Что такое код бенефициара казахстан
Коды бенефициара (КБе) и отправителя денег (КОд) (К. Рахманов, 22 июля 2020 г.)
К. Рахманов, аудитор, АССА, СIP
КОДЫ БЕНЕФИЦИАРА (КБе) И ОТПРАВИТЕЛЯ ДЕНЕГ (КОд)
Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах»:
То есть, при денежном переводе отправитель делает платеж в адрес бенефициара (получателя). Заполнение платежного поручения при этом унифицировано, код отправителя (КОд) и код бенефициара (КБе) обозначаются цифровыми данными.
Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 203 «Об утверждении Правил применения кодов секторов экономики и назначения платежей»:
Признак резидентства определяется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и проставляется в следующем порядке:
Сектор экономики указывается в соответствии с кодами секторов экономики, согласно приложению 1 к Правилам.
Коды секторов экономики
Код сектора экономики
Наименование институциональной единицы
Сектор органов государственного управления
Правительство Республики Казахстан или Правительство иностранного государства
Региональные и местные органы управления
Сектор финансовых организаций
Центральный (национальный) банк
Другие депозитные организации
Другие финансовые организации
Сектор нефинансовых организаций
Государственные нефинансовые организации
Негосударственные нефинансовые организации
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
Сектор домашних хозяйств
В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 июня 2018 года № 139 «Об утверждении Инструкции по представлению банками второго уровня, Банком Развития Казахстана и ипотечными организациями в Национальный Банк Республики Казахстан сведений для формирования обзора финансового сектора» описаны конкретные правила определения КБе и КОд.
Что такое код бенефициара казахстан
несет в себе зашифрованную информацию о получателе денежных средств.
Отправитель денег несет ответственность за указание правильного значения КБе в платеже.
Значение этого поля состоит из двух цифр: первая цифра указывает является ли получатель резидентом РК, вторая – указывает сектор экономики, к которому он относится.
2 – нерезидент РК
2 – Региональные и местные органы управления
3 – Центральные (национальные) банки
4 – Другие депозитные организации
5 – Другие финансовые организации
6 – Государственные нефинансовые организации
7 – Негосударственные нефинансовые организации
8 – Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
9 – Домашние хозяйства
Так, например, физ.лицо, являющееся резидентом Казахстана, будет иметь КБе со значением «19».
1 Центральное Правительство 2 Региональные и местные органы управления 3 Центральные (национальные) банки 4 Другие депозитные организации 5 Другие финансовые организации 6 Государственные нефинансовые организации 7 Негосударственные нефинансовые организации 8 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства 9 Домашние хозяйства
Примечание. Распределение экономической деятельности по секторам производится путем выделения институциональных единиц, которые представляют собой элементарные единицы производственной сферы или сферы потребления и отличаются тем, что имеют право самостоятельно принимать экономические решения (по вопросам производства и потребления) и ведут необходимый набор финансовых счетов. Каждая отдельная институциональная единица относится целиком к одному сектору экономики согласно своему основному виду деятельности. Таким образом, принципы классификации исходят из того, что экономика состоит из четко выделяемых институциональных единиц, которые группируются по секторам в соответствии с основным видом осуществляемой ими деятельности.
Сектором является базовое подразделение экономики, куда объединяются институциональные единицы, занимающиеся одним и тем же основным видом деятельности. Каждый сектор считается аналитически значимой частью экономики и имеет экономические характеристики, отличающиеся от других секторов. Институциональная единица представляет собой экономическую единицу, которая по праву может владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью и операциями с другими экономическими секторами. В Правилах используются следующие сектора экономики: органы государственного управления; финансовые организации; нефинансовые организации; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.
Органы государственного управления «1» Центральное Правительство; «2» Региональные и местные органы управления;
Финансовые организации «3» Центральные (национальные) банки; «4» Другие депозитные организации; «5» Другие финансовые организации;
Нефинансовые организации «6» Государственные нефинансовые организации; «7» Негосударственные нефинансовые организации;
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства «8» Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
Домашние хозяйства «9» Домашние хозяйства.
Сектор «Домашние хозяйства» код «9» означает институциональные единицы, состоящие из физических лиц, а также из небольших групп физических лиц (семьи), проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющие определенные виды товаров и услуг (жилье, продукты питания и другое). В эту группу также следует отнести физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Кбе в россии для ип
КБе (Код Бенефициара) несет в себе информацию о получателе денежных средств.
Первая цифра указывает является ли получатель резидентом РК.
Вторая цифра – указывает сектор экономики, к которому он относится.
Первая цифра —
Код резиденства
Вторая цифра – сектор экономики
1 – резидент РК
2 – нерезидент РК
1 – Центральное Правительство
2 – Региональные и местные органы управления
3 – Центральные (национальные) банки
4 – Другие депозитные организации
5 – Другие финансовые организации
6 – Государственные нефинансовые организации
7 – Негосударственные нефинансовые организации
8 – Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
9 – Домашние хозяйства
КБе (Код Бенефициара или Код получателя) — зашифрованная информация о получателе денежных средств.
Значение этого поля состоит из двух цифр: первая цифра указывает, является ли получатель резидентом Республики Казахстан, вторая – указывает сектор экономики, к которому он относится.
Вторая цифра – сектор экономики
1 – Центральное правительство
2 – Региональные и местные органы управления
3 – Центральные (национальные) банки
4 – Другие депозитные организации
5 – Другие финансовые организации
6 – Государственные нефинансовые организации
7 – Негосударственные нефинансовые организации
8 – Некоммерческие организации
9 – Домашние хозяйства
Так, например, физическое лицо, являющееся резидентом Казахстана, будет иметь КБе со значением «19».
Отправитель денег несет ответственность за указание правильного значения КБе в платеже.
Приложение 1. Коды секторов экономики к Правилам Применения Государственного Классификатора Республики Казахстан — Единого Классификатора Назначения Платежей, Утвержденные Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15.11.1999 № 388.
1. Центральное правительство
2. Региональные и местные органы управления
3. Центральные (национальные) банки
4. Другие депозитные организации
5. Другие финансовые организации
6. Государственные нефинансовые организации
7. Негосударственные нефинансовые организации
8. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
9. Домашние хозяйства
Примечание. Распределение экономической деятельности по секторам производится путем выделения институциональных единиц, которые представляют собой элементарные единицы производственной сферы или сферы потребления и отличаются тем, что имеют право самостоятельно принимать экономические решения (по вопросам производства и потребления) и ведут необходимый набор финансовых счетов. Каждая отдельная институциональная единица относится целиком к одному сектору экономики согласно своему основному виду деятельности. Таким образом, принципы классификации исходят из того, что экономика состоит из четко выделяемых институциональных единиц, которые группируются по секторам в соответствии с основным видом осуществляемой ими деятельности.
Сектором является базовое подразделение экономики, куда объединяются институциональные единицы, занимающиеся одним и тем же основным видом деятельности. Каждый сектор считается аналитически значимой частью экономики и имеет экономические характеристики, отличающиеся от других секторов. Институциональная единица представляет собой экономическую единицу, которая по праву может владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью и операциями с другими экономическими секторами. В Правилах используются следующие сектора экономики: органы государственного управления; финансовые организации; нефинансовые организации; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.
Органы государственного управления:
«1» Центральное правительство;
«2» Региональные и местные органы управления;
Финансовые организации:
«3» Центральные (национальные) банки;
«4» Другие депозитные организации;
«5» Другие финансовые организации;
Нефинансовые организации:
«6» Государственные нефинансовые организации;
«7» Негосударственные нефинансовые организации;
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства:
«8» Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
Домашние хозяйства:
«9» Домашние хозяйства.
Сектор «Органы государственного управления» — институциональные единицы, обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью, которая распространяется на другие институциональные единицы, расположенные на территории страны. Основными функциями органов государственного управления являются: ответственность за обеспечение товарами и услугами общества в целом и отдельных домашних хозяйств: мобилизация необходимых для этого финансовых средств путем налогообложения или за счет других доходов; перераспределение доходов и богатства посредством трансфертов и осуществление нерыночного производства. Данный сектор включает в себя центральное правительство (код «1»), региональные и местные органы управления (код «2»). Код «1» означает министерства, ведомства и агентства, финансируемые из средств республиканского бюджета, научно-исследовательские институты, институциональные единицы — агенты Правительства Республики Казахстан, фонды, контролируемые органами государственного управления и финансируемые из средств республиканского бюджета, а также другие организации, находящиеся под контролем государства, выполняющие функции, свойственные государственным органам и не занимающиеся рыночным производством. Код «2» означает институциональные единицы, осуществляющие функции управления на уровне области, города и района, и организации, финансируемые из средств региональных (местных) бюджетов.
