Что такое контекстное обучение
Контекстное обучение
Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Особенности методики
Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году. [1] Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки). Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого — методы контекстного обучения). Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Контекстное обучение» в других словарях:
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ — КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение, при котором занятия по языку ориентированы на конкретный вид речевой деятельности или сферу общения (бытовую, профессиональную и др.) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К. о.… … Большая психологическая энциклопедия
Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К.о.… … Педагогический терминологический словарь
Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К о.… … Словарь-справочник по педагогической психологии
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного … Профессиональное образование. Словарь
Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самымобеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К о.… … Словарь по педагогической психологии
Контекстное обучение — [лат. contextus тесная связь, сцепление, сплетение] обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Обучение контекстное — обучение, в к ром соединяются предметное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное … Педагогический словарь
Активное обучение — Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как… … Википедия
Презентация по педагогике на тему: «Контекстное обучение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Технология контекстного обучения Выполнил: Шутова М.И., гр. М-8171
История возникновения Концепция разработана А.А. Вербицким в 1991 году. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. Основная идея Соединить в учебном процессе теорию и производство. Учебный материал предъявляется в контекстном обучении в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда «знаково-контекстное обучение») и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Отличительная особенность – за информацией, которая структурирована преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций, просматриваются реальные контуры будущей профессиональной деятельности (отсюда знаково-контекстное обучение).
Знаково-контекстное (контекстное) обучение – форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности Контекст- система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека. Внутренний Внешний Определение
Формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста. 2 пути интеграции: Программа любого учебного предмета должна содержать такой теоретический материал, который максимально приближен к практическим вопросам конкретной профессии; Формировать содержание теоретических предметов профессионального цикла следует исходя из практических потребностей производства. Цель
перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, учащегося; переход к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик», «ученик-ученик»; обеспечение таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей. Задачи и структура учебной деятельности
Различия в содержательном наполнении звеньев структуры Структурные звенья Учебная деятельность Профессиональная деятельность Потребности в учении в труде Мотив познание нового, формирование целостной профессиональной деятельности реализация интеллектуального и духовного потенциала Цель общее и профессиональное развитие личности производство материальных и духовных ценностей Действия Познавательные, преимущественно интеллектуальные практические, в том числе теоретико-практические Средства психического отражения реальности преобразование реальной действительности Предмет информация или знаковая система вещества природы (инженер), неизвестное (ученый), сознание человека (педагог) Результат деятельные способности личности, система отношений к миру, людям, себе товары, новые знания, образованность людей
Источники содержания контекстного обучения содержание будущей профессиональной деятельности содержание изучаемых наук Два основных источника: Дополнительный важнейший источник – содержание реальной жизнедеятельности человека Последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студента Основное содержание обучения задается в виде учебных текстов, однако, содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты будущей жизни и деятельности учащегося.
обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность; моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности; принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности; адекватность форм организации целям и содержанию образования; принцип ведущей роли совместной деятельности; принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов; принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий; принцип единства обучения и воспитания профессионала. Принципы контекстного обучения
Три базовые формы: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование). Базовые формы деятельности технологии Этим трем формам деятельности можно сопоставить три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная
Обучающие модели овладения профессией Семиотическая Содержание: учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания). Присвоение знаний индивидуальное. Единица работы — речевое действие. Имитационная Содержание: модели профессиональных ситуаций. Присвоение знаний через самостоятельное мышление. Единица работы — «профессиональноподобное» действие. Социальная Содержание: проблемные ситуации. Присвоение происходит в совместных формах работы в интерактивных группах. Единица работы — поступки.
Формы: учебная деятельность академического типа; квазипрофессиональная деятельность; учебно-профессиональная деятельность. В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают все остальные формы: лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, разбор конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, спецкурсы и спецсеминары, курсовое проектирование. Контроль: Традиционный; Специфический. Базовые формы деятельности и контроль
Классификация видов контекста в обучении Преподавателю необходимо добиваться дидактически адекватного моделирования в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Социальный Предметный 1) ценностно-ориентационный 1) производственно-технологический 2) личностный 2) организационно-управленческий 3) должностной 4) учрежденческий
Деловая игра Деловая игра – ведущая форма деятельности данной технологии. Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Деловая игра позволяет реализовать функции: формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений; развитие профессионального теоретического и практического мышления; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Принципы конструирования деловой игры
Выводы Контекстное обучение — обучение, профессионально ориентированное. Все знания при этом даются и изучаются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью. Общей основой различных методик становится профессиональный контекст. Нужно подчеркнуть необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл. Концепция контекстного обучения продуктивна в профессиональном обучении в разных типах учебных заведений. Технология контекстного обучения предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, становления студента как молодого специалиста.
Технология контекстного обучения Выполнил: Шутова М.И., гр. М-8171
Доклад «Технология контекстного обучения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сегодня учителя начальной школы знакомы с ситуацией, когда будущий первоклассник, демонстрируя интеллектуальную готовность к школе, совершенно не подготовлен к ней психологически. В то время как именно эмоциональная, личностная и социальная зрелость являются залогом успешного обучения в современной школе. Под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Очевидно, что учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с его актуальными возможностями. Согласно закону «Об образовании» в РФ, обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. Закон ориентирован на паспортный возраст и не учитывает школьную зрелость ребёнка. К сожалению, в классах мы часто наблюдаем проявления незрелости. Следовательно, проектируя учебный процесс, мы должны начинать с контекстного анализа.
В основе стандартов второго поколения заложена идея контекстного обучения, весьма актуальная и в начальной школе. Она предполагает проектирование образовательного процесса в соответствии с особенностями детского коллектива (в зоне ближайшего развития); интеграцию различных видов деятельности; активные формы обучение и контекстное содержание. В психологии понятие «контекст» тождественно понятию «ситуацию» и представляет собой систему условий, побуждающих субъекта и опосредующих его активность. Чем больше мы знаем о настоящем, тем легче можем просчитать или предугадать будущее. Антиципация как опережающее отражение возникает под влиянием контекстов.
Концепция контекстного об учения была разраб отана А.А. Вербицким. По определению автора «контекст» – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение ситуации, как целому, так и ее компонентам. м. Сл 3.Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует». Таким образом, «контекстное обучение – это обучение, в котором осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности в социально-практическую».
Контекстное обучение следует относить к образовательным технологиям, главная задача которых состоит в оптимизации преподавания и обучении с опорой на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Вот почему в контекстном подходе особую роль играют активные методы и формы обучения или даже целые технологии, обеспечивающие интенсивное развитие личности.
Основная идея контекстного обучения состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу так, чтобы они сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Контекстное содержание складывается из учебных проектов, проблемных ситуаций, практико-ориентированных заданий. Обязательным фактором при выборе темы проекта должен быть интерес ребёнка, т.к. процесс погружения в тему исследования возможен только через познавательный интерес ученика. Проблемные ситуации на уроке способствуют появлению эмоционального отклика ученика, который возникает или в ситуации «удивления», или в ситуации «затруднения».
Часто учащиеся изучают целые учебные курсы и отдельные темы без ясного и четкого понимания их практической значимости. Учебные предметы дети усваивают в разрозненном виде, у них складывается мозаичное представление об окружающем мире, где знания и реальная жизнь не связаны никак. Главное – показать ребенку, что в человеческой культуре все взаимосвязано. При этом сам педагог должен знать, что изучают дети на других предметах, что происходит во времени, и уметь найти связи между темой урока и различными областями жизни.
Методы, используемые в этой технологии вы можете увидеть на слайде.
После сбора информации происходит обмен разведданными. Информация, полученная в контексте ситуации, привлекательной для школьников, не только пробуждает их интерес к изучаемому объекту, но и делает её усвоение более прочным.
В заключении, хотелось бы отметить, что реализация концепции контекстного подхода позволит сделать обучение инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни; ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники; осуществлять осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Технология контекстного обучения
Екатерина Шкель
Технология контекстного обучения
Технология контекстного обучения
Контекст – это система внутренних и внешних факторов деятельности человека в конкретной ситуации. Внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта обучаемого, а внешний – социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Основной единицей содержания контекстного обучения является ситуация. По мнению специалистов, в теории контекстного обучения трем базовым формам обучения соответствуют три обучающие модели: семиотическая, имитационная и социальная.
Семиотическая обучающая модель включают систему заданий,
предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. В
моделях такого типа предметная область деятельности развертывается с
помощью конкретных учебных форм, в рамках которых выполняются
задания, не требующие личностного отношения к изучаемому материалу.
чтение, письмо. Средством работы является ТЕКСТ.
Имитационная обучающая модель это учебные задания предполагают
выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей
профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит
тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то
профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается
предметное действие, на основе которого достигается практически полезный
В социальных обучающих моделях задания должны выполняться в
совместных, коллективных формах работы участников учебного процесса
(два и более). Такие совместные поиски решения проблемы дают опыт
коллективной работы в будущей профессиональной среде. Эта модель
реализуется в деловых и учебных играх, НИРС, комплексном курсовом и
дипломном проектировании. Единицей деятельности студента становятся
поступки, через которые студент осваивает профессию как часть культуры,
осмысляет свое отношение к труду, обществу, самому себе. Средством
работы, формирующим ценностное отношение личности к труду, людям и
природе служит ПОДТЕКСТ.
С самого начала контекстное обучение разрабатывалось А. А. Вербицким и его научно-педагогической школой применительно к профессиональному образованию, но оно также может быть с успехом использовано и в общеобразовательной школе.
Реализация такого обучения предполагает усвоение информации студентами с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Специалист развивается в ходе индивидуального и совместного анализа и решения профессиональных ситуаций.
А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения:
• обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
• моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
• принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;
• адекватность форм организации целям и содержанию образования;
• принцип ведущей роли совместной деятельности;
• принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов;
• принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;
• принцип единства обучения и воспитания профессионала.
Основная цель контекстного обучения — формирование в рамках
учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.
Содержание контекстного обученияотбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста — его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов (знаково-, однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося.
Контекстного обучения по А. А. Вербицкому предполагает прежде всего базовые формы деятельности,предусматривающие:
Базовые формы деятельности:
– учебную деятельность академического типа (уроки, лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);
– квазипрофессиональную деятельность (деловые игры, игровые формы занятий, тренинги);
– учебно-профессиональную деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).
В качестве переходных от одной базовой формы к другой также выступают различные формы и технологии:
– анализ конкретных производственных и проблемных ситуаций;
– разыгрывание ситуаций в ролях;
– спецкурсы и спецсеминары;
Для решения психолого-педагогических проблем взаимодействия участников образовательного процесса в качестве основной признана технология контекстного обучения. Многие исследователи считают эту технологию обучения приоритетной, особенно в условиях перехода на компетентностную парадигму образования. В соответствии с теорией контекстного обучения, разработанной в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого, контекстным является такое обучение, в котором с использованием всех имеющихся средств и форм обучения моделируется предметное и социальное содержание деятельности.
Суть контекстного обучения, как известно, заключается в использовании в качестве основной обучающей процедуры моделирования профессионального содержания (контекста) будущей профессиональной деятельности обучающихся. Погружение обучаемых в соответствующий контекст при решении предлагаемых ориентированных задач призвано сформировать в их сознании взаимосвязь ключевых понятий и технологий деятельности педагога, способствовать приобретению практического опыта моделирования, развить у учащихся психологической готовности применять полученные психолого-педагогические знания в будущей практической деятельности.
Вывод: Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников. Технология контекстного обучения – одна из основных дидактических технологий. Она основана на вовлечении учащегося в процесс, его заинтересованности.
Таким образом, очевидно, что контекстное обучение является достаточно гибкой технологией, позволяющей сочетать в своем составе целый комплекс разнообразных технологий, методов и приемов обучения, обеспечивающих активный, творческий характер учебной деятельности обучаемых и предусматривающих разные моменты в организации обучения:
– актуализацию ранее изученного теоретического материала и его интерпретацию с новых позиций – с позиций решения проблем;
– обеспечение динамичности, привлекательности учебной деятельности для обучаемых за счет разнообразия организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса;
– необходимость создания атмосферы интеллектуального напряжения, поиска, учебного диалога, креативности и педагогической поддержки и т. д.
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
Квест-технология в ДОУ В нашем детском саду «Парус» мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.
Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.
Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Технология изготовления куклы-масленицы Технология изготовления куклы-масленницы Ребята нашего центра, на протяжении последних лет, продолжают традицию изготовления личной куклы–масленицы.
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Технология развивающей среды в ДОУ Технология развивающей среды в ДОУ Смоленская область город Ярцево МБДОУ №14 Воспитатель Арутюнян Л. А. «игра – это огромное светлое.