Что такое критичность в психологии
Критичность
Смотреть что такое «Критичность» в других словарях:
КРИТИЧНОСТЬ — КРИТИЧНОСТЬ, критичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к критичный; способность критически относиться к окружающему. Проявлять необходимую критичность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
критичность — неодобрительность, переломность, накаленность, отрицательность, драматичность, нелестность, негативность, кризисность Словарь русских синонимов. критичность сущ., кол во синонимов: 9 • драматичность (15) … Словарь синонимов
критичность — КРИТИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. То же, что критический 2 (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
критичность — уязвимость Характеристика ресурса, которая косвенно выражает его значение или важность. Рекомендация МСЭ Т X.509. [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index&d=4304] Тематики защита информации Синонимы уязвимость EN sensitivity … Справочник технического переводчика
критичность — 3.20 критичность (criticality): Требования к тому, чтобы конкретная информация или средства обработки информации были доступны для ведения бизнеса. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Критичность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. критичный, критический I 2. II ж. отвлеч. сущ. по прил. критический II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Критичность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. критичный, критический I 2. II ж. отвлеч. сущ. по прил. критический II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
критичность — критичность, критичности, критичности, критичностей, критичности, критичностям, критичность, критичности, критичностью, критичностями, критичности, критичностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
критичность — крит ичность, и … Русский орфографический словарь
И.И. Кожуховская Критичность психически больных
Нарушение критичности является наиболее актуальным среди всех видов психических нарушений. При решении ряда практических задач психиатрической клиники этот вид нарушений приобретает особое значение. Клиницисты отмечают проявление нарушения критичности в разной степени и в разном виде у больных различной нозологии. Так, например, для больных прогрессивным параличом весьма характерно снижение критики и особенно самокритики. Больные с так называемым «лобным синдромом» никакой критики к своему состоянию не обнаруживают. При старческом слабоумии сознание своей болезни у больных отсутствует, они считают себя полноценными. Больные инволюционной меланхолией, как отмечают клиницисты, сознают свое болезненное состояние и даже преувеличивают его. У больных шизофренией отмечаются снижение критики к своему состоянию или отсутствие критики к своим нелепым высказываниям и своему поведению. Больные маниакально-депрессивным психозом отличаются недостаточной критичностью к своему состоянию, а иногда полным отсутствием ее. С другой стороны, при улучшении психического состояния больных, а также при оценке степени их психического снижения в первую очередь обращается внимание на появление критического отношения. Таким образом, критичность является одним из наиболее важных критериев психического состояния больных. Многие психиатры в своих работах также уделяли особое внимание критичности (В.А. Гиляровский, М.О. Гуревич и М.Я. Серейский, С.С. Корсаков, Г.Е. Сухарева и др.).
Вместе с тем это понятие остается недостаточно дифференцированным. Обращает на себя внимание разнообразие содержания понятия «критичность». До сих пор нет точного определения критичности, хотя многие авторы используют этот термин.
Кроме практической стороны вопросы критичности имеют важное теоретическое значение как для общей психологии, так и для психиатрии. В психологии этот вопрос изучен в гораздо большей степени и представлен в разных направлениях. С.Л. Рубинштейн указывал, что «проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс», что «возможность осознать свою ошибку является привилегией мысли как сознательного процесса». Б.М. Теплов считает критичность одним из главных качеств ума, понимая под критичностью «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке». При сравнительном анализе теоретического и практического мышления Б.М Теплов, говоря о связи этих видов мышления с практикой, существенное значение придает возможности критически оценивать ситуацию, обладать «высокой критичностью мысли». Специальное исследование критичности и самооценки в учебной деятельности проведено А.И. Липкиной и Л.А. Рыбак.
В области патопсихологии вопросы критичности мышления разработаны Б.В. Зейгарник. Особому исследованию анализа механизма критичности посвящена глава ее монографии. Б.В. Зейгарник изучаются также вопросы критичности как фактора личностной сохранности. Рассматривая критичность в структуре психической деятельности, Б.В. Зейгарник считает этот показатель доминирующим, который наряду с другими показателями характеризует сохранность личностно-мотивационной сферы человека. Снижение критичности больных с «лобным синдромом», затрудненность процесса сопоставления полученных результатов с заданными условиями задачи, а также попытка обучения этих больных решению задач с целью обеспечения контроля за своими действиями и высказываниями описаны в исследовании А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой. Вопросы критического отношения к себе как к личности, к восприятию себя как личности рассмотрены в исследовании, посвященном восстановлению трудоспособности после военных травм мозга, проведенном С.Я. Рубинштейн. Автор показывает, что у больных с «лобным синдромом» в связи с отсутствием личностного отношения к своей деятельности и критического отношения к себе не удавалось сформировать производственного навыка обучить больных трудовым процессам. В работах С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой и других авторов рассмотрены вопросы критического отношения к своей болезни.
Однако если попытаться систематизировать все имеющиеся данные, то оказывается, что во всех этих как психологических, так и психиатрических работах представление о критичности не является однозначным. Тем не менее, понятие критичности может быть рассмотрено по некоторым определенным аспектам. Первый из них – критичность к своим суждениям, действиям и высказываниям. Этот вид критичности является существенной характеристикой мышления. Второй аспект – критичность к себе, к оценке своей личности. Здесь представление о критичности приобретает более глубокий, личностной смысл – понимание больным своего места и своей роли в жизни, своих достоинств и недостатков. Третий аспект – критичность к своим психопатологическим переживаниям (к галлюцинациям, к бреду, к иным психотическим переживаниям). Этот вид критичности рассматривается часто в психиатрии как критерий выздоровления.
Рассмотрим выделенные нами аспекты более подробно. Из всех вышеназванных видов критичности наиболее разработан и представлен в настоящее время вопрос о критичности мышления психически больных, который описан Б.В. Зейгарник. Полученный при исследовании психически больных большой экспериментальный материал был подвергнут психологическому анализу, в результате которого Б.В. Зейгарник пришла к выводу, что действия больных не контролируются мышлением, не являются подчиненными личностным целям. Хотя у исследованных больных отсутствовали острые психотические симптомы и внешне они могли произвести впечатление более или менее сохранных людей, при более тщательном наблюдении и особенно при экспериментально-психологическом исследовании оказывалось, что действия больных отличались неадекватностью. При доступности многих умственных задач, «деятельность больных характеризовалась отсутствием самоконтроля и безразличным отношением к тому, что они делали». Как отмечает автор, «их небрежность, беззаботность, безответственность возникали именно как проявление их глубокого личностного изменения», т.е. под некритичностью мышления Б.В. Зейгарник понимает выраженную перестройку личностных особенностей, приводящую к отсутствию осознанной мотивации и невозможности вызвать установку на адекватное отношение к окружающей среде.
Другой вид критичности – критичность к оценке своей личности, где имеется в виду понимание больным своего места и своей роли в ситуации, своих возможностей, своих достоинств и недостатков, самооценка больных, – частично исследован рядом психологов. Л.С. Выготский описывает характерный для дебила феномен Де-Греефе, который представляет собой симптом повышенной самооценки, отсутствия критического отношения к своей личности. Л.С. Выготский находит этот факт чрезвычайно интересным в истории развития и структуре личности больного. Развитие самооценки, а также ее роль в формировании личности изучались Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Е.А. Серебряковой и др. Авторы приходят к выводу, что отношение к своим успехам связано с оценкой своих возможностей, что уже в школьном возрасте дети ориентируются на самооценку, т.е. появление устойчивой самооценки является важнейшим фактором развития.
Конечно, оба эти вида критичности неразрывно связаны, но все же они служат предметом отдельного исследования.
Третий вид критичности, который рассматривается часто в психиатрии как критерий выздоровления, это критичность к своим психопатологическим проявлениям (к бреду, к галлюцинациям и т.д.). К сожалению, этот вид критичности чаще описывается психиатрами в историях болезни, чем в учебных пособиях или монографиях. Здесь представляет интерес исследование постепенного угасания критичности к возникающим бредовым идеям, исследование формирования критического отношения при резидуальном бреде, исследование полного восстановления критичности. Представляет интерес также исследование сохранности критики, понимание болезненности овладевающих представлений при навязчивостях, фобиях и при совершении больным ритуалов, изменение критического отношения к возникающим видениям в период ясного сознания и т.п. Особый интерес представляет исследование критического отношения больных к перенесенным психозам, депрессиям.
Таким образом, в настоящее время выявляется недифференцированность, неопределенность понятия «критичность» как в психиатрической, так и психологической литературе. Понятие «критичность» нуждается в систематизации.
В нашей работе была предпринята попытка систематизации понятия критичности по результатам анализа имеющихся данных. Нарушение критичности, связанное с измененным личностным oтношением психически больных к действительности, исследовалось по трем аспектам:
Для изучения критичности мышления мы используем обычные методики, применяемые при исследовании в патопсихологических лабораториях с таким видоизменением их, которое позволяет изучать отношение больных к своим ошибкам. Особенностью нашей работы является фиксирование типов отношения больных к допущенным ими ошибкам. Так, например, при проведении методики «Классификация предметов» больной может допустить банальные ошибки, свидетельствующие о конкретности его мышления (допустим, положить карточку с изображением человека с карточкой, на которой нарисована одежда). Сама по себе эта ошибка свидетельствует о конкретности мышления, которая у малообразованного человека не может быть рассмотрена как патология. Однако если экспериментатор прямо указывает на ошибку, объясняя, что одежда относится к группе одежды, а человек относится к группе людей, то такого рода больной в состоянии исправить эту ошибку хотя бы потому, что он предполагает, что экспериментатор знает больше больного. Если же больной спорит с экспериментатором, не соглашается исправить свою ошибку, то помимо конкретности суждений выступает уже и некритичность мышления. Другой пример. Если больной складывает куб Линка с ошибками, то это расценивается как проявление его невнимательности. Но если он сдает работу экспериментатору, выполнив так, что перед больным грубо выступает ошибка (кубик другого цвета), то это уже не только невнимательность, но и проявление некритичности. В некоторых методиках (например, простые и сложные аналогии) особенно ярко выступают ошибки больных, связанные с их убежденностью в правоте, с собственным взглядом на вещи. Эти ошибки больные иногда исправляют после дискуссий с экспериментатором. В некоторых случаях дискуссии оказывается недостаточно, больные не поддаются коррекции.
Таким образом, при исследовании наблюдается градация отношений больных к своим ошибкам: одни больные сами исправляют допущенные ошибки, другие – только после сомнений экспериментатора, после наводящих вопросов, а третьи отстаивают свою правоту, но после беседы с экспериментатором все же исправляют допущенные ошибки.
Для исследования критичности к себе, к оценке своей личности мы используем такие методики, как «Исследование уровня притязаний», измененный вариант методики Т.В. Дембо, описанный С.Я. Рубинштейн, а также оценку самими больными своего характера (в письменном виде). Полученные данные по этому виду критичности в дальнейшем сопоставляются с объективными данными. Так, например, больной игнорирует тот факт, что снят с работы, поскольку не справлялся с ней. Он обнаруживает очень высокую самооценку, повышенный уровень притязаний при выполнении экспериментальных заданий, хотя объективно мог бы заметить свою несостоятельность.
Для исследования критичности больных к своим психопатологическим переживаниям мы производим анализ историй болезни, изучение дневников, катамнезов, характеристик больными своего состояния (в письменном виде), а затем дальнейшее сопоставление этих данных. При оценке динамики перенесенных ранее психотических переживаний вызывают трудности диссимуляции больных. При помощи различных экспериментальных приемов иногда удается отграничить, где возникает полная критика, а где имеется тенденция к диссимуляции. Сам по себе факт диссимуляции содержит некоторые элементы критичности, но, конечно, не является свидетельством полной критики. Однако по сравнению с полной некритичностью диссимуляция свидетельствует о каких-то элементах критики.
Полученные предварительные экспериментальные данные свидетельствуют о сложности структуры критичности, о частичном несовпадении, а иногда, наоборот, перекрещивании отдельных компонентов. Поэтому экспериментально-психологическое исследование представляется продуктивным для теории и практики психологии и психиатрии.
Что такое критическое мышление и как его развить
Рассказываем, зачем нужен широкий кругозор и умение задавать вопросы
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.
Зачем нужно критическое мышление
Учёба
Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.
Работа
Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.
Повседневная жизнь
Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.
Как развивать критическое мышление
Пополняйте копилку знаний
Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.
Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:
Учитесь задавать вопросы
Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.
Читайте и анализируйте тексты
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:
Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.
Обращайтесь к альтернативным источникам информации
Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.
Придумывайте варианты
Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.
Анализируйте ошибки
Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.
Специальные упражнения и методики
Шахматы
Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.
Ребусы, головоломки и логические игры
Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.
Настольные игры, развивающие логику и воображение
Методики развития нестандартного мышления
Что запомнить:
также встречается определение — латеральное мышление
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
7 ключевых признаков критического мышления и как его развить
Мы живём в необычное время, когда каждый имеет практически неограниченный доступ к информации и знаниям. Полвека назад о таком можно было только мечтать. Но если присмотреться к этому информационному потоку, можно заметить, что в нём слишком много недостоверной информации. И чтобы уметь отличать правду от вымысла, необходимо обладать особой способностью – критическим мышлением. Именно о нём мы сегодня и поговорим.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.
Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.
Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.
7 ключевых признаков критического мышления
Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.
1. Гибкость
Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.
Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.
2. Логичность
Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.
3. Социальная ориентированность
Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.
Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.
4. Обоснованность
Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.
5. Беспристрастность
Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.
Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.
6. Последовательность и системность
Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.
7. Самостоятельность
Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение. Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения.
Плюсы критического мышления
Сразу отметим, что у критического мышления есть только положительные стороны и нет отрицательных (если, конечно же, не прибегать к аргументам в стиле «Чем меньше думаешь, тем проще живётся»). Умение мыслить критически даёт человеку такие преимущества как:
На самом деле, хорошо развитая способность мыслить критически даёт своему обладателю гораздо больше преимуществ. Вряд ли можно найти человека, который станет спорить с утверждением, что полезно уметь быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность.
Как развить критическое мышление?
Способность критически мыслить присутствует лишь у небольшого количества людей. Более того, вряд ли существует хотя бы один человек, которого она никогда не подводила. Но есть и хорошая новость: эту способность можно развивать, с каждым днём всё более явно замечая её влияние на свою жизнь. В этом помогут 7 простых правил, которые желательно соблюдать каждый день.
1. Контролируйте свои мыслительные процессы
Главная задача нашего мозга заключается в том, чтобы решить поставленную задачу, затратив на это минимум энергии. Для этого он использует разные механизмы экономии. В частности, он старается подобрать самое простое объяснение различным событиям, не напрягаясь для более детального анализа.
При этом нам далеко не всегда выгодно, чтобы он так себя вёл. Поэтому каждый раз, когда вы делаете какие-то выводы или принимаете решение, следите за тем, какую работу при этом проводит ваш мозг и не халтурит ли он, делая выбор «на автомате».
2. Боритесь со стереотипами и убеждениями
Многие открытия совершались в те моменты, когда кто-то отказывался от общепринятого мнения и делал нечто, что считалось невозможным или попросту неправильным. Такой подход может использовать любой человек, и не обязательно быть ученым.
Всякий раз, когда старые убеждения (неважно, ваши собственные или навязанные обществом) мешают вам действовать, задумывайтесь о том, насколько они актуальны. Пересмотр убеждений – это одно из мощнейших упражнений на развитие критического мышления.
3. Задавайте базовые вопросы
Работая с информацией, бывает полезно задавать себе простые вопросы. Например, такие как:
Бывает, что ответы на эти простые вопросы помогают критически осмыслить информацию лучше, чем её детальное изучение.
4. Пробуйте думать в обратном направлении
Это неплохое когнитивное упражнение, полезное для развития мышления в целом. Когда вы не можете понять, каким образом событие А стало причиной события Б, подумайте, не произошло ли всё наоборот. Вполне вероятно, что это событие Б спровоцировало событие А, и как только вы рассмотрите такой вариант, сразу найдёте ответ на свой вопрос.
5. Оценивайте каждую статью, которую читаете
У каждой статьи есть свой автор, который написал её с какой-то целью. Иногда мотивация заключается в том, чтобы делиться знаниями, но иногда и в том, чтобы навязывать людям определённую точку зрения. Чтобы понять это, достаточно задавать себе 3 вопроса:
Например, если на сайте производителя какого-то продукта размещена статья о его безграничной полезности, изложенной в ней информации не следует доверять слишком уж сильно.
6. Думайте самостоятельно
Как уже было отмечено выше, наш мозг очень экономно расходует энергию, поэтому с готовностью соглашается с чужим мнением, если оно не противоречит нашим убеждениям и не доставляет дискомфорта. Особенно хорошо данный эффект заметен при чтении. Приготовившись получать полезную информацию, мы расслабляемся и доверяемся автору.
Конечно, это удобно и практично. Но лучше всё же осмысливать сказанное, находя аргументы для спора с автором. В идеале вы должны находить у него неточности и незначительные ошибки. Это не будет означать, что материал плохой, ведь все ошибаются. Это будет означать лишь то, что вы изучаете его действительно внимательно.
7. Не ожидайте идеального результата
Даже хорошо развитое критическое мышление подводит своих обладателей. Поэтому избавьтесь от перфекционизма и не расстраивайтесь, если вдруг кто-то ввёл вас в заблуждение, несмотря на все старания. Даже если критическое мышление даст осечку, это не значит, что оно перестанет быть полезным, поскольку будет много других ситуаций, в которых оно прекрасно справится со своей задачей.
Заключение
Критическое мышление – это один из самых полезных навыков в современном мире. Оно улучшает когнитивные способности и ведёт к более осознанной жизни. Поэтому не нужно жалеть времени и усилий на его развитие. Запишите 7 правил, которые мы рассмотрели выше, и старайтесь постоянно их соблюдать. И довольно скоро вы заметите, насколько чаще и легче вам удаётся критически осмысливать различные вещи в повседневной жизни.