Что такое коммунизм по марксу
Что такое коммунизм: суть идеологии и политика, военный коммунизм
Коммунизм – от латинского communis – «общий». Общественный строй, идеей которого является общая собственность и социальное равенство. Главный принцип коммунизма: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям!».
В отличие от социализма коммунизм нацелен на то, чтобы общими были не только средства производства, но и результат труда. При социализме государство не исключает денежных и рыночных отношений, при коммунизме же они считаются пережитком прошлого.
Основоположники идей коммунизма
Подобная ситуация сложилась в связи с развитием промышленного производства и быстрым ростом числа наемных рабочих.
В то время немецкий философ, писатель и экономист Карл Маркс и его единомышленник историк и предприниматель Фридрих Энгельс создали первую международную партию «Союз коммунистов» и составили «Манифест коммунистической партии», в котором объявили, что гибель капитализма необратима.
Карл Маркс. Источник: Википедия
Они описали, как следует пошагово перейти к новой, коммунистической общественной формации.
«Манифест коммунистической партии». Источник: Википедия
Так, идея коммунизма заключалась не в том, чтобы разрешить конфликт между пролетариатом и буржуазией, а в том, чтобы устранить буржуазию как класс в принципе.
В дальнейшем идеология, которая была принята в 1920-х годах в СССР, получила название «марксизм-ленинизм». По мнению последователей, Владимир Ленин развил учение Маркса и воплотил его в жизнь.
Суть коммунизма
Они утверждали, что в будущем будет навсегда покончено с несправедливостью и эксплуатацией труда, а каждый гражданин сможет внести личный вклад в управление государством. Прийти к этому предлагалось такими методами:
Частная собственность должна быть устранена как явление;
Вся собственность будет находиться в общем пользовании;
Общественные интересы – выше личных;
Формирование у человека установок на бескорыстный труд в противовес заинтересованности в деньгах.
Еще одной идеей коммунизма являлось формирование «нового» человека. Большое внимание уделялось идеологическому воспитанию молодежи. Юноши и девушки должны были принимать основные коммунистические взгляды и следовать им в повседневной жизни.
Образование предлагалось сделать бесплатным, а религия должна быть исключена из жизни общества.
Военный коммунизм
Военным коммунизмом называлась внутренняя экономическая практика Советского государства в 1918-1921 годах в период Гражданской войны.
Чертами военного коммунизма была национализация банков и промышленности, запрет частной торговли, монополия государства на сельскохозяйственные продукты, принудительная трудовая повинность, введение налога на хлеб и другие продукты для крестьян – продразверстка.
«Своеобразный «военный коммунизм» состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих», – объяснял позже Ленин.
Коммунизм в марксизме. Главное определение
Значение слова «коммунизм» каждый понимает по-своему. Обыденное сознание склонно рассуждать об идеальном и такой же выдумкой идеала считает коммунизм. Эти люди в своих размышлениях новое общественное устройство выстраивают как мозаику из красивых кусочков. Складывают из того, что нравится. Всё негативное при этом отбрасывается за ненадобностью. Полученная таким образом статичная картина будущего не отражает развития. Она обездвижена и приговаривается её создателями к вечному существованию, как общественное устройство, достигшее предела совершенства.
Материалистическое научное воззрение рассматривает исторические явления в сложившихся исторических условиях, которые никогда не бывают идеальными. В обстоятельствах непрерывного течения реальной жизни бывает всякое. И хорошее, и плохое. При научном суждении ни одна общественно-экономическая формация, включая и коммунистическую, не может получить окончательного завершения в каком-то застывшем совершенном, идеальном состоянии. Основоположниками научного коммунизма считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. У них и нужно искать основные теоретические понятия, которыми определяется научный, а не какой-то фантастический коммунизм.
«Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор». (Ф. Энгельс. Похороны Карла Маркса).
Люди существа материальные и для того чтобы иметь всё необходимое для поддержания своей материальной жизни вынуждены работать, заниматься производством и в процессе своего труда вступать в трудовые отношения с другими людьми. Вступать в отношения производства и обмена произведёнными продуктами. В ходе своего производства человек создаёт предметы, которые меняют окружающую его материальную среду. Эта созданная самим человеком материальная среда влияет на его мышление и поведение точно так же, как и окружающая его природная среда.
Например, человек вынужден считаться с климатическими изменениями и выстраивает своё поведение с учётом погоды. Обладая свободой воли он конечно может в пятидесятиградусный мороз ходить по улице в шортах и майке, но не долго, иначе погибнет. Люди, добывавшие пропитание с помощью каменного ножа несколько тысячелетий назад или несколько сотен лет назад, использовавшие лошадь для передвижения, и даже те, кто всего столетие назад жил без телевизора и компьютера вели себя иначе, воспринимали и выстраивали свои отношения с другими людьми и окружающим миром иначе чем те, кто сегодня общается через сеть Интернет, добывает средства к существованию сидя за компьютером и передвигается по местности на самолёте и автомобиле.
Хотя телом эти люди могут быть схожи, но созданная их трудом окружающая предметная среда иная. Поэтому и образ окружающего мира, отражаемый сознанием у них иной. Их потребности иные. Их общественные отношения по поводу производства и распределения материальных благ мыслятся и выстраиваются по-иному. К радикальным изменениям в мышлении, поведении и в структуре общественных отношений людей привели изменения в организации материального производства, которые в свою очередь происходят вследствие применения новых технологий и более совершенных орудий труда.
Развивающееся производство делает все складывающиеся общественные устройства временным убежищем. Сменяющие друг друга в ходе истории общественные устройства представляют собой лишь переходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей.
Смена общественных устройств происходит в соответствии с открытым Марксом законом соответствия производительных сил и производственных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведённых материальных благ. Производственные отношения являются базисом, а все политические конструкции, все политические и идеологические суждения и правовые воззрения, выстраиваемые на этом базисе, в марксизме рассматриваются как временные надстроечные сооружения.
Реальный коммунизм — это ближайшая ступень социально-экономического развития. И не более того. «Установление коммунизма имеет по существу экономический характер: оно есть создание материальных условий этого объединения; имеющиеся налицо условия оно превращает в условия объединения» (К.Маркс Ф.Энгельс «Немецкая идеология»).
Как объективная реальность коммунизм возник в образе СССР в исторических условиях двадцатого века. Появление коммунистического способа производства пусть и в отдельно взятой стране означало что весь мир стоит перед переходом на новую ступень развития. Как это случилось при появлении 500 лет назад капитализма в Голландии, а затем и в Англии. С того времени и отсчитывается всемирно-историческое существование капитализма. СССР показал миру практическую возможность существования нового коммунистического устройства и потому его опыт так же обрёл всемирное значение.
Особенно ценено для будущих строителей коммунизма изучение ошибок в создании материальных условий этого хозяйственного объединения, приведших СССР к краху. На выявлении ошибок в первых экспериментальных изделиях строится весь технический прогресс. Новое обкатываемое на практике общественное устройство для его исследователей — это не серийное изделие, а первый эксперимент, который может быть удачным, а может потребовать внесения в конструкцию изделия существенных доработок. Даже если первый опыт оказался неудачным это не повод отказаться от подъёма на новую вершину.
Классики теории коммунизма не фантазировали о том, что в один прекрасный день все страны мира одновременно перейдут к коммунистическому устройству. Такого в реальности быть не может. Они предполагали, что к новому способу производства вначале перейдут наиболее развитые страны. Называли Англию, Францию, Германию. Маркс в силу сложившихся обстоятельств не исключал из этого списка и отставшую в своём экономическом и социальном развитии Россию.
По поводу России Маркс оказался прав. Именно Россия дала миру опыт подъёма на новую ступень развития человечества. Но опыт не только достижений, но и катастрофических ошибок. Из-за ошибочных действий на достигнутой высоте СССР не удержался и первая коммунистическая страна обрушилась в капитализм вместе с шедшими следом в связке странами.
Так как жизнь в СССР оказалась далека от идеала, то не все признают, что это и был тот коммунистический строй, о котором писали классики в своей теории. Но в отличие от таких критиков классики понимали, что реальная практика, что складывающиеся реальные исторические условия общественной жизни вынуждают учитывать сложившиеся обстоятельства. Вынуждают находить компромиссные решения далёкие от идеальных. Поэтому у классиков нет подробных рекомендаций о том, как выстраивать надстроечные общественные отношения и их структуру при базовом коммунистическом способе производства. Реальная жизнь в её реальной истории сама лучше всяких теоретиков этому обучает, а тех кто не усваивает уроков губит.
Классики обозначили лишь общие черты нового строя. И мы можем сравнить то, что было в экономике СССР с отличительными характеристиками коммунистического устройства обозначенными Энгельсом в общих чертах в проекте программы первого международного союза коммунистов названном «Принципы коммунизма». Проект программы изложен в форме ответов на вопросы, разъясняющие основные положения коммунистической теории. Вот что там написано в ответе на вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй?
Ответ: «Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, т. е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию. Так как ведение промышленности отдельными лицами имеет своим необходимым следствием частную собственность и так как конкуренция есть не что иное, как такой способ ведения промышленности, когда она управляется отдельными частными собственниками, то частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности даже является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования всего общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение частной собственности».
Если мы взглянем на организацию производства в СССР, то увидим, что, как и в описании нового строя Энгельсом, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще в СССР было изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. В СССР все отрасли производства находились в ведении всего общества, т.е. велись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. В СССР принимались директивные планы развития, которые перед их принятием обсуждались на собраниях в каждом трудовом коллективе. Брались встречные обязательства. Планы утверждались Советом народных депутатов и были обязательны к исполнению так же, как и другие законы.
В СССР никто лично и никакой отдельный коллектив не являлся владельцем средств производства, а все они находились в общественной (социалистической, согласно Конституции) собственности. Производимые для потребления продукты распределялись по общему соглашению, установленному законодательно – по доле участия каждого в коллективном труде. Так что в СССР был общественный строй, полностью соответствующий описанному Энгельсом.
Как написали Маркс и Энгельс в Манифесте Коммунистической партии: «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Таким образом классики марксизма указали на отличительную черту коммунизма и наиболее обобщающее выражение преобразования иного общественного строя в коммунистический строй.
Поскольку марксизм первопричиной тех или иных общественных отношений считает изменения в материальном производстве, то и сама смена юридический отношений с отношений частной собственности на отношения общественной собственности не является просто чьим-то желанием, а предопределена развитием средств производства и становится возможной при определённой организации производства.
Классики писали: «разделение труда и частная собственность, это — тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом — по отношению к продукту деятельности» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология). Тут нужно заметить, что у классиков марксизма в данной фразе говорится не о профессиональном разделении труда отдельных людей, а об общественном разделении труда. О разделении, при котором происходит обособление различных видов производственной деятельности, организация различных производств по желанию частных лиц и обмен между ними продуктами своей деятельности. «Частная собственность, как противоположность общественной, коллективной собственности, существует лишь там, где средства труда и внешние условия труда принадлежат частным лицам» (К. Маркс. Капитал).
Для перехода к коммунистическому устройству достаточно иметь современный уровень технического развития производства. Потому что развитие производства давно уже достигло такого уровня, при котором его можно объединить в единую плановую систему производства. Наличие технологических возможностей организации единого планового производство — это то единственное чем у классиков обусловлен переход к коммунистическому устройству.
То есть, по их мнению, при отсутствии каких-то дополнительных условий общественный строй по-прежнему может считаться капиталистическим или феодализмом. Чем угодно, но только не коммунизмом. Раз другие необходимые требования не соблюдены, то это ещё не коммунизм.
Делить общество можно как угодно – на лысых и волосатых, на женщин и мужчин и заявлять, что движение ЛГБТ уничтожает классовое деление. Но по марксистским понятиям рабочие и крестьяне в СССР были не двумя классами, а всего лишь двумя большими социальными группами, отличавшимися спецификой своей профессиональной деятельности. Тем более что в совхозах работники, занимавшиеся сельскохозяйственным физическим трудом, числились рабочими, как и такие же работники физического труда на заводах. А после реформ Хрущёва в сельском хозяйстве кроме совхозов других форм производства почти не осталось.
Если нет частной капиталистической собственности, то о каком капитализме, пусть и с прилагательным «государственный» может идти речь? Вот в Китае буржуазная собственность существует и там действительно госкапитализм и там классовое общество, хотя страна управляется коммунистами, и они своё государство именуют социалистическим.
Оппоненты утверждают, что классики марксизма заявляли о необходимости уничтожения государства и поэтому понятия «коммунизм» и «государство» несовместимы. Раз СССР был государством, то значит это не коммунистическое общество.
Ленин в книге «Государство и революция» так разъяснял марксистский взгляд на наличие государства: «Мы вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития ВЫСШЕЙ фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет». То есть оппоненты подменяют понятие «коммунизм» его высшими достижениями.
Оппоненты указывают на наличие товарно-денежных отношений в СССР и заявляют о том, что по марксистской теории при коммунизме их быть не должно. При этом забывают об определении товара, данном классиками. Разъясняя это Дюрингу Энгельс писал: «У Маркса речь идет здесь прежде всего лишь об определении стоимости товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, — производятся этими частными производителями за частный счет и обмениваются ими один на другой». И какие частные производители за свой счет в СССР что-то производили?
Конституцией 1936 г. в статье 9. наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускалось «мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда». Но влияние таких частных хозяйств на экономику страны было столь незначительным, что его можно не учитывать. Можно считать, что после индустриализации промышленного производства и коллективизации сельского хозяйства, после создания к средине тридцатых годов единой плановой системы материального производства, а особенно после реформ Хрущёва, в СССР не осталось производства управляемого отдельными частными производителями за частный счет по собственному разумению. Значит по марксистским понятиям в СССР не было товарного производства.
То, что в СССР создавалось промышленным производством и называлось «товары народного потребления» по марксистскому определению товарами не являлось, как и не были деньгами «советские рубли». Тут нужно исходить не из используемого в СССР названия, а из экономической сути исследуемого элемента общественных отношений. Исходить не из формы, а из содержания.
Можно много чего ещё опровергнуть из аргументов тех, кто пытается доказать, что СССР не являлся коммунистическим обществом. Их типичная ошибка в том, что они высшую фазу развития коммунизма, возможные его высшие достижения выдают за сам коммунизм. Но высшие достижения не появляются мгновенно. К ним коммунистическое общество в своём развитии может двигаться долго. Двигаться с тем багажом средств производства, который достаётся ему от мирового капитализма, которые объединены им в единую плановую систему производства. Главное, чтобы развитие средств производства не останавливалась, а единство производственной системы укреплялось, а не расшатывалось, как это происходило в СССР со средины шестидесятых годов.
Любому здравомыслящему человеку очевидно, что, выразив кратко суть коммунистических преобразований, уважаемые классики в других своих высказываниях и в спорах с оппонентами не демонстрировали словесные трюки меняя смысл того что давно уже чётко и однозначно ими определено. Или утверждая, что их прежних определений сути вещей недостаточно и поэтому прежняя суть неоднозначна и при отсутствии ещё каких-то дополнительных условий может быть иной.
Можно не соглашаться с классиками. Можно дополнять классиков какими-то своими добавочными характеристиками коммунизма. Можно коммунизм описать полностью в своих представлениях. Но тогда это будет уже не коммунизм, обоснованный марксистской теорией в качестве после капиталистического общественного устройства. Это будет отсебятина. Не нужно такие собственные или чьи-то рассуждения выдавать за марксистскую теорию коммунизма.
Коммунизм
Коммунизм — политическая и экономическая доктрина, целью которой является замена частной собственности и экономики, основанной на прибыли, общественной собственностью и коллективным контролем, по крайней мере, над основными средствами производства (например, шахтами, заводами и фабриками) и природными ресурсами. Коммунизм, таким образом, является более продвинутой формой социализма.
Чем именно коммунизм отличается от социализма, является спорным вопросом уже давно, но различие в значительной степени основывается на приверженности коммунистов революционному социализму Карла Маркса.
Как и большинство писателей XIX века, Маркс имел тенденцию использовать термины коммунизм и социализм как синонимы. Однако, в своей Критике Готской программы (1875 г.) Маркс определил две фазы коммунизма, которые последуют за предсказанным ниспровержением капитализма: первая будет переходной системой, в которой рабочий класс будет контролировать правительство и экономику. Вторая будет полностью реализованным коммунизмом — обществом без классового разделения или правительства, в котором производство и распределение товаров будет основано на принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Последователи Маркса, особенно русский революционер Владимир Ильич Ленин, подхватили это различие.
В работе «Государство и революция» (1917) Ленин утверждал, что социализм соответствует первой фазе коммунистического общества Маркса, а коммунизм — второй. Ленин и большевистское крыло Российской социал-демократической рабочей партии попытались теоретически и идеологически усилить различие между коммунизмом и социализмом в 1918 году, через год после захвата власти в России, приняв название Всероссийская коммунистическая партия. С тех пор коммунизм, в значительной степени, отождествлялся с формой политической и экономической организации, разработанной в Советском Союзе, а впоследствии принятой в Китайской Народной Республике и других странах, управляемых коммунистическими партиями.
Фактически, на протяжении большей части 20-го века около одной трети населения мира жило при коммунистических режимах. Эти режимы характеризовались правлением одной партии, которая не терпела оппозиции и инакомыслия. Более того, вместо капиталистической экономики, в которой люди соревнуются за прибыль, партийные лидеры установили командную экономику, в которой государственная собственность и ее бюрократы определяли заработную плату, цены и производственные цели. Неэффективность этих экономик сыграла большую роль в распаде Советского Союза в 1991 году, а остальные коммунистические страны (за исключением Северной Кореи) теперь допускают усиление экономической конкуренции, сохраняя при этом однопартийное правление.
Хотя термин коммунизм не использовался до 1840-х годов — он происходит от латинского communis, означающего «разделяемый» или «общий», — представления об обществе, которое можно считать коммунистическим, появились еще в 4 веке до нашей эры. В идеальном государстве, описанном в «Республике» Платона, правящий класс стражей посвящает себя служению интересам всего сообщества. Платон утверждал, что, поскольку частная собственность на товары развращает их владельцев, поощряя эгоизм, члены общества должны жить большой семьей, которая совместно владеет не только материальными благами, но также супругами и детьми.
Другие ранние представления о коммунизме черпали вдохновение в религии. Первые христиане практиковали простой вид коммунизма, это усматривается, например, в Деяниях апостолов гл.4 ст.32–37. Коммунизм для них и форма солидарности, и способ отказа от мирской собственности. Подобные мотивы позже вдохновили формирование монашеских орденов, в которых монахи принимали обеты бедности и обещали разделить свои немногочисленные мирские блага друг с другом и с бедными. Английский гуманист Томас Мор расширил этот монашеский коммунизм в своей книге «Утопия» (1516 г.), в которой описывается воображаемое общество, в котором упраздняются деньги, а люди делят еду, дома и другие блага.
За ними последовали и другие вымышленные коммунистические утопии, в частности «Город Солнца» (1623 г.), итальянского философа Томмазо Кампанеллы, а также попытки претворить коммунистические идеи в жизнь. Возможно, наиболее примечательной (если не сказать печально известной) из последних была теократия анабаптистов в вестфальском городе Мюнстер (1534–1535 гг.), закончившаяся военным захватом города и казнью его лидеров. Английские гражданские войны (1642–1651 гг.) побудили диггеров отстаивать своего рода аграрный коммунизм, при котором Земля была бы «общей сокровищницей», как предполагал Джеррард Уинстенли в «Законе свободы» (1652 г.) и других работах. Это видение не разделял протекторат во главе с Оливером Кромвелем, который жестко подавил диггеров в 1650 году.
Ни религиозный переворот, ни гражданская война, но технологическая и экономическая промышленная революция конца 18-го и начала 19-го веков дала импульс и вдохновение для современного коммунизма. Эта революция, которая достигла больших успехов в экономической производительности за счет мощности рабочего класса, подтолкнула Маркса к мысли о том, что классовая борьба, господствовавшая в истории, неизбежно ведет к обществу, в котором процветание будет разделяться всеми благодаря общему владению всем миром средствами производства.
Марксистский коммунизм (марксизм)
Карл Маркс родился в Рейнской области Германии в семье евреев, принадлежащих к среднему классу, которые отказались от своей религии в попытке ассимилироваться в антисемитском обществе. Молодой Маркс изучал философию в Берлинском университете и получил докторскую степень в Йенском университете в 1841 году, но из-за своего еврейского происхождения и своих либеральных политических взглядов он не смог получить место преподавателя. Затем он обратил взор на журналистику, его расследования раскрывали систематическую несправедливость и коррупцию на всех уровнях немецкого общества. Убежденный, что немецкое (и, в более широком смысле, европейское) общество не может быть реформировано изнутри, а должно быть воссоздано с нуля, Маркс стал политическим радикалом. Его взгляды вскоре привлекли к нему внимание полиции, и, опасаясь ареста и тюремного заключения, он уехал в Париж. Там он возобновил контакты со своим соотечественником Фридрихом Энгельсом, который стал его другом и соавтором в сотрудничестве, которое продлилось почти 40 лет.
Коммунизм после Маркса
После смерти Маркса в 1883 году Энгельс стал главным исследователем марксистской теории, которую он упростил и во многих отношениях трансформировал. Его версия марксизма, которую он назвал «научным социализмом», сделала марксистскую теорию более жесткой и детерминистской, чем предполагал Маркс. Таким образом, исторический материализм Маркса стал разновидностью философского материализма, то есть учением о том, что реальны только физическая материя и ее движения. Согласно теории Энгельса, все — природа, история, даже человеческое мышление, сводятся к материи, движущейся в соответствии с теми же вневременными «железными законами» движения. Эта поправка к марксистской теории послужила основой для последующего развития диалектического материализма в Советском Союзе.
Ревизионизм
После смерти Энгельса в 1895 году последователи Маркса разделились на два основных лагеря: «ревизионистские» марксисты, выступавшие за постепенный и мирный переход к социализму, и революционные марксисты, в том числе лидеры коммунистической русской революции 1917 года. Выдающимся ревизионистом был Эдуард Бернштейн, лидер Социал-демократической партии Германии, который покинул свою родину в 1881 году, чтобы избежать ареста и заключения в соответствии с антисоциалистическими законами канцлера Отто фон Бисмарка. Бернштейн провел большую часть своего изгнания в Великобритании, где он подружился с Энгельсом. Опыт Бернштейна там (включая его связь с Фабианским обществом градуализма), привел его к выводу, что в этой стране возможен мирный парламентский переход к социализму — вывод, который он защищал и расширил за пределы Британии в своем «Эволюционном социализме» (1899).
Бернштейн пересмотрел марксистскую теорию в четырех взаимосвязанных отношениях.
Во-первых, он добавил этическое измерение, которого в мысли Маркса в значительной степени недоставало; в частности, он утверждал, вслед за немецким философом Иммануилом Кантом, что к людям следует относиться как к самоцелям, а не как к средствам или инструментам, будь то капиталисты (которые использовали рабочих как человеческие машины) или коммунисты (которые были готовы их использовать как пушечное мясо в будущей революции).
Во-вторых, он утверждал, что появление профсоюзов и политических партий рабочего класса в Европе в конце XIX века открыло возможности, которые потребовали пересмотра теории Маркса и, следовательно, политической практики Маркса.
В-третьих, Бернштейн отметил, что повышение заработной платы и улучшение условий труда означают, что, вопреки предсказанию Маркса об обнищании пролетариата, жизнь рабочих в развитых капиталистических странах фактически улучшается. Эту тенденцию он объяснял не добротой капиталистов, а растущей мощью профсоюзов и политических партий рабочего класса.
В-четвертых, он предупреждал об опасности революционной диктатуры пролетариата, которая могла бы превратиться в диктатуру «клубных ораторов и писателей». Таким образом, на основе этих четырех изменений Бернштейн защищал постепенную и мирную реформу — «эволюционный» социализм, а не насильственную пролетарскую революцию.
Ортодоксальные марксисты заклеймили Бернштейна как буржуа и контрреволюционного предателя своего дела. Главным среди его коммунистических критиков был Ленин, посвятивший свою жизнь революционному преобразованию России.
Большевизм и марксизм-ленинизм
Россия в начале 20 века была маловероятным местом для пролетарской революции, предсказанной Марксом. Ее экономика была в основном сельскохозяйственной, фабрики были малочисленными и неэффективными, а промышленный пролетариат был небольшим. Большинство русских были крестьянами, которые обрабатывали землю, принадлежавшую богатой знати. Россия была ближе к феодализму, чем к капитализму. Однако, в деревне росло недовольство, и Российская социал-демократическая рабочая партия Ленина увидела возможность использовать это недовольство для свержения самодержавного царского режима и замены его радикально иной экономической и политической системой.
Сталинизм
После смерти Ленина в 1924 году Иосиф Сталин, Лев Троцкий и Николай Бухарин стали лидерами Всероссийской коммунистической партии. Перед смертью Ленин предупреждал своих товарищей по партии, чтобы они остерегались амбиций Сталина. Предупреждение оказалось пророческим. Безжалостный и хитрый Сталин (Иосиф Джугашвили), казалось, был полон решимости оправдать свою революционную фамилию (что означает «человек из стали»). В конце 1920-х годов Сталин начал укреплять свою власть, запугивая и дискредитируя своих соперников. В середине 1930-х, утверждая, что повсюду видит шпионов и саботажников, он проводил чистки в партии и в целом, высылал диссидентов в Сибирь или казнил их сразу после инсценированных показательных процессов. Бухарин был осужден по сфабрикованным обвинениям и казнен в 1938 году. Троцкий, бежавший за границу, был заочно осужден и был убит в Мексике в 1940 году одним из советских агентов. Те, кто остались, жили в страхе перед НКВД (предшественником КГБ) — своеобразной тайной полицией.
Как вариант марксизма-ленинизма, сталинизм имел три ключевых особенности.
Китайский коммунизм (маоизм)
Китайская Народная Республика — единственная мировая сверхдержава, которой все еще управляет коммунистическая партия — Коммунистическая партия Китая (КПК), как это было с момента прихода коммунистов к власти в 1949 году. Даже в этом случае официальная китайская версия коммунизма — маоизм, или «мысль Мао Цзэдуна» довольно далека от первоначального видения Маркса. Мао Цзэдун, основатель Китайской Народной Республики и первый коммунистический лидер Китая, утверждал, что «творчески» изменил марксистскую теорию и коммунистическую практику в соответствии с китайскими условиями.
Немарксистский коммунизм
Хотя Маркс остается выдающимся теоретиком коммунизма, существует несколько разновидностей немарксистского коммунизма. Среди наиболее влиятельных — анархизм или анархо-коммунизм, который выступает не только за общинную собственность, но и за отмену государства. Исторически важными анархо-коммунистами были Уильям Годвин в Англии, Михаил Бакунин и Петр Кропоткин в России (хотя оба они провели большую часть своей жизни в изгнании) и Эмму Гольдман в Соединенных Штатах. По-разному они утверждали, что государство и частная собственность являются взаимозависимыми институтами: государство существует для защиты частной собственности, а владельцы частной собственности защищают государство. Если собственность должна находиться в коллективной собственности и распределяться поровну, государство должно быть разгромлено раз и навсегда.
В «Статизме и анархии» (1874), например, Бакунин подверг критике точку зрения Маркса, согласно которой переходное государство — диктатура пролетариата — просто отомрет после того, как выполнит свою задачу по предотвращению буржуазной контрреволюции.
«Ни одно государство, — сказал Бакунин, — никогда не засыхало и никогда не исчезнет.»
Напротив, в самой природе государства заключается в расширении своего контроля над своими подданными, ограничении и, наконец, устранении той свободы, которую они когда-то имели, чтобы контролировать свою собственную жизнь. Временное состояние Маркса фактически было бы диктатурой «над» пролетариатом. По крайней мере, в этом отношении Бакунин оказался лучшим пророком, чем Маркс.
Коммунизм сегодня
Несмотря на трудности и нарушения, вызванные переходом к капиталистической рыночной экономике, Россия и бывшие советские республики вряд ли восстановят коммунистическое правление. Коммунистическая партия Российской Федерации, преемница КПСС, привлекает некоторых сторонников, но ее идеология скорее реформистская, чем революционная; его главная цель, по-видимому, состоит в том, чтобы сгладить продолжающийся и иногда болезненный переход к рыночной экономике и попытаться смягчить его наиболее острые углы. В Китае маоизм звучит на словах, но больше не применяется на практике. Некоторые крупные отрасли по-прежнему принадлежат государству, но явно наблюдается тенденция к усилению приватизации и децентрализованной рыночной экономике. Китай сейчас находится на пороге полноценной капиталистической экономики. Это поднимает вопрос о том, можно ли отделить свободный рынок от демократии или одно подразумевает другое. КПК до сих пор не встречает оппозиции, как стало ясно из подавления демократических студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Между тем Северная Корея, последний оплот старого коммунизма советского образца, представляет собой изолированный и репрессивный режим. Куба и Вьетнам, долгое время лишенные советской спонсорской поддержки и субсидий, на дипломатической основе работают и ищут иностранные инвестиции в свою все более рыночную экономику, но в политическом плане оба остаются однопартийными коммунистическими государствами.
Сегодня коммунизм советского образца с его командной экономикой и бюрократическим планированием сверху вниз прекратил свое существование. Сомнительно, что такой режим когда-либо соответствовал концепции коммунизма Маркса. Еще неизвестно, возглавит ли кто-нибудь новое движение по построению коммунистического общества на марксистской основе.
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)