Что такое клиническая картина болезни
Психологические проблемы применения медицинской техники
5.1. Понятие внутренней картины болезни и ее структура
5.1. Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни
Мужчины, в отличие от женщин, хуже переносят боль и длительное обездвиживание. В их внутренней картине болезни особенно большое место занимает интеллектуальный компонент. Большое значение мужчины придают влиянию болезни на профессиональную пригодность и перспективы карьерного роста. Наконец, они нередко бывают особенно обеспокоены влиянием болезни на свои сексуальные возможности. Последний фактор может во многом определить отношение мужчин к различным методам лечения вплоть до отказа от тех из них, которые могут отрицательно отразиться на состоянии их сексуальных функций.
Теперь остановимся на возрастных особенностях внутренней картины болезни. У детей во внутренней картине болезни преобладают чувственный и эмоциональный уровни, тогда как интеллектуальный и мотивационный еще недоразвиты. Большое значение в формировании отношения детей к лечению играет необходимость их временного отрыва от родителей (например, в случае стационарного лечения). Но решающее значение для формирования внутренней картины болезни ребенка имеет отношение к его болезни самих родителей, и в первую очередь, матери. Нередко именно чересчур тревожное или сверхценное отношение матери к болезни ребенка, а также воспитание его «в культе болезни» способствует в дальнейшем формированию у ребенка дисгармоничного отношения к своему здоровью, которое может сохраниться у него на всю последующую жизнь.
У подростков центральное место во внутренней картине болезни занимает влияние болезни на внешность. Эта особенность свойственна как девушкам, так и юношам и является следствием вообще характерного для подростков сверхценного отношения к своей внешности. Следует отметить также, что психические реакции подростков на свою болезнь, как и их отношение к лечению, отличаются крайней неустойчивостью, изменчивостью. При этом зачастую даже нормальные соматические изменения и реакции в организме подростка, связанные с его половым созреванием, субъективно могут восприниматься им как патологические.
У лиц зрелого возраста максимальной выраженности достигает интеллектуальный компонент внутренней картины болезни. На первое место по своей значимости для них выходит влияние болезни на трудоспособность. Большинство при этом боятся потерять трудоспособность вследствие болезни, однако в части случаев, напротив, встречается рентное отношение к болезни с установкой на получение инвалидности.
Что же касается лиц пожилого и старческого возраста, то для них характерным является, прежде всего, негативное эмоциональное отношение к болезни с преобладанием тревоги или тоски. Чаще, чем в других возрастных группах, у них наблюдается ипохондрическая реакция на болезнь. Наконец, для этого возраста характерны повышенные опасения по поводу прогноза болезни и страх заболеть болезнью, могущей привести к смерти (рак, инфаркт, инсульт и т.д.). В любом своем заболевании пожилой человек склонен подозревать такую смертельную болезнь.
5.3. Личностные реакции на болезнь
Большое влияние на внутреннюю картину болезни оказывают и личностные особенности больного. В связи с этим известным отечественным психиатром Андреем Евгеньевичем Личко был описан ряд типичных личностных реакций на болезнь. Далее мы коротко остановимся на каждой из этих реакций.
При меланхолической реакции на болезнь у больного отмечается преобладание подавленности и тоски. Характерен пессимистический взгляд на прогноз заболевания, пассивность. Нередко у больного возникают суицидальные мысли. Иными словами, болезнь, выступая в качестве психической травмы, вызывает у больного депрессивное состояние. Подобная реакция на болезнь наблюдается у людей с гипотимным складом характера, а также у лиц, имеющих отягощенную по депрессии наследственность. Предрасполагают к меланхолическому типу реакции на болезнь также заболевания печени и щитовидной железы, особенно с ее гипофункцией. Психологическая тактика врача при работе с пациентом, имеющим меланхолическую реакцию на болезнь, состоит в том, чтобы выразить ему свое сочувствие и эмоционально поддержать его. Разъяснение в таких случаях, как правило, оказывается неэффективным, для подобного больного эмоциональная поддержка бывает более значима, чем рациональное информирование. Он скорее поверит словам врача, что «все будет хорошо», произнесенным теплым, дружелюбным, понимающим тоном, чем холодным логическим рассуждениям.
Эйфорическая реакция на болезнь характеризуется необоснованно повышенным настроением, легкомысленным отношением к болезни и лечению, желанием «получить от жизни все», несмотря на болезнь. Именно эти больные легко нарушают требования режима и диеты даже в тех ситуациях, когда это непозволительно. Эйфорическая реакция на болезнь может наблюдаться у лиц с гипертимным и неустойчивым типами характера, а также у больных с хронической гипоксией мозга или органическим поражением базальных отделов лобных долей головного мозга. Такая реакция, несомненно, нуждается в психологической коррекции, поскольку она весьма негативно сказывается на процессе лечения, а, следовательно, и на прогнозе болезни. Имея дело с таким пациентом, врачу следует припугнуть его возможными последствиями чересчур легкомысленного поведения по отношению к болезни, даже несколько сгустить краски в отношении тяжести болезни и серьезности ее прогноза. При этом не следует опасаться возможной ятрогении от подобных действий, поскольку в данном случае пациент все равно склонен недооценивать серьезность своей болезни.
При апатической реакции на болезнь у больного отмечается безразличие к своей судьбе, исходу болезни и результатам лечения. Такой больной в целом не отказывается лечиться, и при настойчивом побуждении со стороны пассивно подчиняется лечебным процедурам. Однако главной проблемой при данном типе реакции на болезнь является отсутствие мотивации к выздоровлению, без которой прогноз заболевания также осложняется. Апатическое отношение к своей болезни может быть истинным или носить защитный характер. Истинная апатия по отношению к болезни характерна для глубоких шизоидов, лиц с выраженными признаками шизофренического дефекта, а также для больных с органическим поражением конвекситальных отделов лобных долей головного мозга. Что же касается защитной апатии, то она скрывает под собой глубоко спрятанный страх перед болезнью и может наблюдаться у астеников, психастеников, а иногда и у циклоидов. Тактика врача при защитной апатии у пациента состоит в том, чтобы спровоцировать его на выражение тех чувств, которые скрываются под маской апатии. В таком случае апатическая реакция на болезнь переходит в какую-либо другую, например, тревожную или меланхолическую, с которой уже следует работать соответствующими данной реакции методами. Истинная апатия значительно менее курабельна. Для ее преодоления врачу нередко приходится привлекать родственников больного, которые должны постоянно стимулировать его на борьбу со своей болезнью.
Для ипохондрической реакции на болезнь характерна фиксация внимания на отдельных симптомах болезни и преувеличение их значимости вплоть до сверхценных идей о наличии нераспознанного врачом более тяжелого заболевания или осложнения. Таких больных отличает повышенный интерес к медицинской литературе и вообще любой информации медицинского характера. Они настойчиво требуют от врача все новых и новых обследований и методов лечения. Для них характерна любовь лечиться при одновременном неверии в успех этого лечения. Зачастую у лиц с ипохондрической реакцией выявляются рентные установки по отношению к своей болезни со стремлением получить от нее ту или иную выгоду. Ипохондрическая реакция на болезнь характерна для людей с эпилептоидным складом характера, в особенности для так называемых торпидных эпилептоидов, у которых инертность психических процессов преобладает над возбудимостью. Кроме того, ипохондрическую реакцию на болезнь нередко можно наблюдать у лиц с резидуально-органическим поражением головного мозга и у больных эпилепсией, а также у людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Следует отметить, что разъяснение на больного с ипохондрической реакцией на болезнь практически не действует и апеллировать к его логике практически бесполезно. На всякий довод врача больной приводит свой контрдовод, подкрепляя его ссылками на сведения, почерпнутые из литературы или интернета (которые пациент, как правило, трактует превратно). Поэтому тактика врача при работе с пациентом, имеющим ипохондрическую реакцию на болезнь, состоит в том, чтобы использовать прием «авторитарного наукообразного внушения». Суть этого приема заключается в том, что врач апеллирует не к логике, а к вере больного. При этом он обращается к пациенту не от своего лица, а от лица медицинской науки в целом. Используя в речи сложные, малопонятные для пациента медицинские термины, демонстрируя пациенту непонятные для него результаты инструментальных методов исследования, врач старается произвести на него максимальное впечатление и заставить его поверить в свой непререкаемый авторитет. Важно при этом, чтобы все эти сведения сообщались больному безапелляционным тоном, и врач уверенно и решительно заявил бы больному, что заболевания, которого тот так опасается, у него нет. Таким способом в данном случае иногда удается развеять ипохондрические переживания пациента.
Одной из наиболее неблагоприятных личностных реакций на болезнь является анозогнозическая реакция. Сам термин «анозогнозия» означает отрицание больным наличия у себя болезни. Для анозогнозической реакции на болезнь характерно активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. При этом очевидные проявления болезни приписываются случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Больной с анозогнозической реакцией отказывается от обследования и лечения, выражая желание обойтись своими средствами. Как и апатия, анозогнозия в качестве реакции на болезнь может быть как истинной, так и защитной. Истинная анозогнозия может встречаться у людей с выраженным шизоидным характером, у больных с патологическими нарушениями мышления, а также у лиц, находящихся под влиянием маргинальных религиозных или мировоззренческих систем. Защитная анозогнозия может возникать у людей, имеющих выраженную склонность к механизму психологической защиты типа «отрицания», который чаще всего развит у лиц с выраженными истерическими чертами характера. В этом случае человек отрицает у себя болезнь потому, что в силу каких-то причин очень не хочет, чтобы она у него была. По причине высокой самовнушаемости такой человек может внушить себе, что то, чего ему очень не хочется (в том числе и болезнь), в действительности отсутствует. Таким образом, за такой анозогнозией стоит в действительности понимание больного, что болезнь у него есть, но сам он в этом себе не признается. Бороться с истинной анозогнозией очень тяжело. В этом случае врачу нужно постараться найти какие-нибудь дополнительные, напрямую не связанные с болезнью, но значимые для больного мотивы, чтобы все-таки заставить его лечиться. Если же это не подействует, остается рассчитывать на помощь родственников пациента. В случае защитной анозогнозии нужно попытаться вызвать больного на разговор о болезни, которую он у себя отрицает, и показать ему, почему эта болезнь для него так невыгодна, и что заставляет его отрицать ее у себя. Если это не поможет, следует действовать так же, как при истинной анозогнозии.
Весьма неприятной и тяжелой для врача является паранойяльная реакция больного на болезнь. В этом случае больной считает свою болезнь результатом чьего-то злого умысла или недобросовестности. Его поведение отличают подозрительность и недоверие к медперсоналу. Больной с паранойяльной реакцией на болезнь не доверяет общепринятым методам лечения, порой изобретая собственные лечебные методы и придерживаясь их. Нередко таких больных отличает склонность к сутяжно-кверулянтскому поведению, т.е. стремление по малейшему поводу писать жалобы в различные инстанции или обращаться в суд. Подобная реакция на болезнь может встречаться у торпид- ных эпилептоидов (с преобладанием эмоциональной вязкости над возбудимостью), у людей с сочетанием эпилептоидных и шизоидных черт, а также у больных шизофренией и эпилепсией. Лечение такого пациента требует от врача большой выдержки и такта. С подобным больным врач должен вести себя максимально доброжелательно и корректно. Нужно стараться давать исчерпывающие ответы на все вопросы пациента и предоставлять ему возможность лично проверить все, что вызывает у него подозрение (конечно, если такая проверка не опасна для него или других пациентов, а также, если она не нарушает работу лечебного учреждения). В случае же, если действия пациента (например, применяемые им методы самолечения) опасны для него или других больных, либо дезорганизуют работу лечебного учреждения, их необходимо корректно, но твердо пресекать, всегда строго согласуя свои действия с действующими нормативными документами, а также нормами медицинской этики. Все-таки доброжелательное и корректное поведение врача позволяет в большинстве случаев снизить подозрительность таких больных, избежать конфликта и установить с ними сотрудничество в лечебных целях.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №8. Внутренняя картина болезни (В.К.Б.). Методика Тобол
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность: 2 часа
Цель: Изучить типологию отношения к болезни. Разобрать уровни ВКБ.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов:
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Дополнительна литература:
Исходный контроль уровня знаний:
Основные вопросы темы:
Итоговый контроль уровня знаний:
Содержательная часть
Внутренняя картина болезни
Широкое признание получило позитивное определение здоровья, данное ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и социального. И в настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Благодаря позитивному определению здоровья в медицине, наряду с патоцентрическим подходом (борьба с болезнями), утверждается и саноцентрический подход (направленность на здоровье и его обеспечение).
Рядом отечественных авторов представлены показатели психического здоровья, причем по этому параметру (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы людей:
3-я группа-лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
Критерии психического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация».
Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.
Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.
Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормативного человека данного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).
Влияние болезни на психику человека
Наибольшее значение для практической деятельности врача представляет патогенное влияние соматического состояния на психику, под которым подразумевается не что иное, как нарушение психической деятельности человека в условиях соматической болезни.
На сегодняшний день является достаточно установленным, что имеются два основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику человека: соматогенный и психогенный. Реально оба вида влияний представлены в единстве нарушений психики, однако соматогенный и психогенный компоненты могут выступать в различных соотношениях в зависимости от заболевания.
Соматогенное влияние болезни на психику. Связано с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и самих интенсивных болевых ощущений. Особенно большую роль соматогенные влияния на психику играют при врожденных пороках сердца и заболеваниях почек. Мучительная боль бывает при метастазах злокачественных опухолей в позвоночнике. Интенсивная боль, накапливающиеся в крови вредные вещества или кислородная недостаточность, непосредственно воздействуя на головной мозг, вызывают нарушения в нервно-психической сфере. Весь
Психогенное влияние болезни на психику. Следует признать, что интоксикационные воздействия на центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия, имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.
Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни». Последняя характеризуется формированием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании.
В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, СП. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие. В последующем этот клинико-личностный подход развивался на основе положений нервизма (Сеченов И.М., Павлов И.П.) и кортико-висцеральной теории (Быков К.М., Курцин И.Т).
Соматопсихическое направление как таковое, в центре внимания которого находится вопрос влияния соматической болезни на личность, в отечественной медицине было заложено в трудах психиатров С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина, В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, В.М. Бехтерева.
Болезнь как патологический процесс в организме двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни:
Эти и некоторые другие моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.
В механизмах взаимоотношений психики и сомы большую роль играют так называемые механизмы «замкнутого круга». Нарушения, первоначально возникающие в соматической (равно и в психической) сфере, вызывают реакции в психике (соме), а последние являются причиной дальнейших соматических (психических) нарушений. Так по «замкнутому кругу» развертывается целостная картина болезни. Особенно велика роль «замкнутого круга» в патогенезе психосоматических болезней и маскированной депрессии.
В научной литературе для описания субъективной стороны заболевания используется большое количество терминов, которые были введены различными авторами, но часто употребляются весьма сходным образом.
Внутренняя картина болезни
Углубление знаний о психологической стороне заболеваний в отечественной теории и практике медицины привело к появлению к настоящему времени множества различных концептуальных схем, раскрывающих структуру внутреннего мира больного человека. Многообразие терминов, в которых описывается субъективная сторона болезни, характерно и для зарубежных исследователей. Однако в большинстве современных психологических исследований внутренней картины заболевания при различных нозологических формах болезней в ее структуре выделяется несколько взаимосвязанных сторон (уровней):
На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» и поведение в целом.
Между истинным положением дел со здоровьем и «моделью болезни» больного часто нет знака равенства. Значение болезни в восприятии больного может как преувеличиваться, так и приуменьшаться.
При адекватном типе реагирования (нормонозогнозия) больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.
Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отношение к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей болезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя полного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анизогнозиях). Даже при психических заболеваниях больной не может не давать естественных, психологически понятных и характерных для его личности реакций на свое заболевание. Причем при этом у некоторых больных имеется иногда смутное и неотчетливое осознание своей болезни, но бывает и так, что отчетливое осознание болезни может сочетаться с безразличным, тупым отношением к ней.
Степень осознанности своей болезни больным может нарушаться при некоторых очаговых поражениях мозга. Например, поражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при поражении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями. Неадекватная внутренняя картина болезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лобной доли мозга также сопровождается расхождением между когнитивными и эмоциональными планами внутренней картины болезни (Виноградова Т.В., 1979).
Типы реакции на болезнь
Можно выделить три главных типа реакции больного на свое заболевание: стеническая, астеническая и рациональная.
При активной жизненной позиции больного к лечению и обследованию говорят о стенической реакции на болезнь. Есть, однако, и негативная сторона этого типа поведения, так как больной может быть слабо способным к выполнению необходимых ограничений стереотипа жизни, накладываемых заболеванием.
При астенической реакции на заболевание у больных имеется наклонность к пессимизму и мнительности, но они относительно легче, чем больные со стенической реакцией, психологически приспосабливаются к заболеванию.
При рациональном типе реакции имеет место реальная оценка ситуации и рациональный уход от фрустрации.
Ряд авторов (Рейнвальд Н.И., 1969; Степанов А.Д., 1975; Лежепекова Л.Н., Якубов П.Я., 1977) описывает типы отношения к болезни, имея в виду характер взаимодействия, складывающийся при этом между врачом и пациентом.
Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982)
Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и признательны ему за помощь.
Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.
Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.
Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, даже депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.
Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом. Несмотря на психическое здоровье, они демонстрируют подчас так называемую «двойную ориентировку».
Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, легко внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.
Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.
В типологии реагирования на болезнь Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова (1976) в качестве критерия, взятого за основу классификации типов, выделяется система потребностей, которые фрустрируются заболеванием: витальная, общественно-профессиональная, этическая, эстетическая или связанная с интимной жизнью. Другие авторы полагают, что реакция на болезнь в значительной степени обуславливается прогнозом заболевания.
В любом случае, в целях преодоления изменившегося самочувствия и различных проявлений болезни личностью вырабатывается комплекс адаптационных (приспособительных) приемов. Е.А. Шевалев (1936) и О.В. Кербиков (1971) определяют их как реакции адаптации, которые могут быть как компенсаторного (искусственное ограничение контактов, подсознательная маскировка симптомов, сознательное изменение режима дня, характера работы и т.п.), так и псевдокомпенсаторного характера (отрицание и игнорирование болезни).
Другими словами, заболевший на основе своей концепции болезни определенным образом изменяет привычный образ жизни, свою трудовую деятельность и в этом отношении самые разные соматические заболевания могут создать однотипные жизненные обстоятельства для человека.
Р. Баркер (Barker R., 1946) выделяет 5 типов отношения к болезни: избегание дискомфорта с аутизацией (характерен для пациентов с невысоким интеллектом); замещение с нахождением новых средств достижения жизненных целей (лица с высоким интеллектом); игнорирующее поведение с вытеснением признания дефекта (у лиц со средним интеллектом, но высоким образовательным уровнем); компенсаторное поведение (тенденции агрессивного переноса неадекватных переживаний на окружающих и др.), невротические реакции.
В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание.
Патологические формы реагирования на болезнь (переживание болезни) описываются исследователями в психиатрических терминах и понятиях: депрессивный, фобический, истерический, ипохондрический, эйфорически-анизогнозический и другие варианты (Ше-валев Е.А., 1936; Рохлин Л.Л, 1971; Ковалев В.В., 1972; Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980 и др.). В этом аспекте довольно широкую популярность приобрела классификация типов отношения к болезни, предложенная А.Е. ЛичкоиНЛ. Ивановым (1980). Типы отношения к болезни данной классификации могут идентифицироваться и с помощью специальной психологической методики (опросник), предложенной авторами.
Тип отношения к болезни (Личко А.Е.)
2. Эргопатический (Р) (стенический). «Уход от болезни в работу». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу. Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве.
5. Ипохондрический (И). Чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение неприятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, постоянных требований тщательного обследования у авторитетных специалистов и боязни вреда и болезненности процедур.
7. Меланхолический (М) (витально-тоскливый). Сверхудрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Сомнение в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.
8. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало. Вялость и апатия в поведении, деятельности и межличностных отношениях.
9. Сенситивный (С). Чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природа болезни и даже избегать общения с больным. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами.
12. Дисфорический (Д) (агрессивный). Доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.
Амбивалентность отношения больного к болезни
«Преимущества» болезни ясны в местах заключения. Но и в повседневной жизни болезнь может «снять» с больного необходимость принимать какие-либо решения по службе или в быту, освободиться от тех или иных трудностей, давать определенные преимущества (психологические, социальные) перед другими людьми, может служить компенсацией чувства неполноценности.
Существуют классификации типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания. По мнению Z.J. Lipowski (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций (типа тревоги, горя, депрессии, стыда, чувства вины) и реакций преодоления болезни.
Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного:
Реакции преодоления болезни дифференцируются по преобладанию в них компонентов: когнитивного (приуменьшение личностной значимости болезни либо пристальное внимание ко всем ее проявлениям) или поведенческого (активное сопротивление либо капитуляция и попытки «ухода» от болезни).
Переживание болезни во времени
В переживаниях и отношении человека к своей болезни в динамике можно наблюдать следующие этапы:
Возрастные особенности внутренней картины болезни
Наибольшие расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями выражены в молодом и старческом возрасте (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980).
При оценке субъективной стороны заболеваний у детей всегда следует учитывать возраст ребенка, соответствие степени его психической развитости паспортному возрасту. Длительное соматическое заболевание у детей нередко становится источником задержки общего физического и психического развития. Кроме того, при заболеваниях в детском возрасте часто происходит не только задержка в развитии, но и явления регрессии (возврат к типам психического реагирования, характерного для более младших возрастных периодов), которая рассматривается как защитный психологический механизм. Защитная активность личности детей способствует тому, что объективное значение понятия «болезнь» часто не усваивается ими, не происходит осознания ее тяжести и последствий для дальнейшей жизни.
У детей до 6-летнего возраста часто можно встретиться с фантастическими представлениями о болезни, навеянными переживаниями страха уколов, других медицинских манипуляций. У подростков наиболее часто формируются защитные явления типа «ухода в прошлое», которое оценивается ими как эталон счастья, или «ухода» от болезни в фантазии и своеобразной устремленности в будущее (тогда болезнь воспринимается как временная преграда).
Заболевания в пожилом возрасте переносятся физически тяжелее и на длительное время ухудшают общее самочувствие больных. С возрастом к человеку приходит целая гамма возрастных психологических феноменов: здесь и возмущение против старости, и существенная трансформация личностных реакций и жизненного стереотипа. Появляется неуверенность, пессимизм, обидчивость, страх перед одиночеством, беспомощностью, материальными затруднениями. Заметно снижается интерес к новому и вообще к внешнему миру с фиксацией на переживаниях прошлого и их переоценке. По мере старения снижается психическая реактивность человека. Однако и здесь нельзя однозначно говорить только о регрессе личности в пожилом возрасте, так как многие люди до глубокой старости сохраняют свои позитивные качества и творческие возможности.
Практическая часть
Методика: ТОБОЛ
Цель методики: психологическая диагностика типов отношения к болезни. Методика позволяет диагностировать следующие 12 типов отношения: сенситивный, тревожный, ипохондрический, меланхолический, апатический, неврастенический, эгоцентрический, паранойяльный, анозогнозический, дисфорический, эргопатический и гармоничный.
Правила работы испытуемого с опросником
Испытуемому предлагается в каждой таблице-наборе выбрать 2 наиболее подходящих для него утверждения и обвести кружком номера сделанных выборов в регистрационном листе. Если больной не может выбрать два утверждения по какой-либо теме, то он должен отметить последнее утверждение в соответствующей таблице-наборе. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Исследование можно проводить одновременно с небольшой группой испытуемых при условии, что они не будут совещаться друг с другом.
Кроме того, в регистрационный лист заносятся данные о больном в соответствии с практическими и исследовательскими задачами, стоящими перед врачом и клиническим психологом, например: развернутый клинический диагноз и ведущий синдром, длительность заболевания, инвалидность, прогноз заболевания, изменение социального и семейного статуса в связи с заболеванием и др
Текст опросника ТОБОЛ
1. Самочувствие
С тех пор как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие 1
Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил 2
Дурное самочувствие я стараюсь перебороть 3
Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим 4
У меня почти всегда что-нибудь болит 5
Плохое самочувствие у меня возникает после огорчений 6
Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей 7
Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания 8
Мое самочувствие вполне удовлетворительно 9
С тех пор как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности и чувством тоски 10
Мое самочувствие очень зависит от того, как ко мне относятся окружающие 11
Ни одно из определений мне не подходит 12
2. Настроение
Как правило, настроение у меня очень хорошее 1
Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным 2
У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей беспокойства за близких, неуверенности в будущем 3
Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти 4
Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение 5
Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия 6
У меня стало совершенно безразличное настроение 7
У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим 8
У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев 9
Малейшие неприятности сильно огорчают меня 10
Из-за болезни у меня все время тревожное настроение 11
Ни одно из определений мне не подходит 12
3. Сон и пробуждение ото сна
Проснувшись, я сразу заставляю себя встать 1
Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть 3
Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем 4
Я сплю мало, но встаю бодрым. Сны вижу редко 5
С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером 6
У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения 7
Утром я встаю бодрым и энергичным 8
Я просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня надо будет сделать 9
По ночам у меня бывают приступы страха 10
С утра я чувствую полное безразличие ко всему 11
По ночам меня особенно преследуют мысли о моей болезни 12
Во сне мне видятся всякие болезни 13
Ни одно из определений мне не подходит 14
4. Аппетит и отношение к еде
Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях 1
У меня хороший аппетит 2
У меня плохой аппетит 3
Я люблю сытно поесть 4
Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде 5
Мне легко можно испортить аппетит 6
Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее доброкачественность 7
Еда меня интересует, прежде всего, как средство поддержать здоровье 8
Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал 9
Еда не доставляет мне никакого удовольствия 10
Ни одно из определений мне не подходит 11
5. Отношение к болезни
Моя болезнь меня пугает 1
Я так устал от болезни, что мне безразлично, что со мной будет 2
Стараюсь не думать о своей болезни и жить беззаботной жизнью 3
Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня 4
Без конца думаю о всех возможных осложнениях, связанных с болезнью 5
Я думаю, что моя болезнь неизлечима и ничего хорошего меня не ждет 6
Считаю, что моя болезнь запущена из-за невнимания и неумения врачей 7
Считаю, что опасность моей болезни врачи преувеличивают 8
Стараюсь перебороть болезнь, работать как прежде и даже еще больше 9
Я чувствую, что моя болезнь гораздо тяжелее, чем это могут определить врачи 10
Я здоров, и болезни меня не беспокоят 11
Моя болезнь меня раздражает, делает нетерпеливым, вспыльчивым 13
Я знаю по чьей вине я заболел и не прощу этого никогда 14
Я всеми силами стараюсь не поддаваться болезни 15
Ни одно из определений мне не подходит 16
6. Отношение к лечению
Меня пугают трудности и опасности, связанные с предстоящим лечением 2
Я был бы готов на самое мучительное и даже опасное лечение только бы избавиться от болезни 3
Я не верю в успех лечения и считаю его напрасным 4
Я ищу новые способы лечения, но, к сожалению, во всех них постоянно разочаровываюсь 5
Считаю, что мне назначают много ненужных лекарств и процедур, уговаривают меня на никчемную операцию 6
Всякие новые лекарства, процедуры и операции вызывают у меня бесконечные мысли об осложнениях и опасностях, с ними связанных 7
Лекарства и процедуры нередко оказывают на меня такое необычное действие, что это изумляет врачей 8
Считаю, что среди применяющихся способов лечения есть настолько вредные, что их следовало бы запретить 9
Считаю, что меня лечат неправильно 10
Я ни в каком лечении не нуждаюсь 11
Мне надоело бесконечное лечение, хочу, чтобы меня только оставили в покое 12
Я избегаю говорить о лечении с другими людьми 13
Меня раздражает и озлобляет, когда лечение не дает улучшения 14
Ни одно из определений мне не подходит 15
7. Отношение к врачам и медперсоналу
Главным во всяком медицинском работнике я считаю внимание к больному 1
Я хотел бы лечиться у такого врача, у которого большая известность 2
Считаю, что я заболел, прежде всего, по вине врачей 3
Мне кажется, что врачи мало что понимают в моей болезни и только делают вид, что лечат 4
Мне все равно, кто и как меня лечит 5
Я часто беспокоюсь о том, что не сказал врачу что-либо важное, что может повлиять на успех лечения 6
Врачи и медперсонал нередко вызывают у меня неприязнь 7
Я обращаюсь то к одному, то к другому врачу, так как не уверен в успехе лечения 8
С большим уважением я отношусь к медицинской профессии 9
Я не раз убеждался, что врачи и персонал невнимательны и недобросовестно исполняют свои обязанности 10
Я бываю нетерпеливым и раздражительным с врачами и медперсоналом и потом сожалею об этом 11
Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь 12
Считаю, что врачи и медперсонал попусту тратят на меня время 13
Ни одно из определений мне не подходит 14
8. Отношение к родным и близким
Я настолько поглощен мыслями о моей болезни, что дела близких перестали волновать меня 1
Я стараюсь родным и близким не показывать виду, что я болен, чтобы не омрачать им настроения 2
Близкие напрасно хотят сделать из меня тяжело больного 3
Меня одолевают мысли, что из-за моей болезни моих близких ждут трудности и невзгоды 4
Мои родные не хотят понять тяжесть моей болезни и не сочувствуют моим страданиям 5
Близкие не считаются с моей болезнью и хотят жить в свое удовольствие 6
Я стесняюсь своей болезни даже перед близкими 7
Из-за болезни я утратил всякий интерес к делам и волнениям близких и родных 8
Из-за болезни я стал в тягость близким 9
Здоровый вид и беззаботная жизнь близких вызывает у меня неприязнь 10
Я считаю, что заболел из-за моих родных 11
Я стараюсь поменьше доставлять тягот и забот моим близким из-за моей болезни 12
Ни одно из определений мне не подходит 13
9. Отношение к работе (учебе)
Болезнь делает меня никуда не годным работником (неспособным учиться) 1
Я боюсь, что из-за болезни я лишусь хорошей работы (придется уйти из хорошего учебного заведения) 2
Моя работа (учеба) стала для меня совершенно безразличной. 3
Из-за болезни мне теперь стало не до работы (не до учебы) 4
Все время беспокоюсь, что из-за болезни могу допустить оплошность на работе (не справиться с учебой) 5
Считаю, что заболел из-за того, что работа (учеба) причинила вред моему здоровью 6
На работе (по месту учебы) совершенно не считаются с моей болезнью и даже придираются ко мне 7
Не считаю, что болезнь может помешать моей работе (учебе) 8
Я стараюсь, чтобы на работе (по месту учебы) поменьше знали и говорили о моей болезни 9
Я считаю, что несмотря на болезнь, надо продолжать работу (учебу) 10
Болезнь сделала меня неусидчивым и нетерпеливым на работе (в учебе) 11
На работе (за учебой) я стараюсь забыть о своей болезни 12
Все удивляются и восхищаются тем, как я успешно работаю (учусь), несмотря на болезнь 13
Мое здоровье не мешает мне работать (учиться) там, где я хочу 14
Ни одно из определений мне не подходит 15
10. Отношение к окружающим
Мне теперь все равно, кто меня окружает, и кто около меня 1
Мне хочется, чтобы окружающие только оставили меня в покое 2
Здоровый вид и жизнерадостность окружающих вызывают у меня раздражение 3
Я стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни 4
Мое здоровье не мешает мне общаться с окружающими, сколько мне хочется 5
Мне бы хотелось, чтобы окружающие на себе испытали, как тяжело болеть 6
Мне кажется, что окружающие сторонятся меня из-за моей болезни 7
Окружающие не понимают моей болезни и моих страданий 8
Моя болезнь и то, как я ее переношу, удивляет и поражает окружающих 9
С окружающими я стараюсь не говорить о моей болезни 10
Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу 11
Общение с людьми теперь стало мне быстро надоедать и даже раздражать меня 12
Моя болезнь не мешает мне иметь друзей 13
Ни одно из определений мне не подходит 14
11. Отношение к одиночеству
Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится лучше 1
Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество 2
В одиночестве я стремлюсь найти какую-нибудь интересную или нужную работу 3
В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях 4
Часто, оставшись наедине, я скорее успокаиваюсь: люди стали меня сильно раздражать 5
Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям 6
Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни 7
Мне стало все равно, что быть среди людей, что оставаться в одиночестве 8
Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения 9
Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью 10
Ни одно из определений мне не подходит 11
12. Отношение к будущему
Болезнь делает мое будущее печальным и унылым 1
Мое здоровье пока не дает никаких оснований беспокоиться за будущее 2
Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях 3
Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем 4
Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем 5
Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе) 6
Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем 7
Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за свое будущее 8
Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел 9
Когда я думаю о своем будущем, меня охватывает тоска и. раздражение на других людей 10
Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее 11
Ни одно из определений мне не подходит 12
Регистрационный лист к опроснику ТОБОЛ
Фамилия, имя, отчество ____________
В графе «Номера выбранных ответов» обведите кружком те номера утверждений из таблиц, которые наиболее для вас подходят. На каждую тему разрешается делать два выбора.