Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Что находится в катализаторах, и зачем их скупают

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?

Что находится в автомобильном катализаторе

Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля. Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.

Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:

Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе. Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.

Наиболее ценная часть автоката — носитель

То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.

Какие есть драгоценные металлы в катализаторе

Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:

Сколько в катах ценных металлов по весу

Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:

Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.

Почему компании скупают б/у катализаторы

Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.

Что делают с катализаторами от автомобилей

Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации.В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием. Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные. Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли. Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.

Источник

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Очистка газов производится путем химических реакций. Для этого в них устанавливают блоки из керамики с сотовой структурой, которые покрыты тремя компонентами: родием, палладием и платиной. Эти драгоценные металлы платиновой группы окисляют оксиды углерода и углеводорода и восстанавливают окислы азота. И работают они тем эффективнее, чем выше температура. Внутри керамической сотовой структуры катализатора, покрытой одним из трех драгоценных металлов, температура поднимается до 850 градусов.

В современных автомобилях с бензиновыми моторами часто применяют трехкомпонентные катализаторы. В них для преобразования токсичного оксида азота в азот используют родий и платину.

Популярное

Антикризисная подборка: автомобили от 1,5 до 2 млн рублей (часть 1)

У дизелей система очистки выхлопных газов чуть отличается. Долгое время дизтопливо считалось гораздо чище бензина, так как дизельные моторы выделяют гораздо меньше двуокиси углерода. Но опасность их кроется в саже, мельчайшие частицы которой собирают на себе канцерогены, опасные для человека. Поэтому в таких автомобилях устанавливается еще и сажевый фильтр.

Сажевый фильтр часто выполнен из карбида кремния, но он часто нуждается в очистке. В дизельных автомобилях можно найти специальную кнопку активации очистки сажевого фильтра. Через него прогоняется поток очень горячих отработавших газов, температура которых повышается путем подачи дизеля в цилиндры с запозданием. На более современных автомобилях очистка осуществляется автоматически.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Многие автовладельцы предпочитают избавляться от катализатора, когда он выходит из строя. Либо его керамический сотовый блок просто сыпется на куски из-за выхода ресурса, либо он просто запекается. В любом случае, это мешает нормально ездить из-за того, что выхлопные газы не могут нормально проходить через него.

Правда, если раньше катализаторы располагали под днищем автомобиля примерно в его центре, то сегодня их чуть ли не интегрируют в сам мотор — так они быстрее прогреваются и выходят на рабочую температуру. Так вот избавиться от мертвого катализатора, установленного по старой схеме, было проще — его либо просто вырезали и вваривали трубу, либо из него просто выбивали керамические соты.

Когда подешевеют автомобили? Покупать сейчас или подождать?

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Но делать так все равно не стоит: это вредно как для вас, так и для окружающих. И если ошибку «чек энджин» можно убрать, то от вони так просто не избавиться. Автомобиль начнет чадить в пробках и на холостом ходу. В задней части салона она будет ощущаться особенно остро. Пройти техосмотр такой автомобиль не может ни при каких условиях. Кроме того, вырезка катализатора — это слет с гарантии. Так что лучше действительно просто поставить новый.

Продажи автомобилей рухнули: что ждет российский авторынок

Про химию поговорили — теперь можно и про деньги. Очевидно, что раз в катализаторе содержатся драгоценные металлы, ценник на него может быть небедным. Действительно, новый катализатор для бюджетного «корейца» обойдется примерно в 50 000 рублей.

Именно поэтому за рубежом, а теперь у и нас активизировались катализаторные воры, которые просто вырезают их у преимущественно гибридных автомобилей, где зачастую стоит не один, а два катализатора.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Выплавить из всего блока хоть сколько-нибудь граммов драгоценных металлов — задача сложная, трудоемкая и дорогая. Реагенты и оборудование стоят столько, что работать вы будете себе в убыток. Поэтому воры их просто продают.

Но известен случай, когда в Японии накрыли целый цех по выделению из катализаторов палладия, платины и родия. Работа там была поставлена на поток, так что и прибыли у организаторов такого бизнеса все же были.

Вам также понравится:

Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.

Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.

Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!

Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.

Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.

Источник

Зачем скупают автомобильные катализаторы и в чем заключается их ценность?

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Вам попадались рекламные объявления о скупке автомобильных катализаторов? Мы попробовали разобраться почему их активно покупают и сколько можно на этом заработать.

Вокруг скупки и последующей утилизации катализаторов сейчас образуется целая бизнес-отрасль. Автомобилистам предлагают бесплатно вырезать из системы выпуска катализатор, установив вместо него пламегаситель и обновив прошивку двигателя.

Автомобильный катализатор, он же каталитический нейтрализатор, частично очищает выхлопные газы, превращая окись углерода и углеводороды в двуокись углерода и воду. Это происходит за счёт химических реакций при «участии» таких металлов, как платина, иридий, родий или палладий.

Стоимость «начинки» катализатора зависит от типа устройства, его веса, размеров и цен на металлы. Например, керамические катализаторы с японских автомобилей можно продать по цене от 1500 до 45000 рублей за килограмм веса. А, например, за металлический катализатор российского производства дадут от 1000 до 4000 рублей.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Количество ценных металлов в катализаторе определяют с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, который показывает качественное и количественное содержание определенного элемента. Для стран с более жесткими требованиями (например в Евросоюзе) в катализаторы добавляют больше ценных металлов, и такие устройства, соответственно, дороже на вторичном рынке.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Автомобильные катализаторы не только скупают, но ещё и воруют! По статистике, в России в последние годы растёт количество таких преступлений. Проблема заключается в том, что катализатор достаточно просто украсть, имея в распоряжении труборез и домкрат. В случае с внедорожниками даже домкрат может не понадобиться. Такие случаи особенно характерны для Москвы и Санкт-Петербурга, где этому способствует широкое распространение сервисов каршеринга.

В некоторых странах количество краж резко возросло после начала пандемии. Например, на прошлой неделе полиция Лос-Анджелеса арестовала 19 человек и конфисковала 250 краденных катализаторов общей стоимостью 750 тысяч долларов.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Для предотвращения краж американская полиция рекомендовала автолюбителям оставлять машины на освещенных парковках или под камерами видеонаблюдения. Более решительные меры включают в себя приваривание болтов на катализаторе или нанесение каким-либо образом номерного знака на корпус катализатора.

Подпишитесь на наши аккаунты

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Комментарии

Гость-2 19.03.2021 ответить

Катализатор это зло,особенно на корейских машинах.

Прием драгметаллов 19.03.2021 ответить

И что,эту дрянь не подделывают? Знакомому на металлоприемку военной радиоаппаратуры содержащей драгметаллы,часто приносили халтурные самодельные конденсаторы(их марку принципиально не называю,чтоб не подделывали).Ведь вырезать квадратную пластинку из фольгированного гетинакса или меди,припаяв к ней проволочки,покрасив зеленой краской и подделать на ней надпись «радиодетали» гораздо легче,чем выдолбить в металле пробу,как на поддельных ювелирных изделиях.»Конденсаторы-капельки» и «подушечки» еще проще подделывать,потому такие еще чаще приносят в драглом,хоть они и дешевле зеленых.Потому скоро будут радиодетали принимать только с проволочными ножками,для возможности проверки работы конденсатора мультиметром.А откусывать эти проволочные ножки с них будут только непосредственно перед взвешиванием.

Дворник 20.03.2021 ответить

Не знал про драгметаллы в катализаторах,а эмалевые конденсаторы-«подушечки» мы будучи школьниками,всегда подделывали.Лепили из жевачки,смолы,или даже из глинистой грязи нужной формы «конденсатор»,втыкали в него проволочки-ножки,затем покрывали твердой эмалью нужного цвета(добавляя в нее иногда для требуемого цвета кирпичную пыль).Потом самодельной печатью наносили маркировку «конденсатора»,сутки сушили,скусывали эти ножки,а потом эту халтуру сдавали в приемку драгметаллов.Самодельную печать мы делали так:буквы и цифры(а так же другие символы «радиодеталей»)изготавливали сгибая из тонкой проволоки,приклеянной к резинке или пробке резиновым клеем,сутки высушивали.Чтобы нанести маркировку на «кондер»,следовало лишь обмокнуть ее в черную или синюю краску и прижать эту печать к «конденсатору».Вот и все.А до этого мы пытались рисовать маркировку на «конденсаторе» от руки,тонкой шариковой ручкой,но это было нудно и долго,к тому же букыв не всегда получались ровными. Так же мы сдавали гражданские радиодетали,нарисовав на них в нужном месте ромбик(который означал,что деталь военная,с содержанием драгмета),или звездочку(на военных радиодеталях до 60-х годов выпуска рисовалась звезда,а не ромбик).И таким образом тоже облапошивали приемщиков драгмета.Но воровством катализаторов мы никогда не занимались.

Александр 20.03.2021 ответить

А мы,будучи школьниками тоже зарабатывали,только не сдачей металлолома и электроплат с драгметаллами,а находили в газете,или интернете объявления,типа: «Куплю Б/У резину на КАМАЗ».Собирали не лысые выкинутые шины,или забирали их с базы(благо недалеко была металлобаза,где частенько разделывали в металлолом старые грузовики и автобусы,не зная куда девать с них шины,потому там были нам рады).Дальше мы звонили по объявлению и привозили покупателю на багажниках своих велосипедов эти бэушные шины.Иногда удавалось даже за 300 рублей продать одну шину размером 260-508(9.00-20).Но чаще мы их продавали за 50-100руб.(больше за них редко давали).Но помню,это был достаточно хороший,честный и интересный заработок на каникулах.

Коля примус 21.03.2021 ответить

Будучи школьниками и немного после мы тоже «зарабатывали».Терлись по вечерам около баров и кафешек.Когда датые мужички выходили мы их встречали и изымали у них баблишко и прочее барохло.Много конечно не перепадало,но нам хватало.Кончилось правда печально,зоной.

Зло 15.10.2021 ответить

туда тебе и дорога

Громко пукнул 22.03.2021 ответить

А как по новым правилам без католизатора проходить ТО.Да и за границу без него не пустят.Купить что-ли электромобиль,так и там чтонибудь воровать начнут.Так что лучше по старинки пешком.

борман 26.03.2021 ответить

София 30.03.2021 ответить

Ну это еще не скоро. Лет 20 поездите.

wmekrd 30.03.2021 ответить

а как они проверят? особенно на границе

Алексей 22.03.2021 ответить

А когда мою машину собирали в Японии в 1995 году, на заводе Исузу забыли катализатор поставить. Так до сих пор без него и езжу.

Механик 02.04.2021 ответить

А программу по управлению двигателем специально под Вашу машину не забыли переделать? И заодно технологию сборки на заводе(((

Хабар 08.04.2021 ответить

Врать не надо. В Уссурийске твою машину собирали. Конструктор называется.

сарбол 13.04.2021 ответить

Константи 23.03.2021 ответить

По моему статья в плане цен на автокаты устарела ещё до того как вышла в публикацию.

Актуальный ценник на керамику раза в два выше, а на металлические в максимуме раз в 10 дороже.

По каталогу можно свериться

владимир 23.03.2021 ответить

вячеслав 23.03.2021 ответить

Скляренко М 23.03.2021 ответить

Вот такая у вас страна.Одни на*бывают сдавая потделки,вторые на*бывают их продавая.Третьи откровеные бандиты.А потом все удивляются почему мы производим такое барахло.Страна с такими гражданами не имеет право на жизнь.И это видит и понимает весь мир,кроме вас самих.

владимир я 30.03.2021 ответить

круто определяешь кому жить а кому нет

Вова петушок 02.04.2021 ответить

Нормально определяет. Тебя не устраивает что-то?!

Для Скляренко М 24.03.2021 ответить

Это и ваш любимый фюрер видел и понимал,только закончилось это для всего мира печально.А насчет радиодеталей подделок-их после скупки не продают,а переплавляют.Уж кому-кому,а вам это должно быть известно.У вас ведь когда началась «АТО», выяснилось,что вся драгоценная радиоаппаратура из КУНГов связи,зенитных комплексов и даже из танковых и авиационных раций куда-то пропала,хоть военная техника и оставалась закрыта и отпечатана,находясь в консервации.А ваши вояки свое дело знали,потроша десятилетиями военную аппаратуру на драгмет.Не даром же родине служить за такую зарплату.А уж про откровенных бандитов вообще не рассказывайте.Бандитче вашей «великої країни України» сейчас сложно найти страну.И ваша власть это первый бандит.

Иван 24.03.2021 ответить

Молоток, только аплодисменты

Евгений 11.04.2021 ответить

Допустим, что раскулачили технику еще при великом и могучем СССР, это выяснилось уже позже, при попытке снять с консервации. В 1980-х расследовал дело о незаконном хранении боеприпасов. У хлопчика изьяли 3 кг. пластида, привёз по дембелю из СА. Оказалось, что пластид выскабливали из «ящичков» танковой кумулятивной защиты. Потом эти танки горели в Чечне после первого попадания из РПГ, а пропагандосы рассказывали,о поставках «чехам» современных ПТ комплексов из стран НАТО.

Гоша 26.05.2021 ответить

Иван 24.03.2021 ответить

Молоток, только аплодисменты

Игорь 08.04.2021 ответить

Для сервисменов главное достать катализатор, а как там будет поставлено заварено им откровенно поКуй.

Маня Облигация 08.04.2021 ответить

и через годик пойдут гайцы с прибором а у тебя завышен газик На стоянку авто и штрафик Тут все у них в сговоре

сергей 09.04.2021 ответить

не ведитесь на это владельцы свежих авто и автомобилей премиум класса. ваше авто вам само просигналит обо всем.не вырезайте раньше чем надо.

Дмитрий 12.04.2021 ответить

Да мутняк это все какой то. Новый катализатор на 14ю стоит 8000, а они принимают его от 1 до 4 т.р. за кг. Абсурд

Михаил 29.04.2021 ответить

На иномарках в катализаторах делают напиление из платины для уменьшения выброса вредных выхлопов. там не считаются с этим металом, они думают о чистоте в городах.

Роман 15.09.2021 ответить

обезьяны травят сами себя, ничего нового)))

Асылбек 25.09.2021 ответить

Асылбек 25.09.2021 ответить

Источник

«Некоторые стоят по 3 тысячи рублей». Сколько драгметаллов в одном автомобильном катализаторе?

На прошлой неделе в нашу ленту попала заметка о том, как в Барановичах 25-летний сотрудник СТО втайне от владельца оставленной на обслуживание машины вырезал из нее катализатор. Новость оказалась резонансной — 117 тысяч просмотров, более полутысячи комментариев. Многие читатели интересовались, а зачем, собственно, человеку понадобился старый нейтрализатор отработавших газов? С этим вопросом мы отправились на республиканское научно-производственное предприятие «Унидрагмет БГУ», которое занимается скупкой автомобильных катализаторов. Заведующий государственной лабораторией пробирного анализа данного предприятия Мирослав Таразевич рассказал нам, что этот узел является одним из самых дорогих в машине. Порой катализатор стоит дороже двигателя, а то и самого транспортного средства. Ежедневно десятки людей сдают данную деталь, получая взамен неплохую сумму наличных. Что же в этой штуковине, находящейся под днищем автомобиля, такого ценного?

Как все начиналось

— Предприятие «Унидрагмет БГУ» появилось более 20 лет назад на базе Научно-производственного центра химии драгоценных металлов, учебно-производственного объединения БГУ, лаборатории химии драгоценных металлов НИИ ФХП БГУ, ГП «БелВДМ» и ГПНО «Квант». В 1993—1994 годах на базе БГУ начала работать лаборатория по переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. Одновременно с разработкой технологий лаборатория занималась производством драгоценных металлов для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь. По мере увеличения объемов производства от граммов к килограммам, а потом и к десяткам килограммов лаборатория была преобразована в научно-производственный центр, а в 1999 году был создан «Унидрагмет БГУ», — вспоминает события 20-летней давности Мирослав Таразевич.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

В последние годы стал возникать определенный дефицит высоколиквидных отходов. Самих отходов много, а вот ценных металлов в них мало. Производители бытовой и промышленной техники стараются экономить на производстве и заменяют дорогие элементы более доступными (а значит, менее ценными) аналогами. Предприятие начало поиски новых видов сырья, переработка которых могла бы приносить прибыль. Одним из таких источников драгметаллов стали автомобильные нейтрализаторы выхлопных газов, они же — катализаторы.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

— Серый рынок скупки катализаторов существовал давно. Определенные люди скупали их у автовладельцев за 20—30 долларов и вывозили в сопредельные страны. Мы не могли выйти на этот рынок до момента создания соответствующей законодательной базы. Взять, например, уплату налога от доходов, которые получают физлица при сдаче автокатализаторов. В 2008 году было принято постановление Совмина, освобождающее от такого налога. Тогда мы начали работу по созданию аналитической базы, чтобы оперативно и точно выполнять оценку стоимости драгоценных металлов в автомобильных элементах, которые нам сдают люди. И с 2014 года мы на постоянной основе занимаемся приемом катализаторов, — рассказал собеседник.

10 миллионов долларов в год

В автомобиле есть несколько узлов, которые содержат драгметаллы. Катализатор является наиболее «богатым». Еще ценность представляют лямбда-зонды. У некоторых дизельных машин дорогие материалы содержатся и в сажевых фильтрах. Порой «сажевик» стоит дороже катализатора. В различных блоках управления и контактных группах автомобилей тоже есть чем поживиться, но там драгметаллов значительно меньше.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Для «Унидрагмет БГУ» катализаторы — лишь один из источников сырья. В настоящее время данный автомобильный элемент дает предприятию от 5 до 10% объема добываемых драгметаллов. Масштаб работы учреждения впечатляет: за прошлый год из всех отходов, переработанных здесь, было выделено драгметаллов на 10 миллионов долларов.

Какие металлы содержатся в катализаторе?

Катализаторы стали массово устанавливать на автомобили во второй половине 1980-х годов. Были даже машины со старыми карбюраторными моторами и нейтрализаторами выхлопных газов. Не будем углубляться в устройство данного узла — это тема для отдельной статьи. Отметим лишь, что этот элемент нужен для очистки выхлопа от большей части вредных веществ. В катализаторе содержатся три драгметалла: платина, палладий и родий. Соотношение этих материалов варьируется в зависимости от типа двигателя. Так, в дизельных моторах преобладает платина, в бензиновых больше родия и палладия.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

На протяжении многих лет платина являлась наиболее ценным металлом в нейтрализаторе выхлопных газов. Были времена, когда она стоила в пять раз дороже палладия. Но с 2015 года (после дизельгейта Volkswagen) объем производства дизельных автомобилей значительно снизился. Это спровоцировало падение цен на платину. Если раньше данный металл стоил 2,2 тысячи долларов за унцию (около 31,1 грамма), то последние годы он оценивается в 600—800 долларов. В свою очередь подорожали драгметаллы, применяющиеся в бензиновых машинах. Так, цены на родий за последние годы выросли с 1,5 тысячи до 12 тысяч (!) долларов за унцию.

Сколько грамм драгметаллов в катализаторе?

Видя такие впечатляющие цифры, хочется узнать, а сколько же этих металлов содержится в одном автомобильном катализаторе? Все зависит от машины, ее двигателя и особенно рынка сбыта модели. На один автомобиль с одним и тем же мотором могли ставить разные нейтрализаторы выхлопных газов для разных стран. Если посчитать «в среднем по больнице», платины в одном катализаторе приблизительно полтора грамма на килограмм, палладия — 1,3—1,4 г/кг, родия — 0,15 г/кг. Весит выбитый катализатор примерно 1,2 килограмма.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

В феврале текущего года средний нейтрализатор выхлопных газов, принимаемый «Унидрагмет БГУ», стоил 400—450 рублей за килограмм — столько владельцы получали на руки. Причем разбежка цен достаточно большая — от нуля (если в детали не осталось никаких металлов) до 3 тысяч рублей.

Из-за ситуации с COVID-19 предприятие временно не работает с физлицами. В «мирное время» сюда в день приезжали по 50 человек с катализатором под мышкой. Сейчас организация занимается ремонтом и рядом других мероприятий, чтобы впоследствии продолжить работу (открытие планируется на начало мая). Клиентам собираются выдавать бесплатные маски, зона ожидания переместится из здания на улицу.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Какой процент от стоимости драгметалла получает клиент?

В зависимости от условий, которые диктует рынок, предприятие платит автомобилистам, сдающим свои катализаторы, от 70 до 83% от стоимости драгметаллов, находящихся в сдаваемом элементе. Иными словами, если из детали удастся добыть ликвидных материалов на 1000 рублей, то владелец получит 700—800 рублей.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

Сегодня рынок драгметаллов крайне нестабилен. Графики изменения их стоимости красноречиво свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в мире очень шаткая. За неделю цены могут меняться на десятки процентов (в разные стороны). Эксперты не помнят таких колебаний за годы своей работы. Даже во времена кризиса 2008 года рынок был более стабилен. Упавшая тогда цена на родий продолжительное время оставалась низкой. Сейчас же этот элемент может дорожать или дешеветь на 30% за сутки. Причины такой турбулентности на рынке драгметаллов понятны: с одной стороны, наблюдается сокращение добывающих мощностей, с другой — снижение потребления металлов (многие заводы сейчас не работают).

Самые ценные катализаторы — в Японии

Как уже отмечалось выше, количество драгметаллов в нейтрализаторах выхлопных газов зависит от двигателя и рынка сбыта. По моторам общая тенденция следующая — чем больше рабочий объем, тем более дорогой у автомобиля катализатор (хотя есть исключения, о которых чуть ниже). Что же касается рынков сбыта, то здесь все зависит от требований стран по уровню выхлопа. Так, модели, предназначенные для рынка ЕС, имеют более «обогащенные» нейтрализаторы по сравнению с теми, которые поставляются в некоторые страны Азии и Африки.

Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Смотреть картинку Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Картинка про Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой. Фото Что такое катализатор в автомобиле и почему он дорогой

— По среднему содержанию драгоценных металлов в катализаторах лидируют машины, предназначенные для японского рынка. Если сравнить одну и ту же модель, которая продавалась в ЕС, США и Японии, то у версии для азиатской страны будет наиболее дорогой элемент. Из этого можно сделать вывод, что Япония наиболее требовательна к экологическим характеристикам автомобилей, — рассказал нам начальник центра Павел Бирюков.

Блюдо традиционной японской кухни в Каталоге Onliner:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *