Что такое коммерческие потери электроэнергии
Требование об оплате потери в сетях
В силу п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка. Это потребители, производители электроэнергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации, имеющие общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с разд. X Основных положений с соблюдением установленных законодательством РФ требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Чтобы разобраться в ситуации, необходимо первоначально ознакомиться с договором энергоснабжения и подписанным актом разграничения балансовой принадлежности, а также уточнить место расположения общего прибора учета электрической энергии с учетом указанного акта.
Вероятнее всего, выставление вам потерь является последствием размещения прибора учета в месте, отличном от места разграничения балансовой принадлежности. Часто СНТ подписывают договор энергоснабжения, принимая на себя обязательства по оплате потерь в таких внешних сетях, не имеющих прямого отношения к товариществу.
Существуют примеры судебной практики, кода средства, оплаченные за потери в таких сетях, взыскивались в пользу товариществ как сумма неосновательного обогащения.
Однако распространены и другие случаи, когда суды, указывая на принцип свободы договора, принимая во внимание условия подписанного стороной договора, нарушение требований, предъявляемых к месту размещения приборов учета, оставляли подобные требования без удовлетворения.
Примеры судебной практики доступны в системе электронного правосудия на официальных сайтах арбитражных судов РФ.
Возможны два варианта разрешения проблемы.
Принятие решения будет зависеть от конкретных обстоятельств дела, не изложенных в тексте вопроса.
Баланс электроэнергии и потери
Фактические (отчетные) потери электроэнергии определяют как разность электроэнергии, поступившей в сеть, и электроэнергии, отпущенной из сети потребителям. Эти потери включают в себя составляющие различной природы: потери в элементах сети, имеющие чисто физический характер; расход электроэнергии на работу оборудования, установленного на подстанциях и обеспечивающего передачу электроэнергии; погрешности фиксации электроэнергии приборами ее учета; хищения электроэнергии, неоплата или неполная оплата показаний счетчиков и т.п.
С учётом физической природы и специфики методов определения количественных значений, фактические потери могут быть разделены на четыре составляющие:
1) технические потери электроэнергии, обусловленные физическими процессами в проводах и электрооборудовании, происходящими при передаче электроэнергии по электрическим сетям.
2) расход электроэнергии на собственные нужды подстанций, необходимый для обеспечения работы технологического оборудования подстанций и жизнедеятельности обслуживающего персонала, определяемый по показаниям счетчиков, установленных на трансформаторах собственных нужд подстанций;
3) потери электроэнергии, обусловленные инструментальными погрешностями их измерения (инструментальные потери);
4) коммерческие потери, обусловленные хищениями электроэнергии, несоответствием показаний счетчиков оплате за электроэнергию бытовыми потребителями и другими причинами в сфере организации контроля за потреблением энергии.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях.
Потери электроэнергии и баланс
Потери имеют место при передаче электроэнергии в каждой цепочке электросети.
Эти потери имеют следующие виды, а именно потери в элементах сети, имеющие физический характер; расходование энергии на обеспечение работоспособности техники, установленной на трансформаторных и иных подстанциях и обеспечивающих передачу электроэнергии; погрешности в работе приборов учета; хищение электроэнергии и т.п.
Таким образом потери можно разделить по следующим группам:
1) технологические потери электроэнергии, которые вытекают из физических процессов в кабеле и электрооборудовании, происходящими при передаче электроэнергии по электрическим сетям;
2) расходование электроэнергии на личные нужды подстанций, необходимое для обеспечения работы оборудования подстанций и работников, устанавливаемый по показаниям счетчиков, установленных на трансформаторах ;
3) инструментальные погрешности
4) коммерческие потери, обусловленные хищениями электроэнергии;
В силу закона Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
При этом, размер реальных (фактических) потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети.
Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
Нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2019 N Ф05-14358/2019 по делу N А40-114979/2017 Требование: О взыскании стоимости фактических потерь электрической энергии, неустойки. Решение: В удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлен факт занижения исполнителем объема полезного отпуска и увеличения стоимости фактических потерь.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2019 N Ф05-5541/2019 по делу N А41-74669/2017 Требование: О взыскании: 1) Задолженности по оплате фактических потерь; 2) Неустойки. Решение: 1) В удовлетворении требования частично отказано, поскольку исполнитель-1 надлежащим образом исполнял в спорный период обязанность по определению объема потребления электрической энергии в целях определения фактических потерь электрической энергии; 2) Требование удовлетворено частично, поскольку исполнителем-1 несвоевременно произведена оплата оказанных услуг, однако установленный договором механизм оплаты оказанных услуг не предполагает иного порядка получения исполнителем-1 денежных средств, кроме как от котлодержателя, кроме того, размер неустойки снижен на основании ст. 333 ГК РФ.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2019 N Ф08-6950/2019 по делу N А32-45413/2017 Требование: О признании недействительным решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил: 1) НДС, налог на прибыль за неправомерное отнесение обществом в состав налоговых вычетов и расходов стоимости нагрузочных потерь при приобретении электроэнергии; 2) штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов. Решение: Требование удовлетворено, поскольку: 1) общество как покупатель электрической энергии обязано приобретать ее по ценам, включающим в себя стоимость нагрузочных потерь, которые теряются в процессе ее передачи, а не реализуются в дальнейшем;
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2018 N Ф10-787/2018 по делу N А48-7177/2015 Требование: О взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей, пени. Обстоятельства: Истец ссылается на наличие у ответчика задолженности по договору управления нежилым зданием. Встречное требование: О признании факта отсутствия задолженности по коммунальным услугам по договору управления, признании факта переплаты за теплоэнергию и техническое обслуживание. Решение: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку факт наличия спорной задолженности установлен; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку доказательств переплаты ответчиком не представлено, заявленные требования носят противоречивый характер.
Что такое коммерческие потери электроэнергии
VI. Порядок определения потерь в электрических
сетях и оплаты этих потерь
50. Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
В отношении потребителя, энергопринимающее оборудование которого присоединено к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых указанный потребитель оказывает услуги по передаче электрической энергии, размер фактических потерь электрической энергии, возникающих на таких объектах электросетевого хозяйства (V(факт)), определяется по формуле:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(п. 50 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)
(см. текст в предыдущей редакции)
51. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
Стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших на объектах электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащих собственникам или иным законным владельцам, которые ограничены в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, оплачивается той организацией, которая в соответствии с договором о порядке использования таких объектов обязана приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации возникающих в них фактических потерь электрической энергии.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 492; в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
52. Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 492, от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
Потребители услуг, опосредованно присоединенные через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери только на объемы электрической энергии, не обеспеченные выработкой соответствующей электрической станцией.
Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.
53. Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в соответствии с настоящими Правилами и методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
(п. 53 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2013 N 1019)
(см. текст в предыдущей редакции)
54. Нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации (собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, который ограничен в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов), с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 492)
(см. текст в предыдущей редакции)
54(1). Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяются на основе сравнительного анализа потерь с дифференциацией по уровням напряжения исходя из необходимости сокращения нормативов потерь электрической энергии к 2017 году не менее чем на 11 процентов уровня потерь электрической энергии, предусмотренного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год, в соответствии с порядком, предусмотренным методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
(п. 54(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1019)
55. Методика определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям предусматривает снижение нормативов потерь электрической энергии к 2017 году не менее чем на 11 процентов уровня потерь электрической энергии, предусмотренного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год, и определение нормативов указанных потерь на основе:
1) технологических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, обусловленных физическими процессами, происходящими при передаче электрической энергии, с учетом технических характеристик линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства, определяющих величину переменных потерь в соответствии с технологией передачи и преобразования электрической энергии, условно-постоянных потерь для линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства;
2) сравнительного анализа потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций с дифференциацией по уровням напряжения.
(п. 55 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2013 N 1019)
(см. текст в предыдущей редакции)
55(1). Стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети определяется как произведение объема фактического отпуска электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети в течение расчетного периода в отношении потребителя услуг по передаче электрической энергии, норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, определяемой в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
Фактический отпуск электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети потребителю услуг по передаче электрической энергии в течение расчетного периода для целей настоящего пункта определяется как разность между объемами перетоков электрической энергии от центров питания в сеть потребителя услуг по передаче электрической энергии и объемами перетоков из сети потребителя услуг по передаче электрической энергии в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть по каждому субъекту Российской Федерации и уровню напряжения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
В случае если фактический отпуск электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети в сеть потребителя услуг по передаче электрической энергии осуществляется от нескольких центров питания, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, при определении фактического отпуска электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети в сеть потребителя услуг по передаче электрической энергии суммарный объем перетока электрической энергии из сети потребителя услуг по передаче электрической энергии в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть вычитается из объемов перетоков электрической энергии от центров питания в сеть потребителя услуг по передаче электрической энергии пропорционально объемам перетоков электрической энергии от центров питания в сеть потребителя услуг по передаче электрической энергии по каждому субъекту Российской Федерации и уровню напряжения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
В случае положительного значения суммарного объема фактического отпуска электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети применяется норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети по соответствующему уровню напряжения того субъекта Российской Федерации, с территории которого фактический отпуск электрической энергии из единой национальной (общероссийской) электрической сети потребителю услуг по передаче электрической энергии имеет положительное значение.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
Стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для территориальных сетевых организаций при применении двухставочного варианта тарифа определяется как произведение объема фактического отпуска электрической энергии потребителям в течение расчетного периода и ставки на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2017 N 290)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 55(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 750)
Коммерческие потери электроэнергии: от чего зависят, как уменьшить
Коммерческие потери обусловлены двумя основными причинами:
Эти потери представляют собой плохо формализуемую часть общих потерь, так как определяются в основном социальными и организационными факторами.
Влияние на коммерческие потери
Влияние на коммерческие потери способов определения полезного отпуска обусловлено следующими факторами:
Неодновременное снятие показаний счетчиков может существенно исказить помесячные значения потерь, но в годовом их значении практически компенсируется. Поэтому при определении месячных нормативных потерь, устанавливаемых в качестве плановых заданий персоналу, приходится корректировать их значения на величину сложившейся динамики переноса части потерь между месяцами. При этом сумма месячных корректировок по году должна быть равна нулю.
Уровень коммерческих потерь
Уровень коммерческих потерь зависит также от качества контроля за потреблением и уменьшается при осуществлении следующих мероприятий:
Существенным фактором является уровень покупательной способности и менталитет населения в регионе. Известно, что уровень коммерческих потерь выше в тех странах, где уровень жизни невысок. В одной из аргентинских энергетических компаний, снабжающих электроэнергией северные кварталы г. Буэнос-Айреса, потери электроэнергии в 1992 г. превышали 30 % [19]. Французские специалисты, проводившие анализ ситуации и разработку рекомендаций по снижению потерь после последовавшей в 1992 г. приватизации компании, отмечали, что в бедных кварталах имеет место коллективный тип поведения, при котором хищения электроэнергии не считаются зазорными. Более того, в таких кварталах появились консультанты, которые за деньги обучали жителей способам хищений. Выявлены и случаи соучастия в мошенничестве работников самой энергоснабжающей организации, в том числе и из числа руководящих кадров.
Для проведения работ по снижению коммерческих потерь было привлечено более 1000 работников (при штате фирмы 3512 человек!). За пять лет было проинспектировано около 1 млн счетчиков. Более 300 тыс. абонентов переведено на принудительную выписку счетов. Принято решение прекращать электроснабжение абонента после неоплаты им одного счета. Уволено более 60 работников энергоснабжающей организации, замешанных в мошенничестве. Все эти меры позволили в течение пяти лет снизить потери до 11,7 %.
Уровень жизни населения России в настоящее время не позволяет считать, что отмеченные причины коммерческих потерь у нас отсутствуют. Величину этих потерь в энергосистемах России в целом можно оценить на основе сопоставления динамики изменения отпуска электроэнергии в сеть и отчетных потерь за многолетний период.
В течение 20 лет (1971–1990 гг.) отчетные потери в сетях Минэнерго СССР находились на уровне 9 % от отпуска электроэнергии в сеть, из которых 2,25 % составляли постоянные потери, а 6,75 % – нагрузочные. Можно считать, что доля коммерческих потерь в отчетных потерях была пренебрежимо мала, так как в то время не существовало социальных условий для массовых хищений энергии бытовыми абонентами, а хищения промышленными предприятиями вообще не имели смысла, поскольку средства на оплату электроэнергии выделялись централизованно.
Потребление энергии в 2007 г. составило около 80 % уровня 1990 г., то есть уменьшилось в 1,25 раза. Абсолютное значение нагрузочных потерь при этом должно снизится в 1,252 = 1,6 раза. Абсолютное значение постоянных потерь не изменилось. Если учесть повышение напряжения в сетях, вызванное падением нагрузок (в среднем на 5,0 %), то нагрузочные потери снизились еще в 1,1 раза (всего в 1,6 · 1,1 = 1,7 раза), а постоянные потери возросли в 1,1 раза. В процентном отношении к упавшим в 1,25 раза нагрузкам нагрузочные потери должны уменьшится в 1,7 / 1,25 = 1,4 раза и стать равными 6,75 / 1,4 = 4,8 %, а потери холостого хода возрасти до 2,25 · 1,1 · 1,25 = = 3,1 %. Суммарные технические потери в этих условиях должны составить 4,8 + 3,1 = 7,9 %.
Снижение отчетных потерь при падении потребления электроэнергии наблюдалось в первые годы перестройки: например, в 1991 г. отчетные потери упали с 9 до 8,5 %, так как их динамика определялась в основном описанными выше физическими факторами, а объем хищений в эти годы был еще традиционно мал.
В 2007 г. потери составили около 12 % вместо физически объяснимых 7,9 %, то есть оказались выше на 4,1 %.
В соответствии с отчетностью 90 % суммарных потерь приходятся на сети региональных и муниципальных сетевых компаний, а 10 % – на сети Федеральной сетевой компании. Таким образом, потери в сетях региональных и муниципальных компаний составляют 12 · 0,9 = 10,8 %. Очевидно, что коммерческие потери следует отнести именно к таким сетям, где их доля в структуре составит (4,1 / 10,8) ∙ 100 = 38 %.
Применение описанного метода позволяет оценить уровень коммерческих потерь и в конкретной энергоснабжающей организации. При этом следует учитывать, что он исходит из неизменной структуры сетей и порядка учета потерь. При их изменении (например, при учете потерь в коммунальных сетях в составе потерь региональной сетевой компании) отчетные потери этой компании увеличиваются. Так как в рассматриваемый период в энергетике происходили известные структурные изменения (ликвидация колхозов, при которой большая часть потерь в сельских сетях 6–20 кВ попала в отчетные потери региональной сетевой компании, и изменение порядка учета потерь в ряде коммунальных сетей), доля коммерческих потерь в электрических сетях России в целом окажется несколько ниже приведенных цифр. Их корректировка может быть проведена на основе анализа конкретных условий.