Что такое крупная сделка бюджетного автономного учреждения
Что такое крупная сделка бюджетного автономного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 26 апреля 2019 г. N 02-06-10/31240 Об определении размера крупной сделки
Учитывая, что порядок расчета размера крупной сделки регламентируется положениями Закона 7-ФЗ и Закона 174-ФЗ, применяемый бюджетными и автономными учреждениями в 2019 году порядок расчета размера крупной сделки аналогичен порядку расчета размера крупной сделки, применяемому бюджетными и автономными учреждениями в 2018 году.
Для расчета критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования необходимо использовать показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.
Согласно приказу Министерство финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 243н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н», установлена новая форма Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода в новой форме Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) отражается по строке 350 графы 10. При этом указанный приказ не регламентирует порядок расчета размера крупной сделки.
Дополнительно сообщаем, что с текстами указанных приказов Минфина России можно ознакомиться на сайте Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Применяемый бюджетными и автономными учреждениями в 2019 г. порядок расчета размера крупной сделки аналогичен порядку, применяемому в 2018 г.
Для расчета критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования используется показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.
Минфин установил новую форму Баланса (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода в новой форме отражается по строке 350 графы 10.
Что такое крупная сделка бюджетного автономного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 6 августа 2020 г. N 02-06-10/69236 О расчете контрольного показателя при определении цены крупной сделки бюджетного учреждения
Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).
Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».
Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01.01.2019
С 01.01.2018 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2019 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.
Что такое крупная сделка для бюджетных и автономных учреждений
Для бюджетных (автономных) учреждений законодательством введено понятие крупных сделок*(1).
По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.
При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.
Бюджетное учреждение может совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.
Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
Как определяли размер крупной сделки до 01.01.2019
Крупные сделки определяются исходя из показателя 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений регулируется Инструкцией № 33н*(2).
Специалисты финансового ведомства до 01.01.2019 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем. Получается, что ранее при расчете размера крупной сделки не учитывалась остаточная стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждений, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно.
Что изменилось сейчас
Отчетность за 2019 год бюджетные (автономные) учреждения представляли по обновленным формам. В частности, изменилась и форма Баланса (ф. 0503730). Соответственно, показатель строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730) с 01.01.2019 уже не является контрольной цифрой для расчета размера крупной сделки.
Итог актива Баланса (ф. 0503730) теперь формируется в строке 350 графы 10. Поскольку законодательством не установлено иное, то с 01.01.2019 расчет крупной сделки определяется исходя из этого показателя.
Отметим, что с 01.01.2019 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2019 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Обратим также внимание на то, что с 01.01.2019 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного Стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.
Кроме того, у учреждений, получающих имущество на основании договоров аренды и (или) безвозмездного пользования, показатель актива баланса может увеличиться на показатель остаточной стоимости прав пользования активами (показатель счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» за минусом показателя счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»).
Получается, что у большинства учреждений показатель для расчета размера крупной сделки должен вырасти, зачастую даже в несколько десятков раз.
Таким образом, с 01.01.2019 при определении размера крупной сделки бюджетные (автономные) учреждения используют показатель строки 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730). При этом уставом учреждения может быть определен меньший размер крупной сделки.
*(1) Смотрите:
— п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— статьи 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
*(2) Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
*(3) Письмо Минфина России от 25.03.2016 № 02-07-10/17076.
*(4) Приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».
Статья подготовлена
Крупные сделки автономного учреждения
«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 9
Ограничения на совершение крупных сделок установлены не только для коммерческих организаций, но и для учреждений госсектора, в том числе автономных учреждений. В статье расскажем, какие сделки считаются крупными для автономных организаций, что нужно учесть для совершения крупных сделок и каков порядок их совершения.
Вместо предисловия
Вместе с тем для совершения сделок, являющихся крупными, предусмотрен особый порядок, в том числе ограничения на совершение таковых.
Понятие крупной сделки
Обратимся к ст. 14 Закона N 174-ФЗ. Согласно данной норме крупной сделкой признается сделка, связанная:
При этом цена сделки или стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Такая сделка может совершаться автономным учреждением только с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Закона N 174-ФЗ).
Как определить размер крупной сделки?
При совершении отдельных операций в финансово-хозяйственной деятельности автономным учреждениям важно определить величину, при которой сделка считается крупной. В этом поможет Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
Согласно положениям данной Инструкции обязательным отчетом в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для автономных учреждений является баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).
Показатели отражаются в балансе в разрезе:
Показатель балансовой стоимости активов учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 (в графе 10 баланса (ф. 0503730)) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, расчеты по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе расчеты с учредителем).
При этом в балансовую стоимость активов, используемую при определении размера крупной сделки, не входит остаточная стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (Письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076).
Порядок совершения крупных сделок
Повторимся, что согласно п. 1 ст. 15 Закона N 174-ФЗ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.
Наблюдательный совет является одним из органов управления АУ, в котором должно быть не менее 5 и не более 11 членов (ст. 10 Закона N 174-ФЗ). Данный орган формируется из представителей:
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.
Отметим, что подробно порядок совершения крупных сделок может быть определен нормативным актом субъекта РФ или муниципалитета. Например, Постановлением Администрации города Губкинского от 14.08.2014 N 1959 утвержден Порядок предварительного одобрения совершения муниципальным автономным учреждением крупных сделок. В частности, согласно п. 4 данного Порядка для получения предварительного одобрения совершения крупной сделки учреждение должно представить в наблюдательный совет следующие документы:
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований Закона N 174-ФЗ и нормативных актов субъекта РФ или муниципалитета в данной области, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ (ч. 2 ст. 15 Закона N 174-ФЗ).
Примечание. Решение об одобрении (или неодобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в 2/3 голосов от общего числа голосов его членов (п. 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Из приведенной правовой нормы следует, что к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию при оспаривании крупной сделки, совершенной автономным учреждением с нарушением требований законодательства, относится осведомленность второй стороны в сделке об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.
Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.04.2014 N 09АП-10340/2014-ГК по делу N А40-138169/13 рассматривал дело о признании сделки недействительной. АУ заключило договор с ООО и просило признать его недействительным, поскольку была нарушена ст. 15 Закона N 174-ФЗ. Суд, рассматривая спор, пришел к выводу, что на момент заключения договора ООО не знало и не должно было знать о его подписании со стороны АУ с нарушением требований данного Закона: договор подписан 18.11.2011, тогда как информация о балансовой стоимости активов АУ была составлена только на 01.01.2012. То есть при заключении договора у ООО отсутствовала возможность установить характер сделки, равно как и не возникло оснований для сомнений в правомерности заключаемого договора, в наличии одобрения наблюдательного совета учреждения на заключение сделки. Соответственно, суд отказал АУ в удовлетворении требований.
Последствия для руководителя и самого учреждения
Согласно п. 3 ст. 15 Закона N 174-ФЗ руководитель автономного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований, установленных законодательством, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Убытки взыскиваются с руководителя учреждения в рамках трудового законодательства. Напомним, что согласно ст. 277 ТК РФ руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. А расчет убытков, причиненных руководителем, осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
К сведению. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Если факт совершения крупной сделки без согласования с наблюдательным советом выявлен учредителем, он может наложить на руководителя учреждения дисциплинарное взыскание. А это может стать основанием для лишения руководителя очередной стимулирующей выплаты. Если такие сделки будут выявляться периодически, это заставит учредителя задуматься о том, соответствует ли вообще руководитель требованиям к занимаемой должности.
Кроме того, следует учитывать, что руководитель учреждения, как, впрочем, и само учреждение, могут быть оштрафованы за нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Так, ст. 7.35 КоАП РФ:
Заинтересованность в совершении сделки
Говоря о крупных сделках автономных организаций, не можем не сказать о сделках с заинтересованностью. Речь идет о сделках, при которых имеется конфликт интересов. Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 174-ФЗ заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель учреждения и его заместители. При этом лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:
В случае если имеется заинтересованность в сделке, стороной которой является автономное учреждение, лицо, имеющее заинтересованность, до совершения сделки обязано уведомить руководителя и наблюдательный совет АУ об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке, в совершении которой оно может быть признано заинтересованным. Причем стоимость сделки не играет роли.
Вместе с тем сделка с заинтересованностью все-таки может быть совершена, но только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Предложение о совершении сделки совет может рассматривать в течение 15 календарных дней с момента его поступления, если уставом АУ не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 17 Закона N 174-ФЗ).
К сведению. Решение об одобрении сделки с заинтересованностью принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении такой сделки принимается учредителем данного учреждения.
Сделка с заинтересованностью вне зависимости от ее суммы может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя (п. 3 ст. 17 Закона N 174-ФЗ). Так, учреждение подало иск в суд с требованием о признании недействительной сделки по аренде земельного участка. В частности, администрация города передала в аренду автономному учреждению земельный участок. Директор учреждения обратилась с заявлением в администрацию о замене арендатора на частную автошколу. Администрация согласилась внести изменения в договор аренды. Однако впоследствии выяснилось, что директор учреждения являлась единственным учредителем автошколы, то есть заинтересованным лицом. А директор автошколы был членом наблюдательного совета учреждения. Между тем, поскольку наблюдательному совету о сделке не сообщалось и он не давал одобрения на перемену арендатора, сделка признана недействительной (Постановление АС ДВО от 18.04.2017 N Ф03-766/2017 по делу N А73-9967/2016).
Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.
Некоторые сделки автономное учреждение может совершать только после одобрения наблюдательного совета. К таковым относятся крупные сделки (если цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой на последнюю отчетную дату), а также сделки с заинтересованностью. Внимательнее относитесь к заключению договоров, и тогда сделку не признают недействительной.
Энциклопедия решений. Крупные сделки (для бюджетной сферы)
Крупные сделки госучреждений
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
В зависимости от типа учреждения (бюджетное, автономное) в законах, регулирующих их правовое положение, определение крупной сделки несколько отличается.
Законодательство не содержит понятие «взаимосвязанные сделки». В судебной практике*(1) отмечается, что для квалификации сделок как взаимосвязанных необходимо наличие совокупности ряда признаков, в том числе, но не исключительно:
— предметом всех сделок является имущество одного рода;
— сделки совершены с одним и тем же лицом или с взаимозависимыми лицами;
— единая хозяйственная цель, на достижение которой направлены сделки;
— совершение сделок в ограниченный промежуток времени;
— направленность сделок на исполнение ранее заключенных договоров.
Сделка признается крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения.
Внимание
В рекомендациях Минфина России от 22.10.2013 отмечается, что Минфином России подготовлены изменения в законодательство РФ, изменяющие подход к определению крупной сделки. Крупной сделкой предлагается признавать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с федеральным законом автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, но не менее чем сто тысяч рублей, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупными сделками не будут признаваться сделки, связанные с приобретением услуг связи, коммунальных услуг, внесением арендной платы по договорам аренды.
приобретенное за счет средств собственника
Приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности
Таким образом, предметом крупной сделки не является :
— особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет средств собственника;
— недвижимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет средств собственника;
— недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности;
— иное имущество учреждения, на распоряжение которым существуют ограничения, установленные законом.
Крупная сделка автономного учреждения до ее совершения должна быть одобрена наблюдательным советом учреждения (ст. 15 Закона N 174-ФЗ). Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Совершенная в отсутствие предварительного согласия (одобрения) крупная сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия (одобрения).
Руководитель несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Для казенных учреждений не предусмотрено понятие крупной сделки, как и какой-либо специальный порядок для их совершения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ распоряжение любым имуществом казенное учреждение осуществляет с согласия собственника имущества, а расходование денежных средств через процедуры санкционирования, установленные БК РФ.
В данном случае возникает вопрос о необходимости получать казенному учреждению от учредителя решение об одобрении или о совершении учреждением как участником закупки по результатам таких аукционов сделок с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.
С одной стороны, понятие крупной сделки, специальный порядок принятия решения о ее совершении для казенных учреждений законодательством не предусмотрены. С другой стороны, казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.
Ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений компетентных органов по данному вопросу представляется целесообразным для аккредитации на электронной торговой площадке предоставить ее оператору согласие учредителя казенного учреждения на совершение соответствующих сделок (заключение контрактов) с указанием их максимальной суммы.
*(1) см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 6172/09 и от 05.06.2012 N 17643/11.