Что такое кооперация в психологии
Деловое общение: кооперация, конкуренция, конфликты
«Российский учебник», при участии психолога и методиста Ольги Ноженкиной, продолжает рассказывать о психологических аспектах работы в педагогическом коллективе. На этот раз разберем, на чем строится здоровая конкуренция и как в деловом общении проявляются эго-состояния.
Кооперация и конкуренция
Коммуникация внутри коллектива, как известно, представляет собой не просто обмен информацией, а сложную систему взаимодействия (интеракции). В этой системе за сказанными словами скрываются осознанные и неосознанные мотивы, психологические особенности, методы воздействия. Уметь их различать — значит справляться с конфликтными ситуациями и получать от коммуникации максимальную пользу.
Рассмотрим два основных направления взаимодействия в коллективе — кооперацию и конкуренцию: что для них характерно и как в них существовать.
Кооперация — объединение во имя общего дела, при котором интересы участников коллектива не противоречат друг другу. Такое взаимодействие подразумевает взаимоответственность, взаимопомощь, высокую включенность.
Конкуренция — несогласованность действий в угоду личным интересам. Успех одного участника коллектива при этом часто означает неуспех его коллег. Конкуренция бывает здоровая, когда соперники действуют добросовестно, и нездоровая, когда участники коллектива поступают вопреки нормам этики и корпоративным стандартам.
Кооперацию и конкуренцию противопоставляют, однако у конкуренции есть не только минусы (напряженная обстановка, текучка кадров), но и плюсы: повышение эффективности, кадровая селекция, разработка передовых идей. Главное, чтобы соперничество проходило по правилам здоровой конкуренции и под контролем руководителя.
Руководителю: правила эффективной конкуренции
Одинаковые стартовые условия для всех участников коллектива;
Регламентированные обязанности каждого работника (разные предметные области — разные регламенты для учителей);
Равное разделение ресурсов (одинаковые кабинеты, оборудование);
Обозначенный результат соперничества (например, денежная премия);
Сопоставимые цели для всех сотрудников;
Четкие и понятные методы оценки работы (желательно, описанные в технической карте);
Перспективы развития для каждого члена коллектива (в будущем любой имеет возможность стать лидером);
Принцип «проигравших нет» (материальные или нематериальные поощрения не только для лидера);
Постоянный контроль, предотвращение конфликтных ситуаций;
Гласность во всем (правила конкуренции обсуждаются на общих собраниях);
Соревнование только в тех аспектах деятельности, результат которых выражается в количественных показателях (если нет возможности «посчитать», оценка всегда субъективна).
Барьеры, ведущие к конфликтам
Конфликты случаются и при конкуренции, и при кооперации. В их основе может лежать столкновение целей, опыта, характеров. Умение классифицировать возникший барьер позволяет быстрее и качественнее разрешить ситуацию.
Мотивационный барьер. Цели коллег часто не совпадают. Например, один учитель хочет выстроить проект с долгосрочной перспективой развития, другой заинтересован в немедленном результате. Если цели скрыты, то взаимодействие, скорее всего, обернется конфликтом. Решение: в рамках делового общения всегда обсуждать мотивы.
Этический барьер. Люди бывают нравственно несовместимы. В основе нравственной позиции, как правило, лежит воспитание человека, а попытка «перевоспитания» оборачивается развитием конфликта. Решение: поиск консенсуса или, при его невозможности, уход от общения.
Барьер характера и темперамента. Известны четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик. Холерик может внезапно взбунтоваться в доброжелательной обстановке, а меланхолик затаить обиду, даже если сложный вопрос исчерпан. Решение: в конфликтной ситуации постараться определить тип темперамента собеседника и направлять коммуникацию исходя из его особенностей.
Барьер стилей общения. У каждого человека есть определенный стиль общения, сформированный под воздействием характера, воспитания, окружения, профессии. Он включает основной мотив, отношение к себе, отношение к другим и форму воздействия (одни предпочитают угрозы, другие — манипуляции, третьи — уговоры). Решение: принять стиль общение своего собеседника, поскольку изменить его практически невозможно.
Барьер некомпетентности. Уровень профессиональных знаний и навыков у всех разный. Общение с некомпетентным коллегой вызывает не только раздражение, но и досаду из-за потраченного впустую времени. Решение: подтолкнуть коллегу к более детальному изучение темы или ограничить совместную деятельность.
Эго-состояния в деловом общении
Разобраться в конфликтах глубже помогает подход американского психолога Эрика Берна, автора бестселлера «Игры, в которые играют люди». Речь идет о трансакции. Теория основана на том, что каждый человек при коммуникации находится в одном из трех состояний: Родитель, Ребенок или Взрослый. Данные модели поведения проявляются и при деловом общении.
Манера Родитель отражает совокупность норм и требований, полученных человеком в детстве. Такому эго-состоянию характерны архаичность, закрытость для новой информации. Ребенок демонстрирует часть личности из детства, сохранившую непринужденную модель поведения. Он проявляет эмоции, много и сбивчиво говорит. Взрослый же объективно оценивает ситуацию, находит баланс между закрытостью Родителя и активностью Ребенка, эффективно взаимодействует с окружающим миром. Взрослый считается наиболее адекватной частью личности. Поскольку педагог изначально поставлен в позицию власти, он склонен проявлять эго-состояние Родитель — даже при деловом общении.
Оценка поведения с точки зрения эго-состояний помогает расшифровать вербальные и невербальные посылы. Например, ребенок использует высокий регистр, уклоняется и сопротивляется («А мне то что», «Я догадался об этом», «Не хочу об этом знать»). Родитель, наоборот, пытается показать уверенность в себе с помощью низкого регистра, использует осуждение, порицание, принуждение («Сколько раз я говорил», «Да я бы никогда»). На совещании Ребенок может бурно отреагировать на высказывания руководителя, а Родитель обесценить достижения коллег. Это вовсе не значит, что у Ребенка и Родителя исключительно-негативное состояние, и право на существование имеет только Взрослый. Родитель отвечает за защиту себя и окружающих, Ребенок — за творчество и интуицию, а взрослый, напротив, может переусердствовать с сухой логикой.
Крайне полезно уметь распознавать Ребенка или Родителя не только в окружающих, но и в себе. Взаимодействие с этими гранями личности позволяет открыть своего Взрослого и выпускать его на авансцену при деловом общении.
ПОНЯТИЕ «СОТРУДНИЧЕСТВО» И «КООПЕРАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО– ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой в целом, учителями и педагогами – психологами в частности, нет более важной задачи, чем воспитание гармоничной, творческой и здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо отобрать и использовать такие формы и методы организации образовательного процесса, которые позволят повысить уровень формирования навыков сотрудничества и кооперации младших школьников.
Термины «сотрудничество» и «кооперация» очень близки по значению. «Кооперация» в современном понимании был впервые употреблена в начале XIX века Робертом Оуэном. В 90–х г. ХХ века Д. Джонсон, Э. Джонсон – Холубек, Р. Джонсон писали, что «Кооперация — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Кооперация подразумевает координацию индивидуальных действий обучающихся, она лежит в основе совместной деятельности [4]. Кооперацией называют сотрудничество вообще, координацию деятельности отдельных производственных единиц или отдельных людей.
По словам И. А. Зимней, сотрудничество – это гуманистическая идея развивающей совместной деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, взаимодействием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [3]. Простыми словами, сотрудничество в школе – это совместная деятельность детей с друг другом, а также со взрослыми. Суть сотрудничества состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности возможности и способности обучающихся реализуются более открыто, осмысление и принятие знаний проходит намного эффективнее [1]. Сотрудничество детей происходит тогда, когда они скооперируются в группы и поставят перед собой какую – либо цель.
Человек, который работает в коллективе, должен думать не только о собственном благе, но и о благе трудящихся рядом с ним людей. Поэтому обучение в сотрудничестве означает объединение учащихся в небольшие группы, для того чтобы работать вместе для достижения больших успехов, чем при индивидуальном обучении» [2].
Г.А.Цyкерман определяла сотрудничество в группе как источник развития способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого, как в эмоциональной, так и в интеллектуальной и личной сфере. Сотрудничество предоставляет большие возможности в решении задач воспитания младшего школьника.
В ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения, говорится о необходимости развития навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умении не создавать каких–либо конфликтов и находить решения из сложных спорных ситуаций[5]. К тому же, в стандартах последующего звена обучения излагается факт о значимости практического освоения умений, которые так или иначе составляют основу коммуникативной компетентности, прежде всего сюда входят нахождение и решение разнообразных коммуникативных задач; быстрое действие с учетом мнения товарища и умение согласовывать свои действия; установление и поддержка необходимых контактов с людьми; владение нормами и техникой общения с людьми; определение целей коммуникации, оценивание ситуаций, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Анализ работ И. М. Дьяченко, А. Л. Журавлева, Е. В. Коротаевой, Г. А. Цукермана, а также других педагогов и психологов позволили нам выявить следующие признаки сотрудничества:
пространственное и временное соприсутствие;
единство целей и общей мотивации;
организация деятельности и управление ей;
разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта;
получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности;
наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
Проанализировав психолого–педагогическую литературу, можно сделать вывод, что сотрудничество как совместная деятельность, как система активности взаимодействующих между собой субъектов, характеризуется временным и пространственным соприсутствием, единой целью, организацией и управлением деятельностью, разделением действий, операций, функций, наличием положительных межличностных взаимоотношений. Сотрудничество детей происходит тогда, когда они скооперируются в группы и поставят перед собой какую – либо цель.
Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.– 2011.– №5.– С.75– 78
Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки РФ. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Кооперация
Концепция управления впечатлениями
Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей. Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.
Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.
Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.
2) потребности в безопасности;
3) социальные потребности (потребности в общении, соц. контактах, взаимодействии);
4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).
Все желания, стремления индивидов и соц.групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
6. Социальный институт
Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества формами социальных отношений.
Человек рождается и воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.
Понятиеинститут и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу.
Например, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. На самом деле, между понятиями «институт», «группа» и «организация» имеется существенное внутреннее различие.
Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация». Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Однако в отличии от институтов, социальные организации, как мы уже отмечали ранее, являются структурно оформленными социальными общностями, реализующими функции социальных институтов в общественной жизни. Важно подчеркнуть, что социальные институты общностями не являются. Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций.Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).
· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;
· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;
· создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.
О. Конт рассматривал основные соц.институты (семью,гос-во,религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт».
С.С. Фролов предлагает следующее формальное определение социального института. Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах);значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные образцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества.
Так, институт семьи, например, включает в себя:
1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также норм, с помощью которых регулируется семейная жизнь;
2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);
3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);
4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей).
К вышесказанному можно добавить, что каждый институт имеет свою цель деятельности. Социальный институт невозможно также представить без совокупности обычаев и традиций. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели, которыми могут быть формальные и неформальные организации. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения.
особенности социальных институтов
У каждого социального института есть как свои специфические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных институтов, или, так называемых институциональных признаков. Рассмотрим их на примере института семьи:
1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность, уважение).
2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, брачный ритуал).
3. Утилитарные культурные черты (дом или квартира, мебель, бытовая техника).
4. Кодекс устный и письменный (семейные запреты, допущения).
5. Идеология (романтическая любовь, совместимость, индивидуализм).
виды социальных институтов:
Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. По аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:
1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);
2) распределительные(или экономические);
3) регулирующие(религиозные институты и политические системы).
Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.
В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов.
функции социальных институтов:
Явные функции обычно формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу. Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.
Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.
Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.
Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.
главные институты общества
По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:
Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.
Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные), которые складываются внутри главных и являются их частью.
Например,к частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.
Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.
Неглавные институты называют еще общественными практикамиилиобычаями.
Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.
Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.
Кооперация
Кооперация (лат. cooperatio ) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;
Содержание
вертикальная и горизонтальная кооперация
История
См. также
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Кооперация» в других словарях:
кооперация — (от лат. cooperatio сотрудничество) одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и… … Большая психологическая энциклопедия
КООПЕРАЦИЯ — (лат. operatio). Предприятие, совершающееся при соединении труда нескольких лиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КООПЕРАЦИЯ совокупное действие многих лиц для общей цели. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
КООПЕРАЦИЯ — КООПЕРАЦИЯ, кооперации, жен. (лат. cooperatio совместная работа). 1. только ед. Форма организации труда, при которой много лиц планомерно, совместно друг с другом, участвуют в одном и том же или в различных, связанных между собою процессах труда … Толковый словарь Ушакова
кооперация — и, ж. coopération f., нем. Kooperation <лат. cooperatio сотрудничество. 1. Совокупное действие многих лиц для общей цели. Павленков 1911. Сей принц, хотя был и усерден для общаго блага, також связан, как я для кооперациев с нами. 27. 5. 1799.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КООПЕРАЦИЯ — КООПЕРАЦИЯ (от лат. cooperatio сотрудничество) 1) способ организации общественного производства на основе обмена деятельностью и продуктами этой деятельности; в более узком смысле организация труда, при которой отдельные лица или группы лиц… … Философская энциклопедия
КООПЕРАЦИЯ — (от лат. cooperatio сотрудничество) первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.).… … Большой Энциклопедический словарь
Кооперация — (от лат. cooperatio сотрудничество; англ. cooperation) форма организации производства и труда, основанная на паевой собственносmu членов кооператива для достижения общих целей в экономической деятельности (см., напр., Потребительский кооператив;… … Энциклопедия права
КООПЕРАЦИЯ — (от латинского cooperatio сотрудничество), 1) форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. 2) Организационно оформленные добровольные объединения… … Современная энциклопедия
кооперация — кооперирование, объединение Словарь русских синонимов. кооперация сущ., кол во синонимов: 5 • кооперирование (2) • … Словарь синонимов
Кооперация — (от латинского cooperatio сотрудничество), 1) форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. 2) Организационно оформленные добровольные объединения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь