Что такое кубовая набойка
Что такое кубовая набойка
После полного окисления Ингидо (синего красителя) на воздухе, происходит процесс, называемый «прочищением глазок» или «отквашиванием», когда ткань опускают в слабый раствор кислоты, позволяющий открыть («проявить», хотя, это не очень подходящее слово) белый рисунок и, заодно, закрепить его. Затем ткань сушат на солнышке. Т.о. происходит окрашивание натуральной ткани натуральным же красителем.
Источник: http://www.museum.ru/N50970
Выдержка из анонса выставки “Куб, манеры и синюха. Искусство кубовой набойки”.
«Ремесло кубовой набойки было утрачено в 30-е годы ХХ века. Своим названием набойка обязана процессу работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань. Название «кубовая» она получила от куба – большой деревянной кадки с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.
Резные доски, с помощью которых набивали узор, называли «манеры». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20х20 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным. Из полученной ткани «синюхи» шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.
Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью простых фигур разрабатывались растительные узоры – листики, ягодки, веточки, лепестковые цветы. Также встречались и более сложные изображения – всадник, птица Сирин, грифон, древо жизни и целые сюжетные композиции.
Развитие в России мануфактурной промышленности в конце ХIХ века вызвало резкое сокращение ремесленного производства и постепенно искусство кубовой набойки ушло в прошлое.»
Кубовая набойка
В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса (слова) –набойка и кубовое крашение индиго. От них ремесло и получило свое название. В чем же была суть этого процесса? На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат.
В древности орнамент наносили на ткань вручную при помощи резных досок или трафаретов. Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты у нас наносили резными досками «манерами».
Для этого на подушечку кистью наносили вапу, затем несколько раз набойную доску прикладывали к этой подушечке, и когда доска набирала достаточное количество вапы печатали – «набивали» на холсте, так производился каждый отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком — «колотушкой». Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в индиго.
Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» — многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок.
По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону.
Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой).
Набойка по ткани
Нанесение узора на ткань при помощи форм с рельефным рисунком
Набойка
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства. С её помощью получают узор монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным рисунком, а также ткань с узором (набивная ткань), полученным этим способом.
Изменение во времени
Набойка в разные исторические периоды менялась. Порой по узорам специалисты могут определить период изготовления.
Ткани XVI-XVII вв., дошли до нас сильно выгоревшими, но отличаются насыщенным орнаментом и прекрасной техникой печати. Узор наносили масляными красками на грубую тёмную ткань.
В XVII веке, к концу, узор всё более явно стал делиться на два основных типа: геометрический и состоящий из крупных насыщенных цветочных узоров.
В XVIII веке набойка становится более изысканной, узор не перегружен, орнамент подобран со вкусом.
А в XIX веке узор вновь становится более строгим. Появляется более сложная, кубовая набойка.
Народное искусство
Говоря о набойке, нельзя не отметить особо — искусство резчиков. Перед ними стояла непростая задача: передать в понятной форме образ, чтобы он был узнаваем, при этом, чтобы красиво лёг на ткань.
В узорах, в разное время, были востребованы растения, изображения людей, животных и даже жанровых сцен. Всё это требовало от мастера особой наблюдательности и умения выразить в штампе нужные образы.
Древнее искусство
Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов.
В России технология изготовления набивных тканей известна, по меньшей мере с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века.
Интерьер набойной мастерской в Этнографическом музее, СПб
В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка.
В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920-1930-х годах. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов.
Сарафан из ткани с набойкой. Коллекция ГИМ
Технология набойки
Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика.
Формы бывают резные деревянные — манеры, или наборные — медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.
Набоечные доски. Экспозиция в ВДПНИ
При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.
Кубовая набойка
Так стали называть способ набойки, при котором ткань опускалась в чан, имеющий форму куба. В чане была краска цвета «индиго». Индиго — природный краситель, его ещё называют кубовой.
Набивная ткань. Пример набоечного производства. Государственный Русский музей
Были мастера, специалисты по кубовой набойке, которые могли придать ткани разные оттенки синего, по желанию заказчика. Их называли «синильщики».
Сам метод заключается в том, что на белую ткань воском или глиной набивали узор. После опускали в куб с красителем. В конце операции воск или глина, а чаще всего специальная смесь — вапа, удалялись и получалась синяя ткань с белыми линиями узоров. Вапа не давала ткани прокрашиваться в местах узоров.
Промысел
Занятие набойкой по ткани частному мастеру было не под силу, поскольку для этого требовалось не мало рабочих рук и специальное оборудование. Было выгодно объединяться в артели.
Достаточно хорошо был развит промысел на Русском Севере, в Каргополье, а так же на территории Костромской, Вологодской, Тверской губерний и других.
Артели принимали заказы на ярмарках. Для этого научились изготавливать образцы. Известен самый большой образец, он хранится в Сергиевом Посаде, в Историко-культурном музее-заповеднике. Это полоса ткани длиной 10 метров, на которую нанесены разные узоры, разделённые полосами. Каждая полоса имеет свой номер.
В наше время промысел не имеет прежних масштабов и почти заменен машинным производством на фабриках. Но ручная набойка живёт, традиции продолжаются. Немало проводится мастер-классов, есть и мастерские по изготовлению тканей с ручной набойкой.
Платки
В наше время один из способов набойки до сих пор применяется при производстве платков на Павлово-Посадской фабрике.
Эскиз платка для набойки. Музей истории платка и шали
Как и в прежние времена, узоры состоят из сложных элементов, которые наносятся поэтапно. Многое делается вручную, хотя многое и автоматизировалось. Например формы набойных досок уже не вырезаются как раньше, мастерами резчиками, а изготавливаются на станках с программным управлением. Но принцип набойки остаётся.
Кубовая набойка
В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса (слова) –набойка и кубовое крашение индиго. От них ремесло и получило свое название. В чем же была суть этого процесса? На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат.
В древности орнамент наносили на ткань вручную при помощи резных досок или трафаретов. Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты у нас наносили резными досками «манерами».
По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону.
Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой).
С середины XIX в. желтую и зеленую набойку стали делать уже не за счет масляной краски, а употребляя «вапу» разного состава.
К середине XIX века из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Набивную ткань использовали для церковных облачений, полковых знамен и шатров. И, конечно же, в домашнем обиходе. Из нее делали занавески, полавочники. Обклеивали ею сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны и сарафаны, порты и рубахи.
Однако к концу XIX века набивное дело начало приходить в упадок. Развивалась мануфактурная промышленность. Новый виток популярности кубовая ручная набойка получила в начале XX в. После революции некоторые мастерские просуществовали до начала 30-х годов.
Сейчас искусство набойки возрождается. Появляются отдельные ремесленники, а порой и целые мастерские. Правда, XXI век вносит свои коррективы.
Некоторые используют полностью или частично современные красители и материалы, а кому-то интересно максимально воссоздать аутентичный способ кубовой набойки. Трансформируются мотивы. Благодаря энтузиазму этих мастеров набойка опять входит в нашу жизнь.
А художников, занимающихся именно кубовой набойкой, и вовсе единицы. Одним из таких мастеров стала Марионилла Саламатова из Сергиева Посада. Она возрождает старинную технику почти 2 года.
— Марионилла, как ты начала заниматься набойкой?
— То есть можно сказать, что ты освоила это ремесло по книжкам?
— Можно сказать по литературе и методом экспериментирования.
— Удивительно. Марионилла, а почему так мало мастеров занимаются именно кубовой набойкой?
— С одной стороны, это намного вреднее, чем акрил или масляные краски. Приходится дышать солями металлов, которые содержатся в вапе. С другой стороны, намного больше и временные затраты. Само крашение занимает много времени, процесс многоступенчатый. Также нельзя просто взять ткань, ее еще нужно приготовить к крашению, смыть аппрет (фабричная пропитка ткани), высушить, выгладить. Раньше синильщиками в основном были мужчины. В искусстве почти не бывает безвредных техник. Помните историю про золочение куполов Исакиевского собора?
— При золочении умерло 60 мастеров. Тогда это делали ртутным способом. Скорее всего, они знали на что шли.
— Марионилла, а как обстоит дело с тканью? Какую ткань ты выбираешь для набойки?
— В основном покупаю русский или белорусский лен. Или использую этнографический лен, домотканый.
— Марионилла, а можно ли выиграть какой-то грант или получить поддержку от государства на развитие старинного ремесла?
— У меня не возникало желания искать чьей-то помощи, все же для меня важно сохранять независимость – это дает свободу действий. Я рада моральной поддержке главы нашего сергиево-посадского отделения Союза художников России Ивана Ивановича Харченко. Сам он занимается батиком и наши текстильные проблемы принимает близко к сердцу. Но некоторые мастера имеют финансовую поддержку в лице Домов народного творчества, грантов, частных меценатов, что помогает более активному распространению набойки.
— Марионилла, спасибо большое за разговор.
— Благодарю Вас за интерес к этому виду искусства.
Удивительно, как мастера подобные Марионилле, не теряют энтузиазма и веры в свое дело. Они продолжают свой ежедневный тяжелый труд, что бы мы – жители мегаполисов – могли бы соприкоснуться с прошлым и увидеть забытую красоту.
Подробнее о творчестве Мариониллы тут
Все о набойке мастерской Лазурит Индигович тут
Кубовая набойка. Работаем с натуральным растительным красителем индиго
Удивительное кубовое крашение, древнее ремесло в наши дни.
Немного о возрождении, как происходит окрашивание.
(Фотографии процесса от Михаила Александрова, друга нашей набивной мастерской.)
Занятие натуральным окрашиванием ткани и процесс нанесения узора в древнейшей технике «ручной набойки» увлекают меня уже не первый год. Увлечение разрослось и выразилось в создании набивной мастерской. Ткани созданные как по этнографическим образцам с соблюдением старинных технологий, так и новые авторские работы с применением современных способов нанесения рисунка, основанных все же на опыте наших предков, нашли воплощение в изделиях созданных совместно с дизайнером Валентиной Сундуковой. Обо всем что происходит в нашем творческом пространстве буду постепенно рассказывать Вам! Надеюсь многое из мира старинных вещей и древнейших технологий, о которых мы даже не слышали, будет созвучно вашим представлением о красоте и гармонии! Ведь только на опыте наших предков, благодаря их накопленных веками знаний, мы видим мир таким, какой он есть.
Эти фотографии повествуют нам о древнейшем способе окрашивания ткани в красителе вырабатываемом из листьев Индигоферы Красильной. Этот краситель не растворим в воде, и что бы ткань после окрашивания не линяла а цвет радовал нас своим небесным оттенком долго, наши предки изобрели очень замысловатый метод. Подробнее о нем, я расскажу в специальной статье, а пока просто предлагаю заглянуть в мастерскую и увидеть некоторые этапы кубовой набойки.
Приготовленную ткань, набитую резервирующим составом «вапой» навивают на «баран»
Важно, правильно распределить ткань на «баране», для равномерного окрашивания.
Индиго не растворяется в воде. Поэтому «куб» имеет сложный химический состав
Глубина цвета достигается повторным погружением ткани в куб.
Кубовая набойка
Забытое ремесло — «кубовая набойка». Откуда оно к нам пришло? Почему исчезло более чем на 70 лет? И почему среди набойщиков почти не было женщин?
В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса (слова) –набойка и кубовое крашение индиго. От них ремесло и получило свое название. В чем же была суть этого процесса? На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат.
В древности орнамент наносили на ткань вручную при помощи резных досок или трафаретов. Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты у нас наносили резными досками «манерами».
Для этого на подушечку кистью наносили вапу, затем несколько раз набойную доску прикладывали к этой подушечке, и когда доска набирала достаточное количество вапы печатали – «набивали» на холсте, так производился каждый отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком — «колотушкой». Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в индиго.
Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» — многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок.
По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону.
Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой).
С середины XIX в. желтую и зеленую набойку стали делать уже не за счет масляной краски, а употребляя «вапу» разного состава.
К середине XIX века из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Набивную ткань использовали для церковных облачений, полковых знамен и шатров. И, конечно же, в домашнем обиходе. Из нее делали занавески, полавочники. Обклеивали ею сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны и сарафаны, порты и рубахи.
Однако к концу XIX века набивное дело начало приходить в упадок. Развивалась мануфактурная промышленность. Новый виток популярности кубовая ручная набойка получила в начале XX в. После революции некоторые мастерские просуществовали до начала 30-х годов.
Сейчас искусство набойки возрождается. Появляются отдельные ремесленники, а порой и целые мастерские. Правда, XXI век вносит свои коррективы.
Некоторые используют полностью или частично современные красители и материалы, а кому-то интересно максимально воссоздать аутентичный способ кубовой набойки. Трансформируются мотивы. Благодаря энтузиазму этих мастеров набойка опять входит в нашу жизнь.
А художников, занимающихся именно кубовой набойкой, и вовсе единицы. Одним из таких мастеров стала Марионилла Саламатова из Сергиева Посада. Она возрождает старинную технику почти 2 года.
— Марионилла, как ты начала заниматься набойкой?
— Все началось с вышивки. Лицевым шитьем занимаюсь около 20 лет. Все нити и ткани, за редким исключением, окрашиваю вручную, натуральными красителями, в соответствии с эскизом. Хороший синий цвет можно получить только окрашивая в индиго. Растительный пигмент индиготин в наибольшем количестве содержится в двух растениях: вайде и индигофере красильной. Так я познакомилась с кубовым крашением – индиготин нерастворим в воде, а значит и текстильные волокна невозможно покрасить в простом экстракте. Нужно нерастворимую форму перевести в растворимую – индиго в лейкоиндиго — белое индиго. Затем в интернете увидела работы Елены Диковой. Ее творчество послужило толчком к поиску интересных, лично для меня, тканей раннего средневековья, исполненных в технике резервной набойки и т.п. техниках. Оказалось, что кубовые ткани не ограничиваются этнографическим периодом, чему я очень обрадовалось. На данный момент собрался большой материал по ранней набойке, не только орнаментальной, но и с изображениями святых и праздников – это иконы 5-7вв. из Египта. Постепенно нашлось достаточно много литературы, и таким образом двигаюсь вперед.
— То есть можно сказать, что ты освоила это ремесло по книжкам?
— Можно сказать по литературе и методом экспериментирования.
— Удивительно. Марионилла, а почему так мало мастеров занимаются именно кубовой набойкой?
— С одной стороны, это намного вреднее, чем акрил или масляные краски. Приходится дышать солями металлов, которые содержатся в вапе. С другой стороны, намного больше и временные затраты. Само крашение занимает много времени, процесс многоступенчатый. Также нельзя просто взять ткань, ее еще нужно приготовить к крашению, смыть аппрет (фабричная пропитка ткани), высушить, выгладить. Раньше синильщиками в основном были мужчины. В искусстве почти не бывает безвредных техник. Помните историю про золочение куполов Исакиевского собора?
— При золочении умерло 60 мастеров. Тогда это делали ртутным способом. Скорее всего, они знали на что шли.
— Марионилла, а как обстоит дело с тканью? Какую ткань ты выбираешь для набойки?
— В основном покупаю русский или белорусский лен. Или использую этнографический лен, домотканый.
— Марионилла, а можно ли выиграть какой-то грант или получить поддержку от государства на развитие старинного ремесла?
— У меня не возникало желания искать чьей-то помощи, все же для меня важно сохранять независимость – это дает свободу действий. Я рада моральной поддержке главы нашего сергиево-посадского отделения Союза художников России Ивана Ивановича Харченко. Сам он занимается батиком и наши текстильные проблемы принимает близко к сердцу. Но некоторые мастера имеют финансовую поддержку в лице Домов народного творчества, грантов, частных меценатов, что помогает более активному распространению набойки.
— Марионилла, спасибо большое за разговор.
— Благодарю Вас за интерес к этому виду искусства.
Удивительно, как мастера подобные Марионилле, не теряют энтузиазма и веры в свое дело. Они продолжают свой ежедневный тяжелый труд, что бы мы – жители мегаполисов – могли бы соприкоснуться с прошлым и увидеть забытую красоту.
Подробнее о творчестве Мариониллы тут
Все о набойке мастерской Лазурит Индигович тут