Что такое когнитивная сфера ребенка

Развитие когнитивных функций и возможные нарушения

В процессе взросления ребенок проходит несколько стадий когнитивного развития. И если возникает какое-либо отклонение, в первую очередь выясняют, на какой стадии это произошло. Это позволяет правильно выбрать метод коррекции, необходимый для восстановления процесса когнитивного развития личности. В нейропсихологии выделяют 4 этапа становления познавательной деятельности. Рассмотрим их и дадим краткую характеристику каждому.

Особенности развития когнитивной сферы

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенка

Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Итак, когнитивное развитие происходит в такие периоды:

Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.

Период сенсомоторного интеллекта

В этот период ребенок проходит чрезвычайно сложный путь: преодолевает инстинктивные реакции и переходит до осознанных, прогнозируемых действий. Мозг младенца должен научиться координировать движения в пространстве. В этот период к нарушениям можно зачислить задержку эмоционального и моторного развития (оценивается по контрольным показателям). Также должно происходить речевое развитие, суть которого состоит в накоплении мозгом информации и составлении так называемого «виртуального лингвистического учебника», благодаря которому позже, к двум годам, ребенок сможет пользоваться родным языком на базовом уровне. Задержку речевого развития, как правило, диагностируют позже, но определенные прогнозы можно сделать и сейчас.

Период дооперационального интеллекта

После двух лет ребенок начинает чувствовать разрыв между конкретно воспринимаемым объектом и понятием о нем. Он учится оперировать отвлеченными категориями. Для этого этапа свойственна центричность восприятия, то есть, восприятие объекта только с одной точки зрения. С двух лет уже проводят тестирования на предмет задержки развития когнитивных функций и навыков на этом этапе.

Период конкретных операций

На этом этапе ребенок начинает оперировать понятиями. Такое умение считается главным в готовности к школьному обучению, где уже необходимо мыслить категориально, выстраивать логические цепочки, систематизировать информацию. Задержка развития на этом этапе представляет собой неспособность проводить логические операции. Традиционные нарушения – дисграфия, дислексия. Они относятся к легким нарушениям и успешно корректируются.

Период формальных операций

Для этого периода характерно формирование способности мыслить гипотетически, совершать сложные умственные операции разных видов (редукция, дедукция, дизъюнкция, конъюнкция). На этом этапе ребенок переходит из младшей школы в среднюю. У многих детей возникают сложности на этом этапе, но чаще всего отклонения не является нарушениями развития. Обычно помогают справиться с проблемами консультации с психологом и опытными педагогами.

Нарушения когнитивного развития и коррекция

Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.

Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть. Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата.

Не стоит забывать, что даже если когнитивные навыки развиты хорошо, со временем они могут ухудшаться. Для профилактики следует тренировать память и внимание, развивать мышление. Викиум предоставляет уникальные тренажеры для мозга, способствующие развитию основных когнитивных функций. Тренируйтесь ежедневно, держите мозг в тонусе!

Источник

Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенка Алёна Шаповалова
Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Е. Н. Шаповалова, воспитатель МБДОУ детский сад №37

г. Новочеркасска, слушатель АПиП, ЮФУ

Е. В. Бочарова к. с. н. преподаватель АПиП ЮФУ

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Современный человек вынужден обрабатывать большой поток информации, в связи с развитием разнообразных форм массовой коммуникации. Объем знаний, необходимых для жизни увеличиваются с каждым днем, поэтому развивать когнитивную сферу необходимо с детства. Развивать внимание, так же важно, как и учить письму, счету, чтению. Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.

Развитие навыков концентрирования внимания – одна из главных задач в дошкольном возрасте. Более того, ребенок к подготовке к школе должен уметь не отвлекаться при выполнении различных действий, следовать инструкции и контролировать полученный результат. Поэтому очень важно, определить у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.

Ребенок в процессе своего развития старается имитировать речь своих близких, усваивая при этом, закономерности языка. На основе этих закономерностей, ребенок начинает строить свою речь. Особенности любого языка требует высокого уровня внимания и мышления, так как в процессе овладения языком необходимо владеть анализом, обобщением и дифференциации. Поэтому, познавательный процесс играет регулятором темпа и развития речи ребенка.

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный базис развития речи. По мнению Ж. Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Так как именно мышление помогает развитию языку. Язык, по мнению ученого, лишь частный случай символической функции, которая формируется лишь к определённому периоду развития ребёнка. Однако, с появлением речи, мышление ребенка перестраивается и развивается с огромной силой.

Жизненный опыт во многом определяет постепенный рост состава речи ребенка, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. В дошкольном возрасте складываются три функции речи,которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная функция. В процессе общения ребенок усваивает новые слова и словосочетания. Развивается интеллект и эмоциональная сфера.

2. Познавательная функция. В процессе игровой деятельности ребенок развивает восприятие и вербальную память.

3. Регулирующая функция. Данная функция позволяет ребенку планировать интеллектуальную деятельность.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Речь оказывает влияние на восприятие, ребенок дошкольного возраста активно использует названия свойств, качеств, признаков, состояний различных объектов.

Ребенок, в старшем дошкольном возрасте, осваивает приемы и средства создания различных образов, а память приобретает интеллектуальный характер. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым, более того, начинается постепенный переход от наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. (Жана Пиаже).[2]

В течение дошкольного возраста речь ребенка качественно видоизменяется. К старшему дошкольному возрасту завершается процесс фонематического развития речи, усваиваются грамматические формы языка и активно увеличивается словарный запас. К шести-семи годам речь ребенка становится средством общения и мышления.

Важным показателем когнитивного развития дошкольника является высокий уровень его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу шести-семи годам, на основе интенсивного интеллектуального и личностного развития ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения и переживания, нравственные качества и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериоризации им общественных норм.

С процессом развития речи происходит скачок в интеллектуальном развитии ребенка с появлением вербального и понятийного мышления. Слово включается в познавательную деятельность и становится орудием мышления.

У детей с трудностями в обучении отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное свободное своеобразие и большая распространённость нарушений речи (Е. В. Мальцева, В. А. Ковшиков и др.). Особенностью клинической составляющей нарушений у большинства таких детей является сложность речевой симптоматики, наличие комплекса речевых расстройств, сочетания различных нарушений речи. [3]

У большинства детей с трудностями в обучении наблюдается недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи, несформированность устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Импрессивная речь таких детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи дошкольников с нарушениями психического развития свойственны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, слабая сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович и др.). Структура речевого нарушения детей с трудностями в обучении является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов.

Отмечено также, что для дошкольников с трудностями в обучении интонационная выразительность речи не сформирована. У детей данной нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Восклицательная интонация дается сложней всего в дошкольном возрасте. У детей отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование высказывания. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не допускает длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. У детей с трудностями в обучении имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Нарушения речи часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой деятельности.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что у большинства дошкольников с трудностями в обучении имеется недоразвитие связной речи, которое наблюдается на протяжении всего дошкольного возраста. Только обладая хорошо развитой речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы и аргументировано излагать свои мысли.

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М. : Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: «МОДЭК», 2005. – 64с.

2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М. : «Гном-Пресс»; 2006. – 64с.

3. Ульенкова У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. 2006. – №1. – С. 18-24.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Зоопарк» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки «В царстве подводного мира» Образовательные области использования : 1. Социально-коммукативное развитие. 2. Познавательное развитие. 3. Физическое развитие. Задачи: 1.

Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема: Перелетные птицы Демонстрационный материал:.

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенкаПраздник правильной речи! Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Праздник был показан родителям в конце коррекционного периода на заседании Педагогической гостиной Цель: показать знания детей в конце.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Актуальность В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира.

Источник

Когнитивная сфера личности

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенка

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

Диагностика памяти:

Диагностика воображения:

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Источник

Когнитивные нарушения у детей: причины, признаки и симптомы, диагностика

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенка

К ак определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

Обратите внимание на:

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенка

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

Источник

Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенка Светлана Климова
Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста

1. Пояснительная записка

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера,которая включает в себя такие познавательные процессы как:

Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.

Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.

Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

— управление физиологическими состояниями;

— создание и реализация внутреннего плана действий;

— произвольная регуляция познавательных процессов;

— управление эмоционально-потребностными состояниями;

— активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.

Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.

Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.

Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.

Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды,то можно вывести следующие положения:

Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.

Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.

Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Цель программы: развитие и формирование когнитивной сферы детей среднего дошкольного возраста

1. развитие мнемических процесов когнитивной сферы

2. развитие перцептивных процессов когнитивной сферы

3. развитие интеллектуальной сферы когнитивной сферы

Когнитивное развитие детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссаль­ное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начал произвольного внимания и смысловой памяти.

С трех до семи лет отмечаются следующие изменения:

— снижаются пороги зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительнос­ти;

возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков;

развивается фонематический и звуковысотный слух;

— рука превращается в орган активного осязания.

Действия восприя­тия формируются в связи с овладением теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного вос­приятия формы, величины, цвета особое значение имеют про­дуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух – в процессе рече­вого общения, звуковысотный слух – на музыкальных занятиях.

Особое значение для развития восприятия в дошкольном возрасте имеет, как показали работы А. В. Запорожца, усвоение детьми систем сенсорных эталонов (сен­сорные эталоны –выделенные человечеством образцы свойств предметов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т. д.).

К концу дошкольного детства ребенок еще не владеет общепринятыми эталонами. Мерками для его восприятия служат представления о свойствах конкретных, хорошо знакомых предметов. Это проявляется в тех словесных обозначениях, которые ребенок дает свойствам предметов. Определяя, например, круглую форму,ребенок говорит о ней: «Как мячик»;о красном цвете говорит: «Как вишенка» и т. п. Если ребенка не знакомят специально с системами эталонов, он постепенно усваивает их при выполнении продуктивных видов деятельности. Применяемый материал (цветные карандаши, мозаика, строительные кубики) содержит основные образцы цветов и форм, серии величин. Ребенок отображает предмет, строит его модель, комбинируя образцы, в соответствии с характерными особенностями. Такое практическое моделирование — исходный пункт для пе­рехода к моделированию в зрительном плане.

Особая область развития восприятия – формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес). Для правильного восприятия нарисованного ребенок должен уметь учитывать особенности изображения. Он должен усвоить сложившиеся в обществе графические и живописные изобразительные нормы.

Специфические особенности детского восприятия:

— эмоциональность: дети воспринимают лишь то, что вызвало у них эмоциональный отклик;

— нерасчлененность: дети не выделяют в предметах главное и второстепенное;

— синкретизм: тенденция связывать при восприятии различные объекты и явления без оснований.

В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребен­ка. У дошкольника оно начинает предварять практическое дейст­вие. Это происходит благодаря тому, что ребенок научается пе­реносить способ действия, сложившийся в прошлом опыте, на другую ситуацию, не тождественную первой.

В дошкольном возрастеребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-об­разным и путем логичного рассуждения, опирающегося на по­нятия.

В основе развития мышления дошкольника лежит формиро­вание умственных действий. Исходный пункт этого формирования – реальное действие с материальными предметами. От та­кого действия ребенок переходит к внутренним свернутым дей­ствиям с реально представленными материальными предметами и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутрен­нем плане, где реальные предметы замещены представлениями или понятиями. Так путем интериоризации внешних действий образуются наглядно-образные и логически-понятийные формы мышления.

В опытах Ж. Пиаже было показано, что в возрасте от двух до семи лет решение задачи в умственном плане может проте­кать как умственный эксперимент. Им были обна­ружены следующие особенности детского мышления:

— отсутствие обратимости (т. е. возможности, проследив какое-либо преоб­разование, проделывать его в уме «в обратную сторону», вос­становив исходное положение);

— влияние наглядной ситуации на ход решения задачи.

Развитие словесных форм мышления в дошкольном детстве связано с изменением взаимоотношений речи и практического действия. У младших дошкольников высказывания в процессе решения практической задачи следуют за соответствующими действиями, как бы подводя им итог. На следующем этапе речь начинает предвосхищать действие, выполнять планирующую функцию. По мере накопления практиче­ского опыта ребенок переходит от словесного планирования к решению конкретных задач целиком в плане словесного рассуждения.

Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. В игре впервые возникает символика, замеще­ние одних предметов другими. Игровые замещения – исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге – знаками).

В продуктивных видах деятельности возникает речевое пла­нирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.

Решающая роль в становлении мышления принадлежит обу­чению. При соответствующих формах обучения (поэтапном формировании умственных действий) дошкольники овладевают полноценными понятиями и способами логического мышления.

Для развития мышления у дошкольников имеет значение изме­нение и расширение круга мыслительных задач, решаемых деть­ми, обогащение содержания мышления. Путём познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.

Воображение ребенка дошкольного возраста характеризуется богатством. Развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, изобразительной и другими видами деятельности. Основная линия развития воображения – его постепенное подчинение сознательным намерениям, превращение в средство воплощения определенных замыслов.

Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. В конце дошкольного возраста формируется возможность все более длительного произвольного управления вниманием, начи­нает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной. Переломный момент в развитии памяти – возникновение специальных мнемических действий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает применять соответствующие способы (например, повторяет несколько раз слова, чтобы их запомнить).

Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваи­ваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мыш­ления. Речь направляет работу воображения, внимания и па­мяти. Через речь ребенку передается опыт психической деятельности человечества.

К началу дошкольногодетства речь ребенка обладает следующим особенностями:

— ситуативна (она непонятна вне данной конкретной ситуации);

— мало регулирует собственные действия ребенка;

— ребенок не умеет отделить слов от обозначаемых ими предметов.

К концу дошкольного возраста речь ребенка:

— происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи;

— осуществляется переход к контекстной форме речи;

возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий;

— формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.

Психические явления формируются при участии речи в процессе различных видов деятельности под решающим влиянием воспитания и обучения.

1. более развиты мнемические процессы когнитивной сферы (памяти)

2. более развиты перцептивные процессы когнитивной сферы (восприятие, ощущение, внимание)

3. более развита интеллектуальная сфера когнитивной сферы (воображение, мышление)

II. Содержательный раздел

Тематическое планирование к программе развития когнитивных процессов детей среднего дошкольного возраста.

1. Какой игрушки не хватает?

2. Прятки с игрушками

3. Пластилиновая ворона

1. бывает – не бывает

3. пальчиковая зарядка

3. развитие мелкой моторики рук

2. нарисуй настроение

1. слушай и исполняй

2. слушаем и хлопаем

2. геометрическая мозаика

2. на что это похоже?

3. разноцветные снежинки

1. скажи только наоборот

2. волшебный мешочек

3. рисунки на крупе

1. развитие логического мышления

2. развитие тактильного восприятия

3. развитие мелкой моторики рук

1. подбери картинку

2. необычные кляксы

3. пуговичные узоры

1. запомни картинки

2. удивительные звуки

1. чудесный мешочек

2. удивительная ладонь

2. раз, два, три – говори

3. пластилиновый орех

1. логические задачки

1. отгадай по запаху

1. запоминаем слова

1. народные загадки

2. зачеркни кружок с точкой

3. игры со шнурками

3. игры со счётными палочками

1. горячий, холодный

3. работа с мозаикой

2. собери пирамидку

Тематическое планирование к программе развития когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста.

1. что сначала, что потом

4. рисование 2-я руками

5. запомни и зарисуй

1. найди закономерность

2. закончи предложения

3. чем похожи, чем отличаются

5. рисование 2-я руками

3. графический диктант

4. кем, чем был раньше

5. рисование 2-я руками

2. наглядное моделирование

4. логические задачки

5. рисование 2-я руками

4. выполни по образцу

5. рисование 2-я руками

2. рисование по точкам

3. что сначала, что потом

5. рисование 2-я руками

3. найди закономерность

5. рисование двумя руками

1. закончи предложения

2. чем похожи, чем отличаются

5. рисование 2-я руками

2. графический диктант

3. кем, чем был раньше

4. наглядное моделирование

5. рисование 2-я руками

3. логические задачки

5. рисование 2-я руками

3. выполни по образцу

4. что сначала, что потом

5. рисование 2-я руками

2. запомни и назови

3. удивительная ладонь

5. рисование 2-я руками

2. рисование по точкам

4. найди закономерность

5. рисование 2-я руками

1. закончи предложения

5. рисование 2-я руками

1. графический диктант

2. кем, чем был раньше

3. наглядное моделирование

5. рисование 2-я руками

3. логические задачки

5. рисование 2-я руками

2. удивительная ладонь

3. выполни по образцу

5. рисование 2-я руками

1. запомни и назови

2. рисование по точкам

3. что сначала, что потом

5. рисование 2-я руками

4. найди закономерность

5. рисование 2-я руками

1. закончи предложения

3. чем похожи, чем отличаются

5. рисование 2-я руками

Занятие 21 1. группировка

2. графический диктант

3. кем, чем был раньше

4. наглядное моделирование

5. рисование 2-я руками

3. логические задачки

5. рисование 2-я руками

3. выполни по образцу

5. рисование 2-я руками

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенкаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенкаНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть фото Что такое когнитивная сфера ребенка. Смотреть картинку Что такое когнитивная сфера ребенка. Картинка про Что такое когнитивная сфера ребенка. Фото Что такое когнитивная сфера ребенкаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком «Волшебный крючок» Пояснительная записка. Художественное.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *