Что такое критерии аудита
Обязательный аудит в 2020 году
Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году
Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
3. если организация является:
4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;
5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6. в иных случаях, установленных федеральными законами.
Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.
Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.
Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.
Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.
Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.
Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.
Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.
Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.
Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.
Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год
Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:
Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.
Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.
От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:
В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.
С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.
1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год
Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).
Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».
Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.
Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).
Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит
Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.
За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.
При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Судебная практика по делам об обязательном аудите
В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.
При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).
Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.
Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.
Что такое критерии аудита
ГОСТ Р ИСО 19011-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
Guidelines for auditing management systems
Дата введения 2013-02-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 19011:2011* «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» (ISO 19011:2011 «Guidelines for auditing management systems», IDT)
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соотвентствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2018 г.
Введение
После публикации в 2002 году первого издания настоящего стандарта появилось множество публикаций новых стандартов по системам менеджмента. В результате возникла необходимость в рассмотрении более широкой области применения для аудитов систем менеджмента, так же, как и в предоставлении соответствующих руководящих указаний, которые стали более универсальными, с тем, чтобы их было можно применять для различных областей (дисциплин) менеджмента.
В 2006 году комитет ИСО по оценке соответствия (КАСКО) разработал ИСО/МЭК 17021, устанавливающий требования для сертификации систем менеджмента третьей стороной, в котором нашли отражение руководящие указания, содержащиеся в первом издании настоящего стандарта.
Второе издание ИСО/МЭК 17021, опубликованное в 2011 году, было расширено, с тем чтобы трансформировать руководящие указания, предложенные в настоящем стандарте, в требования к сертификационным аудитам для систем менеджмента. В связи с этим второе издание настоящего стандарта предоставляет руководящие указания для всех пользователей, включая организации малого и среднего бизнеса, и делает основной акцент на том, что общепринято называть «внутренними аудитами» (аудиты первой стороны) и «аудитами со стороны потребителей своих поставщиков» (аудиты второй стороны). В то время как стороны, принимающие участие в проведении сертификационных аудитов систем менеджмента, руководствуются требованиями ИСО/МЭК 17021:2011, для них могут также оказаться полезными руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте.
Взаимосвязь между вторым изданием настоящего стандарта и ИСО/МЭК 17021:2011 приведена в таблице 1.
Аудит третьей стороны
Иногда называемый «аудитом первой стороны»
Иногда называемый «аудитом второй стороны»
В целях проверки соблюдения законодательства и аналогичных целей
Для проведения сертификации (см. также требования ИСО/МЭК 17021:2011)
Настоящий стандарт не устанавливает требований, а содержит руководящие указания по управлению программой аудита, планированию и проведению аудита системы менеджмента, а также по вопросам компетентности и оценивания аудитора и группы по аудиту.
Организации в рамках своей деятельности могут использовать несколько документированных систем менеджмента. Для того, чтобы не усложнять текст настоящего стандарта, предпочтительно употребление «система менеджмента» в единственном числе, но каждый конкретный читатель может адаптировать внедрение положений настоящего стандарта применительно к своей собственной конкретной ситуации. Это также применимо к использованию терминов «лицо» и «лица», «аудитор» и «аудиторы».
Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя аудиторов, организации, внедряющие системы менеджмента, и организации, нуждающиеся в проведении аудитов систем менеджмента согласно контрактным или другим обязательствам. При этом пользователи настоящего стандарта могут применять настоящие руководящие указания при разработке своих собственных требований, относящихся к аудиту.
Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут использоваться для целей, связанных с декларированием соответствия, а также могут быть полезными для организаций, участвующих в деятельности по подготовке аудиторов или сертификации персонала.
Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, не устанавливают жестких рамок и допускают гибкость в своем применении. Как указано в пунктах по тексту настоящего стандарта, применение настоящих руководящих указаний может различаться в зависимости от размера, уровня развития и совершенства системы менеджмента организации, от характера деятельности и сложности проверяемой организации, а также от целей и области применения проводимых аудитов.
Настоящий стандарт вводит понятие риска применительно к аудиту систем менеджмента. Применяемый здесь подход относится как к рискам, связанным с недостижением процессом аудита поставленных целей, так и к рискам, связанным с возможностью помешать осуществлению деятельности и процессов проверяемой организации из-за проведения мероприятий по аудиту. При этом не дается отдельного руководства по процессу управления рисками для организации, но признается то, что при проведении аудита организации могут сосредоточить свои усилия на наиболее важных вопросах для системы менеджмента.
Настоящим стандартом принимается подход, называемый «комплексным аудитом», при котором две или несколько систем менеджмента, охватывающие различные аспекты менеджмента, проверяются совместно. В случаях, когда эти системы интегрированы в одну систему менеджмента, принципы и процессы проведения аудита будут такими же, как и для комплексного аудита.
Раздел 3 устанавливает ключевые термины и определения, используемые в настоящем стандарте. Были предприняты все усилия для того, чтобы эти определения не вступали в противоречия с определениями, используемыми в других стандартах.
Раздел 4 описывает принципы, на которых базируется процесс аудита. Эти принципы помогают пользователю понять суть процесса аудита и важны для понимания указаний, представленных в разделах 5-7.
Раздел 5 содержит руководящие указания по разработке и управлению программами аудита, по постановке целей программ аудита и координации мероприятий, выполняемых при проведении аудита.
Раздел 6 содержит руководящие указания по планированию и проведению аудита системы менеджмента.
Раздел 7 содержит руководящие указания, относящиеся к компетентности и оценке аудиторов систем менеджмента и групп по аудиту.
Приложение А поясняет применение содержащихся в разделе 7 руководящих указаний для различных аспектов менеджмента.
Приложение В содержит дополнительное руководство для аудиторов по планированию и проведению аудитов.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по аудиту систем менеджмента, включая принципы аудита, управление программами аудита и проведение аудитов системы менеджмента, а также указания по оценке компетентности лиц, участвующих в процессе аудита, включая аудиторов, группы по аудиту и лиц, отвечающих за управление программой аудита.
Настоящий стандарт предназначен для всех организаций, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента или управлять программой аудита.
Положения настоящего стандарта могут применяться и для других типов аудита при условии, что будет уделено особое внимание вопросам, связанным с требуемым для этих целей уровнем специальной компетентности.
2 Нормативные ссылки
В данном разделе не приведены нормативные ссылки. Он включен для сохранения идентичности нумерации разделов настоящего стандарта с другими стандартами ИСО на системы менеджмента.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (3.2).
1 Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитами первой стороны», проводятся самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства или других внутренних целей (например, для подтверждения намеченных показателей результативности системы менеджмента или для получения информации по улучшению системы менеджмента) и могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость при аудите может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту, или беспристрастностью и отсутствием конфликта интересов.
2 Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые «аудитами второй стороны» и «аудитами третьей стороны». Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например, потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, такие как регулирующие или надзорные органы или организации, проводящие регистрацию или сертификацию.
3 Аудит двух или нескольких систем менеджмента для различных аспектов (например, качество, охрана окружающей среды, охрана труда), проводимый одновременно, называют «комплексным аудитом».
4 Если две или несколько проверяющих организаций объединяют свои усилия для проведения аудита одной проверяемой организации (3.7), такой аудит называют совместным.
5 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.1.
3.2 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3), полученные при проведении аудита.
1 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.3.
2 В случае, если критериями аудита являются правовые требования (включая законодательные или другие обязательные требования), то в выводах (наблюдениях) аудита (3.4) часто используются термины «соответствующий» или «несоответствующий».
3.3 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита (3.2) и могут быть проверены.
[ИСО 9000:2005, статья 3.9.4]
3.4 выводы (наблюдения) аудита (audit findings): Результаты оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2).
1 Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие.
2 Выводы аудита могут вести к идентификации возможностей для улучшения или отражению наилучших практик.
3 Если критерии аудита выбираются, исходя из правовых или других обязательных требований, то наблюдением (выводом) аудита определяется соответствие или несоответствие данным требованиям.
4 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.5.
3.5 заключение по результатам аудита (audit conclusion): Выходные данные аудита (3.1) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4).
3.6 заказчик аудита (audit client): Организация или лицо, заказавшие аудит.
1 В случае внутреннего аудита, заказчиком аудита может быть проверяемая организация (3.7) или лицо, ответственное за управление программой аудита. Запросы, касающиеся проведения внешнего аудита, могут поступать из таких источников, как контролирующие органы, стороны, с которыми организация имеет контрактные отношения, или потенциальные заказчики.
2 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.7.
3.7 проверяемая организация (auditee): Организация, подвергающаяся аудиту.
Правила обязательного аудита в 2020 году. Что изменится
Порядок проведения обязательного аудита и представления заключения в налоговые органы остается прежним. Однако возможен пересмотр критериев и освобождение от обязательного аудита субъектов малого бизнеса. Более того, сегодня возрастает ценность аудита не с точки зрения обязательной процедуры, но как культуры эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
Обязательная аудиторская проверка 2020 и ее критерии
Обязательный аудит — это обязательная независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, цель которой — подтвердить правильность ведения учета и достоверность его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основным документом, регламентирующим критерии обязательного аудита, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который обязует ежегодно подтверждать бухгалтерскую отчетность следующие организации:
Отмена обязательного аудита отчетности для малого бизнеса
Пожалуй, самое ожидаемое изменение в области обязательного аудита в этом году — это законопроект, внесенный в Государственную думу РФ, № 975888-7 с поправками об аудиторской деятельности. Его принятие означает, что порог вхождения в зону обязательного аудита по выручке поднимется для организаций с 400 млн до 800 млн рублей и с 60 млн до 400 млн рублей по сумме активов.
Напомним, что к малому бизнесу относятся субъекты, чья выручка не превышает 800 млн рублей в год, а средняя численность работников не превышает 100 человек. Таким образом, из критериев обязательно аудита выпадет один из сегментов малого бизнеса.
Другой вопрос, стоит ли поддаваться отсутствию обязаловки и отказываться от аудита в принципе, тогда как процедура весьма оздоравливает бизнес вне зависимости от его размеров и помогает избежать налоговых рисков.
Антикризисный закон об НКО
Этим летом президент подписал антикризисный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, который, ко всему прочему, коснулся и аудита некоммерческих организаций (НКО). В 2020 году решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора (для НКО, подлежащих обязательному аудиту) может быть принято в ходе заочного голосования.
Также до 1 января 2021 года приостановлено действие п. 3 ч. 1 закона 5 «Об аудиторской деятельности» для социально ориентированных некоммерческих организаций. Этот пункт обязывал проводить аудит годовой отчетности любые фонды, за исключением международных. Теперь благотворительные фонды могут не проводить обязательный аудит и, скорее всего, это правило останется в действии и в дальнейшем. Единственное, если фонд начал обязательную аудиторскую проверку (заключил договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором) до 1 мая 2020 года, то закончить ее и представить аудиторское заключение все-таки придется согласно информационному сообщению от 09.06.2020 № ИС-аудит-33.
Аудит для компаний-эмитентов
Правило, конечно, не новое, но стоит помнить, что в случае включения ценных бумаг организации в котировочный список и участия в организованных торгах, проведения обязательного аудита не избежать. Для участия в торгах компания-эмитент должна предоставить организатору торгов заявку, раскрывающую о себе информацию, включая заключение аудиторов. Подробно регламент допуска ценных бумаг к публичному размещению и прочим операциям описан в с. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).
Какой аудит выбрать?
Кажется, что ответ на этот вопрос прост: в соответствии с законом проводить обязательный аудит организациям, подлежащим обязательному аудиту, нужно ежегодно, поэтому достаточно выбрать аудиторскую компанию и провести финансовую (бухгалтерскую) проверку единожды, получить-сдать заключение и забыть до следующего отчетного года. Действительно, аудиторские компании «собаку съели» на данной услуге, проводится она с помощью отработанных процедур, заканчивается, как правило, выданным заключением. Такой скорее формальный подход, безусловно, имеет место быть. Однако он не дает того, на что аудит должен быть ориентирован в современных реалиях: помогать бизнесу не просто отчитываться, а функционировать четко и эффективно, извлекая коммерческую выгоду из всего.
Сегодня предприниматель, ориентированный на эффективность бизнеса, не использует формальный «единоразовый» подход к обязательному аудиту, он использует качественный и глубокий формат системного комплексного аудита отчетности. Такая аудиторская проверка проходит в течение всего года, позволяя команде экспертов, аудиторов и налоговых юристов досконально ознакомиться с деятельностью организации, проверить слабые места и, главное, выявить и устранить ошибки в бухгалтерском учете и налогах сразу, не допустив возможные риски для бизнеса.
Основные особенности и преимущества системного комплексного аудита:
Стоимость системного комплексного аудита с лихвой компенсируется пониманием того, что в финансово-хозяйственной деятельности компании все в порядке, бухгалтерия работает в максимально качественном режиме, предупреждая риски финансовых потерь. Это особенно важно для собственника бизнеса.
Проведение обязательного аудита и условия подачи аудиторского заключения
Стандартно обязательный аудит состоит из четырех этапов: подготовка, проведение, оформление заключения и, собственно, его передача. Детали каждого этапа зависят от специфики организации, сферы ее деятельности и других индивидуальных характеристик. При проведении обязательного аудита используется 48 международных стандартов в соответствии с Приказом Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».
Выданное в результате обязательного аудита заключение представляется в ФНС РФ вместе с годовой финансовой отчетностью в электронном виде в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ. Аудиторское заключение за 2020 год должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его выдачи, до 31 декабря 2021 года включительно.
Приказы ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ устанавливают условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения.
За непредставление обязательного аудиторского заключения ответить придется рублем
Те компании, которые, согласно списку ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязаны предоставлять аудиторское заключение, несут административную ответственность за его непредставление или нарушение сроков подачи в виде небольших штрафов от 3000 до 5000 руб. для организаций и от 300 до 500 руб. для должностных лиц.
При установлении в результате проверки контрольными органами случая непроведения обязательного аудита составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). За отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителю придется заплатить от 5000 до 10 000 руб., повторно нарушив закон — от 10 000 до 20 000 руб., либо получить предписание от 1 года до 2 лет дисквалификации.
Также необходимо принимать во внимание специальный регламент представления аудиторского заключения для акционерных обществ. В п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится: «К сведениям, подлежащим предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки такой отчетности». В этом случае отсутствие заключения рассматривается как правонарушение и в соответствии с ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ предполагает штрафные санкции в размере от 2000 до 4000 руб. для граждан, от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц и от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему мы писали ранее (в материале также представлены реальные кейсы).
Собственникам любых компаний необходимо отчетливо понимать, что ошибки в учете и налогах могут иметь серьезные последствия. Так почему бы не использовать аудит во благо и не сделать свой бизнес защищенным, стабильным и прибыльным?