Что такое корень слова 2 класс правило
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Русский язык, 2 класс « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, учебник.
1. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ум да разум надоумят сразу.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
3.Создание проблемной ситуации.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
— На какую тему все эти слова?
— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
— А теперь внимание, задание:
— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).
— Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (зим- ).
— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
— С родственными словами мы разобрались.
— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
( Общая часть родственных слов )
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
— с.61 упр 84 –письменно
-с.62 упр.87 письменно
(Физкультминутку проводят учащиеся)
— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
— стр.61 упр. 85-письменно
У крестьянина была старая лошаденка.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
Лиса, лист, лисонька, лисий.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье-
И становится понятно- расслабление приятно.
-стр.61 выуч.прав. с.62 упр.88
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 29. Что такое корень слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.
Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.
Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.
Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов – школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.
Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите слова с корнем —дом—
Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.
Задание. Как найти корень слова?
Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.
Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое корень слова» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе
Тема урока:« Что такое корень слова?
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Обогащать словарный запас учеников.
Какие слова называются родственными?
Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными?
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари,электронное приложение к учебнику
1. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ум да разум надоумят сразу.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
3.Создание проблемной ситуации.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
— На какую тему все эти слова?
— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
— А теперь внимание, задание:
— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).
— Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (зим- ).
— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
Родственныминазыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
— С родственными словами мы разобрались.
— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
( Общая часть родственных слов )
— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
(Физкультминутку проводят учащиеся)
— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
Лиса, лист, лисонька, лисий.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
— Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61.( работу одного ученика проверить на документ камере )
— А трое ребят будут работать по карточкам из разноцветных конвертов.( конверты на выбор )
Работу по карточкам проверю и оценю после урока.
в) Групповая работа.
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…..(медведь).
На овчарку он похож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.( волк)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (кошка)
Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье-
И становится понятно- расслабление приятно.
8. Проверочное задание-тест.
— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
— Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
Корень и однокоренные (родственные) слова
Корень может состоять из одной, двух и более букв:
Б ить, л ить, пь ю, икр а, мел ок, снеж инка, баран
В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).
Слова с несколькими корнями называют сложными.
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.
лент очка ( лент а, лент очный)
под вяз ка (за вяз ать, с вяз ка)
красн ый ( красн ота, пре красн ый)
Однокоренные слова
Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.
Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:
Сказ ание, рас сказ ывать, сказ очно
Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:
Книг а – книж ный, зар я – зо́р и
Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!
Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!
Поделись с друзьями в социальных сетях: