Что такое контрразведывательная деятельность
Что такое контрразведывательная деятельность
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих право граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи.
При необходимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, руководитель органа контрразведки или его заместитель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также приводятся данные, подтверждающие обоснованность ходатайства (за исключением сведений, указанных в части второй статьи 24 настоящего Федерального закона). Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Рассмотрение ходатайства о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, должно осуществляться судьей единолично и незамедлительно по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
а) о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;
б) об отказе в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 180 суток, если судьей не принято иное решение. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит решение на основании вновь представленных материалов.
Отказ судьи в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, орган контрразведки, ходатайствующий об их проведении, вправе обжаловать в вышестоящий суд.
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается ограничение указанных в настоящей статье конституционных прав граждан без предварительного судебного постановления с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов с момента ограничения конституционных прав граждан. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить постановление судьи о таком ограничении либо отменить указанное ограничение.
Постановление судьи о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.
Ходатайство руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, постановление судьи и материалы, послужившие основанием для его принятия, представляются в органы прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства Российской Федерации.
Результаты контрразведывательных мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Контрразведывательная деятельность
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности»
Смотреть что такое «Контрразведывательная деятельность» в других словарях:
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и … Юридический словарь
Контрразведывательная деятельность — (англ. counter intelligence activity) деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба… … Энциклопедия права
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а тж. отдельных лиц,… … Юридическая энциклопедия
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организации иностранных государств, а т.ж. отдельных лиц,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Контрразведывательная деятельность — деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,… … Словарь юридических понятий
Контрразведывательная деятельность — см. Деятельность контрразведывательная … Контрразведывательный словарь
контрразведывательная деятельность — по определению ФЗ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и … Большой юридический словарь
Деятельность контрразведывательная — деятельность, осуществляемая специальными органами государства против иностранных разведок и используемых ими организаций и лиц. Капиталистические государства ведут контрразведывательную деятельность против всех (в том числе и дружественных)… … Контрразведывательный словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ — (см. КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Деятельность контрразведывательная — вид оперативной деятельности оперативных органов ПС РФ по охране ГГ и морского пограничного пространства РФ, а также по обеспечению собственной безопасности оперативных органов, направленный на непосредственное противодействие разведывательно… … Пограничный словарь
Статья 9. Контрразведывательная деятельность
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 9. Контрразведывательная деятельность
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих право граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи.
При необходимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, руководитель органа контрразведки или его заместитель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также приводятся данные, подтверждающие обоснованность ходатайства (за исключением сведений, указанных в части второй статьи 24 настоящего Федерального закона). Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Рассмотрение ходатайства о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, должно осуществляться судьей единолично и незамедлительно по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
а) о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;
б) об отказе в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 180 суток, если судьей не принято иное решение. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит решение на основании вновь представленных материалов.
Отказ судьи в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, орган контрразведки, ходатайствующий об их проведении, вправе обжаловать в вышестоящий суд.
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается ограничение указанных в настоящей статье конституционных прав граждан без предварительного судебного постановления с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов с момента ограничения конституционных прав граждан. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить постановление судьи о таком ограничении либо отменить указанное ограничение.
Постановление судьи о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.
Ходатайство руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, постановление судьи и материалы, послужившие основанием для его принятия, представляются в органы прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства Российской Федерации.
Результаты контрразведывательных мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Военная контрразведка
На стыке столетий специалисты в области военного искусства начали активно придумывать новые методы снижения человеческих потерь в возникающих военных конфликтах. На разных этапах поиска решения данной задачи возникало немало идей, поэтому практически во всех странах стали возникать профессиональные и одновременно тайные разведывательные подразделения.
Опытные военные деятели понимали, что попытка не допустить на территорию своего государства шпионов и разведчиков вражеской стороны также является целевой задачей: так и появилась контрразведка как отдельная организация.
Краткая история
Почти сразу после создания в России первых регулярных воинских подразделений остро стал вопрос их контрразведывательного обеспечения и поддержания в армии правопорядка.
Так 12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии было создано отделения по борьбе со шпионажем — прообраз современного отдела (именно с этого момента начался процесс реального становления военной контрразведки в РФ).
Пока императорские спецслужбы часто проигрывали в противопоставлении с иностранными организациями, то работа советских контрразведчиков в период ВОВ считалась более эффективной. Они не были профессиональными, но развивались на полудипломатической основе, вплоть до начала ХХ века имея немало проблем в плане обеспечения.
Уже в 1930 году по итогам реорганизации ОГПУ военная контрразведка как самостоятельный орган была ликвидирована, став частью Особого отдела. Но к 1936 году была повторно восстановлена как автономное подразделение в составе Главного управления госбезопасности Наркомата внутренних дел. В будущем периоде 1938—1941 годов рассматриваемые спецслужбы многократно реформировались, но ВКР всё равно сохраняла свой независимый статус.
Начиная с 1941 года их окончательно вывели из состава НКВД и передали армии, но сразу после начала ВОВ (в июле того же года) опять вернули в Наркомат внутренних дел.
Что такое контрразведка?
Под понятием «контрразведки» стоит учитывать работу специальных служб, нацеленных на противодействие чужой разведывательной деятельности заграничных стран. Факт наличия подобного рода задач частично выделяет её на фоне смежных военных ведомств.
По умолчанию «контрразведка» – совокупность госслужб, главная задача которых – пресекать любую подозрительную деятельность в России. Изначально она представлена в виде разновидностей, соответствующих типичным форматам разведки, поэтому существует военная, научная, политическая и экономическая вариация.
Ключевые моменты здесь применяются аналогично привычной разведке, но нередко дополняются оперативно-розыскными типами мероприятий, нацеленных на выявление иностранных шпионов и спецагентов. Во время разведки они почти не применяются как самостоятельный комплект, поскольку у разведчика за рубежом вовсе нет возможностей по аресту и допросу особ из соседнего государства.
Отличия от разведки
Существует немало важных отличий этих 2 видов деятельности. Чтобы разобраться, чем именно разведка не похожа на контрразведку, нужно изучить оба понятия. Профессиональные историки спецслужб воспринимают значение разведки как «деятельность, направленную на сбор и обработку актуальных данных о силе противника, его обороноспособности, экономическом и боевом потенциале». При этом реализуется она благодаря специальным тактическим и оперативным приёмам.
Поэтому центральное отличие разведки от контрразведки заключается в том, что первый тип работы спецслужб направлен лишь на сбор требуемой информации за границей, в то время как второй — лишь на своевременное пресечение разведывательных спецслужб чужих стран. Их классификация на дополнительные разновидности в целом имеет много общего, так же как и основные способы обоих спецслужб.
Основные направления деятельности
Отдельные функции напрямую обусловлены действующим законодательством России (с учётом развития нежелательных связей в высших эшелонах власти, актуальным направлением деятельности сейчас считается борьба с коррупцией).
Контрразведывательная
Смысл контрразведывательной деятельности водится в противодействии разведывательно-подрывной деятельности служб зарубежных государств и их представителей (обычно конспиративными средствами и приёмами).
Борьба с преступностью
Данный тип защиты осуществляют органы федеральной службы безопасности согласно с федеральным законодательством. Органы проводят оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, дознание, а также предварительное следствие, отнесённые к их ведению. В компетенцию указанного подразделения (ч. 1-4 ст. 151) входят:
Заодно на них могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством России.
Борьба с терроризмом
Данную деятельность контролируют органы федеральной службы безопасности и их подразделения (по борьбе с терроризмом), а также специально назначенные должностные лица.
Главным образом их деятельность направлена на выявление, пресечение, расследование и раскрытие террористических актов при помощи организации оперативно-боевых и иных мер.
Предпосылками для проведения соответствующих мероприятий являются:
Осуществление разведки
Не менее важная разведывательная деятельность реализуется органом внешней разведки исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с законом «О внешней разведке».
Стандартный алгоритм проведения разведывательных мероприятий и этапы использования специальных методов тоже фиксируются правовыми актами федерального органа в области обеспечения безопасности. Законодательство (ст. 1, 11) определяет внешнюю разведку как «совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки РФ и составную часть сил обеспечения безопасности страны».
Пограничная
Центральными направлениями активной деятельности на границе считаются всего лишь 2 основные цели. К первой относится защита и охрана госграницы России ради недопущения её изменения (нарушения или изменения оговоренных зон) на незаконных основаниях. Гарантия соблюдения физическими лицами и компаниями пограничного и стандартного режима охраны и строгих условий в пунктах пропуска через границу страны.
Во вторую категорию полномочий и целей входят защита и охрана экономических и других законных интересов России в пределах приграничной территории. Тщательный контроль рыбных запасов согласно требованиям международных соглашений и российского законодательства.
Информационная безопасность
Сюда же входит и деятельность при обеспечении упомянутыми ранее методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и прочих аналогов, которые обеспечивают качественную передачу специально зашифрованной информации на территории страны и в отечественных учреждениях, расположенных за пределами государства.
Каков кадровый состав?
Согласно общепринятым правилам, ФСБ России комплектуются сотрудниками (также и на конкурсной основе), включая военнослужащих и гражданский персонал. А сами военнослужащие, за исключением Пограничной службы, в свою очередь комплектуются главным образом из офицерского состава. Поэтому итоговый кадровый состав контрразведки делится по следующему принципу:
Стандартная структура кадрового состава разведки на практике оказывается довольно сложной. Её оценка и изучение с учётом разнообразных критериев, включая сам характер внешнего проявления деятельности, позволяет максимально точно выделить внутри штата ряд категорий сотрудников контрразведки.
Но кадровая политика всегда ценила лояльность сотрудников, ставя её выше их интеллектуального потенциала, а факт происхождения кандидата по рейтингу был априори выше оригинальности его личности.
Структура
Федеральная служба безопасности спланировала достаточно надёжную структуру службы контрразведки, которая функционирует с минимальной долей изменений.
Во главе структурной части и службы находится начальник, а последующее деление происходит на уровне управлений и департаментов, на которые возлагается выполнение определённых обязанностей.
В итоге финальная структура службы контрразведки формируется из таких подразделений, как:
Деятельность контрразведывательная
Полезное
Смотреть что такое «Деятельность контрразведывательная» в других словарях:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ — (см. КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Деятельность контрразведывательная — вид оперативной деятельности оперативных органов ПС РФ по охране ГГ и морского пограничного пространства РФ, а также по обеспечению собственной безопасности оперативных органов, направленный на непосредственное противодействие разведывательно… … Пограничный словарь
Контрразведывательная деятельность — см. Деятельность контрразведывательная … Контрразведывательный словарь
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и … Юридический словарь
Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения… … Официальная терминология
Контрразведывательная деятельность — (англ. counter intelligence activity) деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба… … Энциклопедия права
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а тж. отдельных лиц,… … Юридическая энциклопедия
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организации иностранных государств, а т.ж. отдельных лиц,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Контрразведывательная деятельность — деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,… … Словарь юридических понятий
контрразведывательная деятельность — по определению ФЗ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и … Большой юридический словарь