Что такое кпт в психотерапии это простыми словами
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это одна из наиболее популярных форм психологической терапии, основанная на коррекции когнитивной и поведенческой сферы человека.
Главной мишенью этой формы психологической работы являются эмоциональные и поведенческие реакции человека, при которых страдают отношения с окружающими, качество его жизни, личностное, внутреннее благополучие. Основой когнитивно-поведенческой терапии выступает изменение эмоциональных реакций за счёт коррекции убеждений, мыслей и последующего изменения поведения.
КПТ является комплексной формой терапии, то есть она направлена на разные сферы жизни человека и имеет несколько составляющих, изначально существовавших как отдельные терапевтические подходы.
Когнитивная терапия
Основателем когнитивного подхода считают американского психотерапевта Аарона Бека, который предложил его для терапии эмоциональных расстройств. Существовавшие на тот момент способы терапии подразумевали, что причина расстройства кроется вне самого пациента, Бек же предложил искать эту причину внутри сознания.
Когнитивная составляющая основана на суждении о том, что психологические проблемы человека могут быть вызваны его собственными мыслями. Это могут быть нелогичные, нерациональные суждения и убеждения человека о чём-либо, стереотипы его мышления, которые приводят к невозможности решения проблемы или же к её усугублению.
В ходе когнитивной терапии клиент вырабатывает новые способы мышления, более подходящие к благоприятному разрешению ситуации. Человек в процессе терапии как бы переосмысливает собственное мышление. Благодаря формированию новых способов мышления меняется поведение клиента, в знакомых ситуациях он начинает действовать иначе, что способствует решению проблем, из которых раньше не находилось выхода.
В основе когнитивной терапии лежат когнитивные модели психических расстройств или модели ситуаций, поведение человека в которых носит неадаптивный или разрушающий характер. Работа психолога и клиента в ходе терапии состоит в вычленении суждений, составляющих фундамент модели поведения, и в проверке их эффективности с последующим поиском наиболее подходящих принципов жизнедеятельности. Важным и характерным для когнитивной терапии является также её содержание, а именно проблемы «здесь и сейчас», то есть в процессе работы с психологом человек решает то, что беспокоит его в настоящем, в отличие, например, от психоаналитического подхода, в котором основная работа связана с анализом детства человека.
Существует четыре основные задачи когнитивной психотерапии:
Поведенческая терапия
Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне.
В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения. А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом.
В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:
Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент.
В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми. В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения.
В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно.
Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум. Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению — когнитивно-поведенческой терапии.
КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.
Преимущества КПТ
Когнитивно-поведенческий подход в психологической терапии имеет ряд преимуществ:
При каких диагнозах показана когнитивно-поведенческая терапия
КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.
К ним относят тревожные расстройства, шизофрению, некоторые разновидности депрессии, расстройства приёма пищи, зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии, расстройства сна, асоциальное поведение и др.
Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия может быть применена при лечении хронических соматических или психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астма.
Примеры упражнений КПТ
Когнитивные техники делятся на несколько групп. Упражнения первой группы направлены на выявление негативных установок. Например, ведение дневника мыслей с их последующей оценкой. Упражнения второй группы направлены на оспаривание выделенных установок. Например, человек может составить список «за» и «против» какой-то конкретной установки.
Упражнения третьей группы направлены на коррекцию представлений. Например, методом повторения позитивной установки возможно ослабить влияние провоцирующего фактора и устранить дезадаптивный стереотип.
Упражнения четвертой группы направлены на повышение эффективности терапии, например, выявление скрытых мотивов деструктивного поведения.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
Когнитивно-поведенческая терапия: избавляемся
от нерациональных установок
Рассказываем, как работает одна из самых популярных методик психотерапии, позволяющая корректировать мышление и эмоциональные реакции.
Когнитивно-поведенческая терапия (или КПТ) – методика, которая выделяет неосознанные мотивации человека, переводит их на сознательный уровень, помогает изменить убеждения и поведение, вызывающие невротические и другие патологические состояния.
Из названия понятно, что КПТ соединяет в себе два научных психологических подхода: когнитивный и поведенческий (бихевиористский). Первый заявляет то, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызываются мыслями и убеждениями, стереотипами мышления, приобретенными в течение жизни. Второй утверждает, что поведение человека (как и животного) можно изменить с помощью поощрения желаемых форм действий и отсутствия подкрепления нежелательных поступков.
В 1913 американский психолог Джон Уотсон публикует первые статьи о бихевиоризме. Он призывает коллег сосредоточиться исключительно на изучении поведения человека, исследовании связи «внешний раздражитель — внешняя реакция (поведение)». Вместо анализа структурных компонентов сознания, бихевиористы искали воспроизводимые связи между наблюдаемыми событиями, в частности, между стимулами (окружающей средой) и ответами (наблюдаемыми и измеряемыми реакции людей или животных на стимулы). Теории научения являлись основной моделью в психологии того времени. Бихевиористы пытались сформулировать объяснение того, как организм устанавливает новые связи между стимулом и реакцией. Несмотря на ранний и продолжительный успех, поведенческий подход накладывал массу ограничений на процесс терапии.
В 1955-м основатель рационально-эмоциональной психотерапии Альберт Эллис заявляет о влиянии наших мыслей и представлений (когниций) на психические процессы. Его коллега Аарон Бек начинает изучать сферу познания. Оценив результаты различных методов терапии, он приходит к выводу, что наши эмоции и поведение зависят от образа мышления.
Несмотря на попытки сторонников поведенческой терапии сохранить свои позиции в конце 50-х и начале 60-х годов, идеи когнитивизма становились все более влиятельными. Издание книги А.Т. Бека по когнитивной терапии депрессии (Beck et al., 1979), а также исследования, показавшие, что когнитивная терапия лечит депрессию настолько же эффективно, как и антидепрессанты (Rush, Beck, Kovacs & Hollon, 1977), изменили психотерапию навсегда. В последующие годы поведенческая и когнитивная терапия развивались вместе и оказывали такое сильное влияние друг на друга, что в итоге слились в единый когнитивно-поведенческий подход.
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
Обновлено 27 сентября 2021
На днях позвонил человек. Вы, говорит, психотерапией занимаетесь? Да, отвечаю я. А какой именно? Я говорю: «Моя специализация — это когнитивно-поведенческая психотерапия.» «А-а-а, — говорит он, — то есть нормальной психотерапией, психоанализом, не занимаетесь?»
Так что же такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Это всё-таки психоанализ или нет? КПТ — это лучше, чем психоанализ или нет? Вот такие вопросы часто задают потенциальные клиенты.
В этой статье я хочу рассказать об основных отличиях когнитивно-поведенческого подхода от остальных. Буду рассказывать, не вдаваясь глубоко в теорию, а на простом бытовом уровне. И я надеюсь, в конце-концов, читатели поймут, всё-таки это психоанализ или нет.
Вы прочитаете здесь:
Современные подходы в психотерапии
Слово «психотерапия» состоит из 2-х частей: «психо-» и «терапия». То есть целиком это слово означает «лечение психики». Это можно делать разнообразными способами, за всё время существования психологии люди накопили огромнейший опыт по этой части.
Эти способы «лечения психики» называются «подходы» или «направления» в психотерапии. Можно подойти со стороны головы, а можно — со стороны тела, например. Или можно лечить психику индивидуально один-на-один, или в группе с другими людьми, которым тоже требуется аналогичная помощь.
На сегодняшний день в мире существует не один десяток подходов. Вот список, не претендующий на полноту, просто всё, что мне прямо сейчас в голову пришло, по алфавиту:
Какие-то подходы более старые, какие-то — более новые. Какие-то часто встречаются, какие-то — реже. Некоторые разрекламированы в кино, как, например, тот же психоанализ или семейное консультирование. Все подходы требуют длительного основного обучения и потом дополнительного у толковых учителей.
В каждом из подходов есть своя теоретическая база, то есть набор каких-то идей, почему этот подход работает, кому он помогает и как его нужно применять. Например:
И ярые приверженцы какого-то подхода всегда будут спорить с приверженцами иных подходов об эффективности и применимости именно своего метода. Я помню, когда я училась в институте, наш ректор мечтал о том, что когда-нибудь будет уже наконец создан единый унифицированный подход, который будет принят всеми, и он будет эффективен, и вообще тогда наступит счастье, по всей видимости.
Тем не менее, все эти подходы одинаково имеют право на существование. Ни один из них не является «плохим» или «хорошим». Специалист, который использует, допустим, КПТ, но не использует психоанализ, не является каким-то недостаточно профессиональным. Мы же не требуем, чтобы хирург также умел лечить ушные инфекции, иначе он и не хирург вовсе. Некоторые методы исследованы лучше, чем другие, но об этом чуть позже.
Суть когнитивно-поведенческого подхода
Теперь возьмем один из этих подходов — когнитивно-поведенческий.
Одно из ключевых понятий КПТ заключается в том, что источник проблем человека с большой вероятностью находится в самом человеке, а не вне его. Что дискомфорт ему доставляют не ситуации, а его мысли, оценки ситуаций, оценки себя и других людей.
Людям свойственны когнитивные схемы (например, «настоящие мужчины так не поступают») и когнитивные искажения (например, «предсказания будущего» или «чтение мыслей у других«), а также автоматические мысли, которые провоцируют появление негативных эмоций.
В когнитивно-поведенческой психотерапии клиент вместе с терапевтом являются чем-то вроде исследователей мышления клиента. Задавая разнообразные, порой каверзные или смешные вопросы, предлагая провести эксперименты, терапевт поощряет клиента обнаруживать у себя предубеждения, иррациональную логику, веру в неправду, максирующуюся под истину, и попробовать их оспорить, то есть поставить под сомнение.
Некоторые такие «оценки» или «убеждения» не помогают человеку приспосабливаться к этому миру и к другим людям, а наоборот, как будто бы подталкивают его к изоляции от других людей, себя, мира.
Именно они способствуют ухудшению депрессии, появлению тревоги, фобии и т.п.
В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии клиент сможет увидеть свои убеждения со стороны и решить, придерживаться ли ему их далее, или можно попробовать что-нибудь изменить — и в этом ему помогает когнитивно-поведенческий психотерапевт.
Подобный «пересмотр» своих идей относительно себя, окружающего мира и других людей, помогает справиться с депрессией, избавиться от тревоги или неуверенности в себе, повысить ассертивность и самооценку и решить другие проблемы. Альберт Эллис в одной из своих книг изложил свою точку зрения на психическое здоровье, составив список основных критериев эмоционального здоровья человека.
Ещё один важный базовый момент в когнитивно-поведенческой психотерапии — это рассмотрение мыслей, чувств и поведения в комплексе, как взаимосвязанных, и, соответственно, сильно влияющих друг на друга.
Облегчив напряжение, идущее от мыслей, само собой облегчается напряжение в чувствах и в поступках. Как правило, людям легко удаётся применять навыки когнитивно-поведенческой терапии на практике. В каком-то смысле это направление психотерапии является чем-то вроде обучения / тренинга / коучинга, ставящего своей целью улучшить состояние клиента здесь, сейчас и в будущем.
Основные компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии
КПТ известна тем, что в ней якобы под каждое состояние есть «протокол». Типа простая в использовании инструкция для психотерапевта, которую он берет и применяет к клиенту. И клиент пошел счастливый без проблем. В начале каждого обучающего тренинга обычно спрашивают, каковы ожидания у присутствующих, и на тренингах по КПТ кто-нибудь обязательно упомянет «хочу протокол работы».
На самом деле это не пошаговые протоколы, а скорее схемы, планы психотерапии, в которых учтены особенности состояний. Так, например, для КПТ психотерапии тревожного расстройства в плане будет этап работы с нетерпимостью неопределенности, а в случае расстройства пищевого поведения нужно обязательно уделить время работе с самооценкой и некорректными стандартами относительно себя.
Никакой дословной, пошаговой инструкции (она же протокол) в КПТ нет.
Типичные и общие этапы когнитивно-поведенческой психотерапии:
Внутри этих этапов используются разнообразные методы: когнитивная реструктуризация, метод ABC, сократовский диалог, континуум мышления, оценка выгод и издержек, метод падающей стрелы, домашние задания и т.д.
Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии
Результаты КПТ довольно неплохо изучены. Было ооооочень много исследований, которые обнаружили, что она является высокоэффективной для решения многих беспокоящих проблем, хорошо воспринимается клиентами и относительно краткосрочна.
Мне лень копировать сюда ссылки на все эти исследования, если честно — их слишком много. Эффективна в плане самооценки, тревоги, депрессии, фобий, личных проблем, хронической боли, неуверенности в себе, расстройств пищевого поведения…впишите своё. Я не имею в виду, что другие подходы хуже. Я говорю, что эффект от конкретно когнитивно-поведенческого подхода изучали много раз, и выяснили, что он работает.
Сомневающиеся или желающие доказательств в студию — пожалуйста, проследуйте на pubmed с поиском «cognitive-behavioral therapy efficacy»
Вывод: когнитивно-поведенческая психотерапия — это не психоанализ 😃
Откуда у вас такие картинки? Полный гид по психотерапии
Маша Пушкина СПИД.ЦЕНТР
Обращения к психотерапевтам за последние лет десять в России стали нормой и стандартным поведением, если что-то пошло не так. Порой складывается впечатление, что психотерапия — панацея от всех проблем. Но в реальности все гораздо сложнее: методик множество, причем понять, чем они различаются и как выбрать нужного специалиста, крайне сложно. СПИД.ЦЕНТР публикует подробный гид по психотерапии, который поможет разобраться в ее многообразии, а также объяснит, к кому обращаться в том или ином случае.
Психолог или психотерапевт?
Зачастую сложности с поиском специалиста начинаются с самого начала — как определить, кого искать: психолога или психотерапевта? В теории психолог — это специалист с высшим гуманитарным образованием, который консультирует людей по житейским проблемам: конфликты в отношениях, жизненный кризис и так далее.
Психотерапевт, согласно законам РФ, — врач с высшим медицинским образованием и обучившийся психотерапии. Он проводит терапию нетяжелых нарушений психики (например, тревожности, депрессий, социофобии) психологическими, то есть разговорными, методами. Если первый консультирует здоровых людей, то второй — помогает исправить нарушения.
Но на практике нет четкой границы между психологическим консультированием и психотерапией. Многие психологи прошли обучение психотерапии и предлагают именно эту услугу. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием в России четких нормативов — что является психотерапией. На практике получается так, что психотерапевтом может называть себя любой человек, закончивший двух-трехлетние курсы, который при этом по основной профессии может быть, например, инженером или бухгалтером. По сути, он занимается психотерапией так же, как и врач-психотерапевт, — в рамках, которые успел освоить, — но чаще всего ему не хватает теоретических знаний, и он рискует пропустить симптомы психического расстройства.
Психология — неточная наука
А теперь неутешительный факт: на самом деле никто не знает точно, что и какое влияние оказало на вашу психику. Психология — гуманитарная наука, выросшая из философии и пока не выработавшая единой парадигмы. С развитием технологий и нейронаук методы психотерапии становятся более обоснованными, но до абсолютной точности пока далеко. В современном мире сосуществуют несколько психологических школ, каждая из них по-своему объясняет, как устроена ваша личность, что ей движет, и предлагает свои методы психотерапии.
Более того, внутри этих школ есть множество значительно различающихся направлений. Такое изобилие связано с тем, что каждая методика была предложена конкретным автором и выражает в большей степени его личную философию (и в какой-то мере эпоху), чем объективное устройство психики.
Психоанализ и психодинамическая терапия
Самый старый, а потому очень широко распространенный подход, был основан доктором-неврологом Зигмундом Фрейдом и его Венским психоаналитическим обществом в самом начале ХХ века. Фрейд первым предложил не просто теорию устройства психики, а практический метод терапии нарушений ее работы. Изначально психоанализ применяли (далеко не всегда успешно) для лечения серьезных нарушений: паралича, психозов, так называемой «истерии». В последние десятилетия появились более эффективные методы лечения психических заболеваний, но психоанализ остался популярным подходом в терапии неврозов у относительно здоровых людей, а также увлекательным способом самопознания.
по теме
Лечение
Депрессия, биполярка, шизофрения: гид по психическим расстройствам
Так, психоанализ утверждает, что человеком движут врожденные инстинкты и стремление к удовольствию, которые он обычно не осознает. А нарушения появляются при неудовлетворении базовых потребностей в раннем детстве и подавлении их во взрослом возрасте. Таким образом, главный конфликт человека — между инстинктивными потребностями и ограничениями, наложенными культурой.
Задача психоаналитика — провести своеобразное расследование и вытащить конфликт из области бессознательного на поверхность. Считается, что осознание внутреннего конфликта лишает его силы.
Основные методы работы — свободные ассоциации (то есть человек говорит все, что приходит в голову), расшифровка сновидений и фантазий, которые, по мнению Фрейда, открывают доступ к бессознательному. Анализ — процесс длительный (до нескольких лет регулярных сессий), дорогостоящий и при этом не гарантирующий результата. Психоаналитик будет выяснять самые интимные подробности из жизни клиента и искать истоки его проблем в самых ранних воспоминаниях. В литературе описано немало случаев избавления пациентов даже от бреда и галлюцинаций, но в среднем эффективность метода невысока.
Пример: Психоаналитик Маргерит Сешей в течение нескольких лет регулярно беседовала с девушкой Рене, больной шизофренией с детства. В какой-то момент пациентка отказалась от еды и могла умереть от истощения. Врач пришла к выводу, что девушке нанесло травму раннее отнятие от груди и недостаток внимания матери в младенческом возрасте. На сеансах психоанализа Маргерит фактически заменяла девушке мать и кормила ее яблоками, которые символизировали молоко матери.
Классический психоанализ, во время которого клиент лежит на кушетке, а психоаналитик безучастно записывает его высказывания, уходит в прошлое. Психоаналитики стали более эмпатичными, а их взгляды — более широкими. Они больше не стремятся объяснять все проблемы клиента сексуальной неудовлетворенностью и трудностями в первые 3—5 лет жизни.
С годами появилось множество школ и направлений, основанных учениками и последователями Зигмунда Фрейда.
Например, аналитическая психология Юнга. Карл Густав Юнг дополнил учение Фрейда представлениями о том, что кроме личного бессознательного поведение человека определяет также коллективное бессознательное: похожие архетипы, которые проявляются во всех странах и культурах. Например, архетипы мудреца, героя, врага. Появился даже своего рода феминистический психоанализ. Мелани Кляйн была недовольна пассивной и второстепенной ролью, отведенной Фрейдом женщине. Она предложила концепцию материнской груди как первичного объекта привязанности, которая потеснила традиционные «фаллические образы» и «комплекс кастрации».
Наработки психоанализа взяли на вооружение практически все остальные направления психотерапии. Например, трансактный анализ является упрощенной и популяризованной версией психоанализа. Многие о нем слышали благодаря популярности книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Но немногие знают, что состояния взрослого, родителя и ребенка, которые, по мнению автора, живут в каждом человеке, основаны на фрейдовских Эго (я), Супер-эго (культура и правила) и Оно (бессознательное).
Преимущества метода: глубокий и детальный анализ истоков вашей проблемы, возможность заглянуть в бессознательное, осознать свои внутренние конфликты и потребности.
Недостатки: длительность, высокая цена. Сложная и малопонятная неподготовленным людям терминология и философия. Столкновение с сильными неприятными переживаниями (которое не всегда во благо).
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
Этот метод терапии считает, что причина большинства психологических проблем — в ошибках в поведении и мышлении, которые человек усвоил в прошлом и автоматически повторяет раз за разом. Чтобы решить проблему, необходимо эти ошибки выявить и исправить, то есть обучить клиента более конструктивным стратегиям.
КПТ — пожалуй, самый прагматичный и научно обоснованный подход в психотерапии. Он стал результатом объединения двух очень разных методик: когнитивизма (от слова «мышление») и бихевиоризма (от слова «поведение»). Бихевиоризм появился в 1920-е годы как полная противоположность психоанализа, а его авторы ставили задачу максимально приблизить психологию к естественным наукам, изучать только то, что доступно объективным измерениям, то есть поведение. Бихевиористы вошли в историю серией спорных экспериментов на детях, которые показали: дети действительно не рождаются со страхами и тревогами, а приобретают их с жизненным опытом. Они подверглись жесткой критике профессионального сообщества за сведение человеческой психики к условным рефлексам животных и за методы терапии, больше похожие на дрессировку.
Но в 1960-е годы психиатр Аарон Бек разработал принципиально новое направление — когнитивное. Он продемонстрировал, что между внешним событием и реакцией есть еще одно звено: мысли человека о произошедшем, из-за этого на одни и те же вещи мы все реагируем по-разному. Проблемы возникают из-за искажений мышления, допускаемых человеком при трактовке событий. Именно эти ошибочные мысли, а не событие само по себе, и вызывают бурю негативных эмоций. А следовательно, помочь человеку можно, научив его выявлять и корректировать эти искажения. В результате скрещения этих двух подходов и появилась современная когнитивно-поведенческая терапия, которая предлагает предельно четкие техники для конкретных ситуаций: например, как пережить паническую атаку, как улучшить концентрацию внимания, как справиться со стрессом.
Пример: Проблема клиентки — страх завязывать новые отношения.
Ситуация: Классный парень после первого свидания больше не объявляется.
Мысли: «Как и всегда, у меня ничего не получилось. Видно, моя судьба — остаться одинокой».
Эмоция: безнадежность, отчаяние.
Ошибка мышления: сверхобобщение
Корректировка мысли: «Я не произвела впечатления на этого конкретного парня. Но мне может повезти в следующий раз».
В когнитивно-поведенческом направлении есть несколько авторских методик психотерапии со своей спецификой. Вот несколько известных в России:
Диалектическая поведенческая терапия (DBT)
Это методика, направленная на предотвращение импульсивного деструктивного поведения (в том числе самоповреждений, злоупотребления вредными веществами, переедания).
Задача DBT-терапевта — помочь клиенту освоить четыре навыка: осознанность, управление эмоциями, эффективное взаимодействие с окружающими и переживание стресса.