Что такое кольцевая композиция

Литературное мастерство. Кольцевая композиция

Прозаические произведения отличаются большим разнообразием композиционных приёмов.

Часто при таком приёме события начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, но при этом, это уже новый уровень и героев, и событий, и самого повествования.

Классическим примером кольцевой композиции является рассказ В. Набокова «Круг».Главный герой в этом рассказе – Иннокентий находится в эмиграции в Париже. Там по воле случая он встречает свою первую любовь Таню и ее семью. После встречи и короткого разговора он оказывается весь во власти воспоминаний. В этих полетах мысли читатель вместе с героем видит Россию, усадьбу, барина – отца Тани. Для Иннокентия Таня не только первое чувство, но и воплощение той жизни, которую он потерял. И после встречи с ней в нем проснулась «бешеная» тоска по той жизни, по России.

Получила известность структура этого произведения, представляющая собой кольцевую композицию. В начале рассказа герой в кафе рассуждает о причинах своего беспокойства, но об этом сказано и в конце рассказа, и я бы сказала, весьма оригинально. Рассказ начинается со слов «во-вторых», затем будет и «в-третьих», а вот с «во-первых» читатель познакомиться только в последнем предложении рассказа. Такой прием заставляет человека, уже дочитавшего рассказ до конца, вернуться назад и перечитать, те «во-вторых» и «в-третьих» еще раз.
И само название рассказа «Круг» подчёркивает эту закольцованность мыслей, событий, образов и всего рассказа.

Мне интересна также двойная кольцевая композиция в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание». Повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается сценой там же, на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность.

Казалось бы, простая цепочка событий в рассказе:
— детство главной героини Оли Мещерской
; её юность красавицей, имеющей больше всех поклонников, лучше всех танцевавшей на балах
; эпизод с гимназистом Шеншиным
; разговор с подругой о лёгком дыхании
; гнусная связь с Малютиным, изложение впечатлений в дневнике
; последняя зима и каток в саду
; связь с безымянным казачьим офицером
; диалог с начальницей гимназии
; роковой выстрел на вокзале
; похороны
; признания офицера следователю
; могила

Однако, благодаря сложной композиции произведения всё искусно перемешивается и захватывает читателя.

И здесь в рассказе имеет весомую роль вторая кольцевая композиция: лёгкое дыхание. Сначала Оля говорит о лёгком дыхании со своей подругой, а в конце рассказа становится понятно, что»Легкое дыхание»не умерло вместе с героиней,а «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

Композиция обрамления или кольцевая композиция встречается во многих произведениях, например, в «Песне о Соколе», «Старухе Изергиль» М.Горького, в повести «Капитанская дочка» А. Пушкина, в «Вишнёвом саду» А.Чехова и др.
В своём рассказе «Комсомольская ударная» про Саяно-Шушенскую ГЭС я тоже использовала Кольцевую композицию.

Действие рассказа начинается с эпизода в самолёте ЯК-40, где главная героиня Ирина Полякова знакомится со строителем ГЭС Владимиром Игнатьевым. И заканчивается произведение тоже в самолёте словами: «Когда самолёт взмыл в воздух, Ира увидела, как Володя машет ей с земли широко расставленными руками. А позади девушки кто-то сказал:

А между этими закольцованными началом и концом столько новых открытий, столько событий! И никакой политики. Мощь и красота плотины и природы, люди, создающие своими руками уникальные сооружения, романтика, трудности и чистая, настоящая любовь!

Источник

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

Что такое кольцевая композиция. Смотреть фото Что такое кольцевая композиция. Смотреть картинку Что такое кольцевая композиция. Картинка про Что такое кольцевая композиция. Фото Что такое кольцевая композиция

Что такое кольцевая композиция. Смотреть фото Что такое кольцевая композиция. Смотреть картинку Что такое кольцевая композиция. Картинка про Что такое кольцевая композиция. Фото Что такое кольцевая композиция

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

Что такое кольцевая композиция. Смотреть фото Что такое кольцевая композиция. Смотреть картинку Что такое кольцевая композиция. Картинка про Что такое кольцевая композиция. Фото Что такое кольцевая композиция

Понятие и суть

Композицией любого произведения принято называть расположение элементов, соответствующее авторской задумке. В переводе с латинского термин compositio означает «соединение», «сочетание структурных частей». В русском языке условно выделяют два типа композиции:

Что такое кольцевая композиция. Смотреть фото Что такое кольцевая композиция. Смотреть картинку Что такое кольцевая композиция. Картинка про Что такое кольцевая композиция. Фото Что такое кольцевая композиция

Простая структура крайне редко встречается в русской литературе. Чаще авторы используют второй тип, к которому относится кольцевая композиция. Это значит, что именно она определяет художественную уникальность и своеобразие произведения, представляет собой повтор определенных строф (чаще первой и последней).

В зависимости от того, какой вид повтора автор выбирает, определяется синтаксическое, лексическое и смысловое кольцо произведения.

Что такое кольцевая композиция. Смотреть фото Что такое кольцевая композиция. Смотреть картинку Что такое кольцевая композиция. Картинка про Что такое кольцевая композиция. Фото Что такое кольцевая композиция

Кольцевую композицию в литературе иногда путают с зеркальной. Последняя тоже основана на использовании приема повторения, но в ней главным является не принцип обрамления, а своеобразное отражение (в начале и конце произведения описываются сцены с противопоставленным сюжетом).

