Что такое когнитивность человека
Когнитивность
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Развитие когнитивных способностей
Категории:
Популярные публикации:
Порекомендовать друзьям:
Valeriy Krickiy 30.07.2021 3503
В области развития мозга существует понятие когнитивные способности. Эти способности развиваются самостоятельно, особенно в детстве, но со временем взросления этот процесс стоит дополнять разными упражнениями, чтобы не остаться на примитивном уровне. По сути, все взаимодействие человека с окружающим миром влияет на него либо положительно, либо отрицательно. Поэтому давайте разберемся вместе, как когнитивные способности сегодня влияют на качество жизни человека и как их качественно развивать.
Что такое когнитивные способности?
Когнитивные способности – это совокупность мыслительных процессов в мозгу человека, для правильного восприятия реальности и правильного принятия решений. Эти способности разделяют на ряд областей, к которым относиться память, воображение, логика, решение задач, восприятие и формирование понятий. Тренировка памяти доступна и легка, но нужно найти для этого время. Каждая из этих областей важна и нуждается в постоянном развитии. Если что-то не развивается, то хромает в целом весь потенциал человека. Очень хорошим сравнением будет пример с земледелием. Если вы очень хорошо удобрили землю, поливали ее каждый день, боролись с вредителями, но не заботились о том, чтобы бороться с сорняками, то урожай будет существенно хуже, чем, если бы вы занимались всем сбалансированно. Поэтому главная составная в улучшении мозга на когнитивном уровне является сбалансированность всех сфер.
Когнитивная недостаточность
Параллельное понятие на когнитивном уровне появилось позже с названием когнитивная недостаточность. Это состояние человека, когда он не может найти определенное решение из-за ухудшения когнитивных функций главного мозга. Часто такая недостаточность появляется на возрастном уровне у людей после 60 лет. А также может проявляться у людей, которые не разбираются в какой-то области. Если человек не может решить пример 11 умножить на 14, то он точно не сможет решить 18 умножить на 23. В этом и проявляется когнитивная недостаточность. Чтобы это исправить, нужна практика через упражнения или тренажеры для мозга, чтобы развить нужную область в когнитивных способностях. Упражнения должны соответствовать проблеме, чтобы со временем это упущение было исправлено.
Когнитивный потенциал в практической жизни
Сегодня многие не читают книги из-за потери времени в социальных сетях и просторах интернета. Таким образом, человек не развивает когнитивные способности, и не может достигнуть больших высот в своих умениях и способностях. Таким образом, человек в практической жизни, часто не знает, куда поступить учиться, чтобы получить профессию и образование. Статистика показывает, что в странах СНГ 80-90% людей работают не по профессии, и выбрали учебное заведение не правильно. Вся проблема в когнитивной недостаточности выбрать правильно кем стать. Подобная ситуация с рабочими местами. Многие работают очень короткий период времени на одном месте, поскольку работу, которую они выбирают, им не подходит. У многих людей часто нет представления, как состоятся в жизни из-за того, что многие становятся серой массой «плывя по течению». Вся причина в слабом когнитивном потенциале, который не развивается по разным причинам. Это лишь краткий ряд, где многие делают ошибку, не понимая этого. Сфера отношений, финансы, время, выбор материальных вещей, использование ресурсов. Из-за многих ошибок в этих важных сферах страдает общее качество жизни человека.
5 самых эффективных способов когнитивного развития
Предлагаем 5 ключевых шагов для когнитивного развития уже после прочтения этой статьи.
Делая итог, стоит сказать, что развивать сбалансированную когнитивность сегодня не сложно. Важно лишь направить свое время и потенциал в правильное русло тренируя мозг, и не тратить силы в ложном направлении, которые предлагают различные рекламы. Не упускайте возможность прожить жить эффективно, потому что в противном случае вашу жизнь проживут другие.
Когнитивные функции. Что это такое и как они нарушаются?
Американский Национальный институт старения рекомендует ряд профилактических мер для поддержания когнитивного здоровья и профилактики деменции.
Деменции могут предшествовать легкие когнитивные (нейрокогнитивные) нарушения. Так называют состояния, при котором когнитивные способности человека хуже, чем предполагает возрастная норма, но еще не соответствуют деменции. Это нарушение не обязательно переходит в деменцию.
При легких когнитивных нарушениях чаще доминируют отклонения со стороны памяти, но нарушаться могут речь, зрение и другие функции. Сайт клиники Mayo описывает возможные симптомы следующим образом:
Их могут сопровождать депрессия, тревожность, апатия, раздражительность и агрессивность.
Во время разговора врач может задавать человеку вопросы, которые позволяют в общих чертах оценить память и мышление человека. Если специалист сочтет нужным, он может назначить пациенту специальные тесты. Основные из них:
В научных исследованиях могут использоваться более узкие и специфические когнитивные тесты.
Самая известная причина когнитивных нарушений – деменция (слабоумие). Существует несколько типов этого расстройства, например, болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, деменция с тельцами Леви. Чаще они манифестируют в пожилом и старческом возрасте. Необратимые когнитивные нарушения также могут развиваться после инсульта и повреждений головного мозга.
Когнитивные нарушения могут быть временными, обратимыми. В такой форме они могут встречаться, например, при инфекциях, тяжелом дефиците витаминов, сильном обезвоживании, под действием лекарств.
К когнитивным функциям относят психические процессы, которые нужны для приобретения знаний (поэтому их часто называют познавательными), работы с информацией и рассуждений. Они отвечают за восприятие, внимание, обучение, память, владение речью, принятие решений.
Когнитивным здоровьем называют способность четко мыслить, учиться и помнить. Эти способности важны для повседневной жизни, выполнения рутинных задач. Когнитивные функции помогают нам адаптироваться к новым условиям, пользоваться имеющимися знаниями.
В новостях и исследованиях также можно встретить термин «исполнительные функции». Так называют те когнитивные функции, которые отвечают за контроль поведения, определение целей, способность к планированию и контролю внимания.
Развиваем когнитивные способности: как организовать информацию и ею управлять
По сути, это то, что делает нас человеком и отличает от обезьянок. К когнитивным способностям относят речь, мышление, способность рассуждать, обучение, вычисление, внимание, концентрацию, воображение, действие, принятие решений. Я хотела бы обратить внимание на слово «способности», ещё называют когнитивные «возможности» или «навыки». Можно легко догадаться, что способности необходимо тренировать, а, значит, без тренировки качество навыков может ухудшаться.
Снижению когнитивных способностей способствуют внешние и внутренние факторы. К внешним можно причислить образ жизни, неправильное питание, стрессовые ситуации, а к внутренним, например, неправильное кровообращение и плохо поступающий кислород к клеткам мозга.
Есть хорошие новости, невнимательность, слабая память и отсутствие фокуса — не приговор. Это такие же навыки, которые можно улучшать. И дальше мы разберём один из способов — управление информацией. В тексте я буду сразу приводить примеры, задания, поэтому отнеситесь к этой статье как к пинку для действия.
Очень важно понимать, как много точек сбора поступающей извне необработанной информации у нас есть. Сейчас объясню, что имею ввиду. В течение дня к нам приходит идея, мы её записываем в заметки, потом мы составляем список покупок в сохраненных сообщениях Telegram, нам приходят важные рассылки на почту, у нас есть учебные/рабочие чаты, откуда прилетают задачи, тг-каналы, ленты новостей в соцсетях и на медиа ресурсах и так далее. Это необработанная информация потому, что мы ещё не решили, что с этим всем делать, когда и где.
Если что-то из трёх столпов «что, когда и где» отсутствует, то эта информация отправляется в точку сбора. Ниже вы найдёте список, который поможет определить, как много точек сбора у вас есть. Отметьте для себя число напротив каждого пункта. Число — это количество таких точек сбора. Например, если вы используете 3 мессенджера (WhatsApp, Viber, Telegram), то напротив пункта «Мессенджеры» вам нужно указать цифру «3».
Список возможных точек сбора:
❑ Бумажные списки задач, списки дел и т.д.;
❑ Бумажные блокноты (рабочие, личные и т.д.);
❑ Поверхности в автомобиле;
❑ Мессенджер;
❑ Приложения для задач (Todoist, Asana и т.д);
❑ Поверхности стола;
❑ Электронная почта;
❑ Клеящиеся стикеры на какие-то поверхности (считайте «1» для одной поверхности, если их несколько, то ставьте нужное количество);
❑ Обрывки бумаги (салфетки, чеки и т.д.);
❑ Обычная почта (если ящик или адрес один, то ставьте «1», если больше, то ставьте нужное количество);
❑ Лента новостей (Соцсети, медиа и т.д.);
❑ Голосовая почта;
❑ CRM программа (SalesForce, 1С и т.д.);
❑ Физические коробки дома/на работе/на учёбе;
❑ Список задач на компьютере (Outlook, Google Tasks и т.д);
❑ Приложения для ведения проектов (Trello, Basecamp и т. д.)
❑ Карманы для одежды;
❑ Домашние зоны (кухонный стол, холодильник, ящики и т. д.);
❑ Шкафы для хранения документов (если используются для необработанной информации);
❑ Заставка рабочего стола компьютера или телефона;
❑ Помощники (ассистент, секретарь, члены команды);
❑ Диктофон (если используется для задач, идей и т.д.);
❑ Мозг (если вы используете его для запоминания дел);
❑ Доска.
Я что-то не учла? Допишите свой вариант. Чем больше у вас таких точек сбора, тем более вероятен хаос в вашем информационном потоке. Сколько у вас получилось? Нужно стремиться к сокращению этого числа, то есть к оптимизации инфо потоков.
Дэйв Крэншоу, автор и коуч по продуктивному лидерству, рекомендует организовать следующие точки сбора:
Дальше Дэйв рекомендует то, что, на мой взгляд, не особо актуально для нас сегодня (голосовая почта, например). Поэтому добавлю еще от себя:
Могу с уверенностью сказать, что такая оптимизация помогает мне в принципе нормально соображать. У меня не засоряются мысли ненужной информацией, если я этого не хочу. Я дозированно потребляю контент, когда у меня есть возможности и ресурсы. Поделитесь в комментариях вашими лайфхаками, открыта к новым подходам 😉
Когнитивность
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
Когнитивность в господствующих направлениях психологии [ ]
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» ( англ. cognitivism ).
Влияния [ ]
Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории [ ]
Когнитивная онтология [ ]
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Когнитивность как компрессия [ ]
Когнитивность как социальный процесс [ ]
Когнитивность в культурном контексте [ ]
Обобщение [ ]
См. также [ ]
ar:استعراف cs:Poznání da:Tænkning de:Kognition en:Cognition eo:Kognicio es:Cognición et:Tunnetus (psühholoogia) fa:شناخت fi:Kognitio fr:Cognition he:הכרה hy:Իմացական գործընթացներ id:Kognisi it:Cognizione ja:認識 lv:Kognitīvie procesi nl:Cognitie nn:Kognisjon no:Kognisjon pl:Procesy poznawcze pt:Cognição sk:Poznanie sr:Когниција sv:Kognition ta:அறிதிறன் ur:ادراک yi:באנעם zh:認知