Что такое коллектив конспект

Классный час «Что такое классный коллектив». 1–3-й классы

Ход классного часа

2. (Слайд №1) Прочитайте тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей)

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

4. Осмысление отношений в классе (беседа-диалог).

(Слайд №3) Дружен ли наш класс? Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?

Вопросы для беседы на тему «Взаимопомощь в учебе».

1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры)

2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3) Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (высказывания детей)

Вопросы для беседы «Взаимопомощь в самовоспитании».

1) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали? (ответы учащихся)

2) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (ответы учащихся)

3) Как вы действуете в этих ситуациях? (ответы учащихся)

4) Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время? Чем занимаетесь? (ответы учащихся)

5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (ответы учащихся)

5. Физминутка «Давайте все делать, как я».

Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 притопа)
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
Давайте все скажем, как я. (Ура)
Давайте все скажем, как я. (Ура!)
А ну-ка, все вместе, все враз. (Ура!)
Все делают дружно у нас! (Ура!)

Вывод: Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? (ответы учащихся)

— Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

7. Практическая часть.

2) Составление памятки «Правила жизни в коллективе». (высказывания учащихся)

3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни классного коллектива вы считаете главными.

Подведение итогов работы в группах (Слайды 6-11 «Законы нашей жизни»: закон уважения, закон дружбы, закон храбрости, закон любви, закон доброты, закон милосердия, закон трудолюбия).

— Что означают для вас эти законы? (ответы учащихся)

8. Подведение итогов.

— Что такое классный коллектив?

— Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?

Источник

Что такое коллектив? Личность и коллектив.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выступление на педсовете МБОУ СОШ №30 г. Дзержинска

педагога-психолога Викуловой О.А.

Тема: Что такое коллектив? Личность и коллектив.

Понятие о коллективе появилось ещё в прошлом веке, и до сих пор проблема формирования коллектива актуальна, т.к. именно коллектив остается той единственной наиболее приемлемой, оптимальной и высокоорганизованной формой человеческого сообщества.

Все мы хорошо знаем, что такое коллектив :

— это группа высокого развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценностным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

общие цели и задачи

совместная деятельность, направленная на выполнение конкретных задач

наличие общих идеалов, традиций, которые находят выражение в атрибутах коллектива

наличие организационного ядра, осуществляющего руководство в демократическом стиле

сплоченность всех членов группы и связь микро-групп внутри коллектива, толерантность по отношению к другим группам

наличие высоконравственных общечеловеческих ценностей

личностное общение за пределами места существования коллектива

личностное развитие каждого члена группы, возможность выразить свою индивидуальность

отсутствие т. н. «эффекта группы»

Чтобы понять все преимущества коллектива, рассмотрим другие виды малых групп.

Социальная психология выделяет ещё 4 вида организации малых групп, помимо коллектива:

Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации проявляются в условиях группового общения.

Управление группой, также как и в диффузной группе, осуществляется не внутри неё, а извне.

Общественная направленность опосредующих факторов определяет просоциальный или асоциальный характер группы. Здесь также есть общая цель, но совместная деятельность не отражает стремление всех членов группы работать над выполнением групповой задачи.

Индивидуальные цели и стремления отдельного члена группы или микро-группы имеют первостепенное значение, поэтому общая деятельность возможна только в случае совпадения индивидуальной цели с конкретной групповой задачей.

В группе возможны общие ритуалы и традиции, которые чаще всего носят формальный характер.

Корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарным стилем руководства. Общая цель и совместная деятельность группы строится на основе узких индивидуалистических интересов ядра группы, которые выдаются за общегрупповые, поэтому группа часто противопоставляет себя другим группам.

Четкая иерархия не предполагает наличия внутригрупповых микро-групп.

Здесь важную роль играют групповые атрибуты и традиции, которые выражают идеалы и ценностные ориентации группы.

Кооперация – группа, характеризующаяся объединением усилий её участников для выполнения конкретных задач, ведущих к достижению цели, имеющей общественное содержание. Для группы характерно четкое распределение функций, ролей и обязанностей между всеми её членами. Как правило в группе есть сильное руководящее ядро, которое осуществляет руководство любым стилем и методом, дающим возможность осуществить групповую задачу, при этом не учитываются индивидуальные особенности членов группы, и личностные интересы подчинены общим интересам группы. Поэтому такая группа не может существовать вне конкретного места и времени выполнения общегрупповой задачи. Справившись с ней, группа распадается на отдельные микро-группы, объединенные общими интересами, не совпадающими с общегрупповой целью. Здесь также возможны характерные для данной группы атрибуты и строгое требование соблюдения ритуалов, характеризующих общественную направленность группы. Выработать традиции, как правило, не удается, поскольку её члены не имеют совместного досуга.

Как видно из характеристики различных видов малых групп, все они, включая коллективы, имеют следующие общие черты:

общие цели и задачи

совместная деятельность, направленная на выполнение конкретных задач

наличие общих идеалов, традиций, которые находят выражение в атрибутах

наличие организационного ядра или лидеров, направляющих деятельность группы.

Поэтому главное отличие коллектива от других форм малых групп состоит в том, что только коллектив предполагает личностное становление и развитие каждого члена группы, что и делает коллектив в действительности высокоорганизованным человеческим сообществом, чего нельзя сказать об остальных видах малых групп.

В социальной психологии есть понятие «эффект группы»: чем больше индивидов объединено общей целью, тем ярче выражено подчинение каждого индивида групповому чувству, основанному на инстинктах. Иными словами, собравшись вместе, индивиды перестают руководствоваться в своих поступках правилами человеческого поведения и морали и поддаются влиянию инстинктивного поведения (как это происходит у животных).

«Эффект группы» проявляется во всех других видах групп, кроме коллектива:

в диффузной группе – в виде животных инстинктов, «инерционного» поведения,

в ассоциации – в индивидуализме, доходящем до эгоцентризма,

в корпорации – в различных формах фанатизма,

в кооперации – в проявлении конформизма и т.н. «конформизма наизнанку», рождающего крайние формы негативизма.

И только в коллективе групповой эффект отсутствует, потому что только коллективу присущи такие черты, как толерантность, личностное общение, осознанная деятельность, возможность раскрыть и проявить собственную индивидуальность, наличие высоконравственных общечеловеческих ценностных ориентиров. Именно это и делает каждого члена личностью, а группу – коллективом.

Источник

Конспект урока на тему: «Чтобы быть коллективом».

Конспект урока на тему: «Чтобы быть коллективом».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Чтобы быть коллективом».»

Цели: Дать понятие коллектив, виды коллективов.

Задачи: формировать сплоченный коллектив; развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки; корректировать поведение учащихся; воспитывать толерантное отношение друг к другу,

Расширять представление учащихся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания.

в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

в Италии – горячо обниматься.

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром

2. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

Дорогие ребята вот уже почти три месяца мы с вами изучаем новый предмет основы религиозной культуры и светской этики. На наших уроках мы говорили о различных правилах, законах. Давали характеристики людям и их поступкам. Надеюсь вы уже многое узнали. И я предлагаю вам вспомнить некоторые слова, которые являются неотъемлемой частью этого предмета.

А поможет нам в этом кроссворд. Отгадав его вы узнаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Слайд 1

Ответы на вопросы записываем по диагонали.

1. Как называется наука о нравственной жизни человека (этика)

2. Подбери однокоренное слово к глаголу доверять, которое бы было выражено им. существительным среднего рода, единственного числа.

3. Найди слово которое я пропустила: Без поставленной (цели), ты не добьёшься результата.

4.Как называют человека который говорит извините, спасибо, здравствуйте? (вежливый)

5. Если тебе доверили что то или кого то, значит на тебя возложили (ответственность)

6. Все граждане нашей страны должны соблюдать? (законы)

7. Очень часто от взрослых мы слышим фразу: «Ты должен отвечать за свои (поступки)

8. Прятки – это русская народная (игра)

9. В школе мы очень должны соблюдать определенные (правила).

Вот мы и отгадали наш кроссворд.

Какое слово у нас получилось по вертикали. (коллектив)

3. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

Правильно ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же такое коллектив и какие виды коллектива бывают.

А как вы думаете что мы сможем узнать беседуя о коллективе?

Скажите ребята а вы верите в чудеса?

Если вы будете сегодня хорошо работать то в конце урока вас ждет маленькое чудо.

И так что же такое коллектив. Слушаю ответы детей.

4. Восприятие и осознание нового материала.

А вот что об этом пишет энциклопедия. Слайд 2

Коллектив – группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.

Ребята а скажите пожалуйста можно ли назвать коллектив-

-Танцевальным Слайд 3

— А наш класс можно назвать коллективом? А к какому виду мы его можем отнести? Учебный.

А знаете ли вы, для чего люди стремятся попасть в коллектив?

(Чтобы общаться) слайд 4

Люди стремятся в коллектив для общения. Но достаточно ли для образования коллектива только общения?

Попробуйте разобрать такую ситуацию. Встретились в гостях 10 человек и стали обсуждать разные вопросы. Был коллектив. Праздник закончился, все разошлись, и нет коллектива.

Как видите, общение – условие создания коллектива, но его недостаточно, чтобы коллектив был прочным.

Что же, сделает коллектив прочным? (слайд 5) (общее дело)

Можем ли про себя сказать что нас объединяет не только общение, но и общие дела.

Игра «Дружный класс» Учитель называет дела, которые можно сделать вместе и дружно. Если учащиеся согласны, они хлопают в ладоши.

Создать классную библиотеку.

Убежать из школы во время урока физкультуры.

Помочь благоустроить школьный двор.

Нарисовать на стенах школы черной краской

Выехать на природу.

Пойти в больницу к заболевшему товарищу.

Баловаться в столовой.

Произносить плохие слова

Спеть веселую песню.

Всем классом сходить в кино.

В давние времена была семья –и жило в этой семье сто человек, и в этой семье царили мир, любовь и согласие.

Молва об этом долетела до правителя.

И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»

Глава семьи взял бумагу и написал на ней что-то.

-Как вы думаете, что написал глава семь?

Обсуждение в группах. Высказывание предположений детей.

-Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз была написана одна и та же фраза ПОНИМАНИЕ-ДОВЕРЕЕ-ДРУЖБА

— Почему ЭТИ ТРИ ПОНЯТИЯ так важны?

А готовы ли вы полностью довериться своему однокласснику?

Сейчас мы проверим.

Молодцы. Я вижу, что вы смелые и добрые ребята. И вы доверяете друг другу.

А знаете, ребята, что в коллективе у нас есть не только мальчишки а еще и девчонки. И некоторые мальчики стесняются своей дружбы с девочками. Они никак не могут понять, что помогая девочкам, защищая их, они становятся рыцарями. И девочки при этом начинают чувствовать себя настоящими принцессами.

Мне бы хотелось чтобы вы послушали небольшое стихотворение:

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый,

Как приятель, он не раз

Провожал ее до дому,

До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе Он ходил на стадион.

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане Стал захаживать жених!»

Отворяют дверь соседи, Улыбаются: «Привет! Если ты за Таней, Федя, То невесты дома нет».

Стоит вместе появиться, За спиной уже: «Хи-хи! Иванов решил жениться, Записался в женихи!»

Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил. И не думал он влюбляться,

И не знал он до сих пор, Что он будет называться Глупым словом: «Ухажер!»

Чистой, честной и открытой Дружба мальчика была. А теперь она забыта! Что с ней стало? Умерла!

Умерла от плоских шуток, Злых насмешек, шепотков, От мещанских прибауток Дураков и пошляков.

Как вы думаете для чего я вам прочитала это стихотворение?

6. Закрепление и осмысление нового материала

Да ребята вы все правильно говорите и я надеюсь что вы никогда не будете смеяться и завидовать дружбе других детей.

Ребята я приготовила вам подарок. Нарисовала дерево. а листики к этому дереву мне бы хотелось чтобы вы наклеили сами. У меня на столе лежат листики на которых написаны слова благодаря которым наш коллектив станет крепким и слова которые наоборот разрушают коллектив. Выберите нужные листики и наклейте их на дерево.

Зеленые слова честность вежливость ответственность помощь терпимость дружба доброта уважение забота юмор смекалка

Желтые слова ложь воровство драчливость крикливость оскорбление зависть наглость унижение ненависть месть.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Ребята, в начале нашего урока за хорошую работу я обещала вам маленькое чудо.

В преддверии нового года Дедушка Мороз не только забирает письмо с пожеланиями на новый год, но и сам подбрасывает письма ребятам. И пока вы были на уроке физической культуры ко мне приходила Снегурочка и сказала что дедушка мороз спрятал для вас пожелания благодаря которым коллектив нашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают, будут получать позитив от общения с вами. А пожелания он спрятал под некоторыми партами, найдите и прочитайте эти пожелания.

1. Уважай собеседника
2. Будьте тактичными
3. Не унижайте собеседника
4. Не принижайте достоинств собеседника, не ставьте его в неловкое положение
5. Будьте внимательны к собеседнику
6. Умейте слушать и слышать собеседника Не перебивайте его
7. Стремитесь к взаимопониманию.

-Сегодня мы еще раз убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив очень сплоченный.

Я надеюсь, что этот разговор пойдет вам на пользу. Вы будете более внимательными к друзьям, уважать их, будете всегда готовы прийти на помощь.

Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню «Вместе весело шагать».

Источник

Тема по ВПП № 29 (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву)

Общие признаки воинского коллектива

«Воинский коллектив» — это определение мы часто употребляем сами и слышим из уст других. О нем ведут речь на собраниях, служебных совещаниях, занятиях по военно-политической подготовке, на воспитательных мероприятиях и т.д.

Несомненно, что каждый военнослужащий в большей или меньшей мере ощущал на себе влияние коллектива. Как правило, это влияние благотворное, но, к сожалению, нередко оно бывает и противоположной направленности. Конечно, не всегда его можно заметить сразу. Оно осуществляется не одним актом, не мгновенно.

Хороший воинский коллектив стихийно не складывается. Его надо сформировать, воспитать, сплотить. Когда трудности становления коллектива преодолены, то ему по плечу самые сложные задачи.

Воинский коллектив и его основные признаки

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей общности людей, которые образуются благодаря их общению и взаимодействию в ходе совместной деятельности.

Одним из социальных качеств человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.

Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей различных величин, характера и длительности времени существования.

Действенным фактором духовного сближения военнослужащих, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив является совместная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки.

В процессе решения общей задачи быстро наращивается количество нитей сцепления между военнослужащими, отлаживаются процессы управления и организации, сближаются точки зрения и характеры.

Происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования. От простой совокупности людей, еще не способной к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.

Процессы развития неорганизованных совокупностей людей в воинские коллективы — типичные ситуации в воинской деятельности мирного и военного времени. Комплектование и формирование подразделений, создание сводных отрядов непосредственно в ходе боя — все это задачи, решаемые посредством преобразования неорганизованной, порой разрозненной людской массы в дееспособные боевые единицы.

Но сама по себе никакая организационно-штатная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда рождается единый социальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые предпосылки для всестороннего развития личности каждого отдельного военнослужащего.

Социально-психологической основой воинского коллектива становятся многообразные духовные связи, которые прочно соединяют военнослужащих в единое целое. Чем они разнообразнее, тем прочнее коллектив.

Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня. Коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает основания судить об уровне его зрелости.

Что же мы понимаем под коллективом? Вполне понятно, что один человек — не коллектив. Это не вызывает сомнений. А вот если два-три, несколько человек, люди в зрительном зале, болельщики на стадионе — все это коллектив или нет?

«Коллектив» — понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого — связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».

Коллектив, как трактуют отечественные психологи и педагоги, — это сознательно созданное объединение людей для их совместной деятельности во имя определенных, общественно полезных целей.

«Воинский коллектив» — понятие широкое. Правомерно назвать коллективом и Вооруженные Силы в целом, дивизию, полк и подразделение. Поэтому в педагогической практике выделяют первичный коллектив, то есть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и социально-психологическом объединении.

Что такое коллектив конспект. Смотреть фото Что такое коллектив конспект. Смотреть картинку Что такое коллектив конспект. Картинка про Что такое коллектив конспект. Фото Что такое коллектив конспект

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами.

Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять расчет, экипаж, группа и т.д., где военнослужащие находятся в непрерывном деловом, бытовом взаимодействии и общении друг с другом.

Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается.

Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен — в коллектив спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать военнослужащих вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

Таким образом, в самом общем виде воинский коллектив — группа военнослужащих, имеющих различные характеры, жизненный опыт, профессиональную подготовленность, объединенная на основе единства деятельности сложившимися в ее процессе отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности общими потребностями и интересами.

Что такое коллектив конспект. Смотреть фото Что такое коллектив конспект. Смотреть картинку Что такое коллектив конспект. Картинка про Что такое коллектив конспект. Фото Что такое коллектив конспект

Следовательно, основными отличительными признаками воинского коллектива выступает то, что это:

— высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные и другие задачи;

— специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.

Воинский коллектив имеет еще ряд признаков:

— коллективом считается такая совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности;

— одним из основных признаков коллектива выступает единство решаемых задач, целей и процесса деятельности;

— коллектив предполагает общую (совокупную) деятельность, которая невозможна без коллективного мастерства, навыков делового взаимодействия, и систему руководства и дисциплины;

— важный признак коллектива — система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения военнослужащих и служат тем звеном, которое связывает их в единый социальный организм.

Рассмотрим более подробно некоторые ключевые признаки воинского коллектива, которые отличают его от других малых групп.

Первый признак — стоящая перед коллективом социально значимая цель, которая осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым эффективность совместной деятельности.

Подчеркивая важность этого признака, известный отечественный педагог А.С. Макаренко называл коллектив целеустремленным комплексом личностей. В данном случае нужно иметь в виду, что речь идет не вообще о деятельности, а о коренной, главной цели деятельности, так как отдельные частные цели деятельности отдельно взятого военнослужащего могут быть различными.

Таким образом, коллектив прежде всего характеризуется наличием единых общественно значимых целей и задач.

Второй признак — наличие в группе людей единого руководства и определенной организационной структуры, предполагающих четкие отношения руководства и подчиненности.

А.С. Макаренко отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т.е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Подчинение воле коллектива, признание авторитета его руководителя, дисциплинированность и исполнительность закладывают фундамент каждого коллектива.

Третий признак — наличие устойчивых коллективистских взаимосвязей и взаимоотношений между членами коллектива, общих для всех идей, настроений, нравственных принципов. Для воинского коллектива характерны наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность, которые обеспечивают положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость. В основе таких взаимоотношений находится принцип: человек человеку — друг, товарищ и брат.

В повседневной службе принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу военнослужащих с общей положительной социальной направленностью (коллектив воинского подразделения, части, соединения и т.д.). Однако такие группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределение функций, должностная иерархия, отношения субординации. При более тщательном изучении нередко оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, что она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнений, имеют место негативные внутригрупповые традиции и т.п. В таком случае еще предстоит большая работа по изменению стиля мышления личного состава, изменению векторов межличностных отношений, воспитанию общих ценностных ориентаций, чтобы такая внутренне разрозненная группа военнослужащих превратилась в настоящий воинский коллектив.

Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в воинском подразделении можно выделить деловые (формальные) и личные (неформальные) отношения. Деловые отношения основываются на совместном решении задач воинской деятельности, на поддержании и соблюдении уставных правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичных интересов.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между военнослужащими складывались хорошие, товарищеские отношения. Поэтому один из основных признаков коллектива — налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между военнослужащими. Круговая порука и всепрощение, которые чаще всего вызваны личными, узкогрупповыми симпатиями и антипатиями, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Основными признаками воинского коллектива выступают: организация, наличие органов управления, руководства; общественно-значимая цель деятельности; длительность совместного пребывания; определенный уровень спаянности и дисциплины; общая психология.

Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих. Воинская служба требует от всех участников совместной деятельности взаимной зависимости и ответственности в различных ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать и согласовывать свои действия с сослуживцами, а часто и управлять коллективом.

Воинский коллектив также способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении военнослужащего от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.

Следует также иметь в виду, что воинский коллектив имеет свои особенности. В чем же они заключаются?

1) В своеобразии и особой общественной значимости выполняемых задач. Воинский коллектив предназначен для обеспечения безопасности Отечества, а если необходимо, то и для вооруженной борьбы, имеющей целью защитить неприкосновенность страны, интересы российского государства. Поэтому исключительно важно, чтобы каждый военнослужащий понимал политическую, государственную значимость этих задач. Осознание этой высокой ответственности сплачивает личный состав, побуждает к согласованным действиям по выполнению указанных служебных, а при необходимости и боевых задач.

Уставная определенность норм и правил поведения, порядка в подразделении способствует формированию у каждого военнослужащего исполнительности, аккуратности, закаляет волю и характер, вырабатывает согласованность и привычки коллективных действий.

4) В относительном однообразии, стабильности деятельности, круглосуточности совместного пребывания значительной части членов коллектива.

5) В оторванности военнослужащих, особенно проходящих военную службу по призыву, от семьи, родных и близких.

6) В моральном стимуле. Если в основе деятельности многих коллективов значительную роль играют материальные стимулы наряду с другими, то для большей части воинских коллективов (особенно состоящих из военнослужащих по призыву) материальные стимулы деятельности почти отсутствуют. Здесь центр тяжести перемещается на моральные стимулы.

7) В разнородности состава воинского коллектива (военнослужащие, проходящие службу по призыву, по контракту, рядовые, сержанты, прапорщики, офицеры, национальность, образование, гражданская профессия, интересы, знания и пр.).

Все воинские коллективы проходят в процессе своего становления ряд этапов. В связи с этим различают четыре вида коллективов. Для их характеристики важнейшее значение имеют: уровень требовательности в коллективе; результаты учебно-боевой и служебной деятельности; уровень активности в жизни коллектива.

1-й вид коллектива. Коллектив, находящийся на низком уровне зрелости (развития), имеет следующие признаки:

— командир подразделения и его заместители требуют от всех военнослужащих необходимого поведения, выполняют основную организаторскую работу, младшие командиры не включены в эту деятельность;

— личный состав ознакомлен с задачами, стоящими перед подразделением, но наблюдаются значительные отличия в поведении отдельных членов коллектива (разное стремление к повышению своей квалификации, разный уровень дисциплинированности и т. д.);

— общественная активность в коллективе низкая (общественное мнение в поддержку требований командиров не сформировано, собрания проходят формально, без открытого высказывания своих мнений, без критики нарушителей дисциплины со стороны членов коллектива, актив не действует самостоятельно);

— в работе младших командиров отмечаются элементы формализма (выявление способностей людей ведется на низком уровне и т.д.).

2-й вид коллектива. Ему присущи такие черты:

— достигнуто единство требований со стороны офицеров, прапорщиков, сержантов и актива, при этом требования воспринимаются личным составом как требования всего коллектива, поддерживаются большинством его членов;

— личный состав включен в борьбу за повышение мастерства, установлено сотрудничество и взаимопомощь между различными группами в коллективе, сформированы традиции коллектива и т.д.;

— активность в общественной жизни наблюдается у большинства членов коллектива, отмечается здоровая критика на собраниях, спортивные мероприятия проводятся регулярно при исходящей инициативе актива; вместе с тем отмечается «здоровый пассив», который самостоятельно не проявляет инициативы, есть или могут быть отрицательно направленные микрогруппы, ощущается отрицательное влияние отдельных недисциплинированных личностей;

— в работе командиров особое внимание уделяется активу, чтобы он был достаточно авторитетен.

3-й вид коллектива. Для коллектива, имеющего высокий уровень зрелости (развития), характерно следующее:

— единство требований командиров, актива и коллектива к отдельным военнослужащим;

— абсолютное большинство воинского коллектива — люди, стремящиеся к достижению наиболее высоких результатов в служебной деятельности; у военнослужащих развивается чувство гордости за военную службу, при этом коллектив подразделения рассматривается ими в качестве элемента более крупного коллектива — соединения (части), и поэтому преобладает мнение, что общий успех зависит от каждого из них; вместе с тем еще возможно отрицательное влияние отдельных межличностных взаимоотношений на эффективность деятельности коллектива;

— абсолютное большинство членов воинского коллектива проявляют активность в общественной жизни, в подготовке различных мероприятий и спортивно-массовой работе;

— в коллективе сложились отношения взаимной ответственности, товарищеской взаимопомощи;

— командование подразделения опирается в своей работе на актив, учитывает традиции и общественное мнение, стиль работы командиров характеризуется тем, что они умело используют свой моральный авторитет.

4-й вид коллектива. На высшей ступени зрелости (развития) коллектива:

— достигнута высокая требовательность к себе каждого его члена, и сложилась атмосфера высокой требовательности к каждому без исключения, причем наиболее высокие требования предъявляются к тем, кто лучше подготовлен и более опытен;

— все члены коллектива проявляют постоянную активность в общественной жизни, общественное мнение выступает высшим регулятором поведения людей;

— командиры в решении всех вопросов службы, быта и досуга полагаются не столько на силу приказа, сколько на резервы активности, имеющиеся в коллективе.

Таким образом, в сущности, сплоченный коллектив характеризуется сочетаемостью взглядов, согласованностью действий и положительным настроением. Однако такая гармония жизнедеятельности образуется не сразу и не автоматически, поскольку имеется большое количество факторов разобщения.

Психологическая атмосфера

в коллективе и его сплоченность

Все перечисленные признаки и особенности находят выражение в психологии воинского коллектива.

Психология воинского коллектива — своеобразная атмосфера (социально-психологический климат) в нем, которая характеризуется определенным тоном, настроением и проявляется в коллективных интересах, устремлениях коллектива, в коллективных мнениях, обычаях и традициях.

Одним из компонентов психологической атмосферы коллектива является коллективное мнение. Это оценочное суждение и отношение коллектива или его большей части к тому или иному явлению жизни.

Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. Каковы особенности коллективного мнения?

Мнение категорично, оно выражает одобрение или осуждение, пожелание или требование и формируется лишь по вопросам, затрагивающим общие интересы членов коллектива.

Мнение коллектива — мнение большинства. Поэтому оно обладает большим авторитетом и имеет огромное значение не только для коллектива в целом, но и для каждого военнослужащего в отдельности. Включая в себя убеждения коллектива, оно подчиняет себе личность.

Что такое коллектив конспект. Смотреть фото Что такое коллектив конспект. Смотреть картинку Что такое коллектив конспект. Картинка про Что такое коллектив конспект. Фото Что такое коллектив конспект

Коллективное мнение оценивает действия каждого военнослужащего всесторонне и оперативно. Мнение коллектива воздействует на того или иного военнослужащего иногда эффективнее, чем иные меры командиров.

К числу его основных видов можно прежде всего отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом важно учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе).

Известны случаи, когда коллективное мнение имеет отрицательную направленность. Поэтом формирование общественного мнения, его направленности должно быть всегда предметом особой заботы младших командиров и актива подразделения.

Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение — эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Коллективные настроения и чувства характеризуют состояние психологии коллектива: подъем, радость, гнев, возмущение, страх, усталость, апатию, разочарование, ненависть и др.

Коллективное настроение обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Оно мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива — это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира.

Что такое коллектив конспект. Смотреть фото Что такое коллектив конспект. Смотреть картинку Что такое коллектив конспект. Картинка про Что такое коллектив конспект. Фото Что такое коллектив конспект

Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказывают коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

К сожалению, в воинских подразделениях находит проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества. Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что в целом снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С. Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом — она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение представляют серьезную проблему не только для офицеров-начальников, но и для младших командиров, актива подразделения, всех дисциплинированных военнослужащих.

В качестве весьма важного социально-психологического явления воинского подразделения выступает лидерство.

Считается, что лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу людей, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменения в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер — элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

В то же время следует учитывать, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов: эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер («душа группы») — это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

В зависимости от направленности влияния лидерство можно рассматривать как конструктивное, деструктивное и нейтральное. Первое способствует осуществлению целей подразделения. Второе формируется на базе стремлений, наносящих ущерб коллективу. Третье не влияет непосредственно на эффективность служебной деятельности (лидерство среди бойцов одного подразделения — любителей футбола). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры. Такой лидер, например, может вступить в конфликт с командованием, санкционируя даже в сфере служебной деятельности только те решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Напрямую бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние руководству. Для устранения такого рода лидеров необходимы совместные усилия и офицеров, и младших командиров, и актива подразделения.

Устранение деструктивного лидера наряду с другими факторами обеспечивает развитие сплоченности коллектива.

Объединить военнослужащих в монолитный, сильный коллектив — дело сложное, но необходимое.

Сплоченный и дружный воинский коллектив формируется в ходе всей служебной деятельности и обучения военнослужащих.

Что такое коллектив конспект. Смотреть фото Что такое коллектив конспект. Смотреть картинку Что такое коллектив конспект. Картинка про Что такое коллектив конспект. Фото Что такое коллектив конспект

Чтобы сплотить вновь прибывших в подразделение военнослужащих с их положительными и отрицательными качествами, особенностями характера, привычками вкусами и т.п., объединить их общими целями и интересами, связать их крепкой дружбой, требуются большие усилия, беспокойство, терпеливая, напряженная работа всех военнослужащих подразделения. Прежде всего сержантов и актива подразделения.

Что же необходимо сделать, чтобы сплотить коллектив?

Прежде всего создать психологические предпосылки для объединения военнослужащих в единый организм. Основной предпосылкой обычно становится формирование у них убежденности в важности и необходимости добросовестной ратной службы, общих целей и взглядов. Большую роль в этом призваны сыграть как сами неравнодушные военнослужащие, так и младшие командиры, актив подразделения. Важно вырабатывать у военнослужащих правильное отношение к коллективу, понимание его роли, формировать тягу к взаимоподдержке.

Правильное решение в коллективе проблемы «командир — коллектив» прежде всего осуществляется через повышение и укрепление авторитета младшего командира. Это достигается не только знанием, пониманием и неукоснительным выполнением каждым военнослужащим основополагающих требований принципа единоначалия, но и обеспечением примерного, достойного подражанию поведения и деятельности младшего командира. Ведь не зря говорят: есть командир — есть коллектив, хороший командир — хороший коллектив.

Атмосфера в коллективе формируется главным образом под влиянием младших командиров. Любой командир, если он пользуется авторитетом, существенно воздействует на коллектив и его психологию. Это воздействие может быть разное как по направленности, так и по силе. Очень важно, чтобы оно способствовало сплочению коллектива, повышению его положительного влияния на каждого военнослужащего.

Организация богатой, наполненной смыслом, интересом жизни воинского коллектива, широкое развитие общественной деятельности, в которую должны быть вовлечены все члены коллектива, — все это также способствует его сплочению.

Под этим подразумевается включение всех военнослужащих в общественную жизнь, в жизнь коллектива. Каждый военнослужащий должен стремиться и иметь возможность для самоутверждения, проявления творческих способностей. Для этого необходимо создать условия для активного участия в культурно-досуговой, спортивно-массовой работе. Состязания и соревнования между подразделениями и военнослужащими обогащает жизнь коллектива. Этому же благоприятствует формирование положительных традиций, привычек в коллективе.

А.С. Макаренко писал: «Форма жизни коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка». Имеется в виду, что коллектив должен всегда иметь перед собой перспективную (ближайшую и наиболее отдаленную) цель, к достижению которой он должен стремиться. Исходя из этого и каждый военнослужащий, наряду с личными целями, должен иметь, знать, понимать, поддерживать и стремиться к достижению общей цели коллектива. Без этого условия нельзя создать коллектив как «целеустремленный комплекс личностей».

Важно также «организовать радость» достижения цели, выполнения задачи, формирование и поддержание мажорного тона в коллективе — отношений вежливости, корректности, внимательности друг к другу, доброжелательности, выдержки, спокойного тона, бодрости и хорошего настроения. Для младших командиров недопустим «разнос» коллектива. Нужно находить конкретных военнослужащих, ответственных за тот или иной проступок.

В основе формирования коллектива лежит работа по созданию ядра коллектива, его актива.

Чем шире актив, чем авторитетнее он среди остальных военнослужащих подразделения, тем проще идет работа по сплочению подразделения в единый, дружный, трудолюбивый коллектив. Актив подразделения включает в себя большую группу наиболее дисциплинированных военнослужащих, выполняющих разнообразные обязанности как по занимаемой должности, так и в порядке общественной работы (младшие командиры, руководители и члены общественных объединений военнослужащих, спортивные организаторы, редколлегия стенной печати и др.).

Практика убеждает в том, что если в подразделении актив правильно действует, если его понимают и поддерживают сослуживцы, то задачи, стоящие перед подразделением, решаются успешно.

Таким образом, воинский коллектив — это высокоорганизованная общность военнослужащих, объединенных для совместного решения задач защиты Отечества, сплоченных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Воинский коллектив, имея свои признаки и особенности, в ходе становления и сплочения проходит ряд этапов. Долг каждого военнослужащего, прежде всего младших командиров и актива подразделения, стремиться к тому, чтобы в их коллективе царила атмосфера дружбы и товарищества, взаимного уважения и поддержки.

Методические рекомендации

1. Чтобы военнослужащие глубоко поняли и осмыслили содержание темы ВПП, руководителю занятия рекомендуется активно использовать примеры и факты из жизни воинского коллектива подразделения, иллюстрирующие и раскрывающие основные положения темы.

2. В процессе изложения учебных вопросов нужно постараться добиться того, чтобы военнослужащие, прежде всего младшие командиры, уяснили свое место и роль в формировании здоровой психологической атмосферы в коллективе и его сплочении.

3. Занятие рекомендуется провести в форме рассказа-беседы. С этой целью путем постановки проблемных вопросов важно создать в ходе него атмосферу заинтересованного обмена мнениями по затрагиваемым проблемам.

4. При рассмотрении ключевых тезисов темы рекомендуется использовать видеоряд, представленный структурно-логическими схемами, фрагментами из художественных фильмов военной тематики и др.

ЛИТЕРАТУРА:

Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2019.

Шарухин А.П. Военная педагогика: Учебник для военных вузов. — СПб.: Питер, 2017.

Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005.

Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *