Что такое композиция в технологии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель урока: Создать условия для изготовления изделия с центральной, угловой, круговой композицией.
— формируем умения изготавливать изделия с центральной, угловой, круговой композицией используя цветную бумагу; вести небольшой познавательный диалог по теме урока; планировать и организовывать практическую деятельность; соблюдать безопасные приёмы труда при работе с инструментами и материалами;
— развиваем творческие способности, логическое и технологическое мышление, глазомер и мелкую моторику руки;
— воспитываем трудолюбие, усидчивость, терпение, инициативность, коммуникативность и причастность к коллективной трудовой деятельности; ответственность за результаты учебного труда.
Оборудование: презентация «Что такое композиция», предметы декаративно-прикладного искусства, образцы изделий, шаблоны подноса, кисточка, клей, цветная бумага и картон, копировальная бумага, учебник «Технология» 2 класс, рабочая тетрадь «Технология» 2 класс, органайзер для учителя «Технология» (сценарии уроков) авт. Е. А. Лутцева, издательство Вентана-Граф.
Тип урока: Открытие нового (урок – практикум)
Самоопределение к деятельности
-Прочитайте пословицы, записанные на слайде:
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Дело мастера боится.
Умелые руки не знают скуки.
-Подходят ли они к уроку технологии?
-Чему учит народная мудрость?
— Да. Эти пословицы о труде.
— Сначала как следует, подумай, а затем выполни задание.
— Самая трудная работа получится, если делать её старательно.
Формирование умения оформлять свои мысли, слушать высказывания других.
Формирование способности оценивать жизненные ситуации.
Актуализация знаний и фиксация затруднений
-Как называют изделия, выполненные способом наклеивания частей рисунка на основу?
— Аппликация – это однодетальное или многодетальное изделие?
— Как обычно устроены аппликации? Как на них может располагаться основное изображение?
— Предположите, как можно назвать аппликации от расположения изображения?
1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование).
Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.
Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.
Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.
Что нас ждет сегодня:
Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.
Основы композиции.
Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.
Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.
Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чу вства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.
Как создать композицию?
Завершение и обобщение работы над рисунком Задание №1
Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры трех цветов (штриховка).
Законы композиции.
Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей. Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном. Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.
Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. П редмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. П редмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Р овное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.
Упражнение №2.
На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.
Этапы выполнения задания:
Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут).
Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Урок 25. Технология 5 класс (девочки) ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»
«Композиция». Это слово происходит от латинского слова, которое обозначает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то композиция – это расположение изобразительных элементов по определенной схеме так, чтобы выразительность изделия была наибольшей.
Когда создается какое-либо изделие, очень важно учитывать основные правила композиции.
· Передача движения или динамики, покоя или статики;
· Правило золотого сечения, то есть одной трети.
Эти правила уже знакомы вам из уроков по изобразительному искусству.
К приемам композиции относятся:
· Симметрия и асимметрия,
· Равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
К средствам композиции можно отнести:
· Динамика и статика;
· Симметрия и асимметрия;
Статичная и динамичная композиция.
Статичная или замкнутая композиция передает состояние покоя или устойчивости. Для такой композиции характерны линии, которые направлены к центру, также характерно построение по форме квадрата, круга, четкие внешние контуры.
В отличии от статичной, динамичная композиция передает движение, ощущение простора. Основное направлений динамичной композиции – от центра.
Ритмическая и пластическая композиция.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм можно задавать линиями, пятнами цвета, света и тени. Еще его можно создавать чередованием отдельных элементов композиции, например, фигур людей, растений, геометрических фигур.
В русском народном искусстве простейшая форма ритма использовалась и используется очень широко. Примером может быть кайма, которая состоит из орнамента, на салфетке, скатерти, полотенце, узор в центре подноса, шкатулки.
Симметрия и асимметрия.
Симметрия переводится с греческого как соразмерность. При таком принципе построения композиции элементы располагаются правильно относительно плоскости, оси или центра.
Асимметрия – это отсутствие симметрии.
Фактура, текстура и колорит в композиции.
Слово фактура происходит от латинского слова, которое обозначает обработка или строение. Это свойство, которое характеризует внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть гладкая, шероховатая, матовая, глянцевая и так далее.
Текстура, в свою очередь, это рисунок материала, который создала природа. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и так далее.
Для художественной выразительности текстура и фактура играют очень большую роль.
Колорит происходит от латинского слова краска или цвет. Это одно из важных средств эмоциональной выразительности, которое передает все цветовое богатство окружающего мира.
Стилизация – это средство композиции, которое связано с изменением реальной формы фигуры или предмета, ее объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно открывая его новые стороны.
Итоги урока. Мы узнали об основах композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Рассмотрели несколько средств композиции.
Презентация к уроку технологии на тему: » Что такое композиция»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Семь раз отмерь, а один отрежь. Дело мастера боится. Умелые руки не знают скуки.
Композиция – это расположение частей, разных по форме и цвету, в рисунке, украшающем любое изделие, поделку.
План работы: 1. Подготовь рабочее место для работы с бумагой и картоном. 2. Скопируй шаблоны деталей цветка и листа. 3. Вырежи их. 4. Составь композиции. 5. Выбери одну композицию. 6. Укрась основу подноса.
У меня всё получилось, я усвоил тему У меня не всё получилось, но я очень старался У меня ничего не получилось
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-449432
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Основы композиции при создании предметов
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средствами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 25-27), ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.
воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, декор, цветовое решение);
умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
1. Организация урока
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Изложение нового материала
Вопрос к обучающимся :
Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.
Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то композиция – это расположение изобразительных элементов по определенной схеме так, чтобы выразительность изделия была наибольшей.
Когда создается какое-либо изделие, очень важно учитывать основные правила композиции.
· Передача движения или динамики, покоя или статики;
· Правило золотого сечения, то есть одной трети.
Эти правила уже знакомы вам из уроков по изобразительному искусству.
К приемам композиции относятся:
· Симметрия и асимметрия,
· Равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
К средствам композиции можно отнести: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, симметрия и асимметрия, целостность.
Статичная и динамичная композиция.
Статичная или замкнутая композиция передает состояние покоя или устойчивости. Для такой композиции характерны линии, которые направлены к центру, также характерно построение по форме квадрата, круга, четкие внешние контуры.
В отличии от статичной, динамичная композиция передает движение, ощущение простора. Основное направлений динамичной композиции – от центра.
Ритмическая и пластическая композиция.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм можно задавать линиями, пятнами цвета, света и тени. Еще его можно создавать чередованием отдельных элементов композиции, например, фигур людей, растений, геометрических фигур. В русском народном искусстве простейшая форма ритма использовалась и используется очень широко. Примером может быть кайма, которая состоит из орнамента, на салфетке, скатерти, полотенце, узор в центре подноса, шкатулки.
Симметрия и асимметрия.
Асимметрия – это отсутствие симметрии.
Стилизация – это средство композиции, которое связано с изменением реальной формы фигуры или предмета, ее объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно открывая его новые стороны.
Вопрос к обучающимся : Вы уже решили, какое изделие для своей кухни вы будете изготавливать? Чем вы его будете украшать?
Как правило, орнамент используется для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства .
Его основными элементами являются прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их помощью он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю , волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.
Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Почти у всех народов мира орнамент наносился на рукава, низ и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.
Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.
Изображения птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами. Так, две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей, образ трудолюбивой хозяйки.
Растительный орнамент. Это второй по распространению орнамент после геометрического, для него характерны свои мотивы, причем они отличаются от страны в которой их наносят и от времени когда они были сделаны. С помощью растительного орнамента можно создать очень много самых разнообразных сюжетов.
Для этого вида орнамента характерны многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. В руках мастера первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются.
Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
Каллиграфический или эпиграфический орнамент. Он состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси.
В орнаменте, как и во всех видах творчества, очень важную роль играет колорит. Это гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Все цвета в орнаменте должны чередоваться в каком-то определенном порядке. Всякое изменение его расцветки будет отражаться на композиции в целом.
Для того чтобы сочетание цветов было гармоничным, следует знать несколько простых правил.
Всё многообразие цвета можно разделить на две большие группы: ахроматические и хроматические цвета.
Ахроматические цвета (или их еще называют бесцветные) – это черный, белый и множество оттенков серого цвета. Также эти цвета еще называют нейтральными.
Хроматические цвета (или цветные) – это цвета и их оттенки, которые различает глаз человека. То есть цвета, которые видят наши глазки.
Смешивание цветов. Цвета, которые получают при смешивании красного, желтого и синего.
Если смешать красный цвет с синим, то получится фиолетовый цвет.
Слияние красного с желтым дает оранжевый цвет.
А вот при смешивании желтого цвета с синим, получается зеленый цвет.
Если основные и дополнительные цвета расположить по окружности, то получится круг, который называют цветовой круг. Он состоит из шести цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
Обратите внимание, черный, белый и серый цвета не обозначены на цветовом круге, так как, условно говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.
Следует знать, что все хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые, а где холодные цвета!
Гармоничное сочетание цветов часто заключается в правильном соотношении теплых и холодных, темных и светлых тонов. Именно поэтому одинаковые орнаменты, выполненные в разной цветовой гамме, могут выглядеть совершенно по-разному.
Холодные цвета превосходно гармонируют с себе подобными. Следовательно, для тёплого цвета идеальным сочетанием будет тоже тёплый.
В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания.
Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга. Примеры таких сочетаний можно увидеть в природе: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.
Действуют успокаивающе сочетания, возникающие от тонов, переходящих от одного к другому, например, красный – розовый – алый – пурпурный.
Ахроматические цвета хорошо сочетаются с хроматическими, при этом теплые цвета лучше смотрятся в сочетании с темными (темно-серыми и черными), а холодные – со светлыми ахроматическими (светло-серыми и белыми). Насыщенные цвета больше выигрывают в сочетании с черным и белым.
Цветовая гармония может быть: одноцветной, полярной, трехцветной и многоцветной.
Одноцветная строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов. Такое цветовое решение возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным.
Полярная цветовая гармония строится на сочетании теплых и холодных цветов.
Трехцветная цветовая гармония – это когда сочетаются три цвета.
Многоцветная – это когда сочетаются много цветов