Что такое концертное исполнение оперы
Концертное исполнение
Концертный или концертная версия является исполнением в музыкальном театре или оперы в концертном виде, [1] без установленного дизайна или костюмов, и в основном без театрального взаимодействия исполнителей. [2]
Концертные представления, постановка которых обходится дешевле и требует меньшего количества репетиций, ставится со времен самых ранних опер 17 века; этот режим становится все более популярным в 21 веке. [3]
С 1960 года концертные выступления являются частью ежегодного Зальцбургского фестиваля наряду с сценическими постановками. [4] В Theater an der Wien с 2006 года регулярно проводятся концертные выступления, в частности, оперы в стиле барокко со сложной декорацией. [5]
Содержание
Оперные спектакли [ править ]
Спектакли музыкального театра [ править ]
Симфонические оркестры также представляют концертные версии музыкального театра, такие как серия концертов New York Philharmonic в Нью-Йорке. [18] « Симфонический оркестр Сан-Франциско» представил концертную версию « Вестсайдской истории» в 2013 году [19] и полуэтапную постановку « В городе» в 2016 году. [20] Оркестр Филадельфии представил постановочную концертную версию мюзикла «Маленькая ночная музыка» в 2001 году. [21]
Преимущества [ править ]
Некоторые компании устраивают постановочные концерты в пользу компании. Например, Roundabout Theater Company в Нью-Йорке представила такие концерты, в том числе « Убийцы» (2012 г.) [28] и « Она любит меня» (2011 г.). [29]
Концертное исполнение
Концертный или концертная версия является исполнением в музыкальном театре или оперы в концертном виде, [1] без установленного дизайна или костюмов, и в основном без театрального взаимодействия исполнителей. [2]
Концертные представления, постановка которых обходится дешевле и требует меньшего количества репетиций, ставилась со времен самых ранних опер 17 века; этот режим становится все более популярным в 21 веке. [3]
СОДЕРЖАНИЕ
Оперные спектакли [ править ]
Спектакли музыкального театра [ править ]
Симфонические оркестры также представляют концертные версии музыкального театра, такие как серия концертов New York Philharmonic в Нью-Йорке. [18] « Симфонический оркестр Сан-Франциско» представил концертную версию « Вестсайдской истории» в 2013 году [19] и полуэтапную постановку « В городе» в 2016 году. [20] Оркестр Филадельфии представил постановочную концертную версию мюзикла «Маленькая ночная музыка» в 2001 году. [21]
Преимущества [ править ]
Некоторые компании устраивают постановочные концерты в пользу компании. Например, Roundabout Theater Company в Нью-Йорке представила такие концерты, в том числе « Убийцы» (2012 г.) [28] и « Она любит меня» (2011 г.). [29]
Что такое опера
Опера – вид театрального искусства, где прекрасно сочетаются музыка, драма, живопись, пластика. Здесь каждое сценическое действие сопровождают пение и инструментальный аккомпанемент.
С языка родины данного произведения, это слово переводится, как труд или сочинение. Оперы создает композитор и в основе его творения лежит какой-то литературный сюжет.
Словесные тексты называют либретто. Но самой главной в опере считается музыка. Ни одно из оперных произведений не начинается без увертюры, что подразумевает симфоническое вступление.
Историческое происхождение оперы
Данный музыкальный жанр был зарожден в конце шестнадцатого века в Италии, в городе – Флоренции. Именно в это время должна была пройти свадьба французского короля Генриха 4-го, который женился на итальянке Марии Медичи. Отец невесты был большим поклонником музыки, и в их дворце она звучала почти постоянно. Чтобы удивить приглашенных на свадьбу гостей, он попросил у музыкантов написать что-то новое и необычное, то чего до сих пор никто не встречал.
И ему это удалось. Практически все гости были поражены и услышанным произведением и увиденной игрой. Актеры были одеты в костюмы, а невдалеке от них расположился оркестр. Музыка играла на протяжении всей премьеры. Слова текста не произносились репликами, а пелись, что больше всего и изумило всех.
До тех пор подобное исполнение можно было наблюдать в исполнении простолюдинов, а для высшего общества все происходило совсем по-другому. А вот на свадьбе в исполненном произведении было все ясно и понятно, а сама манера пения завораживала.
В наше время опер различают несколько типов:
Состав оперы
Оперу относят как к самому богатому и одновременно, самому сложному музыкальному жанру. Одной из главных частей любой оперы является ария. От простой песни она отличается сложностью и при этом характеризирует каждого героя. Благодаря арии, четко выражается душевное состояние человека, какие противоположные чувства ведут между собой борьбу и что, в конечном итоге, побеждает.
Музыка прекрасно выражает уже сформированные чувства, а в опере ария имеет законченную форму:
В некоторых случаях ария состоит из пары музыкальных частей, которые прекрасно контрастируют. Но само действие произведения нельзя передать незаконченными ариями, даже если их чередовать между собой.
В таких случаях часто используют речитатив – пение декламационное. Он особо не отличается от мелодического пения, но в незаконченных композициях лучше всего вливается как в арию, так и в ансамбль. От оперных форм отличается тем, что больше похож на разговорную речь. Из-за этого его еще называют «сухим» речитативом.
Много российских композиторов уделяли речитативу особое внимание. При этом старались отразить реализм в музыке. Например, Мусоргский в своих произведениях речитативами раскрыл внутренний психологический образ героя.
Не менее ярко образ героя в опере может раскрыть ансамбль. Его состав являет собой от двух до десяти голосов, которые соединяются разными тембрами и диапазонами. Он выражает чувства героев, находящихся на сцене, а так как несколько отдельных партий не противопоставляются, то они друг друга дополняют и результатом этого получается мелодический рисунок.
Не последнее место в опере играет хор. Он участвует в хоровых эпизодах во время развития действий.
Средством музыкально- драматического оперного развития являются танцы. Благодаря танцам, в театрах собираются больше зрители, чем слушатели.
Увертюра
Присутствует в опере увертюра. Ее задание раскрыть и изложить основную оперную идею в нескольких видах:
Поэтому ее можно услышать отдельно от оперного исполнения, во время концерта. Она, как будто отдельное независимое симфоническое произведение, созданное на ту же тему, что и оперное произведение.
Задание увертюры ввести слушателя в мир образов, созданных музыкой. Но как только поднимается занавес, этот мир становится, не только, слышен, но и видим.
Большой популярности опера набрала в девятнадцатом веке. Во многих странах даже открывали специальные школы. Самыми известными их выходцами были:
За основу оперы всегда берется сюжет из романа, повести или пьесы, драматического характера. Готовая оперная партитура попадает в стены театра, где начинают свою работу дирижер. Тоже разучивают нужные им партии солисты и хор. Занимается постановкой режиссер. Ответственность за декорации несет художник. И в результате стараний такого количества людей, каждый желающий может прийти и насладится прекрасным оперным спектаклем, который возникает только общими стараниями.
Концертное исполнение
Концертный или концертная версия является исполнением в музыкальном театре или оперы в концертном виде, [1] без установленного дизайна или костюмов, и в основном без театрального взаимодействия исполнителей. [2]
Концертные представления, постановка которых обходится дешевле и требует меньшего количества репетиций, ставится со времен самых ранних опер 17 века; этот режим становится все более популярным в 21 веке. [3]
С 1960 года концертные выступления являются частью ежегодного Зальцбургского фестиваля наряду с сценическими постановками. [4] В Theater an der Wien с 2006 года регулярно проводятся концертные выступления, в частности, оперы в стиле барокко со сложной декорацией. [5]
Содержание
Оперные спектакли [ править ]
Спектакли музыкального театра [ править ]
Симфонические оркестры также представляют концертные версии музыкального театра, такие как серия концертов New York Philharmonic в Нью-Йорке. [18] « Симфонический оркестр Сан-Франциско» представил концертную версию « Вестсайдской истории» в 2013 году [19] и полуэтапную постановку « В городе» в 2016 году. [20] Оркестр Филадельфии представил постановочную концертную версию мюзикла «Маленькая ночная музыка» в 2001 году. [21]
Преимущества [ править ]
Некоторые компании устраивают постановочные концерты в пользу компании. Например, Roundabout Theater Company в Нью-Йорке представила такие концерты, в том числе « Убийцы» (2012 г.) [28] и « Она любит меня» (2011 г.). [29]
«Пиковая дама»: первое концертное исполнение популярной оперы в Красноярске
К чему я все веду? Красноярский театр оперы и балета не страдает снобизмом и высокомерием по отношению к публике. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Нет у вас, граждане, желания заглянуть в наш театр, мы выйдем к вам сами. И выходят же! Накануне открытия прошлого сезона артисты устроили концерт прямо на улице, перед входом в театр. Незабываемое зрелище! Да и другие приемы для привлечения внимания здесь тоже в ходу. Гала-концерты ведущих солистов, приглашение звезд российской оперы для участия в отдельных спектаклях. Последнее новшество – концертное исполнение опер. В качестве пробного шара запустили признанный хит – «Пиковую даму» Чайковского.
Чем удобно концертное исполнение? Не только нет нужды тратиться на костюмы и декорации, но и времени и сил на подготовку концертной версии уходит гораздо меньше, чем на полноценный спектакль. А это значит, что можно подготовить немало таких концертных программ за сезон. И, наконец, еще один плюс – динамичность происходящего. В концертном исполнении используются только самые известные, излюбленные публикой, хиты. А чтобы непосвященные не потеряли логическую нить происходящего, паузы между вокальными номерами заполняет ведущий. В «Пиковой даме» в этой роли выступил народный артист России Валерий Дьяконов из театра им. Пушкина, который зачитывал целые куски из пушкинского текста. Как показала премьера, зрителями такой подход воспринимается очень благожелательно, а кем-то даже восторженно.
Под стать ей и заслуженная артистка России Жанетта Тараян в роли старухи графини. Казалось бы, концертное исполнение не предполагает какой-то актерской игры. Оркестр театра в это время находится на сцене, а солисты выходят поочередно, чтобы исполнить свою арию или дуэт. Не сыграть. И, тем не менее… Тараян не статична. Вот она повела рукой, словно отгоняя надоевших служанок. Вот в изнеможении оперлась на спинку стула. Артистка настолько достоверна, что не возникает ни малейших сомнений: графиня именно такая. Пусть даже на ней современное концертное платье, а не старинное облачение.
К сожалению, Герман (Анатолий Пилипенко) явно уступает своим партнершам. Невыразительное исполнение, негромкий голос – в дуэтах с Рацлав-Левчук и Тараян его просто не слышно. Коронная ария Германа «Что наша жизнь? Игра!», один из самых популярных оперных шлягеров, в его исполнении не вызывает никакого восторга. А неумеренная артикуляция, если не сказать, гримасы во время пения просто раздражают. Если кто помнит мультик-пародию на оперу про зайца и охотника, Пилипенко – один в один тот мультяшный тенор-заяц. Он-то как раз не утруждает себя попытками хоть как-то оживить свой образ. Такое ощущение, что на сцене не живой артист, а манекен. Изрядно побитый молью.