Что такое круглая скульптура

Круглая скульптура

Смотреть что такое «Круглая скульптура» в других словарях:

Круглая скульптура — вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа. Произведения круглой… … Художественная энциклопедия

Круглая скульптура — Скульптурное произведение, не примыкающее к фону. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Круглая скульптура — вид скульптуры, представляющий собой самостоят. трехмерные объемы, не связ. (в отличие от рельефа) с плоскостью стены. Произв. К. С. могут быть рассчитаны как на одну, так и на неск. т. зр., а также на круговой обзор, при к ром смысл произв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

СКУЛЬПТУРА — (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю) ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в С. человек,… … Большая советская энциклопедия

Скульптура — Запрос «скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт Петербург), 1768 1770 гг … Википедия

скульптура — ы; ж. [лат. sculptura] 1. только ед. Вид изобразительного искусства: создание объёмных изображений (статуй, бюстов, барельефов и т.п.) путём лепки, высекания, резания или отливки; ваяние. Заниматься скульптурой. Изучать скульптуру. Произведения… … Энциклопедический словарь

скульптура — ы, ж. 1) только ед. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Древнегреческая скульптура. Скульптура Возрождения. Монументальная скульптура. В это… … Популярный словарь русского языка

Скульптура древнегреческая — известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая пластика греков VIII I вв. до н. э. Первые памятники С. д. определяются геометр, стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаич. эпоха С. д.… … Античный мир. Словарь-справочник.

Источник

Круглая скульптура

Смотреть что такое «Круглая скульптура» в других словарях:

Круглая скульптура — вид скульптуры, произведения которой (в отличие от Рельефа, представляют собой полные трёхмерные объёмы, не составляющие материального единства с плоскостью фона. Главные типы К. с.: статуя, бюст, скульптурная группа. Произведения К. с.… … Большая советская энциклопедия

Круглая скульптура — Скульптурное произведение, не примыкающее к фону. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Круглая скульптура — вид скульптуры, представляющий собой самостоят. трехмерные объемы, не связ. (в отличие от рельефа) с плоскостью стены. Произв. К. С. могут быть рассчитаны как на одну, так и на неск. т. зр., а также на круговой обзор, при к ром смысл произв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

СКУЛЬПТУРА — (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю) ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в С. человек,… … Большая советская энциклопедия

Скульптура — Запрос «скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт Петербург), 1768 1770 гг … Википедия

скульптура — ы; ж. [лат. sculptura] 1. только ед. Вид изобразительного искусства: создание объёмных изображений (статуй, бюстов, барельефов и т.п.) путём лепки, высекания, резания или отливки; ваяние. Заниматься скульптурой. Изучать скульптуру. Произведения… … Энциклопедический словарь

скульптура — ы, ж. 1) только ед. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Древнегреческая скульптура. Скульптура Возрождения. Монументальная скульптура. В это… … Популярный словарь русского языка

Скульптура древнегреческая — известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая пластика греков VIII I вв. до н. э. Первые памятники С. д. определяются геометр, стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаич. эпоха С. д.… … Античный мир. Словарь-справочник.

Источник

Круглая скульптура, ее виды и жанры

Кру́глая скульпту́ра — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа. Эта скульптура предназначена, в основном, для кругового осмотра.

Круглая скульптура делится на три вида: монумен­тальную, монументально-декоративную и станковую. Первая призвана выделяться на улицах и в архитектурных ансамблях, характеризуется общественно-значимой тематикой и пафосным исполнением. Вторая наоборот, должна гармонировать с окружающей средой и предназначена для украшения. Станковая скульптура предназначена для закрытых помещений. Кроме того, круглая скульптура подразделяется по жанрам: статуи (изображения человека в рост), скульптурные группы (объединения фигур), портреты (в том числе выполненные в виде статуй или скульптурных групп — групповые портреты) и анималистические произведения

По своей форме скульптура делится на круглую скульптуру и рельеф. О рельефе мы будем говорить поз­же. Круглой же скульптурой называется та, которую можно обойти. Ею может быть и памятник, и отдельная фигура, и маленькая статуэтка, и скульптурная группа, и бюст.

Круглая скульптура была особенно любима в антич­ной Греции и Риме. В средние века она прекратила свое существование и вернулась к жизни лишь в эпоху Воз­рождения. Вероятно, многие видели фоторепродукцию с «Давида» Донателло (ок. 13S6—1466): обнаженный юноша с тяжелым мечом попирает ногой отрубленную голову великана. Эта исполненная в 1408—1409 гг. ста­туя и была «первой ласточкой». С того времени круглая скульптура заново вошла в европейское искусство.

Круглая скульптура делится на три вида: монумен­тальную, монументально-декоративную и станковую. Монументальная скульптура содержит в себе прославле­ние кого-то или призыв к чему-то, для нее характерны героический пафос и общественно значимая тематика, ее место на городских площадях, улицах, в больших архи­тектурных ансамблях. Монументально-декоративная скульптура предназначена для украшения зданий, горо­дов, парков (decorare — по латыни «украшать»); естест­венно вписываясь в окружающую среду, она придает ей нарядность. Станковая скульптура предназначена для за­крытых помещений, мы встречаем ее в музеях, на выстав­ках, в общественных интерьерах. Название ее происходит от Слова «станок». Являющийся основным приспособле­нием для работы скульптора, станок состоит из деревян­ного треножника, на котором крепится круглая или квадратная вращающаяся подставка. Создавая скуль­птуру, художник периодически поворачивает ее, чтобы обработать все стороны в наиболее удобном положении и при самом выгодном освещении.

Станковая скульптура воссоздает облик человека, передает его характер, настроение и действия. В ней ху­дожник проявляет особое внимание к пропорциям формы, оттенкам движений и чувств, к завершенности обработ­ки материала. Станковую скульптуру обычно рассматри­вают на близком расстоянии. Стоя перед ней, зритель должен погрузиться в мир чувств, переживаний и харак­теров персонажей, заглянуть в их мысли, в их души. Поэтому нередко говорят, что станковая скульптура «вступает в диалог» со зрителем.

Не следует думать, что станковая скульптура имеет какие-нибудь преимущества перед монументальной или монументальная перед монументально-декоративной. В искусстве все три вида считаются равноценными: худо­жественное качество произведения отнюдь не зависит от его назначения. Декоративность, монументальность или станковость связаны, во-первых, с особенностями пласти­ческого мышления художника, а во-вторых, с задачами, которые он перед собой ставит. Некоторые скульпторы всю жизнь работали в каком-либо одном виде, другие — во всех трех. Вера Мухина, создательница знаменитой группы «Рабочий и колхозница», памятников Горькому в г. Горьком и Чайковскому в Москве, была также авто­ром многочисленных декоративных скульптур, станковых статуй и портретов и даже миниатюрных статуэток из фарфора и стекла.

Каковы же жанры круглой скульптуры, в первую очередь станковой? Расскажем о статуях, скульптурных группах, портретах и анималистических произведениях.

Значительная по размерам фигура, изображающая человека в рост, называется статуей. Чаще всего это станковые произведения. Лишь некоторые отдельные статуи — большого размера, героического содержания, рассчитанные на постоянное пребывание на воздухе,— мы считаем монументальными. В древности огромные по величине статуи именовали колоссами. В античной Гре­ции был знаменит Колосс Родосский, воздвигнутый жите­лями острова Родос в честь победы над македонскими войсками. По преданию, Колосс был так громаден, что когда он рухнул во время землетрясения, обломками его нагрузили караван из девятисот верблюдов. Грандиоз­ные статуи воздвигают и в настоящее время, но термин «колосс» теперь практически не употребляется.

Статуя должна легко и свободно восприниматься зрителем, убеждать его в своей жизненности, подлинно­сти. Создавая ее, художник прежде всего думает о весо­мости и полноте формы, о ее устойчивости. «Обрати внимание, как человек в каждой своей позе представля­ет свое тело для поддержки головы, самой тяжелой части тела, и как, опираясь на одну ногу, он всегда уста­навливает ее по отвесу к голове, как базу колонны», — объяснял теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404—1472). Поэтому скульптору не­обходимо во всех подробностях изучить устройство чело­веческого тела: он не может передать движение, не зная, при помощи каких мышц оно вызывается, не зная, какое мускульное напряжение стоит за тем или иным жестом. «Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каж­дую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изуми­тельную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше. С этой стороны анатомия прямо захватывает», — убеждала Голубкина. В настоящее время пластическую анатомию изучают в художественных училищах и институтах, путь к позна­нию всемерно облегчен для художника. Во времена Во­зрождения знание анатомии было привилегией только медиков; Микеланджело (1475—1564), чтобы изучить человеческое тело, препарировал трупы тайком, в одино­честве, по ночам: за подобные действия тогда карали смертной казнью. В античной Греции анатомии не знали даже врачи; греческие художники довольствовались на­блюдениями, но наблюдения эти были удивительно точ­ны. В V в. до н. э. Мироном была создана скульптура «Дискобол», изображающая атлета во время спортив­ных состязаний. Слегка повернув голову, атлет смотрит на руку, держащую диск; тело его напряжено, в нем ра­ботает каждый мускул; всей тяжестью опершись на полу­согнутую ногу, он словно готовится выпрямиться в мину­ту броска, сейчас диск оторвется от его руки и полетит в пространство. Современные кинооператоры, сняв спорт­сменов, бросающих диск, доказали, что Мирон запечат­лел мгновение, длящееся всего доли секунды.

Выразительность статуи — это выразительность объ­емов и масс, составляющих единое целое, одухотворен­ное и внутренне построенное. Создавая скульптуру, художник стремится увидеть ее «изнутри», конструктив­но, т. е. сперва утвердить ее остов, «скелет», а уже по­том придать ей внешние формы. Знаменитый француз­ский скульптор Огюст Роден (1840—1917) прямо советовал смотреть на поверхность лишь как на заверше­ние работы над объектом: «Вместо того, чтобы представ­лять себе различные части тела более или менее плоски­ми поверхностями, каждая выпуклость для меня соответ­ствовала внутренней структуре органов: в каждом утолщении торса или членов я пытался дать почувство­вать присутствие мускула или кости, развивающихся изнутри, в глубине под кожей. Правда моих фигур, таким образом, не была поверхностной, а как бы вырастала из глубины, как «сама жизнь».

Добиваясь созвучия пластических элементов, состав­ляющих фигуру, художники внимательно следят за взаимоотношением отдельных частей тела и их зависи­мостью от целого. Каждая часть должна отвечать ему величиной и характером: черепная коробка соответство­вать ширине плеч, величина глаз и лба — величине рта и подбородка. Только добившись, чтобы каждая де­таль стала частицей общего целого, скульптор достигает гармонии в произведении. Человеческое тело в скульпту­ре не обязано непременно быть идеально прекрасным. Оно может быть угловатым (такими нередко изобража­ют подростков), не слишком грациозным (художники 20-х годов показывали такими женщин-работниц), но в нем всегда должно присутствовать чудо соразмерности, соотнесенности всех частей, ощущение пропорциональ­ности и весомости пластических масс. Тогда «пробужда­ющиеся» будут действительно пробуждаться, «встаю­щие» вставать, фигуры обретут жизнь и дыхание.

Круглая скульптура очень чутко воспринимает свет; порой кажется, что она меняется в зависимости от осве­щения. Скользя по поверхности, свет может мягко обте­кать статую, выявляя гибкость и завершенность ее кон­туров, может контрастировать с тенью в углублениях, сверкать на подъемах и выпуклостях объемов. Но всег­да— и при рассеянном освещении, и при игре светоте­ни— он будет образовывать мерцающую среду, в кото­рой живет и с которой взаимодействует скульптура.

Скульптурная группа объединяет несколько фигур, связанных единым художественным замыслом, общно­стью сюжета и пластики. Она может состоять из двух, трех, четырех фигур и т. д., число их неограниченно. Реймонд Мейзон в посвященной трагедии Хиросимы композиции «Опаленная толпа» изобразил более трид­цати человек, охваченных смятением и ужасом.

Скульптурная группа всегда повествовательна, она рассказывает о чем-то зрителю. Рассказы эти могут быть и мифологическими, и реальными, и аллегорически­ми, и бытовыми. Создавая скульптурную группу, худож­ник тщательно обдумывает положение фигур, их позы, мимику и жесты. Не похожие одна на другую по облику, а порой и по настроению, они должны создавать единый ансамбль, раскрывающий идею произведения.

Скульптурную группу уместно сравнить с исполняе­мым оркестром концертом. Если каждая из фигур испол­няет роль какого-либо отдельного инструмента — рояля, скрипки, виолончели, — то вся группа в целом становит­ся подобной оркестру. Чтобы он звучал полноценно, нужна слаженная работа инструментов. Добиться этого нелегко. Зато и впечатление, остающееся от звучания оркестра, обычно значительно больше, чем от сольного исполнения.

Портреты в скульпуре

Произведение скульптуры, посвященное изображению какого-либо определенного, конкретного человека, назы­вают портретом.

Портрет может воспроизводить одного, двух или нескольких людей — в таких случаях он называ­ется парным или групповым. Портрет может показывать человека в рост, по пояс или только его голову. Наибо­лее часто встречается погрудное изображение, оно назы­вается бюстом.

Что такое круглая скульптура. Смотреть фото Что такое круглая скульптура. Смотреть картинку Что такое круглая скульптура. Картинка про Что такое круглая скульптура. Фото Что такое круглая скульптура

Первое требование, которое предъявляется к портре­ту, —это похожесть, передача индивидуального сходст­ва. Но сходство это не должно ограничиваться только внешними признаками. Воспроизводя черты лица портре­тируемого, художник на основе вдумчивого психологи­ческого анализа раскрывает его внутренний мир, сущ­ность его характера, его отношение к жизни. Нередко наряду с индивидуальным своеобразием скульптор под­черкивает в своей модели социально-типические черты, воссоздавая через ее облик обобщенный тип, свойствен­ный эпохе.

Портретный жанр получил особое распространение в Древнем Риме, многие исследователи считают, что портрет является самым крупным вкладом римлян в ми­ровое искусство. Не случайно все портреты, исполненные в определенном стиле, независимо от того, где и когда они были созданы, стали называться «римскими».

Римляне стремились к точному воспроизведению че­ловеческих лиц со всеми их неповторимыми индивидуаль­ными чертами. Их портреты реалистичны и порой даже натуралистичны: подчеркивая характерное в облике своих моделей, художники не пренебрегали такими под­робностями, как опустившиеся от старости углы рта, от­висающие от жира щеки, заросшие щетиной подбородки.

Правдив и реалистичен потрет императора Веспасиана (I в.). На толстой, «бычьей» шее массивная, почти четырехугольная голова с большими плоскими ушами, тяжелым, выступающим вперед подбородком и сверля­щим, острым взглядом маленьких глаз. В характерных чертах явственно читается характер Веспасиана, челове­ка твердой воли, настойчивого и решительного, но вмес­те с тем ограниченного, хитрого и грубого, не брезгующе­го никакими средствами в достижении цели. Портрет этот полностью подтверждает то, что рассказывали о нем его современники.

Римские историки — Тацит, Тит Ливии, Светоний, — клеймя агонизирующее рабовладельческое общество, пи­сали о порочных наклонностях и низменных чувствах многих императоров и полководцев. Римские скульпто­ры, взяв на себя роль своеобразных прокуроров, завер­шили их дело. Низкий лоб, тяжелый подозрительный взгляд, одутловатое пустое лицо — Нерон; выражение напыщенного тупого чванства, отсутствие всякой мысли в глазах — Вителлий; самодовольное упоение властью и холодная жестокость — Помпей.

В портрете скульптор может передать и сложность человеческих характеров, и свое отношение к ним. Рим­ский портрет — это портрет психологический. Существу­ют также портреты интимные, парадные, героические. В интимных портретах художник всматривается в мир эмоций и настроений близкого ему человека. В парадном стремится к облагораживанию облика портретируемого, к торжественному звучанию скульптуры. Западноевро­пейские и русские портреты царей и королей в большин­стве своем являются парадными. В героических портре­тах скульпторы, не приукрашивая внешности моделей, стараются выявить их нравственное величие и готов­ность к подвигу; обычно они добиваются этого, акценти­руя главное в характере портретируемого, отметая все второстепенное, случайное.

Из огромного количества портретов нам наиболее ин­тересны те, которые правдиво рассказывают о людях прошедших эпох, знакомят с обликом и характером вы­дающихся писателей, философов, государственных дея­телей. В ленинградском Эрмитаже хранится портрет Вольтера, исполненный французом Жаном-Антуаном Гудоном (1741—1828) в 1781 г. специально для России, по заказу Екатерины II. Представляя Вольтера глубо­ким стариком, художник противопоставляет дряхлости нерастраченный интерес великого писателя к жизни, энер­гию его. мысли. Пряча старческое тело в длинную одеж­ду, он сосредоточивает внимание зрителя на лице и ру­ках Вольтера, на его саркастической усмешке, на живом, несколько ироническом взгляде, чтобы передать его ос­троту, скульптор, сильно углубляя зрачок, оставляет в верхней части мраморный кусочек, который создает впечатление мерцающего в нем блика. Энергично взяв­шись за ручки кресла, писатель всем телом подается вперед — этим движением Гудон выявляет затаенную внутреннюю силу, огромный темперамент мыслителя. Изображенный им Вольтер вызывает невольное уважение и веру в силу человеческого духа.

В России величайшим мастером портрета был Федот Шубин (1740—1805), сын крестьянина из Холмогор.

Приехав в Петербург, он первое время работал дворцо­вым истопником, но вскоре его талантом заинтересовал­ся М. В. Ломоносов. Благодаря его покровительству Шубин окончил Академию художеств, работал в Пари­же и в Риме. Он был изумительным мастером: мрамор в его руках превращался то в дышащие жизнью розы, то в тончайшие кружева на шелковых рубашках, то в свер­кающие нити жемчуга. Но главным в искусстве скульп­тора были не великолепные детали, а глубокое проникно­вение во внутренний мир своих героев. Исполненный им в 1797 г. портрет Павла I дает царю полную и исчерпыва­ющую характеристику: за резкими диспропорциями лица скрывается и жестокость, и недоверие к людям, и посто­янное трагическое чувство одиночества, и показное само­довольство, и неверие в свои силы. Антитезой этому пор­трету становится портрет М. В. Ломоносова — человека с живым и энергичным лицом, гордо вскинутой крутоло­бой головой, любознательными и умными глазами; изоб­разив Ломоносова без парика, мундира и орденов, что по тем временам было вопиющим нарушением канонов, Шубин подчеркнул его демократичность и простоту.

Анималистический жанр

Далеко не все художники избирают портрет основ­ным жанром своего творчества, но мало кто совершенно обходит его: работа над портретом — это всегда размы­шление о современности и современнике.

Жанр, посвященный изображению животных, называ­ется анималистическим (от латинского слова animal, т. е. животное).

Жанр этот известен с древнейших эпох. Было время, когда он нес в себе культовое начало. Египтяне создава­ли образы человекоподобных богов с головами птиц и зверей, соединявшие в себе человеческие и животные формы. Это сочетание характерно и для прославленных египетских сфинксов (XVI—XV вв. до н. э.), существ с человеческими головами и львиными туловищами. Два сфинкса были перевезены в Петербург из Фив, столицы Древнего Египта, они и сейчас находятся на набережной Невы напротив Академии художеств. Это не просто изоб­ражения полулюдей-полузверей, но глубоко обобщенные и полные значительности образы, которые вполне соот­ветствуют нашим представлениям о реализме — сфинкса легко вообразить ожившим.

Анималистика существовала у всех народов. В Индии бережно сохраняется статуя священного быка в Майсуре, высеченная из монолита скалы, грандиозные изваяния слона и коня в Коцараке: конь яростно растаптывает демона, слон несет раненого воина. В Риме, на Капи­толийском холме, возвышается памятник волчице, по преданию выкормившей братьев-близнецов, основателей Рима. Эта волчица с проступающими под шкурой ребра­ми, настороженными ушами и оскаленной пастью была создана ок. 480 г. до н. э. неизвестным этрусским скульп­тором.

Для художника-анималиста очень важна способность’ подметить общий склад движений животного, его харак­тер, силу, ловкость или грацию. Иногда скульпторы со­поставляют пластику человека и пластику животных. Большим мастером в этом отношении был основатель русcкого анимализма Петр Клодт (1805—1867), им исполне­ны знаменитые группы «Укротители коней», венчающие Аничков мост в Ленинграде (1833—1849). В этих группах изображены различные моменты укрощения необъезжен­ного коня: поверженный при первой попытке обуздать вольное животное человек в конечном счете все же ока­зывается победителем, уверенно и гордо выступает рядом с подчинившимся его воле конем. Каждая из четырех групп основана на тщательном изучении живой натуры: изображенные Клодтом кони так подлинны, что кажется, можно увидеть не только напряжение их мышц, но и дрожь нетерпения, пробегающую по их телам.

В настоящее время, когда люди поняли необходимость сохранить биосферу и все существующие на земле формы жизни, роль анималиста становится особенно важной. Показывая разнообразие животного мира, его красоту, пытаясь проникнуть в характер наших собратьев по планете, художник должен пробудить у зрителя уважение ко всему живому, воспитать его не назиданием, но эсте­тической силой художественного образа. В XX в. оцене­на, наконец, жертвенная роль животного в построении человеческой цивилизации. В Японии поставлен памят­ник лягушке, верному помощнику медиков, в Швейца­рии — собаке, сенбернару Барри, спасшему более сорока человек из-под снежных завалов. У нас, в Колтушах под Ленинградом, где работал физиолог академик И. П. Пав­лов, также сооружен памятник собаке, его верной по­мощнице в научных исследованиях. «Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе, как существу нравственному» — в этих словах, записанных в принятой в Советском Союзе «Хар­тии охраны природы», выражена суть искусства лучших современных анималистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *