Что такое ковер самолет
Что такое ковер самолет
В сказках ковром-самолетом называют волшебный вид транспорта, на котором можно передвигаться по воздуху.
Исследователи считают, что это фантастическое средство передвижения пришло в европейский и славянский фольклор с Востока. Например, его описания можно встретить в сборнике сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
Ковер-самолет упоминают в «Сказке об Иване — гостином сыне», «Чудесной курице», «Рогах», «Вещем сне», «Заколдованной королевне», «Царевне-лягушке», «Елене Премудрой» и других русских сказках, народных и авторских. По мотивам многих из этих сюжетов в 1880 году художник Виктор Васнецов написал картину «Ковер-самолет».
В сказках ковром-самолетом называют волшебный вид транспорта, на котором можно передвигаться по воздуху.
Исследователи считают, что это фантастическое средство передвижения пришло в европейский и славянский фольклор с Востока. Например, его описания можно встретить в сборнике сказок и новелл «Тысяча и одна ночь».
Ковер-самолет упоминают в «Сказке об Иване — гостином сыне», «Чудесной курице», «Рогах», «Вещем сне», «Заколдованной королевне», «Царевне-лягушке», «Елене Премудрой» и других русских сказках, народных и авторских. По мотивам многих из этих сюжетов в 1880 году художник Виктор Васнецов написал картину «Ковер-самолет».
Само слово «самолет» использовали задолго до возникновения авиации, по меньшей мере со времен Петра I. В прошлом оно имело несколько значений. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона трактует «самолет» как «ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока». В том же справочнике в статье «Шлиссельбург» есть фраза: «На самолете устроена связь между обоими берегами Невы». Эта часть статьи описывает действия русских войск во время осады шведской крепости Нотебург в 1702 году. Речь идет о паромах со специальными откосами, которые помогали переправляться на другой берег при помощи течения. В том же веке существовала и особая соха для возделывания земли, которую в некоторых российских губерниях называли самолетом за то, как легко она двигалась.
А первые летающие аппараты отечественной авиации поначалу называли аэропланами. И только ближе к середине XX века их стали именовать самолетами.
Ковёр-самолёт и диваномобиль: как инженеры превращают обычные предметы в «сказочные»
Прообразы «Википедии», нейросетей и умных домов появились в произведениях научных фантастов задолго до того, как стали реальностью. При этом сами изобретатели часто вдохновляются художественной литературой, например сказками. Мы нашли несколько подобных устройств и попросили инженера и юриста оценить их эффективность.
Материал подготовлен при поддержке LG.
Ковёр-самолёт фигурирует в сказках разных народов мира: от «Царевны-лягушки» до «Аладдина». И учёные из разных стран много лет пытались по-своему реализовать идею этой летающей платформы. Отличались как технологии, так и материалы, габариты и функции «ковра».
В 2001 году израильский аэрокосмический инженер Давид Метревели создал прототип устройства, помогающего эвакуировать жертв пожара с высоких этажей зданий. Дело в том, что вертолёты для тушения не всегда эффективны: часто лопасти лишь ещё больше раздувают пламя. Платформа Метревели взмывала в воздух с помощью четырёх горизонтальных пропеллеров, защищённых сетками и получающих энергию от двух турбореактивных двигателей. Правда, на тестовом полёте в израильском городе Ашдоде аппарат пролетел всего 15 метров. А представитель Международной ассоциации пожарных Джордж Берк предположил, что при возгорании потоки горячего воздуха буквально катапультируют пассажиров такого «ковра-самолёта».
Идея интересная, но замечания. Вижу проблему со стабилизацией платформы: всё-таки это не квадрокоптер с постоянной массой, а аппарат, на котором будут располагаться люди. Следовательно, распределение веса будет непостоянным, а значит, возникнет крен. Но, думаю, подходящие системы стабилизации — вопрос времени. Поэтому вполне верю в то, что такие футуристичные пожарные «ковры» однажды могли бы появиться.
В 2011 году аспирант Принстонского университета Ноа Джафферис заставил парить в воздухе небольшой лист прозрачного пластика. По его словам, объект приходил в движение под воздействием электричества, создающего поток воздуха, и развивал скорость в 10 сантиметров в секунду. Джафферис считает аппарат потенциально более проходимым, чем, например, современные самолёты, особенно при песчаных бурях (сам изобретатель мечтает однажды полетать в нём на Марсе). Впрочем, искать тюрбан и туфли с заострёнными носами пока не стоит: чтобы перевозить человека, такому устройству нужны как минимум 50-метровые крылья.
Как я понял, работает это так: на лист подаётся электрический сигнал, заставляющий объект вибрировать, а вибрация создаёт поток воздуха, отталкивающий лист от поверхности. Похожий эффект уже был задействован в экранопланах (суднах на динамической воздушной подушке). Проблема описанных устройств, преобразующих электрическую энергию в механическую, — это низкий КПД. На мой взгляд, технология Джаффериса не решает эту проблему, и если бы идея была работающей, я думаю, её бы применили при создании тех же экранопланов.
В феврале 2021 года учёный Пенсивальского университета Мохсен Азади представил ещё одну технологию левитации. Для этого ему понадобились светодиоды, вакуумная камера и майлар (очень лёгкая и пластичная плёнка толщиной 500 нанометров), покрытый слоем графеновых нанотрубок. Эксперимент состоял в следующем: когда в камере понижалось давление, на нижнюю поверхность майлара воздействовали светодиоды. Нанотрубки поглощали свет и отдавали тепло частицам воздуха под пластиной. Возникающий из-за этого воздушный поток толкал платформу вверх. В физике такое явление называют фотофорезом, правда, обычно под ним имеют в виду воздействие на очень мелкие частицы.
Руководитель Азади, Игорь Багратин, считает: аппарат поможет наблюдать за молниями и метеорами в мезосфере, где самолёты и ракеты не могут находиться из-за слишком низкой для них плотности воздуха, а орбитальные аппараты — из-за слишком высокой. А вот специалисты Национального центра атмосферных исследований настроены скептически: плёнку снесёт ветрами, а из-за экстремально низких температур любые датчики на борту просто сломаются.
Выглядит очень круто! Но и тут есть проблемы: прежде всего воздушные потоки в мезосфере и низкая грузоподъёмность пластины. И не совсем понятно, откуда разработчики планируют направлять свет при поднятии платформы высоко над Землёй. На высоте 80 километров интенсивность света с Земли будет слишком низкой. Мне кажется, со временем эта технология найдёт своё применение, но не в метеорологии.
Здесь точно живет волшебный ковер-самолет! Лучшее из Музея ковра в Баку
Вы замечали, что восточные сказки неразрывно связаны с коврами? И это не удивительно, ведь в них скрыта таинственная и даже чем-то мистическая история народа, их культура, жизнь, переживания и радости.
(Самая первая сказочная картина В.М. Васнецова «Ковер-самолет»)
Вообще я не особый любитель ковров, особенно в доме. Мне кажется, это что-то прошлое, изжившее свое. Но искусство их создания меня всегда поражало, удивляло и восхищало! Легендарные азербайджанские ковры в музее Баку этому подтверждение:
Для азербайджанского народа, его умельцев, ковры испокон веков были не просто украшением дома, но и способом самовыражения.
Даже само здание музея выглядит, как шедевр ковровой техники!
Этот музей – первый в мире, где целенаправленно ведется работа по сохранению, сбору и изучению ковров. Появился он еще в 1967 году и располагался тогда на территории старинного города-крепости Ичери-Шехер в Баку. Само здание очень необычное. Внутри ощущаешь себя как будто внутри какой-то трубы или ковра. Всего в здании три этажа.
Очень часто на старинных коврах изображались животные. Орнаменты формировались с древних времен. Они включали в себя различные смысловые и закодированные символы.
Сначала кажется, что все ковры одинаковые – но это не так. Приглядитесь, у каждого свои орнаменты, цвета. В узорах скрывается целая история и мастерство рукодельниц. Здесь они пытались изобразить свои впечатления и отношение к окружающему миру.
Есть такой тюркский эпос, в котором рассказывается о том, как однажды, идя по базару, султан натыкается на лавку, где продаются ковры. Взгляд его останавливается на одном ковре. Он интересуется тем, кто его ткал и местом пребывания этого мастера. Продавец отвечает, что его соткала молодая девушка, к дому которой он может проводить султана. Когда они приходят в этот дом, султан спрашивает у родителей девушки, соткавшей ковер: «Зачем вы разлучили дочь с ее любимым?» Родители удивленно спросили султана: «Это была семейная тайна, кто вам об этом рассказал? Ведь, кроме нас и дочери, об этом никто не знал». Тогда султан ответил: «Я узнал это от ковра, сотканного вашей дочерью. Каждый узелок, каждый узор его красноречиво говорит о тоске разлученных сердец, взывает о помощи»…
В музее также имеется реконструкция жилища, куда можно заглянуть, как в пещеру. Слева имеется небольшое окошко «шебеке»:
Как Вам такое? Хотели бы пожить здесь? 😉
Данный ковер датируется 17 веком.
Честно сказать, на этом ковре я вообще не вижу драконов, а Вы? Тогда как Пекинские (Китай) ковры четко изображали их (это к примеру, в данном музее такого ковра, естественно, нет):
Хотя на фото ниже (азербайджанский ковр) изображен узор также по виду не имеющий ничего общего с драконом, но и он относится к драконовым коврам:
Все дело в том, что отличительной особенностью азербайджанского изображения дракона тут замещено мотивом «древа жизни».
Ковры (без ворса) еще набрасывали и на лошадей:
Сейчас ковровое творчество данного народа перешло уже в более современное русло. Современных авторов вдохновляют текущие события и даже политики:
Если Вы когда-нибудь посетите столицу Азербайджанской Республики Баку, то непременно загляните в этот музей! Хотя бы потому, что здесь Вы не только прочувствуйте таинственный мир ковров, но и сами сможете попробовать свои силы на ткацком станке или просто посмотреть, как мастера это делают:
А на этом пока всё..
Если публикация была для Вас интересной, ставьте лайк, оценивайте по звездной шкале, добавляйте в избранное и обязательно пишите свои впечатления в комментариях, мне будет очень интересно! 🙂
Что такое ковер самолет
В пустыне у оазиса был небольшой дворец, где жил царский советник и его семья.
В замке был внутренний сад с бассейном и фонтанами, где жили золотые рыбки и стояли клетки с птицами.
В этом саду разрешалось гулять дочерям советника.
Фадила была четвёртой дочерью первой жены советника. Она редко видела отца. Когда отец появлялся неподалёку, она и её сёстры робко затихали.
Отец обычно разговаривал с её двумя братьями. Фадила и её сёстры будто бы мало значили для него. Мама Фадилы, Нура, много спорила с отцом, чтобы девочкам дали образование. Отец и слышать об этом не хотел, но мама настояла, и к сёстрам приходила учительница, учившая их математике, чтению и письму.
С тех пор Фадила очень полюбила стихи.
Жили они с мамой и сёстрами очень богато, но всё в их доме делалось по велению отца. По велению отца просыпались, засыпали, обедали, уезжали и приезжали. Мама изо всех сил пыталась угодить отцу, но он был раздражительным и властным.
Фадила часто радовалась, что он не мешает ей читать. Она уходила в сад, садилась в тени кустов жасмина и читала книги из семейной библиотеки: стихи, книги по астрономии, математике, истории и сказки.
И чем больше она читала, тем больше ей хотелось хотя бы одним глазком посмотреть на мир за стенами их дома: на северные моря; на средиземноморские города; на большие волны на море. И с каждым днём в саду с фонтанами и птицами в клетках её охватывала всё большая тоска.
Фадила думала, что вряд ли сможет выжить вне дворца хотя бы день. Слуги одевали её и готовили для них, семейный врач заботился о здоровье, любые, даже неважные, решения принимались отцом. Она хотела сбежать из дворца, но знала, что долго сама в пустыне не проживёт.
Сёстры росли, и старшая сестра Фадилы, Адиля, почти стала девушкой на выданье. Отец решил отдать её замуж за богатого торговца. Торговец был стариком, и Адиля должна была стать его четвёртой женой. Мама пыталась отговорить отца, но тщетно.
Как-то раз в дом приехали гости, несколько мужчин что-то обсуждали в кабинете папы за кофе. Фадила спряталась у окна в саду и подслушала, что они говорят.
Отец обсуждал с этими мужчинами её свадьбу. Он хотел отдать её замуж за принца. Принц, как и муж Адили, был глубоким стариком, и Фадила знала, что он человек необразованный и жестокий. Отец говорил, что отдаст Фадилу замуж за принца за некоторую драгоценную вещь, которую мужчины не упоминали, и они договорились передать ему эту вещь незадолго до свадьбы.
Она подумала, что ей лучше утопиться, и пошла к пруду, но заглянула его и увидела, что там отражается небо. И тогда она подумала: если я так долго читала, если я так долго мечтала о мире снаружи, надо постараться сбежать.
До свадьбы оставался месяц. Мама смотрела на Фадилу с грустью.
Как-то раз она увидела, как слуги осторожно несут в дом большой сундук, окованный железом. Отец проследил, чтобы сундук поставили в его кабинете, и спрятал ключ в кувшин, стоящий на полке. Больше ничего узнать не удалось.
Ночью она прокралась в кабинет отца, достала ключ из кувшина и открыла сундук. Но там лежал только старый пыльный ковёр. Она хотела закрыть сундук, но внезапно ковёр пошевелился.
– Зачем отцу старый ковёр? – подумала Фадила. И тут она вспомнила, как в одной из старых сказок читала про ковры-самолёты. – Не может быть, – подумала она.
И тут услышала шаги. Отец шёл в кабинет, совсем близко.
Она схватила ковёр самолёт, подкралась к окну и выпрыгнула наружу, постелила ковёр, прыгнула на него и попросила: «Унеси меня из дворца!»
Она успела увидеть в окне лицо отца.
А потом она заснула.
Её разбудило солнце. Она подумала: вот я одна в пустыне, на свободе. Что же мне теперь делать? Куда пойти?
В оазисе росли финиковые пальмы. Она собрала с ковра-самолёта финики и завернула их в своё покрывало. Теперь у неё был завтрак. Потом она спустилась к озеру и купалась, купалась, будто впервые в жизни. Вокруг был мир, которого она никогда раньше не видела – и никого.
Фадила провела на берегу моря целый день. Она распустила волосы и подставляла лицо ветру, смотрела на волны, смотрела на синеву, ела собранные в оазисе финики. Потом наступил вечер, и взошла луна.
Тогда она посмотрела на неё и подумала о матери. Подумала о том, как мать старалась дать ей образование, как она уговаривала отца. Как её научили читать, чтобы она смогла прочитать книги про море.
И тогда ей представилось, как тосковала её мама. Как ей хотелось дать своим дочерям хотя бы немного свободы, хотя бы рассказать им о той свободе, которой она никогда не видела сама.
И Фадила решила обязательно спасти мать.
Но лететь к дворцу обратно было опасно, кроме того, она и сама не решила, где жить, как жить и что делать. Можно было ненадолго остаться у оазиса. Но нужно было безопасное укрытие.
И тогда она решила попросить ковёр:
— Ковёр-ковёр, отнеси меня пожалуйста туда, где я буду в безопасности!
Ковёр поднялся и полетел над морем. Он летел, пока не появился небольшой остров в море. На острове были развалины древнего храма. Вокруг было море, пальмы, на острове не было никого – ни людей, ни крупных зверей. Только чайки гнездились в скалах.
Она нашла в развалинах комнату поуютнее, легла на ковёр и уснула.
Проснувшись, она осмотрелась и поняла, что нужно приготовить дом к приезду матери. Не было даже одеяла. Но негде было взять вещи. Зато они могли быть там, где она должна была вскоре быть – у принца, за которого её хотели выдать замуж.
Она решила подождать, пока не выдастся безлунная ночь, и попросить ковёр-самолёт отнести её к верхней башне.
Так она и сделала: вернулась через девять ночей, когда ночь была безлунной, и бесшумно приземлилась у окна верхней башни. У окна охраны не было: нападения с воздуха никто не ждал.
Она полетела на ковре вниз по винтовой лестнице. Скоро она достигла роскошных покоев, где никто не жил – и поняла, что покои предназначались ей. Она собрала всё, что смогла – тюфяки, подушки, убранство – на ковёр и хотела тихо полететь обратно, но тут в комнату кто-то вошёл. Фадила обмерла от ужаса. Это была другая девушка, и она собиралась звать на помощь.
Она забралась на ковёр, и они взлетели.
Ночь была безлунной, никто не заметил их. Всю дорогу девушка испуганно жалась к Фатиме.
— Мне нужны были вещи. Здесь нет почти ничего, а я хотела бы забрать сюда маму.
— Принц отдал за тебя ковёр. Других таких нет. Он очень хотел жениться именно на тебе.
— Не знаю, с чего бы. Мы никогда не виделись.
— Принцу предсказали, в тебе спит какая-то великая сила.
— Глупости, ничего такого в себе не чувствую.
— Скажи, ты всё это время ела только фрукты?
— Да. Здесь нет ничего другого.
— Моя мать научила меня готовить. Если найдём гнёзда чаек, будем есть яйца. И рыбу могли бы, если бы знали как ловить её.
— Я читала о том, как ловить, в книгах. Можно сделать из булавки крючок.
Теперь в развалинах было самое необходимое; еда росла на деревьях; можно было думать о том, чтобы перенести сюда маму. Но Фадила не знала, согласится ли её мама лететь с ней.
Она решила, что сначала должна передать ей хотя бы письмо; но отец искал её, отец знал, что у неё есть ковёр-самолёт, и мысль о том, чтобы приблизиться к бывшему дому, вызывала дрожь.
— Но мы не можем им ничего сделать. Их много, а нас двое.
— Я слышала о волшебной флейте. Кто играет на флейте, зачаровывает тех, кто слышит её. Говорят, её сделала в незапамятные времена волшебница, у которой было две дочери; старшую похитил принц с юга, младшую – принц с запада. Она колдовала без передышки пять лет, боялась опоздать, боялась не справиться; и вернула себе своих дочерей, а принцев похитила и держала в башне. Но сказка была старинной, и я не знаю, правда это или вымысел.
— Но как нам её достать, если это правда?
— Она хранится на дне моря, в старинном затонувшем древнем храме. Море отдаст её тому, кто никому не причинит с её помощью вреда.
— Но как нам попросить её у моря?
Она говорила и говорила морю пол-ночи, пока незаметно не заснула. А когда солнце разбудило её, в её руке лежала старинная флейта.
Когда Фадила вернулась к Фатиме, они решили обокрасть караван принца через три дня.
Время шло, а Фадила так и не знала, как бы ей передать матери письмо.
— Если бы мы заперли его в доме или отнесли сюда, наверное, было бы лучше?
— Да, верно; но ведь тогда в дом могли бы прийти другие люди.
— И всё же, может, стоило бы попробовать?
И всё же Фадила решила попробовать.
В безлунную ночь они прилетели к дому отца Фадилы и Фатима стала играть на флейте. Охрана застыла. Они пробрались в спальню отца. Когда Фадила увидела отца, её пробрала дрожь. Она всю жизнь перед ним робела. Глаз не смела на него поднять. Но нужно было спешить – Фатима не могла играть долго. Фадила завернула отца в одеяло, перевязала шёлковым платком и положила на ковёр; Фатима продолжала играть.
Когда они вернулись на свой остров, Фатима обняла её, и они заснули, прижавшись друг к другу.
А потом поняла, что нужно забрать мать. Они снова отправились во дворец и зачаровали охрану флейтой. Фадила прошла в комнату мамы. Мама спала; она выглядела измотанной и уставшей. Фадила осторожно стала будить её. Когда мама проснулась, она испугалась. Она схватила Фадилу за руки, и шептала ей, что она себя погубит, что быть тут опасно; и плакала, и целовала её в обе щеки. Фадила еле-еле уговорила её тихонько сесть на ковёр. Они встретились с Фатимой у входа и улетели.
Мама цеплялась за её руку; она смотрела на пустыню, и звёзды, и тёмное небо. Она была испуганной, и счастливой, её глаза казались огромными. И Фадиле она почему-то впервые показалась хрупкой в тот день.
Фадила говорила, и говорила, и говорила. Она говорила: мама, я покажу тебе море. Оно синее, оно живое, оно плещется. Мама, мы будем есть финики, и рыбу, мы не пропадём. Я покажу тебе наш дом, мама, там не так много вещей, но вокруг – море, и нет никого. Мама, это Фатима, мы с ней придумали как тебя туда принести. Она была женой принца, но сбежала. Мы придумаем, как принести к нам Адилю, и будем жить вместе, и будем счастливы; и увидим оазис, и пустыню днём, и да, мама! Папа далеко, он будет жить один, он нас не потревожит.
А мама говорила Фадиле: Боже, что же ты такое задумала; это же безумно опасно; неужели нас правда не найдут; как же ты решилась на это, детка; если бы ты знала, как я волновалась, когда ты сбежала! Твой отец пришёл в такую ярость; я думала, как ты, жива ли; я так много думала всего. И боже мой, какие звёзды! И какой ветер! Правда? Мы правда летим к морю? Оно правда похоже на синюю ровную пустыню?
А Фатима слушала их и ощущала, что началась какая-то совсем новая жизнь, перед ней открылся какой-то совсем новый мир, которого она раньше не знала; небо над головой было бархатным, луна огромной; и было хорошо и спокойно, как на ладони Богини.
На рассвете они прилетели к себе на остров. Мама ходила по берегу, и смотрела на море, и слушала его. Она смотрела на него, и слушала его, всё утро.
Вечером она спросила Фадилу:
— Знаешь ли ты, что это за ковёр и почему твой отец так хотел его получить?
— Нет, я только знала, что это что-то ценное.
— Этот ковёр принадлежал твоей прабабушке. Твоя прабабушка была очень образованной женщиной, и к тому же – колдуньей. Она волновалась, что когда-то, когда её не станет, кто-то из её дочерей или внучек будет в опасности, поэтому соткала этот ковёр.
— Откуда ты это знаешь?
— Моя бабушка сама рассказала мне об этом ковре. Он передавался от матери к дочери. Но сестёр было несколько, и ковёр остался у отца принца. Мать принца с нами в родстве.
— Фатима говорила, принц хотел на мне жениться потому, что мне было что-то важное предназначено.
— Но я ничего такого не чувствую.
— Ты всегда хотела и решилась попытаться сбежать. Я в своё время не решилась, хоть и хотела. Только уговорила мужа разрешить своим дочерям учиться. Это очень страшно.
— Мы заберём сюда Адилю, и всех кого найдём, и отправимся путешествовать! Так много нужно сделать. Теперь мы сами решим, что будем делать и как жить.
— А чего ты больше всего хочешь?