Что такое кулички у черта
Что значит «У черта на куличках»? Где это? Как появилось такое выражение?
Существует две основные версии происхождения выражения «У ЧЕРТА НА КУЛИЧКАХ»? Однако его значение в обоих случаях одинаково.
Так и получили обычные слова свое второе, переносное значение: очень далеко, на краю света.
А еще можно отправиться «на кудыкину гору». Так отвечают на назойливый вопрос: куда идешь, спешишь, едешь?
Другая версия, которую в 1856 году высказал профессор Московского университета этнограф и фольклорист Иван Михайлович СНЕГИРЕВ. Согласно ей во второй половине 1666 года при церкви Кивра и Иоанна на Кулижках за Варварскими воротами близ Ивановского монастыря в Белом городе Москвы, в помещении, где жили старухи, сироты и подкидыши поселился демон.
«Вселился демон, выпущенный туда чародеем. Этот демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепицы; на печи, на полатях и в углах стучал и гремел, швырялся камнями, оставаясь при этом невидимым. Дошедшие до царя Алексея Михайловича слухи о «черте» обеспокоили его, и он «велел священникам молитвами действовать против злокозненного духа; но они ничего не успели и только раздразнили его, так что он начал обличать их в самых разных беззакониях».
Царь Алексей Михайлович призвал для изгнания демона преподобного Иллариона (1632-1708). За изгнание демона, Иллариона назвали: «царёв храбрый воин и в битве победитель, супостатом непреодолённый, нечистому духу страшный, а всему миру – явный и дивный чудотворец».
Это место находится недалеко от метро «Китай-город», но из-за того, что прежде это место было окраиной Москвы, поговорка «У черта на куличках означает «далекое место».
То, что появившееся впоследствии выражение «у черта на куличках» связано именно с церковью на Кулишках, узнал в 1856 году профессор Московского университета этнограф и фольклорист Иван Михайлович СНЕГИРЕВ после изучения «Жития» преосвященного Иллариона, строителя Флорищевой пустыни. Сейчас указанное место находится по нынешним меркам практически в центре столицы, недалеко от метро «Китай-город», но из-за того, что прежде это место было окраиной Москвы, поговорка «У черта на куличках означает «далекое место».
Откуда пошло выражение «у чёрта на куличках»? Где находятся эти «кулички»?
Скажем сразу, что это один из немногих русских афоризмов, чьё возникновение точно зафиксировано в историческое время в связи с определённым местом и событием. Только, если быть точным, надо произносить: на Кулишках. «Кулички», которые «пекут» дети, не имеют к этому ни малейшего отношения. А связано это выражение напрямую с топонимикой Москвы.
Кулишки это в самом центре Москвы
Вряд ли все москвичи знают, что в центре их города есть Кулишки. Их названия не осталось ни в улицах, ни в переулках. Это старинное урочище, бывшее тут ещё до основания города. И какие бы потом посады и слободы не возникали на этом месте, церкви всегда вели преемственность названий от первоначального урочища: такой-то и такой-то храм на Кулишках.
Ныне на Кулишках, по адресу Славянская площадь, 2, располагается храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. Раньше в этом районе были и другие храмы.
По нынешнему адресу улица Солянка, 4, строение 4, в 17 веке стоял каменный храм во имя Живоначальной Троицы. В просторечии: Троицын храм на Кулишках. Вот в нём и разыгрались события, приведшие к появлению вышеозначенной фразы.
Как на Кулишках разыгралась нечистая сила
Это был 1666 год – время суровой идеологической (пока) борьбы между приверженцами нового и старого обряда. Как раз после этого года светская власть всеми силами перейдёт в наступление на старообрядцев.
А в Троицкой церкви на Кулишках случилось вот что. Там разыгрался чёрт. В буквальном смысле. Ну то есть бесовские проделки стали совершаться средь бела дня на глазах православных. Конкретно: в церковном приюте для старых и немощных летали по воздуху предметы, людей сбрасывало с лавок, раздавались громкие богохульства, которые не произносил никто из людей. Короче, нечистая сила. В наше время назвали бы: полтергейст.
В те времена для борьбы с полтергейстом были испытанные средства: молитвы и святая вода. Местные церковные власти, отчаявшись изгнать беса сами, призвали на помощь монаха Лариона Ананьева, славившегося даром чудотворения. Сам царь Алексей Михайлович челобитьем вызвал старца из его келии. В последующем Ларион стал епископом Суздальским и Юрьевским.
Пять недель инок Ларион храбро сражался крестом и молитвой и одолел. Нечистый дух вышел вон из Троицкой церкви. Но москвичи крепко запомнили соблазнительное происшествие, а оттуда слава о нём разнеслась уже по всей России. Правда, не везде название Кулишки произносили по-московски, а в соответствии с местными диалектами и Кулички.
Со временем происхождение выражения забылось. Помнили только, что где-то «на куличках» буйствовал чёрт. И этим выражением стали посылать в «дальнее пешее путешествие».
Но что там было реально? Если исключить сверхъестественные причины, то могло быть вот что. Церковью нового обряда, официальной, в разгар борьбы с оппонентами, было явлено, в посрамление им, что и троперстие успешно борется с разгулом нечистой силы. Ради этого, скорее всего, и было разыграна вся комедия.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
У черта на куличках (Крылатые слова, Максимов С.В.)
Книга «Крылатые слова» (1899 г.) писателя и исследователя русского языка Максимова Сергея Васильевича (1831 – 1901).
Русский человек вообще любит часто вспоминать про эту нежить, нечистого, лукавого и злого духа, причем богомольные люди стараются незаметно сделать рукой крестное знамение или творят про себя глухую молитву. Иные «чертыхаются», впрочем, не столько с сердцов, сколько по дурной, худо сдерживаемой привычке. Посылают и недруга, и докучливого человека, и всех «ко всем чертям» или в «тартарары», еще не так далеко, как это кажется и как думают о том сами сердитые и вспыльчивые люди. Богатырские сказки и священные легенды учат, застращивая, и уверяют, назидая, что, как вымолвишь черта, так он тут и появится с длинным хвостом и острыми рогами. Он готов купить душу и потом оказывать за то всякие услуги. Около святых, по пословице, они любят водиться даже в особину, как и в болотах, в таком множестве, что кажется, здесь у них самое лакомое и любимое место для недремлющей и неустанной охоты и стойки. Если же кто живет у черта, да еще при этом на куличках — это уже так далеко, что и вообразить трудно. Последнее выражение только в таком смысле и употребляется, хотя (следует заметить) произносится неправильно. Никакого слова «кулички» в русском языке нет, и уменьшительного имени этого рода ни от какого коренного произвести невозможно. От кулича выйдут куличики, а от кулика — кулички с знаменательным переносом ударения. Если же восстановим в этом слове одну лишь коренную букву и скажем «на кулижках», тем достигаем настоящего смысла выражения и можем приступить к его объяснению и оправданию, как к православному и крещеному.
Кулиги и кулижки — очень известное и весьма употребительное слово по всему лесному северу России, хотя оно, очевидно, не русское, а взято напрокат у тех инородческих племен, которые раньше славянского заняли студеные страны. Они не сладили с ними и мало-помалу начали вырождаться и «погибоша, аки обри», говоря словами одного из древнейших, но уже в народе давно и совершенно исчезнувших летописных присловий. Слово «кулига» взято у этих несчастных языческих племен и, по обычаю, приведено и окрещено в русскую веру <Инородческое окончание "га" повторяется в бесчисленном множестве слов домашнего обихода, но в особенности знаменательно в названиях таких крупных урочищ, как озера и реки. Таковы, например: Волга, Ветлуга, Онега (река и озера), Мягрига, Синдега, Куенга, Лапшенга, Пинега, Вага и т. д. (Примеч. С. В. Максимова.)>. Вот как это случилось.
Когда дремучий и могучий богатырь студеных стран России, хвойный лес, ослабевает в силах растительных, в нем местами являются прогалины, плешины, поляны. Здесь растет торопливо, сильно и густо трава с цветами всякого вида и ягодами всякого рода в обилии. Эти лесные острова и есть «кулиги». Дикие инородцы, у которых все боги злые и немилостивые, признали такие редкие места за жилища старшего керемети. А так как и его тоже, что и старшин и всякое начальство, надо умилостивлять приношениями ценного и приятного, то в таких местах собираются до сих пор приносить керемети жертвы. Колют оленей, овец, телок, жеребят; наедаются досыта и напиваются допьяна, поют и скачут. Другого применения этим кулигам дикие звероловы не могли придумать. Пошумят, поломаются, обманут совесть и разойдутся по лесным трущобам, чтобы не сердить и не беспокоить бога. Его это места: оно им зачуровано и потому для всех свято.
Когда пришел сюда же русский человек, то он сейчас вспомнил, что от перегноя трав на этих местах самая плодородная почва, которую любят и рожь и ячмень. Тут он и поставил избу и приладил крест. Кереметь испугалась, отступилась и ушла с того места прочь. А, так как русские люди тянулись сюда, по своему обычаю и привычке, целыми артелями, лесные же деревья тоже размножались и жили плотными общинами (сосна — так кругом сосна, ель — так все ель), то переселенцам и пришлось немного призадуматься. Непролазные леса в этих суровых местах на кулиги неохотливы, легче им жить плотной стеной. Полян, то есть травяных островов, или безлесных равнин, в них немного — все больше сырые болота, где хорошо живется только одним чертям, да и из них подбираются особенные — водяники: нагие, все укутанные в тину, умелые плавать на колодах, целый день жить в воде и показываться только ночью.
Задумываться, однако же, привелось не долго таким людям, которые пришли в дремучие леса с сохой, топором и огнивом; начали они рубить деревья топором под самый корень, валить вершинами в одну кучу и в одно место и жечь. Стали выходить искусственные поляны, как места для жильев и пахоты; звали их назади, когда врубались в покинутые леса, «лядами, лядиками, огнищами». Это в западных лесах. В северных лесах, когда начали валить их, углубляясь в чащи с речных и озерных побережьев, прозвали такие новые места и валками, и новями, и новинами, и гарями, и росчистями, и пожегами, и подсеками, и починками. Чем дальше заходили вглубь, тем больше растеривали и забывали старые слова и все такие «чищобы» под пожню (для травы) и под пашню (для хлебов) стали звать чужим и готовым словом «кулиги». Так и осталось оно за ними на всем огромном востоке России, и выражение «кулижное хозяйство» принято теперь учеными людьми для пользования в книгах и пущено в ход в их сочинениях. Для хлебопашца в лесах это единственный выход и исключительный способ, отчего, как убеждается читатель, и такое множество синонимов на одно и то же слово, обозначенное в старинных актах общим именем «на сыром корени». «Да то все управит мати божия, что есть беды принял о месте сем!» — воскликнул святой и смиренный Антоний Римлянин, один из первых насельников новгородских кулиг и покорителей северных суровых стран.
Для пущего убеждения в географической распространенности и исторической известности слова «кулига» имеем возможность указать даже на Москву. В те времена, когда этот город, по обычаю и приемам всего государства, созидался и ширился в лесных теснинах и трущобах, под жилые слободы отбили места таким же повинным, или кулижным, способом. В слободах этих, которые потом вошли в состав Москвы, выстроились церкви, устоявшие до наших дней под непонятным теперь для москвичей названием Троицы (за Ивановским монастырем), Рождества богородицы (на Стрелке) и Всех святых (за Варварскими воротами) «на кулижках». Это в трех местах Москвы, где на сухой горе, среди соснового леса, то есть на настоящем бору, несколько раньше выстроена была одна из древнейших церквей Кремля, собор Спаса на бору. При этом следует заметить, что московские чистобаи (наречие которых принято литературой и в разговорном языке) произносят слово «кулижки» правильно. Грамотеи же, вроде настоятелей тех церквей и составителей указателей, пишут его неверно, заменяя букву «ж» буквою «ш». Повторился тот же придаток к живым урочищам и церквам и в других русских городах, где селения на кулижных росчистях также вошли в городскую границу.
На этом сравнительно позднейшем сказании, записанном в малоизвестном житии, иные сами готовы (и советуют) основывать объяснение заглавного выражения (конечно, на произволящего).
Когда и на искусственных кулигах становилось жить тесно, а почва начала утрачивать силу плодородия, уходили от отцов взрослые и старшие сыновья, от дядей племянники и т. п. При полной свободе переходов, с помощию людей богатых, которые давали от себя даром и соху, и топор, и рабочую лошадь, брели врозь с насиженных и родимых мест так далеко, что и вести достигать переставали. Да и как и через кого перекинуться словом, когда стали жить у черта на кулижках? Когда припугнули трусливых и диких инородцев огненным боем, который вспыхивал внезапно, гремел гулко и разил наповал и насмерть,— кулиги стали подвигаться еще дальше, где уже, по присловью, и небо заколочено досками и колокольчик не звонит.
Примечания
↑ 1) — звательный падеж (ныне вышедший из употребления) от слова «калугер» — монах.
«У черта на Куличках» – это где?
Автор: Angel · Опубликовано 16.04.2018 · Обновлено 17.04.2018
Выражение «у черта на куличках» известно многим, оно даже стало народной поговоркой. Между тем, у этого выражения есть реальная историческая основа, и даже определенное конкретное место – «на куличках». Чертовы кулички, сегодня обозначающее места очень далекие, на самом деле находятся в самом центре Москвы – недалеко от метро “Китай-город”.
Осенью и зимой 1666 года в церкви Кира и Иоанна на Куличках за Варварскими воротами близ Ивановского монастыря в Белом городе Москвы появился невидимый призрак. Этот призрак, говоря простым языком, хулиганил – сбрасывал ночевавших там старух и детей с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепицы, на печи, на полатях и в углах стучал и гремел, швырялся камнями – в общем, не давал покоя ни днем, ни ночью.
Церковь Кира и Иоанна на Солянке.Снесена в 1933 году
Поскольку храм располагался на Солянке, вблизи Кремля, то слухи о тамошних непорядках быстро достигли царских ушей. И царь Алексей Михайлович повелел священникам заняться этим делом, то есть подействовать на этого злого духа молитвами и изгнать его из помещения церкви. Однако священники оказались бессильны, наоборот – разозленный призрак принялся обличать святых служителей в самых разных беззакониях.
Только после этого на помощь призвали преподобного Иллариона (1632-1708) из Флорищевой пустыни, который пять недель молитвами и двумя иконами выгонял нечистого. Ему призрак признался, что имя его — Игнат, и что просто так он из церкви не уйдет. Но, несмотря на отчаянное сопротивление призрака, беспрерывная духовная борьба закончилась полным изгнанием «черта». Для закрепления победы Илларион еще 10 недель оставался в церкви, после чего удалился обратно в пустынь, а впоследствии стал митрополитом Суздальским и Юрьевским.
Так выглядит в наше время место «у черта на куличках»
Существуют разные гипотезы о причинах появления «черта» в церкви «на Куличках», одна из них гласит, что рядом с храмом и под храмом нашли вечный покой русские воины, павшие на поле Куликовской битвы. По-видимому, душа одного из них так и не смогла упокоиться, по крайней мере, до встречи с преподобным Илларионом.
Преподобный Илларион (1632-1708) из Флорищевой пустыни. Митрополит Суздальский и Юрьевский
Поскольку, по тогдашним понятиям, церковь Кира и Иоанна на Куличках находилась чуть ли не на окраинах Москвы, то история с мистическим изгнанием «черта» получила и значение того, что это где-то очень далеко – «у черта на куличках».