Что такое кардан на тракторе
Карданная передача трактора
Карданные передачи предназначены для сообщения вращательного движения от одного вала к другому, оси которых не совпадают. При движении трактора взаимное расположение валов может изменяться. Эти передачи применяют также в тех случаях, когда соединяемые валы сборочных единиц располагают на значительном (изменяемом) расстоянии один от другого. Поэтому длина карданных валов переменна.
Карданная передача обычно состоит из карданного вала и двух (реже одного) карданных шарниров. В зависимости от значения углов между осями соединяемых валов и осью карданного вала можно использовать полукарданные (жесткие или упругие) и полные карданные шарниры. Последние делят на шарниры неравных и равных угловых скоростей. Наиболее распространены полные карданные шарниры, основными деталями которых служат две вилки и крестовина с игольчатыми подшипниками.
Карданные валы трубчатые, с телескопическим шлицевым соединением, обеспечивающим изменение длины вала. Шлицевое соединение смазывают через масленку и уплотняют сальником. Для защиты соединения от пыли и грязи устанавливают резиновый гофрированный чехол.
Полные карданные шарниры неравных угловых скоростей широко применяют в автомобилях и тракторах. Карданный шарнир такой передачи состоит из вилок 5 и 9 ( рис. 94, а ), крестовины 7, игольчатых подшипников 3 и сальников 4. Подшипники собирают в стаканах 2 и вместе с сальниками надевают на пальцы крестовины. Стаканы удерживаются в вилках крышками 1, которые крепят к вилке болтами 10 со стопорной пластиной. Подшипники смазывают через масленку 8. Для снижения излишнего давления масла в крестовине 7 установлен предохранительный клапан 6.
Рис. 94. Карданные шарниры: а — неравных угловых скоростей: 1 — крышка; 2— стакан; 3 — игольчатый подшипник; 4 — сальник; 5 и 9 — вилки; 6 — предохранительный клапан; 7 — крестовина; 8 — масленка; 10 — болт.
При равномерном вращении ведущей вилки 9 ведомая вилка 5 вращается неравномерно: за каждый оборот карданного вала она дважды обгоняет и дважды отстает от ведущей вилки. Для устранения неравномерности вращения ведомого вала применяют два карданных шарнира, вилки карданного вала располагают в одной плоскости. В этом случае неравномерность вращения, вызываемая одним шарниром, компенсируется неравномерностью, вызываемой другим шарниром.
Техническое обслуживание карданных передач заключается в осмотре, подтягивании креплений и смазывании. Для смазывания карданных шарниров применяют трансмиссионное масло, а шлицевых соединений — консистентные смазки.
Мтз 82 кардан вала отбора мощности
В тракторах МТЗ предусмотрен задний вал отбора мощности, позволяющий использовать самое разное навесное и прицепное оборудование. Привод оборудования обычно осуществляется посредством специального карданного вала — об этом вале, его конструкции, применимости и вопросах эксплуатации читайте в статье.
Возможности применения и привод доп.оборудования на тракторах МТЗ
Тракторы МТЗ различных моделей (в основном МТЗ-80/82 и их осовремененных аналогов) широко используются в сельском хозяйстве, в коммунальном хозяйстве, в строительстве и промышленности — это универсальные «рабочие», способные решать самые разные задачи. Такая универсальность трактора достигнута в том числе благодаря эффективной трансмиссии и наличию нескольких валов отбора мощности (ВОМ).
Именно ВОМ позволяет использовать любое навесное и прицепное оборудование (сельскохозяйственное, коммунальное, строительное), в том числе и механизированное. Отбор мощности для привода такого оборудования осуществляется от заднего ВОМ трактора, для чего применяется специальный легкосъемный карданный вал.
Типы карданных валов МТЗ привода оборудования
Все используемые сегодня карданные валы привода оборудования для тракторов МТЗ можно разделить на типы по некоторым конструктивным особенностям и функционалу, а также по способу соединения с ВОМ трактора и приводным валом оборудования.
По конструкции валы бывают:
Валы этих типов имеют одинаковую конструкцию и характеристики, а отличаются только наличием защитного кожуха. О конструкции кожуха рассказано ниже.
По функционалу валы делятся на две категории:
Валы с предохранительной муфтой по характеристикам не отличаются от обычных, однако в случае перегрузки вала муфта обеспечивает прерывание потока крутящего момента от ВОМ трактора на приводной вал оборудования. Это решение обеспечивает защиту и сохранность оборудования и трансмиссии трактора в случае аварий, заклинивания рабочего органа навесного оборудования и т.д.
Наконец, все валы делятся на два типа по способу соединения с ВОМ и приводным валом оборудования:
В первом случае обе вилки карданного вала имеют шлицы для соединения с валами, во втором случае вилка со стороны ВОМ трактора имеет шлиц, а противоположная вилка соединяется с приводным валом оборудования с помощью шпонки (точнее, в этом случае вал имеет гребень, играющий роль шпонки). При этом валы с обоими типами соединения могут иметь защитные кожухи и предохранительные муфты. В настоящее время наибольшее распространение получили карданные валы с соединением шлиц-шлиц, как наиболее универсальные и обладающие лучшей ремонтопригодностью (более широко представлены на рынке, поэтому они более доступны).
Однако независимо от типа все карданные валы для тракторов МТЗ имеют принципиально одинаковое устройство.
Конструкция и работа вала карданного привода доп.оборудования
Карданные валы привода навесного оборудования устроены традиционно, в них входит несколько деталей:
Очень часто труба вала имеет не простое круглое сечение, а квадратное, треугольное или более сложное – это значительно повышает жесткость всего вала и его надежность. Кроме того, очень широко используются усиленные карданные валы, в которых используются толстостенные трубы.
В концевых вилках для шлицевого соединения выполняется 6 или 8 шлицев. Также в этой вилке имеется прилив для установки пружины и ввертывания шпильки — это необходимо для демпфирования и надежного стопорения карданного вала на ВОМ или приводном валу оборудования. Существуют и вилки с двумя шпильками, причем часто такие вилки имеют квадратное сечение.
В концевых вилках для шпоночного соединения выполнено круглое осевое отверстие с пазом под шпонку. В этой вилке также имеется радиальное резьбовое отверстие под вворачивание стопорного болта.
Защитный кожух представляет собой конструкцию из телескопической трубы (двух вставленных друг в друга труб), с обеих сторон которой установлены конусы, переходящие в цилиндрические гофры (закрывают карданные шарниры). Кожух жестко монтируется на валу с помощью двух колец, надеваемых у основания вилок, поэтому его телескопическая труба не трется о детали вала. Обычно на кожухе крепятся две легких цепи, с помощью которых карданный вал можно безопасно подвесить на несущих конструкциях навесного оборудования.
Предохранительная муфта заменяет собой одну из концевых вилок, в ней тоже предусмотрено соединение (под шлиц или шпонку). Муфта может быть фрикционной (из двух пакетов дисков, они проворачиваются друг относительно друга при превышении нагрузки), со срезным винтом (муфта состоит из двух частей, соединенных болтом, который срезается при перегрузке) или односторонней (детали муфты удерживаются штифтами на пружинах, при перегрузке штифты углубляется в свои гнезда и происходит проворачивание). Односторонние и фрикционные муфты удобны тем, что после снятия нагрузки они вновь приходят в рабочее состояние, а муфту со срезным винтом следует восстанавливать установкой нового винта.
Вопросы эксплуатации и обслуживания вала
Для успешной эксплуатации навесного или прицепного оборудования следует правильно устанавливать карданные валы, а также периодически проводить их ТО и ремонт.
Установка карданного вала обычно производится после полного навешивания оборудования и выполнения различных соединений. Снятие оборудования, напротив, всегда начинается с демонтажа карданного вала. Следует отметить, что обе вилки карданного вала обязательно стопорятся болтами (шпильками), эксплуатация не застопоренного вала запрещена.
При техническом обслуживании оборудования обращают внимание и на карданные валы, главным образом — на люфты в их соединениях (при чрезмерных люфтах проводится повторное стопорение) и на их общее состояние. Также проверяется состояние кожуха (если он предусмотрен). При значительном износе или поломке деталей карданного вала его следует отремонтировать или заменить в сборе (что бывает проще и дешевле ремонта).
При правильной установке и регулярном ТО карданный вал и само навесное оборудование будет работать долго и надежно, решая все поставленные задачи.
Прямые и регулярные поставки с завода Белкард (Республика Беларусь, г.Гродно), цены производителя, гарантия 1 год, широкий ассортимент и постоянное наличие в Москве!
группа 22. карданные валы к тракторам МТЗ
(артикул, применяемость, тех.данные, производитель)
1025-2203010 вал карданный привода переднего моста (Carraro) трактора БЕЛАРУС-1025 (L=816mm, фланец 4 отверстия/вилка 18) (пр-во Белкард)
1025Д-2203010 вал карданный привода переднего моста трактора БЕЛАРУС-1025 (пр-во Белкард)
1221Д-2203010-01 вал карданный привода переднего моста трактора БЕЛАРУС-1221 (пр-во Белкард)
1522-4209015-03 вал карданный трактора БЕЛАРУС (пр-во Белкард)
1802-2201030-01 вал карданный гусеничного трактора БЕЛАРУС-1802 (пр-во Белкард)
1802-2201030-10 вал карданный гусеничного трактора БЕЛАРУС-1802 (L=590mm, фланец 4 отверстия) (пр-во Белкард)
2022Д-2203010 вал карданный привода переднего моста трактора БЕЛАРУС-2022Д (L=1022mm, фланец 4 отверстия/вилка 18) (пр-во Белкард)
2102П-2201090 вал карданный задний отбора мощности гусеничного трактора БЕЛАРУС-2102П (L=705mm, фланец 4 отверстия) (пр-во Белкард)
220-2304030-01 шарнир сдвоенный редуктора переднего моста трактора БЕЛАРУС-321 (L=483mm, шлицы 15/шлицы 15) (пр-во Белкард)
220-2304030-02 шарнир сдвоенный редуктора переднего моста трактора БЕЛАРУС-622 (L=548mm, шлицы 15/шлицы 15) (пр-во Белкард)
220-2304030-03 шарнир сдвоенный редуктора переднего моста трактора БЕЛАРУС-622 (L=636mm, шлицы 15/шлицы 15) (пр-во Белкард)
352-2102010-Б4 вал карданный привода рабочего оборудования трактора МТЗ-320МК (L=843mm, фланец 4 отверстия) (пр-во Белкард)
3520-4209005 вал карданный передний отбора мощности трактора МТЗ-3522 (пр-во Белкард)
354М-2201100 вал карданный привода заднего моста трактора БЕЛАРУС-354М (L=1265mm, фланец 4 отверстия) (пр-во Белкард)
406-2203020-02 вал карданный привода переднего моста универсального шасси МТЗ-406 (пр-во Белкард)
МЛ131-2201150 вал карданный согласующего редуктора машины лесной погрузочно-транспортной БЕЛАРУС МЛ-131, МЛПТ-364 (форвардер) (L=510mm, фланец 4 отверстия) (пр-во Белкард)
Ш353М-2201010 вал карданный привода заднего моста машины шахтной БЕЛАРУС МТ-353М2, Ш353М (L=1432mm, фланец 4 отверстия) (пр-во Белкард)
Карданные валы имеют сертификаты качества и прошли тесты на заводе-изготовителе ОАО «Белкард» (Республика Беларусь, г.Гродно), что гарантирует их качество и надежность. Заводская гарантия один год.
Всегда в наличии полный ассортимент оригинальных карданных валов и крестовин к тракторам МТЗ, которые можно купить оптом и в розницу со склада в Москве.
Каталог по заводам
Прямые и регулярные поставки с заводов Республики Беларусь, цены производителей, гарантия 1 год, широкий ассортимент и постоянное наличие в Москве!
Отправка товара в регионы Российской Федерации осуществляется через транспортные компании Байкал-сервис, Деловые линии, ПЭК и ЖелДорЭкспедиция (подробнее в разделе Доставка).
Приглашаем к сотрудничеству организации розничной и оптовой торговли!
Преимущества оригинальных запасных частей :
поставляются на конвейеры и используются в производстве новых автомобилей ;
сертифицированы и прошли тесты на заводе-изготовителе, что гарантирует их качество и надежность;
производится на фирменном заводском оборудовании, выделяются отличным заводским качеством;
не побеспокоят дальнейшие проблемы с установкой – подгоны, неплотное прилегание, стуки и т.д.;
используя, можете быть уверены как в своей безопасности, так и безопасности пассажиров и пешеходов.
География поставок автомобильных, автобусных и тракторных запчастей охватывает практически все города России: Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Балаково, Балашиха, Барнаул, Белгород, Березники, Бийск, Благовещенск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Глазов, Грозный, Дзержинск, Димитровград, Екатеринбург, Елец, Зеленоград, Златоуст, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Иркутск, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Королев, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Кызыл, Липецк, Люберцы, Магнитогорск, Махачкала, Миасс, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Назрань, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новошахтинск, Ногинск, Норильск, Обнинск, Одинцово, Октябрьский, Омск, Орел, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Пермь, Первоуральск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Сергиев Посад, Серпухов, Смоленск, Соликамск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Усть-Илимск, Уфа, Ухта, Хабаровск, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Чита, Шахты, Щелково, Электросталь, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и другие.
Обращаем Ваше внимание на то, что информация на данном сайте носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Уточняйте, пожалуйста, информацию о стоимости запчастей у наших менеджеров
Запчасти на трактора МТЗ
Сегодня продукция Минского тракторного завода активно используется для обработки почв и сбора урожая, уборки дорог и строительства новых зданий. Поэтому техника из Беларуси всегда должна быть исправной, а в случае износа или выхода из строя быстро отремонтированной.
Наша компания «Проммашины» поставляет оригинальные запчасти для всей выпускаемой техники МТЗ. Такие комплектующие характеризуются высоким качеством сборки и полностью соответствуют первоначальным характеристикам тракторов Беларусь. Все запасные части МТЗ представлены с гарантией завода-производителя и совместимы с каждой моделью спецтехники.
Предлагаем прямо сейчас воспользоваться каталогом нашего сайта, изучить ассортимент деталей МТЗ, выбрать и купить запчасти, необходимые именно вам. Будьте уверены, установив заводские запасные части, вы обеспечите бесперебойную работу своей техники в течение длительного срока.
Запасные части на МТЗ – 80
В наличии и под заказ у нас имеются агрегаты и запчасти МТЗ 80. К их числу относятся:
Приобрести их можно партиями или штучно по демократичным ценам.
Запасные части на МТЗ – 82
Также вы можете заказать детали для тракторов МТЗ-82. Для этого стоит оставить заявку на сайте дилера или позвонить нам по телефону. В минимальные сроки поставка выбранных запчастей МТЗ будет выполнена в ваш город, а их стоимость вас приятно порадует.
Используйте специальные фильтры, чтобы быстро найти тормозные системы и двигатели, колеса и ступицы, ремкомплекты и рулевые механизмы, редукторы и прочие запчасти для МТЗ-82. У вас есть отличная возможность экономии денежных средств, ведь стоимость запчастей на сайте будет гораздо ниже рыночной. И грех ею не воспользоваться!
Ну а если есть сомнения, вы всегда можете получить дополнительную информацию у консультантов и уточнить применяемость интересующей детали к вашей спецтехнике.
Карданный вал: устройство, принцип работы, виды и инструкция по замене
Что такое карданный вал
Кардан это механизм, передающий вращение от коробки передач на редуктор заднего моста. Задача усложняется тем, что эти два механизма расположены в разных плоскостях по отношению друг к другу. Карданами оснащаются все модели автомобилей, задние колеса которых являются ведущими.
Кардан трансмиссии устанавливается вдоль выхлопной системы автомобиля и выглядит в виде длинной балки, идущей от коробки передач до заднего моста. Он оснащен минимум двумя крестовыми шарнирами (по одной с каждой стороны), а в узлах с небольшим смещением осей – одним.
Подобная передача используется также в системе рулевого управления авто. Шарнир соединяет рулевую колонку с расположенным в другой плоскости рулевым механизмом.
В сельскохозяйственной технике такое устройство используется для подсоединения дополнительного оборудования к валу отбора мощностей трактора.
Описание принципа работы передачи карданного типа составил итальянский инженер и философ Дж.Кардано. В автомобилестроении данную схему успешно применил промышленник Луи Рено на модификации автомобиля «De Dion-Bouton» (1898 г.).
Устройство и принцип работы карданной передачи
Классическая карданная передача сильно изменилась и имеет отличительные черты. Принято выделять четыре основных элемента конструкции:
Читайте также: Что такое ESP и ESC? Электронные системы на страже нашей безопасности
Это основные элементы устройства передачи. Конечно, кроме них существует много дополнительных механизмов – различные крепления, подвижные фланцы, уплотнители, защитные муфты и прочее.
Устройство карданной передачи
Конструкция передачи не сложная. В большинстве случаев, механизм крепится при помощи шлицевого соединения к коробке передач (при этом неважно какой, автоматической или механической). Каждая коробка передач имеет на своем подвижном конце отверстия с внутренними креплениями. Механизм работы шлицов сконструировано таким образом, чтобы они могли смещаться при движении машины.
Дальше устанавливается подшипник КВ, который крепится к кузову автомобиля при помощи специального кронштейна. Он служит дополнительным креплением и исключает смещение механизма при нагрузках и езде. К вилке КВ крепится крестовина с игольчатыми или другими подшипниками. Эта конструкция позволяет правильно передавать крутящий момент при различных изгибах кардана.
Когда водитель включает передачу и нажимает на газ, крутящий момент переходит на скользящую вилку и дальше поступает через крестообразный шарнир к главной передачи и колесам. Наиболее продуктивными являются углы шарнира от 0 до 20 градусов. Если по причине неисправности, происходит отклонение, может начаться сильный износ всего механизма или поломка. Наглядно принцип работы показан на видео, ниже.
Какую функцию выполняет карданный вал?
КВ способен выполнить две важные функции.
Благодаря КВ транспортному средству даже на неровной дороге обеспечен хороший разгон. КВ – это фактически оптимизатор эффективной разгрузки передних колёс и инструмент для снижения рисков пробуксовки.
Из чего состоит карданный вал?
Хотя, на первый взгляд, карданный вал кажется простым элементом, труба да и труба, но в действительности его устройство немного сложнее. Давайте познакомимся с этим вопросом ближе. Состоит герой нашей сегодняшней статьи из таких элементов:
Привести все существующие типы карданных валов к какому-нибудь одному знаменателю очень трудно. Дело в том, что эти устройства используются в огромном количестве разнообразной техники и, как следствие могут иметь различное исполнение.
К примеру, карданный вал может быть составлен из нескольких секций, а может быть и односекционный (такое обычно встречается у спорткаров). Во втором случае конструкция элементарна – это просто стальная труба, оба конца которой венчают крестовины карданного вала и наконечники.
Если секций больше одной, то и крестовин также становится больше – они нужны для сопряжения вращающихся под разными углами валов.
Ещё одна важная деталь конструкции — подвесной подшипник карданного вала. Он является опорой для всей конструкции и удерживает её на месте, не мешая вращаться. Подшипник закреплён к кузову машины, и в зависимости от количества секций кардана этих деталей может быть несколько.
В целом же кардан является достаточно надёжным узлом автомобиля. Его создавали с учётом высоких нагрузок и он, как правило, отлично справляется со своей задачей. К недостаткам этого узла относят достаточно большой вес и габариты, помимо этого в заднеприводных и полноприводных авто из-за своего расположения под днищем он «съедает» часть полезного пространства салона.
Вот так, коллеги-автолюбители, мы кратко прошлись по основным вопросам, связанным с карданным валом автомобиля.
Типы карданной передачи
В современном автомобилестроении могут применяться следующие типы карданных передач:
Система с шарниром НУС считается классической. Здесь присутствуют вилки, крестовина, игольчатые подшипники. Применяется на большинстве заднеприводных автомобилей.
На современных внедорожниках чаще используется система, оборудованная ШРУСами. Такие устройства обеспечивают более комфортные условия езды, практически полностью устраняя вибрации.
Упругие шарниры представляют собой резиновую муфту, способную передавать момент при изгибах не более 8°. Резина достаточно мягкая, поэтому вал, имеющий подобное строение, обеспечивает плавное начало движения и отсутствие резких динамических нагрузок. Кроме того, гибкие соединения не требуют технического обслуживания.
Жесткий полукарданный шарнир имеет сложное техническое устройство и передает момент за счет зазоров в шлицевом соединении. В силу сложности изготовления, технических недостатков и быстрого износа в автомобилестроении не применяется.
Преимущества и недостатки данной передачи
Теперь, когда понятно, что такое кардан у машины, стоит рассмотреть плюсы и минусы шарниров такого типа. Конструкция кардана имеет существенное преимущество: данный механизм способен выдерживать огромнейшие нагрузки, которые терпит трансмиссия при езде по дорогам с покрытием и в условиях пересеченной местности.
Единственный минус – это большой вес кардана, который отображается на снаряженной массе. Это влияет на динамику автомобиля и на расход топлива. Кроме того, процесс монтажа кардана требует наличия туннеля на дне автомобиля (а это добавляет неудобства пассажирам). Наконец, данный шарнир во время вращения создает шум и вибрации.
Рекомендации по эксплуатации
Важно! Для того чтобы продлить срок службы устройства, следует при прохождении технического обслуживания в автосервисе проверять состояние защитных чехлов. При малейших повреждениях заменять их новыми, защищая таким образом подшипники от грязи, что препятствует преждевременному выходу их из строя. На долговечность системы влияют и методы вождения.
Пробуксовка при езде по бездорожью, резкие разгоны, продолжительное движение по глубокому снегу или грунтовой дороге, имеющей высокую колею.
Проверка состояния карданного вала
Даже, если авто эксплуатируется в неэкстремальных условиях (езда по городским дорогам), проверка состояния карданного вала нужна каждые 5 тысяч километров. При езде по грунтовым дорогам проверка рекомендуема еще чаще: каждые 3 тысячи км. К спецтехнике предъявляются свои требования. Всё зависит от того, на каких объектах она используется. Наибольшее внимание при проверке уделяется крестовине, которая может начать перекатываться, заедать, а также подвесному подшипнику. Появление люфтов после определенного пробега – вполне закономерное явление.
Очень уязвимо и шлицевое соединение. Прежде всего, потому что это движущийся механизм, который постоянно встречается с динамическими нагрузками.
Проверку деталей рекомендуется проводить в следующем порядке:
А вот в случае, если есть подозрение на дисбаланс КВ, не обойтись без диагностики узла на балансировочном стенде. Особенно без такой проверки не обойтись, если во время езды чувствуются постоянные вибрации, а при переключении передач регулярно возникает неприятный скрежет.
Обслуживание карданного вала
По рекомендациям производителей обслуживание кардана проводится через 5 тысяч километров пробега. При этом необходимо проверять эластичную муфту и крестовины. В случае необходимости износившиеся части заменяют на новые. Шлицы скользящей вилки смазываются.
Если в машине установлен кардан с обслуживаемыми крестовинами, их тоже нужно смазать. Определяется такая модификация по наличию тавотницы в крестовинах кардана (отверстие для подсоединения масляного шприца).
Неполадки, поломки кардана
Не часто, но встречается, что карданный вал стучит. Такие стуки могут возникать во время резкого старта, при переключении скоростей.
Причины появления шума:
Причины вибрации карданного вала при движении:
Почему вытекает смазка
Соединения, имеющие смазку, уплотнения, часто разгерметизируются и происходит вытекание смазывающего вещества (Литол-24 и т.д.).
Если слышен хруст в области карданного вала, то рекомендуется доехать до ближайшего сервиса и провести диагностику, или проделать это своими руками.
Как устранить причины неполадок кардана:
Как поменять крестовину на кардане
Чтобы провести ремонт крестовины, необходимо снять кардан. Перед тем как разобрать, нужно знать некоторые нюансы:
Сначала откручиваются четыре болта на карданном вале, потом снимаем крепление подвесного подшипника. После этих процедур снимаем кардан, его нужно достать из шлицевого соединения КПП. Перед снятием крестовины шлицевую часть желательно замотать материалом, чтобы туда не попал песок. Перед тем, как снять крестовину, нужно подготовить инструмент: молоток, круглогубцы, толстую отвёртку и подходящую по диаметру круглую трубку. Зажатие вала в тисках намного облегчит вам работу. Существуют специальные съёмники для снятия крестовин, но их часто не используют даже на СТО. Впрочем, многие гаражные умельцы способны за 10-15 минут смастерить себе такое приспособление. Далее достаются стопорные кольца. Часто, чтобы их извлечь, требуется обстучать их молотком с помощью проставки. После этой операции стопоры легко достанутся плоскогубцами. Далее выбиваются чашки из проушин. Это делается молотком и той же проставкой, которую использовали при снятии стопорных колец. Иногда при этом чашки выпадают самостоятельно, чаще всего извлекать их придётся подручными предметами.
Балансировка карданного вала
Качественная балансировка в домашних условиях невозможна. Для этого требуется сложное диагностическое и балансировочное оборудование, которое можно найти только на заводах и в специализированных мастерских.
При необходимости дома можно произвести грубую балансировку, которая позволит некоторое время эксплуатировать автомобиль.
Чтобы отбалансировать кардан, автомобиль полностью вывешивают, запускают двигатель и включают 4-ю передачу. При этом вал начинает медленно вращаться. Для определения мест, в которых необходима балансировка, в 1 мм от вала фиксируют кусочек мела. Неотбалансированный вал будет слегка смещаться. При этом в местах биения останутся метки.
Уравновесить слишком легкие участки с тяжелыми можно путем наваривания на них небольшого количества металла. При этом после добавления каждого грамма веса следует проводить ходовые испытания, отмечая степень достигнутого эффекта. Процедуру прекращают тогда, когда вибрация автомобиля на ходу полностью или почти полностью исчезает.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание карданной передачи заключается в периодическом, раз в несколько месяцев, шприцевании крестовины.
Процедура представляет собой заведение в деталь смазки и выполняется на УАЗ-патриот и автомобилях иностранного производства. Отечественная «классика» в шприцевании кардана не нуждается. Для смазки применяют высокотемпературные пластичные составы класса вязкости NLGI-2, способные длительно сохранять свои качества в тяжелых условиях.
Своевременное обслуживание и диагностика карданного вала и крестовины позволяют сохранить в исправном состоянии мосты и коробку передач. В автомобилях заднеприводной конструкции поломка этих агрегатов часто становится следствием вибрации, возникающей при неисправностях кардана.
Перспективы развития системы карданной передачи
Классический ШНУС имеет некоторые технологические недостатки. Скорость вращения его валов изменяется в процессе движения. При этом ведомый вал может ускоряться и замедляться при стабильной скорости ведущего вала. Это приводит к ускоренному износу механизма, а также создает лишнюю нагрузку на задний мост. Также работа шарнира сопровождается вибрацией.
Назначение карданной передачи может выполнять вал, оборудованный ШРУСами (передним и задним). Подобные системы уже сегодня применяются на некоторых внедорожниках. Также ШРУСом может быть оборудована карданная передача автомобиля ВАЗ-2107 и другой «классики». В продаже имеются ремонтные комплекты.
Использование шарнира равных угловых скоростей позволяет ликвидировать недостатки, свойственные классической крестовине. Скорость вращения вала выравнивается, исчезает вибрация, КВ не требует балансировки после ремонта, до 17° увеличивается угол передачи крутящего момента.