Что такое концепции современного естествознания

Что изучает концепция современного естествознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие концепции современного естествознания

Концепция – это система взглядов на что-либо или основная мысль какого-либо труда.

Естествознание – это система наук о природе, то есть о мире во всем его многообразии.

Концепция современного естествознания – это совокупность наук, изучающих природу и законы природы. Концепция современного естествознания относится к одним из самых распространенных наук. Предметом ее изучения являются практически все области жизнедеятельности человека.

Концепциями естествознания являются такие фундаментальные естественнонаучные идеи, которые проявляют себя во всех естественных науках.

Науки, составляющие концепцию современного естествознания можно классифицировать следующим образом:

Однако, концепция современного естествознания – это не просто совокупность этих наук, она рассматривает междицсциплинарные отношения в естествознании в целом.

Натурфилософия

Концепция современного естествознания тесно связана с историей. Человек, начиная с самых древних времен, стремился к познанию мира, ведь от этих знаний зависело, сможет он выжить или нет. Для того, чтобы выжить, необходимо было питаться. Чтобы найти еду, человек вынужден был охотиться, а для успешной охоты нужно было изучить повадки животных. Человек целиком зависел от природы, и естественно, что изучение природных явлений и окружающего мира было необходимо. Однако, в силу недостаточности знаний, многие явления объяснялись вмешательством сверхъестественных сил, слагались мифы и легенды.

Первые формы познания возникли в восточных цивилизациях, именно там более 2 тыс. лет до н.э. была установлена взаимосвязь между теоретически знания и практическими навыками. Первые знания были связаны с земледельческой культурой – астрономические знания использовались для предсказания погоды, математика – для измерения площадей земледельческих угодий т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Появление естествознания связывают с Древней Грецией, где в 6-4 вв. до н.э. возникла натурфилософия – философия природы как системы знаний о естественных причинах природных явлений.

Отличительной чертой натурфилософии является попытка выделить какую-то одну стихию природы в качестве главной, основы всего существующего. Философ Милетской школы Фалес таким первичным элементом считал воду ввиду невозможности найти в мире абсолютно сухое тело.

Пифагор в качестве первоосновы мира представил числа, в основе мира, по мнению Пифагора и его учеников, лежат количественные отношения действительности.

Высшее развитие натурфилософия получила в учении Аристотеля, который объединил все современные ему знания об окружающей действительности и систематизировал их.

В период Античности активно развивалась астрономия. Тогда же, в эпоху Античности, были заложены основы математической физики.

Таким образом, в натурфилософии – на первой стадии развития естествознания – были заложены основы многих современных отраслей и теорий естествознания. Также в этот период началось формирование стиля научного мышления, который включал в себя стремление к новым познаниям, критику, стремление к систематизированности и упорядоченности, скептическое отношение к общепринятым истинам, попытка рационального понимания окружающего мира.

Взаимосвязь наук как предмет изучения концепции современного естествознания

Концепция современного естествознания рассматривает взаимодействие различных наук между собой, их влияние на все сферы деятельности человека. К примеру, химия, биология, физика в рамках концепции современного естествознания изучаются не по отдельности, а именно во взаимодействии, отсюда возникает новая наука биохимия, биофизика.

Биология и физика пытаются объяснить все законы мира, однако в полной мере это им пока не удается. Несмотря на существование огромного количества теорий и великих открытий, перед учеными стоить все еще очень много вопросов и задач, которые только предстоит решить.

Биология и религия тоже тесно переплетаются. Например, происхождение человека. Недостаточность доказательств того, что человек произошел от обезьяны, используется сторонниками божественного происхождения человека. С другой стороны, во многих мировых религиях содержатся этические и моральные нормы, соблюдение которых позволяет человеку сохранить чистоту внутреннего мира, и именно эти моральные нормы позволяют контролировать научные эксперименты, которые могут показаться безнравственными, аморальными.

Происхождение мира, законы Вселенной, законы природы, законы химии, физики, биологии, математики, взаимосвязь культуры, науки, религии, процессы, происходящие в обществе, влияние научных открытий и научно-технического прогресса на человечество – все это изучает концепция современного естествознания.

Современное естествознание не обходит вниманием и такое явление, как компьютеризация общества, зависимость от технологий. При помощи компьютера, современных гаджетов и интернета можно найти ответ на любой вопрос. Однако мало кто задумывается над тем, как и когда был изобретен компьютер и интернет. Отсюда возникает новый вопрос, касающийся современного человека – это его место в информационном мире.

Таким образом, концепция современного естествознания – это целый комплекс наук, изучающий все области жизнедеятельности человека. В современном мире роль науки трудно переоценить. И несмотря на то, что, казалось бы, уже многое известно, совершено столько научных открытий, наука продолжает двигаться вперед и развиваться, возникают новые направления и течения, появляются новые задачи, новые вопросы, требующие ответа. Концепция современного естествознания изучает культуру, искусство и философию в рамках научного познания. То есть, все науки таким или иным образом связаны между собой, и эта взаимосвязь и лежит в основе изучения концепции современного естествознания.

Источник

Концепция современного естествознания

Что изучает концепция современного естествознания

Концепция современного естествознания — это совокупность наук, изучающих природу и законы природы. Концепция современного естествознания относится к одним из самых распространенных наук.

Концепция современного естествознания изучает все сферы жизнедеятельности людей: от математики до истории, от литературы до философии. Она касается основ мировых религий, этических и моральных ценностей, законов биологии и физики.

Большое внимание уделяется роли отдельных личностей, в ходе истории оказавших значительное влияние на мировоззрение человека, восприятие им природных явлений. К таким личностям относятся:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Появление естествознания считается заслугой древнегреческих философов, в V-IV веках до нашей эры трудившихся над созданием системы знаний о причинах природных явлений.

Основные понятия концепции, что является предметом исследования

Все науки, рассматривающиеся в рамках дисциплины, можно разделить на:

При этом концепция естествознания не является простой совокупностью этих наук. Она учитывает проявившиеся в них фундаментальные естественнонаучные идеи, формирует из полученных сведений единую систему мировоззренческих взглядов.

Таким образом, предметом дисциплины являются общие фундаментальные представления о мире, включающие знания о:

Получая такие знания, люди могут понимать и объяснять сущность природных законов и явлений, выстраивать достоверные прогнозы, раскрывать возможности использования познанных процессов, решать множество дополнительных задач практического свойства.

Какие концепции естествознания являются современными

В развитии дисциплины выделяют 3 основных этапа:

Современные концепции отличаются признанием относительности истины, ставшим неизбежностью вследствие накопления большого объема фактического материала. Они основаны на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез, создании описывающих природные явления теорий.

Взаимосвязь наук, как предмет изучения концепции современного естествознания

В рамках концепции современного естествознания науки рассматриваются не по отдельности, а во взаимодействии между собой. Благодаря этому появляются новые отрасли знания.

Взаимодействие биологии и физики породило новую науку — биофизику. А пересечение биологии и химии — биохимию.

Чтобы составить максимально объективное представление о происхождении Вселенной, необходимо понимать основы физических, химических, биологических процессов, уметь применять математические методы.

Для понимания процессов развития человеческого общества нужно не просто иметь понятие о культуре, религии, философии, но и уметь находить взаимосвязи между ними.

Этим и занимается концепция современного естествознания. Она объединяет в себе все касающиеся жизнедеятельности человека науки, рассматривает их как единую систему знаний о мире.

Источник

Найдыш В. Концепции современного естествознания: Учебник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие..13

Введение. Естествознание как отрасль научного познания..16
В.1. Понятие культуры16
В.2. Материальная и духовная культура.18
В.3. Наука как компонент духовной культуры20
В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству..22
В.5. Структура естественно-научного познания26

Раздел I
Основные исторические периоды развития естествознания

1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания..34
1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание.34
1.2. Путь к абстракции количества.37
1.3. Мифология 42

2. Наука в цивилизациях древности. 52
2.1. Становление цивилизации. 52
2.1.1. Неолитическая революция. 52
2.1.2. Рационализация форм деятельности и обшения..59
2.1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры..63
2.1.4. Возникновение письменности.67
2.1.5. «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций..71
2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего Востока.75
2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)..75
2.2.2. Географические знания.78
2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания.79
2.2.4. Астрономические знания.81
2.2.5. Математические знания 86

3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре.90
3.1. Особенности древнегреческой цивилизации. 90
3.1.1. Становление дневнегреческой цивилизации.90
3.1.2. Социально-экономические особенности 92
3.1.3. Культурно-исторические особенности..95
3.1.4. От Хаоса к Космосу. 97
3.2. Категория субстанции..99
3.3. Мир как число. 102
3.3.1. Пифагорейский союз 102
3.3.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма..103
3.4. Формирование первых естественно-научных программ. 107
3.4.1. Великое открытие элеатов 107
3.4.2. Атомистическая программа.110
3.4.3. Математическая программа.112
3.5. Физика и космология Аристотеля.. 114
3.5.1. Учение Аристотеля о материи и форме 114
3.5.2. Космология Аристотеля.116
3.5.3. Основные представления аристотелевской механики..117
3.6. Естествознание эллинистически-римского периода. 118
3.6.1. Культура эллинизма..118
3.6.2. Александрийская математическая школа..121
3.6.3. Развитие теоретической и прикладной механики 123
3.7. Развитие астрономии.. 125
3.7.1. Становление математической астрономии 125
3.7.2. Геоцентрическая система Птолемея..129
3.8. Античные воззрения на органический мир.. 131
3.8.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого.131
3.8.2. Биологические воззрения Аристотеля.133
3.8.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности.136
3.8.4. Античные представления о происхождении человека..139
3.9. Упадок античной науки. 140

4. Естествознание в эпоху Средневековья.. 142
4.1. Особенности средневековой духовной культуры.. 142
4.1.1. Доминирование ценностного над познавательным 142
4.1.2. Отношение к познанию природы 146
4.1.3. Особенности познавательной деятельности.148
4.2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры. 153
4.2.1. Математические достижения.155
4.2.2. Физика и астрономия..157
4.2.3. Медико-биологические знания.159
4.3. Становление науки в средневековой Европе.. 161
4.4. Физические идеи Средневековья 163
4.5. Алхимия как феномен средневековой культуры 165
4.6. Религиозная трактовка происхождения человека 167
4.7. Историческое значение средневекового познания. 170

5. Познание природы в эпоху Возрождения.. 171
5.1. Мировоззренческая революция Возрождения 172
5.2. Зарождение научной биологии. 178
5.3. Коперниканская революция.. 183
5.3.1. Гелиоцентрическая система мира 183
5.3.2. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма 191

6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики 194
6.1. Общие особенности познавательной деятельности в XVII в.. 195
6.2. Кеплер: три закона планетных движений. 198
6.3. Формирование непосредственных предпосылок классической механики — первой фундаментальной естественно-научной теории 202
6.3.1. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики». 202
6.3.2. Картезианская физика. 204
6.3.3. Новые идеи в динамике Солнечной системы..207
6.4. Ньютонианская революция 208
6.4.1. Создание теории тяготения. 209
6.4.2. Корпускулярная теория света. 211
6.4.3. Космология Ньютона..213
6.5. Изучение магнитных и электрических явлений 214

7. Естествознание XVIII — первой половины XIX в 217
7.1. Общая характеристика развития физики..237
7.1.1. Становление основных отраслей классической физики. 217
7.1.2. Принцип дальнодействия. 219
7.1.3. Теория теплорода 220
7.1.4. Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в 221
7.1.5. Физика первой половины XIX в.: общая характеристика..223
7.1.6. Волновая теория света. 225
7.1.7. Проблема эфира.. 227
7.1.8. Возникновение полевой концепции.. 229
7.1.9. Закон сохранения и превращения энергии.. 232
7.1.10. Концепции пространства и времени.. 233
7.1.11. Методологические установки классической физики (конец XVII – начало XX в.).. 237
7.2. Развитие астрономической картины мира 240
7.2.1. Создание внегалактической астрономии 240
7.2.2. Формирование идеи развития природы.. 242
7.2.3. Идея развития в астрономии.. 243
7.2.4. Космогония Канта — Лапласа. 245
7.2.5. Методологические установки классической астрономии.. 248
7.3. Возникновение и развитие научной химии.. 252
7.3.1. От алхимии к научной химии. 252
7.3.2. Лавуазье: революция в химии. 254
7.3.3. Победа атомно-молекулярного учения 255
7.4. Биология. 257
7.4.1. Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в. 257
7.4.2. От концепций трансформации видов к идее эволюции.. 260
7.4.3. Ламаркизм 263
7.4.4. Катастрофизм.. 265
7.4.5. Униформизм. Актуалистический метод.. 268
7.4.6. Дарвиновская революция.. 270
7.4.7. Методологические установки классической биологии. 274

8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции 279
8.1. Физика..279
8.1.1. Основные черты..279
8.1.2. Принципы термодинамики. От термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем..280
8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени 284
8.1.4. Теория электромагнитного поля..287
8.1.5. Великие открытия..290
8.1.6. Кризис в физике на рубеже веков 292
8.2. Астрономия 295
8.2.1. Триумф ньютоновской астрономии и первая брешь в ней 295
8.2.2. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд.. 296
8.3. Биология. 297
8.3.1. Утверждение теории эволюции Ч. Дарвина. 297
8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики). 301

Раздел II
Природа в современной естественно-научной картине мира

10. Мир элементарных частиц..348
10.1. Фундаментальные физические взаимодействия.348
10.1.1. Понятие фундаментального физического взаимодействия 348
10.1.2. Гравитация..350
10.1.3. Электромагнетизм..351
10.1.4. Слабое взаимодействие..353
10.1.5. Сильное взаимодействие354
10.1.6. Проблема единства физики.355
10.2. Классификация элементарных частиц. 357
10.2.1. Характеристики субатомных частиц..357
10.2.2. Лептоны 359
10.2.3. Адроны..361
10.2.4. Частицы — переносчики взаимодействий..361
10.3. Теории элементарных частиц 362
10.3.1. Квантовая электродинамика 362
10.3.2. Теория кварков.364
10.3.3. Теория электрослабого взаимодействия. Понятия калибровочного поля и спонтанного нарушения симметрии..367
10.3.4. Квантовая хромодинамика 373
10.3.5. На пути к Великому объединению. 374
10.3.6. Супергравитация. 376

Современная биологическая картина мира
12. Пути развития и принципы биологии XX в 458
12.1. Рождение генетики как науки..458
12.1.1. Успехи экспериментальной генетики. 458
12.1.2. Хромосомная теория наследственности 459
12.2. Синтетическая теория эволюции: первый синтез дарвинизма и генетики..462
12.2.1. Создание синтетической теории эволюции 462
12.2.2. Принципы и понятия синтетической теории эволюции 463
12.2.3. Микроэволюция и макроэволюция..465
12.3. Революция в молекулярной биологии 468
12.4. Биология на рубеже XX—XXI вв. 469
12.4.1. На пути к новому теоретическому синтезу. 469
12.4.2. Методологические установки неклассической биологии XX в 471

Раздел III
Естествознание XXI в.

15. Особенности постнеклассической науки XXI в.. 538
16. Теория самоорганизации (синергетика). 541
16.1. От моделирования простых систем к моделированию сложных. 541
16.2. Характеристики самоорганизующихся систем 542
16.2.1. Открытость.. 542
16.2.2. Нелинейность. 544
16.2.3. Диссипативность. Хаос как фактор самоорганизации. 546
16.3. Закономерности самоорганизации (аттракторы, точки бифуркации и др.). 547
16.4. Глобальный эволюционизм. 549

Заключение. Наука и квазинаучные формы духовной культуры 579
Контрольные вопросы 582
Литература. 585
Терминологический словарь. 589
Именной указатель. 602
Основные сокращения и обозначения 620
Физические и астрономические постоянные. 621

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности.

Методологические установки и общемировоззренческие представления, образы и идеи естествознания всегда оказывали значительное влияние на развитие гуманитарных наук. Исключительно мощным это влияние стало сейчас — в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, в эпоху глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом. Фундаментальная подготовка современного специалиста-гуманитария уже немыслима без ознакомления его с историей и современным состоянием естественно-научного познания. Именно курс «Концепции современного естествознания» призван дать широкую панораму и истории естествознания, и общих элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания.

Опыт преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что его изучение способствует выработке у студентов установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно в наше время, когда накатывается новая очередная историческая волна мифологизации культуры, массовое сознание ремифологи-

зируется, в нем все чаше ставятся под сомнение достижения и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного мифотворчества, паракультурных форм сознания, оккультизма, магии, астрологии, спиритизма; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой для отечественного и зарубежного безбрежного скептицизма. В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научно-рационального отношения к действительности, на которых построена вся наша материальная цивилизация. Ведь безбрежный скептицизм, так же как и безбрежный догматизм, тормозит общественное и культурное развитие.

Таким образом, основные цели и задачи нашего курса следующие:

+ понимание специфики гуманитарного и естественно-научного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир;
+ более глубокое понимание отличия и единства научно-рационального и художественно-образного способов духовного освоения мира;
+ осознание исторического характера развития научного познания, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира, научных революций, существа социокультурной детерминации познавательной деятельности;
+ формирование ясного представления о содержании современных физической, астрономической и биологической картин мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и многообразия природы;
+ осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания;
+ формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики;
+ ознакомление с методологией естественно-научного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки;
+ формирование представлений о радикальном качественном отличии науки от разного рода форм квазинаучного мифотворчества, эзотеризма, оккультизма, мистицизма и т.п.

Отличительная особенность авторского отношения к курсу «Концепции современного естествознания» состоит в том, что изложение содержания современной естественно-научной картины мира органически сочетается с освещением основных вех истории естествознания, с характеристикой предшествующих естественно-научных картин мира.

Темпы развития современного естествознания (особенно биологии) и его влияние на общественные процессы в XXI в. продолжают нарастать. За относительно небольшое время, прошедшее с момента выхода в свет первого издания (1999), получены новые научные результаты, которые существенно обогащают естественно-научную картину мира и открывают новые неожиданные и противоречивые перспективы будущего человечества (например, клонирование человека). Прежде всего этим определяется необходимость второго издания, дополненного и по возможности максимально освещающего новейшие достижения естествознания. Кроме того, обобщая опыт преподавания курса и пожелания студентов и преподавателей, во втором издании учтены и детализированы некоторые фрагменты истории естествознания, характеристики синергетики, квантовой химии, биотехнологии, вопросы экологии, генной инженерии и др.

Издание 2-е, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки

Москва • Альфа-М • ИНФРА-М • 2004

Найдыш В.М.
Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с. (в пер.)

ISBN 5-98281-006-1 (Альфа-М)
ISBN 5-16-001660-0 (ИНФРА-М)

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. В учебнике раскрывается история естествознания и основные элементы современной естественно-научной картины мира, мировоззренческие и методологические представления, формирующиеся в нашу эпоху в недрах естествознания. В отличие от первого издания (М.: Гардарики, 1999) учтены некоторые характеристики биотехнологии, экологии, генной инженерии и др.
Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям. Представляет интерес для преподавателей и специалистов в гуманитарных областях знаний.

УДК 50(075.8)
ББК 20
Н20

Рецензенты:
доктор философских наук, профессор А.В. Кезин (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)
доктор философских наук, профессор В.Н. Князев (Московский педагогический государственный университет)

© «Альфа-М»; «ИНФРА-М», 2004

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НАУКА И КВАЗИНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Наука — компонент духовной культуры, поэтому процессы, которые происходят во всей системе культуры, в той или иной форме отражаются и на науке. Так, всплеск в конце XX в. очередной исторической волны ремифологизации духовной культуры, обусловивший ограничение рациональной составляющей культуры в пользу иррациональных ее моментов, сказался и на современной науке. Это проявилось, в частности, в существовании в системе духовной культуры тенденции к образованию синкретических ментальных структур, в которых причудливо сочетаются элементы, принадлежащие, казалось бы, к совершенно различным, разделенным громадной исторической дистанцией и потому в принципе несовместимым, чуждым друг другу формам сознания — науке и мифологии.

В пластах обыденного, массового и околонаучного сознания большое место занимают паракультурные образования, некие духовные кентавры, а которых соседствуют и, более того, в чем-то дополняют друг друга научное и мифопоэтическое, логико-доказательное и мифологическое, рационально-теоретическое и иррационально-мистическое, предметно-практическое и суеверно-магическое. Эта тенденция приобретает черты масштабного культурного феномена, и есть несомненные основания утверждать, что в системе духовной культуры рельефно очерчиваются границы целостного корпуса квазинаучной мифологии как особого способа духовного освоения мира.

«Классическая» квазинаучная мифологическая триада (невероятные появления лохнесского чудовища, поиски «снежного человека» и таинственные происшествия в Бермудском треугольнике) многократно расширилась и впитала в себя новые мифологемы — поиски НЛО, полтергейст, левитация, идеи реинкарнации («жизни после жизни», точнее говоря, после смерти) и др. Особенно многочисленны мифологемы в том, что касается истоков и судеб человеческой цивилизации, организации и населенности Вселенной, взаимодействий человеческой цивилизации с «над(вне)человеческими разумами» во Вселенной и др. И все это соседствует с бурным расцветом старых, традиционных форм оккультизма — магии, астрологии, спиритизма и др.

Всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного миротворчества, паракультурных форм сознания — не исключительно отечественное явление, а скорее явление мирового, общецивилизационного уровня. Бегство от материализма к мистике стало модой и для отечественного, и для зарубежного безбрежного скептицизма.

Новые формообразования человеческого духа, демонстрирующие его неисчерпаемые творческие возможности, в любом их содержании можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство. «Первопроходцы» квазинаучного мифотворчества пытаются выдать свою деятельность за особую, высшую форму познания, которая в ближайшее время будто бы заменит собой науку как систему экспериментального и теоретического исследовательского поиска; они все чаще подчеркивают, что такая наука «отжила свой век». Это определенный вызов науке, который она принимает с достоинством и ответственностью. Хотя, к сожалению, не всегда достаточно активно реагирует на квазинаучные мифологии.

Научно-рациональный анализ квазинаучного мифотворчества показывает, что его возникновение обусловлено определенными социокультурными причинами. Укажем две из них.

Во-первых, любая культура множественна и целостна одновременно. В любой культуре, в том числе современной, существуют разные качественно своеобразные уровни, слои, пласты. Разумеется, исторические типы культуры различаются содержанием, структурой и др. Но в любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему воспроизводства и развития культурных ценностей, в своем сознании содержат компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев и пластов. В полной мере это относится и к фольклору, народным верованиям, мифопоэтическим образам, предрассудкам и т.п. Пласты мифопоэтического сознания не чужды и образованным слоям общества, в частности ученым, прошедшим обучение, тренинг в системе научно-рационального, познавательного освоения мира. Такие вненаучные факторы накладывают свой отпечаток на толкование отдельными учеными некоторых проблем современной науки.

Во-вторых, наука обязана сделать все, что в ее силах, для проверки и рациональной интерпретации паранормальных явлений и внести таким образом свой вклад в информированность и образованность широких кругов населения. Конечно, ученые не могут «выдворять» из сферы научного познания те или иные аномальные объекты. В истории науки множество примеров радикальных качественных сдвигов в способах познания при попытках осмысления и объяснения именно аномальных явлений. Ученый всегда должен быть открыт новым нетрадиционным, нестандартным поворотам мысли и объектам познания. Но при этом он обязан оставаться на платформе рационально-доказательного, обоснованного знания, научного (эмпирического и теоретического) исследования аномалий. Научный конструктивный скептицизм не должен перерастать в свою противоположность — в мифотворчество, облаченное в одежды науки.

В мире еще много непознанного. Многие явления природы и самого человека, его биологической и духовной составляющих пока не получили убедительного научного объяснения и потому носят загадочный, таинственный характер. Так, не исследованы в достаточной мере физические и оптические явления в атмосфере, законы макроэволюции, общественного развития, энергетика человеческого организма, возможности и пороги ощущений и восприятий, сфера эмоциональных переживаний личности, формы общения, коммуникации, глубинные архетипические структуры духовности и многое другое. Но наука не может сразу и немедленно решить все проблемы познания, немедленно объяснить все непонятное и загадочное. Наука — это не волшебный ключик, которым в одно мгновение можно открыть все тайны и загадки природы. Научное познание — это историческая деятельность, которая развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания. Многие явления научно не объяснены и остаются загадочными не потому, что они в принципы непознаваемы, а потому, что пока не сформировались средства и методы, способы их познания.

Однако можно быть уверенным в одном — все, что не познано сегодня, будет исследовано и объяснено в будущем, когда для этого сложатся соответствующие средства, способы познания. Основания этой уверенности — в истории естествознания, истории цивилизации, которые убедительно демонстрируют мощь и торжество человеческого мышления, научно-рационалистического (а не мистико-иррационалистического) отношения к миру.
.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *