Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий

«Толстый и тонкий» (А. Чехов)

Цитата: «Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».

Проблематика:

Смысл названия: Толстый и тонкий — два главных персонажа рассказа. В этих словах — характеристики не только их фигур (один полный, один худощав), но и всей жизни (толстый гораздо выше чином и богаче, чем тонкий, — «жирнее живёт»).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: краткий юмористический набросок.

Время и место действия: действие рассказа происходит в конце XIX в. на железнодорожной станции в Петербурге.

Действующие лица

Краткое содержание

Встречаются два бывших одноклассника — толстый Миша и тонкий Порфирий. Они ведут обычную дружескую беседу, пока Порфирий не узнаёт, что Миша — тайный советник (то есть гораздо выше чином, чем коллежский асессор Порфирий). Тут тонкий меняет тон на такой подобострастный, что Мише становится противно и он спешит уйти.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Чем подрабатывает Порфирий?

Ответ. Порфирий в свободное от основной работы время делает портсигары.

Почему Михаил не хочет продолжать разговор и уходит?

Ответ. Порфирий поражён социальным положением Михаила. А Михаилу неприятно чинопочитание со стороны Порфирия. Прежней простоты в их отношениях уже нет.

Источник

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»: краткое содержание и герои. 6 класс

«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный в 1883 году. В миниатюрной зарисовке высмеивается преклонение человека перед высокопоставленным другом. Тонкий начинает заискивать перед толстым приятелем, едва узнает, что тот сделал блестящую карьеру.

Краткое содержание

На вокзале железной дороги Петербург–Москва встречаются два давних приятеля — толстый и тонкий. Толстый по имени Миша только что пообедал. Тонкий по имени Порфирий сошел с поезда с множеством узлов и чемоданов, в сопровождении худенькой жены и сына-гимназиста.

Миша и Порфирий знакомы еще с гимназии, но уже много лет не виделись. Оба рады встрече: обнимаются со слезами на глазах и трижды целуются.

Оба приятеля — чиновники. Тонкий дослужился лишь до чина коллежского асессора (это 8-й ранг в официальной иерархии, соответствующий армейскому капитану). Семья живет небогато: сам Порфирий подрабатывает, делая портсигары из дерева, жена дает уроки музыки.

А вот толстый сообщает, что сделал карьеру, дослужившись до тайного советника (3-й ранг, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту). Это известие поражает тонкого. Побледнев и сгорбившись, он расплывается в подобострастной улыбке и начинает называть приятеля «ваше превосходительство».

Миша просит оставить чинопочитание: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства». Но Порфирий не унимается, на лице у него «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что толстого начинает тошнить.

На прощание Миша протягивает другу руку. Тот почтительно пожимает три пальца и хихикает. Жена Порфирия улыбается, сын роняет фуражку. Все трое «приятно ошеломлены» тем, что их удостоил внимания такой важный вельможа.

Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий

Читать полный текст, слушать аудио

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Анализ рассказа

«Толстый и тонкий» — лаконичная зарисовка, похожая на анекдот. Писатель без лишних слов высмеивает способность некоторых людей мгновенно изменять отношение к кому-то в зависимости от социального статуса. Чехов, писавший о необходимости «выдавливать из себя по каплям раба», показывает, какое странное удовольствие некоторые люди получают от преклонения перед вышестоящими.

Название рассказа символично. Это не столько история двух конкретных людей, сколько притча о большом и маленьком человеке, о толстом и тонком. По иронии, важный чиновник хочет простого человеческого общения, но его друг не способен общаться на равных и умеет лишь стелиться перед начальством.

Герои и их характеристика

Толстый. Приятель при встрече ласково называет его Мишей и вспоминает, что в гимназии того прозвали Геростратом (за то, что прожег учебник папиросой). Теперь толстый дослужился до звания тайного советника — одного из высших в российской чиновничьей иерархии. При этом Миша не кичится титулом перед другом, хочет и дальше общаться с ним без церемоний. Вероятно, он давно устал от того, что перед ним все лебезят. Поняв, что и старый друг будет заискивать, толстый прощается и уходит.

Тонкий. Чиновник средней руки по имени Порфирий. Упоминается, что в гимназии он любил ябедничать. Порфирия только что перевели на работу в другой город, куда он и прибыл с женой и сыном. Последние два года тонкий служит в чине коллежского асессора. Это не самое низкое звание, но толстый стоит в иерархии неизмеримо выше. Жалование у Порфирия маленькое, им с женой приходится подрабатывать, чтобы свести концы с концами.

Узнав, что друг дослужился до высоких чинов, тонкий поражен до глубины души. Весь съежившись, он радуется, что столь важный человек одарил его своим вниманием. Мгновенно разучившись говорить нормально, он переходит на высокопарные выражения: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…»

Жена тонкого Луиза. Описана как «худенькая женщина с длинным подбородком». Тонкий неоднократно повторяет, что жена лютеранка, урожденная Ванценбах, — очевидно, он этим гордится. Когда женщина слышит, что перед ними тайный советник, «ее длинный подбородок становится еще длиннее». При прощании с вельможей она улыбается в приятном ошеломлении, так же, как муж и сын.

Сын тонкого Нафанаил, или просто Нафаня, «высокий гимназист с прищуренным глазом», ученик третьего класса. Как и мать, за весь рассказ не произносит ни слова. Сначала при встрече с отцовским приятелем снимает шапку, потом прячется за спину отца. Узнав чин толстого, «вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира».

Источник

Коллежский асессор

Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий

Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий

Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий

Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое коллежский асессор в рассказе толстый и тонкий

Указ 1745 года добавил для перехода из VII класса недворянам требование 12-летнего служебного стажа. В 1809 получение чина было обусловлено наличием высшего образования, либо сдачей специального экзамена. В 1834 срок выслуги увеличен, а в 1856 отменены преимущества по дальнейшему чинопроизводству в зависимости от образования. Сохранилось правило приёма на должность выпускников учебных заведений, готовивших необходимых специалистов.

Название чина происходило от должности асессора (заседателя) в петровских коллегиях, кроме коллегий асессоры были в Сенате, Синоде, надворных судах и губернских судах, а также губернских правлениях, где эта должность сохранялась дольше всего — до второй половины XIX века.

В период Кавказской войны для привлечения чиновников на службу в статские учреждения Кавказского наместничества была введена практика производства в коллежские асессоры помимо установленного порядка — без выслуги, экзаменов и через чин(ы). Получивших таким образом чин и потомственное дворянство молодых чиновников в обществе шутливо называли «кавказскими асессорами».

«Формула титулования» — официальная форма обращения, устная или письменная к коллежскому асессору была «ваше высокоблагородие». [3] Жалование коллежского асессора по «Своду уставов о службе гражданской» 1842 года составляло 135 рублей серебром. [4] К 1847 году число коллежских асессоров в Российской империи составляло 4671 человек.

Содержание

Учреждение чина

24 января 1722 года императором Петром I была утверждена Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские), придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался определённый чин. Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, но с течением времени должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Например, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу «Табели о рангах»

Дальнейшее развитие законодательства

Указ императрицы Елизаветы Сенату от 23 июня 1745 года узаконил общие названия для VI, VII, VIII классов гражданской службы. Чин VIII класса назывался коллежский асессор. [5]

16 февраля 1790 года был подписан указ Екатерины II Сенату «О правилах производства в чины». По этому указу, для тех кто имел чин XIV класса, устанавливалось два пути продвижения вверх по лестнице чинов вне зависимости от наличия вакансий: награждённые чином за особые заслуги и выслуга определённого числа лет в предыдущем чине (3 года). Недворянам для перевода в VIII класс из предыдущего необходимо было служить 12 лет. [6]

Указ 9 декабря 1799 г. устанавливал сроки выслуги в чинах от IX до V классов (4, 5, 6 и 4 года). Имелось в виду, что пожалование в более высокие чины производится вообще вне правил, по личному усмотрению императора. Снова предусматривалась возможность чинопроизводства за особые заслуги. [6]

Указ Александра I Сенату от 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» говорил о том, что производству в чин коллежского асессора могли подлежать только те лица, которые имели высшее образование либо выдержали экзамен по установленной программе (помимо соответствующей выслуги лет). [6]

Положение 1834 года говорило о том, что сословное положение учитывалось только при получении чина VIII класса, дававшего потомственное дворянство. Для недворян срок выслуги для его получения увеличивался независимо от наличия образования. Условием производства в чин коллежского асессора служащих с начальным и средним классом было назначение на должности этих классов. [6]

Закон 9 декабря 1856 года «О сроках производства в чины по службе гражданской» отменил льготы по выслуге в зависимости от образования и установил общие для всех сроки выслуги (в VIII—VI классах — по четыре года). [6]

Упразднение чина коллежского асессора

8 ноября 1917 года на заседании ВЦИК было принято решение об уничтожении сословий и гражданских чинов. Соответствующий указ (ввиду его важности) был издан от имени ВЦИК и Совета Народных Комиссаров. Уже 10 ноября его текст был утверждён на заседании ВЦИК, а 11 ноября одобрен СНК и опубликован. Основные статьи декрета гласили: «Ст.1 Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины упраздняются. Ст. 2 Всякие звания (дворянина, купца мещанина, крестьянина и пр.) титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные и прочие советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики» [6]

Источник

А.П. Чехов и «Табель о рангах»: насколько «Толстый» обошел «Тонкого»?

«Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия». (А.П. Чехов)

Итак, где-то между Петербургом и Москвой на вокзале повстречались два приятеля. Они когда-то вместе учились в гимназии. Сперва все вроде бы хорошо и замечательно. Радость встречи, лобзания, воспоминания. Вещь, которую и сейчас нетрудно представить. Кто не бывал на встречах школьных друзей или однокашников студенческих лет? Кто, в конце концов, не испытал на себе какую-нибудь интернетовскую социальную сеть: «Одноклассники.ру», «Вконтакте.ру» или аналогичную муру?

Сначала мы узнаем о достижениях тонкого. «Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею…» Остановимся здесь, посчитаем. Чин коллежского асессора давался после 16 лет выслуги. На статскую службу обычно поступали не сразу после гимназии, в восемнадцать лет, а по окончании университета, в двадцать два года. Кстати, чин коллежского асессора без университетского образования вообще получить было нельзя.

Итак, «Тонкий» поступил на службу по окончании университета. Выпускники университетов карьеру начинали не с нижнего, 14 класса, чина коллежского регистратора, а с чина классом выше, с губернского или, может быть, с коллежского секретаря. Но даже в лучшем случае до коллежского асессора надо было служить десять лет. Значит, «Тонкому» в момент повествования 32−35 лет. Служба у него шла обычным темпом. Положенный за выслугу лет орден святого Станислава 3-й степени он уже получил.

В качестве достижений предъявляется также жена «Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка…». Сие должно свидетельствовать об: а) определенной свободе взглядов на религию, впрочем, в пределах разрешенных и б) имевшей место быть романтической истории. А иначе к чему просто так жениться на немке?

Другое достижение «Тонкого» — сын Нафанаил, ученик 3-го класса гимназии. Следовательно, ему 13 лет. Значит вышеупомянутая романтическая история имела место лет 14 назад, едва ли не по выходе из университета. По мнению большинства чиновников, современников Чехова, «Тонкий» женился рановато. Чиновники нижних классов получали жалованье для жизни явно недостаточное. Приходилось либо докладывать из своего кармана в надежде, что через десять лет восполнишь затраты, либо находить разного рода приработки, честные или условно честные, а то и вовсе бесчестные — тут уж как повезет.

Но вернемся к успехам «Тонкого» в карьерном продвижении. Велики ли они? Пожалуй, да. Статский чин коллежского асессора соответствовал воинскому званию капитана. В то время этот чин давал право на личное дворянство. Так что даже скромное представление: «такой-то, коллежский асессор» производило на окружающих впечатление внушительное. Если принять еще во внимание имя «Тонкого», Порфирий, достаточно распространенное в купеческой и духовной, но не в дворянской среде, можно понять — ему есть чем гордиться.

И еще один момент. Для «Толстого» эта — станция только остановка по пути из Петербурга в Москву или наоборот. Он «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем». Тонкий же приехал в это (условно говоря) Бологое надолго, если не навсегда. Он «только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Приехал, кстати, из Петербурга, поскольку «служил, знаешь, в департаменте». Отчего же в провинцию? Оттого, что «переведен столоначальником по тому же ведомству…».

Мы пробегаем глазами смешное слово «столоначальник» и только хихикаем. Тоже должность: начальник стола. Современники Чехова, даже самые анархически настроенные, но знакомые с родными реалиями понимали, что иронизировать здесь не над чем. «Стол», говоря нынешним языком, — отдел в учреждении, центральном или местном. На должность эту ставили чиновников седьмого класса, надворных советников. «Тонкого» же назначили начальником как бы «на вырост». Капитана назначили командовать батальоном, на майорскую должность. Значит, в скором времени ожидается повышение.

И сам герой это понимает, потому так доволен переездом в провинцию. Опять же, столичная жизнь была не по карману. «Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю.». Здесь, слава Богу, об этом приработке можно будет забыть. Или же рукодельничать просто так, для души. Профессор Менделеев Дмитрий Иванович, скажем, чемоданы для собственного удовольствия делает, а наш герой — портсигары.

«Тонкий», радостно рассказав обо всем другу, ожидает в ответ услышать аналогичную историю успеха. Ведь вместе начинали, и служба шла хорошо… Значит, «Толстый» приблизительно в тех же чинах: седьмой-восьмой класс. От полноты чувств он готов даже предположить, что однокашник добился и больших успехов. «Небось, уже статский? А?». Чин статского советника имели заместители губернаторов или заместители директоров департаментов в министерствах. До этого чина можно было дослужиться лет за тридцать беспорочной службы. В принципе, это был потолок, которого достигали не все, но многие. Которого достичь еще и «Тонкий» не потерял надежды. Какие наши годы?

И вдруг: как обухом по темечку. «Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.» Тайный советник — чин третьего, генеральского, класса. Сразу выясняется и должность «Толстого». Чин тайного советника давался высшим государственным чиновникам, министрам, товарищам (заместителям) министров, посланникам. А «две звезды» — это большие восьмиконечные звезды, знаки отличия высших степеней орденов святого Станислава и святой Анны. На фоне этих звезд крест ордена святого Станислава 3-й степени, предмет гордости «Тонкого», тихо гаснет.

И сам «Толстый», будь он даже супер-демократичного нрава, ничего поделать бы с этим рефлексом не смог. Разве только сказать:

«- Ну, полно. Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»

Источник

«Чин и человек в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»»

Разделы: Литература

Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока. (Слайд 1).

А.П.Чехов сказал: “Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель. Лучшие из них пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая она есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас”.

— Сегодня на уроке мы поговорим об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве, проанализируем рассказ “Толстый и тонкий”, выявим основную идею произведения, а также особенности чеховского стиля.

II. Повторение ранее изученного материала

1. Фронтальная беседа по биографии Чехова.

— Где родился А.П.Чехов? (показ слайда “Домик Чеховых в Таганроге”)

— Что вы знаете о его детстве и его семье? (показ слайда “Семья Чеховых”)

(слайды “Таганрогская гимназия, в которой учился Чехов”, “Лавка отца Чехова”, “Конторка, за которой Антон Чехов делал уроки”)

— Какое образование получил Чехов? (показ слайда “Московский университет”)

— Как называется его первый рассказ? (“Письмо учёному соседу”.)

— Как называется первый сборник его рассказов? (“Сказки Мельпомены”)

— Какими псевдонимами подписывал Чехов свои рассказы? (слайд “Псевдонимы Чехова”)

— С какими юмористическими журналами сотрудничал Чехов? (“Зритель”, “Будильник”, “Стрекоза”, “Осколки”).

— Что ещё вы знаете о Чехове? (Рассказы учеников)

— Какие рассказы Чехова вы читали?

2. Игра “Узнайте произведение”

2). Героям каких произведений принадлежат данные предметы? (щипцы, письмо,свеча )

III. Новый материал

1. Слово учителя.

Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Это человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью. Он организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он был писателем, и его рассказы помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Сегодня мы познакомимся с одним из самых первых его произведений, рассказом “Толстый и тонкий”

2. Чтение рассказа “Толстый и тонкий” по ролям (подготовленные ученики)

3. Анализ рассказа и комментарий

— Какое событие происходит в рассказе? (Встреча двух одноклассников)

— Где встречаются одноклассники? (На вокзале Николаевской железной дороги)

Комментарий:

Николаевская железная дорога – первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом.

— Кто первый бросается к другу? (Толстый)

— Как Тонкий называет Толстого? (Миша.Друг детства)

-Каково состояние обоих? (Оба приятно ошеломлены.)

— Что вспоминает Тонкий? (Как их дразнили в детстве.)

Комментарий:

Герострат, желая обессмертить своё имя, сжёг в 356 г. до н.э. храм Артемиды Эфесской в Древней Греции.

Эфиальт – предатель, во время греко-персидской войны 500-499гг. до н.э. указавший персам тропинку, по которой они обошли греческое войско и уничтожили его.

— Как характеризуют героев их детские прозвища?

— С каким чувством задаёт вопрос Толстый? (Восторженно глядя на друга)

— Что узнаём о материальном положении Тонкого? (Маленькое жалованье, жена подрабатывает частными уроками, он сам делает дешёвые портсигары)

— Каких успехов по службе достиг Тонкий? (Коллежский асессор, имеет орден)

(Коллежский асессор – гражданский чин 8 класса “Табели о рангах”.Пользовался титулом “Ваше высокоблагородие”.)

— С каким чувством это говорит Тонкий? (С чувством гордости)

— А как обстоят дела у Толстого? (Он стал тайным советником, получил 2 звезды)

Тайный советник – гражданский чин 3 класса “Табели о рангах”. Пользовался титулом “Ваше превосходительство”.

Табель о рангах – закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Согласно Табели о рангах, существовало 14 гражданских чинов “служебной лестницы”, самым высоким из которых был гражданский чин 1-го класса. И вот настаёт страшный для Тонкого момент: он узнаёт, что его давний друг и соперник опять превзошёл его и уже навсегда. Тонкий, имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора, не сомневается, что Толстый его обошёл, но ещё надеется, что не настолько, насколько ему подсказывает его тонкая и проницательная, как у всех худых и жёлчных, натура: “Небось, уже статский?”

Но, увы, интуиция подвела: старый друг и соперник оказывается в чине тайного советника, т.е. он почти уже достиг вершины карьерной лестницы.

(Показ чинов Толстого и Тонкого на “Табели о рангах”)

— Какие изменения происходят с Тонким? Как он выглядит? Прочитайте.

— Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)

— Что такое гротеск? (Фантастическое преувеличение)

— Найдите гротеск в этой сцене. (“Чемоданы и коробки поморщились, съёжились”)

— Как заговорил Тонкий? (униженно)

— Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет частицу –с, заикается, речь прерывиста, это выражается на письме в виде многоточия, “Ваше превосходительство”)

— В чём комизм ситуации, описанной автором?

— Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения персонажей?

— Когда происходят изменения в характере отношений героев? В чём это выражается?

4. Инсценировка (или видеоролик)

— Почему рассказ назван “Толстый и тонкий”?

(Толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка; так же, как и у Тонкого)

5. Самостоятельная работа “Сравните героев рассказа” (карточки)

одиндругой
Внешний вид
Окружение
отношение к жизни
Черты характера

6. Проверка выполнения работы (Слайд29)

одиндругой
Внешний видТолстыйТонкий
ОкружениеОдин, без спутников, налегкеОбременён семьёй и вещами
Oтношение к жизнидоволенизмучен
Черты характерадобродушныйзавистливый, мелочный

7. Повторение понятия антитеза.

— Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа? (антитеза)

— Что такое антитеза?

(Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов.)

8. Особенности чеховского повествования

Обратим внимание на особенности чеховского повествования.

— Чехов избегает описаний. Почему?

(Они замедляют, удлиняют рассказ, делая его менее динамичным.)

— Описывает ли Чехов душевное состояние героев? (Нет, но оно видно по их поведению)

Как писал Чехов своему брату Александру, “лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев”.

Для чеховских рассказов характерно отсутствие описаний и развёрнутых авторских рассуждений, но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они лаконичны.

— Найдите их в тексте.

(Они тоже характеризуют материальное и социальное положение героев)

— Кому стало противно и почему? (Толстому)

— Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (чинопочитание)

— Подберите синонимы к этому ряду. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).

— Какая фраза проходит рефреном, повторяется? (“Были приятно ошеломлены”)

— Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце встречи? (Сначала друзья детства, а в конце – семья Тонкого)

— Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?

(Забавны воспоминания детства.А грустно то, что эти воспоминания Тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием.)

9. Знакомство с понятиями юмор, ирония и сатира.

— Прочитаем, что такое юмор, ирония и сатира.

Юмор – смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, весёлый, сочувственный, смех-подшучивание.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.

— Что у них общее? (высмеиваючеловеческие пороки)

— Чем отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

— Рассказ “Толстый и тонкий” юмористический или сатирический? (Сатирический) Докажите свою точку зрения.

— Какой порок бичует автор этого рассказа? (Он высмеивает порок общества – чинопочитание)

— Какую роль в рассказе играют жена и сын Тонкого? (Это молчаливые персонажи.Они дорисовывают образ Тонкого)

— О чём говорит тот факт, что жену Тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына зовут Нафанаил?

(Это говорит о его желании выделиться.)

10. Работа с иллюстрациями

— Какой момент повествования запечатлел художник?

— Какие черты героев ему удалось передать?

11. Вывод по рассказу

— Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (чинопочитание, рабское угодничество)

Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: “Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям. Благодаривший за каждый кусок хлеба. напишите. Как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая”.

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, “по капле выдавливая из себя раба”.

IV. Итог урока

— Что на уроке было самым интересным?

— Что новое узнали на уроке?

— О чём хотелось бы узнать подробнее?

V. Домашнее задание:

1. Ответить на вопрос: Что было бы, если бы герои “поменялись чинами”

2. Прочитать рассказы Чехова “Смерть чиновника” и “Пересолил”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *