Что такое консалтинг в образовании
Консалтинг в области образования
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Консалтинг в области образования направлен на изучение, оценку и в дальнейшем решение вопросов, которые связаны, прежде всего, с предоставлением образовательных услуг тому, кто в этом нуждается.
По направленности своей деятельности консалтинг в системе образования разделяется на две четко разграниченные индивидуальными понятиями группы.
Виды консалтинга в области образования
К первой группе относятся услуги, оплачиваемые из государственного бюджета или же так сказать «своего кармана» коммерческой организации. В данной категории будут подробно рассматриваться и, конечно же, решаться такие вопросы, как:
Ко второй категории предоставляемых образовательным консалтингом услуг относятся продукты трудовой деятельности, в которых остро нуждаются обучаемые организации.
Для таких объектов в сфере знаний достаточно серьезное значение отдается решению следующих актуальных вопросов:
Необходимо помнить о том, что при оказании образовательных услуг (общее для всех, специальное профильное, в дополнении к другому типу учебного процесса), консалтинговое учреждение напрямую участвует в обсуждении вопросов и проблем технологий учебного происхождения.
Что входит в консалтинг в области образования?
На самом деле, чтобы иметь возможность реализовывать свои проекты, нужно включить в себя вот такие элементы:
Образовательный консалтинг является особо ценным из всех существующих направлений деятельности, потому что в данном рассмотренном примере он позволяет достичь высокого качества в сфере образования, сделать его уникальным в своем роде, адаптировать к современным требованиям, а это значит привлечь больше квалифицированных специалистов, показать всем его востребованность.
Консультация «Консалтинг в образовании»
Светлана Шурманова
Консультация «Консалтинг в образовании»
Консалтинг
В последнее время в российском образовании появился новый термин – консалтинг. Педагогический консалтинг – это профессиональная помощь в организации и осуществлении процесса обучения. Педагогический консалтинг включает в себя: сопровождение детей, подростков и взрослых в образовательном процессе и оказание консультационной помощи им и членам их семей в выборе способов удовлетворения образовательных потребностей и разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью.
Для развития консалтинговой деятельности в сфере образования существует много факторов – это и изменения, связанные с реформами в образовании, направленные на улучшение качества образования и возможность организации платных образовательных услуг и, как следствие, усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, и постоянно меняющиеся условия внешней среды, кризис человеческих ресурсов.
Наш детский сад уже несколько лет работает на выявление одаренных детей.
Практика работы педагогов ДОУ С родителями одаренных детей существенно отличается от работы с родителями обычных детей. И прежде всего тем, что не направлена на их просвещение, не осуществляется в непосредственно прямой обучающей форме, не сводиться к передаче информации, а предполагает проектирование и реализацию подлинного диалога двух равноправных сторон.
Довольно часто родители одаренных детей ограждают их от быта и повседневных дел, что приводит к несформированности необходимым бытовым навыкам и бытовой несамостоятельности. Они устраняют все мыслимые и немыслимые преграды на пути у своего чада- пусть только развивает свою одаренность. Дети становятся еще более зависимыми от родителей и нередко своей эмоциональной неприспособленностью вызывают насмешки у сверстников.
Юркевич В. С. выделяет несколько типов родителей одаренных родителей.
Вечная нянька. Такой родитель (не просто нянька, а даже наседка) проявляет гиперопеку. Непрерывная забота становиться необходимой самому ребенку и превращается в так называемую «симбиозную связь, когда ребенок и родитель становятся «придатками» друг друга.
Строгий воспитатель. Главным является постоянное требование развития и успешности деятельности. Очень большое значение эти родители придают дисциплине. Также у ребенка культивируется беспомощность.
Единственный друг. Родитель выполняет все заданиявместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный мертор, а как любящий, иногда даже подчиняющийся более умному партнеру товарищ. В целом это не плохой вариант для развития одаренности ребенка, но дети, как правило в социальном смысле недостаточно хорошо сформированы, зовут и общаются так, как им нравиться.
Безалаберный товарищ. Это типичный вариант недостаточного внимания –гипоопеки, когда у родителей своя жизнь, а ребенка своя.
Суровый надсмотрщик. Родители очень требовательно, порой сурово, относятся к ребенку, оказывают психологическое давление и даже проявляют жесткость. Их дети организованы и трудолюбивы, но часто при этом нарушают эмоциональный контакт.
Важно иметь в виду,что иногда у одного и тогоже родителя роли меняются: строгий воспитатель становиться близким другом безалаберный товарищ- суровым надсмотрщиком, «кудахтающая» над своим ребенком «наседка»— требовательным воспитателем.
Инновационность консалтинга в работе с семьей определяется, прежде всего, профессиональным подходом к диагностированию проблем семьи, комплексным подходом к ее решению и разнообразием применяемых методов и форм работы с семьей. Все они ориентированы на развитие собственного потенциала семьи, активизации его в целях «запуска» механизма саморазвития семьи и решения ею проблем самостоятельно.
На современном этапе существуют разнообразные формы взаимодействия детского сада и семьи.
Индивидуальные и групповые педагогические беседы;
Консультации;
Мастер классы для родителей
Клуб семейный очаг
Совместные проекты: «Радостное детство», «Ни дня без движенья», «Гость группы».
Клуб «Выходного дня»Совместные прогулки детей и родителей в парк,
ДК СТЗ, в художественную школу и на Азов гору.
Тематические вечера: «Театральная гостиная», «Осень в гости к нам пришла», «Наши фантазии».
Вечера вопросов и ответов».Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы по заданной теме. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
Родительское собрание-презентация (мастер-класс).Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.
«Родительское собрание-игра «Аукцион». Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.
Родительское собрание-конференция. За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них – и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос, выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант – педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим – обсудить ответы, поделиться своими мнениями по 49 этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть те- мы и направлять диалог в нужное русло.
Родительское собрание в форме ток-шоу. Чтобы провести ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.
Собрания в игровой формеТакое собрание можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.
Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.
Родительские ринги. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категорич-ность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога
Собрание – «Ассоциации»На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
Собрание – «Запись в моём блоке»При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Формулирую проблему и прошу всех предлагать возможные ре-шения. Каждое предложение записываю на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок получил «2», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводит-ся запрет на критику.
Собрание – «Эвристические вопросы»
К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, когда, чем, как? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. С помощью такой нетрадиционной формы проведения родительского собрания можно выбрать любую тему, такую как «Роль книги в развитии и воспитании ребёнка в школе», «Первые школьные отметки».
Собрание – «Крестики – нолики»
Такие родительское собрание проводится в форме всем известной игры «Крестики – нолики». Выбирают наиболее актуальные темы, которые могут пе-рекликаться между собой.
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее.
Ю. А. Афонькинапредлагает нам такую форму взаимодействия,как родительский дневник, которая показала свою действенность на практике.
С помощью родительского дневника, родители заполняют анкету, по которой определяют тип детской одаренности.Она может быть: музыкальная, техническая, Литературная, артистическая, двигательная, художественная, интеллектуальная.
Заполнив, анкету родители выясняют что у ребенка проявляется тот или иной вид одаренности, что же делать дальше?
Конечно же работать?
— Поощряйте ребенка к любознательности, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения.
— Вместе радуйтесь его победам.
— Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности.
— Старайтесь не подавить инициативу ребенка.
— Снабжайте ребенка необходимым материалом для творчества.
-Участвуйте в творческой жизни ребенка.
Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их- значить постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия их одаренности. Одаренные дети не терпят ограничений в своих идеях, или когда им навязывают готовый ответ. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая одаренного ребенка.
Консалтинговое сопровождениеприводит семью к конструктивныммоделям взаимоотношений: партнерству, которое провозглашает отношение друг к другу на равных или договорных началах как средство объединения; или к содружеству, которое переводит супругов на более высокий уровень совместной жизнедеятельности в достижении близких всем семейных целей, что базируется на обоюдном согласии.
Консультация для воспитателей и родителей «Игра в экологическом образовании дошкольников» Дошкольное детство- это период игры. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень.
Консультация «Коучинг и его использование в образовании» Современный мир быстро меняется. Постоянно разрабатываются новые методики, технологии, программы, вводятся образовательные стандарты (ФГТ,.
ИКТ в дошкольном образовании Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для.
Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей.
Консультация для педагогов «Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании» Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является.
Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.
Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» «Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление.
Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.
Геймификация в образовании Геймификация в образовании Система современного образования бросает вызов преподавателям школы, вынуждая их работать со слабым контингентом.
Консалтинг в образовательной организации
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консалтинг в образовательной организации
Вопросы повышения профессионального уровня персонала, как и аспекты предоставления образовательных услуг учебными заведениями нуждаются в квалифицированной консультационной поддержке, которую предоставляет консалтинг в области образования. Помогая построить оптимальную систему в рамках существующих условий жесткой конкуренции, образовательный консалтинг способствует успешному ведению качества оказываемых деятельности организаций-заказчиков, повышению их конкурентоспособности, улучшению качества оказываемых или эффективности получаемых услуг.
Консалтинг в образовании имеет свои особенности, обусловленные
спецификой рассматриваемой области. С одной стороны, сами
образовательные структуры оказывают услуги консалтингового характера
различным организациям и группам населения, с другой – эти структуры и
отдельные работники образовательной сферы могут быть потенциальными
потребителями консалтинга в сферах профессионального роста и
личностного развития, ресурсного обеспечения учебного процесса и научных
исследований, позиционирования на рынке образовательных услуг и пр.
Проект №1. Анализ консалтинговых услуг в сфере управления образованием
Вид консалтинговой услуги
актуальной информации, способствующий принятию решений по проблемам, с развитием ОУ
1.сбор, анализ и синтез информации о факторах внешней и внутренней среды объектов консультативной деятельности
2.сбор информации о стратегии развития процессов модернизации образования
3.анализ специфики ОУ и путей реализации государственной политики в сфере образования;
4.сбор, анализ и оценка эффективности возможных решений, проектов, результатов деятельности.
Создание необходимой теоретической
и практической информации базы для решения проблем связанных с развитием и модернизацией процесса образования ОУ
Критический анализ проблемной ситуации и анализ потенциальных возможностей и угроз.
Выявление противоречий, симптомов, проблем.
Постановка проблем, определение приоритетов в их решении.
Разработка рекомендаций и принятие оптимальных решений,
проектирование различных форм взаимодействия между администрацией и коллективом ОУ
построение «дерева целей» тактическое, стратегическое;
проектирование процессов развития образования;
разработка проектов, программ, планов
деятельности педагогического и ученического коллективов
Создание базы конкретных рекомендаций и технологических карт деятельности
Определение и реализация корпоративной и конкурентной стратегии ОУ.
Контроль деятельности подразделений, команд работников ОУ, осуществляющих модернизацию образовательных систем
разработка комплекса мероприятий операционного характера функциональных стратегий;
управление проектами на фазе их планирования и подготовки;
координация деятельности в течении проекта, ответственность за завершение проекта.
создание оптимальных информационно-методических условий для реализации проектов;
создание оптимальных кадровых ресурсов для реализации проектов;
создание предметной развивающей образовательной среды и материальных условий.
Работа с персоналом
создание
корпоративных обучающих ресурсов
Тренинги для различных групп населения
Интеграция образовательных и консалтинговых услуг
Управленческое консультирование – это вид квалифицированной помощи педагогам образовательной организации не только со стороны управленческого аппарата, но и привлечение консультантов и коллег других учреждений (ВУЗов, школ, лицеев, гимназий). Результативность данного метода может зависеть от степени взаимопонимания и взаимодействия консультантов, руководителей школы, педагогов, коллег.
· помочь разработать педагогу программы по выявлению проблем решения образовательных задач;
· помочь разработать педагогу-классному руководителю программы по выявлению проблем решения воспитательных задач;
· помощь в формировании и развитии образовательной среды;
· содействовать и мотивировать педагога к повышению педагогического мастерства;
· рекомендовать педагогам участвовать в конкурсах, проектах для развития творческого и научного потенциала себя и обучающихся;
· осуществлять сотрудничество с пед.коллективами школ, гимназий, ВУЗов в режим саморазвития на научно-профессиональной основе.
Основные направления деятельности:
· Экспертный сервис (научно-методический аудит),
Ожидаемый результат: переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда администрация ОУ несет ответственность за процесс, а педагог отвечает за намерения и действия.
Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий:
1. Определение тира профессиональных затруднений.
Посещение уроков, внеклассных мероприятий, контроль участия в конкурсах, олимпиадах, тестирование и анкетирование.
Результаты диагностики позволят определить тип затруднения.
1.типичное (общее) для педагогов школы;
2.типичное (общее) для группы педагогов школы;
3.наиболее значимое для данного педагога (более всего влияет на его результаты труда.
2. Анализ выявленных результатов и разработка плана решения проблемы
Выявление: а) группы затруднения (личностная, организационная, методическая); б)плоскости проблемы (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); в)уровня затруднения (временное, хроническое, кризисное)
Профессиональные затруднения первого типа решаются в процессе работы над методической темой школы, подготовки и проведения педагогических советов. Затруднения второго типа устраняются в процессе работы во временной творческой группе. Снять затруднения третьего типа можно только в процессе самообразования педагога.
Выбор метода преодоления профессионального затруднения (поэтапное обучение деятельности,; побуждение, совет; одобрение, переживание успеха; переубеждение).
3. Мотивировать педагогов в повышении уровня профессионализма
Предложить программу курсов повышения квалификации, а также курсов переподготовки
Проведение школьных МО учителей предметников, методического совета, семинаров-практикумов с учителями с целью ликвидации дефицита компетенций педагогических работников
Выявление, изучение и обобщение опыта эффективной профессиональной деятельности педагогических работников школы. Организация работы по проведению тестирования учителей на знание содержания профессионального стандарта
Организация и проведение педагогическими работниками школы самооценки профессионального уровня
Потребность в самообразовании педагога при любом этапе профессионального роста
4. Включение членов педагогического коллектива в процесс проектной деятельности
Создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально значимого для конкретного ОУ заказа
В основу управления инновационным процессом положен коллегиальный стиль, повышение управленческой культуры, мотивированность на инновации всего педагогического коллектива
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое консалтинг в образовании
Введение. В связи с усложнением внутренних и внешних процессов деятельности образовательной организации в рыночных условиях возникает потребность в идентификации управленческих практик, которые могут быть делегированы внешним консультантам. Процесс определения таких практик в полной мере не изучен, а экспертная поддержка руководителей и менеджерских команд часто носит ситуативный характер.
Цель исследования – выявление спектра управленческих проблем образовательных организаций, вызывающих потребность в получении внешней консультационной поддержки.
Методология и методики. С помощью метода кластерного анализа текстовых данных периодических изданий исследован потенциальный рынок консалтинговых услуг, идентифицированы современные управленческие проблемы образовательных организаций и опыт их решения внешними организациями. Для выявления кейсов проведен анализ открытых данных консалтинговых организаций.
Результаты. Рассмотрены и классифицированы основные управленческие проблемы образовательных организаций и способствующие их решению типы консалтинговых услуг. Выделены основные подходы к определению рамок консалтинга в сфере образования, разработан способ мониторинга перспективного рынка консалтинговых услуг. Установлено, что рост спроса на эти услуги и расширение их линейки связаны с формированием рыночной среды в системе образования и стремлением менеджеров образовательных организаций обеспечить конкурентное преимущество. Проанализированы и сгруппированы в соответствии с предложенной типологией кейсы российских и зарубежных консалтинговых агентств.
Научная новизна. В академической литературе изучение указанного проблемного поля сводится преимущественно к определению границ образовательного консалтинга. Авторами статьи предпринята попытка выявить типовые ситуации, побуждающие образовательные организации обращаться к внешним экспертам.
Практическая значимость. Результаты исследования станут ориентиром для руководства образовательных организаций при принятии управленческих решений, что позволит менеджерам самостоятельно определять, в каких случаях возможным, ввиду существующего на рынке предложения, является обращение к внешним консультантам, а в каких вопросах желательно опираться исключительно на внутренние ресурсы.