Что такое консонанс и диссонанс

S o l F a theory

8. Интервалы: консонансы и диссонансы

По характеру звучания (фонизму) гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонансами называются те интервалы, звуки которых на слух как бы сливаются и образуют мягкое (относительно мягкое) и акустически устойчивое звучание, не требующее разрешения.

Диссонансами называются те интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и не сливаются в слуховом сознании воедино, требуют разрешения, т.е. перевода в консонанс.

Степень диссонантности или консонантности гармонических интервалов в значительной мере определяется наличием и яркостью звучания биений (периодическое изменение интенсивности колебания источника звука; образуются в результате сложения двух гармонических колебаний с близкими частотами, возникающих между обертонами звуков интервала.

У чистой примы и чистой октавы при точной настройке между слышимыми обертонами их нет. В чистой кварте и чистой квинте биения не воспринимаются человеческим слухом. Терции и сексты дают ощутимые биения (большие – меньше, малые – больше), но они не нарушают консонантности интервала.

Консонансы делятся на:

Восприятие консонансов и диссонансов зависит также от регистра и октавной удалённости звуков интервала. Так, секста в низком регистре звучит не вполне консонантно, так как биения у низких звуков гораздо слышнее, чем у высоких.

В высоком регистре характер звучания интервалов при прочих равных условиях смягчается, проясняется.

Все остальные интервалы – диссонансы (м. и б. 7, м. и б. 2, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные интервалы (большая часть из них – ладовые диссонансы)).

4 аспекта кон/диссонирования:

В ладовых системах европейской многоголосной музыки спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу (разрешении) создаёт особого рода ощущение удовлетворения, превращаясь в важный эстетический фактор. Чередование консонанса и диссонанса образует как бы «гармоническое» дыхание музыки.

Пифагорейцы относили к консонансам только октаву, квинту и кварту. В 13 веке к консонансам стали относить терцию, а затем и сексту. На рубеже 16-17 веков диссонансы стали вводиться без подготовки консонансами, на рубеже 19-20 веков диссонансы уже необязательно разрешаются в консонансы.

Последователи Пифагора различали консонансы и диссонансы в зависимости от числовых отношений тонов, последователи Аристоксена считали критерием консонантности «приятность» созвучий для слуха.

В XX веке градация сонантности осознаётся как многоступенная.

Источник

Консонанс и диссонанс

Несмотря на то, что для объяснения кон- и диссонирования зачастую привлекаются математико-акустические аргументы, ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. За исключением октавы и квинты (и конкордов, составленных из них), на протяжении тысячелетий считавшихся совершенными консонансами, качество всех прочих интервалов и многозвучий, их парные и групповые «сонантные» оппозиции неоднократно пересматривались (по-разному воспринимались) на протяжении истории. Этот процесс продолжается и поныне.

В системе классико-романтической гармонии консонансами считаются унисон (условно относимый к интервалам), октава, квинта, кварта, большая и малая терции, большая и малая сексты, мажорное и минорное трезвучия и их обращения. К созвучиям-диссонансам относят септимы и секунды, тритон, все увеличенные и уменьшённые интервалы (в частности — энгармонически равные консонансам), а также аккорды с участием этих интервалов.

Кварта — так называемый неустойчивый консонанс — трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу (например, во втором обращении трезвучия, квартсекстаккорде).

Методы оценки консонанса и диссонанса

Различие между консонансом и диссонансом рассматривается в 4 аспектах:

История

Соотношение консонанса и диссонанса всегда было важнейшей проблемой музыки. Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, мировым порядком (космосом), противопоставляя ему диссонанс — дисгармонию, (хаос). К консонансам («симфониям») они относили октаву, квинту и кварту, квинту с октавой и двойную октаву, все остальные созвучия — к диссонансам («диафониям»). Последователи Пифагора различали консонанс и диссонанс в зависимости от числовых отношений тонов; последователи Аристоксена считали критерием консонантности «приятность» созвучий для слуха. В ср.-век. теории музыки для обозначения консонанса и диссонанса существовали термины «конкорданс» (лат. concordantia) и «дискорданс» (латинский. discordantia); похожим термином («конкорданция») в России XVII века пользовался Н. П. Дилецкий.

В XIII веке (Иоанн де Гарландия, Франко Кёльнский) терции перешли в разряд консонансов (вскоре за ними последовали и сексты). В XIV веке (например, у Гильома де Машо) трезвучие еще трактуется как мягкий диссонанс (нуждается в разрешении), а в XV веке (например, у Антуана Бюнуа) применяются уже параллельные трезвучия (что свидетельствует о переходе их в разряд несовершенных консонансов). В XVI веке оба трезвучия полностью перешли в разряд консонансов, причём большое трезвучие рассматривалось как более «совершенное», более чистое по сравнению с малым (см. Пикардийская терция). На рубеже XVI—XVII веков диссонансы стали вводиться без приготовления консонансами (так делал, например, Монтеверди, за что он подвергся резкой критике со стороны Артузи); в позднеромантической гармонии (например, в «Тристане» Р. Вагнера), а особенно на рубеже XIX—XX веков (поздние сочинения А.Н. Скрябина, произведения композиторов новой венской школы, С.С. Прокофьева и др.) диссонанс уже не обязательно разрешается в консонанс. Примером свободного применения всех созвучий, в том числе и диссонансов, может служить «Весна священная» И.Ф. Стравинского. В музыке XX—XXI веков градация сонантности осознаётся как многоступенная (вместо двуступенной — консонанса и диссонанса): прима и октава, квинта и кварта, терции и сексты (тритон), мягкие диссонансы (м. септима, б. секунда), острые диссонансы (б. септима, м. секунда).

Источник

Консонанс и его отличие от диссонанса

Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть фото Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть картинку Что такое консонанс и диссонанс. Картинка про Что такое консонанс и диссонанс. Фото Что такое консонанс и диссонанс

Все музыкальные интервалы можно разделить на две большие группы: консонансы и диссонансы. Их изучение началось ещё во времена Древней Греции.

Консонанс

Консонанс – это те интервалы, звуки которых в восприятии человека как будто сливаются. Они создают мягкое устойчивое приятное звучание. Понятие консонанса не является абсолютной данностью, поэтому многие созвучия меняли свою принадлежность к консонансам на протяжении истории.

Классификация

Базовое разделение консонансов в музыкальной теории:

На их восприятие влияет регистр и октавная удалённость звуков интервала.

Диссонанс

В современной теории диссонанс – это интервалы, звуки которых как будто противоречат друг другу и не сливаются воедино при восприятии на слух. К ним относятся секунды и септимы. Главное, не стоит путать это понятие с какофонией – неблагозвучными и неприятными звуками. Диссонанс выполняет важные эстетические функции.

Созвучия неоднократно меняли свою принадлежность с течением времени. Этот процесс продолжается и теперь.

Различия с консонансом

Явления консонанса и диссонанса противоположны. Их соотношение – важная тема в теории музыки. Основные отличия рассматривают с таких точек зрения:

Для европейской традиции явление музыкального диссонанса и консонанса стало одной из основ музыкального мышления. Попеременное чередование этих двух категорий в произведениях дарит им особое «дыхание», гармонию и эстетические качества. Высокая степень их контраста позволяет создавать разнообразные и красивые композиции.

Чем отличается консонанс от диссонанса? Их взаимоотношения всегда остаются важным вопросом в теории музыки. Главные различия просматриваются в следующем: консонанс проявляет более простые колебания, а диссонанс – сложные; консонанс чувствуется как уютное звучание, а диссонанс – беспокойное. Первый ассоциируется с умиротворённостью, второй – с напряжением и неустойчивостью.

Научиться различать категории гармонии несложно, достаточно запомнить их характеристики и внимательно слушать интервалы. Помогут в этом упражнения с распознаванием на слух, пение и игра на музыкальном инструменте.

Источник

Гармонические и мелодические интервалы в музыке

Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.

Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.

Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.

Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).

Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть фото Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть картинку Что такое консонанс и диссонанс. Картинка про Что такое консонанс и диссонанс. Фото Что такое консонанс и диссонанс

Как различать интервалы на слух?

Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?

Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.

Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.

Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)

Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.

Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):

В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.

ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ

Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть фото Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть картинку Что такое консонанс и диссонанс. Картинка про Что такое консонанс и диссонанс. Фото Что такое консонанс и диссонанс

Консонансы и диссонансы в музыке

Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.

Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.

Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».

К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.

Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть фото Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть картинку Что такое консонанс и диссонанс. Картинка про Что такое консонанс и диссонанс. Фото Что такое консонанс и диссонанс

Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:

Запоминаем интервалы по песням

Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.

Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:

Интервал

Чистая прима

Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells» Малая секундаПесенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг»

Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40»

Большая секунда

Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая»Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка»

Малая терция

Детская песня «Чижик-Пыжик»

Чистая кварта

Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава»Детская песня «В траве сидел кузнечик» Чистая квинтаРусская народная песня «По малину в сад пойдем»

Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается»

Малая секста

Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 ШопенаИнструментальная мелодия «История любви» Большая секстаНовогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»

Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне»

Малая септимаРоманс Варламова «Горные вершины»

Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.

Таким образом, в данном выпуске мы рассмотрели с вами целый «букет» очень важных вопросов, касающихся музыкальных интервалов: сравнили гармонические и мелодические виды интервалов, выяснили, какие способы могут помочь освоению интервалов на слух. В следующих выпусках мы продолжим рассказ об интервалах, рассмотрим их на ступенях мажора и минора. До новых встреч!

Источник

Консонансы и диссонансы

Все используемые гармонические созвучия в музыке различаются не только по принципам строения, по количеству входящих в них звуков. Есть еще один важный критерий, который легко понять, сравнивая, скажем, уже знакомые нам мажорное и увеличенное трезвучия. Первое звучит более согласованно, стройно, слитно, может создать ощущение покоя. Аккорды такого типа называются консонансами. Второе звучит более резко, его звуки как бы противоречат друг другу, оно вызывает потребность дальнейшего движения, — такие созвучия называются диссонансами».

Слово «консонанс» в переводе с латинского означает согласное звучание, а «диссонанс» — нестройное, «несоглаласное» звучание. Отсюда, кстати, и использование последнего слова в разговорной речи для обозначения явлений, нарушающего порядок, установлеными строй и т. д.

Разделение созвучий на консонансы и диссонансы, возникшее в музыкальной науке еще в средние века, началось с двузвучий — интервалов. К консонансам относятся чистые октавы, квинты, кварты — акустически наиболее естественно возникающие из первых, самых низких обертонов — их называют совершенными, а также терции и сексты (несовершенные консонансы). Диссонансы — секунда и септима, а также увеличенные и уменьшенные кварты, квинты, октавы. В народной песне «Сохнет, вянет», во втором такте можно найти разнообразные интервалы — большую и малую терции, кварту, квинту.

Среди аккордов консонансами будут мажорное и минорное трезвучия, состоящие из консонирующих интервалов, диссонансами — увеличенное и уменьшенное трезвучия, септаккорды и другие созвучия, включающие в свой состав диссонирующие интервалы.

Несмотря на огромное значение консонирующих аккордов в организации гармонического движения, гармония никогда не сводилась к последованию одних консонансов — это лишило бы музыку устремленности, тяготения, замедлило бы ход музыкальной мысли. Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на благозвучных сочетаниях. Диссонанс является важнейшим стимулятором развития в музыке.

Взаимосвязь диссонанса и консонанса — одна из важнейших закономерностей классической музыки.

Различные диссонансы, встречающиеся в музыке, несмотря на их «природную» жесткость, используются в достаточно широком выразительном диапазоне; средствами диссонантной гармонии достигаются не только эффекты напряженности, остроты звучання, — можно получить с ее помощью и мягкий, затушеванний колорит (как это было в романсе Бородина), который окажется красочнее и изысканнее, чем могла бы дать консонантная гармония.

Одна из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что будучи «несогласованными», они как бы лишают музыку ощущения покоя, требуют движения, которое обычно связывается с необходимостью перехода диссонанса в консонанс, его разрешения. Вернемся вновь к аккордам хорошо знакомой пьесы Грига. Первый и предпоследний аккорды — диссонансы (септакдорды), хотя первый звучит мягче, второй острее, и оба они разрешаются в последующие консонансы: первый — в тонический секстаккорд, второй — в тоническое трезвучие. Аналогичные образцы разрешений мы видим, в частности в Патетической сонате Бетховена, где уменьшенный септаккорд разрешается в первом такте в трезвучие, а во втором и третьем тактах — в секстаккорд.

Конечно, не всякий раз за диссонансом тут же непременно следует консонанс. Может быть довольно длинная последовательность диссонансов — таким образом накапливается напряжение в гармонии, увеличивается потребность разрешения. В конечном счете, в заключении музыкальной фразы, построения движение придет к тому или иному консонансу (так, пять диссонирующих созвучий предшествуют завершающему тему Грига консонирующему трезвучию.

На протяжении истории музыкальной практики восприятие диссонансов менялось. Сначала шел долгий процесс закрепления диссонансов как самостоятельных созвучий, затем, благодаря длительности и частоте использования многие из диссонансов стали настолько привычными, что их диссонантность заметно смягчилась. Таков, например, малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени лада, — так называемый доминантсептаккорд (который включает в свой состав один из наиболее напряженных интервалов — тритон, казавшийся в средние века «дьяволом в музыке»). За последние три века этот аккорд получил исключительно широкое распространение, и диссонантность его стала мало заметной, привычной, лишилась той остроты, какую имела в пору появления в музыке этого аккорда. Очень мягко звучит диссонирующий малый минорный септаккорд.

Однако при всех нюансах восприятия диссонансов их значение и смысл в классической музыке не меняется; не меняется и закономерность движения от диссонанса к консонансу. Лишь в нашем столетии диссонанс становится более автономним — не только не требует разрешения, но и подчас вьшолняет роль тех устойчивых опор в музыке, которые ранее выполняли только консонансы. В определенных условиях мы воспринимаем некоторые диссонирующие сочетания как самостоятельные, не обязательно вызывающие за собой появление консонанса. Например, тогда, когда усложняется добавочными (так называемыми неаккордовыми) звуками основное трезвучие, с которого обычно начинается произведение. Например, в пьесе Дебюсси «Кукольный кэк-уок»[1] 1 еще до вступления мелодии главной темы звучит танцевальный аккомпанемент, в основе которого — усложненное диссонирующими наслоениями трезвучие тональности ми-бемоль мажор:

Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть фото Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть картинку Что такое консонанс и диссонанс. Картинка про Что такое консонанс и диссонанс. Фото Что такое консонанс и диссонанс

С помощью «лишнего», диссонирующего звука фа образуется веселое, дразнящее созвучие, так отвечающее задорному и слегка шутливому характеру пьесы.

Иной характер носит начало кантаты Свиридова на слова Пастернака «Снег идет» — в музыке запечатлено спокойствие мягкого зимнего пейзажа:

Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть фото Что такое консонанс и диссонанс. Смотреть картинку Что такое консонанс и диссонанс. Картинка про Что такое консонанс и диссонанс. Фото Что такое консонанс и диссонанс

В создании музыкального образа важная роль принадлежит гармонии — перемежающиеся трезвучия (рефа-диезля и сирефа-диез), усложненные дополнительными, диссонирующими звуками, отличаются особой затененностью; каждый аккорд звучит как бы в дымке.

Заключение

Наверное, противоречивая природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его угловатой напряженностью – таков вечно напряженный, динамичный и изменчивый мир музыкальной гармонии.

В музыке, обращенной к человеческим чувствам, небывалого расцвета достигло не только сопоставление мажора и минора, способное выразить смену настроений и образов, но и диссонантные гармонии, передающие шероховатости облика и характера, противоречия внутреннего мира человека, конфликты и столкновения между людьми.

Гармония всегда возникает из противоположностей и противоречий там, где есть любовь. Ведь гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда.

Литература

1. Холопов Ю. Н., Гармония. Теоретический курс, М., 1988.

4. Т.Б. Романовская Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука.

[1]’ Кзк-уок — распространенный в начале нашего века бальный и зстрадннй танец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *