Что такое катехизаторские курсы

Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Источник

Катехизация

Катехиза́ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις — (кате­хи­зис (кати­хи­зис)) — кате­хи­зис (от греч κατηχέω (кате­хео (кати­хео)) — настав­лять, огла­шать) — 1) настав­ле­ние в осно­вах пра­во­слав­ной веры лиц, гото­вя­щихся при­нять Кре­ще­ние; 2) настав­ле­ние лиц, уже при­няв­ших Кре­ще­ние и явля­ю­щихся чле­нами Церкви, в исти­нах пра­во­слав­ной веры (под­ра­зу­ме­вает более глу­бо­кое изу­че­ние основ веры). Кате­хи­за­ция – это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и порядку цер­ков­ной жизни. Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни.

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

При целост­ном взгляде и под­ходе к кате­хи­за­ции можно выде­лить несколько вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих её раз­де­лов.

а) при­об­ще­ние огла­ша­е­мых лиц, (гото­вя­щихся к созна­тель­ному при­ня­тию Кре­ще­ния) к хри­сти­ан­скому веро­учи­тель­ному знанию б) при­об­ще­ние к опыту цер­ков­ной жизни (молит­венно-евха­ри­сти­че­ская жизнь, духов­ное руко­вод­ство, пост, духов­ное чтение, мило­стыня);

в) как дея­тель­ная общин­но­устро­и­тель­ная жизнь на Цер­ков­ном при­ходе;

г) как соб­ствен­ная духовно-нрав­ствен­ная жизнь в цер­ков­ном укладе.

Все кано­ни­че­ские нормы Пра­во­слав­ной Церкви, каса­ю­щи­еся под­го­товки к таин­ству Кре­ще­ния, гово­рят о важ­но­сти изу­че­ния веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, пра­ви­лами преду­смот­рено испы­та­ние пра­виль­но­сти усво­е­ния веры и искрен­но­сти жела­ний тех, кто наме­ре­ва­ется при­нять Кре­ще­ние (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также пред­пи­сы­вают ново­об­ра­щен­ным пре­бы­вать в Церкви и слу­шать поуче­ния (7 пр. II Вс. Собора).

Поня­тие «кате­хи­за­ция» по своему смыслу близко к поня­тию «огла­ше­ние». Его часто исполь­зуют как сино­ним огла­ше­ния. Однако надо пом­нить, что сего­дня смысл кате­хи­за­ции зна­чи­тельно шире, чем смысл катеху­ме­ната или огла­ше­ния в древ­ней Церкви, где прак­тика настав­ле­ния в вере имела опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти, выте­ка­ю­щие из исто­ри­че­ского поло­же­ния Церкви:

Такое раз­ли­чие вызвано тем, что жизнь древ­ней Церкви про­ис­хо­дила среди гоне­ний и огла­ше­ние часто слу­жило не только при­го­тов­ле­нием ко кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства.

В тоже время совре­мен­ная прак­тика кате­хи­за­ции сохра­няет пре­ем­ствен­ность с прак­ти­кой огла­ше­ния в древ­ней Церкви, ибо служит одним и тем же зада­чам науче­ния в вере. Поэтому совре­мен­ную прак­тику кате­хи­за­ции можно рас­смат­ри­вать как огла­ше­ние в иной исто­ри­че­ской ситу­а­ции.

Вве­де­ние в основы кате­хи­за­ции

про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко,
пред­се­да­тель Епар­хи­аль­ного Отдела рели­ги­оз­ного
обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния СПб Епар­хии

Поня­тие о кате­хи­за­ции

Слово «кате­хи­за­ция» воз­никло от гре­че­ского слова «кате­хи­зис», про­ис­хо­дя­щего от гре­че­ского гла­гола katecheo, что значит «гово­рить кому-то», «устно настав­лять», «огла­шать». Выра­же­ние это пер­во­на­чально озна­чало «воз­ве­щать с воз­вы­шен­ного места» (лат. ex alto), а также «про­из­во­дить эхо, вызы­вать отклик» (kate – «с горы», есhеo «зву­чать, раз­да­ваться, гре­меть»).

Более позд­нее зна­че­ние – «настав­лять» (голос учи­теля явля­ется как бы осо­знан­ным откли­ком на вопрос уче­ника, а ответ уче­ника – откли­ком на слова учи­теля). Именно во встрече или диа­логе, заклю­ча­ется смысл слова «кате­хи­за­ция». Такое зна­че­ние поня­тия «кате­хи­за­ция» сле­дует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется в виде диа­лога, собе­се­до­ва­ния.

В XIX веке свя­ти­те­лем Фила­ре­том, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским был состав­лен Кате­хи­зис – учеб­ное посо­бие, содер­жа­щее свод веро­учи­тель­ных истин, поня­тий и опре­де­ле­ний для настав­ле­ния в пра­во­слав­ной вере в форме вопро­сов и отве­тов.

Поэтому, Кате­хи­зис это веро­учи­тель­ное содер­жа­ние того, что нужно гово­рить при настав­ле­нии в вере, а кате­хи­за­ция – это мето­дика того, кому и как гово­рить; это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и чину цер­ков­ной жизни для уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­за­ция (в узком смысле) – это про­ве­де­ние огла­си­тель­ных бесед по осно­вам веры с людьми, гото­вя­щи­мися при­нять святое Кре­ще­ние.

Кате­хи­за­ция (в широ­ком смысле) – это осу­ществ­ле­ние от лица Пра­во­слав­ной Церкви духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в раз­лич­ных слоях обще­ства с целью при­об­ще­ния людей к нормам хри­сти­ан­ской жизни, кото­рые даны нам Твор­цом.

Кате­хи­за­тор – это спе­ци­а­лист, полу­чив­ший систе­ма­ти­че­ское бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, необ­хо­ди­мые умения, навыки и пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние для про­ве­де­ния на своём уровне духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

Катеху­мен (katechemenos – «настав­ля­е­мый, поуча­е­мый») – в нашем кон­тек­сте, чело­век, кото­рого «настав­ляют» в исти­нах веры и в пра­ви­лах хри­сти­ан­ского образа жизни. В древ­но­сти слово «катеху­мен», отно­си­лось, прежде всего, к тем, кто гото­вился при­нять кре­ще­ние, согласно запо­веди Христа.

Катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви назы­ва­лась система огла­си­тель­ной под­го­товки кан­ди­да­тов к при­ня­тию Кре­ще­ния и поэтап­ного вхож­де­ния в общин­но­устро­и­тель­ную жизнь Церкви с соот­вет­ству­ю­щей мето­ди­кой пере­дачи кате­хи­зи­че­ского знания и цер­ков­ного опыта.

Цель и задачи кате­хи­за­ции

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни по запо­ве­дям в лоне святой Церкви. Цер­ковь есть сокро­вищ­ница, в кото­рой содер­жится вся пол­нота жизни, неоску­де­ва­е­мый источ­ник всех благ и нашего спа­се­ния.

Под воцер­ко­в­ле­нием разу­ме­ется не набор знаний и раз­лич­ных цер­ков­ных внеш­них дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу лич­но­сти Иисуса Христа.

Воцер­ко­вить – значит ввести в орга­низм Церкви, усво­ить чело­века бла­го­дат­ному духу жизни Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными людьми цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по своему духу, нраву, отно­ше­ниям, и через это – живой кле­точ­кой бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Можно про­ве­сти срав­ни­тель­ные парал­лели, откры­ва­ю­щие нам смысл и высо­кое назна­че­ние Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каж­дого из нас фор­ми­ро­ва­лось наше тело и зачи­на­лась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Кото­рой мы вошли от купели Кре­ще­ния, в тече­ние всей земной жизни под Её води­тель­ством должно идти фор­ми­ро­ва­ние, а точнее «вызре­ва­ние» души для буду­щей жизни – жизни вечной.

Цер­ковно-при­ход­ская община имеет в себе четыре важ­ней­ших свой­ства Церкви, бла­го­даря кото­рым она и при­над­ле­жит ей: един­ство, свя­тость, собор­ность и апо­столь­ность.

Един­ство – целост­ность лич­но­сти и непо­ко­ле­би­мость в испо­ве­да­нии веры в Бога и Цер­ковь;

Свя­тость – хра­не­ние цело­муд­рен­но­сти (нрав­ствен­ной чистоты и непо­роч­но­сти) и бла­го­че­стия (хри­сти­ан­ской чести, досто­ин­ства, чест­но­сти и бого­бо­яз­нен­но­сти) в отно­ше­ниях, пове­де­нии и жизни.

Собор­ность – еди­но­мыс­лие и еди­но­ду­шие цер­ков­ной общ­но­сти в испо­ве­да­нии, делах и слу­же­нии.

Апо­столь­ность – сора­бот­ни­че­ство Христу в рас­про­стра­не­нии веры и сви­де­тель­ство­ва­нии бого­угод­ной хри­сти­ан­ской жизни в окру­жа­ю­щем мире.

Таким обра­зом, воцер­ко­вить – значит ввести в жизнь цер­ков­ной общины, дабы усво­иться свой­ствам цер­ков­ного орга­низма, стать их носи­те­лем.

Это дости­жимо лишь при реше­нии целого ряда задач, а именно:

При целост­ном взгляде, про­цесс воцер­ко­в­ле­ния посред­ством кате­хи­за­ции, вклю­чает в себя:

а) при­об­ще­ние чело­века к цер­ков­ному веро­учи­тель­ному знанию, спо­соб­ству­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию его созна­ния и жизни;

б) при­об­ще­ние к опыту цер­ковно-устав­ной дис­ци­плины и молит­венно-евха­ри­сти­че­ской бого­слу­жеб­ной жизни, более всего спо­соб­ству­ю­щему пре­об­ра­же­нию чело­ве­че­ского духа в срод­ность Хри­стову духу: «…Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его…» ( Рим. 8:9 );

в) духов­ное руко­вод­ство, помо­га­ю­щее хри­сти­ан­скому совер­шен­ство­ва­нию в доб­ро­де­тели и отсе­че­нию своей при­страст­ной воли, пре­одо­ле­нию само­уго­дия, само­лю­бия, свое­нра­вия, само­чи­ния, само­ра­зу­ме­ния и свое­ко­ры­стия;

г) соб­ствен­ную духовно-нрав­ствен­ную, аске­ти­че­скую жизнь (молитва, пост и мило­стыня) в своей семье, в цер­ков­ном укладе;

д) дея­тель­ную общин­но­устро­и­тель­ную жизнь на Цер­ков­ном при­ходе, спо­соб­ству­ю­щую обре­те­нию нрав­ствен­ных и духов­ных связей и брат­ских отно­ше­ний, образ­цом кото­рых явля­ются отно­ше­ния пер­во­хри­сти­ан­ской общины в еван­гель­ском духе ( Деян. 2:42-47 ).

Таким обра­зом, в наше время под кате­хи­за­цией необ­хо­димо пони­мать работу по содей­ствию в воцер­ко­в­ле­нии тех, кто принял реше­ние стать цер­ков­ным чело­ве­ком и вести бла­го­че­сти­вый хри­сти­ан­ский образ жизни. Кате­хи­за­ция при­звана побуж­дать чело­века к осо­знан­ной цер­ков­ной жизни в том слу­же­нии, к кото­рому чело­век при­зван, к чему имеет дар от Бога (врач, учи­тель, руко­во­ди­тель, вос­пи­та­тель, свя­щен­ник, монах, и т.д.) ( 1Кор. 7:20 ).

Пло­дами кате­хи­за­ции явля­ются позна­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, обре­те­ние пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и созна­тель­ное вхож­де­ние в жизнь Церкви, регу­ляр­ное уча­стие в ее таин­ствах и, прежде всего, в святой Евха­ри­стии.

Кроме того, важ­ней­шей состав­ля­ю­щей под­лин­ной цер­ков­но­сти явля­ется духовно-нрав­ствен­ная, бого­угод­ная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет?» ( Иак. 3:19-20 ).

