Что такое кожаные кольчуги

Эпоха кольчуги (2 часть)

Итак, в XI веке кольчуга в Европе обогнала по популярности все остальные доспехи. Собственно, всех остальных было всего три, не более: доспехи из пластинок, нашивавшихся на кожу; доспехи из пластинок, в которых они соединялись тонкими ремешками из кожи. А были доспехи, которые, скорее всего, и вовсе не существовали, но о которых тем не менее писали ученые. Прежде всего это доспехи из колец, нашитых в ряд на кожаную основу. Никто их не видел. Но их могла носить рыцарская «беднота», у которой хватало денег на кольца, но не на то, чтобы оплатить сборку кольчуги. Возможно, это делали их слуги. Но это опять-таки не более чем домыслы. Как вообще можно доказать, что такие доспехи когда-то существовали? Однако если уж фантазировать, куда интереснее в первую очередь подумать над тем, а как вообще появилась кольчуга, с чего это люди подумали, что кольца между собой надо переплетать, и сообразили, что таким образом у них получится кольчужная ткань, пригодная для защитной одежды. Зачем вообще это им понадобилось?

Задумался над этим итальянский историк Франко Кардини в книге «Истоки средневекового рыцарства», напечатанной в России еще в 1987 году. И там он выдвинул следующую гипотезу ее возникновения. Что, мол, сначала кольца нашивались на одежду шаманов (а те точно так же участвовали в боях и походах диких племен, как и все прочие боеспособные мужчины) с магической целью, а их переплетение между собой увеличивало их магическую силу — потому, что «одно кольцо передает свою силу всем остальным». И чем больше колец, тем выше была магическая сила такой одежды. Поэтому кольца стали уменьшать в диаметре и вот тут-то и оказалось, что стрелы с костяными, либо кремневыми наконечниками через такую «магическую» одежду не проходят! Ну, а как только это заметили, кольца перестали нашивать, а соединили их друг с другом и получили «волшебную» металлическую ткань…

То есть искать то место, где появилась первая кольчуга, следует там, где древнейшие кольчуги могли носить жрецы-шаманы, участвовавшие в битвах наряду с воинами. Сначала это была просто одежда с кольцами-амулетами, затем средство защиты от стрел, но «магический» характер ее ношения сохранился и впоследствии, хотя происхождение его и было забыто.

Английские историки считают, что уже к 1066 году кольчуга доминировала на полях сражений, и продолжалось это достаточно долго — почти двести лет. Во всяком случае, Клод Блэр, не раз утверждал, что «эпоха кольчуги» в Европе — это период с 1066 по 1250 годы. У кого-то есть свои цифры, но эти временные рамки наиболее обоснованы, поскольку подтверждаются многими источниками.

Устроены кольчуги этой эпохи теперь так: в них использовались кольца сварные (каждое кольцо из отрезка проволоки с концами соединенными с помощью кузнечной сварки) и сведенные, которых концы друг на друга накладывались и соединялись заклепкой либо П-образной скобкой. Любая кольчуга, у которой кольца соединены встык, по его мнению, либо новодел, либо работа восточных мастеров, хотя всегда бывали исключения. Например, это находка кольчуги в погребении в Саттон-Ху, хотя она и относится к более ранней эпохе.

Для изготовления кольчуги требовалась проволока, то есть в означенный период истории именно ее производство было поставлено «на поток» и сделалось по-настоящему массовым. Получали ее из раскаленного железного прута, который протаскивали через отверстия имеющие форму конуса в железной пластине. Диаметр отверстия с каждой такой протяжкой все время уменьшался и, соответственно, уменьшался и диаметр проволоки.
Затем ее наматывали на стержень («мотатель») виток к витку, как пружину, и на нем же и разрубали. Таким образом, кольца получались одинакового размера. Потом вставляли в стальной брусок с отверстием, имеющим форму конуса, и сверху давили специальным штампом. От этого кольца уменьшались в диаметре, а их концы заходили один на другой. Чтобы соединить их накрепко, кольца укладывали в «расплющиватель» — где их концы расплющивали ударами молотка. Теперь в них проделывали отверстия мощным рычажным «прокалывателем», потому, что сверлить эти их было бы технически очень сложно. Затем каждое второе кольцо могли раскалять на огне, в отверстия при этом вставлялись заклепки, и сковывали все это между собой. Остальные кольца заклепывали уже в процессе сборки «в холодную». Однако самые ранние кольчуги имели все кольца, соединенные на заклепках непосредственно при сборке.

Соединение одного кольца с четырьмя соседними считалось самым простым, и было самым распространенным. Двойная кольчуга — это соединение одного-двух колец сразу с восемью кольцами, то есть их количество практически удваивалось. Но она была тяжела, хотя и очень надежна. На Востоке существовали и другие способы плетения, например, «1 + 6». А в Японии кольца не склепывались, а соединялись по принципу наших колец на брелоках для ключей, то есть заводились одно за другое, и поэтому имели они не один виток, а два, два с половиной! По весу и расходу металла такая кольчуга была лишь немного тяжелее клепанной, но зато технологичность сборки возрастала в разы. Да и починить такую кольчугу было значительно легче.

До нас дошел образец кольчуги 1237 года, найденный на территории Золотаревского городища на территории России в Пензенской области, где, скорее всего, осенью того же года имела место ожесточенная битва местных жителей с войсками Бату-хана, шедшими походом на Русь. Так вот, удалось выяснить, что каждое кольцо этой кольчуги, во-первых было немного сплющено, а во-вторых, на его плоской стороне имелось полукруглое «ребро жесткости». Кольчуга эта была восстановлена одним из пензенских умельцев Андреем Давыдовым и является настоящим шедевром оружейного мастерства той далекой эпохи. Ведь уровень технологии того времени был значительно ниже современного, и та оснастка, нужная для изготовления такой кольчуги, которая сегодня легко может быть сделана на различных станках, тогда целиком и полностью делалась вручную.

Отсюда можно сделать и еще ряд интересных выводов. Первый: мастер-оружейник мог иметь либо один набор приспособлений для изготовления колец, либо два-три набора для изготовления колец разного диаметра. Но никак не больше, так как стоимость их была, несомненно, должна была быть очень велика, так как каждый такой набор открывал человеку путь к процветанию. А отсюда следует и второй вывод, что все кольчуги того времени имели примерно один размер колец, либо опять-таки два-три типоразмера, но никак не больше. Большие кольца не могли быть использованы, так как давали не слишком хорошую защиту от стрел, тогда как кольчуга из слишком уж миниатюрных колец тоже особо ни от чего особо не защищала. То есть доспех этот в эпоху кольчуги был в достаточной степени унифицированным.

Более того ряд доспехов из колец был просто уникальным, что опять-таки показала работа мастеров-реконструкторов. Например, тот же Андрей Давыдов сделал байдану (разновидность кольчуги с плоскими кольцами) «иранской работы времен шаха Аббаса I, на каждом из клепаных колец которой выбиты имена Аллаха, пророка Мухаммеда, его жены и детей. Так вот по его словам работая на современном оборудовании он не мог сделать больше 20-30 колец в день и… сколько же тогда колец делал мастер того времени и для кого делал столь трудоемкое (и дорогое. ) изделие.

Судя по иллюстрации из манускрипта 1125-1150 гг. на которой св. Эдмунд побеждает датчан, можно сделать вывод, что рыцарское снаряжение за то время, что прошло с 1066 года поменялось лишь в деталях! Например, шлемы стали ковать из целого металлического листа, а их верхушка загибаться немного вперед; рукава сделались длиной до запястья; на голове у рыцарей появились кольчужные капюшоны (а сам шлем при этом, соответственно, стал более объемным) и это все те новшества, которые сумел заметить художник! Ни тебе кольчужных чулок, ни хотя бы каких-нибудь конских доспехов — ничего такого!

И выходит, что прогресс в вооружении вроде бы и был, но шел очень и очень медленно. Но тут многое зависело от моды и от кошелька рыцаря. Например, нашлись историки, которые изучали рисунки «Винчестерской Библии» (1165-1170) и заметили, что хотя длина кольчуг и осталась такой же, что и в 1066 году, фигура рыцаря изменилась визуально очень сильно. Почему? Да потому, что появилась мода выпускать из-под них длинные кафтаны до лодыжек, да еще и ярких цветов!

По мнению английского историка К. Блэра самое удивительное, однако, не в этом, а в том, что он так и не нашел в свое время источники, в которых бы указывалось, что рыцари носили какое-нибудь стеганое одеяние под кольчугой, хотя отсутствие какой-либо жесткости у нее очевидно. И, тем не менее, вплоть до конца XIII века единственным стеганым элементом одежды рыцаря был чепец на голову! В известном манускрипте этого периода, «Библии Мациевского», есть много изображений кольчуг, которые и надевают, и снимают, и во всех случаях единственная одежда под ней это цветная рубашка с рукавами до запястья. Остается только предполагать, что какая-то подкладка могла быть и на самой кольчуге, вот только доказать это предположение сегодня практически невозможно.

С 1150 году в обиход рыцарства входят шоссы — чулки из кольчужной ткани, называвшиеся в Англии «хозен». Их закрепляли на поясе, а надевали под кольчужную рубашку. Некоторые имели длину до колен, тогда как другие могли доходить до середины бедра. Более ранняя их форма — это кольчужная полоса, шедшая вдоль ноги спереди и сзади имевшая завязки. Более поздняя форма — настоящие кольчужные чулки с подкладкой из ткани. Зато защитной стеганой одежды, которую носили с кольчугой, так и без нее в это время имелось сразу три вида. Это камзол, гамбезон и акетон, хотя чем они различались ответить сегодня крайне затруднительно.

Возможно, эти термины уже тогда использовались произвольным образом и по смыслу они были взаимозаменяемыми. В целом, британские историки полагают, что рыцарь теперь выглядел значительно ярче и красочнее, но цвет металла в его фигуре, по-прежнему преобладал. Под своей металлической одеждой рыцарь в то время носил брэ — льняные панталоны до колен, и длинную рубашку, также до колен, по возможности шелковую или уж, по крайней мере, льняную. На ноги надевали чулки из ткани, поверх которых натягивали шоссы из кольчуги на подкладке. Поверх рубашки надевался кафтан из тонкой хлопковой ткани и гамбезон из кожи или грубого полотна. Голову в обязательном порядке покрывали стеганым чепцом, так как собственно кольчужный капюшон просто так на голову никогда не надевали.
В конце ХII века, скорее всего в результате влияния походов на Восток, кольчугу дополнили капюшоном, и рукавами с перчатками, ну, а чулки-шоссы стали носить повсеместно. Вначале по понятным причинам рукава кольчуги до кисти не доставали. На руках воины носили кожаные рукавицы или перчатки, но когда у кольчуг появились длинные рукава, оканчивающиеся кольчужными рукавицами, подшитыми кожей, от них отказались. Посредине ладони каждая такая рукавица имела разрез, позволявший в любой момент высвобождать из них руки, что, конечно же, было очень удобным изобретением. Где-то после 1250 года появились и кольчужные перчатки с отдельными пальцами, однако и от более ранней версии рыцари не отказались, так как вариант с отдельно сплетенными пальцами был дороже. Вот такой наряд и стал стандартным рыцарским облачением. Об этом свидетельствует рельеф 1210 года с фигурой рыцаря из церкви св. Юстина в Пидне, на котором всего его тело закрыто кольчужными доспехами с ног до головы, а шлем имеет лицевую маску с отверстиями для дыхания и для глаз, так что человек на нем выглядит словно металлическая статуя.

Затем появилось еще и так называемое сюрко, или котта. Она выглядела как длиннополая одежда с разрезами спереди и сзади и длинными рукавами, которые она, однако, постепенно утратила. Функциональное значение такой одежды вроде бы очевидно — защита от солнечных лучей. Но очень многие историки считают ее появление не столько следствием знакомства с восточной культурой (где мусульманские воины как раз и носили доспехи, прикрытые тканью), сколько модой и желаем выделиться среди прочих качеством ткани и своим богатством. Полагают, что сюрко служил для защиты от непогоды, причем ссылаются на популярное рыцарское стихотворение «Признание короля Артура»:

Одежды зеленого цвета,
Чтоб были доспехи чисты,
Капризы дождей не страшны.

Сомнительно, чтобы такая одежда могла бы эффективно защищать от дождя, ведь это же не плащ-макинтош! Есть и другая теория, что это был удобный способ показать геральдические знаки обладателя этого сюрко. К сожалению доказать это не так-то легко, поскольку, хотя развитая геральдическая система и мода на налатную одежду появились примерно в одно время, хорошо известно, что изображения геральдических знаков встречались на них далеко не всегда. Точно также сорко или котта далеко не всегда была сшита из тканей геральдических цветов с герба рыцаря.

Можно предположить, что мода на них возникла под влиянием церкви, поскольку воин в кольчуге выглядел уж очень «анатомическим», из-за чего ходить в ней со временем стало неприлично. А вот белый сюрко из обыкновенного полотна с теми же нашитыми на него крестами, давал рыцарю и защиту от солнца, и сразу всем показывал, кто перед ним. Сначала оно было таким длинным, что доходило практически до пят. Но это мешало рыцарям ходить по лестницам и садиться в седло. Поэтому длину его вскоре уменьшили, так что классическое сюрко стало лишь немного заходить за колени воина.

В XIII веке сюрко стало особенно популярным, но единой точки зрения, с чем конкретно была связана мода ходить в доспехах, прикрыв их одеждой, среди англоязычных историков до сих пор нет. Правда, в английском языке слова «герб» и «кольчуга» начинаются одним и там же словом — «коат». В первом случае «коат оф армз» — это «одежда для оружия», во втором — это «коат оф мэйл» — «одежда из кольчуги». То есть геральдическое значение данного термина вроде бы очевидно и сомнения не вызывает, хотя средневековые изображения и показывают нам, что изображения герба рыцаря на сюрко наносились далеко не всегда, что хорошо видно на миниатюрах знаменитого «Манесского кодекса» или «Большой Гейдельбергской рукописи.

Самым ранним изображением сюрко является фигура Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера на его печати, датируемой 1150 годом. Само одеяние выглядит весьма необычно — рукава у него до запястий. Такой покрой появился вновь только во второй половине XIII века, и до второй половины XVI века встречался не часто. До бедер оно плотно прилегает к телу, потом расходится в виде широкой юбки до лодыжек, и имеет разрез для удобства верховой езды. Есть они в «Винчестерской Библии», и на «Большой печати» короля Джона (брата Ричарда Львиное Сердце), которые датируются примерно 1199 годом.

До 1210 года изображения сюрко встречались достаточно редко, но потом его, видимо, признали, и оно сделалось массовым. До 1320 года он имел вид халата без рукавов с большими проймами и юбкой с разрезом, которая доходила до середины икр, но вполне обычной была длина и до лодыжек и до колен. С 1220 года появляются рукава до локтей, хотя изображений таких сюрко очень мало.

Историк Э. Окшотт этим термином не пользуется, а называет это одеяние коттой, указывая, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 года, хотя отдельные образцы этого наряда появились на рыцарях еще до конца XII века. Он также считает, что точное назначение ее неизвестно, мол, это был забавный «пустячок», веселый и красочный наряд, превращавший внешне фигуру угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в галантного и блистательного кавалера, — вполне в духе времени и того расцвета, которого достигло рыцарство в конце XII века.

Ну, а вывод из всего вышеизложенного будет такой: кольчуга как вид защитного доспеха появилась очень давно и первоначально, в отличие от функционального чешуйчатого доспеха, носила «магический» характер. Потом ее функциональность была также доказана практикой, и наступил «век кольчуги». Причем «век», характерный ТОЛЬКО ДЛЯ ЕВРОПЫ, потому, что в Азии в Японии кольчуга долгое время вообще не применялась, в Китае популярна не была, а в других странах очень рано стала дополняться пластинками. В Европе же «век кольчуги» имел четкие временные рамки и локализацию. Но «эпоха кольчуги» отнюдь не закончилась. Идет ее пятая фаза. А вот что было с доспехами дальше, будет рассказано в следующих материалах.

Источник

Доспехи: история возникновения, этапы развития и обзор солдатской защиты разных государств

Появление первых доспехов произошло задолго до появления военного дела, войны как таковых, а следовательно солдат и армии. Люди каменного века впервые научились изготавливать простые доспехи из шкур животных. Доспехи часто ассоциируются с чем-то металлическим, но кожа и ткань являлись гораздо более распространенным материалом для их изготовления. Шкуры стали прототипом первых кожаных и тканевых доспехов. Кожа защищала первых людей во время охоты. Конечно подобная броня не могла спасти от серьезных ран, ведь для придания прочности кожу надо было обрабатывать, а такие технологии появятся лишь тысячелетия спустя. Да и боевые доспехи были ни к чему, орудия тогда были крайне простыми, а стычки с себе подобными – редкими.

Античные доспехи

Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между государствами и появление армии как организации. Люди научились обрабатывать ткань, метал, кожу, поэтому в эту эпоху появились возможности для создания брони, которая давала настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые стали первыми на пути к рыцарю в латах. Метал научились обрабатывать очень давно, но по настоящему крепкие доспехи появились лишь в позднем средневековье, поэтому ткань и кожа долгое время оставались на первом плане.

Египетские доспехи

Доспехи Греции

Древняя Греция по праву может считаться некой родиной доспехов, в том смысле, в котором мы их знаем. Гоплиты – греческая тяжелая пехота. Легкая пехота именовалась – пельтасты. Их названия происходят от типов щитов, которые они использовали: гоплон и пельта соответственно. Воин в доспехах в те времена была не менее страшен, чем рыцари, закованные в полный доспех, мчащиеся на коне. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, ведь для того, чтобы стать членом фаланги (строй тяжеловооружённых пехотинцев) нужно было купить себе снаряжение, а это стоило больших денег. Основным средством защиты конечно же был большой круглый щит – гоплон, который весил около 8кг и защищал тело от шеи до колен. Благодаря такому строю, гоплит по-большому счету и не нуждался в защите тела, потому что фаланга предполагала, что тело будет всегда находится за щитом. Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые.

Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Доспех не стеснял движения, и был приятным облегчением для и без того закованного в бронзу солдата. Бронзовая версия доспеха называлась гиппоторакс, и часто мы можем видеть ее в анатомическом исполнении. Так же, как наручи и поножи, выполненные как будто плотно облегают мышцы солдата. Чешуя так и не закрепилась в Греции, как основной вид брони, чего нельзя было сказать об их восточных соседях.

Помимо щита, знаменитым атрибутом греческого гоплита являлся шлем. Коринфский шлем можно считать наиболее узнаваемым. Это полностью закрытый шлем с прорезами для глаз и рта, имеющий Т-образную форму. Шлем часто украшался конским волосом, украшения напоминало ирокез. В истории греческого шлема было два изначальных прототипа. Иллирийский шлем имел открытое лицо и не имел защиты для носа, также он имел вырезы для ушей. Шлем не давал такую защиту как коринфский, но в нем было гораздо удобнее, не говоря о лучшем обзоре. В последствии коринфский шлем эволюционирует в подобие иллирийского, но большую часть своей истории будет оставаться закрытым со всех сторон.

Римские доспехи

С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга.
Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.

Доспехи гладиаторов

Доспехи раннего средневековья

Более продвинутая версия тканевых доспехов имела металлические пластины разной величины вшитые в доспех или поверх него. Такая броня встречается в основном у более зажиточных солдат.

Закат доспехов

Также 18ый век был ознаменован переходом к регулярным армиям, которые были на содержании у государств. Так как доспехи по разумной цене были не адекватны, то от них отказались вовсе. Однако необходимость в тяжелой кавалерии никуда не ушла, и кирасы хорошего качества все же давали приемлемую защиту. Теперь боевые доспехи на поле боя носят лишь кавалеристы – кирасиры, тяжелая кавалерия нового поколения. Их броня позволяла чувствовать себя спокойно на дистанции в 100 метров от вражеского войска, чего нельзя было сказать о простых пехотинцах, которые начинали «сыпаться» уже на расстоянии 150-160 метров.
Дальнейшие изменения в вооружении и военной доктрине окончательно вывели доспехи из строя. Воины нового времени уже шли без использования доспехов.

Доспехи на Руси

Японские доспехи

Такой доспех так же, как и в случае с рыцарями, был показателем статуса и богатства. Рядовые солдаты использовали более простые доспехи, иногда кольчужные или смесь.

Современные доспехи

Источник

Кольчужный доспех

Ее изобрели приблизительно в середине I тысячелетия до н.э. Но нельзя точно сказать, кому принадлежит честь этого изобретения. Скорее всего, кольчуга появилась независимо в Европе и Азии. Первые находки на скифских кладбищах датируются V веком до н.э. Этрусские и кельтские экземпляры относятся к III веку до н.э.

29 фото 1 видео текст
Надергано из разных источников, ссылки прилагаю via

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

И ее сразу-же передрали римляне.

Лорика хамата (Lorica hamata) Это один из видов кольчужного доспеха, который использовался в древнеримской республике и империи в основном вспомогательными войсками: лучники, конница, копейщики. Римские легионеры так же пользовались лорика хамата, а в последствии хамата стала одеваться некоторыми легионерами под сегментата. Основная теория, говорит о том, что кольчугу древнеримские мастера научились плести у кельтских или иберийских племен. В большинстве своем, шайбовидные клепаные кольца для лорика хамата изготавливались из бронзы или железа, они имели в диаметре примерно 5 — 7 мм, и располагались полосы из колец горизонтально, что давало этому доспеху гибкость, прочность и надежность.

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

Несмотря на всю сложность производства, лорика хамата обходилась дешевле, чем лорика сегментата(панцирь из железных пластин), и в конечном счете в III — IV в.в. нашей эры, в древнеримской армии легионеры вновь полностью перешли на использование кольчуги, однако новые версии отличались от первоначальных, которые были длиной примерно до бедер и с коротким, а иногда и вовсе отсутствующим рукавом, поздние типы римской кольчуги были длиной примерно до колен, с разрезами внизу на передней и задней части, а так же имели длинные рукава.

4 лорика сегментата

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

Средние века

Понятия: кольчужный доспех, хоуберк, кольчуга могут быть использованы как взаимозаменяемые, поэтому далее будем называть просто «кольчуга». Представленые выше термины описывают наиболее распространенный железный доспех из применяемых в то время. Сохранилось несколько кусков кольчужного полотна, датированных 11 веком. Целых почти не сохранилось. Чтобы получить представление о внешнем виде кольчуги, рассмотрим артефакты и изобразительные источники до и после и естественно во время выбранного периода.

Очень короткая, по реставрации она длиной только чуть ниже талии (до бедренных костей) у человека ростом 1,75 м. Реставрация очень ненадежная, поскольку кольчуга сохранилось в виде многих мелких фрагментов. Рукава короткие, едва закрывают плечи. Собрана из переменных рядов склепанных и полностью замкнутых колец.

Клепанные кольца: проволока сечением от 1,09 мм до 1,4 или 1, 68 мм, кольцо диаметром 7,4 мм до 8,3 мм, и 7,7 мм кое-где. Проволока круглая в сечении. Шляпки заклепок только на одной стороне кольца, все шляпки заклепок на одной и той же стороне ряда.

Замкнутые кольца: материал сечением от 1,1 мм до 2 мм, внутренний диаметр кольца от 7,5 до 8,4 мм. Кольцо в сечении в форме «скругленного квадрата». Эти кольца скорее всего были откованы.

Всего вышеупомянутых колец было обнаружено около 25 000, общим весом в 5,5 кг. (2, 17)

5 (А) Кольчуга из Гьермундбю 10-го века

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

Вес кольчуги B1 равен 10 кг. Длинная, у человека ростом 1,75 м доходит почти до колен. Длинные рукава, закрывают большую часть предплечья. Эта кольчуга в более поздние времена, по-видимому была отремонтирована и изменена. Кольца сечением от 0,75 мм до 0,8 мм, и 0,9 мм у воротника. Все кольца клепаные. Внутренний диаметр колец варьируется от 6,5 мм и 8 мм. Разрез был вероятно на затылке, то есть на этой фотографии кольчуга со спины. Очевидно что после того как кольчугу одевали этот самый разрез затягивали кожаным шнурком.


6 (B1) Кольчуга, предписываемая святому Вацлаву, выставка «Европа до 1000 года н. э.» Прага, Чехия, начало 10 века

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

Судя по визуальной оценке кольчуги C длина её до середины бедра. Рукава короткие, закрывающие до середины плеч. Проволока сечением около 1.5 мм, внутренний диаметр кольца около 7-8мм. Кольца клепанные.

При рассмотрении этих трех рубашек возникают следующие впечатления: кольчуги являются очень разными по длине, они в конечном итоге где-то между талией и коленями. Они с короткими рукавами – максимум одна треть предплечья покрыта. Кольца слегка приплющены в сечении (круглые, овальные, почти квадратный, и т.д.). Но плоских колец не известно. Кольца кольчуг являются часто цельными, и кольчуги иногда были собраны из чередующихся рядов склепаных и цельных колец. Полностью замкнутые кольца, либо штампуют (Гьермундбю, 17) или соединяют сваркой (Коппергейт, 8). Шпильки имеют круглое сечение и в основном из железа, хотя некоторые присутствие сплавов цветных металлов были найдены. (8).

Как изобразительный источник для современных реконструкций кольчуг, мы рассматриваем конечно Гобелен из Байе (Bayeux Tapestry). Поздняя дата изготовления и обстоятельства его производства влияет на качество этого источника (он был изготовлен через 20 лет после битвы при Гастинсе). Кольчуги, простираются на колено и локоть, ну по крайней мере закрывают предплечья. Другие изобразительные источники подтверждают это впечатление. Закрывающие запястье длинные рукава представлены на рисунке Q1 из Апокалисиспса Сент Север (z.B. Apocalypse von St. Sever, Französische Ritter zwischen 1028 und 1072, ).

7 © Кольчуги, Государственный Исторический музей на Красной площади, Москва.

Что такое кожаные кольчуги. Смотреть фото Что такое кожаные кольчуги. Смотреть картинку Что такое кожаные кольчуги. Картинка про Что такое кожаные кольчуги. Фото Что такое кожаные кольчуги

Кольчуга со временем стремится закрыть все тело. Она разрастается за пределы колена и охватывает все предплечье, и во второй половине 12 века закрывают кисть руки кольчужной рукавицей. Это развитие завершается в 13-м веке полным бронированием рыцаря в кольчугу. Среди находок на месте битвы при Висбю, на о. Готланд 1361 г., также присутствуют кольчуги, которые сильно напоминают кольчуги более ранних периодов. Кольцо основном 8-10мм в диаметре, с колебаниями от 4-17мм. Кольца, в основном, круглого сечения, но также присутствует и уплощенные кольца (16). Вероятно, широко распространены плоские кольца на кольчугах стали в 14 веке, они были склепаны при помощи заклепки из маленькой треугольной пластины. (8)

О разрезе на кольчугах нельзя сказать определенно: для коротких кольчуг они не нужны; разрезы по бокам очень удобны, но воин рискует получить по бедрам и тазу мечом (а в тот ранний период преобладающей техникой была рубка на мечах), поэтому предпочтительнее разрезы спереди и сзади. Такие разрезы очень часто встречаются на изобразительных источниках того периода, и к тому же такие разрезы очень полезны всадникам, а рыцари были всадниками.

Разрез в районе воротника встречается. Расклешенная юбка у кольчуг интересующего нас периода не обнаружена. Также фестонов на кольчугах интересующего нас периода не обнаружено.

Боковая щель для ножен меча появляется во второй половине 11-го века и встречается до середины 12 века у кольчуг. Из неё заметен меч рукояткой торчащий из этой щели, наконечник ножен часто при этом выглядывает снизу из под кольчуги. На Гобелене из Байе, (см. рис. D). мы видим каким образом носился меч также очень интересна фигра в Хильдесхаймском соборе (нем. Hildesheimer Dom) см. рис. К, «Избиение младенцев» (см. рис. I3) и посмотрите на фасад собора в Ангулеме (нем. Kathedrale von Angouleme) на рис. U. Более ранних данных о ношении меча под кольчугой не мне не известно.

Другой особенностью рыцарей на изобразительных источниках являются кольчужные квадраты на груди. Что это может быть является спорным вопросом. Возможно это закрепленный на кольчуге в области груди дополнительный лоскут-нагрудник, или кольчужный клапан который защищает шею и лицо. В пользу варианта с клапаном говорят крючки на наносниках некоторых найденных шлемов. Такие крючки имеют смысл только, если на них что-то смонтировано. Нагрудник по логике вещей должен быть прикреплен постоянно, но против этой теории говорят изображения на Гобелене из Байе. Если это нагрудник почему он в боевые сценах никогда не показан? Хотя в боевых сценах кольчужные квадраты часто уже не на груди, но лицо все равно отображается как полностью, как раньше. Но поскольку, я думаю что артефакт шлем является более значимым, чем Гобелен, я считаю что это был все таки клапан закрывающий лицо, см. также рис. I7. Есть также множество изображений без этого квадрата.

Кольчужная (и вообще любая) защита на ног и ступней в изобразительных источниках на 11 и первую половину 12 века крайне редко встречались, и если таковая все же имела место, то принадлежала самым высокопоставленным воинам. Епископ Одо изображен на Гобелене из Байе вполне вероятно имеет кольчужные чулки, Вильгельма несколько раз (правда в более поздних источниках) изображали в кольчужных чулках.

Возможно кольчуги были покрыты чем-то, для защиты от коррозии. С позднего средневековья и раннего нового времени есть примеры лужения, то есть покрытия оловом. И есть посеребренная кольчуга 10 века, которая хранится в национальном археологическом музее в Софии, Болгария (1). Так как на интересующий нас период и регион нет никаких доказательств, то покрытие маловероятно.

Толщина проволоки и диаметр колец сильно варьируется, так что мы можем предположить много вариантов.

Все цифры в мм. Почти все подлинные кольца находятся в зеленой зоне. Некоторые отдельные кольца достигают размеров до 2,9 мм толщиной и почти 15 мм внешнего диаметра. Интересно, что тенденция показывает, что древнее кольчуга, тем толще кольца (шестой/седьмой век), в то время как более ранние находки преимущественно меньшего диаметра (8-10 век).(20)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *