Что такое компетенции воспитателя
Профстандарт воспитателя
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия
Необходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия
Необходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
современные тенденции развития дошкольного образования.
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
Программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации
Критерии профессиональной компетенции воспитателя
Светлана Рябишева
Критерии профессиональной компетенции воспитателя
Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования. Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка.
Современная жизнь диктует новые условия,в результате которых появляются:
-Центры развития ребёнка,
— детские сады с группами ухода и оздоровления,
-школы- детские сады,
-учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями,
-детские сады с приоритетным направлением в развитии,
-учреждения общего развития,
— учреждения комбинированного вида.
Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.
И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.
Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути еёразвития:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
— умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др., но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.
Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»
Критериямисамообразования являются:
-эффективность профессиональной деятельности,
-творческий рост педагога,
-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:
изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.
Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.
Существует несколько методов работы с книгой:
-чтение с проработкой материала (составление записей).
Существует несколько видов записей:
Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.
Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.
Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:
-определение целей и задач,
-составление плана работы,
-подбор видов деятельности для работы над темой,
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.
В приложении даны тесты, с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.
Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.
Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»
Критерии оценки:
Владею свободно- 3 балла
Владею посредственно- 2 балла
Навыки самостоятельной работы Баллы
Работа с учебной, справочной,научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.
Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.
Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.
Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.
Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.
Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.
Уровень владения навыками самостоятельной работы:
1-14 баллов – низкий.
Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.
Критерии оценки:
При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации
Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.
В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т. д.) всё путается, не знаю с чего начать.
Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.
Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.
Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения
Возможная проблема Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
• Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии,затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы:
• Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
•Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:
• Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.
• Включите современные взгляды на проблему
• Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
• Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке,используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
• Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
• Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
• Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации. •Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
Годовая циклограмма профессиональной деятельности воспитателя на 2016–2017 учебный год «___» ___2016 г. Годовая циклограмма профессиональной деятельности воспитателя на 2016-2017 учебный год № п/п Месяц Работа.
Карта индивидуального образовательного маршрута по развитию профессиональной компетентности воспитателя Личная карточка 1. Рябова Татьяна Александровна 2. 6 октября 1986г. 3. Воспитатель 4. «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой.
Критерии успешности социального воспитания дошкольников ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно.
Критерии эстетической воспитанности Критерии эстетической воспитанности Ключевые понятия: Эстетическая воспитанность – наличие идеала, представления о совершенном,.
Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии ФГОС до. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие.
Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога Творческий план воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»» г. Мичуринска Котловой Е. Ю. по совершенствованию уровня.
Психологические аспекты профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения Проблема развития детей дошкольного возраста актуальна в любом социуме на каждом этапе его развития, так как от решения данной проблемы.
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТСКИЙ.
Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
Современный стандарт педагога ДОУ
Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.
Популярный учебный курс «Тропинки» направлен на то, чтобы подготовить ребенка к школе через творчество. Но для такой формы работы воспитателю нужно и самому уметь решать с помощью творчества свои профессиональные задачи. В последние годы много говорится о раскрытии потенциала ребенка — однако важно задумываться и о внутренних ресурсах педагога, его профессиональном и личностном развитии.
Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:
Высокий уровень интеллекта и креативности.
Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.
Формирование особых интересов и хобби.
Позитивная уверенность в собственных силах.
Повышенный локус контроля.
В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.
Тьюторство
Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.
Модель тьюторского действия в ДОУ
1. Этап кристаллизации
Действие: Создание среды выбора «Избыточная среда».
Механизм: Аукцион, ярмарка идей.
Результат: Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.
2. Проектировочный этап.
Механизм: Тьюторат (коуч-встреча).
Результат: Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).
3. Реализационный этап.
Действие: Реализация индивидуального плана.
Модули поддержки: Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.
Результат: Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.
4. Аналитический этап.
Действие: Тьюторские пробы «Среда выбора».
Механизмы: День открытых дверей, ярмарка идей.
Результат: Написание эссе, составление кейсов.
Так во взаимопомощи «педагог педагогу» повышается уровень владения социальными методами и приемами дефицитарного направления.
Коучинг
Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.
Рассмотрим технологию «Колесо баланса», успешно внедренную в работу с начинающими воспитателями:
На первой коуч-встрече с молодым специалистом рисуем круг, разделенный на равные доли. Каждая из них означает возможные проблемные области: перспективы роста, взаимодействие в коллективе, планирование, владение педагогическими приемами, самоанализ, должностные обязанности, возраст и особенности детей. Воспитатель ранжирует разными цветами в «колесе» каждую проблему от 1 до 10. Это позволяет наглядно увидеть, что вызывает в его работе основные сложности.
Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.
Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.
На следующей встрече с тьютором воспитатель сдает выполненные задания и рисует новое «Колесо баланса», чтобы отметить свой прогресс.
Понимание, что могло быть лучше.
Понимание, как сделать лучше.
Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.