Для при­не­се­ния плода более всего не хва­тает нам сего­дня при­ме­ров пра­вед­ной жизни. О пре­ве­ли­кой важ­но­сти этого в свое время гово­рил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Ни Кре­ще­ние, ни отпу­ще­ние грехов, ни знание, ни при­ча­стие Таинств, ни свя­щен­ная Тра­пеза, ни при­ня­тие Тела, ни при­ча­стие Крови, ничто другое из этого не в состо­я­нии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и уди­ви­тель­ной, и сво­бод­ной от вся­кого греха».

Назна­че­ние и место кате­хи­за­тор­ского слу­же­ния.

Каждое из четы­рех основ­ных видов цер­ков­ного слу­же­ния (мис­си­о­нер­ское, кате­хи­за­тор­ское, учи­тель­ное и пас­тыр­ское) имеет своё место в цер­ков­ной жизни, свою направ­лен­ность, назна­че­ние и содер­жа­ние.

Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность при­звана про­бу­дить в чело­веке веру, обра­тить ко Христу и Его Церкви.

Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность направ­лена на воцер­ко­в­ле­ние, как вве­де­ние через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно святой Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сферам цер­ковно-общин­ной жизни.

Дело цер­ков­ного педа­гога, зако­но­учи­теля заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­дать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния и основы хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния.

Дело же пас­тыря уни­вер­сально и более ответ­ственно – зало­жить основу духовно-цер­ков­ной жизни и верно руко­вод­ство­вать пасо­мых в устро­е­нии, под­дер­жа­нии и совер­шен­ство­ва­нии духов­ной жизни во спа­се­ние, в лоне святой Церкви.

В каком состо­я­нии ока­зы­ва­ется чело­век, кре­стив­шийся без огла­ше­ния?

Чело­век, кре­щён­ный без огла­ше­ния (то есть без пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции), не знает суще­ства своей веры, цер­ков­ного веро­уче­ния, пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Сим­вола веры и Закона Божьего) и обре­тать жизнь по вере, кото­рую принял кре­стив­шийся чело­век, явля­ется его свя­щен­ным долгом и хри­сти­ан­ским при­зва­нием. Только зна­ю­щий спо­со­бен ценить, любить, хра­нить, пре­умно­жать и пере­да­вать другим это сокро­вище. Уте­рять пре­ем­ство веры не про­сти­тельно, ибо без веры невоз­можно уго­дить Богу и спа­стись! ( Евр. 11:6 ), ( Мк. 16:16 ).

Такой чело­век не знает:

Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях. Кано­ни­че­ские источ­ники наста­и­вают также на изу­че­нии веры как сред­стве про­фи­лак­тики укло­не­ния в ереси.

Кре­стить без пред­ва­ри­тель­ной кате­хи­за­ции (за исклю­че­нием особых слу­чаев) запре­щено 78 пра­ви­лом VI Все­лен­ского, и 46 пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собо­ров.

Усло­вия при­ня­тия Кре­ще­ния и вхож­де­ния в цер­ков­ную жизнь.

Согласно древ­не­цер­ков­ной прак­тике, опи­ра­ю­щейся на Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние, к уве­ро­вав­шим во Христа людям и жела­ю­щим кре­ститься предъ­яв­лялся ряд непре­лож­ных усло­вий и тре­бо­ва­ний. Пять глав­ных из них можно особо выде­лить:

От тех же, кто совер­шает Кре­ще­ние, тре­бу­ется сугу­бая забота об огла­ша­е­мых, выра­жен­ная в молитве за них в чине Литур­гии, в тща­тель­ном науче­нии исти­нам веры и пред­ва­ри­тель­ном испы­та­нии их веры перед Кре­ще­нием.

Не следуя в этом вопросе Цер­ков­ному авто­ри­тету и чину, крестя без долж­ного огла­ше­ния, мы духовно порож­даем заве­домо нецер­ков­ных, «номи­наль­ных хри­стиан», лишён­ных жиз­ненно важных знаний и духов­ных ори­ен­ти­ров.

Кре­ще­ние, поис­тине, должно стать «не плот­ской нечи­стоты омы­тием, но обе­ща­нием Богу доброй сове­сти» ( 1Петр. 3:21 ).

Глав­ным делом Церкви на Земле всегда было откры­тие Благой вести о Христе и руко­вод­ство хри­стиан в обре­те­ние бого­угод­ной жизни во спа­се­ние.

Итак, лишь верно следуя запо­ве­дан­ным Богом, Цер­ко­вью и ука­зан­ным их авто­ри­те­том усло­виям в деле кате­хи­за­ции, пре­одо­ле­вая име­ю­щи­еся труд­но­сти, мы будем на спа­сен­ном пути.

Санкт–Петербургская епар­хия, отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния. Епар­хи­аль­ная кон­фе­рен­ция Насущ­ные вопросы кате­хи­за­ции: Тра­ди­ции и совре­мен­ность.

Источник

Школа катехизатора

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Православие в наши дни. Можем ли мы что-то объяснить людям? Размышления катехизатора

Так сло­жи­лось, что боль­шая часть воцер­ков­ля­ю­щихся людей не знают, почему Пра­во­сла­вие именно такое, каким они его узнали и при­няли. Это нор­мально и есте­ственно на пер­вых порах цер­ков­ной жизни, потому что Цер­ковь пред­ла­гает совре­мен­ному чело­веку тра­ди­цию, освя­щен­ную двух­ты­ся­че­лет­ним опытом…

Принципы воцерковления — священник Стефан Нохрин

Цель кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти как этапа цер­ков­ного слу­же­ния – помочь чело­веку стать само­сто­я­тель­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И каза­лось бы, все понятно: мы – воцер­ко­в­лен­ные люди, хри­сти­ане, и хотим помочь дру­гим, новым чле­нам Церкви, воцерковиться.

Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения — священник Стефан Нохрин

Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­­ально-обще­ствен­­ной кар­тине мира.

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов

Дары, полу­чен­ные в Таин­стве Свя­щен­ства, семи­нар­ское обра­зо­ва­ние, высо­кий кре­дит дове­рия со сто­роны мирян дают свя­щен­но­слу­жи­те­лям немало пре­иму­ществ перед миря­нами, однако не исклю­чают воз­мож­ность и для мирян стать успеш­ными катехизаторами.

Распространенные ошибки катехизаторов

Во время про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед кате­хи­за­тору необ­хо­димо ста­раться избе­гать сле­ду­ю­щих наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся оши­бок. Изло­жен­ные в дан­ной работе наблю­де­ния и выводы яви­лись резуль­та­том осмыс­ле­ния опыта девя­ти­лет­него про­ве­де­ния авто­ром огла­си­тель­ных и кате­хи­зи­че­ских бесед.

Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов — Якунцев В.И.

Доклад В.И. Якун­цева, пре­по­да­ва­теля кате­хе­тики Свято-Фила­ре­то­в­ского пра­во­­славно-хри­­сти­ан­ского инсти­тута на XX Рож­де­ствен­ских чтениях

Источник

Люди в храме: катехизатор

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Алексей Волков, 43 года. Катехизатор храма Преображения Господня в Тушине

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Фото Владимира Ештокина

Его дедушка работал в охране Сталина, а сам он до прихода в храм был инкассатором и серьезно занимался рукопашным боем. Окончил миссионерский факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На последнем году учебы стал проводить огласительные беседы перед крещением. По воскресеньям преподает для друзей-прихожан гиревое жонглирование и рукопашный бой.

— Когда я начал заниматься миссионерством и катехизацией, слово «миссионерство» воспринималось прихожанами как какое-то сектантство, а слово «катехизация» было вообще для них непонятно. И когда они научились его выговаривать без ошибок, то подумали, что катехизатор — это охранник, только такой крутой, секьюрити, который еще и о Боге говорит. Просто так сложилось, что у меня есть опыт в охране и я помогаю организовать работу наших храмовых охранников.

Катехизатор в храме необходим. Иногда человек по разным причинам боится подходить к священнику. Ему нужно поговорить с таким же, как он сам. С такими людьми я сажусь и разговариваю.

В нашем приходе мы проводим три огласительные беседы: одну — священник, остальные — я. Это важный психологический момент — показать людям, что священники не кусаются, не относятся к «касте избранных», адекватные люди. Что я пытаюсь сделать на беседах? — заразить людей верой. Показать, что Православие — не совокупность бабушкиных суеверий, а это очень интересно, глубоко и отвечает на важные вопросы человека.

Беседы у меня проходят в форме лекции. Просто вести диалог бессмысленно — это нецелесообразное расходование времени. Если бы у меня была возможность в течении месяца или года с этими людьми поработать, тогда это была бы череда бесед. Но поскольку время ограничено, то это форма лекции, в процессе которой мне можно задавать вопросы. Более того, своим слушателям я сразу говорю, что не настаиваю на том, чтобы они в обязательном порядке досиживали до конца — они хоть сейчас могут встать и уйти. Я их сразу отмечаю, что они были на беседе. Делаю это специально, чтобы у людей не создавалось ощущения «обязаловки». Слушателей такой подход сразу расслабляет. Некоторые вначале смотрят на меня так: сейчас из вежливости посижу минут 10, а потом под каким-нибудь предлогом уйду.

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Фото Владимира Ештокина

У людей вначале одна и та же реакция — вначале смотрят недоверчиво, исподлобья. Потом с удивлением. Потом в глазах появляется блеск. Потом — радость на лице. Крайне редко бывает, что кто-то уходит, не дождавшись конца. Хотя два часа мозгового штурма — это тяжело. Часто многие остаются после окончания беседы, и мы чуть ли не до полуночи сидим и обсуждаем их наболевшие вопросы.

Быть катехизатором — служение, а не работа. Работа — с 9:00 утра до 18:00 вечера с перерывом на обед. А служение — это всегда. Даже во сне. Моя мама говорила: «Когда ты во сне разговариваешь, ты либо молишься, либо лекции читаешь». Был такой случай: пришел ко мне на огласительную беседу молодой человек — собирался стать крестным. Прошел все беседы. Понял, что со мной есть о чем поговорить. Когда все расходились, мы оставались, и я отвечал на его вопросы о вере. От меня он ушел довольный, обменялись контактами. Прошел год, я уже и забыл о нем. И тут он звонит: «У меня проблемы». Оказалось, что парень расходится с женой — она собиралась уйти к другому, и, естественно, он это сильно переживал. Его даже не интересовало мнение Церкви на этот счет или что-то подобное — ему просто нужны были чисто житейские советы от старшего товарища, вот он про меня и вспомнил. Не то чтобы я ему советовал чего-то, нет. Просто был рядом и говорил, как бы поступил на его месте. Этот парень во время одной из наших бесед стал говорить, что он побьет ухажера своей жены. Я ему и говорю: «А ты драться-то умеешь?» Ну, я ему предложил походить ко мне на рукопашку. Конечно, не с целью, чтобы он кого-то реально избил, а чтобы чем-то его занять. Он начал ходить, понравилось. Со временем у него появилась внутренняя уверенность, он перестал так раскисать по этому поводу.

Увы, жена от него все-таки ушла, хотя, надо отдать ему должное, он до последнего пытался сохранить семью. И тут у него возник вопрос: а дальше-то что? А дальше началась церковная жизнь, поскольку на тренировках постоянно поднимались вопросы веры. И вот один раз увидел его в храме, стоит на службе, другой раз. Смотрю — уже исповедоваться начал. Потом он перешел в другой храм, где как раз алтарников не хватало. Сейчас он там и работает, рад до безумия. Никогда не знаешь, какими путями Бог приведет человека к Себе.

Валентин Циферблат, 68 лет. Катехизатор-миссионер в СИЗО № 2 (Бутырская тюрьма) и СИЗО № 4 в Москве

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Фото Владимира Ештокина

Когда до работы в тюрьмах я занимался уличной миссией, я обратил внимание, что 9 из 10 человек тебя просто не слышат, а в тюрьме люди уже морально готовы к разговору о Боге и даже ищут Его. В отличие от многих «свободных» людей, заключенные «остановились» и стали задумываться о своей жизни. На приходе или улице люди послушали и побежали — а там бежать некуда. Мало того, узники тебя еще будут держать до последнего, задавать много вопросов. Еще одно отличие: приходят и некрещеные, и сектанты — все хотят услышать Слово Божие и разобраться в своей вере, какая бы она ни была.

В Бутырке мы находимся по 4 часа. Около часа мы пьем чай, приносим сладости, разговариваем на разные темы. Потом мы читаем Евангелие воскресного дня и толкуем его по святым отцам, при этом вовлекаем узников в беседу. Опять же, это отличие от катехизаторских курсов на обычном приходе. Мы стараемся, чтобы люди сами думали, работали и отвечали на вопросы. Примерно треть из слушателей воцерковляются по-настоящему — они уже здесь начинают помогать в алтаре, работать звонарями, читают за богослужением.

Самое сложное — изменить себя. Мы не только пытаемся донести слово Божие людям, но еще работаем и над собой.

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

С отцом Константином Кобелевым, священником Бутырского изолятора. Фото Владимира Ештокина

Если ты сам не будешь верить в то, что ты говоришь, эта фальшь всегда проявится. Если у тебя нет любви к людям, то ты не сможешь привести человека к Богу. У катехизатора должно быть стремление помочь ближнему. Если в человеке нет этого милосердия, он быстро теряет ко всему интерес.

Мы стараемся всегда объяснить человеку: то, что он сюда попал — это промысл Божий, чтобы он узнал о вере. На один из праздников в Бутырской тюрьме пришел бывший сиделец, который провел тут 3 года, и сказал: «Я с благодарностью вспоминаю это время». Здесь он услышал Божье слово и нашел смысл жизни. И он ее сейчас старается изменить. Сами воспитатели говорят, что 80 % заключенных возвращается обратно. Мы им объясняем, что у нас общая задача — исправить человека. Они исправляют его трудом, мы — верой.

На мой взгляд, самое сложное в православии — прощение не только людей, любящих нас, а прощение своих врагов. И это особенно актуально в тюрьме. Мы постоянно говорим: «Вы должны простить того человека, который, допустим, на вас написал донос». Особенно это касается тех, кто считает, что сидит ни за что.

Совсем недавно был интересный случай: на территории Бутырки есть психбольница, ее называют «Кошкин дом». Туда привозят заключенных с психическими заболеваниями из других СИЗО на лечение, а узники из хозяйственного отряда Бутырки за ними ухаживают. Один из сидельцев, который там работает, увидел в больнице человека, принимавшего непосредственное участие в его судебном процессе. Теперь он сам оказался под следствием. Какая у заключенного должна быть реакция? Он же может отомстить. Здесь наша цель — донести до человека, что он должен не только простить своего врага, но и помочь ему. Пока не ясно, чем закончится эта история, но человек пришел к нам за советом и рассказал о ситуации — это уже дает надежду на то, что он может над собой работать и отнестись к своему «врагу» по-христиански. Такие случаи не единичны: один из наших слушателей встретил в тюрьме своего адвоката, который в деле ему никак не помог, а деньги за работу взял большие. Бывают такие столкновения, где человек должен проявить свой христианский характер. В этом одна из задач наших занятий — научить человека не озлобляться и по возможности не отвечать на зло злом.

Диакон Николай Лавренов, катехизатор храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, 34 года

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Экономист по образованию, до 2012 года совмещал светскую работу и служение катехизатором. Сейчас помимо дьяконского служения проводит огласительные беседы перед крещением и работает заместителем председателя миссионерской комиссии города Москвы. Считает, что лучшие миссионеры и катехизаторы получаются из людей с техническим складом ума.

Крестили меня в детстве, но обратился к вере только в студенческие годы. В этот период жизни мне стали попадаться книги на религиозную тематику — какие-то эзотерические вещи. Меня они не «зацепили» и глубины в них я не почувствовал. Больше напускного пафоса, непонятной терминологии. Однажды, выходя из дома, я хотел взять что-то почитать в дороге и ничего достойного внимания не мог у себя найти. И тут в книжном шкафу я увидел Библию. Я подумал, что Библия — точно серьезная книга, и начал ее читать. Я в ней сразу утонул и не мог остановиться — читал и читал, хотя изначально относился к написанному скептически. Так появилось желание обратиться к Богу, молиться Ему. Так начался мой путь в Церкви.

Одна из ошибок катехизатора — желание просто развлечь людей, поговорить с ними «за жизнь», чтобы им было не скучно. Человек после такой беседы выходит довольный, но пустой и не готовый. Он по-прежнему не знает, кто такой Христос и в чем смысл Крещения. Нужно относиться к огласительным беседам как к величайшему событию в жизни каждого слушателя. Возможно, что у него не будет другой возможности узнать о Боге. Нельзя тратить время впустую, рассказывая людям что-то интересное, но не самое важное в данном случае.

Катехизатор — это человек верующий, который болеет душой за то, что люди вокруг него еще не знают Христа. Мы должны ощущать, что вне Церкви нет спасения. И люди, которые там пребывают, для нас очень дороги. Мы из милосердия, из любви к Богу и ближнему должны приложить все силы, чтобы рассказать им о Христе. Очень важно, чтобы это желание было подкреплено образованием, но не просто формальной корочкой — необходимо, чтобы миссионер сам был наставлен в вере и мог простым и понятным языком о ней говорить. При этом катехизаторские или миссионерские курсы нужно закончить хотя бы для того, чтобы проверить свои знания. Даже если ты уверен, что все знаешь, в этом должен быть уверен и настоятель храма, который отвечает за качество огласительных бесед.

Что такое катехизаторские курсы. Смотреть фото Что такое катехизаторские курсы. Смотреть картинку Что такое катехизаторские курсы. Картинка про Что такое катехизаторские курсы. Фото Что такое катехизаторские курсы

Самое радостное в моем служении — когда человек от заблуждения приходит к истине. Конечно так бывает не всегда и не со всеми. Были и огорчения, и радости. Например, как-то целый год я общался с девушкой, готовил ее к крещению. У нее так и не появилось твердой решимости принять православие. А потом это общение вовсе прервалось, и я подумал: «Как грустно: целый год усилий — и без результата». Прошло много времени, я уже забыл об этой истории, и вдруг звонок от нее: «Я покрестилась». То есть все, о чем мы говорили, не прошло напрасно.

Не знаю, должен ли катехизатор обладать особой харизмой, но дар проповеди у него точно должен быть. Есть такие люди, которые могут сказать, как апостол Павел: «Горе мне, если не проповедую». Если ты проехал с человеком где-то в дороге и не заговорил с ним о вере, ты чувствуешь угрызения совести, которая говорит тебе: «Другого случая не будет. Только сейчас можно этому таксисту сказать о Христе, хотя бы пару слов».

Кстати, про таксиста: недавно ехал с одним, и он рассказал мне историю из своего детства и заодно про поступок, о котором жалеет больше всего. Однажды папа дал ему рубль и попросил купить помидоры. Продавщица куда-то вышла, и он взял овощи, а деньги не оставил. Прошло много лет, это мелкое воровство до сих пор мучает человека, а исправить ситуацию нельзя. А цена этой проблемы — рубль. Я ему стал рассказывать о Христе, о Его искупительном подвиге. Сам водитель дал мне повод рассказать о том, что Спаситель фактически и уплатил за него эти деньги — Он принял наказание за грехи всех людей на Кресте. Эта история не закончилась грандиозным чудом с просьбой немедленно крестить его, нет. Она закончилась тем, что он меня внимательно выслушал. И одно это сделало наш разговор не бессмысленным. По крайней мере, так я это расцениваю.

Если ты чувствуешь призвание к миссионерству и не проповедуешь, то становишься похожим на пророка Иону, который испугался язычников чужой страны и уплыл в другом направлении. И чем это кончилось. Если мы будем уклоняться от проповеди, когда имеем призвание, то Господь спросит с нас как в притче о талантах: «Я тебе дал эти таланты. Почему ты их зарыл?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *