Что такое категории диалектики
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Категории диалектики
Среди всех категорий философии особое место принадлежит парным категориям диалектики. Они раскрывают различные аспекты развития и являются конкретизацией действия законов диалектики. Противоположные стороны процесса развития, фиксируемые этими категориями, находятся в единстве и борьбе, эта борьба совершается посредством постепенных количественных изменений, ведущих к новому качественному их состоянию, и имеет свою определенную направленность, тенденцию.
При анализе каждой пары этих категорий, следует помнить, что каждая из них органически связана с другой и не может без нее существовать, что не следует противопоставлять и отрывать их друг от друга, как это делает метафизический стиль мышления в истории философии, да и в настоящее время. Также следует иметь ввиду, что объективный и субъективный идеализм объявляет эти категории порождениями либо «абсолютной идеи», «мирового разума», либо индивидуального человеческого сознания. Успеху анализа будет способствовать четкое определение этих категорий и сопоставление с соответствующими частно-научными понятиями.
Основные категории диалектики:
Явление и сущность;
Система, элемент, структура;
Форма и содержание;
Причина и следствие;
Случайность и необходимость;
Возможность и действительность;
Человеческое познание начинается с единичного и через особенное идет ко всеобщему, от чувственного знания, отражающего, главным образом, единичное, к рациональному, которое отражает общее. В любом развивающемся объекте, процессе есть единичные, особенные и всеобщие признаки и отношения.
Единичное– это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное – это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее – признак, присущий всем объектам данного класса без исключения.
Диалектика этих категорий такова: единичное через особенное ведет к общему. Например, полезный для рода признак получает в соответствующих условиях развитие и становится видовым, скажем, – явления замены окраса шерсти у зайца-русака на зиму, мимикрии, селекции, полезных для сельского хозяйства видов флоры и фауны. Пытливый инженер всегда создает условия росткам нового, передового для их широкого распространения.
Все предметы в мире имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Сущность есть выражение внутренних связей, она есть их основа. Под сущностью понимается глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, что то, без чего объект не может существовать. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые признаки того или иного объекта. Сущность одна, явлений ее много. Их диалектика такова: сущность является, явление существенно, т.е. отражает сущность. Между сущностью и явлением существует не только единство, но и противоречие. Они полностью не совпадают. Сущность лежит не на поверхности, до нее надо «докопаться», тем более, что часто явление искажает сущность, является видимостью, кажущимся, например, миражом. «. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. », – писал К. Маркс (т.25, ч.II, с.384). Одной из причин агностицизма И. Канта был метафизический отрыв им сущности («вещей в себе») от их проявления. Диалектический анализ и призван за внешней стороной проникать в сущность явлений.
Понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Категории часть или целое помогают осмыслить устройство бытия. Эти категории тесно связаны между собой, соотносительны и раскрываются друг через друга. Целое – это то, что состоит из частей, часть – это то, что входит в целое. В зависимости от степени сложности частей и характера связей между ними выделяются различные типы целостности. Самым простым из них является механический, при котором части, входящие в целое, являются простыми и однородными. Здесь целое сводится к сумме частей, в нем нет ничего нового по сравнению с частями.
При анализе связей между сложными частями, входящими в состав целого, следует руководствоваться принципом целостности, гласящим о несводимости целого к сумме, к набору свойств его частей ввиду их неоднородности, качественного своеобразия. Характер связи между такими частями определяется их специфическим взаимовлиянием: функциональным, структурным, генетическим, субодинационным, управленческим и т.п. Соответственно, следует выделять фукциональный, структурный и генетический типы целостности.
Понятие связи как взаимодействие, в ходе которого изменение в одном объекте ведет к изменению в другом, примененное к различным типам целостности, позволило уточнить способы упорядоченности различных объектов и сформировать новые категории: элемент, структура, система.
Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – неразложимый далее в рамках данной системы компонент сложных предметов, явлений, процессов. Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Эти элементы или части, как правило, обладают собственной структурой и могут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. В свою очередь, эти подсистемы могут быть разбиты на подсистемы второго и последующих уровней. Предел членения – выход за рамки исследования данной системы.
В содержание принципа системности входят такие компоненты как целостность, многоуровневость, структурность, взаимозависимость системы и окружающей среды, иерархичность, множественность моделей описания.
Системные объекты подразделяются на следующие типы: материальные и духовные, абстрактные. Первые, в свою очередь – на неорганические (физические, геологические, химические и др.) и живые (флора, фауна, виды, экосистемы и др.) Высшим типом систем являются самоорганизующиеся системы или системы с обратной связью. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы. Вторые являются продуктом человеческого мышления (идеи, теории, формы общественного сознания и др.). Системы бывают также статичные и динамичные, замкнутые и незамкнутые и др.
Системные объекты и их элементы подчинены специфическим для каждого из них законам, определяющим особенности его существования и изменения. Таковым законом является структура – относительно устойчивый способ связи элементов системы, обеспечивающий ее упорядоченность, стабильность, качественную определенность, целостность, т.е. сохранение при различных внешних и внутренних изменениях. Например, структура геномов, мелодии в различных октавах, органических веществ, кристаллов, общественных отношений и др.
Определяющей стороной целого выступает содержание, которое представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Неразрывная связь формы и содержания характеризуется тем, что всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна. В ходе развития объекта содержание представляет его подвижную, динамическую сторону, а форма охватывает систему устойчивых консервативных его связей. На стадии выхода за границы меры противоречие между ними разъясняется «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию, а сам объект переходит в качественно новое состояние.
Своеобразное противоречие между формой и содержанием имеет место в некоторых направлениях искусства. В создаваемых его отдельными представителями творениях зачастую имеет место абстракционистский отрыв формы от содержания, или, наоборот, вульгаризованное, натуралистическое выпячивание содержания за счет или вне эстетических форм. С точки зрения же прекрасного между формой и содержанием должна быть гармония.
Источник происходящих в мире изменений в диалектике описывается с помощью категории причина, а явление, которое оно вызывает – категория следствие. В мире все опричинено. Причинно-следственная связь определяется принципом детерминизма, гласящим, что все реальные процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, обусловлены действием тех или иных причин. Отказ от этого принципа, т.е. переход на позиции индетерминизма, приводит к совершенно иной картине мира, в которой становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда», а рациональный, научный анализ и разумная ориентация в происходящих событиях невозможны.
Явление – причина может порождать необходимое или случайное следствие. Необходимость – это философская категория, которая те процессы и явления, которые неизбежно должны произойти вследствие внутренних закономерных потребностей развития объекта. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти вследствие внешних условий и обстоятельств развития. Диалектика их взаимодействия такова: необходимость случается, случайность необходима, т.е. является проявлением других необходимых процессов, которые сталкиваются с данным и выглядят для него как случайные.
Диалектика необходимости и случайности показывает несостоятельность фатализма как мировоззрения, рассматривающего каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, рока, судьбы, исключающих свободный выбор и случайность.
В ситуацию, когда явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Возможность – это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же – это ставшая, реализованная возможность.
Следует различать абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Первая характеризует отсутствие принципиальных препятствий (их наличие же говорит о невозможности) для становления объекта, но для ее осуществления нет всех необходимых условий. Для реализации же второй таковые имеются.
Количественная мера возможности выражается с помощью категории вероятность и исследуется в математике в соответствующей теории.
Диалектика возможности и действительности такова: все возможное действительно (т.е. может ею стать), все действительное – возможно (т.е. на новом этапе действительность является основой развития новых возможностей). Эта диалектика раскрывает субъективизм, волюнтаризм, который игнорирует объективные закономерности, связи, действительные потребности развития и руководствуется благими пожеланиями, теми или иными произвольными интересами и т.п.
Знание механизмов развития, отражаемых с помощью категорий диалектики, должно способствовать успеху в теоретической и практической деятельности.
Основные категории диалектики. Их свойства и функции.
10.1 общее определение категорий диалектики – предельно широкие философские понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи, законы развития природы, общества и мышления.
10.2 три функции категорий диалектики;
—онтологическая – отражают универсальные стороны действительности, предельно общие характеристики объектов;
—логическая – являются универсальными формами мышления, структурируя мысль по содержанию, по смысловым ячейкам и выступая основанием для взаимопонимания между людьми;
—гносеологическая – являются всеобщими ступеньками и итогом познания мира (всеобщий способ движения мысли от незнания к знанию);
—методологическая – отражают всеобщие способы отношения человека к действительности;
—мировоззренческая – представляют смысловой каркас мировоззрения, его грамматику, основу диалектического понимания мира.
10.3 три свойства категорий диалектики;
-объективность – отражают объективные стороны реальности;
-системность – содержание категорий полностью раскрывается через их соотношение со всеми категориями;
-бинарность – категории определяются парами, друг через друга; «о них нельзя говорить в единственном числе» (Гегель);
-относительность – бинарные категории не исключают друг друга абсолютно, при определенных условиях они обладают способностью взаимопроникать, переходить друг в друга;
-несинонимичность – бинарные пары категорий различаются по смыслу, характеризуя определенный срез реальности;
10.4 категории диалектики, отвечающие за горизонтальные связи бытия;
Единичное и общее, часть и целое, содержание и форма, качество и количество.
По смыслу это связи координации, характеризующие структуру, устройство бытия.
Категории диалектики, отвечающие за вертикальные связи бытия.
Сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
По смыслу это связи детерминации, характеризующие динамику бытия.
Категории диалектики
Процесс развития предмета многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но при этом не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и так называемые не основные законы, содержание которых выражается через взаимосвязь соответствующих категорий (от гр. kategoria – высказывание).
Категории представляют собой фундаментальные понятия той или иной науки, в которых выражаются наиболее существенные характеристики изучаемой ею области действительности, в том числе ее основные законы и принципы их постижения. Категории тем самым представляют ее логический «каркас», вокруг которого группируются другие понятия, не обладающие статусом категорий.
В научном познании используются категории разной степени общности.
— Это – частнонаучные категории, область применения которых ограничена, как правило, предметом частной (специальной) науки. Например, «молекула», «валентность» – в химии, «обмен веществ», «наследственность» – в биологии, «преступление», «наказание», «вина» — в уголовном праве и т.п.
— Общенаучные категории (такие как симметрия, асимметрия, модель, информация и др.), которые используются многими науками.
— Особое место занимают философские категории, обладающие такими характеристиками, как всеобщность и универсальность. На них опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без категориального аппарата философии. Используя его, частные науки проникают в сущность явлений, устанавливают законы их функционирования и развития. Философские категории помогают частным наукам делать теоретические обобщения, определять перспективы исследования.
Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но, несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.
Тем самым философские категории выполняют свою онтологическую функцию. Наряду с ней философские категории выполняют в научном познании и ряд других функций — гносеологическую, логическую и методологическую. Гносеологическая функция философских категорий состоит прежде всего в том, что они выступают своеобразными узловыми пунктами научного познания, как бы ступеньками на пути к истине. Выполняя свою логическую функцию, категории философии, будучи понятиями, предстают как формы мыслительной деятельности. Методологическая функция реализуется в том, что философские категории служат, наряду с общенаучными методами (индукцией и дедукцией, анализом и синтезом, абстрагированием и идеализацией), важнейшими инструментами исследовательской деятельности ученого.
Сказанное в первую очередь относится к категориям диалектики, которые ориентируют исследователя на познание вещей и процессов действительности как взаимообусловленных, внутренне противоречивых и саморазвивающихся. Соответственно и отражающие их категории приобретают те же характеристики. Это проявляется, в частности, в том, что категории диалектики выступают чаще всего как «парные» и взаимозависимые понятия, которые теряют смысл вне своей противоположности.
Анализ категорий общее и единичное.
Рассмотрение основных диалектических категорий начнем с понятий общего и единичного. Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, принадлежащие ряду единичных предметов или всем предметам определенного класса.
Различают два типа общего:
а) эмпирически-общее, где во многом фиксируются однородные факты, объединенные через чувственное содержание в них в нечто суммируемое (общее для всех металлов или технических систем, например);
б) универсально-общее как способ связи разнородных элементов в систему, как единство в многообразии целого (например, любой закон природы, общества или мышления). Таким образом, общее выражено как внешнее сходство или внутреннее единство многообразного.
Своеобразие предметов фиксируется категорией единичного.
Единичное – это философская категория, выражающая специфику именно данного предмета, его уникальность, отличие от других, в том числе подобных ему предметов.
Предметам и явлениям окружающего мира одновременно присуще общее, и единичное. Всякое единичное есть одновременно и общее» поскольку любой предмет существует и проявляет себя лишь посредством взаимосвязей с другими. В то же время и общее не может существовать и реализовываться иначе, как в единичном и через единичное. Так, во всяком общественном интересе, сближающем на своей основе множество людей, есть и общее, и единичное (хотя бы то, каким своеобразным образом преломляется этот общий интерес в сознании отдельного человека, личности).
Общее, таким образом, неразрывно связано с единичным, как со своей противоположностью. Их единство выражается как особенное.
Особенное – философская категория, выражающая синтез, диалектическое тождество общего (и даже всеобщего) и единичного (отдельного и индивидуального), их взаимопереход, который всегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим.
Необходимо также подчеркнуть методологическую роль, которую играют категории единичного, особенного и общего в познавательном процессе. Они выступают как своеобразные ступеньки познания.
Исследование обычно начинается с изучения какого-либо единичного явления. Ученый, познакомившись с его свойствами, начинает сравнивать его с другими явлениями, находя в них общее. В таком исследовании широко используются приемы сравнения, которые дают возможность впоследствии делать обобщения, проводить аналогии. Формируются общие понятия, объединяющие множество предметов по каким-либо одинаковым свойствам.
Например, еще в глубокой древности люди знали, что огонь излучает тепло, и это понятие вначале связывалось только с процессами горения. В дальнейшем практика показала, что тепло могут излучать также и нагретые тела. Затем, с развитием научных знаний, это положение приобрело еще более общий характер: было доказано, что любое тело излучает определенное количество тепла. Таким образом, было установлено всеобщее свойство тел – их способность излучать тепло. Процесс познания в этом случае идет от знания единичного к знанию общего, от менее общего к более общему.
Но это только одна сторона процесса познания. Другой его стороной является движение от общего к единичному, дающее возможность проникнуть в конкретную внутреннюю природу объекта, его сущность. Само по себе возникновение общего понятия еще не означает полного обнаружения сущности. Оно лишь фиксирует общее, повторяющееся свойство всех предметов данного класса. Этого, конечно же, недостаточно. Так, сопоставляя, сравнивая химические элементы, Д. И. Менделеев сначала нашел в них общее свойство – атомный вес, и расположил все элементы в порядке возрастания их атомного веса. Затем, исходя из этого общего свойства, Менделеев установил зависимость от него всех других свойств химических элементов. Когда он устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса, процесс исследования шел от общего к единичному, т. е. к конкретной природе каждого элемента. Именно знание общего стало ключом к изучению единичного.
В научном познании, следовательно, надо учитывать и единичное, и особенное, и общее. Всякое преувеличение одного из этих моментов приводит к серьезным ошибкам, как в теории, так и практической деятельности.
Анализ категорий целое и часть.
Содержание категорий целое и часть составляют знания об объекте и отдельных его сторонах как результат познания его свойств. Целое является исходным пунктом теоретического анализа объекта потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой объект изначально предстает перед исследователем. На следующем этапе познания встает задача расчленить целое на части, исследовать каждую из них в отдельности и, соединив части, воссоздать объект как сложное, но уже познанное целое. Это позволяет понять состав объекта, его, если можно так выразиться, компонентность.
Как логические категории «часть» и «целое» исследуются, начиная с Аристотеля. Всестороннему анализу они подвергаются в Новое время – в связи с развитием естествознания и разработкой аналитического метода. Однако в этот период целое чаще всего рассматривается как простая сумма частей. Такое механистическое понимание оказывается явно недостаточным, когда наука переходит к изучению все более сложных, в том числе органических, систем.
На это обращает внимание Г. Гегель, который подвергает критике механическое понимание этих категорий и, рассматривая часть и целое как противоположности, подчеркивает их неразрывную связь и взаимную обусловленность.
Целое не сводится к сумме его частей, оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только во взаимосвязи, т. е. на основе определенного типа соединений. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем целое – это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичными являются части, а не целое.
Отношение частей и целого – это взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к появлению у целого новых, интегративных свойств.
В зависимости от характера взаимодействия частей выделяют различные типы целого. Наиболее простым является механическое целое, характеризующееся сравнительно слабой зависимостью части от целого и более значительной зависимости целого от частей. Здесь каждая часть может функционировать вне целого (например, работа двигателя вне автомобиля).
Более сложным типом является неорганическое целое (например, химически сложные вещества). По сравнению с механическим целым здесь зависимость частей от целого возрастает, зависимость целого от части уменьшается.
Высшее, органическое целое (организм, биологический вид, общество) характеризуется внутренним взаимодействием частей и взаимодействием целого с внешней средой. Функционирование части вне целого здесь невозможно, а изменение части ведет к изменению других частей и всего целого. Так, в живом организме ни один его орган не может функционировать самостоятельно, в то же время существенное нарушение функционирования какого-либо органа ведет к изменению других органов и всего организма в целом. Подобная же зависимость характерна для общества, поэтому его исследование требует учета специфики взаимодействия всех его частей.
Анализ категорий система и элемент, структура и функция.
Следует отметить, что объект может быть исследован не только как целое, состоящее из частей, но и как система, состоящая из элементов. Данный подход обусловлен широким распространением в современном научном познании системных исследований, системного метода, общей теории систем, что не в последнюю очередь связано с возрастающей ролью изучения сложных, в том числе социальных, объектов.
Системный метод с его категориальным аппаратом сложился на основе аналитического метода и его категорий, поэтому категории «элемент» и «система» сопоставимы с категориями «часть» и «целое». Система (от гр. «sygtema» – составленное из частей, целое, соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Элемент (от лат. «elementum» – стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она складывается, образовывается.
Вместе с тем отношение «элемент – система» включает категорию структуры, играющую в системном анализе важную роль. Структура (от лат. «structura» – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Для понятия структуры характерен особый тип отношений. Находясь в структурных связях, элементы системы выполняют определенную функцию, поэтому система может быть рассмотрена со стороны ее функций. Если структура выражает устойчивость системы, то функция – ее изменчивость. Благодаря функционированию своих элементов система имеет постоянную тенденцию к перестройке структуры. Система, таким образом, характеризуется и устойчивостью, и изменчивостью.
Типы систем многообразны. Существуют материальные и идеальные, статичные и динамичные, закрытые и открытые системы.
Материальные системы делятся на простые, состоящие из относительно простых элементов, и сложные, которые обычно включают в себя подсистемы. Идеальные системы являются продуктом мыслительной деятельности человека. К ним относятся системы философских категорий, формализованные знаковые системы в логике и математике, научные теории.
Статические системы характеризуются относительной устойчивостью, «стабильностью и равновесностью (например, Солнечная система). Динамическим системам свойственны структурные изменения. Это, например, живой организм, современное общество и др. системы.
Различия между закрытой и открытой системами определяются их отношениями с внешней средой. Все статичные системы относятся к закрытым системам, как бы изолированным от внешней среды, хотя в самих системах могут происходить динамичные процессы. Открытые системы характеризуются постоянным обменом с внешней средой (веществом, энергией, информацией), а также самоорганизацией. К ним относятся динамичные системы. Различают также системы самоорганизующиеся и не самоорганизующиеся, управляемые и неуправляемые и др. Это во многом зависит от того, насколько элементы в системе внутренне и внешне упорядочены.
Анализ категорий содержание и форма.
Представления об упорядоченности бытия дают понятия формы и содержания. Содержание – внутреннее состояние объекта, совокупность всех его элементов, связей. Форма – структура внутреннего и внешнего существования этого единства, его устойчивое проявление во взаимодействии со средой. Форма – это способ упорядочения содержания: всякое содержание – оформлено. При этом именно содержание предмета, в конечном счете, определяет его форму, в этом смысле оно первично.
В то же время форма обладает относительной самостоятельностью по отношению к содержанию. Эта самостоятельность проявляется прежде всего в том, что форма обладает большей устойчивостью, чем содержание: изменение содержания не ведет автоматически и сразу к изменению формы. Более того, одна и та же форма может служить разному содержанию. В этом диалектический характер их взаимосвязи. Попытки оторвать форму от содержания, придать ей самодовлеющую роль приводят к формализму.
Форма и содержание должны соответствовать друг другу. Разрешение противоречий содержания и формы завершается скачком и образованием новой формы, дающей простор для развития содержания; в свою очередь форма начинает активно влиять на содержание и перестраивать его. В этой диалектике смены формы и содержания реализуется процесс поступательного развития. Оптимальность развития достигается только при взаимном соответствии содержания и формы (структуры).
Как отмечалось выше, благодаря структуре элементы в системе (и чем она сложнее, тем в большей степени) находятся в необходимой взаимосвязи. В связи с этим несомненный интерес представляет анализ категорий необходимости и случайности.
Анализ категорий необходимость и случайногсть.
Необходимость – это такое явление или событие, которое обязательно наступает или происходит при наличии определенных условий. Случайность же может проявить себя в той или иной форме, а может и не проявить вообще, являясь несущественной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается прежде всего внутренней природой развивающегося явления, а случайность – внешними воздействиями, условиями и обстоятельствами. Необходимость определяет главное направление в развитии предмета, случайность же выражает отклонения от данного направления. Особенно важно подчеркнуть, что как необходимость, так и случайность имеют объективное содержание.
Что в природе и обществе имеются как случайные, так и необходимые отношения, мыслители понимали уже давно. Но они не могли правильно объяснить отношение случайности и необходимости, противопоставляли их друг другу.
Одни философы признавали только необходимость и отрицали случайность в природе и обществе. Наиболее ярко этот взгляд проявился у древнегреческого философа Демокрита и у французского философа XVIII в. П. Гольбаха. Такая позиция ведет, в конечном счете, к фатализму, т. е. к убеждению, что все в мире заранее предопределено. Признание фатальной предопределенности в истории приводит к выводу, будто люди вообще не могут повлиять на ход событий, и вынуждены лишь пассивно ожидать их результата.
Другое, противоположное направление признает только случайные связи и отношения и отрицает необходимые.
Такая точка зрения, свойственная зачастую представителям субъективного идеализма, приводит к тому, что действительность предстает как случайное нагромождение отдельных событий, явлений, фактов и т.д. Согласно этой точке зрения, случайно начинаются войны и революции и так же случайно прекращаются, случайно возникают общественные теории, случайны поступки правителей, полководцев и т.п. Такое преувеличение роли случайности в истории приводит к отрицанию необходимых закономерных связей и возможности научного предвидения.
Необходимость и случайность взаимосвязаны. Они существуют как тенденции изменений и развития предмета одновременно в том смысле, что о каждом реальном предмете можно сказать, что его существование всегда необходимо и случайно. Необходимость никогда не выступает в чистом виде. Она выражает лишь общую тенденцию развития, которая принимает всегда случайную по отношению к своей общей направленности форму. Случайность есть форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей.
Кроме того, диалектическая взаимосвязь необходимости и случайности проявляется в возможности их перехода друг в друга. Так, живые организмы под воздействием изменений окружающей среды приобретают новые свойства, которые, накапливаясь, постепенно приводят к изменению их генетического аппарата и, соответственно, наследственности.
Исключительно важно также уяснение методологической роли категорий необходимости и случайности в научном познании. Задача науки заключается в том, чтобы изучить необходимые закономерные связи реальной действительности, чтобы иметь возможность сознательно воздействовать на нее. Но трудность здесь как раз в том и состоит, что необходимость не проявляется в чистом виде, что необходимые связи, как правило, проявляются как случайные.
Цель науки в том и состоит, чтобы обнаружить эту историческую необходимость и закономерность. Наука не может ограничиваться фиксированием и изучением случайных явлений, поскольку в таком случае от ученого ускользают те важнейшие стороны и свойства объекта, в которых наиболее полно и отражается его истинная природа. Важно отметить также, что исследовательский процесс познания должен идти не только от случайности к необходимости, но и от необходимости к случайности. В этом и состоит диалектика процесса познания. Так, например, до открытия Менделеева в химии в основном господствовала случайность. Химические элементы рассматривались не связанными друг с другом. Открытие их тоже происходило случайно, и ученые не могли более или менее точно предсказать их свойства. Менделеев же на основе открытого им закона предсказал свойства элементов, открытых впоследствии, по их месту в периодической системе.
Однако обнаружение необходимости в конкретных областях реального мира — это только одна из задач познания, науки. Другой является объяснение того, почему данная необходимость проявляется именно через эти, а не другие случайности, как и в чем те или иные случайности дополняют необходимость. Решить эту задачу помогает глубокое уяснение сути других категорий диалектики, в частности, категорий сущности и явления, причины и следствия.
Статистические и динамические законы
С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Статистические (вероятностные) законы – это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов. Они позволяют с высокой точностью делать прогностические выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигают такой точности при прогнозе поведения отдельных ее элементов.
Статистические законы широко используются в изучении поведения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных социальных групп и социальных явлений. К ним относят, например, законы демографии, законы экономической статистики и др.
Динамические законыхарактеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.
К динамическим законам относятся законы, выражающие причинно-следственные связи, функциональные отношения и т.п. Таковы, например, законы классической механики и открытый в химии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях организации материи.
Противопоставление динамических и статистических законов друг другу неправомерно. Современные научные данные (квантовая физика, биология, синергетика, социология и др.) показывают, что границы между детерминизмом и индетерминизмом не абсолютны, что эти принципы тесно связаны между собой и характеризуют различные аспекты одних и тех же материальных взаимодействий. Выбор каждого из них в конкретных исследованиях во многом зависит от специфики изучаемых явлений.
В своей практической деятельности человек использует как необходимые, так и случайные связи. В одних ситуациях он стремится к исключению случайностей, например, в ситуациях управления такими сложными объектами, как атомные электростанции; в системах слежения за полетом самолетов, ракет или спутников, в системах жизнеобеспечения государства и т.п. В других ситуациях он пытается расширить имеющееся пространство возможностей, чтобы обеспечить большую свободу выбора тому, кто будет принимать решение.
Анализ категорий сущность и явление.
Сущность – система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не может быть самим собой. Явление – это совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых его сторон; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам.
Сущность и явление, таким образом, тесно связаны друг с другом, хотя непосредственно и не совпадают. Хотя сущность и обнаруживается через явление, но не раскрывается при этом полностью. Если бы явление и сущность полностью совпадали, то можно было бы в познании ограничиваться восприятием внешних сторон предметов. При этом отпала бы всякая необходимость в науке. Особенно резкое несовпадение между сущностью и явлением обнаруживается в «кажимости», т. е. видимости, когда органы чувств могут давать картину предмета даже противоречащую его сущности.
Такое несовпадение явлений с сущностью может приводить к метафизическому их отрыву друг от друга, что служит основанием для агностических выводов. Примером может служить гносеологическая концепция И. Канта.
Следует, однако, подчеркнуть, что даже в видимости есть момент истины, того, что выражает сущность. Поэтому раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.
Сущность, несомненно, глубже и основательнее, чем явление. С другой стороны, явления богаче сущности, поскольку они более разнообразны, охватывают большее число сторон предмета, в то время как сущность выражает лишь наиболее важное, устойчивое и необходимое в нем.
Необходимо также указать на первичность сущности, ее определяющую роль по отношению к явлениям, поэтому при изучении всякого объекта нужно стремиться к обнаружению его сущности. Только тогда можно уяснить место и значение объекта в ряду других вещей и процессов, идет ли речь о природе, обществе или человеке с его сознанием.
Категории сущности и явления играют важнейшую роль в познании. Простейший вид познавательной деятельности – это восприятие внешних сторон предмета при помощи органов чувств. Через эту форму познания человек как раз и знакомится с явлениями, не углубляясь в их сущность.
Категории явления и сущности играют огромную роль в научном познании. Всякое исследование начинается знакомством с явлениями и идет выше, к познанию сущности. Однако, поскольку в явлениях отражаются какие-то стороны сущности, нельзя пренебрегать их изучением, описанием, систематизацией.
Если же ограничиться только этим, то можно впасть в другую крайность – в поверхностность, фактологию, плоский эмпиризм.
Вот пример из истории науки. Химики XVII–ХVII вв. считали, что во всех горючих веществах содержится огненная материя (флогистон), которая и отделяется от них при горении. Например, металл при горении, согласно этой теории, теряет флогистон. Окислы, которые при этом получаются, химики считали простыми телами, а металлы – сложными. Они, таким образом, принимали образование окислов за разложение металлов. В действительности же в этом процессе происходит не разложение металла, а, наоборот, соединение его с кислородом. В этом сущность данного процесса, скрытого от простого наблюдения. Следовательно, чисто внешняя сторона процесса (его явление) была ошибочно принята за его сущность.
Принцип детерминизма
Познание сущности предмета с необходимостью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих, а также тех условий и обстоятельств, в которых это происходит. Это осуществляется в диалектике через последовательное проведение принципа детерминизма (от лат. «determinate» – определять), в основе которого лежит признание всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений. Согласно этому принципу все реальные процессы детерминированы, т. е. развиваются в результате действия определенных причин.
Важнейшими категориями, позволяющими последовательно провести принцип детерминизма в научном познании, наряду с уже рассмотренными понятиями необходимости и случайности, сущности и явления, являются причина и следствие.
Анализ категорий причина и следствие.
Причина – это взаимодействие между предметами, их сторонами и элементами, вызывающее определенное изменение в них. Следствие – результат такого взаимодействия, в котором фиксируются указанные изменения. Причина, таким образом, первична по отношению к следствию.
Однако следует учитывать, что, во-первых, причина означает в философии генетическое отношение (первичное – определяющее, вторичное – определяемое). Во-вторых, временная последовательность далеко не всегда является показателем причинности (например, следование ночи за днем не означает, что день – причина ночи). В-третьих, любой предмет или взаимодействие становятся причиной только тогда, когда возникают его следствия.
Долгое время в науке и философии господствовал так называемый лапласовский детерминизм (по имени французского ученого XVIII в. Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистической причинности). Он базировался на понимании причинной связи как однозначной (т. е. необходимой) и постоянной. Для механистического детерминизма характерно жесткое, исключающее случайность, понимание причинных связей, не принимающее во внимание вероятностные формы детерминизма.
Развитие познания выявило ограниченность данной концепции. Динамическая концепция причинности, на которой основывалась классическая философия и наука, была дополнена вероятностной, в соответствии с которой причинно-следственная связь, во-первых, реализуется не во всех типичных для нее случаях, во-вторых, не всегда приводит к одному и тому же результату.
Переход к статистическому детерминизму не означает, однако, произвольного характера переходов и отсутствия детерминации. Он только указывает на неоднозначность соответствия между причинами и следствиями. Эта неоднозначность проявляется, во-первых, в том, что предмет, как правило, выступает следствием действия целого ряда причин – внутренних и внешних, основных и не основных. Во-вторых, следствие никогда не остается безразлично к своей причине, а по-своему влияет на нее, а значит, причина и следствие как бы меняются местами. Наконец, в-третьих, то, что было следствием, в свою очередь становится причиной дальнейших изменений (следствий), и развитие, благодаря этому, предстает как бесконечная цепь причинно-следственных связей.
Собственно, причину следует отличать от условий, в которых она действует. Условия – это устойчивая сторона причинной обусловленности, в которой укоренена та или иная конкретная причина. Различие между непосредственной причиной и условиями относительно, а не абсолютно. Но разграничивать их все же необходимо.
Причину не следует смешивать так же и с поводом. Повод – это своеобразный катализатор, своеобразный толчок, запускающий движение ранее сложившегося причинно-следственного обусловливания.
Категории причины и следствия имеют первостепенное значение для процесса познания. Любая научная теория, независимо от того, что она изучает, обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздействовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причине. И диалектическое их понимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступеньками научного познания действительности.
Анализ категорий действительности и возможности.
Возможность – это то, чего еще нет, но оно может появиться в силу объективной тенденции развития данного предмета. Действительностьесть ставшая, осуществившаяся возможность.
Возможность и действительность – две последовательные ступени развития явлений, их движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.
Возможность и действительность выступают как диалектические противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. Это значит, что не только возможность при определенных условиях превращается в действительность, но и действительность в свою очередь предстает как возможность новых изменений, дальнейшего развития.
В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности и содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.
С точки зрения вероятности превращения в действительность различают возможности: абстрактные (их еще называют формальными), общим признаком которых является отсутствие в действительности достаточных для их реализации условий и факторов, и конкретные (реальные), для осуществления которых такие условия имеются. Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной, а осуществиться способна, лишь став конкретной.
При этом надо отметить, что в реальном процессе развития всегда существует не одна, а целый ряд конкретных возможностей, из которых превращается в действительность только одна, предпосылки и условия для которой вызрели в наибольшей степени.
Это в первую очередь относится к социальным возможностям, где такими предпосылками и условиями выступают личные и общественные интересы людей, а способом реализации возможностей выступает их сознательная деятельность, т. е. субъективные факторы.