Сектор «Финансовые организации» — институциональные единицы, основной функцией которых является финансовое посредничество или вспомогательная финансовая деятельность, тесно связанная с финансовым посредничеством. Данный сектор включает в себя центральные (национальные) банки (код «3»), другие депозитные организации (код «4») и другие финансовые организации (код «5»). Код «3» означает институциональную единицу, которая осуществляет контроль над ключевыми аспектами финансовой системы и проводит такую деятельность, как эмиссия национальной валюты, управление международными резервами, надзор за деятельностью банков и других финансовых организаций. Международные организации, занимающиеся финансовой деятельностью, следует учитывать в секторе экономики “Центральные (национальные) банки”. Все другие международные организации следует учитывать в секторе экономики “Центральное Правительство”. Код «4» означает институциональные единицы, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество, и обязательства которых имеют форму депозитов или их аналогов (близких заменителей депозитов, которые включаются в национальное определение широких денег) независимо, являются ли они банками или нет. К данной группе также относятся кредитные товарищества, занимающиеся открытием и ведением банковских счетов. Код «5» означает все остальные институциональные единицы данного сектора, которые осуществляют различные посреднические или вспомогательные финансовые услуги, или деятельность которых тесно связана с финансовым посредничеством, но сами они не выполняют функции посредников. К этой группе относятся страховые (перестраховочные) организации, накопительные пенсионные фонды, ломбарды, обменные пункты, ипотечные компании, брокерские и дилерские компании, дочерние организации специального назначения, инвестиционные фонды, иные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.
«Нефинансовый сектор» — институциональные единицы, основным видом деятельности которых является преимущественно производство рыночных товаров и нефинансовых услуг. Данный сектор включает в себя государственные нефинансовые организации (код «6») и негосударственные нефинансовые организации (код «7»). Код «6» означает институциональные единицы, занимающиеся преимущественно рыночным производством и контролируемые органами государственного управления. Код «7» означает институциональные единицы, занимающиеся преимущественно рыночным производством и неконтролируемые органами государственного управления. Кроме этого, в эту группу входят представительства и филиалы негосударственных нефинансовых организаций, которые являются второстепенными (вспомогательные организации), деятельность которых не преследует извлечения дохода от их основной деятельности и является только вспомогательной и строго ограничена предоставлением услуг родительской корпорации.
Сектор «Некоммерческие организации, обсуживающие домашние хозяйства» код «8» — институциональные единицы, производящие товары или услуги, но не приносящие дохода или иных финансовых благ институциональным единицам, контролирующим такие организации, и включает в себя следующие институциональные единицы:
1) которые создаются ассоциациями лиц с тем, чтобы обеспечивать товарами или услугами самих членов этих ассоциаций. Такие услуги обычно предоставляются бесплатно или финансируются за счет регулярных членских взносов. К ним относят политические партии, профсоюзы, мечети, церкви (храмы) и религиозные общества, общественные организации, культурные общества, развлекательные и спортивные клубы и другие;
2) основным видом деятельности которых является оказание благотворительной помощи. К ним относятся благотворительные организации и агентства по оказанию помощи пострадавшим или нуждающимся, которые создаются в благотворительных целях для обслуживания интересов членов общества. Данные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, занимаются на нерыночной основе предоставлением товаров или услуг нуждающимся в них домашним хозяйствам. Средства таких некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, образуются за счет пожертвований в денежной или натуральной форме, поступающих от общественности, органов государственного управления и трансфертов от нерезидентов (например, Общественный фонд по поддержке малообеспеченных граждан, Детский фонд «Бобек»).
Сектор «Домашние хозяйства» код «9» означает институциональные единицы, состоящие из физических лиц, а также из небольших групп физических лиц (семьи), проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющие определенные виды товаров и услуг (жилье, продукты питания и другое). В эту группу также следует отнести физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
При определении секторов экономики нерезидентов Казахстана важно выделить следующие сектора:
«А» Международные организации;
«1» Центральное Правительство;
«3» Центральные (национальные) банки;
«4» Другие депозитные организации;
«9» Домашние хозяйства.
Другие организации (другие финансовые организации; государственные и негосударственные нефинансовые организации; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства), а также филиалы и представительства указанных организаций, если сектор экономики однозначно невозможно определить по наименованию организации, можно отнести к одному сектору экономики — негосударственные нефинансовые организации, проставляя код сектора «7».
Международные организации создаются на основе политического соглашения между государствами — членами. Такое соглашение имеет статус международного договора. Цель создания международных организаций состоит в предоставлении нерыночных услуг для коллективного потребления членами этих организаций и/или в осуществлении финансового посредничества либо перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заемщиками различных стран. За международными организациями закрепляются определенные привилегии и льготы; на такие организации не распространяется законодательство и нормы тех стран, на территории которых они расположены. Таким образом, подобные учреждения не считаются резидентами какой-либо страны, включая ту, на территории которой они расположены или на которую распространяется их деятельность.
В платежных поручениях на оказание услуг указывать КБе 17 или 19 для ИП, работающего по упрощенному режиму налогообложения. На учете по НДС не состоит.
КБе (Код Бенефициара) несет в себе зашифрованную информацию о получателе денежных средств. Значение этого поля состоит из двух цифр: первая цифра указывает является ли получатель резидентом РК, вторая – указывает сектор экономики, к которому он относится. Первая цифра – Код резиденства 1 – резидент РК 2 – нерезидент РК Вторая цифра – сектор экономики 1 – Центральное Правительство 2 – Региональные и местные органы управления 3 – Центральные (национальные) банки 4 – Другие депозитные организации 5 – Другие финансовые организации 6 – Государственные нефинансовые организации 7 – Негосударственные нефинансовые организации 8 – Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства 9 – Домашние хозяйства
Так, например, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся резидентом Казахстана, будет иметь КБе со значением «19». Юридическое лицо, например ТОО, являющееся резидентом Казахстана, будет иметь КБе со значением «17». Следовательно, вы в платежных поручениях указываете КБе 19.
БИК, КБе Каспи банка: для чего нужны, как узнать реквизиты
КБе и БИК Каспи Банка – реквизиты для осуществления операций. Эти коды нужны для распознавания финансового учреждения при проведении платежей внутри страны и международных переводах.
Что такое БИК, его суть
Если вы планируете активно делать платежи и работать с Kaspi Bank в Казахстане или за его пределами, для операций вам потребуются БИК и КБе Каспи Банка.
Банковский идентификационный код (БИК) – обязательный атрибут для любого кредитного учреждения не только в Казахстане. Другое название — SWIFT BIC. Идентификационный код нужен, чтобы распознать банки в международной системе денежных переводов.
Если депозитная организация Республики Казахстан получила идентификационный код от SWIFT, Национальный Банк РК добавляет информацию об имеющемся БИК в специальные общедоступные справочники. Если у учреждения еще нет идентификационного кода, НБ генерирует его самостоятельно, опираясь на международный стандарт ISO 9362.
Идентификатор неизменен вне зависимости от того, с каким территориальным филиалом или отделением банка вы взаимодействуете. Например, для платежей, совершенных в Каспи офисах Астаны и Алматы последние цифры идентификационного кода будут одинаковыми.
При этом неважно, будет перечисление средств идти в Петропавловск, Усть-Каменогорск или другой город любой страны.
Структура казахстанского BIC
За основу для казахского банковского идентификатора взяли международный стандарт ISO 9362. Последний разработали, опираясь на модель распознавания, которую создало международное общество SWIFT.
BIC включает 8 символов. Первые 4 индивидуальны для каждого учреждения. На 5-м и 6-м месте идут буквы KZ – идентификатор страны. Последние два знака определяют местоположение юридического лица конкретнее. При такой набор символов: пример набора символов: NBRKKZKX.
НБ Республики Казахстан регулярно обновляет идентификационные коды кредитных организаций.
БИК Каспий банка, как его узнать
Идентификатор Каспийского Банка – CASPKZKA. Сочетание символов остается неизменным вне зависимости от того, какой продукт учреждения использует клиент – заработную карту Голд, депозит или кредит.
На сайте SWIFT БИК Каспий Банка указан в pdf-документе (https://kaspi.kz/business/faq/media/product/documents/Реквизиты_АО_Kaspi_Bank.pdf).
Для чего нужен БИК
Идентификационный код вместе с номером ИИК Каспи Банка (или IBAN) – обязательные данные для оформления платежных документов при внутренних или международных операциях.
Из кода можно получить информацию о местоположении и даже дате открытия кредитного учреждения.
Что такое КБе, для чего он
Код бенефициара нужен для того, чтобы описывать получателей платы в Республике Казахстан. КБе содержит две цифры. Первая — 1, если организация – резидент РК. Если это не так, тогда символ будет 2.
Вторая цифра КБе принимает значения от 1 до 9 и определяет принадлежность получателя к сектору экономики:
Представленная расшифровка утверждена постановлением НБ РК 15 ноября 1999 года.
КБе Каспий банка, где узнать
КБе не опубликован на официальном сайте, наряду с другими реквизитами Каспий Банка. Узнавать цифры через поиск в интернете не нужно. Можно высчитать их самостоятельно, поскольку:
Составленный КБе Каспий Банка – 14.
Единый классификатор назначения платежей
Глава 1 Теоретические основы единого классификатора назначения платежей
Глава 2 Структура кодировки единого классификатора назначения платежей. Заполнение платежных документов
Глава 3 Порядок заполнения сведений по переводам денег
Список использованной литературы
2.Управлению платежных систем:
3.Департаменту информационных технологий:
1) совместно с Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» обеспечить разработку соответствующего программного обеспечения и ввести его в промышленную эксплуатацию с 1 июля 2000 года;
2) совместно с Управлением планирования и контроля бюджета предусмотреть в смете расходов Национального Банка Республики Казахстан на 2000 год средства на разработку соответствующего программного обеспечения.
4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Абдулину Н.К.
Единство бюджета. Этот принцип означает сосредоточение в нем всех собираемых доходов и производимых расходов. Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единой бюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа – в установлении более эффективного контроля за финансовыми ресурсами государства. В результате переосмысления экономического значения однотипных для организаций различного типа объектов управления, разработки единой экономико-бухгалтерской модели оценки и учета их стоимости будет получен столь необходимый, как показано выше, универсальный классификатор объектов управления учета.
Без такого стандарта не может быть создана надкорпоративная информационная система, отвечающая современным требованиям собственников бизнеса и менеджеров компаний к получению достоверной и полезной информации об изменении структуры прав собственности всех существенных субъектов экономики и их деловой активности (отсюда – информации о динамике параметров важнейших рынков и сегментов, промышленности и т.д.).
Поэтому целью данной работы является рассмотрение соблюдения принципа единства бюджета при помощи применения единых классификаторов назначения платежей в бюджет.
Глава 1 Теоретические основы единого классификатора назначения платежей
Единый классификатор назначения платежей предназначен для обеспечения прозрачности платежей, формирования системы показателей на основании представленных сведений по платежам и для анализа потоков денег в Республике Казахстан.
Единый классификатор назначения платежей разработан в целях приведения форм платежных документов в соответствие с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах денег», и необходим для упрощения порядка оформления электронных платежных документов, а также упорядочения и систематизации информации о проводимых платежах.
«Закон о платежах и переводах», постановление правительства за № 179 от 25 апреля 2000 года, «правило использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территорию Республики Казахстан за № 237» от 29 июня 1998 года. Эти законы организуют и регулируют отношение возникновения при осуществлении платежей и переводов денег в РК.
Порядок заполнения единого классификатора назначения платежей применяется как в электронной системе платежей, так и для операций банка по прямым корреспондентским счетам, включая внутрибанковские и международные платежи.
Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:
Глава 2 Структура кодировки единого классификатора назначения платежей. Заполнение платежных документов
Единый классификатор назначения платежей представляет собой систему цифровых и буквенных символов, позволяющую идентифицировать отправителя и получателя денег, а также назначение платежей.
Структура кодировки единого классификатора назначения платежей построена с помощью системы цифровых и буквенных символов. Данная система формируется из дополнительных реквизитов платежного документа и кода назначения платежа.
Структура единого классификатора назначения платежей выглядит следующим образом:
I II III IV V VI VII III IX Х,
Исключением является раздел 0 «Пенсионные платежи и пособия», содержащий также коды назначения платежей, не имеющие наименования характера платежа.
Символы I и II формируются в платежных документах в поле КОд код отправителя денег.
Символы III и IV формируются в платежных документах в поле КБе код бенефициара.
Символы VIII, IX, Х формируют код назначения платежа.
Единый классификатор назначения платежей должен быть проставлен инициатором платежа в следующих платежных документах:
— платежное требование поручение
— инкассовое распоряжение органов налоговой (таможенной) службы
— заявление на перевод
Ответственность за правильность проставления единого классификатора назначения платежей несет инициатор платежа.
Инициатор платежа – это лицо, первое, предъявившее для исполнения указаний о переводе денег.
Признак резидентства определяется в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан и проставляется в следующем порядке:
-физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Казахстан, в том числе временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами;
-все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и за ее пределами;
-дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан;
Сектором является базовое подразделение экономики, куда объединяются институциональные единицы, занимающиеся одним и тем же основным видом деятельности. Каждый сектор считается аналитически значимой частью экономики и имеет экономические характеристики, отличающиеся от других секторов.
Институциональная единица представляет собой экономическую единицу, которая по праву может владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью и операциями с другими экономическими секторами. Сектор экономики проставляется в соответствии с кодом сектора экономики (Приложение N 1).
В соответствии с нижеследующим перечнем секторов экономики необходимо правильно указывать в поле КОд» сектор экономики отправителя денег, в поле «КБе» бенефициара сектор экономики бенефициара.
Коды секторов экономики:
4 – Денежно-депозитные корпорации (банки второго уровня и иностранные банки).
При определении секторов экономики нерезидентов Казахстана важно выделить следующие сектора:
«1» Центральное Правительство;
«3» Центральные (национальные) банки;
«4» Другие депозитные организации;
«9» Домашние хозяйства.
Международные организации создаются на основе политического соглашения между государствами-членами. Такое соглашение имеет статус международного договора. Цель создания международных организаций состоит в предоставлении нерыночных услуг для коллективного потребления членами этих организаций и/или в осуществлении финансового посредничества либо перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заемщиками различных стран. За международными организациями закрепляются определенные привилегии и льготы; на такие организации не распространяется законодательство и нормы тех стран, на территории которых они расположены. Таким образом, подобные учреждения не считаются резидентами какой-либо страны, включая ту, на территории которой они расположены или на которую распространяется их деятельность.
Код назначения платежа проставляется в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Правилам.
В графе «Назначение платежа» платежного документа отправитель денег должен указать содержание конкретной операции с указанием обязательства, исполнение которого производится, а также реквизитов документов, т.е. номер, дата, Ф.И.0., и другие сведения, на основании которых осуществляется перевод денег и/или платеж.
При определении кода назначения платежа необходимо установить, к какой категории относится платеж, затем выбрать группу кодов назначения платежей и определить, какой из вариантов в выбранной группе является назначением данного платежа.
В таблице кодов назначения платежей выделены 10 категорий кодов назначения платежей, определяющих вид операции:
Пенсионные платежи и пособия
Операции с наличными деньгами
Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами
Ценные бумаги, векселя и депозитные сертификаты, выпущенные нерезидентами Республики Казахстан и инвестиции в иностранный капитал
Ценные бумаги, векселя и депозитные сертификаты, выпущенные резидентами Республики Казахстан и инвестиции в казахстанский капитал
Товары и нематериальные активы
Услуги и трансферты
Платежи в бюджет и прочие выплаты
Внутри каждой категории есть группы кодов назначения платежей (в таблице эти группы выделены жирным шрифтом), устанавливающие характер платежа, в каждой из которых представлены различные варианты кодов.
Таблица кодов назначения платежей приведена в приложении № 1.
Безвозмездные переводы (трансферты), включая разовые переводы физических лиц без открытия счета.
Размещение депозитов включает также зачисление заработной платы на счета клиентов банков.Снятие с депозита включает также переводы клиентов со своего текущего счета в одном банке на свой текущий счет в другом банке, переводы банков со своего корреспондентского счета в одном банке на свой корреспондентский счет в другом банке, выплаты основного долга по основной сумме депозита с начисленным вознаграждением, начисленного вознаграждения, включая предоплату и выплату просроченной задолженности по основной сумме депозита и по вознаграждению. Раздел не включает платежи иным лицам за товары, услуги и другие.
Погашение заема включает также выплату вознаграждения, включая предоплату, и выплату просроченной задолженности по основному долгу и по вознаграждению. Также может включать иные сопутствующие платежи по займу (например: комиссионные вознаграждения обслуживающему банку), в случае, когда они не оформляются отдельным платежным документом.
К «прочим ценным бумагам, обеспечивающим участие в капитале» относятся свидетельства о паях, сертификаты участия.
Негосударственные ценные бумаги не включают акции и прочие ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале.
Продажа ценных бумаг нерезиденту кодируется участником сделки резидентом как покупка этих ценных бумаг нерезидентом.
В данный раздел не включаются драгоценные металлы, отнесенные к разделу «Иностранная валюта и драгоценные металлы».
Платежи за товары включают в себя также предоплату (авансовые платежи).
Платежи за предоставленные услуги включают в себя также предоплату (авансовые платежи).
Транспортные услуги включают перевозки всеми видами транспорта (морской, воздушный, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). К ним относятся грузовые перевозки, пассажирские перевозки, а также прочие (сопутствующие и вспомогательные) транспортные услуги.
Коды назначения платежей, которыми обозначены группы, при условии наличия в них каких-либо вариантов, не проставляются. Так, неверным будет проставление кода 810.
Проставление более одного кода назначения платежей в платежных документах не допускается.
При осуществлении операции, имеющей несколько назначений платежа, в платежном документе проставляется код назначения базового платежа.
Не допускается проставление кода назначения платежа, являющегося заголовком вида операции или характера платежа, если есть его дальнейшая детализация.
Банк отправителя денег вправе отказать в акцепте платежного документа в случае ошибочного проставления в платежном документе кода отправителя денег.
Банк и/или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, при приеме указания от инициатора платежа обязаны отказать в акцепте платежного документа в случае несоответствия цифрового обозначения назначения платежа его текстовой части. В случае неисполнения обязанности об отказе в акцепте банк и/или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, несут ответственность за нарушение данного требования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
При исполнении указаний по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет, банк отправителя денег осуществляет проверку соответствия кодов назначения платежей, в рамках указанных налогоплательщиком видов налогового режима и видов платежа в бюджет.
Инициатор платежа вправе указать в платежных документах банк-посредник, через который следует произвести перевод денег или платеж бенефициару, без проставления признака резидентства и сектора экономики банка-посредника.
Код валюты указывается только в заявлении на перевод и проставляется в поле «Валюта». При совершении операции с ценными бумагами также необходимо указывать валюту, в которой выпущены ценные бумаги, если она отличается от валюты платежа.
Единый классификатор назначения платежей формируется на этапе создания платежного документа:
1) в электронном формате для передачи электронных платежных сообщений по электронным каналам связи и телекоммуникаций, где признаки резидентства и сектора экономики отправителя денег/бенефициара проставляются в специально отведенном поле, код валюты и код назначения платежа указываются в специально отведенных позициях;
2) при оформлении на бумажном носителе признаки резидентства и сектора экономики проставляются в поле «КОд» отправителя денег и «КБе» бенефициара, код валюты и код назначения платежа в специально отведенных позициях платежного документа.
В платежных документах на бумажном носителе признаки резидентства и сектора экономики проставляются в специально отведенных полях отдельно для отправителя денег (поле «КОд») и отдельно для бенефициара (поле «КБе»).
Отправитель – это лицо, отправляющее указания, связанные с платежом или переводом денег, который может быть в том числе инициатором либо бенефициаром.
Бенефициар – это лицо, указанное в получении в качестве получателя денег.
Электронные платежные документы, формируемые банками второго уровня и их клиентами, должны содержать все поля, составляющие единый классификатор назначения платежей.
Для проставления единого классификатора назначения платежей в электронных платежных документах формата МТ 100 и МТ 102, предназначенных для осуществления межбанковских платежей через Казахстанский центр межбанковских расчетов, предусмотрены дополнительные ключевые слова.
В поле 50:, определяющем Инициатора платежа, могут быть использованы ключевые слова:
В поле 59:, определяющем Бенефициара, также могут быть использованы ключевые слова:
Код назначения платежа заполняется в поле 70: ключевое слово:
Код валюты и драгоценных металлов заполняется в поле 32А:.
В приложении N 5 содержится образец заполнения электронного платежного документа в формате МТ 100.
Во избежание ошибок при проставлении в платежных документах единого классификатора назначения платежей, признаки резидентства и коды сектора экономики отправителя денег и бенефициара, а также код назначения платежа должны быть указаны в договорах, контрактах, соглашениях, заключаемых при оказании услуг, приобретении товаров и т.д., а также в счет-фактурах.
Глава 3 Порядок заполнения сведений по переводам денег
Распределение экономической деятельности по секторам производится путем выделения институциональных единиц, которые представляют собой элементарные единицы производственной сферы или сферы потребления и отличаются тем, что имеют право самостоятельно принимать экономические решения (по вопросам производства и потребления) и ведут необходимый набор финансовых счетов. Каждая отдельная институциональная единица относится целиком к одному сектору экономики согласно своему основному виду деятельности.
Таким образом, принципы классификации исходят из того, что экономика состоит из четко выделяемых институциональных единиц, которые группируются по секторам в соответствии с основным видом осуществляемой ими деятельности.
Сведения по проводимым платежам в разрезе кодов ЕКНП представляются в Национальный Банк Республики Казахстан Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», банками второго уровня, открытым акционерным обществом «Казпочта», клиринговыми организациями и формируются Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с приложением N 3 к настоящим Правилам.
Банк бенефициара проверяет правильность проставления в сведениях по платежам кода бенефициара и кода назначения платежа по входящим из-за рубежа платежам.
Для подтверждения достоверности данных сведений банки второго уровня и открытое акционерное общество «Казпочта» предоставляют в Национальный Банк Республики Казахстан по его запросу информацию по проводимым платежам, в том числе копии платежных документов.
Кроме отношений, связанных с переводами денег с организациями по почтовой связи, отношения связаны с платежами и переводами денег, осуществляемыми между банками РК, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.
Образец сведения по платежам представлен в приложении № 3.
Ответственность за своевременность представления Сведений возлагается на руководителя. (Примечание дополнено пунктом 3 в соответствии с постановлением Правления Национального Банка РК от 12.08.06 г. № 81). Если срок представления отчетности банка приходится на нерабочий день, датой представления отчетности считается следующий за ним рабочий день. (Примечание дополнено пунктом 4 в соответствии с постановлением Правления Национального Банка РК от 12.08.06 г. № 81). В случае необходимости внесения изменений и/или дополнений в отчетность банк в трехдневный срок со дня представления отчетности представляет в Национальный Банк Республики Казахстан отчетность с учетом изменений и/или дополнений с предварительным письменным уведомлением Национального Банка Республики Казахстан.
Основные понятия закона:
Банк-получатель – это банк-получатель, которому адресуются указания о переводе денег либо выплате денег;
Банк-посредник – любой банк – участник перевода денег, не являющегося банком-отправителем или бенефициаром;
Взыскатель – это лицо, предъявляющее в силу требования о взыскании денег;
Клиринг – осуществление клиринговых операций, процесс сбора, сверки, сортировки и зачета встречных требований участников;
Операционный день – это период времени, в течении которого банком осуществляется прием указаний о переводе денег и распоряжении о приостановлении либо отзыва от клиента и передача им сообщения, связанного с осуществлением в их пользу;
Платеж – это исполнение денежного обязательства с использованием как безналичных, так и наличных форм;
Платежный документ – это документ, на основании или с помощью которого производятся платежи и переводы денег;
Деньги – это средство платежа, накопления и служат мерой стоимости. Деньги существуют в форме денежных знаков либо в форме денежных обязательств, выраженных в виде записей по банковским счетам. Денежные знаки выпускаются в виде банкнот или монет, имеющих номинальную стоимость.
Исходя из вышеизложенного можно заметить, что деятельность органов казначейства осуществляется согласно действующему законодательству целесообразно и весьма эффективно.
Согласно Стратегии развития Казахстана до 2030 года, интегрированная информационная система казначейства направлена на обеспечение своевременного зачисления налогов и других платежей в бюджет, проведения бюджетных расходов, эффективного управления Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, финансовыми ресурсами и транспарентности исполнения государственного бюджета. Другими словами, интегрированная информационная система казначейства с применением единого классификатора направлена на обеспечение главной цели, поставленной Президентом страны – эффективное управление государственными финансами.
Итак, из всего рассмотренного по теме можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день перед органами казначейства стоят задачи по дальнейшему совершенствованию системы казначейства путем применения единого классификатора назначения платежей, нормативно-правовых актов по исполнению бюджетов, участие в создании и внедрении «Электронного Минфина», а также в мероприятиях в рамках создания «Электронного Правительства».
Для построения эффективной системы казначейского исполнения государственного бюджета Правительство Казахстана совместно с Мировым Валютным Фондом и Мировым Банком разработало комплексную стратегию модернизации казначейской системы с применением принципа единства классификаций как доходов так и расходов бюджетов.
Новая казначейская система уже находится в промышленной эксплуатации в Комитете Казначейства Министерства Финансов РК и городском Управлении Астаны, а также в 20-ти районных подразделениях Казначейства Акмолинской области. Всего на сегодняшний момент в системе работают более 500 пользователей. Ежедневно обрабатывается от двух до трех тысяч платежей и около тысячи поступлений денежных средств, учитываются операции более чем по тысяче получателей и тысяче плательщиках бюджетных средств, обрабатываются данные о нескольких тысячах поставщиков указанных государственных учреждений.
Пройденный за эти годы путь оказался нелегким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Основным достижением можно считать тот факт, что в конце XX века в Казахстане была выбрана правильная концепция исполнения Республиканского бюджета. Можно гордиться тем, что в такой короткий период казначейская система уже полностью создана и достаточно успешно функционирует.
В заключение хочется отметить, что задачи, поставленные в данной работе выполнены.
Список использованной литературы
2. Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег», утвержденный постановлением Правительства за № 179 от 25 апреля 2000 года.
3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548 (статья 105)
4. «Правило использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территорию Республики Казахстан за № 237» от 29 июня 1998 года.
5. «Постановление Правления Национального Банка от 12.08.2006 года за № 81.»
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 октября 1998 года N 1059 «О реализации Проекта модернизации Казначейства» (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.02 г. N 671).
Таблица кодов назначения платежей
0-Пенсионные платежи и пособия
2-Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами.
5-Ценные бумаги, векселя и депозитные сертификаты, выпущенные нерезидентами Республики Казахстан и инвестиции в иностранный капитал.
6- Ценные бумаги и векселя, выпущенные резидентами Республики Казахстан и инвестиции в казахстанский капитал.
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире