Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева
Коллегии
Коллегии –это органы центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в 1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.
Преимущества коллегий по сравнению с приказами
Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)
1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия
1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.
1718 – было сформировано 9 коллегий
1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел
1721- образована Вотчинная коллегия
1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию
1726- создана Коллегия экономии
1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.
Компетенции коллегий при Петре I
Коллегии
Компетенция
Первые Президенты коллегий при ПетреI
Коллегия чужестранных дел
Управление государственными доходами
Контроль за судопроизводством
Распределение государственных рас ходов, составление штатов всех ведомств
Проведение финансового контроля со стороны государства
Руководство армией( комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутных войск)
Адмиралтейств- коллегия
Руководство флотом
Вотчинная коллегия
Духовная коллегия ( 1721)
Главный магистрат( 1720)
Контроль за городским управлением
Структура коллегий
3-4 коллежских советника
4 коллежских асессора ( заседателя)
— актуариус регистрировал и составлял акты)
Генеральный регламент
В 1720 году Пётр I учредил Генеральный регламент, который определял компетенции той или иной коллегии.
Работа коллегий
Рабочий день начинался в 6 или 8 часов утра (это зависело от времени года)
Продолжительность рабочего дня – 5 часов
Работа велась ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней.
Канцелярия коллегии готовила дела. Далее они отправлялись на рассмотрение в Общее присутствие коллегий. Решение должно было быть принято большинством голосов. Если решение не принималось, то вопрос передавался на рассмотрение Сената.
Всё делопроизводство в коллегии вёл секретарь, у него же хранилась печать коллегии.
Значение коллегий
Плюсы
Минусы
Создана централизованная система управления государством
Некоторые коллегии могли выполнять примерно одни и те же функции ( например, Берг- и Мануфактур- коллегии).
Государственным управлением охвачены многие сферы общественной жизни
Не все сферы жизни были охвачены деятельностью коллегий. Долгое время вне их компетенций оставались полиция, почта, медицина и даже образование.
Чёткое распределений функций между коллегиями
Решение принималось коллегиально, поэтому спросить за результаты деятельности конкретного человека было невозможно. Это осложняло контроль за деятельностью коллегий.
Генеральный регламент определял единые нормы деятельности всех коллегий
Таким образом, создание коллегий вместо приказов было значительным шагом вперёд в реформировании органов государственного управления. Однако существенные отрицательные моменты привели к тому, что в начале XIX века Александр I заменил коллегии министерствами, которые существуют и до сих пор.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
КОЛЛЕГИИ — (латинское, единственное число collegium), 1) в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жрецов, ветеранов, ремесленников и др.). 2) В России в 18 начале 19 вв. центральные… … Современная энциклопедия
коллегии — I (лат., ед. ч. collegium) в Древнем Риме, корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жреческие, ветеранские, ремесленников и др.). II в России, в XVIII начале XIX вв. центральные… … Энциклопедический словарь
Коллегии — (лат., единственное число collegium) 1) в России, в 18 нач. 19 вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 21 вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые… … Политология. Словарь.
Коллегии — (латинское, единственное число collegium), 1) в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жрецов, ветеранов, ремесленников и др.). 2) В России в 18 начале 19 вв. центральные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОЛЛЕГИИ — (лат. единственное число collegium) в Др. Риме, корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жреческие, ветеранские, ремесленников и др.) … Большой Энциклопедический словарь
КОЛЛЕГИИ — Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром Великим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
КОЛЛЕГИИ — (лат., ед. ч. collegium) 1) в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (жреческие, ветеранские К., К. ремесленников и др.); 2) в Российской империи в XVIII начале XIX вв. центральные… … Юридическая энциклопедия
Коллегии — I Коллегии (лат., ед. ч. collegium) в Древнем Риме, корпорации лиц, связанных отправлением культа или общей профессией. Различались К. религиозные, жреческие (арвальских братьев, понтификов, авгуров, фециалов, салиев и др.), ремесленные,… … Большая советская энциклопедия
КОЛЛЕГИИ — центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформ государственного управления. В России^ К. создавались по шведскому образцу. В указе от 12 декабря 1718 г. Петр I установил функции К. К. иностранных дел предстояло ведать … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.
Содержание
Причины образования коллегий
В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.
Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:
Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.
Эволюция системы коллегий
Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.
Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).
Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:
В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.
Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.
В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.
Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.
Генеральный регламент
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).
Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».
Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).
Работа коллегий
Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.
Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.
Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.
При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.
Значение коллегий
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
Минусы в работе коллегий
Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.
Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.
КОЛЛЕ́ГИИ, в Рос. империи в 18 – нач. 19 вв. центральные учреждения, основанные на коллегиальном принципе управления. Постановления в К. принимались т. н. присутствиями (собраниями присутствующих членов, которые состояли из советников и асессоров, возглавлялись президентами и вице-президентами) большинством голосов (в случае разделения голосов поровну президент имел преимущество в один голос) и подписывались всеми участниками обсуждения. За соответствием решений законодательству полагалось надзирать прокурорам (подчинялись ген.-прокурору Сената ), в их обязанности входил также контроль за деятельностью учреждения в целом. Материалы к заседанию присутствующих членов готовили канцелярские служители (письмоводители), они же оформляли принятые в К. решения. Коллежскими канцеляриями руководили секретари, которые докладывали дела (включая изложение законодат. норм по обсуждавшимся вопросам) в присутствиях, следствием чего была их организующая, а зачастую и ведущая роль в порядке заседаний и исходе прений. Для ведения журналов, протоколов, росписей решённых и нерешённых дел в распоряжении секретарей ряда К. были протоколисты (нотариусы до 1722), для ведения «записных книг входящих и исходящих» – регистраторы, финансовой документации – камериры и бухгалтеры, учёта текущих бумаг – актуариусы, хранения необходимых в дальнейшем материалов – архивариусы, а также переводчики с иностр. языков. Преобладали канцеляристы, подканцеляристы и копиисты, которых по аналогии с подьячими 16–17 вв. зачастую продолжали называть приказными. В структуру К. входили также внеканцелярские служители, а иногда и воинские команды «для караулов и посылок».
Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева
Коллегии
Коллегии –это органы центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в 1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.
Преимущества коллегий по сравнению с приказами
Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)
1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия
1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.
1718 – было сформировано 9 коллегий
1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел
1721- образована Вотчинная коллегия
1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию
1726- создана Коллегия экономии
1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.
Компетенции коллегий при Петре I
Коллегии
Компетенция
Первые Президенты коллегий при ПетреI
Коллегия чужестранных дел
Управление государственными доходами
Контроль за судопроизводством
Распределение государственных рас ходов, составление штатов всех ведомств
Проведение финансового контроля со стороны государства
Руководство армией( комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутных войск)
Адмиралтейств- коллегия
Руководство флотом
Вотчинная коллегия
Духовная коллегия ( 1721)
Главный магистрат( 1720)
Контроль за городским управлением
Структура коллегий
3-4 коллежских советника
4 коллежских асессора ( заседателя)
— актуариус регистрировал и составлял акты)
Генеральный регламент
В 1720 году Пётр I учредил Генеральный регламент, который определял компетенции той или иной коллегии.
Работа коллегий
Рабочий день начинался в 6 или 8 часов утра (это зависело от времени года)
Продолжительность рабочего дня – 5 часов
Работа велась ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней.
Канцелярия коллегии готовила дела. Далее они отправлялись на рассмотрение в Общее присутствие коллегий. Решение должно было быть принято большинством голосов. Если решение не принималось, то вопрос передавался на рассмотрение Сената.
Всё делопроизводство в коллегии вёл секретарь, у него же хранилась печать коллегии.
Значение коллегий
Плюсы
Минусы
Создана централизованная система управления государством
Некоторые коллегии могли выполнять примерно одни и те же функции ( например, Берг- и Мануфактур- коллегии).
Государственным управлением охвачены многие сферы общественной жизни
Не все сферы жизни были охвачены деятельностью коллегий. Долгое время вне их компетенций оставались полиция, почта, медицина и даже образование.
Чёткое распределений функций между коллегиями
Решение принималось коллегиально, поэтому спросить за результаты деятельности конкретного человека было невозможно. Это осложняло контроль за деятельностью коллегий.
Генеральный регламент определял единые нормы деятельности всех коллегий
Таким образом, создание коллегий вместо приказов было значительным шагом вперёд в реформировании органов государственного управления. Однако существенные отрицательные моменты привели к тому, что в начале XIX века Александр I заменил коллегии министерствами, которые существуют и до сих пор.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна