Что такое кик в музыке
Термины часто встречающиеся в описании библиотек сэмплов
Сэмпл — это небольшой музыкальный аудиофрагмент в цифровом формате. Они могут представлять собой отрезок музыкальной фразы или отдельно взятый звук. Важные характеристики: частота сэмплирования и число битов. Сэмплы можно транспонировать в другие тональности, фильтровать, создавать самые необычные звуки и добиваться фантастических эффектов. Сэмплы соединяются, накладываются один на другой, и возникает законченное музыкальное произведение.
Акапелла — это пение многоголосного хора без музыкального сопровождения. По сути, любая вокальная партия, исполняющаяся одним лишь певцом без участия музыкальных инструментов, является пением акапелла. Оно распространено в церковной и народной музыке. Многие композиторы писали произведения для пения акапелла. Пение акапелла активно используют диджеи при создании ремиксов. Битбокс тоже можно назвать разновидностью этого вида пения.
Программный сэмплер — это электронный инструмент, воспроизводящий и записывающий сэмплы, редактирующий их и придающий им разные эффекты. Они проигрывают сэмплы в стандартном WAV-формате, а также в специальных (в зависимости от сэмплера). Среди наиболее популярных программных сэмплеров можно назвать модели Yamaha, Roland и Native Instruments.
Секвенсор — это программа, позволяющая записать аккомпанемент и впоследствии воспроизвести его. По функциям он схож с магнитофоном, но секвенсор записывает не звуки, а полученные программные данные о них с MIDI-клавиатуры или синтезатора. Записывать партии можно в медленном темпе, позже задавая им желаемую скорость. К наиболее популярным программным секвенсорам относятся модели FL Studio, Steinberg Cubase и Apple Logic Pro.
BPM — это количество ударов четвертных нот в минуту. С помощью этого показателя определяется скорость исполнения композиции. Разные жанры современной музыки подразумевают разный диапазон BPM. Например, музыкальные стили рок и хип-хоп предполагают использование 60-120 BPM, поп-музыка — 120-150 BPM. Транс и техно-музыка достигает 140-160 BPM.
Loop — это, как правило, небольшой фрагмент аудио или видеозаписи музыкальной партии (сэмпл). Обычно из таких фрагментов составляют инструментальные партии в современной музыки. Также эти фрагменты называются семплерными петлями. Воспроизводятся они по принципу цикличности. При помощи лупов создается бит, поэтому они всегда используются при создании современной музыки, например, в диджеинге.
Percussion — это дополнительные удары группы ударных инструментов. В основном, в состав такой группы входят барабаны. Такой прием заполняет частотный диапазон и задает ритм. Примечательно, что обычно этот термин подразумевает ударные инструменты, не входящие в установку. Такими инструментами могут быть кастаньеты, бубен, маракасы, бонги, чокало, кабаца, гуиро, пандёйра, конга и другие. На них могут играть исполнители, не входящие в основной состав группы. Чаще всего они используются при исполнении акустической, а также танцевальной и эстрадной музыки. Также percussion характерен для таких стилей современной музыки, как джаз-рок, афро-кубинский джаз и т. д.
FX — это звуковой эффект, обычно создающий захватывающий переход между разными частями одной композиции. Благодаря таким эффектам, трек приобретает намного более разнообразное и необычное звучание. Часто он может звучать странно: звук воды, ветра, любые нелепые или смешные звуки и т. д. Такие эффекты можно использовать и между разными композициями.
Drum — это музыкальный термин, обозначающий барабан, ударный инструмент. Барабаны — это важнейшая составляющая современной музыки. Сопровождение ударных задает пульс и придает драйва любому музыкальному произведению. Этот музыкальный инструмент покрыт натянутой кожей, у него полое тело, и он может быть разных размеров.
Термин Pad обозначает «подклад» в треке, делающий текстуру музыки более богатой. В основном, этот прием используется в поп-, рок- музыке. Благодаря особенному фону аранжировка звучит более глубоко и насыщено. Таким «подкладом» может быть, например, имитированное звучание органа, синтезатора или скрипки. Главное, чтобы звучание было кантиленным (длинным и протяжным) и подчеркивало гармонии. Зачастую Pad вносит в трек эффект расслабления и атмосферности.
Lead — это в какой-то степени аналог Pad, но с другим назначением. Lead — это более четкий звук, практически всегда — главный инструмент. Он очень часто применяется в жанре транс, где на нем пишется мелодия. Lead — это может быть партия синтезатора или гитары. Также термин Lead используется при обозначении некоторых тембров синтезаторов, по звучанию напоминающих духовые инструменты.
Grooves — это до некоторой степени Loop, но при участии нескольких инструментов, воспроизводящийся по принципу цикличности и дающий треку эффект «прокачивания». Grooves дают треку бит, повторяющийся на протяжении всего трека. Он создает треку нужную атмосферу и драйв, заставляя людей постоянно под него двигаться.
Beats — это фактически доля такта, но чаще сам такт. Бит присутствует во всех современных стилях музыки. Он задает треку пульс и заряжает людей энергией. Он состоит из трех составляющих его звуков: Kick, Hat и Clap. Есть жанр рок-музыки — бит-музыка.
VST — это широко распространенный формат звуковых плагинов. Они подключаются к секвенсорам, музыкальным и звуковым редакторам и т. п. Существует большое количество VST синтезаторов и VST эффектов. Аудиоэффекты (VST) предполагают работу со звуком в таких программах, как REAPER, ACID Pro, Cakewalk Sonar и т. д.
Construction Kits — это целый комплект звуков, из которых можно создать полноценный трек. Такие наборы могут содержать в себе удары барабана и петли со звучанием синтезатора, а также многое другое.
Stabs — это небольшой музыкальный аудиофрагмент, длительностью в несколько секунд и на относительно небольшой громкости. Широко используется в транс музыке.
Chords — это аккорды, то есть созвучия, создающие в музыке нужное настроение, атмосферу, определяющие ее грамонию. Аккорды — это созвучия из трех и более звуков. Могут быть аккорды терцового, кварто-квинтового соотношения. В современной музыке могут использоваться практически любые созвучия, так как правила строения аккордов приобрели очень свободную трактовку.
Arpeggio — это исполнение звуков аккорда в последовательности вверх или вниз, а не одновременно. Есть так называемый арпеджиатор — это используемая на синтезаторах и различных музыкальных программах функция, воспроизводящая исполнение арпеджио из звуков тех аккордов, которые были заданы ранее.
Практика эквализации: работаем с бочкой (kick)
Приступая к процессу эквализации инструментов, практически все начинающие звукорежиссеры включают эквалайзер «потому что так нужно». Действительно, очень часто эквализация является обязательным этапом работы над инструментами. Чем же она может помочь сделать звук лучше? Что в ней такого особенного?
Задаваясь этими вопросами в самом начале своего пути как звукорежиссера, я перекапывал горы информации, узнавая, какие частоты инструментов отвечают за те или иные характеристики их звучания. Но проблема заключалась в том, что каждая статья указывала разные диапазоны частот, отвечающие за одни и те же тембральные аспекты одного и того же инструмента. Что-то здесь не сходится, не так ли?
Ответ на этот вопрос очень прост: даже если инструменты называются одинаково и выполняют одинаковые функции, это не означает, что звучат они также идентично. Каждая бочка, каждый малый барабан, каждая гитара, каждый голос неповторимы. Разные помещения для записи, разные микрофоны, разные кабеля, разные микшерные пульты – все это вносит огромное количество переменных в звучание одних и тех же инструментов. Одна и та же бочка, записанная в разных помещениях, будет требовать разную эквализацию, так как помещение также вносит свои звуковые характеристики в конечный записанный звук. С микрофонами ситуация обстоит еще сложнее: у каждого микрофона своя конструкция (динамическая, конденсаторная, ленточная и т.д.), что сказывается на АЧХ записанного сигнала. Каждый микрофон тоже по-разному улавливает окружающие шумы, что также вносит дополнительную переменную в окончательный звук записанного инструмента. Да, все действительно настолько сложно… Но разве это тупик, из которого нет выхода? Определенно выход есть.
Как только вы осознаете, что нет никакой супер-формулы, которая поможет сделать процесс эквализации элементарным – все прояснится, как прояснилось когда-то для меня.
Как и в любом деле, эквализация требует практики. Только постоянно практикуясь, можно понять, как отэквализировать инструмент так, чтобы он звучал четко и сбалансированно. Для этого достаточно прослушать инструмент и задать себе ряд вопросов:
— инструмент звучит глухо или звонко?
— низких частот много, мало или достаточно?
— звучание чистое или грязное?
— инструмент бубнит или звучит внятно?
— что-то режет слух или все звучит гармонично?
— прослушиваются все полезные частоты инструмента или нет?
Это только часть вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к процессу эквализации. Если все звучит хорошо – ничего эквализировать не нужно. Разница между опытным и неопытным звукорежиссером часто заключается в том, что неопытный хочет исправить все, даже там, где ничего трогать не нужно. Поэтому прежде чем что-то сделать, подумайте – нужно ли это? Что это даст в итоге? Я сделаю звук лучше или испорчу его?
Давайте немного попрактикуемся в эквализации, чтобы разобраться в том, что нужно сделать, чтобы инструмент зазвучал лучше. Сегодня объектом наших манипуляций станут несколько бочек.
Kick 1
Прежде всего, необходимо прослушать инструмент. После прослушивания мы понимаем, что перед нами живая записанная бочка. Это ясно по проникновениям других инструментов в микрофон бочки, а также по характерному звучанию комнаты.
Далее необходимо провести мысленный анализ на предмет оценки звучания этой бочки. Я услышал, что в бочке присутствует неприятный высокочастотный свист и среднечастотный гул с явным присутствием тональной составляющей. В этом случае для меня очевидно, что эквализация необходима.
Открываем эквалайзер. Первым делом необходимо исправить самые явные недостатки звучания (мы их уже заметили ранее) – гул и свист. Проходом узкой полосой по диапазону нижней середины я обнаружил, что гул явно звучит на частоте 316 Гц. Ослабив эту частоту на почти 20 дБ, я избавился от части этого неприятного звука. После этого ослабления я услышал, что гул также присутствует на более низких частотах. Проходом узкой полосой по диапазону частот ниже 316 Гц я обнаружил, что второй компонент неприятного гула находится на частоте 167 Гц. После ослабления этой частоты и небольшого диапазона вокруг нее я услышал, что звучание стало более сбалансированным и, что более важно, – я устранил противный гудящий призвук.
Следующим шагом является удаление свиста на высоких частотах. Проходом узкой полосой по диапазону от высокой середины до высоких частот я обнаружил, что свист сосредоточен в районе 5 кГц. Ослабление этого частотного диапазона на 14 дБ устранило неприятный свист.
После того как я устранил наиболее явные дефекты записи, я прослушал бочку еще раз и заметил, что на средних частотах присутствует не очень громкий, но достаточно неприятный свист. Проходом узкой полосой по средним частотам я обнаружил, что свист сосредоточен в районе 797 Гц. Ослабив его на 15 дБ, я избавился от еще одного дефекта записи.
Теперь бочка зазвучала четко, сбалансированно и ее тембр стал значительно приятней, чем до обработки эквалайзером. Конечно, я мог бы еще найти менее выраженные дефекты записи, но излишняя эквализация может навредить звучанию инструмента. Если потребуется, можно вернуться к этой бочке позже и внести дополнительные правки, но только в том случае, если этого потребует контекст микса, в котором бочка будет звучать. В любом случае, с базовой эквализацией этого инструмента мы закончили.
Kick 2
Следующий инструмент, с которым нам предстоит работать – внутренний микрофон бочки, взятой из барабанной библиотеки Native Instruments Modern Drummer.
После прослушивания этой бочки я заметил, что в диапазоне нижней середины присутствует неприятный гул, хоть и не очень назойливый, также слышна грязь в диапазоне от 400 до 600 Гц и есть неприятный свист в области высокой середины. С этими проблемами нам и предстоит справиться.
Первое, что я сделал – проходом узкой полосы в диапазоне нижней середины нашел частоту, на которой бочка гудит. Гул был сосредоточен в районе 163 Гц. После ослабления этой частоты звучание бочки стало более разборчивым и приятным.
Далее я прослушал диапазон от 400 до 600 Гц и обнаружил, что муть сосредоточена главным образом в районе 536 Гц. Я ослабил достаточно узкий диапазон вокруг этой частоты на 13 дБ, и звучание бочки стало более чистым.
Следующий этап – идентификация шума в области высокой середины. Проходом узкой полосой по этому диапазону я нашел, что свист находится на частоте 1.96 кГц, ослабление которой сделало звучание бочки более сбалансированным.
Как только я устранил дефекты, обнаруженные до процесса эквализации, я прослушал бочку еще раз. Мне показалось, что ей не хватает яркости и щелчка, а также присутствуют излишние низкие частоты. Как вы помните, это внутренний микрофон бочки. В миксе он будет сведен с внешним микрофоном, который и будет задавать основные низкие частоты. Для того, чтобы заранее решить конфликт между записями с внутреннего и внешнего микрофонов бочки, с первого можно смело срезать часть низких частот. Это я и сделал, установив частоту среза в районе 94 Гц и выбрав крутизну среза фильтра в 12 дБ на октаву.
Последнее, что я сделал со звучанием этой бочки – это немного усилил щелчок (на 2.64 дБ) в районе 4.38 кГц, что сделало бочку чуть более яркой и аккуратной.
Таким образом, с помощью эквалайзера мы в достаточной степени повлияли на изначальный тембр этой бочки, но это позволило сделать ее звучание более качественным и более приятным на слух.
Kick 3
Теперь нам предстоит обработать внешний микрофон бочки, взятой из барабанной библиотеки Native Instruments Modern Drummer. Она будет дополнять звучание записи с внешнего микрофона бочки, который мы обработали ранее. Исходя из этого, нам предстоит создать такое звучание, которое будет хорошо звучать не само по себе, а в миксе. Приступим.
После прослушивания я заметил, что в записи присутствует много грязи от ударов воздуха о внешний пластик барабана. Также здесь присутствуют такие же гул и свист, как и на записи бочки с внутреннего микрофона и слышен избыток высоких частот, которые нам предстоит срезать, чтобы расчистить частотный спектр для выделения звучания щелчка с внутреннего микрофона бочки.
Для начала я ослабил гул, который, как и в случае с внутренним микрофоном, находился в районе 160 Гц, и свист в районе 2 кГц. Эти манипуляции позволили сделать звучание бочки более стройным, чистым и аккуратным.
Далее я ослабил муть в районе 500 Гц, но сделал это более широкой полосой, чем в случае с внутренним микрофоном, так как внешний микрофон обычно ловит значительно больше грязи и неприятных призвуков.
Следующим этапом было ослабление высоких частот вплоть до 3.37 кГц, чтобы расчистить их для заполнения щелчком с внутреннего микрофона бочки.
Последнее, что я сделал, — это немного срезал низкие частоты вплоть до 62 Гц для того, чтобы сделать бочку менее гулкой и расчистить место для бас-гитары. Обычно я не люблю, когда бочка звучит ниже 50 Гц, особенно если это касается живой музыки. Мне нравится, когда частотный спектр начинается со звучания баса, а затем плавно переходит в бочку. Таким образом, миксы получают хорошую опору, которая выдержит любое количество инструментов, играющих в средне- и высокочастотном диапазоне.
В приложениях к этой статье я прикрепил два смикшированных файла, в которых внутренний и внешний микрофон бочки играют одновременно. Первый файл без эквализации, а второй после эквализации. Послушайте их и сравните, насколько звучание до эквализации было разбалансированным и насколько гармоничным оно стало после эквализации.
Kick 4
Эта бочка была создана с помощью барабанного модуля Spectrasonics Stylus RMX. Ее звучание можно назвать комплексным, так как в нем присутствует не только сама бочка, но и звук хай-хета, выполняющий функцию щелчка бочки. Кроме того, заметно, что звучание инструмента содержит несколько очень назойливых компонентов, среди которых тональный гул в области нижней середины, а также свист в области высокой середины, который скорее всего является частью тембра хай-хета, смикшированного с бочкой.
Как только я добавил на дорожку бочки эквалайзер и включил проигрывание, на спектральном анализаторе я увидел наличие dc offset, то есть постоянного амплитудного смещения (или смещения постоянного тока в аналоговом оборудовании), которое очень легко опознать по резкому нарастанию амплитуды сигнала после незначительного спада в диапазоне суб-низов. Решить эту проблему достаточно просто – необходимо включить обрезной фильтр, который срежет все лишние низкие частоты сигнала, что я и сделал. В этом случае центральная частота среза находится в районе 52 Гц. Таким образом я избавился от dc offset, а также немного подрезал низ, чтобы сделать звучание бочки более собранным.
Далее, с помощью прохода узкой полосой по диапазону нижней середины я нашел частоту, на которой находится тональный гул (162 Гц) и ослабил ее. Теперь звучание стало более аккуратным и сбалансированным; бочка не пытается выпрыгнуть из динамиков, а сидит на своем четко определенном месте.
В районе 5 кГц я обнаружил свист, который делал звучание очень неприятным. Действительно, как я и предполагал, он является частью тембра хай-хета. Как только я ослабил этот свист, звучание бочки стало намного более приятным на слух.
После устранения гула и свиста я внимательно послушал звучание бочки и понял, что она звучит довольно грязно. Поэтому я прослушал ее среднечастотный диапазон и определил, что грязь сосредоточена в районе 500 Гц. Я ослабил эту частоту широкой полосой, захватив при этом часть более низких и более высоких частот, находящихся по сторонам от 500 Гц, и это решило проблему – бочка стала звучать чисто.
Интересной особенностью процесса эквализации является то, что не все проблемы слышны сразу. Некоторые дефекты записи можно выявить только тогда, когда будут устранены основные проблемы. Именно такая ситуация произошла с этой дорожкой бочки. После устранения явных дефектов я услышал гундосый свист в районе 1.6 кГц и ослабил его.
Таким образом, эквалайзер помог сделать из достаточно грязной и неприятно звучащей бочки хороший компонент будущего микса. Теперь бочка звучит аккуратно, чисто и сбалансированно.
Kick 5
Последняя бочка, с которой нам предстоит сегодня поработать – это классическая 909 бочка, которая была создана с помощью барабанного модуля D-16 Drumazon.
После прослушивания этой бочки я заметил, что ее звучание довольно качественное и, возможно, в определенных случаях я бы отказался от эквализации, но на этот раз мне показалось, что в области нижней середины присутствует раздражающий призвук, который бьет по темечку. Его бы я и хотел устранить.
Проходом узкой полосой по области нижней середины я обнаружил, что этот неприятный призвук находится на частоте 222 Гц. Я ослабил его достаточно сильно, практически на 20 дБ и заметил, что первоначальный тембр бочки поменялся очень сильно. В таких моментах стоит быть осмотрительными, так как излишней обработкой можно легко испортить хорошо звучащий инструмент. В этом случае мое внимание привлекло следующее – бочка получила явно выраженный щелчок в области высокой середины. Выходит, что призвук на частоте 222 Гц маскировал его!
Благодаря освобождению щелчка бочка зазвучала очень четко, бойко и стройно, но мне показалось, что щелчок немного свистит, поэтому я прошел узкой полосой по области высокой середины и нашел, что неприятная частота находится в районе 5 кГц. Я немного ослабил ее, тем самым сделав звучание бочки более сбалансированным.
После всех этих манипуляций я практически получил нужный мне тембр бочки, но осталось решить одну проблему – после ослабления 222 Гц бочка стала звучать немного вяло, поэтому я решил добавить ей немного жизни, усилив широкой полосой частоту 1.24 кГц на 3.6 дБ. Это незначительное усиление окончательно оформило звучание бочки, сделав ее аккуратной, пробивной и достаточно крепкой.
Сегодня мы с вами сделали эквализацию пяти дорожек бочки и увидели, что каждая из них требует индивидуального подхода в обработке, но есть кое-что, что все это объединяет – это процесс принятия решений:
Эквализация – это очень тонкий и точный процесс, требующий твердых решений и острого слуха, но при этом он очень чувственный и эмоциональный, поэтому старайтесь формировать тембр инструментов таким образом, чтобы они дышали, двигались и воодушевляли вас и ваших слушателей.
И напоследок немного теории, которую мы извлекли из процесса работы над звучанием бочек, а также я исследовал в процессе моей профессиональной деятельности:
Drop it: кик в электронной музыке
Если вы слушаете электронную музыку — особенно это относится к любителям танцевальных стилей, — то вам знакомо это приятное чувство, когда остаешься с киком (он же бас-бочка) один на один. В этом есть нечто большее, чем обычные ощущения от дропа; это тот момент, когда слух, тело сцепляются с последовательностью кика. Стучит или долбит; резко или плавно, но он направляет все покачивания, мотивирует прыжки, подсказывает когда нужно кивать и когда вскидывать руки.
Но что в бочке такого волшебного? Откуда она появилась? Как можно укрепить его звучание в своих треках? Вашему вниманию предлагается статья от David Abravanel на тему истории бас-бочки в электронной музыке.
Большой взрыв
Электронный кик появился вследствие попытки имитировать акустический кик, так что имеет смысл рассмотреть разные компоненты звука бас-бочки:
Атака: она отвечает за то, как быстро кик проявляется — является ли он острым уколом или медленно нарастающими низкочастотным шумом. Атака — это транзиентный (перкуссионный) элемент кика, откуда следует, что хорошая атака обеспечивает кик, который будет отлично читаем в миксе.
Тело: после атаки проявляется басовый вес кика. Если атака привлекает внимание, то тело доходит до самой души (и глубже).
Хвост: хвост или задержка (decay) может быть как короткой конечной незаметной частью кика, так и важной его особенностью, определяющий общий характер. Последнее хорошо демонстрируют так называемые 808е кики, хвост которых является стилеобразующим элементом.
Вот несколько примеров киков с разными атаками, телами и хвостами, созданные в Live с помощью Operator, Drum Bass, Dynamic Tube, Delay, Redux, Saturator и EQ Eight. Попробуйте послушать их на разных наушниках и мониторах.
Как слышно из примеров, можно получить совершенно разные результаты, даже применяя лишь базовые принципы саунд-дизайна и с ограниченным рядом инструментов.
Первые искусственные кики
Андрей Смирнов демонстрирует Ритмикон на Ableton Loop 2017
Чуть позже появился более перкуссионный характер, но низ еще не проявился. Donca Matic, разделяющий имя с синглом Gorillaz, фактически был первым продуктом Korg. Он вышел в 1963:
Полное название (без шуток): Disco Rotary Electric Auto Rhythm Machine Donca Matic DA-20
Стоит упомянуть, что все вышеперечисленные девайсы имели очень узкую специализацию. Их воспринимали, как навороченные метрономы для практикующихся артистов или органистов, борющихся с нехваткой места.
Да будет грув
Истории музыкальных технологий известно множество примеров, когда случайность приводила к появлению новых форм самовыражения — начиная от разбитых колонок, породивших дисторшн, и заканчивая ограничениями цифровых синтезаторов и семплеров, открывших концепцию glitch-музыки. Как и любые новаторские работы, первые записанные произведения, в которых использовались драм-машины, были достаточно необычны. От Stevie Wonder, Sly and the Family Stone до Iggy Pop; определенные прогрессивно мыслящие артисты тяготели к использованию драм-машин, так как последние могли предоставить им метрономическую, машинную точность.
Два исполнителя, которые действительно протолкнули электронные кики, известные нам сегодня, в основном занимались диско. Креативное партнерство продюсера Giorgio Moroder и Donna Summer породило вневременную музыку, которую и сегодня вполне можно услышать на танцполе. В песнях, подобных “I Feel Love”, сформировался тот самый “нечеловеческий пульс”, заставляющий людей танцевать. Вне диско, пионеры провокативного индастриала Throbbing Gristle обособленно начали вдохновляться электронным киком:
тем временем Нью-Йоркские панк маргиналы Suicide позаимствовали из 60х, 70х формулу “орган и драм-машина” и, ускорив ее и оголив от лишнего до предела, получили предтечу синтетического панка, базирующуюся на кике Seeburg Select-A-Rhythm, пропущенном через дешевый дисторшн и усилок:
Наконец-то: KICK IT
Если вы хоть раз слушали hip-hop, techno или house, созданный начиная с 80х, тогда вы наверняка знаете что-то из ныне легендарных электронных киков. Эти кики появились в 80х и стали невероятно популярной новинкой.
Нет более известного и разнопланового в своем исполнении кика, чем звук с Roland TR-808. Вышедшая в 1982, 808 была наследницей такого устройства, как CR-78, которая создавалась, как электронный аккомпанист для органистов и начинающих исполнителей, пока не способных потратиться на сессионного барабанщика.
Известные ритмические рисунки с Roland TR-808
Даже после разового прослушивания становится понятно, что 808й не был точной заменой акустического рабочего барабана, но его неземное звучание — монолитное, бухующее и раскатистое — стало поистине культовым. 808й кик настолько легендарен, что его уже ни раз пытались воспроизвести в аппаратном или программном видах.
Возвращаемся в прошлое с отвязной рекламой TR-808 из 80х
Как уже упоминалось, 808я при том, что звучала полнее Doncamatic, не являлась заменой барабанщика.
Впервые представленная в 1983 Roland TR-909 стала следующим выпадом в сторону электронных драм-машин. Характерные семпловые сбивки на цимбалах, резкая атака и глубокий кик однозначно сделали 909й имя. Будучи основой техно и хауса, 909я бьет мощно и отлично работает в связке с дисторшном.
Кик TR-909 — это основа техно классики от Jeff Mills “The Bells”
Как вы сами можете слышать, кик с 909й имеет более резкую атаку и большее тело, чем кик с 808й. Кик с 909й больше прорезается через микс, в то время как кик с 808й куда более грохочущий и басовитый. С учетом этого, неудивительно, что последняя отлично вписывается в trap, где хай-хетовые трели и острые снейры оккупируют средние и высокие частоты, тем самым оставляя обширное пространство на глубине.
Ударимся в цифру
Само собой кики не заканчиваются на аналоге. Есть легенда, что профессиональные музыканты в свое время продали свои 808е\909е в с секонд хенды для того, чтобы вложиться в ранние семпловые драм-машины, где их, в свою очередь, приобрели те самые амбициозные хаус, техно и хип-хоп продюсеры). В то время как семплы пришли из мира акустики, звуки, произошедшие из недр первых EFPROM чипов с низкими семпльной частотой и невысоким уровнем битности, имели свой собственный электронный шарм.
Prince был большим поклонником Linn LM-1. В этом ролике можно увидеть что-то из его паттернов
Если есть желание использовать аутентичную обработку из LinnDrum-эпохи на собственных ритм семплах, то можете установить бесплатный Max for Live девайс, которым любезно поделился сооснователь Ableton Robert Henke.
Очевидно, что цифра способна предложить фанатам кика куда больше возможностей, чем память. На самом деле даже небольшая модуляция способна весомо дополнить кик, помочь ему стать интересным, а треку уникальным.Что касается FM перкуссий, то, наверное, в этом деле равных Autechre не найти. Зацените ломкое звучание цифровых кика и перкуссий в “Tilipia”:
Миксуем кики с экспертом
Не важно синтезируете ли вы кики или семплируете, используя аналоговые или цифровые возможности, но кик в электронике должен плотно сидеть в миксе. За советом в данном вопросе мы решили обратиться к Kevin McHugh, главному звукорежиссеру Valence Studios.
Эквализация и компрессия — это самые распространенные эффекты, применяемые в отношении киков. “Правильно собранный кик не требует серьезной эквализации,” — говорит Kevin. — “А вот компрессия является ключевым компонентом при его обработке. К сожалению, ее часто используют как “кнопку повышающее громкость”, а не как оно изначально задумывалось — улучшать и контролировать поведение разных элементов кика в миксе. Компрессор способен кик более динамичным или более плоским, акцентировать атаку или затихание, добавить искажающих гармоник или наоборот подчистить их. Понимание настроек компрессии и как она влияет на состояние кика могут сильно изменить ваш микс”.
Две основных претензии к электронному кику в миксе: отсутствие веса и нечитаемость. Kevin высказался по обоим вопросам:
Читаемость: “Вместо того, чтобы сильно концентрироваться на типичных синтезаторных концепциях типа ADSR иногда полезнее подумать о трех важных компонентах кика: транзиент (щелчок в атаке), envelope/огибающая (спуск от от щелчка к глухому стуку) и decay/затихание (басовая, длительная составляющая). Если кик не проявляется в миксе, то это зачастую из-за неверного балансе этих трех компонентов с иными элементами. Возможно транзиенты слишком блеклые, и он теряется. Может decay слишком длинный и микс тонет в лишнем низе. Когда кик не читается, разгадка зачастую лежит в этих трех элементах”.
Вес: “Если говорить о кике, то его вес как правило заключен в огибающей или decay. Эта пара обычно отвечает за самые низкие частоты и пики кика. Зачастую лучший способ добавления веса этим зонам — это выставить начало огибающий с нижней точки и чтобы достижение decay происходило быстро. Очевидно, что длинный “сабовое” затихание будет воспринято, как нечто тяжелое, но без глухого стука он будет восприниматься теплой басовитой жижей”.
Попробуйте на свой кик накинуть Drum Bass для быстрого доступа к дисторшну и компрессии
Строить или не строить
Если вы интересуетесь форумами для продюсеров (вроде форума Ableton), то наверняка натыкались на мнение, что кики необходимо настраивать по фундаментальным басовым частотам. “Все это крайне субъективно,” — говорит Кевин. — “У людей проблемы распознанием чего-то ниже 60 Гц, где и находится фундаментальная частота киков. В некоторых треках данные частоты используются в качестве бас нот и именно в этих случаях соответствующая настройка очевидно необходима. В иных случаях больше важен “стук”, который отвечает за общую целостность и динамику трека”. В общем, решайте сами и не забывайте о конфликтах на низах!
Твори по своему
И, наконец, еще несколько советов от Kevin McHugh. На просьбу показать пару трюков, применяемых на кике, он поделился вот такими мыслями:
“Возможно, это звучит банально, но я продолжаю избегать “трюков” и определенного оборудования и больше пытаюсь сосредотачиваться на развитии и использовании слуха. Замороченные дорогие мониторы бесполезны в комнате, в которой их нормально не слышно, и никакие хитрые трюки не вытянут результат, пока последний не будет базироваться на вдумчивом прослушивании материала. Кик должен быть одной из фигур на шахматной доске. Он сам по себе достаточно дорог, но работает на общую картину. Если вы придумаете для него правильную роль в общей стратегии, то игра пойдет куда интереснее”.
Теперь, когда вы узнали что-то из истории электронных киков — их создании и микшировании, — предлагаем сотворить что-нибудь свое. Для вдохновения предлагаем забрать 30 бесплатных kick-семплов в виде Drum Rack’ов. Все звуки были сделаны с помощью таких Ableton устройств, как Operator, Drum Buss, Saturator, Redux, Dynamic Tube, EQ Eight, Delay, и Utility.
Если есть желание углубиться в тему и разнообразить свои синтетические ритмы, можно еще скачать Live Set, который включает в себя синтезированные сетапы для всех звуков (необходим Live 10):