковы его наиболее важные характеристики и в каких контекстах он применяется.
Качественные характеристики исследования
— Глубоко изучить явление
Например, при качественном исследовании в психологии можно проводить открытые интервью, чтобы лучше понять явление с точки зрения участников; но в то же время будет использоваться наблюдение, чтобы понять это с более внешней и беспристрастной точки зрения.
— Разделите сложные проблемы на более мелкие части
Явления, изучаемые с помощью качественных исследований, как правило, чрезвычайно сложны и полны нюансов, поэтому в большинстве случаев необходимо разделить их на более мелкие части, чтобы правильно их понять.
Например, этолог, изучающий репродуктивные привычки какого-либо вида приматов, не может полностью охватить этот феномен. Вместо этого я бы сначала изучил части, составляющие проблему, и сосредоточился на каждой из них одну за другой.
Так, например, он может изучать поведение самок в период течки, влияние иерархии между членами стада или наличие или отсутствие моногамии у вида. Позже, когда будут собраны все данные, вы сможете создать единую теорию, которая попытается объяснить все явление.
— Это происходит в естественной среде
Одна из наиболее частых критических замечаний по поводу количественных исследований заключается в том, что исследования проводятся в неестественных и контролируемых условиях, поэтому это может косвенно повлиять на результаты. Напротив, в качественном отношении именно исследователь должен подходить к явлению и наблюдать его, как можно меньше вмешиваясь в его развитие.
В социальной психологии, одной из областей, где чаще всего используются качественные исследования, это означает, что эксперт должен будет наблюдать группы людей, взаимодействующих обычным образом, если это возможно, без того, чтобы они осознавали свое присутствие. Таким образом, можно было бы собрать гораздо более надежные данные об исследуемом явлении.
Виды качественного исследования
Феноменологический метод
Он фокусируется на описании того, как участник переживает конкретное событие. Для этого используются такие методы, как интервью, прямое наблюдение или анкетирование для сбора информации непосредственно от участвующих субъектов.
Этот тип качественного исследования больше других озабочен тем, как участники чувствуют себя во время занятия или мероприятия. Поэтому он в основном используется в таких областях, как психология, социология или исследования в области маркетинга и продаж.
Этнографическая модель
Модель тематического исследования
Модель тематического исследования фокусируется на глубоком понимании клинического случая с одним предметом. Таким образом, он используется в основном в контексте психологии или медицины.
В модели тематического исследования информация об одном и том же явлении собирается с использованием разных методов и извлекается из разных источников. Чтобы понять это глубже, все собранные детали используются для создания общего вывода о нем.
Историческая модель
В качественном исследовании историческая модель изучает прошлые события, их причины и последствия, чтобы лучше понять, что происходит в настоящее время. Эта модель отвечает на вопросы, основанные на гипотетической идее, а затем использует все доступные ресурсы для ее проверки.
Этот тип качественного исследования может использоваться во всех областях, от области бизнеса до социологии и антропологии.
Методы и инструменты
В качественных исследованиях используются совершенно иные методы, чем в других типах исследований. Далее мы увидим, какие методы и инструменты наиболее часто используются в этом секторе.
Прямое наблюдение
При прямом наблюдении исследователь изучает людей или предметы, которых он хочет понять, стараясь как можно меньше вмешиваться в их распорядки и обычаи. Этот тип исследования обычно проводится скрытым образом, таким образом, чтобы испытуемые не знали, что они являются частью исследования.
Открытые анкеты
Анкеты обычно предназначены для сбора количественных данных. Однако существует их качественная версия, в которой используются открытые вопросы таким образом, чтобы участники могли более свободно выражать свои мысли.
Фокус группы
В рамках фокус-групп исследователи встречаются с небольшой группой участников беседы, в которой они пытаются собрать соответствующие данные для проводимого исследования. Этот метод обычно используется в таких областях, как маркетинг или социальная психология.
Полуструктурированные интервью
Совместное или этнографическое наблюдение
Совместное или этнографическое наблюдение похоже на прямое наблюдение в том смысле, что исследователь сосредотачивается на изучении более или менее сложного явления изнутри поля. Однако в этой версии профессионал принимает непосредственное участие в происходящем, чтобы попытаться понять это более глубоко.
Так, например, антрополог может войти в контакт с коренным племенем и продолжить жить как его члены в течение более или менее длительного периода времени, чтобы лучше понять их обычаи, мотивацию, убеждения и способы поведения.
Недавние реальные примеры качественных исследований
Выбор бога
Издание книгиВыбор бога, написанная Аланом Пешкиным в 1986 году, является хорошим примером качественного исследовательского процесса. Этот автор хотел глубоко понять причины, по которым американские семьи заставляют своих детей посещать религиозные школы, а не общественные центры, а также влияние этого на учащихся.
Чтобы собрать все данные, необходимые для написания своей книги, Пешкин провел 18 месяцев, живя с членами образовательного сообщества религиозного колледжа Баптистской академии Вифании. В течение этого времени он проводил прямые наблюдения, индивидуальные интервью со студентами, родителями и учителями, а также всевозможные анкеты, чтобы лучше понять, что происходит.
Понимание среди молодежи претензий в области здравоохранения
Недавнее исследование, опубликованное John Wiley & Sons, попыталось понять, как молодые люди относятся к предполагаемой пользе для здоровья некоторых широко потребляемых продуктов, таких как энергетические напитки или определенные косметические продукты.
Чтобы понять отношение молодых людей к этим элементам, были проведены полуструктурированные интервью с 27 австралийскими студентами, и после их расшифровки ответы были проанализированы, чтобы попытаться найти в них закономерности.
Исследование показало, что большинство молодых людей, казалось, почти полностью не знали всего, что связано с исследованиями в области здравоохранения, поэтому им было очень трудно отличить истинные сообщения от других, которые использовались просто как маркетинговая стратегия.
Роль цифровых технологий в процессах открытых инноваций
Это качественное исследование попыталось понять, почему новые технологии играют все более важную роль во всех творческих или инновационных процессах, особенно в компаниях. Для этого они подробно проанализировали творческие процессы нескольких компаний разного размера.
В ходе своего анализа они использовали всевозможные методы, от тематических исследований до интервью и анкетирования сотрудников. Он пришел к выводу, что новые технологии все больше занимают все большее место в нашей повседневной жизни и предоставляют нам возможности для творчества, которых раньше просто не было.
Методы качественных исследований
Методы качественные исследований (Qualitative Research Methods Overview)
Качественные исследования – это получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования.
Виды методов качественных исследований:
1.1. Прямые наблюдения / Direct observation
1. Evert Gummesson, (2005) «Qualitative research in marketing: Road-map for a wilderness of complexityand unpredictability», European Journal of Marketing, Vol. 39 Iss: 3/4, pp.309 – 327
2. Jonathan Boote, Ann Mathews, (1999) «“Saying is one thing; doing is another”: the role of observation in marketing research», Qualitative Market Research: An International Journal, Vol. 2 Iss: 1, pp.15 – 21
2. Marcus, C. C. (1990). From the pragmatic to the spiritual. In I. Altman & K. Christensen (Eds.), Environment and behavior studies: Emergence of intellectual traditions (pp. 111-40). New York: Plenum Press.(2)
3. Larson, J. S., Bradlow, E., & Fader, P. (2005). An exploratory look at supermarket shopping paths. International Journal of Research in Marketing, 22(4), 395-414.
1.4.Ситуационное исследование / Case-study Феноменологический метод / phenomenological method – описание явления
Феноменологический метод http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1213 [Свободный электронный ресурс]
1. Baxter, P and Jack, S. (2008) Qualitative Case Study Methodology: Study design and implementation for novice researchers, in The Qualitative Report, 13(4): 544-559. Available from [4]
2. Dul, J. and Hak, T (2008). Case Study Methodology in Business Research. Oxford: Butterworth-Heinemann. ISBN 978-0-7506-8196-4.
3. Eisenhardt, K. M. (1989). Building theories from case study research. The Academy of Management Review, 14 (4), Oct, 532-550. doi:10.2307/258557
4. Flyvbjerg, Bent. (2006). Five Misunderstandings About Case-Study Research, in Qualitative Inquiry, 12(2): 219-245. Available:[5]
6. George, Alexander L. and Bennett,Andrew. (2005). Case studies and theory development in the social sciences. London, MIT Press 2005. ISBN 0-262-57222-2
7. Gerring, John. (2005) Case Study Research. New York: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-67656-4
8. Hanckе, Bob. (2009) Intelligent Research Design. A guide for beginning researchers in the social sciences. Oxford University Press.
9. Lijphart, Arend.(1971)Comparative Politics and the Comparative Method,in The American Political Science Review, 65(3): 682-693. Available from [6]
10. Ragin, Charles C. and Becker, Howard S. eds. (1992) What is a Case? Exploring the Foundations of Social Inquiry Cambridge: Cambridge University Press.ISBN 0521421888
12. Thomas, Gary (2011) How to do your Case Study: A Guide for Students and Researchers. Thousand Oaks: Sage.
13. Yin, R. (2003). Case Study Research. Design and Methods. 3rd edition. Sage: London.
2.1.Экспертное интервью / Expert interview
1. Rubin, H., & Rubin, I. (1995). Qualitative interviewing: The art of hearing data. Thousand Oaks, CA: Sage.
2. Spradley, J. P. (1979). The ethnographic interview. New York: Holt, Rinehart & Winston.
3. Stokrocki, M. (1997). Qualitative forms of research methods.» In S. LaPierre and E. Zimmerman (Eds.). Research methods and methodologies for art education (pp. 33-55). Reston, VA: National Art Education Association.
4. Stokrocki, M. (1983). «Interpretation theory: Its meaning & application to art education,» Canadian Review of Art Education Research, 10, 13-25.
2.2.Глубинное интервью / In-depth interviews
2.3.Интервью с «крайними» категориями потребителей, знающих все или ничего о предмете исследования
2.4.Фокус- группа / Direct observation
Методички по подготовки опросника, определение группы, проведению интервью
1. http://www.gdiworld.com/tips.htm [Свободный электронный ресурс] brief introductions to some focus group topics.
2. Tips for Beginners http://www-tcall.tamu.edu/orp/orp1.htm [Свободный электронный ресурс] overview, basics.
1. Burgess J. (1996) ‘Focusing on fear’, Area 28 (2): 130-36.
2. Flores J.G. and Alonso C.G. (1995) ‘Using focus groups in educational research’, Evaluation Review 19 (1): 84-101.
3. Goss J.D., Leinbach T.R. (1996) ‘Focus groups as alternative research practice’, Area 28 (2): 115-23.
4. Holbrook B. and Jackson P. (1996) ‘Shopping around: focus group research in North London’, Area 28 (2): 136-42.
5. Homan R (1991) Ethics in Social Research. Harlow: Longman.
6. Hoppe M.J., Wells E.A., Morrison D.M., Gilmore M.R., Wilsdon A. (1995) ‘Using focus groups to discuss sensitive topics with children’, Evaluation Review 19 (1): 102-14.
7. Kitzinger J. (1994) ‘The methodology of focus groups: the importance of interaction between research participants’, Sociology of Health 16 (1): 103-21.
8. Kitzinger J. (1995) ‘Introducing focus groups’, British Medical Journal 311: 299-302.
9. Kreuger R.A. (1988) Focus groups: a practical guide for applied research. London: Sage.
10. Lankshear A.J. (1993) ‘The use of focus groups in a study of attitudes to student nurse assessment’, Journal of Advanced Nursing 18: 1986-89.
11. MacIntosh J. (1981) ‘Focus groups in distance nursing education’, Journal of Advanced Nursing 18: 1981-85.
12. Munodawafa D., Gwede C., Mubayira C. (1995) ‘Using focus groups to develop HIV education among adolescent females in Zimbabwe’, Health Promotion 10 (2): 85-92.
13. Merton R.K., Kendall P.L. (1946) ‘The Focused Interview’, American Journal of Sociology 51: 541-557.
14. Morgan D.L. (1988) Focus groups as qualitative research. London: Sage.
15. Morgan D.L. (1997, 2nd Edition) Focus groups as qualitative research. London: Sage.
16. Morgan D.L. and Spanish M.T. (1984) ‘Focus groups: a new tool for qualitative research’, Qualitative Sociology 7: 253-70.
17. Morgan D.L. and Kreuger R.A. (1993) ‘When to use focus groups and why’ in Morgan D.L. (Ed.) Successful Focus Groups. London: Sage.
18. Powell R.A. and Single H.M. (1996) ‘Focus groups’, International Journal of Quality in Health Care 8 (5): 499-504..
19. Powell R.A., Single H.M., Lloyd K.R. (1996) ‘Focus groups in mental health research: enhancing the validity of user and provider questionnaires’, International Journal of Social Psychology 42 (3): 193-206.
20. Race K.E., Hotch D.F., Parker T. (1994) ‘Rehabilitation program evaluation: use of focus groups to empower clients’, Evaluation Review 18 (6): 730-40.
21. Smith J.A., Scammon D.L., Beck S.L. (1995) ‘Using patient focus groups for new patient services’, Joint Commission Journal on Quality Improvement 21 (1): 22-31.
22. Stewart D.W. and Shamdasani P.N. (1992) Focus groups: theory and practice. London: Sage.
23. White G.E. and Thomson A.N. (1995) ‘Anonymized focus groups as a research tool for health professionals’, Qualitative Health Research 5 (2): 256-61.
2.5.Метод дневника / Diary methods – изложение истории личного опыта
1. Niall Bolger,Angelina Davis, and Eshkol Rafaeli (2003) Diary Methods: Capturing Life as it is Lived, Annual Review of Psychology Vol. 54: 579-616 (Volume publication date February 2003)
2.6.Mетод Делфи /Delphi technique – экспертная оценка
2.7.Мозговой штурм/ Brainstorming
2.8.Проекционный метод / Projective technique
2.8.1. Ассоциативный метод /Association tecnhique
1. Оzlem Hesapсi Sanaktekin, (2009) «Projective Techniques for Social Sciences and Business Research», Journal of Consumer Marketing, Vol. 26 Iss: 3, pp.223 – 223
2.8.2.Метод завершения ситуации / Completion tecniques
Просят завершить абзац, предложение, историю.
2.8.3.Методы конструирования ситуации / Construction techniques
Получение ответа по рисункам, анимационным тестам
3. Эксперимент / Experiment
Experimental methods in market research, [Свободный электронный ресурс] http://business.nmsu.edu/
1. O’Herlihy, C. (1980) Why ad experiments fail. Journal of Advertising Research,February, pp. 53–58.
2. Smith, D. & Fletcher, J. (2004) The Art and Science of Interpreting Market Research Evidence. Chichester: Wiley.
3. Sullivan, J. (2000) Optimizing your tests. Target Marketing, 23, 9, pp. 55–58.
4. Tull, D. & Hawkins, D. (1984) Marketing Research: Measurement and Method,3rd edn. New York: Macmillan.
5. Winer, R. (1980) Analysis of advertising experiments. Journal of Advertising Research, June, pp. 25–31.
4.Моделирования бизнес ситуаций и ролевые игры / Simulation and role-play
Dooley Kevin «Simulation Research Methods» [Свободный электронный ресурс] http://www.public.asu.edu/
1. Anderson, P., “Complexity theory and organization science’, Organization Science,10
3. Dooley, K., and A. Van de Ven: «Explaining complex organization dynamics,»
4. Organization Science, 10 (1999), 358-372.
5. Forrester, J.: Industrial Dynamics (Cambridge, MA: Productivity Press, 1961).
6. Goldstein, J: “Glossary”, in Zimmerman, B., Lindberg, C., and P. Plsek, Edgeware,
7. (VHA: Irving, TX, 1998), 270.
8. Holland, J.H.: Hidden Order (Reading, MA: Addison-Wesley, 1995).
9. Law, A., and D., Kelton: Simulation Modeling and Analysis (NY: McGraw-Hill, 1982)35
10. March, J.: “Exploration and exploitation in organizational learning,” Organization
12. Rushkoff, D.: Playing the Future,” (Harper-Collins, 1996).
5.Контент анализ / Content analysis
2. Krippendorf, K. (1980). Content analysis: An introduction to its methodology Beverly Hills, CA: Sage Publications.
3. Solomon, M. (1993). Content analysis: a potent tool in the searcher’s arsenal. Database, 16(2), 62-67.
1. Strauss, A. (1987). Qualitative analysis for social scientists. Cambridge, England: Cambridge University Press.
2. Glaser, B. (1992). Basics of grounded theory analysis. Mill Valley, CA: Sociology Press.
3. Charmaz, K. (2006). Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
4. Clarke, A. (2005). Situational Analysis: Grounded Theory After the Postmodern Turn. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
5. Kelle, Udo (2005). «Emergence» vs. «Forcing» of Empirical Data? A Crucial Problem of «Grounded Theory» Reconsidered. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research [On-line Journal], 6(2), Art. 27, paragraphs 49 & 50. [3]
6. Mey, G. & Mruck, K. (Eds.) (2007). Grounded Theory Reader (HSR-Supplement 19). Cologne: ZHSF. 337 pages
7. Thomas, G. & James, D. (2006). Re-inventing grounded theory: some questions about theory, ground and discovery. British Educational Research Journal, 32 (6), 767–795.
8. Goulding, C. (2002). Grounded Theory: A Practical Guide for Management, Business and Market Researchers. London: Sage.
9. Stebbins, Robert A. (2001) Exploratory Research in the Social Sciences. Thousand Oaks, CA: Sage.
7.Исторический и философский анализ / Historical and philosophy analysis
1. Ronald Savitt,Historical Research in Marketing,The Journal of MarketingVol. 44, No. 4 (Autumn, 1980), pp. 52-58
2. Nevett Terence, Historical Investigation and the Practice of Marketing, The Journal of MarketingVol. 55, No. 3 (Jul., 1991), pp. 13-23