Что такое культ предков

Культ предков

Полезное

Смотреть что такое «Культ предков» в других словарях:

Культ предков — форма позднепервобытных верований, основ. на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей). Предки считаются хранителями земли и гарантами благосостояния своего рода (семьи, племени), они постоянно присутствуют среди живых и оказывают … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

культ предков — одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков. * * * КУЛЬТ ПРЕДКОВ КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков … Энциклопедический словарь

КУЛЬТ ПРЕДКОВ — одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков … Большой Энциклопедический словарь

КУЛЬТ ПРЕДКОВ — англ. cult of ancestors; нем. Ahnenkult. Проявляющееся в жертвоприношениях, заклинаниях, религиозном почитании душ или духов предков рода, племени, семьи. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Культ предков — одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывались способности влиять на жизнь потомков. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Культ предков — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия

Культ предков — одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, которым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. К. п. известен в отдельных материнско родовых обществах (Меланезия и Микронезия), особое… … Большая советская энциклопедия

КУЛЬТ ПРЕДКОВ — религ. почитание душ или духов предков рода, племени или семьи, к рым приписывалось влияние на жизнь потомков. Стремление расположить этих духов к живым выражалось в обрядах (жертвоприношения, поминальные церемонии и т. п.), связанных с останками … Советская историческая энциклопедия

Культ предков — (ancestor worship), почитание умерших предков, основанное на верованиях в то, что духи усопших сохраняют тесную связь с живыми родственниками и способны оказывать влияние на их жизнь. Духи предков могут быть мужскими и женскими, относиться к неск … Народы и культуры

КУЛЬТ ПРЕДКОВ — англ. cult of ancestors; нем. Ahnenkult. Проявляющееся в жертвоприношениях, заклинаниях, религиозном почитании душ или духов предков рода, племени, семьи … Толковый словарь по социологии

Источник

Культ предков

Ку́льт пре́дков — одна из древних и распространённых форм религии, заключавшаяся в поклонении умершим прародителям и сородичам [1]

Содержание

Общие черты

Стиль этой статьи, заимствованной из ЭСБЕ, неэнциклопедичен или нарушает нормы современного русского языка.

На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху.

Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками зависит от грубого понимания загробной жизни, какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти.

Культ предков в Индии

Индусы, в течение тысячелетий, каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями.

Культ предков в античности

Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами — добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи «богам-манам» или, у греков, «подземным богам». Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу.

Культ предков в Китае

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Культ предков в Японии

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Происхождение этого культа объясняется многими известными писателями, как страх перед духами и как результат жертвоприношения душам умерших, чтобы умилостивить их. Также можно приписать происхождению культа предков совершенно другую причину: не страх перед умершими, а любовь к ним способствовала возникновению обычая почитания и приношения кушанья и напитков в жертву душам. Благоговение перед родителями в некоторых случаях походило на боязнь, но все же чувство это пробуждалось любовью, а не страхом.

Культ предков был первой религией Японии и берет свое начало в далеких исторических временах, которым уже больше 2500 лет. Он существует и доныне в народе. У японцев есть три рода почитания предков: почитание всем народом родоначальника императорского дома, почитание святого покровителя данного места, что, как позже выяснилось, представляет собой отголосок родоначальников какого-либо рода его потомками, и, наконец, почитание предков членами их семейств. В каждом японском доме имеются две святыни: камидана, или «святое божественное место» и буцудан или «алтарь Будды».

В тех домах, где исповедуют синтоистскую религию, имеется ещё одна доска или камидана, посвященная исключительно почитанию предков семьи. На этой доске находятся могильные памятники с изображением имен предков, их возраста и дни их смерти. Эти памятные плиты называются митама-сиро, что означает «представители душ». Они обычно состоят из маленьких ящиков в форме синтоистских гробов. Жертвоприношения, состоящие из риса, кофе, рыбы, веток сасаки и фонариков находятся и на второй доске, точно также как на первой.

В буддийском доме, кроме камидана, есть ещё буцудан, где стоят памятники, на передней части которых начертаны имена умерших буддистов, а на обороте имена, которые носили их предки при жизни. Памятник большей частью бывает лакирован и иногда вделан в футляр, называемый цуси, а фамильные гербы часто помещаются на дощечке и на футляре. Перед памятниками обычно лежат в виде приношений цветы, ветки дерева сикими, чай, рис и другая растительная пища и постоянно присутствует запах ладана, а вечером зажигаются маленькие фонарики.

В святилище императорского дворца имеется три храма: Касикодокоро, Корэйдэн и Синдэн. Касикодокоро находится вблизи священного зеркала и посвящен культу императорского предка. Корэйдэн расположен к западу от Касикодокоро и посвящен культу всех императорских предков, начиная с первого императора. Третий храм, Синдэн, расположен к востоку от Касикодокоро и посвящен культу всех других божеств.

Культ предков у восточных славян

В религии славян было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с аграрным культом. Умершие предки считались покровителями семей. Почти все восточнославянские традиционные праздники содержали элементы культа предков. Его отголоски есть и на Святки, во время которых одной из главных блюд была кутья — древнее поминальное блюдо, а перед тем, как начать трапезу, выплескивали часть напитка на стол — для умерших; на Масленицу вместо напитка на окошко клали блин или отдавали блин нищим, также имел место обычай ходить к другу в гости — прощаться; обычай не передавать через порог возник из-за того, что в древности под порогом хоронили предков (с порогами связаны так же некоторые обряды и заговоры). Одним из главных праздников в честь усопших был Семик, во время начала которого старшие члены семьи ходили на могилы родителей, а во время трапезы также были поминальные блюда. Очень чётко поклонение предкам прослеживается во время Радоницы. Уже то, что ей предшествовал (справлялся во вторник) Навий день (понедельник), говорит об отношении праздника к почитанию умерших — «навий» на древнерусском означало «относящийся к умершим». В этот день всей деревней приходили на кладбище, женщины причитали, на могилы крошили и проливали еду и напитки, катали по ним яйца. [2]

Культ предков в Африке и Центральной Америке

Источник

Предков культ

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Культ предков — обоготворение мертвых, одна из самых древних и распространенных форм религии.

Содержание

О культе предков в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху.

Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками зависит от грубого понимания загробной жизни, какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти.

Культ предков в Индии

Индусы, в течение тысячелетий, каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями.

Культ предков в античности

Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами — добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи «богам-манам» или, у греков, «подземным богам». Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу.

Культ предков в Китае

Такое почитание мертвых обходилось древним грекам и римлянам и обходится в настоящее время индусам и китайцам очень дорого, так что и в древности, и теперь слышатся жалобы на его дороговизну. Особенно велики расходы, сопряженные с культом предков, в Китае.

Культ предков в Японии

Происхождение этого культа объясняется многими известными писателями, как страх перед духами и как результат жертвоприношения душам умерших, чтобы умилостивить их. Также можно приписать происхождению культа предков совершенно другую причину: не страх перед умершими, а любовь к ним способствовала возникновению обычая почитания и приношения кушанья и напитков в жертву душам. Благоговение перед родителями в некоторых случаях походило на боязнь, но все же чувство это пробуждалось любовью, а не страхом.

Культ предков был первой религией Японии и берет свое начало в далеких исторических временах, которым уже больше 2500 лет. Он существует и доныне в народе. У японцев есть три рода почитания предков: почитание всем народом родоначальника императорского дома, почитание святого покровителя данного места, что, как позже выяснилось, представляет собой отголосок родоначальников какого- либо рода его потомками, и, наконец, почитание предков членамиих семейств. В каждом японском доме имеются две святыни: камидана,или «святое божественное место» и бутсудан или «алтарь Будды».

