Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) в текущем году в учреждении применен коэффициент платной деятельности.
Должен ли коэффициент платной деятельности применяться при ведении бухгалтерского учета (например, должен ли быть распределен начисленный налог на имущество по КФО в соответствии с коэффициентом платной деятельности, примененным при планировании расходов, должны ли распределяться коммунальные расходы и другие расходы, установленные учредителем)? Верно ли, что ли коэффициент платной деятельности применяется только при планировании расходов в ПФХД и не применяется при ведении бухгалтерского учета расходов?

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии каких-либо указаний в отношении применения конкретного порядка распределения общехозяйственных и иных расходов между различными кодами финансового обеспечения деятельности со стороны учредителя, а также при отсутствии требований о согласовании учреждением выбранного метода с учредителем данный порядок распределения таких затрат, по нашему мнению, учреждение вправе установить самостоятельно и закрепить в локальном акте, в том числе такой способ распределения может осуществляться с применением коэффициента платной деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

16 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Порядок формирования госзадания изменился

Автор: Королева Я. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Порядок формирования госзадания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 в очередной раз изменен – корректировки внесены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2020 № 1052. Узнаем, что нового.

Главное нововведение, на которое следует обратить внимание руководителю бюджетного учреждения, – это введение формулы определения коэффициента платной деятельности. Другие значительные дополнения касаются применения корректирующих коэффициентов. Но обо всем по порядку.

Затраты на выполнение госзадания и общехозяйственные нужды разграничены

Ранее в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включались и «иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги». В редакции, предусмотренной Постановлением № 1052, конкретизировано: в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются иные затраты, непосредственно связанные с ее оказанием, в том числе на оплату коммунальных услуг, содержание объектов недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества (аренду указанного имущества) в части имущества, используемого в процессе оказания госуслуги (пп. «в» п. 19 Порядка формирования госзадания).

Скорректированы также пп. «а», «б» п. 20 Порядка формирования госзадания – в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание госуслуги включаются затраты на коммунальные услуги, на содержание объектов особо ценного движимого имущества, на аренду указанного имущества, за исключением затрат, названных в пп. «в» п. 19 Порядка формирования госзадания.

Таким образом, если затраты на «коммуналку», содержание объектов недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества непосредственно связаны с оказанием госуслуги, то они включаются в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием этой услуги (например, обслуживание дорогостоящего медицинского оборудования). А если перечисленные затраты связаны с выполнением госзадания косвенно, то они относятся уже к нормативу затрат на общехозяйственные нужды (например, обслуживание автотранспорта для бухгалтерии).

Применение корректирующих коэффициентов

Согласно абз. 1 п. 28 Порядка формирования госзадания нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными и автономными учреждениями, учредителями которых являются Правительство РФ либо госорганы, определенные в уставах таких учреждений, утвержденных нормативными правовыми актами Президента РФ, определяются при расчете объема финобеспечения выполнения госзадания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Минфином.

Согласно введенному Постановлением № 1052 новому абзацу в порядке, указанному в абз. 1 п. 28 Порядка формирования госзадания, может устанавливаться применение территориального корректирующего коэффициента, отраслевого корректирующего коэффициента и (или) иного корректирующего коэффициента, определяемых в соответствии с этим порядком.

Коэффициент платной деятельности при расчете затрат на уплату налогов

Самые большие и самые существенные изменения – в п. 33 Порядка формирования госзадания, согласно которому в объем финобеспечения выполнения задания включаются затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Правда, они касаются заданий для федеральных учреждений. Но, как правило, по образу и подобию «федералов» формируются задания для всех бюджетников.

Итак, если бюджетное или автономное учреждение оказывает платные услуги (выполняет работы) сверх установленного задания, осуществляет иную приносящую доход деятельность, то затраты, рассматриваемые в п. 33, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности по формуле:

= NУН х (1 – КПД), где:

NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

КПД – коэффициент платной деятельности.

Значение этого коэффициента с учетом особенностей, предусмотренных Правительством РФ, устанавливается как отношение планируемого объема доходов от платной деятельности к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания, и доходов от платной деятельности, определяемых с учетом информации об объемах указанных доходов, полученных в отчетном финансовом году, и рассчитывается по формуле:

КПД =

Vпд (план)

Vсубсидии (план) + Vпд (план)

Vсубсидии (план) – планируемый объем субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанный без применения коэффициента платной деятельности;

Vпд (план) – объем доходов от платной деятельности, планируемых к получению в очередном финансовом году с учетом информации:

об объемах оказываемых услуг (выполняемых работ) в отчетном финансовом году;

о получении (прекращении действия) лицензий, иных разрешительных документов на осуществление указанной деятельности;

об изменении размера платы (тарифов, цены) за оказываемую услугу (выполняемую работу).

Объем планируемых доходов от платной деятельности для расчета коэффициента платной деятельности определяется за вычетом налога на добавленную стоимость в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах операции по реализации услуг (работ) признаются объектами налогообложения.

Подчеркнем, что при расчете КПД не учитываются:

а) поступления в виде целевых субсидий из федерального бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

б) средства, поступающие:

в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование);

в виде платы, взимаемой с потребителя в рамках установленного госзадания.

Таким образом, КПД, определяемый по приведенной формуле, применяется для расчета затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения, если оно оказывает сверх установленного госзадания государственные платные услуги (выполняет платные работы).

Другие изменения

Пункт 3 Порядка формирования госзадания, касающийся показателей госзадания, уточнен. Если ранее это были показатели только услуг, содержащихся в госзадании, то теперь – услуг и работ.

Еще в п. 3 появился абз. 7, который применяется при расчете объема финансового обеспечения выполнения госзадания начиная с задания на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Как известно, задание может содержать допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема в отношении отдельной госуслуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение – в отношении всего госзадания или его части. Согласно нововведению порядок определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений устанавливается учредителем, Правда, пока данная корректировка касается федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Из пункта 46 Порядка формирования госзадания следует, что платеж, завершающий выплату субсидии, в четвертом квартале должен быть перечислен после представления бюджетным или автономным учреждением предварительного отчета о выполнении госзадания в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год. Срок представления предварительного отчета устанавливается в самом госзадании. А вот перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в четвертом квартале должно осуществляться не позднее 1 декабря текущего финансового года – это ограничение введено Постановлением № 1052.

В силу п. 48 Порядка формирования госзадания учредители определяют правила контроля выполнения госзадания. Однако согласно корректировкам эти правила должны предусматривать в том числе:

документы, применяемые федеральным госучреждением в целях подтверждения выполнения содержащихся в госзадании показателей объема оказываемых услуг (выполняемых работ), а также формы указанных документов (при необходимости);

формы аналитической отчетности, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ), и периодичность ее формирования.

Последнее изменение касается особенностей заполнения формы госзадания, а именно ч. II «Сведения о выполняемых работах». Согласно новой редакции показатели, характеризующие качество работы (п. 3.1 формы госзадания), приводятся в соответствии с данными, характеризующими качество услуг (работ), установленными в общероссийском базовом перечне или федеральном перечне, и единицами их измерения.

Источник

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

от 24 октября 2019 года N 72

Об утверждении Методики определения коэффициента платной деятельности при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным комитету по культуре города Барнаула

2. Руководителям муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных комитету по культуре города Барнаула, и специалистам комитета по культуре города Барнаула использовать Методику при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными комитету по культуре города Барнаула, а также при исполнении доведенных муниципальных заданий.

3. Настоящий приказ применяется к правоотношениям, возникающим при доведении муниципальных заданий муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным комитету по культуре города Барнаула, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение
к Приказу
комитета по культуре
города Барнаула
от 24 октября 2019 г. N 72

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАСЧЕТЕ ОБЪЕМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ КОМИТЕТУ ПО КУЛЬТУРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА

1.2. Целью Методики является формирование единых подходов к распределению плановых затрат учреждения на оплату налогов и коммунальных услуг в случае осуществления платной деятельности сверх установленного муниципального задания по видам финансового обеспечения (деятельности):

1.3. В Методике под коэффициентом платной деятельности понимается объем денежных средств, подлежащих распределению учреждением в рамках выполнения муниципального задания на оплату налогов и коммунальных услуг.

1.5. Область применения коэффициента платной деятельности:

1.5.1. при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) учреждением на очередной финансовый год;

1.5.2. при планировании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

2. Расчет коэффициента платной деятельности

2.1. При расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления учреждения в виде целевых субсидий, предоставляемых из бюджета города, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией муниципального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).

2.2. Источником информации для расчета коэффициента платной деятельности являются показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного председателем комитета.

2.3. Расчет коэффициента платной деятельности осуществляется по следующей формуле:

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения,

2.4. Фактическое значение коэффициента платной деятельности, сложившееся по результатам текущего финансового года, не должно быть выше соотношения поступившего объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания к общей сумме, включающей поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и доходов от платной деятельности (по подстатье КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»).

Приложение 1
к Методике
определения коэффициента
платной деятельности при расчете
объема финансового обеспечения
выполнения муниципального задания
на оказание муниципальных услуг
(выполнение работ) муниципальным
бюджетным учреждением,
подведомственным комитету
по культуре города Барнаула

Расчет коэффициента платной деятельности

Планируемый объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания, исходя из объемов субсидии, полученной в отчетном финансовом году на указанные цели

Планируемые поступления доходов от платной деятельности, оказываемой сверх доведенного муниципального задания, исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году

Источник

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

от 19 июля 2019 года N 142

2. В соответствии с Методикой Управлению финансово-экономической и образовательной деятельности (Никитин) рассчитывать и представлять на утверждение значения коэффициента платной деятельности, применяемые в целях корректировки затрат на уплату налогов в качестве объекта налогообложения, по которым признается имущество учреждений, при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания.

3. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства связи от 4 мая 2017 г. N 86 «Об утверждении Методики определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для учреждений, подведомственных Федеральному агентству связи».

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства связи И.Н.Чурсина.

Приложение
к приказу Федерального
агентства связи
от 19 июля 2019 года N 142

Методика определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства связи, оказывающими государственные услуги (выполняющими государственные работы), относящиеся к их основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания

I. Общие положения

2. Методика устанавливает правила определения коэффициента платной деятельности при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями.

3. Действие Методики распространяется на правоотношения, возникшие при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, начиная с государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

II. Расчет значений коэффициента платной деятельности

4. Источниками информации для расчета значений коэффициента платной деятельности являются показатели:

5. Расчет коэффициента платной деятельности осуществляется по следующей формуле:

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения,

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения— коэффициент платной деятельности;

Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Смотреть картинку Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Картинка про Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения. Фото Что такое коэффициент платной деятельности бюджетного учреждения— доходы от платной деятельности, определяемые исходя из объемов указанных поступлений в отчетном финансовом году, отраженных в Форме N 0503737 за отчетный финансовый год по виду финансового обеспечения (деятельности) «Приносящая доход деятельность» за вычетом грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средств, поступивших в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).

Информацию по объемам, исключаемых из расчета, направляют в Россвязь по запросу Россвязи или указывают в разделе 2 «Результаты деятельности учреждения» Отчета о результатах деятельности.

6. Рассчитанные по настоящей Методике значения коэффициента платной деятельности утверждаются руководителем Россвязи (или уполномоченным заместителем руководителя Россвязи) не позднее 1 августа текущего финансового года.

Источник

Финансирование госзадания: примеры расчетов

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Основным источником финансирования деятельности бюджетных учреждений (БУ) являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Объем субсидий определяется на основании показателей государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных госучреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания установлен Положением № 640. Выясним, какие нормы указанного порядка и каким образом влияют на финансы БУ.

Формула расчета объема субсидии на выполнение государственного задания

Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640. Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом. Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.

В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R) определяется по формуле:

R = ∑iNi х Vi + ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi+ NУН + NСИ, где:

Ni нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;

Vi – объем i-й услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;

Vw – объем w-й работы, установленной госзаданием;

Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;

NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.

Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (Vi, Vw) по установленной цене (Ni, Nw); в-третьих, часть затрат (NУН, NСИ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) составляет 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Фактические затраты в расчете на одного ребенка составили 980 руб. (например, достигнуты за счет оптимизации расходования материальных ресурсов: канцтоваров, наглядных пособий и т. д.).

Учреждение получило экономию в размере 84 тыс. руб., которой вправе воспользоваться для достижения целей, ради которых оно создано.

Переменные и постоянные затраты

Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (iNi х Vi+ ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi) и постоянная часть (NУН + NСИ).

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:

Зсов – совокупные затраты;

Зпер – переменные затраты на единицу услуг;

Зпост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.

БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение, уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?

Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.

Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (NУН), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (NСИ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в составе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества с учетом срока их полезного использования (пп. «б(1)» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б(1)», пп. «ж» п. 29 Положения № 640);

на коммунальные услуги (пп. «а» п. 20, пп. «г» п. 29 Положения № 640);

на содержание и аренду объектов недвижимого имущества (пп. «б» п. 20, пп. «д» п. 29 Положения № 640);

на содержание и аренду объектов особо ценного движимого имущества (пп. «в» п. 20, пп. «е» п. 29 Положения № 640).

Включая большую часть условно-постоянных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Исходные условия примера 1: объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) – 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Допустим, что фактические расходы на одного ребенка в размере 980 руб. состоят из условно-переменных 700 руб. и условно-постоянных 280 руб. Размер условно-постоянных расходов на весь объем – 1 176 тыс. руб. (280 руб. х 4 200 чел.). Как изменится финансовый результат, если объем госзадания по «присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу»:

а) увеличится до 4 500 детей в год;

б) уменьшится до 3 900 детей в год?

Рассчитаем объем госзадания:

а) R = 1 000 х 4 500 = 4 500 (тыс. руб.);

б) R = 1 000 х 3 900 = 3 900 (тыс. руб.).

Определим фактические затраты на выполнение госзадания, учитывая, что условно-постоянные расходы сохранятся на уровне 1 176 тыс. руб.:

а) Зфакт = 700 х 4 500 + 1 176 = 4 326 (тыс. руб.);

б) Зфакт = 700 х 3 900 + 1 176 = 3 906 (тыс. руб.).

Выявим финансовый результат (экономию или перерасход):

При увеличении объема госзадания с 4 200 до 4 500 услуг в год размер экономии возрастает с 84 тыс. руб. до 174 тыс. руб., при снижении объема до 3 900 услуг в год БУ получит перерасход 6 тыс. руб.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат. Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ. Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *