Что такое кафизма и когда ее читают

Кафизма

Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – бого­слу­жеб­ная часть биб­лей­ской книги Псал­тирь. Всего в Псал­тири выде­лено 20 кафизм при­мерно оди­на­ко­вой длины, содер­жа­щих разное число псал­мов.

Боль­шее число псал­мов содер­жит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а мень­шее число – 17‑я, содер­жа­щая только один 118‑й псалом, раз­де­лен­ный на 3 части и име­ну­е­мый «Непо­рочны».

Каждая кафизма поде­лена на три части. Каждая часть име­ну­ется ста­тией (от греч. στασεις – глава, под­раз­дел) или славой. Слава может вклю­чать в себя как один, так и несколько псал­мов. Назва­ние слава вос­хо­дит к сла­во­сло­вию:

Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Гос­поди, поми­луй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В бого­слу­жеб­ной прак­тике при­нято чтецу про­из­но­сить начало сла­во­сло­вия: Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, певцам сере­дину, и чтецу конец: И ныне. «Такое раз­де­ле­ние дела­ется для того, чтобы теснее свя­зать кафизму с молит­вен­ным воз­зва­нием и чтобы вну­шить мысль, что чтец и хор напе­ре­рыв друг с другом славят Бога» (М. Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон).

Кафизмы и вхо­дя­щие в них славы с псал­мами выгля­дят сле­ду­ю­щим обра­зом:

Кафизма1 Слава2 Слава3 Слава
Кафизма I.Псалмы 1–3Псалмы 4–6Псалмы 7–8
Кафизма IIПсалмы 9–10Псалмы 11–13Псалмы 14–16
Кафизма IIIПсалом 17Псалмы 18–20Псалмы 21–23
Кафизма IVПсалмы 24–26Псалмы 27–29Псалмы 30–31
Кафизма VПсалмы 32–33Псалмы 34–35Псалом 36
Кафизма VIПсалмы 37–39Псалмы 40–42Псалмы 43–45
Кафизма VIIПсалмы 46–48Псалмы 49–50Псалмы 51–54
Кафизма VIIIПсалмы 55–57Псалмы 58–60Псалмы 61–63
Кафизма IXПсалмы 64–66Псалом 67Псалмы 68–69
Кафизма XПсалмы 70–71Псалмы 72–73Псалмы 74–76
Кафизма XIПсалом 77Псалмы 78–80Псалмы 81–84
Кафизма XIIПсалмы 85–87Псалом 88Псалмы 89–90
Кафизма XIIIПсалмы 91–93Псалмы 94–96Псалмы 97–100
Кафизма XIVПсалмы 101–102Псалом 103Псалом 104
Кафизма XVПсалом 105Псалом 106Псалмы 107–108
Кафизма XVIПсалмы 109–111Псалмы 112–114Псалмы 115–117
Кафизма XVIIПс. 118:1-72Пс. 118:73-131Пс. 118:132-176
Каф-ма XVIIIПсалмы 119–123Псалмы 124–128Псалмы 129–133
Кафизма XIXПсалмы 134–136Псалмы 137–139Псалмы 140–142
Кафизма XXПсалмы 143–144Псалмы 145–147Псалмы 148–150

Поря­док чтений кафизм опре­де­лен Уста­вом. Согласно Уставу Псал­тирь на бого­слу­же­ниях за неделю про­чи­ты­ва­ется пол­но­стью, а во время Вели­кого поста – дважды за неделю. Рядо­вой кафиз­мой назы­ва­ется кафизма, поло­жен­ная для чтения в данный день по уставу.

В недель­ном Бого­слу­же­нии кафизмы чита­ются сле­ду­ю­щим обра­зом: одна на вечерне, две на утрени. Однако важно отме­тить, что неделя начи­на­ется с вос­кре­се­нья и первая кафизма чита­ется в суб­боту вече­ром, что соот­вет­ствует вос­крес­ной вечерне. Если же в празд­ник нака­нуне слу­жи­лось Все­нощ­ное бдение, то вечер­няя кафизма отме­нена. Также важно пом­нить, что Устав допус­кает совер­ше­ние бдения нака­нуне каж­дого вос­кре­се­нья, поэтому в вос­кре­се­нье вече­ром кафизмы не бывает. Что каса­ется 17-ой кафизмы (псалом «Непо­рочны»), то она вместе с пред­ше­ству­ю­щей ей 16‑й кафиз­мой пере­не­сена на суб­боту, а не чита­ется в пят­ницу, поскольку в будние дни эта кафизма уже чита­ется на полу­нощ­нице. Если празд­ник имеет поли­е­лей, то на вечерне рядо­вая кафизма не чита­ется, а вместо неё чита­ется первая слава первой кафизмы, что и на вос­крес­ной вечерне. Нака­нуне вели­ких Гос­под­них празд­ни­ков На вечерне кафизмы не бывает, но это не рас­про­стра­ня­ется на вечера суб­боты, когда поло­жена 1‑я кафизма, и вечера вос­кре­се­нья, когда чита­ется 1‑я статия 1‑ой кафизмы. На утрени кафизмы поло­жены даже в вели­кие празд­ники, но это не рас­про­стра­ня­ется на Пас­халь­ную сед­мицу с ее особым бого­слу­жеб­ным уста­вом.

Во время Вели­кого поста кафизмы чита­ются по осо­бому, поскольку Псал­тирь за неделю про­чи­ты­ва­ется два раза. Кафизмы здесь читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обыч­ных псал­мов. При этом на пятой сед­мице Вели­кого поста в чет­верг чита­ется Вели­кий канон Андрея Крит­ского, поэтому на утрене чет­верга чита­ется только одна кафизма. На Страст­ной сед­мице Псал­тирь про­чи­ты­ва­ется с поне­дель­ник по среду один раз, после чего кафизм нет, но чита­ются Непо­рочны с похва­лами на утрени Вели­кой Суб­боты. На Свет­лой сед­мице кафизмы не чита­ются вовсе.

Обычай сиде­ния за псал­мо­пе­нием возник, когда за служ­бами стали ста­раться в сутки или более читать всю Псал­тирь. Поэтому для отдыха пред­пи­сы­ва­ется опре­де­лен­ное чтение, о чем гово­рит уже Лаоди­кий­ский Собор: «не должно на служ­бах соеди­нять псалмы в один ряд, но в про­ме­жутке по каждом псалме бывать чтению». Кафизмы служат «отды­хом для тела и души моля­щихся от усерд­ных моле­ний – екте­ний и от мно­же­ства тор­же­ствен­ных пес­но­пе­ний» (Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон). Вслед­ствие этого псалмы здесь чита­ются «с наи­мень­шею тор­же­ствен­но­стью и в более спо­кой­ном поло­же­нии тела, сидя» (там же). Иным типом псал­мо­пе­ния (напри­мер, шесто­псал­мием) хри­сти­ане должны молиться «яко бесе­ду­юще неви­ди­мому Богу», а кафизмы про­слу­ши­вать как нази­да­ние и уве­ще­ва­ние.

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый типи­кон:

«Кафизмы – это особый род псал­мо­пе­ния, отлич­ный от псал­мо­пе­ния в других местах цер­ков­ной службы, напри­мер от пред­на­чи­на­тель­ных псал­мов. Именно, псалмы здесь про­из­но­сятся, ныне боль­шей частью чита­ются, с наи­мень­шею тор­же­ствен­но­стью и в более спо­кой­ном поло­же­нии тела, сидя. Такой харак­тер носят кафизмы осо­бенно на утрене, где бла­го­даря этому они служат отды­хом для тела и души моля­щихся от усерд­ных моле­ний – екте­ний и от мно­же­ства тор­же­ствен­ных пес­но­пе­ний.

Псал­мами пред­на­чи­на­тель­ными, напри­мер шесто­псал­мием, и всеми дру­гими, кроме псал­мов кафизм, мы должны молиться и дер­жать себя на них так, «яко бесе­ду­юще неви­ди­мому Богу», почему во время них запре­ща­ется сидеть. Чрез доз­во­ле­ние сидеть на кафиз­мах псалмы их раз­ре­ша­ется слу­шать не столько как молитву, сколько как нази­да­ние, как худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, насла­ждаться в полной мере их поэ­зией. На кафиз­мах, сле­до­ва­тельно, псалмы овла­де­вают вни­ма­нием моля­щихся с другой своей сто­роны в срав­не­нии с псал­мами других мест службы. Поэтому из кафизм не выклю­ча­ются псалмы, уже испол­няв­ши­еся на тех же служ­бах в другом месте: все псалмы шесто­псал­мия, вечерни, часов повто­ря­ются иногда в кафиз­мах этих служб.

Пока за цер­ков­ными служ­бами пелось немного псал­мов, 1 или 3, что имело место до пре­об­ра­зо­ва­ния бого­слу­же­ния под вли­я­нием мона­ше­ства (I‑IV в.), не мог воз­ник­нуть обычай сиде­ния за псал­мо­пе­нием. Он появился, когда за служ­бами стали ста­раться в сутки или более выпе­вать всю Псал­тирь.

Впер­вые об этом обычае упо­ми­нает Кас­сиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправ­да­ния, в кото­ром он опи­сы­вает этот обычай еги­пет­ских мона­хов, сви­де­тель­ствует о его новизне. Изве­стия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, гово­рят о сиде­нии только за чте­ни­ями (нази­да­тель­ными), а для Востока и под­чер­ки­ва­ется сто­я­ние за выпе­ва­нием всей Псал­тири на ночной службе: отделы ее в извест­ном опи­са­нии синай­ской утрени назы­ва­ются ста­ти­ями, στάσις – сто­я­ние, и гово­рится, что для пения их вста­вали; а отделы эти (по 50 псал­мов каждый) по поло­же­нию на утрене вполне отве­чают нашим кафиз­мам. Сто­я­ния за кафиз­мами тре­бует и Диа­ти­по­сис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).

Но пере­не­сен­ный на Запад, может быть Кас­си­а­ном, обычай сиде­ния за псал­мами там скоро полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние и пере­шел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, кото­рый, впро­чем, более при­ме­ня­ется, как и ныне у греков, к песням, пред­ше­ству­ю­щим чтению, чем к отде­лам Псал­тири, кото­рые боль­шей частью назы­ва­ются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – ста­ти­ями, но уже в Ипо­ти­по­сисе они назы­ва­ются κάθισμα ψαλμούς, а в Диа­ти­по­сисе и прямо κάθισμα. След такой прак­тики – сиде­ния только за чте­ни­ями и сто­я­ния за псал­мами кафизм – и в нынеш­нем уставе: седальны поло­жены только после тех кафизм, за коими сле­дуют чтения; так, не поло­жены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наобо­рот, седальны поло­жены и без кафизм пред чте­ни­ями, как, напри­мер, по 3 песни канона».

Источник

Кафизма

Что такое кафизма и когда ее читают. Смотреть фото Что такое кафизма и когда ее читают. Смотреть картинку Что такое кафизма и когда ее читают. Картинка про Что такое кафизма и когда ее читают. Фото Что такое кафизма и когда ее читают

Кафизма: что это

Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях.

Деление Псалтири на кафизмы

Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтение кафизм в храме

Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:

Кафизма1 Слава2 Слава3 Слава
I1—34—67—8
II9—1011—1314—16
III1718—2021—23
IV24—2627—2930—31
V32—3334—3536
VI37—3940—4243—45
VII46—4849—5051—54
VIII55—5758—6061—63
IX64—666768—69
X70—7172—7374—76
XI7778—8081—84
XII85—878889—90
XIII91—9394—9697—100
XIV101—102103104
XV105106107—108
XVI109—111112—114115—117
XVII118:1—72118:73—131118:132—176
XVIII119—123124—128129—133
XIX134—136137—139140—142
XX143—144145—147148—150

Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.

О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».

В недельном Богослужении кафизмы читаются так:

При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.

Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:

Чтение кафизм в домашней молитве

Псалтирь регулярно читают и в домашней молитве. Читать кафизмы можно в качестве молитвенного правила и, если человек не смог посетить богослужение.

Что такое кафизма и когда ее читают. Смотреть фото Что такое кафизма и когда ее читают. Смотреть картинку Что такое кафизма и когда ее читают. Картинка про Что такое кафизма и когда ее читают. Фото Что такое кафизма и когда ее читают

При чтении Псалтири за упокой к кафизмам добавляют специальные молитвы.

Кафизма 17

17-ая кафизма известна тем, что содержит всего один псалом — 118-ый. Он делится на три части и зовется «Непорочны». 17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека.

Поскольку в воскресенье вечером кафизма не читается, 17-я кафизма, как и 16-я переносятся на субботу, а не читается в пятницу. В будние дни эта кафизма читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается. Вместо нее принято читать первую славу первой кафизмы. Накануне великих Господних праздников на вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом. На Светлой Седмице не читают кафизмы.

В домашней молитве, келейно 17-я кафизма читается так:

После 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88, 93 стиха принято читать «Помяни, Господи, душу раба Твоего». А после стиха 94, 107, 114. 121, 131, 132, 133,142, 153, 159, 163, 170, 176 «Упокой, Господи, душу раба Твоего».

Стихи 92 и 93, а также 175 и 176 читают трижды.

После положенных по прочтении кафизмы тропарей читают тропари непорочны или тропари за упокой:

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.

Припев: Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

И ныне, и присно, и во веки веков

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Затем молитву, положенную по окончании кафизмы. И «Последование по исходе души от тела».

Источник

Кафизма 1 – что это, когда и для чего читают

Что такое Псалтирь и кафизмы

Кафизмами называют разделы одной из наиболее известных ветхозаветных книг – Псалтири. Название этой книги произошло от слова «псалтерий», которым обозначали древний струнный музыкальный инструмент, подобный русским гуслям. Термин «кафизма» происходит от слова «сидение» (чтение кафизм на богослужениях можно слушать сидя). Всего в Псалтири насчитывается 20 кафизм. Каждая из них состоит из определённого количества молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 1 содержит 8 псалмов. Всего же в Псалтири содержится полторы сотни таких песнопений.

Сочинение большинства псалмов Псалтири традиционно приписывают древнееврейскому царю и пророку Давиду, который жил за тысячу лет до рождения Христа. Авторами отдельных песнопений считаются также Моисей, Соломон и некоторые другие. Псалтирь является священной книгой не только в христианских конфессиях, но и в иудаизме. Также этот сборник псалмов нашёл своё отражение в исламском Забуре – тексте, который был ниспослан Аллахом пророку Давиду.

Псалмы отличаются друг от друга содержанием. Одни исполнены радостного восхваления и благодарения Бога. Другие выражают слезные мольбы к Нему. Есть и псалмы, которые похожи на исторические обзоры. Однако все эти песнопения имеют общую сквозную тему – отношения человека и Бога.

Написанные по вдохновению Святого Духа, псалмы считаются образчиками благоговейной и поэтической молитвы. Они содержат готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога со Всевышним. Поэтому псалмы читаются христианами не только на богослужениях, но и в различных жизненных ситуациях. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы

«доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни» (Полное собрание творений. Том 5).

Тем верующим, которые плохо понимают церковно-славянский язык, можно читать Псалтирь на русском языке.

«Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина. Том 2).

О чём Кафизма 1

Каждый раздел Псалтири, в свою очередь, содержит 3 части – статии. Между ними читается славословие, поэтому статии также называются «славами». Восемь псалмов первой кафизмы распределены в ней следующим образом: в первой и второй статиях – по три псалма, а в третьей – один. Открывающая Псалтирь кафизма 1 также называется «Блажен муж», так как этими словами начинается первый псалом. В нём говорится, что счастлив тот праведник, который избегает злых дел и чтит Божьи заповеди. Такой человек сравнивается со стоящим у воды зеленеющим деревом, которое приносит плоды. Грешник же в псалме уподобляется праху, который разнесёт ветер. Это несчастный человек, которого ждёт погибель.

Второй псалом говорит нам, что нападающие на праведника и помазанника Божьего (правителя, который благословлён Всевышним) потерпят неудачу. В песнопении содержится призыв не сходить с истинного пути и уповать на Бога. Третий псалом наставляет на молитву в опасных ситуациях и говорит, что уповающему на Бога праведнику не страшны никакие беды. Четвёртый псалом вновь указывает нам на то, что Бог хранит верных Ему. Давид благодарит Всевышнего за дарованную Им душевную радость.

В пятом псалме содержатся мольбы автора к Богу о защите от врагов, а также об укреплении праведников. Шестой псалом выражает покаяние грешника и радость от Его прощения. В седьмом псалме мы видим упования Давида на Бога и славословия Ему. Восьмой псалом содержит хвалу Всевышнему и восхищение Его величием как на земле, так и на небе. Автор радостно удивляется тому, как высоко Бог вознёс человека над всем своим творением.

Когда читают Первую Кафизму

Как и вся Псалтирь, кафизма 1 и отдельные её псалмы используются в православных богослужениях. Она поётся накануне воскресных и праздничных дней. 3-й псалом читается на Шестопсалмии – важной части утрени. 5-й псалом входит в Первый час. Также кафизма 1 не целиком читается на службах седмиц Великого Поста (кроме пятой).Эти псалмы можно услышать на воскресных вечернях и на утренях воскресенья, понедельника, среды и четверга. В Великий Пост псалмы первой кафизмы читаются также на 3-м и 6-м Часах понедельника и на 1-м, 3-м, 6-м, 9-м Часах среды.

Кафизма 1 полностью и по псалмам читается православными христианами и в келейной молитве. Преподобный Арсений Каппадокийский советовал использовать псалмы Псалтири в различных житейских ситуациях. Согласно его поучениям, 1-й псалом следует читать при посадке деревьев или винограда, чтобы были хорошие плоды. 2-й псалом – для просвещения Господом перед собраниями и советами. 3-й псалом преподобный Арсений советует читать для уменьшения человеческой злобы. 4-й псалом поможет мягкосердечным людям не унывать, наблюдая деяния жестокосердных. При кознях злодеев следует читать 7-й псалом.

Псалтирь и кафизма 1: польза чтения псалмов

Для христиан Псалтирь издревле служит драгоценным источником нравоучения и утешения в трудные моменты жизни. Внимательное чтение псалмов наставляет и радует христианина, побуждает благодарить и восхвалять Бога. Священник Димитрий Шишкин говорит, что величайшая польза Псалтири заключается в

«возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. Цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божьей».

Священник Валерий Духанин подчёркивает, что Псалтирь – это духовная защита от тёмных сил и «камертон, который задаёт очень точный тон всей духовной жизни». Преподобный Ефрем Сирин называет псалом тишиной души, радостью боголюбцев, привлечением ангельской помощи. Псалом

«и из каменного сердца вызывает слёзы… Псалом – просвещение душ, освящение тел» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина. Том 2).

Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы можно петь

«и без голоса, когда душа внутри издаёт звуки, потому что мы поём не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души» (Полное собрание творений. Том 5).

То есть псалмы, в том числе кафизма 1, могут читаться и в уме. Главное, делать это не автоматически, а искренне и благоговейно. Святой преподобный Серафим Саровский наставлял:

«Требуется подвиг и великая бдительность, дабы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние» («Духовные наставления инокам и мирянам»).

Псалтирь на русском: кафизма 1

(Перевод Е. Бируковой, И. Бирукова)

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш.

Псалом Давида, 1

Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;

Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.

И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.

Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.

Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных.

Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида, 2

Что возмутились народы и племена мыслили суетное?

Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:

«Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»

Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;

Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.

А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,

Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты сын Мой, ты ныне рожден Мною.

Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и во владение тебе – пределы земли.

Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»

И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!

Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!

Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!

Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3

Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;

Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»

Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.

Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.

Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.

Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.

Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.

Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

В конец, песнь, псалом Давида, 4

Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!

Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?

Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.

Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!

Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:

«Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.

Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.

В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.

О наследствующей, псалом Давида, 5

Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!

Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!

Поутру услышь голос мой; поутру предстану пред Тобою, и Ты узришь меня.

Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,

И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,

Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.

А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.

Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!

Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!

Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!

И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.

В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6

Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!

Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,

И душа моя в сильном смятенье… О, Господи, доколе?…

Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!

Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?

Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.

Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.

Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!

Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.

Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7

Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!

Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!

Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,

Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!

Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!

Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!

И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!

Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!

Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!

Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!

Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.

И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.

Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.

Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.

Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.

Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!

В конец, о точилах, псалом Давида, 8

Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!

Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.

Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!

Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?

Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;

И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:

Овец, и волов, и всякий скот полевой,

Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.

Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами).

После кафизмы 1 Трисвятое по Отче наш.

Тропари, глас 1

В беззакониях зача́т я, блудный, / и не смею взирать на высоту небес, / но, дерзновенно надеясь на человеколюбие Твоё, взываю: / «Боже, очисти меня, грешного, и спаси меня!»

Если праведник едва спасается, / где окажусь я, грешный? / Тягости и зноя дня я не перенёс, / но к работникам одиннадцатого часа / сопричти меня, Боже, и спаси меня.

Слава: Объятия отеческие открыть мне поспеши: / блудно я растратил жизнь мою, / на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! / Ныне не пре́зри обнищавшего моего сердца, / ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: / «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»

И ныне: Надежда христиан, Пресвятая Дева, / непрестанно моли с Горними Силами / Бога, рожденного Тобою превыше и ума и слова, / дать прощение грехов и исправление жизни всем нам, / с верою и любовью всегда Тебя почитающим.

Господи, помилуй (40 раз)

Владыка Вседержитель, Непостижимый, Начало света и превышающая познание Сила, Ипоста́снаго Слова Отец и Единосильного Твоего Духа Источник, по безконечной милости и неизреченной благости не презревший человеческого естества, во тьме греха заключённого, но Божественным светом священных Твоих учений, законом и пророками светивший миру, после же сего благоволи́вший, чтобы Сам Единородный Твой Сын во пло́ти явился нам и к просвещению светом Твоим нас направил.

Да будут уши Твои внимательны к голосу моления нашего, и да́руй нам, Боже, с бодрствующим и трезвенным сердцем всю ночь нашей нынешней жизни пройти, ожидая пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии́ всех. Да найдёт Он нас не лежащими и спящими, но бодрствующими и поднявшимися, при исполнении заповедей Твоих, и все мы в радость Его войдём, где празднующих глас непрестанный, и невыразимое наслаждение созерцающих несказа́нную красоту лица́ Твоего. Ибо Ты благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *