Что такое клинкеты на корабле
КЛИНКЕТ
(Sluice valve, sluice scuttle) — см. Задвижка.
Смотреть что такое «КЛИНКЕТ» в других словарях:
клинкет — клапан, затвор, задвижка Словарь русских синонимов. клинкет сущ., кол во синонимов: 3 • задвижка (16) • затво … Словарь синонимов
Клинкет — м. Задвижной клапан, применяемый на судах и в трубопроводах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
КЛИНКЕТ — (от голл. klinket заслонка) 1) разновидность клапана в судовых системах и трубопроводах в виде клиновидной задвижки, перемещаемой по притёртой поверхности гнезда. 2) Разновидность глубинного гидротехнич. затвора (см. Задвижка) … Большой энциклопедический политехнический словарь
клинкет — клинк ет, а … Русский орфографический словарь
клинкет — (2 м); мн. клинке/ты, Р. клинке/тов … Орфографический словарь русского языка
Клинкет — КЛИНКЕТЪ, отличается отъ клапана лишь тѣмъ, что дискъ, закрывающій отверстіе для прохода рабоч. среды, не опускается на гнѣздо по напр нію его оси, а скользить, какъ задвижка, по притертой пов сти гнѣзда. К. бываютъ односторонніе и двойные. Диски … Военная энциклопедия
КЛИНКЕТ СПУСКНОЙ — водонепроницаемая вертикальная дверь, двигающаяся вверх и вниз в плотно пригнанной раме при помощи специального механического привода. Служит для закрывания отверстий в водонепроницаемых переборках. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь
клетник — клинкет … Краткий словарь анаграмм
задвижка — засов, ползун, щеколда, защелка, шпингалет, стяжной болт, клинкет, шибер, ригель Словарь русских синонимов. задвижка щеколда; защёлка (разг.) / большая: засов Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов
Клинкет
Главное отличие клинкета от традиционного клапана состоит в том, что диск, закрывающий отверстие для прохода рабочей среды, не опускается на гнездо по направлению его оси, а скользит, как задвижка, по притертой поверхности гнезда.
Клинкеты бывают односторонние и двойные. Диски в обоих случаях скользят свободно в направляющих до окончательного закрытая отверстия клинкета и затем клиновым приспособлением прижимаются к гнёздам.
Преимуществово клинкетов перед клапанами — в меньшем сопротивлении для прохода рабочей среды; при больших диаметрах клинкеты легче и компактнее, но водонепроницаемость у них хуже, они требуют частой притирки и большего времени для закрытия. Поэтому клинкеты применяются на военных кораблях лишь там, где их преимущества можно хорошо использовать, главным образом, для труб больших диаметров.
Наибольшее применение в конце XIX века — начале XX века клинкеты нашли для трубопроводов циркуляции помп холодильников, для сообщительных труб между турбинами, где их диаметры достигают 5—6 метров, и для питательного трубопровода, а также для отверстий подводных минных аппаратов.
Спускной клинкет (клинкетная дверь) представляет собой вертикальную дверь и применяется в водонепроницаемых переборках.
Связанные понятия
Гидролинии предназначены для прохождения рабочей жидкости в процессе работы гидропривода. В общем случае гидролиния состоит из всасывающей, напорной и сливной линий. Кроме того, в гидроприводе часто имеются гидролинии управления и дренажная.
Верхний силовой привод (ВСП) — важный элемент буровой установки, который представляет собой подвижный вращатель, совмещающий функции вертлюга и ротора, оснащённый комплексом средств для работы с бурильными трубами при выполнении спуско-подъёмных операций. ВСП предназначена для быстрой и безаварийной проводки вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважин при бурении.
В двигателях внутреннего сгорания головка блока цилиндров (ГБЦ, часто называемая просто головкой) монтируется на блок цилиндров, запирая цилиндр (цилиндры), и образуя замкнутые камеры сгорания. Стык головки и блока уплотняют прокладкой головки блока. В головке обычно монтируются клапаны с пружинами, свечи зажигания, форсунки. В зависимости от типа двигателя (тактность, система воспламенения, система газораспределения) устройство головки может отличаться в очень больших пределах.
Клинкетные задвижки
Клинкетные задвижки, или клинкеты, получили свое название от клиновидной формы запорного органа. Клинкеты применяют обычно для трубопроводов диаметром 50—900 мм при давлении жидкости и газов 20—25 МПа. С помощью клинкетных задвижек обеспечиваются достаточная герметичность и минимальное местное сопротивление при проходе среды через запорный орган. Малое сопротивление потоку среды в клинкетах по сравнению с сопротивлением в клапанах (в 30—40 раз меньше) достигается в результате того, что при полном открытии клин (диск) полностью выходит из потока среды в верхнюю часть корпуса.
Клинкеты по сравнению с клапанами имеют меньшие габариты и массу, что облегчает их размещение и монтаж на судне, особенно в труднодоступных местах. Для их открытия требуется меньше усилий, они допускают протекание среды в обоих направлениях и могут устанавливаться при любом положении запорного органа.
К недостаткам клинкетов следует отнести их большую высоту (3dy), и малую скорость открытия. Клинкеты больших проходов (300—900 мм) уступают клапанам в плотности запирания трубопроводов. Это объясняется тем, что клин трудно пригнать к уплотнительным поверхностям корпуса клинкета, а также тем, что возможна деформация корпуса от давления среды.
Клинкетные задвижки широко применяются в грузовых системах танкеров. На рис. 2.17 изображен клинкет с дистанционным управлением, оборудованный сервомотором. В корпусе клинкета 8 находятся цилиндр 2 с крышкой 1 и поршень 3, надетый на гладкий шток 6 с уплотнением 5 задвижки 7. Буферная пружина 4 компенсирует массу подвижных частей при подходе поршня к крайнему нижнему положению. Управление клинкетом осуществляется через каналы рабочего масла 9, к которым присоединены масляные трубопроводы небольшого диаметра от центрального поста управления грузовой системы.
Схема работы дистанционной системы управления клйнкетом с гидравлическим сервомотором показана на рис. 2.18. Масло подается в систему насосом 7 из цистерны 8. Чтобы давление в системе автоматически поддерживалось в заданных пределах, к напорному трубопроводу подключен гидроаккумулятор б, снабженный реле давления 5. Гидроаккумулятор представляет собой баллон, внутри которого помещена эластичная емкость, заполненная газом (воздухом или азотом) и сообщенная трубкой с реле давления. При падении давления масла в аккумуляторе ниже установленного предела реле автоматически замыкает электроцепь и включает насос, а при повышении давления размыкает цепь и останавливает его. Открытие и закрытие клинкета 1 осуществляются поворотом переключателя 4 на пульте управления 3. Масло направляется в одну из полостей сервомотора 2, а из противоположной полости в это время открывается слив. Степень открытия клинкета контролируется по специальному указателю.
Для удобства управления системой рычаги переключателей, управляющие клинкетами, выведены на общую панель управления. На панели нанесена схема всех трубопроводов с насосами и клинкетами. Световая сигнализация панели указывает, какие клинкеты и насосы находятся в работе в данный момент. На случай повреждения масляной системы на масляном трубопроводе каждого клинкета имеются специальные патрубки, к которым подключают переносной ручной насос.
Литература
Клинкетная задвижка: характеристики и виды
Чаще всего можно встретить вопрос: «Что такое клинкет и чем он отличается от обычной клиновой задвижки?»
Чаще всего это понятие относится к судовым системам. Отливают задвижки из латуни или бронзы. Также клинкетные задвижки можно в балластных системах, осушительных, пожарных и охладительных.
Характеристики и виды исполнения
В литературных источниках можно найти несколько определений этого слова. В переводе с голландского оно означает заслонка. Клинкет – это вид клапана, используемого в судах в качестве задвижки, способной перемещаться в приработанном гнезде.
От вида используемого запорного механизма, задвижки выпускаются с затворами:
Последние два вида и есть клинкеты.
По виду замкового затвора и расположенности уплотнительного кольца в корпусе, их делят на:
Самым большим спросом пользуются именно клинкеты, имеющие клиновидный диск. Управлять задвижками можно вручную или автоматически. Автоматический метод имеет массу преимуществ, благодаря электрическому приводу и возможности выключать запорный механизм в любой момент времени. Обладает специальным датчиком, показывающим на пульте, на сколько открыт или закрыт проход. Двигатель автоматически выключается при достижении максимальной точки затвора.
Область применения
Клинкетные задвижки сконструированы преимущественно для судов, обеспечивая надежную пропускную систему различных жидкостей и газов. Задвижками можно управлять дистанционным способом или ручным. Дистанционно-управляемые задвижки имеют второй ручной дубликат устройства и датчики уровня нахождения запорного механизма.
Задвижка-клинкет используется в судовых разнообразных системах:
Задвижки свободно пропускают различные жидко и газообразные субстанции: морскую или питьевую воду, продукты нефтепереработки и т.д.
Параметры
Задвижки выпускаются диаметром от 65 до 350 мм, выдерживают давление от 2,5 до 16 кг/см². Имеют фланцевый тип соединения. Корпус производят из углеродистой стали, латунных или бронзовых сплавов.
У любого типа задвижек-клинкет есть свои «минусы» и «плюсы», с которыми необходимо считаться, прокладывая или составляя проект трубопровода. Есть задвижки, которые не выдерживают высокие температуры или агрессивную среду, являясь ненадежными для этого применения. Поэтому, выбирая клинкетную задвижку, нужно все хорошо взвесить и подробно ознакомиться с характерными особенностями.
Беляев А. Клинкет
К 45-летию поднятия Военно-морского флага на авианесущем крейсере «Киев
Клинкет (от голл. klinket — заслонка ) — устройство, предназначенное для открытия, закрытия или регулирования потока воды в судовых и забортных системах.
Быть может для того, чтобы пощекотать нервы «супостату», флаг-штурман походного штаба капитан 3 ранга Савченко проложил маршрут отряда через Кадисский залив. В глубине залива располагалась военно-морская база НАТО – Рота. Все знали, недалеко от этого небольшого испанского городка базировались американские ПЛАРБ, сведённые в 16-ю эскадру ВМС США, а также эскадрилья самолётов базовой патрульной авиации ВМС США «Орион» (Р-3С).
Информация из ПЭЖ (пост энергетики и живучести — КП командира БЧ-5 — главного инженер-механика корабля) командиру, а от него по кораблю, была скудна и неопределённа. Но все без исключения поняли – произошло нечто неординарное. Связанное, быть может, если не с жизнью, то уж точно с боеспособностью крейсера! Энергоотсек — огромное помещение в корабельном чреве высотой с многоэтажный дом. Здесь установлены мощные турбо- и дизельгенераторы, другие жизненно важные механизмы корабля, составляющие энергетический фундамент его боеспособности и живучести.
Время… Для кого-то оно потянулось мучительно медленно, а для кого-то понеслось подобно сверхзвуковому ракетоносцу!
…Шло поэтапное обследование аварийного и смежных отсеков. Постепенно прояснялось, — вода пробивается внутрь корабля через донный клинкет. Течь, поначалу едва заметная, вскоре стала напоминать бурлящий поток, заливающий палубу аварийного помещения. Судя по всему, причиной поступления воды было нарушение герметизации уплотнительных приспособлений клинкета.
То было огромное даже по меркам ТАКР устройство. Более метра в диаметре, оно располагалось в самом днище корабля и, соответственно, подвергалось большому давлению забортной воды. Даже оптимистам было ясно, если не принимать экстренных мер, затопление энергоотсека и выход из строя его оборудования станут трагической реальностью. Но корабельный маховик борьбы за живучесть набирал обороты.
В низах под руководством нового корабельного «деда» (корабельный сленг: командир БЧ-5) — капитана 2 ранга Синицы и молодого ещё, но упрямого и ухватистого в деле командира дивизиона живучести старшего лейтенанта Червоного самоотверженно действовал весь личный состав БЧ-5. На самом верху их действия отслеживались и направлялись командиром, ответственным на корабле ЗА ВСЁ. Координация и связь с внешним миром были за комбригом, так же ЗА ВСЁ ответственным на соединении…
Корабли сбросили ход до самого малого. На ТАКР под текущий клинкет начали заводку временных подпор. Это должно было уменьшить ток поступления воды и обеспечить начало работ по осушению отсека. Однако местоположение клинкета для использования этой аварийной арматуры было крайне неудобным. Быстро стало понятно, при их использовании надёжный с точки последующей эксплуатации результат невозможен. Альтернативный путь — цементная заглушка на клинкет. Однако без полного осушения отсека её ставить нельзя!
Пока руководители продумывали варианты устранения протечки, личный состав аварийных партий, действуя слаженно, без суеты и паники, всё-таки установил на клинкет временные подпоры. И водотечность через клинкет заметно уменьшилась. Опасность заливания токоведущих частей сложнейших боевых механизмов отступила! Однако в понимании того, что этой полумерой ограничиваться нельзя, исподволь вызревал новый замысел: используя водолазов, чем-то законопатить со стороны днища корабля приёмную часть клинкета. Но для этого требовалась постановка крейсера на якорь.
…Наверно, Пыков и Скворцов подсознательно благодарили флаг-штурмана, настоявшего на том, чтобы маршрут отряда проходил ближе обычного к береговой черте Испании. Здесь, у Роты, уже на границе территориальных вод глубины и грунт были вполне подходящими для якорной стоянки. Спору нет, — вероятно, соображал в те обжигающие сознание минуты каждый из них, — место это, строго охраняемое, находится в непосредственной близости от территориальных вод Испании. Для советских кораблей оно, образно выражаясь, чрезвычайно кляузное. Можно нарваться на серьёзные неприятности международного масштаба…
Однако выбора не было, и решение командира после недолгих колебаний было утверждено комбригом.
«Киев» встал на якорь с ювелирной точностью. Так, что даже в самом неблагоприятном случае, если внезапно поднимется ветер, от его кормы до территориальных вод останется не менее трех кабельтов. …Обеспечивая аварийные действия флагмана, «Исаченков» и «Тимошенко» кружили рядом, немного мористее, самыми малыми ходами. С них внимательно отслеживались манёвры чужих кораблей. Испанский фрегат и подошедший ему на смену португальский сторожевик в явном недоумении пристопорили ходы до самых малых. Ждали — что будет дальше.
Минут через десять после постановки крейсера на якорь над отрядом прожужжал патрульный «Орион». Других признаков внимания со стороны НАТОвской базы не было. Похоже, военно-морское командование Роты не торопилось с выводами. Несомненно, у него были причины для беспокойства, но была и уверенность — Всё под контролем. Никуда не денутся, если что!
…Наконец, барказ с водолазами был спущен на воду и через минуту начались их погружения. Найти среди многих отверстий забортной арматуры днища крейсера аварийный клинкет большой трудности не составило. Это сделала уже первая пара водолазов.
Можно было начинать работу.
Для руководителей её условия выглядели, как минимум, непростыми. Клинкет был как бы утоплен в нише корпуса, и уходящий вовнутрь корабля ток воды мог засосать водолаза. А это серьёзный риск возможной гибели личного состава. Поэтому ещё до посадки в барказ подчинённым капитан-лейтенанта Данилова ( в то время командир группы БЧ-6, в которую входило подразделение легководолазов) об этом было объявлено открыто. Добровольцам предложили сделать шаг вперёд. И вперёд шагнуло всё подразделение!
Отобрали самых опытных и физически крепких моряков. После осмотра места протечки ими же был предложен и возможный способ устранения течи: законопатить клинкет матросскими постельными матрасами.
Более десятка этих совершенно не аварийных принадлежностей вошло в ту своеобразную «чёрную дыру», прежде чем водотечность клинкета снизилась до уровня, позволяющего начать осушение энергоотсека. После этого уже в энергоотсеке начали ставить на клинкет бетонную заглушку.
Работа была сделана быстро и безупречно. Тяжёлое происшествие, мрачная тень которого задела «Киев» краем своего крыла, было предотвращено! Это был результат чётких, хладнокровных действий экипажа ТАКР. Прежде всего, моряков из состава аварийных партий, подразделения легководолазов БЧ-6, а также командования БЧ-5.
Пережить в эти тягостные часы всем, конечно, пришлось немало. Когда под воду уходили два водолаза, с надеждой и тревогой за их работой следило полторы тысячи моряков и авиаторов, не считая экипажей кораблей охранения! «Адмирал Исаченков» и «Маршал Тимошенко» были оповещены о случившемся и находились в готовности прийти на помощь флагману в любую минуту. Однако дело было сделано, надёжность перехода через океан обеспечена, боеспособность ТАКР и отряда кораблей КСФ не пострадала. Ну, а пять часов на ликвидацию предпосылок к тяжёлому происшествию – потеря, можно считать, плёвая.
…Адмирал Скворцов в горячке того события и по его не остывшим еще следам докладывать «наверх» ничего не стал. Он представил возможный переполох, скажем, на командном пункте Средиземноморской
эскадры или ЦКП ВМФ (центральный командный пункт)! И, понимая, что его доклад кроме эмоционального взрыва, выражаемого словами — «Киев» тонет. », ничего не вызовет, — всю полноту ответственности за последствия взял на себя.
Сделай он такой доклад, переговоров с противоречащими одно другому указаниями «сверху», объяснений и уточнений разного рода хватило бы до постановки ТАКР на родную бочку в главной базе КСФ.
Фрагмент из книги «Краснознаменный «Киев». Хроники авианесущего крейсера»
Post scriptum
Вскоре после возвращения «Киева» из дальнего похода флотская газета «На страже Заполярья» опубликовала небольшую заметку следующего содержания:
Служат Родине матросы
Североморцам сегодняшнего поколения в полной мере присущи такие качества, как мужество и самоотверженность. Это еще раз подтвердили недавние тренировки легководолазов.
Поступила вводная — «прорвало кингстон».
Быстро одеты гидрокостюмы, тщательно проверены акваланги. Один за другим скрываются в неспокойное море старшина 1 статьи Б. Романов, старшина 2 статьи В. Вертилецкий, старший матрос Г. Литвинов. Спустя некоторое время поступают их первые доклады. Теперь работу можно вести более целенаправленно.
Под воду уходит старшина 2 статьи Владимир Мохов. Для тех, кто обеспечивал безопасность погружения, казалось, что время идет слишком медленно: так долго не появлялся легководолаз. Но вот, наконец, он устало поднимается по трапу. Его тут же подхватывают заботливые руки товарищей.
—Нашёл «неисправность»,- приподняв маску, докладывает он.
Теперь наступает второй, не менее ответственный этап — завести и установить пластырь.
Под воду снова уходит Владимир Мохов и с ним матрос С. Попов. Они уверенно плывут к месту «аварии». Но одной пробки оказалось недостаточно. Немного отдохнув, В. Мохов в С. Попов вновь скрываются под водой.
Нелегко пришлось им на этот раз. Сильное точение вырывало пластырь из рук, мешал груз, но воины успешно справились с заданием.
—Действия старшины 2 статья В. Мохова и его товарищей можно с полным правом назвать мужественным, — сказал на подведении итогов командир подразделения. Они действовала решительно, грамотно, инициативно, сделав все возможное для быстрейшего и качественного выполнения поставленной задачи.
Простим автору заметки и эзопов язык, и значительные неточности в пересказе события: где это на самом деле было, в какой обстановке и т.д. Не будем исключать и варианта, когда товарищ корреспондент или его первоисточник «военную тайну хранить умеют, потому, что не знают».
Не в этом ведь суть. Главное в том, что самоотверженные действия моряков в том происшествии были достойно отмечены — почетными грамотами, краткосрочными отпусками с выездом на родину.
Ну а капитан-лейтенанту В. Данилову, в частности, были отпущены вольные и невольные прегрешения, испокон веков сопровождающие корабельную службу. В скором времени он получил карт-бланш на перевод к новому месту службы. Вроде бы даже с повышением и поближе к берегу.