Что такое коэффициент динамичности
коэффициент динамичности
3.40 коэффициент динамичности: Безразмерная скалярная физическая величина, определяющая изменение амплитуд колебаний зданий и сооружений при сейсмических воздействиях от периодов собственных колебаний объекта при различных логарифмических декрементах колебаний (δ).
Смотри также родственные термины:
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности)
Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора
Полезное
Смотреть что такое «коэффициент динамичности» в других словарях:
Коэффициент динамичности — Коэффициентом динамичности в теории колебаний называют безразмерную скалярную физическую величину, определяемую следующим выражением: где А амплитуда А 0 равновесная амплитуда представляющая собой статическую деформацию упругой связи… … Википедия
коэффициент динамичности — dynamic factor Отношение некоторой величины, определяемой с учетом упругости звеньев к той же величине в предположении абсолютной жесткости звеньев. Шифр IFToMM: Раздел: КОЛЕБАНИЯ В МЕХАНИЗМАХ … Теория механизмов и машин
коэффициент динамичности парашюта — коэффициент динамичности kg Аэродинамическая характеристика парашюта, работающего в условиях трубных испытаний или при постоянной скорости движения объекта, равная отношению аэродинамической нагрузки к силе сопротивления наполненного парашюта.… … Справочник технического переводчика
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности) — Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коэффициент динамичности нагрузки в зубчатом зацеплении — Величина, характеризующая ударную (динамическую) нагрузку в зубчатом зацеплении и зависящая от окружной скорости, степени точности и твёрдости зубьев. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности по перемещениям — Отношение амплитуды вынужденных колебаний к максимальному перемещению, вызываемому статическим действием силы. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 99. Теория механизмов и машин. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии.… … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности по ускорениям — Отношение максимального модуля ускорения выходного звена с учетом упругости звеньев к максимальному модулю ускорения этого же звена без учета упругости звеньев. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 99. Теория механизмов и машин. Академия наук… … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности подземного питания реки — Отношение наибольшей величины подземного питания реки к наименьшей за характерные периоды года. [ГОСТ 19179 73] Тематики гидрология суши Обобщающие термины сток и водный баланс … Справочник технического переводчика
Коэффициент динамичности конструкций — Коэффициент динамичности конструкций – отношение усилий, возникающих при транспортировке, подъеме и монтаже, к весу железобетонного элемента. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Коэффициент динамичности нагрузки — отношение напряжения (деформации), вызванного динамическим действием нагрузки, к напряжению (деформации), вызванному статическим действием той же нагрузки. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
коэффициент динамичности
Смотреть что такое «коэффициент динамичности» в других словарях:
коэффициент динамичности — 3.40 коэффициент динамичности: Безразмерная скалярная физическая величина, определяющая изменение амплитуд колебаний зданий и сооружений при сейсмических воздействиях от периодов собственных колебаний объекта при различных логарифмических… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Коэффициент динамичности — Коэффициентом динамичности в теории колебаний называют безразмерную скалярную физическую величину, определяемую следующим выражением: где А амплитуда А 0 равновесная амплитуда представляющая собой статическую деформацию упругой связи… … Википедия
коэффициент динамичности парашюта — коэффициент динамичности kg Аэродинамическая характеристика парашюта, работающего в условиях трубных испытаний или при постоянной скорости движения объекта, равная отношению аэродинамической нагрузки к силе сопротивления наполненного парашюта.… … Справочник технического переводчика
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности) — Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коэффициент динамичности нагрузки в зубчатом зацеплении — Величина, характеризующая ударную (динамическую) нагрузку в зубчатом зацеплении и зависящая от окружной скорости, степени точности и твёрдости зубьев. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности по перемещениям — Отношение амплитуды вынужденных колебаний к максимальному перемещению, вызываемому статическим действием силы. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 99. Теория механизмов и машин. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии.… … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности по ускорениям — Отношение максимального модуля ускорения выходного звена с учетом упругости звеньев к максимальному модулю ускорения этого же звена без учета упругости звеньев. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 99. Теория механизмов и машин. Академия наук… … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности подземного питания реки — Отношение наибольшей величины подземного питания реки к наименьшей за характерные периоды года. [ГОСТ 19179 73] Тематики гидрология суши Обобщающие термины сток и водный баланс … Справочник технического переводчика
Коэффициент динамичности конструкций — Коэффициент динамичности конструкций – отношение усилий, возникающих при транспортировке, подъеме и монтаже, к весу железобетонного элемента. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Коэффициент динамичности нагрузки — отношение напряжения (деформации), вызванного динамическим действием нагрузки, к напряжению (деформации), вызванному статическим действием той же нагрузки. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
Коэффициент динамичности
Коэффициентом динамичности в теории колебаний называют безразмерную скалярную физическую величину, определяемую следующим выражением:
Непосредственное определение коэффициента n, затруднительно. Поэтому в формулу (1) целесообразно вместо n ввести коэффициент поглощения ψ. Тогда
Преимуществом формулы (2) является, то что коэффициент динамичности ставиться в зависимость от энергетической характеристики трения ψ, что позволяет использовать эту формулу не только для вязкого трения, но и для других законов трения.
Можно также ввести в формулу для коэффициента динамичности логарифмический декремент δ. Воспользовавшись приближенной зависимость
Из анализа приведенных выше зависимостей следует, что при приближении частоты возмущения ω к частоте собственных колебаний p коэффициент динамичности возрастает. Максимум амплитуды колебаний достигается при ω/p=1; при этом
По аналогии с электрическими системами эта величина называется добротностью механической системы.
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Коэффициент динамичности» в других словарях:
коэффициент динамичности — 3.40 коэффициент динамичности: Безразмерная скалярная физическая величина, определяющая изменение амплитуд колебаний зданий и сооружений при сейсмических воздействиях от периодов собственных колебаний объекта при различных логарифмических… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коэффициент динамичности — dynamic factor Отношение некоторой величины, определяемой с учетом упругости звеньев к той же величине в предположении абсолютной жесткости звеньев. Шифр IFToMM: Раздел: КОЛЕБАНИЯ В МЕХАНИЗМАХ … Теория механизмов и машин
коэффициент динамичности парашюта — коэффициент динамичности kg Аэродинамическая характеристика парашюта, работающего в условиях трубных испытаний или при постоянной скорости движения объекта, равная отношению аэродинамической нагрузки к силе сопротивления наполненного парашюта.… … Справочник технического переводчика
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности) — Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коэффициент динамичности нагрузки в зубчатом зацеплении — Величина, характеризующая ударную (динамическую) нагрузку в зубчатом зацеплении и зависящая от окружной скорости, степени точности и твёрдости зубьев. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности по перемещениям — Отношение амплитуды вынужденных колебаний к максимальному перемещению, вызываемому статическим действием силы. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 99. Теория механизмов и машин. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии.… … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности по ускорениям — Отношение максимального модуля ускорения выходного звена с учетом упругости звеньев к максимальному модулю ускорения этого же звена без учета упругости звеньев. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 99. Теория механизмов и машин. Академия наук… … Справочник технического переводчика
коэффициент динамичности подземного питания реки — Отношение наибольшей величины подземного питания реки к наименьшей за характерные периоды года. [ГОСТ 19179 73] Тематики гидрология суши Обобщающие термины сток и водный баланс … Справочник технического переводчика
Коэффициент динамичности конструкций — Коэффициент динамичности конструкций – отношение усилий, возникающих при транспортировке, подъеме и монтаже, к весу железобетонного элемента. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Коэффициент динамичности нагрузки — отношение напряжения (деформации), вызванного динамическим действием нагрузки, к напряжению (деформации), вызванному статическим действием той же нагрузки. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
Коэффициент динамичности
Амплитудой вынужденных колебаний определяются максимальные динамические напряжения, возникающие в упругих системах от воздействия на них возмущающих сил. Величина этих напряжений, как и амплитуда l, зависит не столько от величины возмущающей силы Р, сколько от частоты ее изменений во времени w. При одном и том же значении Р амплитуда и возникающие в системе напряжения могут значительно изменяться в зависимости от изменений частоты w.
Для оценки этих изменений их сравнивают со статическим отклонением dст системы при действии на неё максимального (амплитудного) значения возмущающей силы Р статически. Имея в виду, что g = P / m; w0 2 = С / m, находим:
. (12.13)
Отношение амплитуды l к dст, равное, с учетом (12.13):
, (12.14)
называется коэффициентом нарастания амплитуды, или коэффициентом динамичности. Коэффициент динамичности показывает, во сколько раз амплитуда вынужденных колебаний больше максимального статического отклонения, вызванного максимальным значением возмущающей силы.
Величина b зависит от отношения частот w/w0 и коэффициента затухания e. Графики зависимости b от w/w0 приведены на рис. 12.8. При малой частоте возмущающей силы b близок к единице. С ростом частоты w значение b быстро увеличивается и при w = w0 достигает очень больших величин:
.
Это значение выражается через логарифмический декремент:
.
Например, для стальных конструкций, имеем: e×Т = 0,08¸0,09; bрез » 37¸40.
Явление, при котором частота возмущающей силы w совпадает с частотой собственных колебаний системы w0, а амплитуда вынужденных колебаний становится недопустимо большой, особенно при небольших значениях сил затухания (при e ® 0; b ® ¥), называется резонансом.
Заметим, что при e ¹ 0 коэффициент нарастания амплитуды имеет максимальное значение несколько левее резонанса, т.е. bрез ¹ bmax.
Чтобы убедиться в этом, возьмем производную b по w/w0 и приравняем её к нулю:
.
Знаменатель этой дроби не может равняться бесконечности при конечных значениях w, w0, e. Следовательно, имеем два условия равенства нулю этой производной:
, или
,
т.е. .
Подставляя это значение w/w0 в формулу (12.14), получим максимальную величину динамического коэффициента амплитуды (при e » 0):
,
т.е. в этом случае коэффициент b выше, чем при резонансе. Лишь при e = 0 коэффициент b имеет максимальное значение при резонансе (b ® ¥).
Если частота w больше частоты w0, то амплитуды становятся конечными; при w = w0×2 0,5 динамический коэффициент становится меньше единицы. При очень больших значениях отношения w/w0 динамический коэффициент становится весьма малым. Это означает, что система под действием высокочастотной нагрузки практически не совершает колебаний, т.е. она как бы «не успевает» отзываться на весьма быстрые изменения возмущающей силы. Заметим, что хотя такая нагрузка безопасна для прочности конструкции, она может оказаться очень вредной для обслуживающего персонала. Человеческий организм болезненно реагирует на высокочастотные колебания, если даже их амплитуда мала.
Из рис. 12.8 видно, что при режимах, далеких от резонанса (w w0), затухание мало влияет на величину коэффициента динамичности. Это дает возможность вести расчет таких режимов без учета демпфирования 2e/w0, т.е. приближенно полагать:
.
Если коэффициент b найден, легко определяются напряжения в упругих элементах колебательной системы:
,
где под sст понимается напряжение, которое возникло бы в системе при статическом приложении максимального значения возмущающей силы. По напряжению s при необходимости может быть проведен расчет наиболее напряженных элементов на усталостную прочность.
В случае, когда сопоставление частот w и w0 указывает на опасность резонанса, обычно путем конструктивных изменений добиваются изменения той или иной частоты. Наиболее целесообразным будет изменение частоты в сторону увеличения отношения w/w0, с тем чтобы добиться более заметного снижения коэффициента b. Этого можно достигнуть, например, уменьшением жесткости упругих элементов колебательной системы либо установкой специальных устройств, повышающих рассеяние энергии при колебаниях. Коэффициент затухания e при этом возрастает, а амплитуда в зоне резонанса при неизменном отношении частот снижается (см. рис. 12.8). Легко увидеть, что:
при b > 1;
при b = 1;
при b
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое коэффициент динамичности
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ УВЕЛИЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НАГРУЗКИ ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ НЕРОВНОСТЕЙ
И ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЭФФИЦИЕНТА ДИНАМИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОКАЗАТЕЛЯ РОВНОСТИ
Methodical recommendations about the accounting of increase in dynamic influence of loading in process of accumulation of roughnesses
and to determination of coefficient of dynamism depending on a flatness indicator
Дата введения 2015 г.
Утверждены распоряжением Федерального дорожного агентства N 2332-р
1 РАЗРАБОТАНЫ ООО «ДорТехИнвест».
2 ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от 04.12.2015 г. N 2332-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2 Настоящие рекомендации распространяются на вопросы исследования и анализа увеличения динамического воздействия нагрузки по мере накопления неровностей при проектировании и эксплуатации дорожных покрытий 9.
1.3 В настоящих рекомендациях приведены сведения по учету увеличения динамического воздействия нагрузки со стороны транспортных средств на автомобильную дорогу по мере накопления неровностей и определению коэффициента динамичности в зависимости от показателя ровности, а также технические рекомендации по учету изменения коэффициента динамичности при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на нормативные документы:
1. ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий;
2. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
3. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
4. СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85);
5. СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85).
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями 1:
3.1 динамическая нагрузка: Нагрузка, дополнительно возникающая при движении транспортного средства по автомобильной дороге.
3.2 дорожная одежда: Конструкция, состоящая из покрытия и основания, предназначенная для передачи транспортной нагрузки на рабочий слой земляного полотна.
3.3 коэффициент динамичности нагрузки: Коэффициент увеличения нагрузки (деформации) при динамическом воздействии по сравнению со статическим.
3.4 коэффициент приведения: Отношение результата воздействия на дорожную одежду транспортного средства с определенной осевой нагрузкой к результату воздействия расчетного автомобиля (с учетом воздействия более легкой ведомой оси).
3.5 микропрофиль проезжей части: Продольный профиль поверхности автомобильной дороги по заданной полосе наката в виде массива вертикальных отметок, полученных с интервалом не более 0,25 м, содержащий неровности, оказывающие влияние на вертикальные колебания транспортного средства.
3.6 показатель ровности: Интегральный (суммарный) диагностический показатель ровности, приведенный к единице длины участка дорожного покрытия.
3.7 полоса движения: Полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.
3.8 полоса наката (колея): Часть полосы движения на поверхности проезжей части, подвергающаяся наиболее частому воздействию колес транспортных средств, следующих по данной полосе движения.
3.9 продольная ровность проезжей части: Один из показателей качества дорожного покрытия, характеризующий взаимное воздействие транспортных средств и покрытия дорожной одежды и влияющий на изменение вертикальных колебаний транспортного средства и динамической нагруженности дорожной одежды.
3.10 частота дорожных неровностей (дорожная частота): величина, обратная длине волны неровности.
4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Снижение фактического срока службы дорожных конструкций, рост деформаций и разрушений в дорожных одеждах, в первую очередь, связаны с воздействием транспортного потока на автомобильную дорогу 12.
4.2 Учет увеличения динамического воздействия нагрузки в результате накопления неровностей и определение коэффициента динамичности в зависимости от показателя ровности автомобильных дорог необходимы при расчете дорожных одежд на стадиях проектирования и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, а также при решении ряда прикладных задач (например, при расчете материального ущерба при проезде тяжеловесного и крупногабаритного транспорта) на стадии эксплуатации автомобильных дорог общего пользования [1-4, 8-12, 20*].
* Текст документа соответствует оригиналу. Поз. [13] и далее в разделе Библиография не приводятся- Примечание изготовителя базы данных.
4.3 Движение транспортного средства по автомобильной дороге сопровождается воздействием его колеса на дорожное покрытие в области, представляющей по своей конфигурации овал различной формы, зависящей от типа и грузоподъемности транспортного средства.
4.4 В настоящее время в нормативно-технической документации, разработанной для проектирования и усиления дорожных одежд, учет нарастания транспортной нагрузки на автомобильные дороги общего пользования осуществляется путем введения показателя прироста интенсивности движения [13].
4.5 В справочной литературе имеются данные о нагрузках на ось или нагрузках на колесо, которые передаются на дорожное покрытие от транспортных средств, и которые относятся к статическому давлению на горизонтальную площадку. Однако при движении транспортных средств касательные и вертикальные воздействия от колес на конструкцию автомобильной дороги имеют динамический характер и переменны по величине, направлению и по статистическим показателям (дисперсии и коэффициенту вариации).
4.6 Для опытно-экспериментального применения, накопления статистики и обобщения предлагается корреляционная зависимость взаимовлияния изменения коэффициента ровности IRI и изменения коэффициента динамичности с учетом квадратного корня скорости транспортного средства.
5 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗАВИСИМОСТИ ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МИКРОПРОФИЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ МАКСИМАЛЬНО-УЧИТЫВАЕМОЙ ДЛИНЫ И ВЫСОТЫ НЕРОВНОСТИ
5.1 Построение плана и микропрофиля автомобильной дороги по данным передвижной диагностической лаборатории (цифровая модель)
5.1.1 Для анализа числового ряда (цифровой модели дорожного покрытия) приемлема обобщенная модель, в которой отклонение Х измеряемой величины для n-го измерения от своего номинального значения представляется суммой трех слагаемых: детерминированной составляющей (представляемая как уклон), переменной случайной составляющей с коррелированными значениями (выделяемая составляющая ровности) и собственно случайной составляющей (типа дискретного белого шума, представляемая, в том числе, как макрошероховатость):
. (5.1)
Обосновывается, что последовательность не противоречит закону нормального распределения с и
, не зависящей от n.
Последовательность может быть представлена в виде аппроксимации по гармоническому закону или последовательностью стационарных коррелированных величин с нулевым математическим ожиданием и корреляционной функцией:
5.1.2 Рассматривается задача разделения числового ряда на детерминированную, коррелированную и случайную составляющие. Используют спектральный метод оценки параметров мгновенного распределения. Отклонения от линейной составляющей имеют вид:
. (5.3)
Выделение линейной составляющей целесообразно проводить методом наименьших квадратов. При таком способе получения реализации ее математическое ожидание . Величина чаще всего распределена по нормальному закону. Проверку такой гипотезы целесообразно проводить по критерию Пирсона.
Дисперсия последовательности является суммой дисперсий систематической и случайной составляющих:
. (5.4)
Случайные процессы и являются стационарными с нулевыми математическими ожиданиями: ,
.
Из условия некоррелированности последовательности следует, что задача выделения систематической составляющей аналогична задаче выделения случайного шума, обусловленного случайными помехами. Задачи решаются методом выделения линейной (кусочно-линейной) составляющей, а также методом линейной фильтрации и их аналогами.
Пример 1. Выделение составляющих цифровой модели автомобильной дороги на основе вычислительного моделирования иллюстрируется примером Чванова-Стекольщикова. Файл содержит N значений (рисунок 5.1):
Рисунок 5.1 Цифровой ряд результатов измерения участка автомобильной дороги