В тех домах в которых исповедуют синтоистскую религию, имеется еще одна доска или камидана, посвященная исключительно почитанию предков семьи. На этой доске находятся могильные памятники с изображением имен предков, их возраста и дни их смерти. Эти памятные плиты называются митама-широ, что означает «представители душ». Они обычно состоят из маленьких ящиков в форме синтоистских гробов. Жертвоприношения, состоящие из риса, кофе, рыбы, веток сасаки и фонариков находятся и на второй доске, точно также как на первой.

В буддийском доме, кроме камидана, есть еще бутсудан, где стоят памятники, на пердней части которых начертаны имена умерших буддистов, а на обороте имена, которые носили их предки при жизни. Памятник большей частью бывает лакирован и иногда вделан в футляр, называемый цуси, а фамильные гербы часто помещаются на дощечке и на футляре. Перед памятниками обычно лежат в виде приношений цветы, ветки дерева сикими, чай, рис и другая растительная пища и постоянно присутствует запах ладана, а вечером зажигаются маленькие фонарики.

В святилище императорского дворца имеется три храма: Кашико-Докоро, Кварей- Ден и Шин-Ден. Кашико-Докоро находится вблизи священного зеркала и посвящен культу императорского предка. Кварей-Ден расположен к западу от Кашико-Докоро и посвящен культу всех императорских предков, начиная с первого императора. Третий храм, Шин-Ден, расположен к востоку от Кашико-Доколро и посвящен культу всех других божеств.

Культ предков у славян

В религии славян, как и других индоевропейцев, было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с известным поклонением жертвам. Роды и роженницы, покровители семей, были обоготворенными предками; русалки и мавки считались душами умерших, которые каждую весну вместе с природой как бы воскресали и с особыми обрядами встречался живыми. В честь русалок устраивались праздники (масляница, семик и др.), игры с переряживанием, приготовлялись определенные кушанья в виде жертвы предкам. Ещё до сих пор блины в народе считаются кушаньем для поминовения «родителей»; в некоторых местах выносится в лес горячий хлеб для русалок; огоньки на могилах признаются за блуждающие души.

Культ предков в Африке, Америке и в Австралии

Гвинейские негры прибегают к ним за помощью во всех испытаниях жизни; во время опасности или бедствия целые толпы их на вершинах холмов или на опушках леса взывают самым жалобным и трогательным тоном к духам предков; больной австралиец убежден, что в него вошёл и выедает ему печень какой-нибудь разгневанный дух умершего человека; патагонские знахари пляшут, кричат, барабанят, чтобы выгнать из больного злого духа кого-либо из предков; североамериканский индеец верит, испытав неудачу на охоте, что он пренебрег сделать какое-нибудь приношение духам предков и те послали ему наказание; зулус уверен, что он не должен поступать дурно с братьями, иначе покойный отец нашлет на него болезнь; остяки вырезают из дерева фигуры, изображающие предков, ставят их в юрте и поклоняются им.

Так как семье нужно иметь мужское потомство для продолжения культа, то брак приобретает религиозное значение и обязательность; безбрачие считается грехом и несчастьем. Из необходимости продолжать культ предков вытекал развод с бесплодной женой, a также обычай бездетных вдов выходить замуж за брата или ближайшего родственника умершего мужа; этим же объясняется легкость усыновления чужеродцев. К. предков является, таким образом, фактором, упрочивающим семью. В К. предков главную роль играют мужчины: они поклоняются, когда живы, им поклоняются, когда они умрут; женщины лишь присутствуют при священнодействиях. Это стоит в тесной связи с главенством отца в семье. Наследственное право многих народов приноровлено, в интересах культа, к тому, чтобы имущество умершего закрепить за продолжателем культа, а не за иным членом семьи.

Источник

Славянский культ предков

Традиция с почтением относиться к живым и мертвым родичам сохранилась у славян и по сегодняшний день. Только она имеет некоторые особенности, отличные от других народов. Сегодня традиции в полноценном виде возрождаются лишь в некоторых общинах. Славянский культ предков испокон веков имел связь с Богом Родом и Роженицами. Этим основателям родов великой славянской расы приносились требы (особые некровные подношения – сыр, мёд, хлеб, цветы, травы). Им молились, их имена восславлялись в песнях и славлениях.

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Почитание предков у славян

Издревле славянские народы старались не только восславить своих предков, ушедших в мир Нави (в Мир мёртвых), но также призвать на помощь в трудный час, задобрить их. Умершие родственники представлялись посланниками между Явным Миром и миром Нави. Так, у славян отмечено деление на «Тот Свет» (мир загробной жизни) и «Этот Свет» (мир живых людей).

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Культ предков у славян

На «Тот Свет» все люди уходят по-разному – кто-то умирает «своей» (естественной) смертью, кто-то от болезни, несчастного случая или гибели в бою за Родину. Если человек уходит из жизни в положенный час по старости, тогда за него не переживали, полагая, что ему уготовано лучшее место в Мире Нави. Но когда человек ушел из жизни самостоятельно (самоубийство), либо же утонул, подвергся нападению со стороны убийц и так далее, тогда его могли и не похоронить по традиционному обычаю — он считался «заложным покойником», представляющим опасность даже для своих родных. В этом случае считалось, что его дух блуждает, не имеет покоя, мятежен и может вредить живущим на земле.

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Культ предков славяне продолжают отправлять и по сей день. Общепринято сегодня совершать поминальные дни – время, когда требуется вспомнить умерших уже родителей, дедов, бабушек, прочую родню. Обрядовость сильно отличается от устоев былых времён, но кое-что сохранилось.

В древние времена, а также сегодня в старых деревнях, поминальная трапеза могла проходить прямо у дома, ведь ранее захоронения производились возле домов. Так прощались со своими предками уже после времён кродирования (ритуального сжигания умерших).

Всех дедов (ушедших родичей) также принято вспоминать несколько раз в году в поминальные дни, которые называются – «Деды». Накрывается стол дома, ставятся приборы для предков, выставляются кушанья. В некоторых обычаях принято разделять завтрак, обед и ужин на постный (в пятницу) и скоромный (в субботу). Таких периодов поминовения предков может быть у славян разных культур (украинской, белорусской, русской и других) несколько – от трех до шести.

Что такое культ предков. Смотреть фото Что такое культ предков. Смотреть картинку Что такое культ предков. Картинка про Что такое культ предков. Фото Что такое культ предков

Даты поминальных дней. Когда поминали Предков славяне?

С 19 марта по 22 апреля

Обращаются к Предкам весной, жгут по весне костёр из соломы, еловые ветки в доме для очищения дома и домашних. Разведение таких костров сопровождается «кликанием мёртвых» и ритуальным очищением и зачерчиванием дома свечой.

С 1 по 7 мая

Называют это время «Вешние Деды», «Родоницы», «Радуница» иль «Радоница» (также «Родоница», «Радовница», «Радошница», «Радунец»). Призывают Предков на охрану дома, на покровительство молодым семьям, кормят в это время землю яйцами и мёдом. Повторяются «оклички» — обращения к мертвым.

С 5 по 9 июня

Поминают Дедов, после праздник на весь мир, с играми и плясками, славление жизни. Происходит это во время «Зелёных Святок», в разгар молений о благополучии взошедших хлебов.

С 23 по 30 октября

Называют это время «Осенние Деды» («Навья Неделя»). Самый важный день Навьей Седьмицы – Дедова Суббота. В этот срок всё должно быть готово к поминальному ужину, зовут Дедов к столу. Всю неделю ставят поминальную еду, которой наутро кормят птиц. Прощание с Дедами – во вторую субботу. На этом годовые обряды поминовения предков заканчиваются, до следующей весны.
Так, сохраняя традиции культа предков, мы укрепляем свой род и будущее своих детей.

Источник

КУЛЬТ ПРЕДКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Культ предков – комплекс верований и обрядов, связанных с почитанием душ умерших родственников. Данный тип мифологических представлений сформировался в глубокой древности, связан с такими архаическими верованиями как анимизм, тотемизм, магия, шаманизм. Вероятно, культ предков является одной из старейших форм верований. Изначально он развивался, по-видимому, в русле тотемизма и предками, соответственно, считались некие мистические духи в облике животных или других явлений природы. При переходе же от первобытнообщинного строя к родовой общине у людей закреплялось представление о кровных родственных связях и их важности. С этого времени культ предков основан на почитании душ реальных кровных родственников человека.

На протяжении многих тысячелетий данный тип верований являлся одним из важнейших и основополагающих для многих народов, возможно, даже для большинства. Сохраняется он в культуре и поныне, однако в большинстве стран – в крайне усечённой и деградировавшей форме, у некоторых народов и вовсе практически исчез. Однако в некоторых культурах культ предков – живое явление, которое сохраняет свою значимость. Это, прежде всего, восточнославянские народы, Китай и Мексика.

В данной работе мы рассмотрим, какие из проявлений культа предков продолжают своё существование в современной культуре.

К примеру, в китайской традиции такие духи называются «шэнь», в славянской – «святые деды», «праведные душечки» и т.д. Именно таким духам воздавались почести. Если же человек при жизни совершил много серьёзных грехов и/или не был погребён должным образом – он может после смерти превратиться в злого духа и вредить живым. В Китае подобные духи обозначались словами «гуй» или «гуа-по» («потерянная душа»). В славянской культуре неправедные или неправильно похороненные люди после смерти могли превратиться в ходячих мертвецов, упырей, вампиров и т.п. нечистую силу, которую известный этнограф Д. Зеленин определил общим термином «заложные покойники» [2].

Одна из основных причин превращения умершего в злого духа – неуважение к нему и забвение о нём со стороны живых родственников. Если живые не помнят о мёртвых, те постепенно и сами утрачивают память о себе, теряют свою личность – и в результате могут начать вредить даже собственной семье. Как отмечает китаевед А. Маслов: «Гуй – дух, который утратил свою индивидуальность, не имеет имени, и поэтому ему невозможно совершать поклонения. Это – воплощённое начало инь, вредоносное не столько по своим функциям, сколько по своей сути… Если родственники по каким-то причинам забудут или не смогут поклоняться своему предку, его дух обратится в гуй или гуа по – «одинокую душу» или «покинутую душу», которая теперь будет пугать людей» [3].

Соответственно, главная обязанность живых по отношению к умершим – это помнить о них и выказывать им почтение при помощи специальных обрядов и ритуалов. Подобные представления и в наше время хорошо сохранились в Китае, у восточных славян, а также в Мексике и у некоторых других народов. Недавно даже вышел мультипликационный фильм компании «Дисней» – «Тайна Коко», основанный на мексиканской культуре, в котором важность памяти об умерших родственниках со стороны живых является лейтмотивом и основной идеей.

А вот в британской (кельтской) культуре некогда, по-видимому, также существовал развитый культ предков и был праздник почитания душ умерших родственников – Самайн (Самхайн, Самбайн, Самониос). Однако к настоящему времени он преобразовался в праздник Хэллоуин, который совершенно утратил связь с идеей памяти о душах предков, тем более праведных. Вместо «добропорядочных» кровных родственников данный праздник выказывает интерес к посторонней для человека нечистой силе.

У народов, где культ предков сохранился в своём естественном виде, прослеживается представление, что особое почтение нужно выказывать предкам до 3-4 поколения. Потомки должны помнить их имена, знать об их жизни и личностных качествах и т.д. Более далёкие предки переходят в разряд мифических первопредков. При этом в Китае в число таких первопредков людьми часто включаются не только реальные родственники, но и знаменитые люди древности (например, Конфуций, Лао Цзы и др.) или божества (бог домашнего очага Цай-шэнь, бодхисатва Гуань-инь и др.).

Первопредком всего китайского народа считается верховное божество, бог неба Жёлтый император Хуан-ди. Российский исследователь М. Ермаков пишет об этом: «Почитание совершенномудрых правителей-прародителей всегда было в Китае частью культа предков, но ближайшие десятилетия обещают стать свидетелями единоличного культа Жёлтого владыки» [4].

У древних славян, видимо, тоже существовало представление о божественном первопредке. Вероятно, им был бог солнца Даждьбог, внуками которого в «Слове о полку Игореве» названы русские князья. Подобная теория находит подтверждение и при сравнительном анализе славянской мифологии с родственными индоевропейскими. А именно: в индийской мифологии люди также являются потомками бога солнца Сурьи-Вивасвята.

Также есть гипотеза о том, что важнейшую роль в духовной жизни древних славян играло почитание бога Рода, который, в частности, являлся покровителем именно рода как всей протяжённости поколений определённой семьи. Следовательно, образ бога Рода непосредственно связан с культом предков. В современности происходит возрождение древней славянской языческой мифологии и люди, которые занимаются этим делом, часто называют себя «родноверами», имея в виду не только то, что язычество – родная вера для славян, но также зачастую подразумевая и ключевое место бога Рода в данных верованиях.

Во многих регионах Беларуси, России и у других славянских народов также сохранилось представление, что домовой является духом далёкого предка семьи, в доме которой он живёт. Такое понимание данного образа родственно, на наш взгляд, китайским представлениям о мифических первопредках. Также с ними соотносятся взгляды славян на давно умерших членов рода, чьи имена забыты, которые наделяются статусом мифических родоначальников семьи.

В Китае под влиянием учения Конфуция и его последователей принцип «сыновней почтительности» приобрёл статус важнейшей социальной доктрины. В соответствии с ней, вся общественная иерархия строится на почитании родителей (в более широком смысле, младшими – старших). М. Ермаков отмечает по этому поводу: «…Культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын – от простолюдина до императора – посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и социального порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью» [4].

Относительно места культа предков в славянской культуре исследовательница Е. Левкиевская пишет: «Комплекс поверий и обрядов, связанных с почитанием предков, пронизывает все слои традиционной культуры… и занимает ключевое место в славянских мифологических представлениях… Мифологической основой почитания предков является представление о постоянной связи, существующей между живыми и умершими членами рода» [6, с. 249].

Не только живые люди являются членами семьи и должны чтить родственные связи. И по славянским, и по китайским верованиям, для души умершего человека также крайне важно оставаться членом рода и сохранять связь со своими родственниками – как живыми, так и другими умершими. Именно при этих условиях душа после смерти сохраняет свою личность и находит покой в ином мире. Память живых потомков обеспечивает для души сохранение её собственной памяти. Не случайно в самих названиях предков в славянской культуре («деды» и «бабы», «святые родители» и др.) подчёркивается их принадлежность к роду.

Если живые чтят усопших, те могут помогать своей семье. У славян, китайцев и некоторых других народов существуют верования, что предки могут, к примеру, давать советы или предсказывать будущее, являясь родственникам во сне. Они могут излечивать болезни, дарить удачу в делах и т.п. Однако, и живые родственники также помогают умершим – в первую очередь, путём правильного исполнения погребальных обрядов, облегчают их путь на тот свет и обретение там новой жизни. Таким образом, связь между душами предков и живыми потомками двусторонняя, помощь обоюдная.

В современной культуре большинство людей уже не понимает тех глубоких мистических представлений, которые лежат в основе традиционных верований и обрядов. Однако некоторые из озвученных выше аспектов культа предков вполне осознанно воспринимаются современными людьми. Например, то, что умершие родственники могут являться живым во сне или в виде птиц и помогать, предупреждать о чём-то – вполне распространённое представление до сих пор. Причём люди, которые склонны в это верить, также понимают, что подобная связь и помощь возможны только при условии уважительного отношения к усопшим.

Любопытно отметить, что время проведения подобных праздников также сходно у разных народов. Чаще всего наиболее важные из этих праздников отмечаются весной и осенью и некоторым образом взаимосвязаны с природными явлениями (такими как наступление тёплого/холодного времени года, прорастание/увядание растений, прилёт/отлёт птиц в тёплые края и др.), а также с сельскохозяйственными работами.

Причём в самой мифологии у разных народов существует объяснение для данной периодичности. Она связана с представлениями о том, что на зиму проход в загробный мир закрывается и души умерших не могут выйти оттуда. В тёплое же время года ворота мира мёртвых открываются, и предки могут навестить живых – к примеру, в облике птиц (таким образом, в частности, объясняется отлёт птиц на юг и их возвращение в славянской культуре).

Можно высказать предположение, что с этими представлениями также связана и разница в обрядовой части праздников у многих народов. Так, на весенние праздники у многих народов принято посещать могилы родичей. Возможно, ранее это было основано на вере в то, что духи выходят из иного мира через собственную могилу и, соответственно, встречать их следует именно там? На осенние же праздники чаще принято устраивать поминальную трапезу дома. Вероятно, потому, что души предков за лето успели перебраться в дом и провожать их следует оттуда?

Праздник Хэллоуин, как мы говорили выше, утратил связь с культом предков, тем ни менее связь с рассматриваемыми в данном пункте представлениями сохранилась и в нём. Отмечается он по-прежнему осенью, а именно – 31 октября. Собственно, примерно тогда же, когда и славянский, и мексиканский праздники. Как указывает исследователь С. Аллен, у древних кельтов год в принципе делился на две части – «светлую» и «тёмную», и последняя начиналась как раз после Самайна, а «светлая», соответственно, весной, после праздника Бельтайн [1, с. 101-102]. Кельтские неоязычники – представители культуры Викки – проводят возрождение традиций культа предков, отождествляя Хэллоуин с праздником Самайн [9].

Древний кельтский Самайн был отчётливо связан с окончанием сельскохозяйственных работ (в древние времена скорее животноводческих) и наступлением осени. О времени сбора урожая в Хэллоуине до сих пор напоминают тыквы как непременный атрибут данного праздника. А вера в разгул нечистой силы в эту ночь является реликтом представлений о закрывающихся после неё вратах в иной мир. Соответственно, не только души предков, но и любые другие нематериальные и сверхъестественные сущности (например, сиды) на этот праздник получают последний в году шанс погулять в мире живых. Авторы энциклопедии «Кельтская мифология» пишут об этом: «Самхейн считался временем, когда как бы исчезали все привычные преграды между миром смертных и Потусторонним миром… Считалось, что в этот день духи из Потустороннего мира могут свободно наведываться в гости к простым смертным… Именно эта связь Самхейна с потусторонними силами и объясняет странную связь между ведьмами, колдунами и прочими потусторонними существами и праздником Хэллоуин» [5, с. 591-592].

Культ предков некогда занимал важнейшее место и играл значительную роль в духовной жизни людей. Архетипичность и традиционность данного комплекса верований и обрядов позволила ему сохраниться во многих культурах и до наших дней. При этом мифологические представления, обряды и ритуалы, связанные с почитанием душ умерших родственников, имеют много общего в разных странах мира. Вероятно, это объясняется как раз архетипичностью мифологии, т.к. предположение о взаимном влиянии, к примеру, древней китайской, славянской и мексиканской культур представляется достаточно спорным.

Совпадения наблюдаются как в представлениях о сущности души и её посмертном существовании, так и в верованиях об особой связи между членами семьи не только при жизни, но и после смерти, а также в праздниках и ритуалах, связанных с поминовением душ усопших. В традиционной народной культуре большинства народов семья, род имеют первостепенное значение для человека – и подобные представления отразились в сходстве верований и обычаев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *