Что такое кромка судового хода
Кромка судового хода
7. Кромка судового хода
Условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.
Примечание. Различают левобережную и правобережную кромки
Смотреть что такое «Кромка судового хода» в других словарях:
Кромка судового хода — условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;. Источник: Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте РФ… … Официальная терминология
кромка судового хода — Условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Примечание Различают левобережную и правобережную кромки. [ГОСТ 23903 79] Тематики пути водные внутр. и их навигац. оборуд … Справочник технического переводчика
кромка — 3.5 кромка (selvedge): Часть полотна материала, не покрытая крупнозернистой посыпкой или другим защитным слоем и предназначенная для соединения полотен материала внахлест. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23903-79: Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23903 79: Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения оригинал документа: 24. Береговой навигационный знак Береговой знак Примечание. К береговым навигационным знакам условно относят также знаки … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
бакен — плавучий навигационный знак, устанавливаемый на якоре для определения фарватера или указания навигационной опасности на реках и каналах. Является основным плавучим знаком на малых реках. Бакен состоит из плотика с укреплённой на нём надстройкой… … Энциклопедия техники
Бакен — У этого термина существуют и другие значения, см. Бакен (значения). Чёрный бакен Бакен, бакан (нидерл. baken … Википедия
Двигатели судовые — (паровые). Первое примѣненіе паровой машины, какъ суд. Д., сдѣлано въ 1801 г. англичаниномъ Симингтономъ, построившимъ пар. буксир. шлюпъ Charlotte Dundas. Спустя 6 лѣтъ въ Америкѣ построено Робертомъ Фультономъ первое пар. колес. судно Clermont; … Военная энциклопедия
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Бимсы — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Кромка судового хода
Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2002 N 4088)
Смотреть что такое «Кромка судового хода» в других словарях:
кромка судового хода — Условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Примечание Различают левобережную и правобережную кромки. [ГОСТ 23903 79] Тематики пути водные внутр. и их навигац. оборуд … Справочник технического переводчика
Кромка судового хода — 7. Кромка судового хода Условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Примечание. Различают левобережную и правобережную кромки Источник: ГОСТ 23903 79: Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
кромка — 3.5 кромка (selvedge): Часть полотна материала, не покрытая крупнозернистой посыпкой или другим защитным слоем и предназначенная для соединения полотен материала внахлест. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23903-79: Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23903 79: Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения оригинал документа: 24. Береговой навигационный знак Береговой знак Примечание. К береговым навигационным знакам условно относят также знаки … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
бакен — плавучий навигационный знак, устанавливаемый на якоре для определения фарватера или указания навигационной опасности на реках и каналах. Является основным плавучим знаком на малых реках. Бакен состоит из плотика с укреплённой на нём надстройкой… … Энциклопедия техники
Бакен — У этого термина существуют и другие значения, см. Бакен (значения). Чёрный бакен Бакен, бакан (нидерл. baken … Википедия
Двигатели судовые — (паровые). Первое примѣненіе паровой машины, какъ суд. Д., сдѣлано въ 1801 г. англичаниномъ Симингтономъ, построившимъ пар. буксир. шлюпъ Charlotte Dundas. Спустя 6 лѣтъ въ Америкѣ построено Робертомъ Фультономъ первое пар. колес. судно Clermont; … Военная энциклопедия
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Бимсы — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Лоция внутренних судоходных путей
По степени трудности судовождения перекаты можно разделить на две группы:
1. Незатруднителъные перекаты — перекаты без развитой затонной части с ровным подвальем, прямым судовым ходом, достаточной глубиной и шириной хода для больших судов.
На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, свальные течения незначительны. Расхождение и обгон на этих перекатах могут производиться только на маломерных судах с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность плавания.
2. Затруднительные перекаты перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Для такого переката характерны: извилистое корыто, небольшие глубина и ширина судового хода, свальные или затяжные течения. Расхождение и обгон на затруднительных перекатах для судов любых водоизмещении запрещены.
Искусственные препятствия.
К искусственным навигационным препятствиям относятся:
Запруда — гидротехническое сооружение, перегораживающее несудоходный рукав реки от берега до острова. Во время повышенных уровней воды запруда может уходить под воду и представлять опасность для маломерных судов.
Дамба — сооружение, расположенное параллельно берегу или под небольшим углом к нему. Дамба направляет поток воды вдоль судового хода и предохраняет берег от размывания.
Плотина — гидротехническое сооружение, перегораживающее реку по всей ее ширине. На судоходных реках для пропуска судов плотины оборудуются шлюзами.
Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление течения, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.
Случайные опасности:
К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т.п.Как правило, случайные опасности ограждаются навигационными знаками.
Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-топляки, дрейфующие куски торфа, фунта с растительностью и иные плавающие предметы.
Размещение на данном сайте информации персонального характера произведено в соответствии с требованиями ст.9 Федерального Закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Что такое кромка судового хода
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПУТИ ВОДНЫЕ ВНУТРЕННИЕ
И ИХ НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Термины и определения
Inland waterways and their navigational aids.
Terms and definitions
Дата введения 1981-01-01
РАЗРАБОТАН Министерством речного флота РСФСР
В.А.Кузнецов (руководитель темы), М.П.Головушкин, Е.М.Порочкин, А.В.Уваров
ВНЕСЕН Министерством речного флота РСФСР
Зам. министра А.П.Введенский
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1979 г. N 4444
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области внутренних водных путей и их навигационного оборудования.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено, и, соответственно, в графе “Определение” поставлен прочерк.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
Стандарт имеет обязательное приложение, содержащее термины и определения путевых и воднотранспортных характеристик.
1. Внутренний водный путь
Реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава
2. Внутренний судоходный путь
Внутренний водный путь, используемый для движения судов.
Внутренний судоходный путь может использоваться для лесосплава
3. Класс внутренних водных путей
Группа внутренних водных путей, устанавливаемая в зависимости от габаритов судового хода.
1. Класс внутренних водных путей устанавливают органы речного транспорта.
2. Класс внутренних водных путей применяют, как правило, при установлении подмостовых судоходных габаритов
4. Разряд внутренних водных путей
Группа внутренних водных путей, устанавливаемая в зависимости от волнового режима.
1. Разряд внутренних водных путей устанавливают органы речного транспорта.
2. Разряд внутренних водных путей применяют для соблюдения определенных требований к судам
Водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности или на карте
6. Ось судового хода
Условная линия, проходящая в средней части судового хода
7. Кромка судового хода
Условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.
Примечание. Различают левобережную и правобережную кромки
8. Габариты судового хода
Глубина, ширина, надводная высота и радиус закругления судового хода
9. Гарантированные габариты судового хода
Установленные наименьшие габариты судового хода при проектном уровне воды
10. Дифференцированная глубина судового хода
Глубина судового хода, величина которой устанавливается в зависимости от высоты уровня воды на опорном гидрологическом посту
11. Правый берег внутреннего водного пути
Берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.
Примечание. На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимают условно и устанавливают в навигационных документах
12. Левый берег внутреннего водного пути
Берег внутреннего водного пути, расположенный слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды
13. Навигационное оборудование внутреннего водного пути
Примечание. К навигационному оборудованию внутреннего водного пути относят, например, навигационные знаки и навигационные огни
14. Навигационный знак внутреннего водного пути
Знак, устанавливаемый на внутреннем водном пути для обозначения положения судового хода
15. Информационный навигационный знак
Навигационный знак для передачи сведений о состоянии и особенностях участка внутреннего водного пути
16. Плавучий навигационный знак
Примечание. К плавучим навигационным знакам относят, например, бакен, веху
17. Кромочный навигационный знак
Плавучий навигационный знак обозначения кромки судового хода
18. Поворотный навигационный знак
Плавучий навигационный знак обозначения крутого поворота на участках с ограниченным обзором, а также поворота судового хода на водохранилищах и озерах
19. Навигационный знак опасности
Плавучий навигационный знак обозначения особо опасных мест у кромки судового хода.
Примечание. Навигационный знак опасности является, как правило, знаком, дублирующим кромочный знак, и устанавливается в непосредственной близости от него
20. Свальный навигационный знак
Плавучий навигационный знак обозначения свального течения
21. Разделительный навигационный знак
Плавучий навигационный знак обозначения места разделения судового хода
22. Осевой навигационный знак
Плавучий навигационный знак обозначения оси судового хода
23. Поворотно-осевой навигационный знак
Плавучий навигационный знак обозначения места поворота оси судового хода
24. Береговой навигационный знак
Примечание. К береговым навигационным знакам условно относят также знаки, устанавливаемые на судоходных пролетах мостовых переходов и транспортных гидротехнических сооружениях.
25. Осевой линейный навигационный створ
Осевой линейный створ
Система из двух или трех береговых навигационных знаков или навигационных огней для обозначения оси судового хода
26. Щелевой навигационный створ
Система из трех береговых навигационных знаков или навигационных огней для обозначения направления и кромок судового хода
27. Кромочный навигационный створ
Система из двух береговых навигационных знаков или навигационных огней для обозначения кромки судового хода
28. Перевальный навигационный знак
Береговой навигационный знак для обозначения направления судового хода
29. Ходовой навигационный знак
Береговой навигационный знак для обозначения судового хода, проходящего вдоль берега
30. Весенний навигационный знак
Береговой навигационный знак для обозначения затопленных берегов
31. Ориентирный знак
Береговой навигационный знак для обозначения характерных мест берега
32. Навигационный огонь внутеннего водного пути
Сигнальный огонь на навигационном знаке внутреннего водного пути
33. Латеральная система
Система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода
34. Кардинальная система
Система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Берег внутреннего водного пути левый
Берег внутреннего водного пути правый
Определения лоция
Основные элементы рек.
Речные термины:
Заплесок— узкая полоса отлогого берега, примыкающая к воде.
Колебания уровня воды в реке.
Кроме перечисленных водных режимов следует отметить такое характерное явление для ряда территорий, как наводнение.
Регулирование водного режима в навигационный период осуществляется при помощи построенных на реках плотин и водохранилищ.
Навигационные речные опасности можно разделить на три группы: наносные образования в русле; искусственные препятствия и случайные опасности.
К характерным наносным образованиям в русле реки относятся:
Песчаные гряды. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное). Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд.
Глинистые и каменистые (неразмываемые) образования:
Основными элементами переката являются:
Во время половодий и паводков направление течения на перекате и на плесах расположено параллельно берегам долины реки, скорость течения на перекате уменьшается.
В межень направление течения во многом зависит от формы подвалья, если перекат имеет ровное подвалье, то свальное течение, как правило, отсутствует и наоборот.
Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению со скоростями, зависящими от уклона поверхности воды, размеров переносимых частиц грунта и т.д. В среднем течении крупных равнинных рек сдвиг перекатов может достигать до 100 метров в год.
Для безопасной проводки судна через перекаты основное условие заключается в том, чтобы судно было поставлено параллельно направлению струй течения. Кроме того, при подходе к гребню необходимо уменьшить скорость хода, так как при большой скорости, вытесненная корпусом вода, ударяясь о гребень переката и отражаясь от него, ударяется в подводную часть судна и вызывает изменение его направления движения (рыскливость).
Определение подводных опасностей судоводителем производится либо с помощь наметки, либо по внешнему виду поверхности воды.
Искусственные препятствия.
К искусственным навигационным препятствиям относятся:
Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление течения, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.
Случайные опасности.
К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т.п. Как правило, случайные опасности ограждаются навигационными знаками.
Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-топляки, дрейфующие куски торфа, фунта с растительностью и иные плавающие предметы.
Регулирование стока имеет отношение и к обеспечению судоходства. Оно уменьшает весенний подъем уровня и повышает меженный уровень воды, увеличивая глубину в маловодные периоды навигации.
К отрицательным сторонам образования водохранилищ следует отнести: сильные волнения; попуски воды вызывают колебания уровней с переформированием русла в нижнем бьефе; значительное влияние на окружающую среду и воспроизводство рыбных запасов.
Для укрытия судов от сильного шторма на водохранилищах имеются искусственные или естественные порты-убежища, сведения о которых даются в специальной лоции.
Для водохранилищ и озер характерны следующие колебания уровней воды:
При плавании вблизи берегов водохранилища или озера во время ветра судоводителю следует учитывать влияние на глубину нагонов и стонов воды.
Тягуны воздействуют на суда неодинаково и сила их действия зависит от многих факторов: от местонахождения судна, его размеров, места крепления швартовов и т.д.. При этом бывает так, что из двух рядом стоящих у причала судов, одно из них будет испытывать очень сильные горизонтальные или вертикальные резонансные перемещения, а на другое тягун не будет воздействовать.
Судоводителю следует знать особенности тягунов в данном порту, период колебания воды на акватории и особенности поведения своего судна при тягуне, чтобы не допустить его повреждений.
Навигационные опасности на водохранилищах и озерах
К навигационным опасностям на водохранилищах относятся:
Затопленный лес. Ложа водохранилищ в ряде районов до затоплений были покрыты лесом. Несмотря на то, что деревья должны вырубаться, это как правило, вне судового хода не делается. Кроме того, при обвале берегов, поросших лесом, водохранилище засоряется древесиной и корнями. В связи с этим судоводители при плавании по водохранилищу должны учитывать возможность наличия этой опасности.
Плавающий торф. В первые годы после образования водохранилища можно наблюдать на поверхности воды целые массивы всплывшего торфа. Они достигают площади в несколько гектар и толщины до нескольких метров. При плавании в недавно образованном водохранилище нужно быть предельно внимательным, чтобы не столкнуться с торфяным островом.
Растительные заросли. Прибрежные районы часто зарастают камышом и тростником, что создает препятствие для плавания на маломерных судах.
К навигационным опасностям на водохранилищах также следует отнести и некоторые навигационные препятствия, характерные для рек: остатки сооружений; косы и другие наносы в устьях впадающих рек; мели на поймах и извилистый судовой ход (если ход проходит по старому руслу); понижение уровня воды при сгонных ветрах; колебания уровня воды
Перечень опасностей на озерах мало чем отличается от опасностей, которые характерны для прибрежных морских районов. Основными опасностями на озерах являются: береговые отмели и косы; банки; мелководья; камни; заросли растительности возле берегов; затопленные суда и др. предметы.
Каналы.
Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бассейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы.
Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов и т.п.
Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным предприятиям и населенным пунктам.
По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием.
Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком).
Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насосов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает самотеком.
К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, относятся аварийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы.
Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта.
Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполнения.
Водоспуски предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды.
Порог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля. Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными. Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными.
К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы.
Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения перекладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1,5 метра.
Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные, в зависимости от величины подпорного уровня воды. Шлюзы имеются не только в каналах, но и на реках.
Сборный лист содержит схему участка, на который составлены и имеются в данном альбоме навигационные карты. Здесь же расположен лист условных обозначений. Эти обозначения использованы для нанесения на карту меженного судового хода, глубин, знаков навигационного оборудования, препятствий, ориентиров, и населенных пунктов и т.п.
Наиболее опасные для судовождения участки водного пути изображаются в более крупном масштабе.