Что такое консульская защита
Что такое консульская защита
Статья 5. Консульские функции
1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.
2. К консульским функциям относятся:
1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;
4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;
5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;
6) государственная регистрация актов гражданского состояния;
7) совершение нотариальных действий;
8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;
9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;
10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;
11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;
12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;
13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.
3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.
Дипломатическая защита и консульское содействие: практические проблемы и эффективность
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность дипломатической защиты и консульского содействия
Дипломатическая защита – это особого рода механизм (дипломатическая процедура), который государства используют для обеспечения защиты нарушенных в результате международно-противоправных деяний иных государств законных интересов и прав своих граждан и организаций, находящихся за рубежом.
Дипломатическая защита представляет собой процедуру, используемую государством гражданства физических лиц или национальности юридических лиц, которым был причинен вред, для обеспечения защиты этих лиц и получения возмещения за нарушение международного права, совершенный против них со стороны другого государства. Обычно подобного рода защиту государство в рамках дипломатии оказывает своим гражданам дабы добиться восстановления или обеспечения их интересов и прав, нарушенных иностранным государством.
Дипломатическая защита может быть применима лишь в особых случаях (рисунок 1).
Рисунок 1. Условия реализации дипломатической защиты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дипломатическая защита, в соответствии с нормами международного права, может и должна осуществляться исключительно мирными и законными средствами. К числу таких средств могут быть, в частности, отнесены:
Вообще, государство при осуществлении дипломатической защиты имеет право действовать на свое полное усмотрение и самостоятельно определять те меры защиты, которые считает адекватными. Выбор используемых средств дипломатической защиты определяется множеством факторов. Осуществляя дипломатическую защиту, государство может прибегать не только к дипломатическим мерам, но и к судебным разбирательствам.
Готовые работы на аналогичную тему
Все множество средств дипломатической защиты сегодня условно подразделяется на четыре группы – действия консульских учреждений и дипломатических представительств, дипломатические процедуры, контрмеры, а также обращение в международные судебные органы. На практике осуществление дипломатической защиты интересов и прав граждан и организаций, находящихся за рубежом, нередко требует консульского содействия.
Под консульским содействием или помощью принято понимать особую форму защиты прав, оказываемую консульскими учреждениями посредством мирного регулирования согласно нормам международного права гражданам и организациям, находящимся за рубежом, нуждающимся в такой помощи и не возражающим против ее оказания, в целях недопущения и/или предотвращения нарушения их прав иностранным государством. Помимо консульских учреждений подобного рода помощь может оказываться консульскими отделами диппредставительств, их должностными лицами, а также некоторыми другими официальными лицами и органами в пределах их компетенций.
Практические аспекты реализации дипломатической защиты и консульского содействия и их эффективность
В современном мире дипломатическая защита и консульское содействие нередко используются государствами для защиты прав и интересов своих граждан и организаций за рубежом. Несмотря на родственность этих правоотношений в практике международных отношений вопрос соотношения этих форм защиты вызывает определенные споры.
С практической точки зрения между дипломатической защитой и консульским содействием существуют определенные структурные различия:
В целом в отличие от дипломатической защиты консульская помощь менее формальна, но в то же время более приемлема для принимающего государства. С точки зрения общей эффективности, дипломатическая защита дает больше гарантий, но приоритет ее оказания несколько снижен. Осуществляется она в отношении особых категорий граждан и организаций.
Стоит также отметить, что консульское содействие на практике международных отношений может быть реализовано загранучреждениями без каких бы то ни было особых ограничений. Главное, что требуется, это соблюдение условий его реализации. В случае оказания дипломатической защиты всегда возникает вопрос, а возможно ли в принципе ее осуществление посредством зарубежных органов внешних сношений другого государства, ведь непрерывность гражданства, равно как и национальная принадлежность требований выступают одними из необходимых условий осуществления дипломатической защиты.
До сих пор вокруг дипломатической защиты и консульского содействия ведется немало споров.
Что такое консульская защита
Библиографическая ссылка на статью:
Гафурова С.А. Правовая сущность института консульской защиты // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39417 (дата обращения: 09.12.2021).
Нынешний этап развития Узбекистана отличается особенностью активной позиции государства в поисках необходимых путей правовой защиты граждан в любых формах конфликтных ситуаций. Одной из таких необходимостей является защита прав граждан Республики Узбекистан за рубежом. Защита прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан за рубежом входит в компетенцию внешнеполитического ведомства и первостепенной задачей консульской службы.
Главная задача консул – развитие торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, всемерное содействие установлению между ними дружественных отношений. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые им принадлежат, согласно законам государства пребывания и действующим международным нормам. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выступает без доверенности в качестве представителя наследников и их правопреемников по всем наследственным делам. Если требуется, консул подает в соответствующие государственные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.
Сущность права во многом проявляется в практике его осуществления. Законодатель старается охватить все нюансы обеспечения прав и интересов граждан. Однако на практике, под влиянием социальных, экономических или других причин, граждане могут попадать в нестандартные ситуации. И тогда проясняются пробелы или недостаточность механизма для реализации права в содержательной части существующих правил.
Исследование правовой сущности института консульской защиты должно преследовать изучение важности того, что осуществление консульской защиты предполагает первоначальное правовое содействие. При этом, необходимо осторожность консула чтобы никакие действия ни при каких условиях, а иногда даже достигнутый результат не противоречил внутреннему законодательству страны пребывания.
Институт консульской защиты в своем развитии требует принятия комплекса нормативно-правовых актов о порядке предоставления консульской защиты и применении принудительных мер в отношении иностранных государств-правонарушителей.
Появившись в древние времена как принцип правовой защиты государством своих граждан за рубежом в силу ответственности государства перед своими гражданами, сегодня такая защита характеризуется как самостоятельный институт международного права в рамках отрасли консульского права.
Юридические нормы составляют исходную основу всего права в целом. Из этих юридических норм складываются правовые институты, т.е. комплексы норм по тем или иным вопросам. Например, институт страхования, институт правовой помощи и правовой защиты, институт почетного консула, институт залога, институт договора подряда, институт ответственности за преступления против личности, институт необходимой обороны и т.д. Из этих правовых институтов – образуются отрасли, т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые службы правопорядка.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Институт консульской защиты – обособляет в себе нормы, которые регулируют отношения требующих консульско-правового вмешательства.
Предметом института консульской защиты является общественные отношения граждан включающий в себе международный частноправовой и/или публично правовой элемент. Предметом консульской защиты в более широком смысле являются права государства, а также личные и имущественные права граждан в сфере юрисдикции иностранного государства. Это касается прав как физических, так и юридических лиц.
Методом регулирования института консульской защиты является объективные и субъективные моменты оказания консульской помощи, которые носят процессуальный характер.
Каждое государство само определяет, кто является его гражданином, а также порядок приобретения и утраты гражданства, в силу своего суверенитета. В ст.1 Гаагской конвенции от 1930 г., регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, говорится: “Каждое государство само определяет в соответствии со своими законами, кто является его гражданами”.
Со времени выхода в свет работ великих наших мыслителей Абу насра Аль-Фараби «Город мудрых людей», Юсуфа Баласагуни «Балготадное знание», Амира Темура «Уложения», и вплоть до наших дней ведется дискуссия об эффективности защиты человека государственно-правовыми средствами. В этих произведениях подчеркивается роль государства в реализации установленных правовых норм, направленных на защиту прав и интересов человека. В государственном (внутреннем) праве установленные нормы права соблюдаются благодаря наличию общего «регулятора» – государства. В теории же права не только внутригосударственное право, но и международное право должно играть равносильную роль в поведении государств в международных делах по обеспечению защиты своих граждан где бы они не находились. Нормы международного права принимаются всеми его участниками для общего удобства и безопасности.
В настоящее время именно институт консулов выполняет огромное количество различный функций по защите, обеспечению комфортных условий проживания и поддержке граждан, представляемого государства, на территории другого государства.
Всякий раз, когда физическое или юридическое лицо не может отстоять свои права за границей, оно обращается к государству своего гражданства с просьбой защитить его и при необходимости возбудить иск против государства(юридических лиц), которое совершило международно-противоправное деяние. Такое вмешательство в соответствии с нормами об ответственности государств именуется консульской защитой граждан (юридических лиц) за рубежом.
Консульская защита, обладая всеми признаками правового института то есть обособленным предметом регулирования общественных отношений и методом правового регулирования, испытывает на себе влияние отраслевых принципов международного права – принципов отраслей Права человека, Международные споры, Ответственность государств а международном праве и Дипломатическое право. В совокупности принципы этих двух отраслей определяют задачи исследования института консульской защиты.
Консульская защита связана с правовыми нормами и обязательствами, вытекающими из основных принципов международного права и международных договоров, а именно из принципов Устава ООН и Заключительного акта СБСЕ 1975 г., в частности принципов:
1) суверенного равенства государств;
2) неприменения силы или угрозы силой;
3) мирного урегулирования споров;
4) невмешательства во внутренние дела;
5) уважения прав человека и основных свобод;
6) сотрудничества между государствами;
7) добросовестности выполнения обязательств по международному праву.
Эти принципы исследованы наукой международного права достаточно широко и не могут не влиять на формирование международно-правовых институтов, так как речь идет о принципах, направленных на защиту каждого отдельного государства и граждан от неблагоприятного вмешательства и нарушения основополагающих прав и свобод.
Роль института консулов, на самом деле очень значимая, а точнее, общественно важная. Одним из доказательств этому может служить многофункциональность задач, поставленных перед консулом. Консул является и юристом, и нотариусом, а также на него возложена масса других задач, выполнение которых контролирует один генеральный консул. В условиях формирования новой нормативной и договорно-правовой базы консульской службы особое значение приобретает исследование богатейшего опыта обусловленного историческими потребностями международного сотрудничества.
Консулами осуществляется защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Важной обязанностью консула является выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства.
Масштабы деятельности консульской службы, несомненно, возрастают с каждым годом, и поэтому в последние годы в стране было принято множество нормативных актов, призванных создать прочную основу функционирования консульских отношений. Кроме того, РУ начала использовать институт почетного консула. В настоящее время РУ представлена за рубежом уже 9 почетными консулами.
Консульской службой решаются сегодня принципиально новые задачи, такие как участие в мероприятиях по противодействию нелегальной миграции, координация усилий по борьбе с торговлей людьми идр.
Институт консулов остаётся важной составляющей международного сотрудничества на протяжении уже многих веков. С каждым годом функции консулов расширяются, в них вводятся некоторые изменения и ставятся новые и отнюдь не простые задачи, требующие постоянной работы.
Круг мер, которые могут предприниматься в защиту своего гражданина является одним из основных моментов в осуществлении консульской защиты. Эти меры прежде всего дипломатические меры — действия дипломатических и консульских учреждений, переговоры, обращения к международным судебным органам и т.д.
Государство пребывания, несущее ответственность за правонарушение обязано после соответствующего реагирования со стороны консулов прекратить неправомерные действия и дать заверения в том, что они больше не повторятся. Государство пребывания должно восстановить положение, существовавшее до правонарушения (реституция), например вернуть незаконно конфискованное имущество в отношении и юридических и физических лиц. И главное, во всех случаях пострадавший иностранец и его государство должны получить моральное удовлетворение (сатисфакцию) в виде принесения извинений, а иногда даже и материального возмещения.
В случае если это не сделано, то заинтересованное государство вправе применить меры воздействия на правонарушителя. В этих целях могут быть использованы реторсии, которые представляют собой меры, не выходящие за пределы международного права. Они обычно применяются в ответ не на неправомерные, а на несправедливые, дискриминационные действия. К таким мерам относятся, например, сокращение экономических, транспортных, культурных связей.
Консульская защита является одним из способов отстаивания государством прав и законных интересов граждан и юридических лиц за рубежом Тем не менее в науке международного права недостаточно внимания уделено вопросу о стадиях и средствах консульской защиты. Этот вопрос должным образом не рассмотрен и Комиссией международного права при кодификации международно-правовых норм о консульской защите.
Основываясь на международно-правовой практики, норм о консульской защите и международно-правовой ответственности можно выделить следующие стадии консульской защиты.
2.Изучение обоснованности предъявления претензий или обращению
3.Изучение степени исключения внутренних средств защиты.
4.Официальное предъявление претензии к государству, в котором нарушено право.
5.Использование государством различных средств оказания консульской защиты, допустимых международным правом, если государство-правонарушитель не удовлетворило претензию – протесты, переговоры, судебное или арбитражное разбирательство, оказание политического и экономического давления.
6. Оказать содействие к восстановлению нарушенных прав и возмещению вреда, причиненного государству и его физическим и юридическим лицам путем реституции, выплаты компенсации государством, против которого оказывается консульская защита.
Выбор того или иного средства консульской защиты зависит от различных обстоятельств, в первую очередь от политических соображений, наличие договоренностей в той или иной области. Кроме того, естественно, существуют ряд факторов, способных оказать влияние на выбор средства консульской защиты, таких как, характер личных прав лица, которому нанесен ущерб государством-ответчиком; степень тяжести и значимость нанесенного ущерба для пострадавшего лица и государства его национальности или гражданства; риск ухудшения отношений с государством-ответчиком в результате принятия жестких мер воздействия.
В соответствии с международным правом консульская защита должна осуществляться законными и мирными средствами. При осуществлении консульской защиты государства могут прибегать как к дипломатическим мерам, так и к судебному разбирательству. Дипломатические меры охватывают все законные процедуры, используемые одним государством для информирования другого государства о своих мнениях и обеспокоенности, включая протест, просьбу о проведении расследования и переговоры, направленные на урегулирование споров.
В доктрине международного права проводится различие между дипломатическими мерами и судебным разбирательством.
Средства консульской защиты можно условно подразделить на четыре группы [9] :
1. Действия дипломатических представительств и консульских учреждений (дипломатическое и консульское содействие урегулированию проблемы, предваряющее предъявление официальной международной претензии).
2. Дипломатические процедуры: предъявление международной претензии, переговоры, посредничество, примирение и т. д.
3. Принудительные действия (контрмеры): реторсии, репрессалии.
Однако, исходя из особенностей института консульской защиты, функции дипломатических представительств и консульских учреждений применительно к защите прав и интересов физических и юридических лиц не идентичны.
Надо отметить что, дипломатическая и консульская защита очень различаются. Консульская защита предполагает оказание государством защиты физическим и юридическим лицам от их имени на условиях, определенных Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В случае же предоставления дипломатической защиты государство действует от своего имени на основе перешедших к нему прав защищаемых физических и юридических лиц.
В то же время консульские учреждения имеют право обращаться к местным властям в консульском округе с представлениями о необходимости защиты прав граждан и юридических лиц своего государства в соответствии с международным правом. С центральными органами государства пребывания общается дипломатическое представительство. В случае отсутствия дипломатического представительства отношения с центральными органами государства могут поддерживаться и через консульское учреждение.
Взаимоотношение консульских учреждений с местными и центральными органами государства пребывания по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц должно прежде всего носить характер консульского содействия без каких-либо обвинений и требований в адрес государства пребывания. Своевременное и адекватное консульское содействие, выражающееся в корректных просьбах и доведении до органов государства пребывания проблемных вопросов, способно предупредить оказание консульской защиты.
Консулы играют важную роль при установлении по поручению внешнеполитических ведомств фактов, которые должны быть положены в основу претензий о нарушении государством пребывания международных правовых стандартов обращения с иностранными физическими и юридическими лицами, и проверке соблюдения всех предварительных условий физическими и юридическими лицами, претендующими на дипломатическую защиту.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы об обоснованности изучения осуществления консульской защиты как отдельного института современного консульского права:
1. Формирование и изучение консульской защиты как отдельный институт консульского права это необходимый критерий нынешнего этапа развития науки и практики консульских отношений.
Консульская защита прав граждан за рубежом имеет все основания для изучения как отдельного института современного консульского права: имеет историю развития, источники, понятия, механизм, формы осуществления защиты, метод и предмет осуществления защиты, способы и средства защиты.
2. Осуществление консульской защиты предполагает первоначальное правовое содействие
3. Отдельное и в тоже время комплексное изучение института консульской защиты конкретизирует и обогащает науку международного права.
4. Кодифицируется основы осуществления консульской защиты прав граждан Республики Узбекистан за рубежом.
5. Формируется основа для дальнейшего исследования в данном отрасли права.
[1] Каримов И. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. – Ташкент: Узбекистон. 2010. С.16.
[2] Ю.А.Лепешков Гражданство Европейского Союза: Нонсенс или объективная закономерность в международном праве http://un.minsk.by/publications/journal/journal5/lepeshkov.htm
[4] Теория государства и права. Под редакцией Н.Н.Степановой. – М.: Норма, Инфра-М,1998. с.317.
[5] Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА 1998. стр.50.
[6] Теория государства и права. Под редакцией Н.Н.Степановой. – М.: Норма, Инфра-М,1998. с.316.
[8] Доклад Комиссии международного права: док. ООН A/61/10 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G06/636/22/PDF/G0663622.pdf?OpenElement >. Дата доступа: 20.09.2009.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
Возникновение и развитие института консульской защиты
История становления института консульства, его особенности. Роль дипломатических представительств и консульских учреждений в обеспечении прав граждан, находящихся за рубежом. Определение роли крестовых походов в создании системы консульских учреждений.
Рубрика | Государство и право |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.02.2019 |
Размер файла | 19,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова
Возникновение и развитие института консульской защиты
консульство дипломатический учреждение право
В данной статье была изучена история становления института консульства, а также было рассмотрено развитие консульской защиты.
In this article the history of consulate institute formation was studied and also was considered development of consular protection.
Важную роль в обеспечении прав граждан, находящихся за рубежом, играют дипломатические представительства и консульские учреждения.
Консульская служба как неотъемлемая часть дипломатической службы призвана обеспечить в рамках своих функций и задач защиту прав и интересов государства, его юридических и физических лиц в отношениях с иностранными государствами, их ведомствами, организациями и частными лицами. Сохраняя функционально самостоятельный характер, консульские отношения между государствами являются составной частью дипломатических отношений. Институт консульской службы играет важную роль в обеспечении международных, межгосударственных и внешнеэкономических связей.
Греческие проксены и римские преторы в рабовладельческую эпоху выполняли некоторые функции, свойственные современным консулам, и в первую очередь нештатным (почетным) консулам. Это, например, функции по защите подданных представляемого государства и оказания им всесторонней помощи. В современных международных отношениях государство оказывает покровительство своим собственным гражданам в государстве их пребывания, направляя туда для этих целей специальных должностных лиц (консулов).
Анализ обязанностей и функций консулов в средние века показывает, что сфера их деятельности была довольно широкой. Они представляли правительство своего государства в сношениях с центральными властями страны пребывания, т.е. фактически выполняли дипломатические функции. Поскольку дипломатических миссий в практике международных отношений тогда еще не было, консулы являлись единственными постоянными представителями иностранных государств. Они пользовались всеми правами и привилегиями, которые впоследствии легли в основу правового статуса дипломатических представительств [4, с. 116].
По мере развития торговли между европейскими государствами институт консулов распространяется с Востока на Запад, важное значение имело то, что в руках консулов находилась гражданская и уголовная юрисдикция над своими согражданами. Поскольку постоянных дипломатических представительств еще не было, консулы являлись единственными постоянными представителями иностранных государств и пользовались всеми правами и привилегиями, которыми впоследствии стали пользоваться только дипломатические представители. В частности, привилегии консулов и чиновников консульств включали личную неприкосновенность, неподсудность в гражданских и уголовных делах, освобождение от налогов и податей. Кроме того, государство пребывания предоставляло им и некоторые почетные права.
С конца XVI в. институт консулов претерпел серьезные изменения. С появлением постоянных дипломатических представительств консульства постепенно утрачивают прежнее значение и представительский характер. Это во многом было вызвано появлением первых постоянных дипломатических миссий при европейских королевских дворах. Первоначально дипломатические представительства не оказывали значительного влияния на существовавшие в Европе консульства. Однако в дальнейшем они потеряли свой представительский характер.
Консулы в европейских государствах теряют судебные функции (на Востоке они пока еще сохранялись). В этот период разрабатываются консульские уставы, регламенты и инструкции, определяющие права и обязанности консулов.
Во второй половине XVIII в. благодаря бурному развитию промышленности и транспорта создаются условия для резкого увеличения обмена людьми и товарами. В это время значительно расширилась сеть консульских учреждений, повсеместное распространение получает институт нештатных (почетных) консулов. Консульский институт приобретает современные черты, развиваются административная и информационная функции консульских представительств [1, с. 78].
В это время крупные промышленные и торговые предприятия стали открывать за границей свои филиалы и отделения, которым требовались юридическое содействие и правовая защита. Консулы в своей работе руководствовались интересами государства. Они охраняли права граждан своей страны, занимались наследственными, а также связанными с судоходством делами и др. Для выполнения своих обязанностей консул должен был обладать необходимыми знаниями, иметь достаточные связи и отлично понимать условия и возможности страны, в которой он работал. Это привело к повышению предъявляемых к консулам требований, которые стали включаться в консульские инструкции Великобритании и других стран. В США согласно закону о проведении испытаний при зачислении на консульскую службу (1805 г.) необходимо было сдать экзамены, которые состояли из устной и письменной частей, по международному праву, дипломатическому обычаю и современным языкам [2, с. 172].
Первая мировая война и особенно послевоенный период значительно расширили функции консулов и обогатили их практику. Государства вплотную занялись вопросом организационной модификации заграничных органов международных сношений. Происходило слияние дипломатических и консульских служб в единую систему заграничной службы. Параллельно решался и большой круг организационных, юридических, финансовых и других вопросов.
Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообразия связей между государствами. Немаловажную роль в этом процессе играют консульства как специфические учреждения, создаваемые государствами за границей. На них возлагаются функции по защите прав и интересов, находящихся за рубежом собственных граждан и юридических лиц.
Консульские отношения начали складываться задолго до того, как возник институт дипломатических представительств. У истоков консульских отношений стояли потребности торговли и мореплавания.
По мере развития и совершенствования консульского института создавались и различные формы его правового регулирования: двусторонние соглашения и многосторонние конвенции по консульским вопросам, национальные законы и международные обычаи.