Роль и значение повторений

Используемый при написании прием повторов считается наиболее действенным, позволяющим усилить смысловое содержание текста и естественным образом закруглить его, реализовав при этом перекличку между началом произведения и его завершением.

Если обычного повтора недостаточно для создания ожидаемого художественного эффекта, используется другой прием — усиление. Противоположным по смыслу подходом считается противопоставление, основанное на антитезе.

Объединение одновременно двух приемов позволяет образовать кольцевую или зеркальную композицию. О том, какова роль кольцевых повторов в литературе, можно судить по их преимуществам и особенностям:

Что такое кольцевая композиция. Смотреть фото Что такое кольцевая композиция. Смотреть картинку Что такое кольцевая композиция. Картинка про Что такое кольцевая композиция. Фото Что такое кольцевая композиция

К использованию такого типа композиции прибегали многие русские авторы, к примеру, Есенин, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Тургенев и другие. Этот прием относится к так называемой внутренней организации структуры текста, которая предполагает акцент на смысловом содержании произведения (речевые ситуации, оформление и развитие сюжета, отдельные образы и их взаимодействие). Кроме того, существует внешняя композиция или архитектоника. Она предусматривает деление текста на структурные и логические блоки — абзацы, главы, выделение пролога и эпилога, добавление комментариев, эпиграфов, авторских отступлений.

Ярким примером того, где использован прием кольцевой композиции, является хорошо известная «Сказка о золотой рыбке». В соответствии с определением этого термина произведение завершается описанием сцены, с которой оно начиналось.

Источник

Ликбез ч.3

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое литературная композиция?)

Первым до понимания литературной композиции додумался товарищ Фабий Квинтилиан, древнеримский оратор. И если его понимание литературной композиции имело структуру из восьми частей, то современная литературная композиция имеет всего три:

Есть множество видов композиции, но её типов всего два: внешняя и внутренняя.

Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. (Не путать с эпитафиями, хотя некоторым произведениям она определенно нужна.) Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано.

Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых.

Виды композиции принято классифицировать по способам подачи материала:

Обратная или инверсионная

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело.

Параллельная

В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Всеми любимая «Война и мир», как яркий тому пример. Не путать с Войной миров и Том Круз тут тоже лишний.

Полифоническая

Кольцевая композиция

Умолчание

Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Пример — финальная сцена в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти. Поднимите руку те, кто его читал?) Ну или, каждый второй роман Агаты Кристи. И помните, если виновен не дворецкий, то непременно тот, кого подозреваешь меньше всего. И даже если он будет брыкаться, его притянут за уши.)

Концентрическая композиция

Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий имеют начало в предыдущих. Пример: «Преступление и наказание» Достоевского. Снова он. А вы думали, что он может только в полифонию? Живи он сейчас, мы бы получили первого в мире дракона, сожалеющего о награбленом. )

Ретроспективная композиция

Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Помните, флешбеки нужно грамотно оформлять.

Рамочная. Не рюмочная, рамочная.

Свободная, она же микс, она же солянка

Писатель использует два или более вида композиции одновременно. Их сочетание (которое надо умело создать) помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Фолкнер Уильям вам в пример.

В мастерской рачительного и усердного мастера они всегда в идеальном порядке:

Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делая его более интересным. Ну или хороня его сразу, если не уметь им пользоваться.

Развитие сюжета. Череда событий.

Кульминация. Пиковый момент произведения.

Развязка. То, чем завершается кульминация.

Далее идут речевые элементы композиции:

Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию.

Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения. (Которые, опять таки, надо уметь грамотно преподнести.)

Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.

Ещё есть образные элементы. Думали, что всё? Нее, эт я ещё кратенько. Итак, образные элементы:

Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)

Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.

Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д. Буржуи зовут это Лором.

Ещё есть такая штука, как композиционные приемы.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:

Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.

Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» Лермонтова (Горячо мной любимого по-пердуновски) части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

На этом всё. Буду рад, если кому-то текст пригодится, откроет что-то новое или будет просто интересен. Значит я не зря мудохался час с небольшим труд мой не напрасен.))

Источник

Принципы и приемы анализа литературного произведения (36 стр.)

Композиционные приемы

Прежде чем приступить к анализу более глубоких слоев композиции, нам надо познакомиться с основными композиционными приемами. Их немного; основных всего четыре: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века,

Все будет так. Исхода нет.

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному как бы физически воплощается в композиции стихотворения, в композиционном тождестве начала и конца.

Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом всего произведения, как, например, образ грозы в одноименном произведении Островского, образ воскресения Лазаря в «Преступлении и наказании» Достоевского, строчки «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя» в «Бородине» Лермонтова. Разновидностью повтора является рефрен в стихотворных произведениях: например, повтор строчки «Но где же прошлогодний снег?» в балладе Ф. Вийона «Дамы былых времен».

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции. Выше мы рассматривали, как организует повтор композицию всего произведения; приведем пример, когда повтор организует строение небольшого фрагмента:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

То же самое можно наблюдать, например, и в использовании приема усиления: в приведенных выше примерах из Гоголя и Чехова он организует отдельный фрагмент текста, а, скажем, в стихотворении Пушкина «Пророк» становится общим принципом композиции всего художественного целого (кстати, это очень ярко проявляется в исполнении Ф.И. Шаляпиным романса П. Римского-Корсакова на стихи Пушкина).

Таким образом, в дальнейшем мы будем различать повтор, противопоставление, усиление и монтаж как собственно композиционный прием и как принцип композиции.

Композиция образной системы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *