Что такое каффарат в исламе

Штраф (кафарат)

Это тот человек, который совершил половой акт с человеком или с животным, с живым или мёртвым, в месяц Рамазан, во время поста, осознанно, зная, что это запрещено, не насильно, будучи совершеннолетним. При этом не имеет значения, произошло семяизвержение или нет.
Кафарат не налагается на человека, который прервал пост любым другим способом, кроме полового акта; на человека, который совершил половой акт ночью, также днём, но не в месяц Рамазан; на человека, который совершил половой акт, забыв, что он держит пост; на человека, который не знал, что во время поста запрещено совершать половой акт; на человека, которого насильно заставили совершить половой акт; на несовершеннолетнего, на недержащего пост ( который забыл ночью сделать намерение и днём совершил половой акт, на него не налагается кафарат); на человека, который сначала прервал пост (например, покушал), а потом совершил половой акт; на человека, который в пути совершил половой акт по праву прервать пост из-за пути (сафара); на человека, который думал, что ещё не рассвело, и совершил половой акт; на человека, который во время поста поел по забывчивости и думая, что это нарушает пост (хотя на самом деле это не нарушает пост), совершил половой акт; на человека, который после полового акта и до вечернего азана стал сумасшедшим или умер. На всех вышеперечисленных людей кафарат не налагается, но пост они должны возместить.
В шафиитском мазхабе кафарат налагается только на мужчину, согласно ханафитскому и маликийскому мазхабам кафарат налагается на мужчину и женщину.
Кафарат – это:

1. Освобождение раба.
2. Если нет раба, то соблюдение поста подряд два месяца по лунному календарю. Если пропустить хоть один, даже последний пост из этих двух месяцев, то нужно заново начать держать эти посты, даже если пропустили пост из-за пути, из-за болезни, из-за того, что забыли ночью сделать намерение. Но если человек не смог соблюдать пост из этих постов из-за сумасшествия или обморока в течение светового дня, то заново начинать соблюдать посты не нужно.

3. Если не в состоянии держать два месяца подряд пост, то следует отдать (накормить) 60 беднякам по 600 гр. пшеницы. Бедняки должны быть мусульманами, но по ханафитскому мазхабу можно отдать беднякам, не являющимся мусульманами («Фатхуль Аллям»).

Что такое каффарат в исламе. Смотреть фото Что такое каффарат в исламе. Смотреть картинку Что такое каффарат в исламе. Картинка про Что такое каффарат в исламе. Фото Что такое каффарат в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Каффара

Полезное

Смотреть что такое «Каффара» в других словарях:

Каффара — в мусульманском праве религиозное искупление как особый вид наказания … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Укуба — наказания. Один из четырех основных разделов исламского права, в котором рассматриваются проблемы наказания за правонарушения. Другими тремя разделами мусульманского права, являются Ибада (вопросы, связанные с поклонением), Мунакаха (вопросы,… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Каффарра, Карло — Кардинал Карло Каффарра Cardinale Carlo Caffarra … Википедия

Карло Каффарра — Кардинал Карло Каффарра Cardinale Carlo Caffarra Кардинал священник с титулом церкви Сан Джованни деи Фиорентини … Википедия

Каффарра — Каффарра, Карло Кардинал Карло Каффарра Cardinale Carlo Caffarra … Википедия

Каффарра К. — Кардинал Карло Каффарра Cardinale Carlo Caffarra Кардинал священник с титулом церкви Сан Джованни деи Фиорентини … Википедия

Каффарра Карло — Кардинал Карло Каффарра Cardinale Carlo Caffarra Кардинал священник с титулом церкви Сан Джованни деи Фиорентини … Википедия

Сура Аль-Муджадила — سورة المجادلة Сура Аль Муджадила Классификация Мединская Значение названия Препирающаяся … Википедия

Васия — в исламском праве этим словом обозначается завещание, оставленное при жизни умершим человеком. После смерти завещателя его имущество, деньги переходят к тому человеку, в пользу которого он оставил завещание. Завещание может включать в себя… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Дийа — компенсация, возмещение ущерба в случаях убийства, увечья и ранения человека. В Коране говорится: «Верующему не следует убивать верующего такое допустимо лишь по ошибке. А если кто либо убьет верующего по ошибке, то ему надлежит отпустить на волю … Ислам. Энциклопедический словарь.

Источник

Каковы основные правила совершения каффарата?

Что такое каффарат в исламе. Смотреть фото Что такое каффарат в исламе. Смотреть картинку Что такое каффарат в исламе. Картинка про Что такое каффарат в исламе. Фото Что такое каффарат в исламе

Каффарат (искупление) предписан за сознательное нарушение поста, без уважительных причин. Искупление совершается в виде непрерывного поста в течение шестидесяти дней. Если же и на это нет сил, то в этом случае необходимо накормить шестьдесят бедняков. По мнению ханафитов и шафиитов в каффарате необходимо соблюдать именно такую последовательность.

Если человек в течение месяца Рамадан несколько раз сознательно нарушал пост, то в этом случае необходим только один каффарат. Таково наиболее достоверное мнение, так как в каффарате преобладает сторона наказания. Что касается каффарата в виде кормления бедняков, то кормить их необходимо дважды в день, утром и вечером. В качестве еды может быть дан и просто пшеничный хлеб. Так же можно раздать шестидесяти беднякам продукты питания, например, по ½ са пшеницы, или по 1 са ячменя, фиников или сушеного винограда, что является размером фитр-садака. Или же можно выплатить их стоимость.

Так же в качестве каффарата можно кормить одного бедняка утром и вечером, в течение шестидесяти дней, или же накормить один раз сто двадцать бедняков. Лучше всего давать каффарат нуждающимся мусульманам. По мнению имама Абу Юсуфа не стоит давать каффарат или его стоимость, немусульманам. Фетвы выносились исходя из этого.

Если же в качестве каффарата выбран шестидесятидневный пост, то в этом случае необходимо соблюдать его непрерывно.

Поэтому тот, кто приступил к такому посту, должен соблюдать его в течение двух месяцев. Если же до истечения двух месяцев этот пост будет нарушен по какой-либо причине, то нужно заново поститься два месяца. Исключением в данном случае являются месячные у женщин. Эти дни не считаются прерыванием поста.

Если в течение двух месяцев каффарата наступит месяц Рамадан или какой-либо религиозный праздник, то каффарат будет считаться прерванным. И необходимо будет начать все заново.

Что же касается выплаты каффарата, то необходимо смотреть на материальное состояние человека, на момент его выплаты. Если в момент нарушения поста человек был богат, а на момент выплаты каффарата, он обеднел, то в этом случае следует соблюдать пост в течение двух месяцев. Но если до истечения этих двух месяцев поста он снова разбогатеет и будет иметь возможность освободить раба, то сможет выплатить искупление освободив раба или накормив нуждающихся.

Источник

Что такое каффарат в исламе

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Что такое каффарат в исламе. Смотреть фото Что такое каффарат в исламе. Смотреть картинку Что такое каффарат в исламе. Картинка про Что такое каффарат в исламе. Фото Что такое каффарат в исламе

Обстоятельства, требующие выполнения искупительного поста (каффарат)

Арабское слово «каффарат» образовано от глагола «каффара» (прощать). Выражение «Аллах простил (каффара) ему грех» означает, что Он стёр и по­крыл его благодаря совершенному покаянию.

В качестве шариатского термина слово «каффарат» используется для обозначения таких действий, как освобождение рабов, соблюдение поста или кормление людей, которые совершаются с определённым намерением. Ввиду обязательности каждого из вышеупомянутых действий оно является наказанием, по форме же представляет собой один из видов поклонения. Искупление не следует откладывать, поскольку это относится к числу необходимых условий совершенного покаяния, а покаяние следует приносить немедленно.

Доказательства необходимости искупления

Для кого искупление является обязанностью

Искупительные действия обязан совершать каждый совершеннолетний и дееспособный мусульманин, намеренно, а не вынужденно нарушивший пост в один из дней рамадана, после того как он вознамерился поститься ночью и затем начал соблюдать пост. Обязанность искупления снимается, если случится нечто такое, в силу чего разрешатся не соблюдать пост, например если человек заболеет. Не обязаны совершать искупительные действия и женщины, у которых во время поста начнутся месячные или послеродовое кровотечение.

Всё вышеизложенное позволяет говорить об определённых ограничениях, которые рассматриваются как необходимые условия обязательности искупления. Дело в том, что, как уже отмечалось, искупительные действия являются наиболее суровым наказанием за нарушение поста в рамадане, но такое наказание налагается только за несомненное совершение проступка, а в случае возникновения сомнений искупительные действия не совершаются. Ниже перечислены необходимые условия обязательности искупления:

1. Нарушение поста должно было иметь место после того, как человек начал соблюдать его, вознамерившись поститься ночью. Если же он вознамерится поститься днём до полудня и нарушит пост, ему следует только возместить этот день, а искупительные действия он совершать не обязан. Причина заключается в том, что имам аш­-Шафи‘и, да помилует его Аллах, считал действительным лишь тот пост, соблюдать который человек решает ночью, следовательно, по его мнению, такой человек не считается постящимся.

3. Не должно было иметь место нарушение поста по принуждению, по­скольку в подобном случае искупление исключается. Если пост нарушен в результате вступления в половую связь по принуждению, даже если к этому принудит один из супругов, то принужденный будет обязан только возместить этот день, не совершая искупительные действия, так как в подобных ситуациях возбуждение не может служить основанием того, что половой акт совершался добровольно, что же касается принуждающего, то для него обязательным будет как искупление, так и возмещение.

5. Если постящийся съест или выпьет что­-либо, вследствие чего его пост будет нарушен, искупительные действия необходимо совершать лишь тогда, когда речь идёт о еде или напитках, обычно употребляемых людьми с целью насыщения, лечения или получения удовольствия. Искупление вменяется в обязанность в случае употребления в пищу сырого мяса, в том числе и падали, поскольку это делается для того, чтобы насытиться и принести пользу телу. Кроме того, искупительные действия будет обязан совершить тот, кто употребит в пищу жир или кусочек сушёного мяса, или съест часть пшеничного зерна, или проглотит снег, градину или капли дождя, попавшие ему в рот. Искупить нарушение поста обязан и тот, кто проглотит слюну любимого человека, поскольку это связано с получением удовольствия, если же будет проглочена слюна того, кто ему безразличен, достаточно только возместить пост.

Если человек съест или выпьет что­нибудь такое, чем люди обычно брезгуют, пост его будет нарушен, но искупительные действия он совершать не обязан. Имеются в виду такие случаи, когда кто­либо проглатывает камешек, сырой рис, тесто или муку, если она не смешана с маслом или сахаром, тогда как если мука будет смешана с маслом или сахаром, искупительные действия совершать необходимо. Искупление не потребуется, если человек за один раз съест много соли, тому же, кто станет употреблять её в малых количествах, будет необходимо совершить искупительные действия. Если человек проглотит землю, которая обычно в пищу не употребляется, искупительные действия не совершаются, если же он проглотит съедобную глину, которая встречается в некоторых местах, искупление станет обязательным. Если человек поест незрелые плоды, которые обычно употребляются в пищу только после созревания, например орехи, или проглотит кусочек железа, меди или золота, его пост станет недействительным и он будет обязан только возместить его без совершения искупительных действий.

6. Если постящийся совершит какое­либо действие, которое, по его мнению, нарушит пост, после чего он нарушит его на самом деле, и выяснится, что его мнение было необоснованным, этот человек будет обязан возместить пост и совершить искупительные действия. Примером могут служить такие случаи, когда постящийся употребляет что­нибудь в пищу, так как считает, что его пост был нарушен из­за того, что он сделал кровопускание с помощью банок, или прикасался к своей жене, или целовал её под воздействием страсти, или лежал с ней в постели и ласкал её, хотя это и не привело к семяизвержению. Такое мнение следует считать необоснованным, если только человек не действовал на основании фетвы авторитетного местного факиха, вынесшего решение, согласно которому совершение вышеупомянутых действий привело к нарушению поста, после чего он и нарушил пост по­настоящему. Этому человеку следует только возместить пост, совершать же искупительные действия он не обязан, поскольку такая фетва даёт повод для сомнений, а в таких случаях искупительные действия не совершаются. Кроме того, простым людям следует поступать согласно фетвам, которые они получают от своего муфтия.

Если постящийся, который хулил кого­либо, решит, что это привело к нарушению его поста, или же такое решение вынесет какой­нибудь факих, после чего человек сознательно сделает то, что действительно нарушит его пост, он будет обязан и возместить его, и совершить искупительные действия, так как его самостоятельное решение не имело под собой оснований. Что же касается подобных фетв, то их в расчёт принимать не следует, поскольку у того, кто имеет малейшее представление о фикхе, такие вопросы никаких сомнений не вызывают, ведь фетву, согласно которой хула нарушает пост, нельзя вынести, руководствуясь общеизвестными принципами суждения по аналогии.

В одном из хадисов сообщается, что о двух женщинах, добровольно соблюдавших пост, во время которого они хулили других людей, Пророк сказал так: «Поистине, обе они воздерживались от того, что Аллах разрешил им, а разговелись тем, что Аллах им запретил, ибо одна из них подсела к другой и они принялись поедать мясо людей» (Ахмад; Ибн Абу­д­Дунйа; Абу Йа’ля). Здесь хулитель сравнивается с тем, кто поедает человеческое мясо. В Коране сказано: «. и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто­нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?!» (Коран, 49:12). Если человек, услышавший этот хадис, нарушит свой пост, он будет обязан возместить его и совершить искупительные действия независимо от того, известно ли ему его толкование.

В другом хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Нарушит пост и тот, кто пустит кровь, и тот, кому пустят кровь» (Абу Дауд; ан­-Наса’и; Ибн Маджа). Некоторые улемы указывают, что это установление было отменено. Как считают другие, подразумевается, что они лишатся награды за то, что хулили других людей.

Если свой пост нарушит человек, незнакомый с толкованиями этого хадиса, согласно которым данное установление либо было отменено, либо подразумевалось, что они не получат награды за хулу, он будет обязан только возместить его.

Согласно единодушному мнению всех улемов, за хулу человек будет лишён награды, а вывод о том, что хула приводит к нарушению поста, противоречит общеизвестным принципам суждения по аналогии. Что же касается хадиса о кровопускании, то единодушное мнение относительно его толкования достигнуто не было, в чём и состоит разница между этими хадисами.

Следует помнить, что во всех случаях нарушения поста, когда искупительные действия совершать необязательно, подразумевается, что пост нарушается не раз за разом с целью совершения греха. Если же пост нарушается постоянно и человек сознательно идёт на совершение греха, искупление вменяется ему в обязанность для того, чтобы удержать его от подобных действий. Таково мнение всех имамов, чем и следует руководствоваться.

Способы и меры искупления

Обязанность искупления выполнит тот, кто освободит раба, в том числе и неверующего, будь то мужчина или женщина, ребёнок или старик. Человеку, который не в состоянии освободить раба, следует поститься в течение двух месяцев подряд, за исключением праздничных дней и дней ташрика. Тому, кто начнёт со­блюдать пост в начале лунного месяца, следует продолжать поститься до конца следующего месяца, и его пост будет действительным, даже если каждый из этих месяцев состоит из двадцати девяти дней. В том случае, когда человек начинает соблюдать пост не с начала месяца, он должен поститься шестьдесят дней. Пост необходимо начать соблюдать заново в том случае, если он будет нарушен хотя бы раз по любой причине, за исключением месячных. Женщине, которая прервёт пост из­за месячных, следует продолжить его сразу же, после того как она очистится, если же она не сделает этого, ей следует начать соблюдать пост заново.

Тому, кто не в силах соблюдать пост по причине болезни или старости, следует либо накормить шестьдесят неимущих обедом из двух блюд, каждое из которых может насытить человека, либо раздать им по два с четвертью килограмма пшеницы, либо выплатить им стоимость пшеницы деньгами.

Искупить нарушение поста в рамадане достаточно один раз, даже если речь идёт об искуплении за несколько дней, относящихся к двум разным месяцам обязательного поста. Исключение составляют такие случаи, когда наряду с нарушением поста человек совершает нечто такое, что свидетельствует о его неверии. Ещё одним исключением является такой случай, когда человек нарушает пост в течение двух дней подряд, вступая в половую связь. В связи с серьёзностью подобного проступка каждый такой день необходимо искупать отдельно, и поэтому аш­-Шафи‘и считает, что искупление обязательно в том случае, когда причиной нарушения является совершение полового сношения, но не еда или питьё.

Когда пост нарушается по причине начала месячных, послеродового кровотечения или такой болезни, в случае которой больному разрешается не поститься, совершать искупительные действия за тот день, когда пост был нарушен, человек не обязан. Однако искупление за пропущенные дни поста становится обязательным в тех случаях, когда причиной болезни являются действия человека или когда пост не соблюдается путником, даже если его вынудили отправиться в путь.

Если пост будет нарушен женщиной, которая предположит, что в этот день
у неё начнутся месячные, или тем, кто предположит, что в этот день у него будет обычный приступ болезни, но ни того, ни другого не случится, за пропущенный день поста обязательно принести искупление.

Если же человек уверенный в том, что ему придётся сразиться с врагом, не станет соблюдать пост, чтобы сберечь силы, но в этот день сражения не будет, он обязан только возместить пропущенный день поста без совершения искупительных действий. Различие между таким человеком и тем, кто ожидает возобновления приступа болезни, заключается в том, что перед боем необходимо есть, чтобы сберечь силы.

[1] Обычно Пророк не смеялся во весь рот, а только улыбался.

Источник

«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?»

Назва«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?»
Сторінка60/90
Дата конвертації04.12.2013
Розмір10.25 Mb.
ТипДокументы

mir.zavantag.com > География > Документы

«Каффарат» (искупление) поста
Положение о каффарате поста гласит, что за намеренное нарушение начатого поста Рамадан, искупление является ваджибом. Что касается других видов поста, то за их нарушение каффарат не требуется, достаточно сделать только када.

Причиной каффарата является пренебрежение священным месяцем Рамадан, легкомыслие и несерьезное отношение. Если же причина нарушения поста исходит от незнания или по забывчивости, то в таких случаях каффарат не требуется. По мнению ханафитов и маликитов, каффарат становится необходимым после половой близости во время Рамадана и из-за приема пищи или питья.

Обязательность каффарата истекает из хадиса, сообщенного Абу Хурайрой (радыйаллаху анху): «Однажды некто пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и заявил: «Я пропал!» Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него: «А что послужило причиной этому?» Тот ответил: «Я совершил половой акт со своей супругой». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него: «Можешь ли найти средства для освобождения невольника?» Тот ответил: «Нет!» Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал «Тогда тебе нужно постится 60 дней». «У меня нет сил на это»,- последовал ответ. На этот раз Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Можешь ли найти средства, чтобы накормить 60 человек?» Тот опять ответил: «Нет!» В это время к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) Аллаха принесли корзину (вместительностью в 15 «са») с финиками и он тут же передал тому человеку и сказал, чтобы он раздал их нуждающимся. Однако тот спросил: «А есть ли более нуждающиеся, чем мы?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассмеялся и повелел ему: «Иди и ешь их со своей семьей!» 1388

Как следует из смысла этого хадиса, каффаратов поста три:

С точки зрения очередности, каффарат-зихар и каффарат за случайное убийство человека схожи между собой. Если кто-либо не сможет изыскать средств для освобождения невольника, ему необходимо 2 месяца подряд соблюдать пост. Если же и на это не хватает сил, то нужно накормить 60 бедняков.

Маликиты считают, что при условии свободы выбора вида, выплата каффарата является ваджибом. Может накормить 60 бедняков (это более предпочтительный вид), может 60 дней держать пост или освободить одного невольника.

Если пост-каффарат был прерван из-за хайда, нифаса или праздничных дней, начинать заново не надо, можно продолжить с того места, где он был прерван.

Если еще искупление не совершили, то достаточно выплатить или совершить один каффарат за нарушенный в разные дни пост, пусть это будет сделано умышленно или произошло вследствие полового акта. Согласно авторитетному мнению, данное положение имеет силу даже в том случае, если это произошло в разные годы. Если же каффарат был один раз выплачен, то согласно одному из высказываний, одного каффарата недостаточно.

Обязанность выплатить каффарат остается неизменной, если даже некто не обладает возможностью и силой для совершения искупления. Он должен выбрать тот вид каффарата, на совершение которого у него есть возможности.

Если прерывание поста произошло в результате хайда, нифаса или же по какой-либо другой уважительной причине, совершение каффарата необязательно, так как невозможно, чтобы была уважительная причина и требовалось искупление. 1389

«Фидья» поста
Кто не имеет возможности соблюдать пост, выплата фидьи является ваджибом. Это касается мужчин и женщин преклонного возраста. Такие лица, не держат пост, могут за каждый не соблюденный день поста накормить одного бедняка, или же выплатить наличными, или же дать какие-либо материальные ценности. По мнению ханафитов, если фидья дается пшеницей, то половина «са», если овсом, финиками или изюмом, то фидья исчисляется в один «са». 1390 Можно также каждое утро и каждый вечер кормить одного бедняка или же за один раз накормить 60 нуждающихся. Согласно мнению большинства факихов, мера фидьи измеряется в один «муд» продуктов питания, которые употребляют жители определенной местности. 1391

В Коране Аллах повелевает: «Для тех, кто не может пост держать назначен откуп — накормить голодных». 1392

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) пояснял, что данный аят был ниспослан касательно пожилых людей, чтобы облегчить им соблюдение религиозных предписаний. Соблюдение поста является фардом. И как это бывает при када, для возмещения пропущеннего поста позволительно искупление. 1393

Если же кто-либо не имеет возможности и для угощения бедняков, то он должен просить прощения у Аллаха, за невыполнение Его повеления, ибо Он никогда не возлагает тяготы свыше сил. 1394

Существует общепринятое мнение, согласно которому выплата фидьи становится ваджибом и для больного, у которого нет никакой надежды на выздоровление. Для такого больного соблюдение поста не является фардом. Так как не никакой надежды, то данное лицо не может совершить када пропущенного поста. В этом отношении такой больной похож на людей преклонного возраста и на слабых людей. Доказательством этого мнения является следующий аят: «Он избрал вас и не наложил на вас в религии никакого затруднения». 1395

Большинство факихов, за исключением ханафитов, кто небрежно отнесся к када, ему вместе с фидьей нужно сделать када. В данном случае сделано сравнение с лицом, которое умышленно нарушило пост, так как здесь оба лица выказали пренебрежение к посту Рамадана. Что касается лиц, которые прервали пост в силу таких уважительных причин, как болезнь, путешествие, временное умственное помешательство, хайд и нифас, за откладывание када поста на последующее время, то есть, после будущего месяца Рамадан, им фидью выплачивать необязательно.

^ Виды «каффарата» (искупления)
«Каффарат» – это вид искупления, установленный положениями Ислама за некоторые греховные поступки, совершенные по ошибке, намеренно или же насильно. «Каффарат» – это своеобразная мера наказания в этой жизни, которую несут правоверные, совершающие ибаду, и в то же время неблаговидные деяния. В исламской юриспруденции существует пять видов каффарата:

– Каффарат за случайное убийство верующего,

– Каффарат за стрижку волос во время хаджа, находясь в ихраме,

– Каффарат за нарушение клятвы.

^ 1. Каффарат поста
Это вид наказания, которое несут за намеренное нарушение поста Рамадан, и состоит он из освобождения невольника (мусульманина или немусульманина). Если же на это нет возможности, держать пост два месяца подряд, если и на это не хватает сил, накормить 60 бедняков.

В Коране Аллах повелевает: «Не обращайте в тщету ваши дела». 1396

Лицо, намеренно прервавшее пост, совершает серьезное нарушение.

По этому поводу Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) Аллаха говорил: «Кто прервет пост во время месяца Рамадан, он подлежит тому же наказанию (каффарат), что и лицо, совершившее «зихар». 1397

За нарушение любого другого поста, кроме поста Рамадан, нужно сделать только када, каффарат не требуется.

(Каффарат поста мы подробно объяснили в предыдущей главе. Поэтому см. туда).

^ 2. Каффарат за случайное убийство верующего
Кто по ошибке убьет мусульманина, выплата денежной компенсации для него становится ваджибом. Но кроме этого, ему нужно сделать каффарат, то есть, освободить невольника или же два месяца подряд соблюдать пост.

В Коране Аллах повелевает следующее:

«Тому, кто верует, не должно верных убивать, разве что только (это случилось) по ошибке. Кто по ошибке верного убьет, тот должен дать свободу верному рабу и уплатить семье того, кто умер, если они не пожелают на милостыню обратить ее. А если же убитый — верующий, но из людей, что с вами во вражде, то вам — дать верному рабу свободу. А если он — из тех людей, с которыми у вас союз, то — откуп для его семьи и верному рабу — свобода. А кто (раба на выкуп) не найдет, тому назначен пост — два месяца подряд, Как покаяние перед Аллахом. Поистине, Аллах всезнающ, мудр!» 1398

Убийство кого-либо на охоте пулей, выпущенной в дичь, также относится к разряду убийства по ошибке.

^ 3. Каффарат «зихар»
В доисламский период, среди арабов был распространен способ развода, называемый «зихар». Когда кто-либо хотел развестись со своей супругой, он говорил ей: «Ты подобна моей матери» или же «Твоя спина как спина моей матери». Развод в такой форме вошел в обиход всех арабских племен. Однажды один из сподвижников по имени Авс бин Саммит (радыйаллаху анху), разозлившись на свою супругу Хавла бинти Салаба (радыйаллаху анха), сказав ей: «Будь для меня подобной спине моей матери» и ушел из дома. Бедная женщина тут же пришла к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и сетуя на свою старость, бедность, и поясняя, что у нее нет средств для пропитания детей, попросила его найти выход из сложившегося положения. Он тут же помолился Аллаху, в ответ ему было дано следующее откровение:

Как следует из содержания этого аята, каффарат «зихар» аналогичен каффарату поста. В случае пользования каким-либо мужчиной метода «зихара», он не имеет права вступить в половую близость с супругой до тех пор, пока он не выполнит требования по каффарату. Кто совершил «зихар», тот солгал, ибо он объявляет харамом то, что дозволено ему.

Подытоживая вышесказанное, можно вынести следующее решение. Лицо, раскаивающееся в совершенном, может освободить невольника, если же у него нет рабов, два месяца подряд должен соблюдать пост. Но самым предпочтительным способом искупления вины является угощение 60 бедняков.

Если при соблюдении 2-х месячного поста некто, забыв о посте, (днем или ночью, случайно или намеренно) совершит половой акт со своей супругой, ему необходимо начать соблюдение поста заново, так как в аяте «зихар» говорится: «то прежде, чем к супруге прикоснуться, поститься им два месяца подряд».

Если какой-либо мужчина скажет своей супруге: «ты для меня как моя мать» или «ты так похожа на мою маму», то здесь можно сделать седующие выводы. Если в данном случае имелось в виду хорошие стороны супруги, наказанию его слова не подлежат. Если же он имел в виду «зихар», его действия подпадают под положение о «зихаре». Если же он думал о разводе, то в этом случае случается «баиин талак», то есть, полный развод. Если же у этого человека не было никаких плохих намерений, за это высказывание его не наказывают. 1401

^ Каффарат за подстригание волос во время хаджа, будучи одетым в ихрам
Правила, которым обязан следовать каждый мусульманин, совершающий хадж, отмечены положениями аятов и хадисов. И среди этих правил – это предписание, запрещающее стрижку волос в течение срока нахождения в «ихраме». 1402

Если человек, одетый в ихрам, пострижет ¼ часть головы или ¼ часть бороды, он должен совершить жертвоприношение. Если же подстриг меньше ¼ части головы, он должен сделать пожертвование, размером с 1/5 «са» пшеницы или же стоимость этой меры.

Если паломник подстриг волосы в результате уважительной причины, он должен три дня держать пост. При этом строгая последовательность и непрерывность не являются обязательным условием. Может эти три дня поста соблюдать в разные дни. (см. главу «Хадж»).

Положения, связанные с этим видом каффарата, поясняются в следующем аяте:

«Совершайте хаддж и ‘умру во имя Аллаха. Если же вам препятствуют [совершить хаддж], то пошлите пожертвование, какое сможете. Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву.». 1403

Каффарат за нарушение клятвы
Это каффарат, который выплачивает лицо, давшее клятву, но в силу различных обстоятельств не сдержавшее ее. Каффарат совершается следующим образом:

1. Если есть возможности, освободить невольника (мусульманина или немусульманина).

2. Утром и вечером накормить десять бедняков.

3. Одеть в средние одежды десять нуждающихся.

4. Если же не хватит выполнить условия по вышеприведенным трем пунктам, три дня подряд соблюдать пост. Если даже пост будет прерван из-за хайда, после очищения необходимо продолжить и закончить обязательные дни поста.

Шафииты считают, что для этого вида каффарата непрерывность не является обязательным условием. В Коране Аллах повелевает следующее:

«Господь не взыщет с вас за пустословье в ваших клятвах, но взыщет за намеренные клятвы, (которыми себя связали вы). Во искупление сего (греха) дать десяти голодным пищу, которую обычно вы даете своим семьям; иль дать одежду им; иль выкупить рабу свободу. А кто не в состоянье это сделать, постится пусть три дня подряд. Сие есть искупление тех клятв, которые вы дали. Так соблюдайте же свои вы клятвы! Так вам Господь Свои знаменья разъясняет, чтоб вы могли быть благодарны». 1404
Для каффарата за нарушение клятвы достаточно также дать десяти беднякам что-либо в количестве равным «фитр». Можно также одному бедняку десять дней подряд делать пожертвование «фитр» или же накормить его десять дней подряд, утром и вечером. Позволительно также десять дней кряду давать одежды какому-либо нуждающемуся человеку. Но следует учесть, что если одному бедняку в один день сразу отдать десять одежд не учитывается. Будет считаться, что дали одну одежду, ибо если при этом виде каффарата в один день подать бедняку милостыню «фитр» в количестве десяти «фитров», будет считаться, что дали один только «фитр».

Одежда, которую дают бедняку за нарушение клятвы, должна полностью или хотя бы наполовину закрывать его тело. Желательно, чтобы эти одежды состояли из двух или трех частей. Но наряду с этим, можно вместо продуктов питания дать одежду, даже если она короткая.

Этот вид каффарата нужно сделать сразу же после нарушения клятвы, ибо Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если кто-либо из вас поклянется за что-то, но затем увидит вещь гораздо лучше, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». 1405

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *