Что такое культовые вещи
Историческое значение
Вам будет интересно: Слова с двойным значением: определение, примеры употребления
В переносном значении
В современном обществе редко можно встретить настоящие культы с обрядами и ритуалами. Однако все еще существуют люди и произведения искусства, известные и уважаемые настолько, чтобы сформировать вокруг них какой-то особый уровень почтения и восхищения. Это может быть, к примеру, талантливый политик, интересный фильм, роман-бестселлер или дорогая картина. Такие вещи вполне можно назвать культовыми.
Вот несколько примеров того, как можно употребить слово «культовый» в этом значении:
В узких кругах
Несмотря на то, что нельзя считать небольшие объединения людей по интересам полноценными культами или даже чем-то близким к ним, прилагательное «культовый» в их отношении все же прижилось. Так говорят о чем-то очень известном в сравнительно небольших группах людей. Например:
То есть, данное значение слова «культовый» подразумевает, что названный персонаж, исполнитель или автор может не быть кумиром миллионов, но считаться легендой в определенных группах людей.
История создания культовых вещей мира моды
Концепция быстрой моды широко рассматривается как довольно новая концепция, созданная такими брендами, как Zara, способная продавать тенденции на рекордной скорости по доступным ценам. Современная «быстрая мода» очень непостоянна, однако есть такие вещи, которые будут модными всегда.
ВсеЗнаешь.ру расскажет вам о создании таких культовых вещей как бикини, маленькое черное платье или бюстгальтер изменивший навсегда мир моды.
Культовые изобретения моды
Джинсы
В 17 веке из итальянской Генуи начала возить парусиновую ткань, получившую название «дженес». В конце 19 века предприниматель Ливай Страусс стал обладателем патента на производство комбинезонов для рабочих с карманами без бретелей с карманами для монет, денег и ножа. Таким образом джинсы стали самой любимой одеждой ковбоев, грузчиков и золотоискателей. А сегодня они завоевали любовь всего мира. Более того, фирма Ливая существует и по сей день – Levi’s.
Каблуки
В это сложно поверить, но вплоть до 17 века каблуки присутствовали только в мужском гардеробе. В Европе средних веков носили громоздкие башмаки на деревянной подошве, чтобы обувь не настолько сильно пачкалась из-за нечистот и грязи. В 14 веке обувь на каблуках носили всадники, так как такая только такая обувь не скользила в стремени. Каблуки-шпильки – это изобретение 20 века, без которого невозможно представить современный женский гардероб.
Бикини
Впервые широкая общественность увидела раздельный купальник в 1946 году, когда на парижском подиуме Мишель Бернардини продемонстрировала создание дизайнера Луи Реара. Сразу же и вокруг нового купальника, и вокруг ее имени разгорелся неслыханный скандал, потому как в те времена настолько откровенный вид купальника был невероятной дерзостью. Купальник назвали в честь атолла Бикини, который испытал на себе работу ядерной бомбы. Такой купальник прекратил шокировать людей только спустя несколько лет, ну а когда его надели Мэрилин Монро и Бриджит Бардо, все вопросы окончательно отпали.
Маленькое черное платье
Вокруг творения гениальной Коко Шанель витает большое количество легенд. Поговаривают, что дизайнер терпеть не могла вычурные и пышные платья, она хотела изменить облик современных ей женщин, этим и вдохновилась на создание своего шедевра.
По другой информации, Шанель создала платье в память об умершем любимом в 1926 году. Маленькое черное платье было революционным изобретением, а авторитетный Vogue назвал его фордом среди платьев. До сих пор маленькое черное платье – это эталон элегантности и безупречного вкуса, оно никогда не выйдет из моды.
Самые модные вещи
Нейлоновые чулки
До начала 20 века у модниц был небольшой выбор: шелковые чулки или колючие шерстяные. Однако в 1935 году на свет появился нейлон, детище химиков американской компании DuPont. Это был материал, который обещал быть тоньше паутины и сильнее стали. Чулки из этого материала сметали с полок, потому что они были очень прочными, недорого стоили и очень красиво облегали ногу. Чуть позднее стали выпускать и нейлоновые колготки, а спустя еще какое-то время чулки и колготки из нейлона стали обязательной составляющей женского гардероба.
Кожаная куртка
Бомбер был придуман в годы Первой мировой войны в США, и предназначался для летчиков, так как она была невероятно удобна в носке и защищала от холода. Фирма Schott в 1928 году создала кожаную куртку на молнии (косуху). Изначально куртка предназначалась для мотоциклистов, но ее надевали и военные. Безусловно, в том, что косуха вошла в народ, немалую роль сыграли голливудские фильмы, а в музыкальном мире впервые в ней появился Элвис Пресли. Ну а после того, как на большом экране в косухе появился Марлон Брандо (фильм «Дикарь»), кожаная куртка навсегда стала символом бунтарства и свободы.
Мини-юбка
Мэри Куант была модельером – дизайнером, у которой в Лондоне был небольшой трендовый магазин. За самыми модными новинками вся молодежь шла к ней. В конце 1950-х годов здесь появилась на свет «мини-юбка» названная в честь любимого автомобиля Куант Mini, которая молниеносно сметалась с полок и стала поводом для возмущения невероятного количества людей во всем мире. Однако, 60-е были бунтарскими, поэтому совсем скоро мини уже надела Жаклин Кеннеди, а несколько позже Мэри Куант получила орден Британской империи из рук самой Елизаветы II.
Всегда в моде
Плащ – макинтош
Элегантный и простой плащ из водоотталкивающей ткани создают сотни брендов во всем мире, и мало кто знает, что изобрели его по чистой случайности. Чарльз Макинтош был химиком, он много экспериментировал, но в тот день он случайно капнул на свой пиджак раствор каучука, после чего обнаружил, что ткань больше не пропускала воду. Позднее он создал компанию, которая производила водонепроницаемые плащи. Однако первые партии плащей были не очень хороши, так как от них пахло резиной, они трескались на морозе и плавились на жаре. С течением времени качество ткани конечно же улучшилось, а в гардеробе современного человека плотно обосновалась эта стильная и удобная вещь.
Бюстгальтер
Этот предмет женского гардероба изобретался не один раз, и часто видоизменялся. В древности женщины надевали на грудь повязки, потом они перешил на корсеты, и лишь к началу 20 века бюстгальтер стал приобретать знакомый нам вид. Впервые эта вещь начала производится под маркой Caresse Crosby, однако у привыкших к корсетам покупательниц они не вызывали по началу никакого интереса. С течением времени они становились все более востребованными, так как стали появляться модели, сочетающие в себе практичность и красоту.
Самые культовые и знаковые вещи брендов, которые появились за эти 15 лет
10 вещей, которые покорили модный мир.
Пожалуй, дизайнеры не так уж часто изобретают велосипед. Они, скорее, возвращают в новые коллекции знаковые модели прошлого, переосмысливая и освежая их, а также подстраивая под современный тон. Однако за последние 15 лет модным домам удалось придумать и выпустить такие вещи, которые уже считаются классикой и регулярно возвращаются на подиум в новом прочтении и в наш гардероб. Сегодня вспоминаем десять таких знаковых моделей, сумок, обуви и предметов одежды, которые ассоциируются у нас с модой последних 15 лет.
Сумка Chanel Boy
Сумка Chanel Boy
Карл Лагерфельд придумал новую модель сумки в 2011 году, и с тех пор она не исчезает из списков заветных желаний девушек по всему миру. Новая модель быстро встала в ряд бестселлеров наравне с культовыми 2.55 и Classic. Сумку Лагерфельд посвятил первой любви Габриэль Шанель — Бою Кейпелу. Модель получилась более андрогинной и смелой, но от того не менее практичной и классической.
Футболка Dior
С этой вещи началась эра феминизма в Dior. Мария Грация Кьюри презентовала футболку на показе в 2017 году, и новинка тут же стала популярной и модной. Белую модель с феминистским лозунгом тогда хотели все и носили самые удачливые и счастливые поклонники бренда, а у Кьюри появилось больше фанатов среди женщин и феминистов.
Мюли Gucci Princetown
Мюли Gucci Princetown
Благодаря этой обуви Алессандро Микеле заполучил себе место одного из самых ярких и культовых дизайнеров современности, впервые представив меховые мюли Princetown, переосмысленную версию культовых лоферов Horsebit, в своей дебютной коллекции для Gucci. Тогда в этой обуви начали ходить все, и они стали неким символом новой эры модного дома. Несмотря на то, что ажиотаж вокруг этой модели уже давно стих, на улице то и дело встретишь какого-нибудь модника в этой обуви.
Сумка Fendi Peekaboo
Сумка Fendi Peekaboo ISeeU
Действительно одна из самых знаковых сумок итальянского дома моды существует вот уже десять лет и за это время не потеряла популярности. Наоборот, в 2020 году бренд обновил линейку этих сумок, а лицом новой коллекции стала Зои Дойч.
Зои Дойч стала лицом Fendi Peekaboo Читать
Поясная сумка Louis Vuitton x Supreme
Поясная сумка Louis Vuitton x Supreme
Капсульную коллекцию в коллаборации со стритвир-маркой французский дом моды презентовал в 2017 году. Тогда некоторые скептически отнеслись к такому сотрудничеству, однако после презентации быстро записались в лист ожидания. Все хотели ярко-красные рюкзаки и поясные сумки (а кто-то даже бейсбольную биту), а вся капсула быстро стала символом новой эры в индустрии моды, когда люкс и стритвир идут рука об руку.
Туфли Valentino Garavani Rockstud
Кожаные туфли Valentino Garavani Rockstud
Коллекция Rockstud стала синонимом новой роскоши. Модный дом презентовал эту коллекцию в 2010 году, дополнив классические туфли, сумки и аксессуары металлическими шипами. Такая смесь стилей пришлась многим по вкусу, и с тех пор узнаваемые модели обуви и сумок выпускаются каждый год.
Сумка Alexander Wang Rocco
Сумка Alexander Wang Rocco
Бренд Alexander Wang появился в 2005 году, и с тех самых пор завоевал свое место под солнцем благодаря узнаваемому стилю и миксу винтажа, гранжа и рок-н-ролла. Одной из знаковых вещей за всю историю существования марки стала сумка Rocco Duffel с металлическими шипами, украсившими дно аксессуара.
Желтый ремень с логотипом Off-White
Всего лишь один ремень проложил дорогу на олимп славы Вирджилу Абло. Желтый ультрадлинный аксессуар в индустриальном стиле в 2017 году стал звездой всех стритстайл-хроник мира.
Мюли Bottega Veneta
Мюли Bottega Veneta
Эта обувь обеспечила бренду первое место в списке самых популярных марок 2019 года, а ее создателю, Дэниелу Ли, — премию лучшего дизайнера женских аксессуаров на British Fashion Awards. И мы вам не поверим, что вы хотя бы один раз не задумывались о том, чтобы приобрести себе эту культовую пару с квадратным мысом и на тонком каблуке!
Сумка Jacquemus Le Chiquito
Сумка Jacquemus Le Chiquito Moyen medium
Как бы мы ни критиковали это изобретение Jacquemus, миниатюрная сумочка Le Chiquito наделала шума в индустрии моды. Теперь с ней ходят все передовые модницы, а Симон Порт Жакмюс числится в списке топовых дизайнеров современности.
Культовые вещи мира моды
Мода – это искусство. Как и любой другой его вид, fashion-мир подарил нам прекрасные произведения, которые модная общественность величает шедеврами. Под эту категорию попадают «общепризнанные» вещи и аксессуары, которые навсегда вошли в историю как показатель безупречного вкуса и образец стиля. Несмотря на века или десятилетия, минувшие с моментами их создания, такие детали находятся «в тренде», удерживая статус элитарной вещи. Поговорим о культовых вещах в мире моды!
Jil Sander: Шапка с вуалью
Идея создания трикотажной шапки, украшенной сеточкой, принадлежит американскому дизайнеру Stephen Johnson. Дебютировала вещь в 2012 году в осенне-зимней коллекции Модного Дома Jil Sander. Стоит отметить, что разработкой коллекций указанного Дома моды в то время занимался креативный директор Raf Simons, а Jil Sander, которой ошибочно приписываются лавры fashion-детали, находилась в «продолжительном отпуске».
Hermes: Шелковый платок
Легендарный шелковый платок, представленный в различных вариациях, считается «вечным» аксессуаром и, по мнению критиков, не имеет аналогов в мире моды. Роскошная вещь для истинной модницы.
Givenchy: Черное платье
Афоризм об обязательном присутствии черного платья в гардеробе каждой представительницы женского пола ассоциируется преимущественно с Коко Шанель, однако образ в черном одеянии, который возникает при этом, принадлежит другой иконе стиля – Одри Хепберн. Блестяще сыгранная роль в фильме «Завтрак у Тиффани», в которой главная героиня была одета в черное платье от Givenchy, будто является наглядной иллюстрацией к знаменитому афоризму Мадемуазель. В дальнейшем строгое одеяние стало фирменным знаком Модного дома Givenchy.
Dior: Пышная юбка с высокой талией
Актуальная тенденция носить пышные юбки с высокой талией и длиною «в пол» в мире моды ассоциируется с эпохой new look Christian Dior и началом 50-х годов. И хотя в последнее время длина пышных юбок стала значительно короче, а силуэт приобрел менее пышные очертания «та самая» юбка сегодня является одним из самых известных изделий в мире. Современные модницы научились сочетать ее весьма неожиданным образом – с растянутыми свитерами грубой вязки, заправленными во внутрь, и ботинками на шнуровке в стиле милитари.
Burberry: Тренч песочного цвета
Скроенный по фигуре двубортный тренч цвета сamel, что в переводе с английского означает «верблюжий» – классика на века, изделие, которое никогда не выйдет из моды. Знаменитый женский тренч является «визитной карточкой» Модного Дома Burberry, который сегодня выпускает несколько линеек одежды – London, Brit, Prorsum и Sport, в каждой из которых, своя коллекция тренчей с различными вариантами дизайна и отделки.
Chanel: Твидовый жакет
Классический жакет из твида с узнаваемой отделкой по краю ворота и борта – фирменное изделие Дома Высокой моды Chanel. Данный вариант жакета один из самых копируемых в мире моды учреждениями масс-маркет. Оригинальное изделие носили в свое время Жаклин Кеннеди и Грейс Келли. Твидовый жакет с претензией на Chanel нередко «эксплуатируют» также модные блоггеры, вдыхая в него новую fashion-жизнь.
Yves Saint Laurent: Женский смокинг
Модный фетиш, представленный общественности в 1961 году, по мнению ее создателя, является альтернативой маленькому черному платью. В гардеробе женщины смокинг обязательная вещь – считает Ив Сен Лоран, и каждый новый сезон продолжает радовать публику «свежим» вариантом гениального творения.
Missoni: Вязаный шарф
Цвета и орнамент знаменитого изделия мастера смешиваются так искусно, что ни одному другому дизайнеру еще не удавалось достичь такого же совершенства в своих работах. Трудно поверить, что история рождения процветающего бренда берет свое начало в 1953 году в маленькой мастерской вязаных изделий городка Галларате в Италии.
Chiristian Louboutin: Туфли
Высокие туфли «с красным следом» – олицетворение женской сексуальности. Многие знаменитости предпочитают носить именно такую эффектную обувь. Примечательна история создания культовых туфель. Согласно одной из версий, французский модельер в своих эскизах всегда подчеркивал красным карандашом наиболее важную часть обуви, на которую исполнителям образца стоило обратить самое пристальное внимание. Однако увидев однажды результат своих трудов, модельер пришел в ужас, созданная им новая коллекция не обладала и крупицами того шарма и элегантности, которая была вложена им в эскизы. Сравнив бумажный и реальный вариант туфель, модельер понял в чем причина. Так на свет появились лаконичные туфли в серебристом, золотом и бежевом исполнении с красной подошвой.
Коко Шанель: Мальтийский крест в украшениях
Браслеты с мальтийскими крестами, созданные Герцогом ди Вердура для несравненной Мадемуазель, положили начало новому всплеску «духовности» в мире моды. Византийские мотивы до сих пор привлекают внимание дизайнеров и находят отражение в драгоценных решениях аксессуаров.
Культовые вещи мира моды всегда будут самыми желанными в гардеробе прекрасных дам. Relook желает вам элитарного пополнения домашней коллекции!
Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома Cтул Thonet, кушетка Barcelona, настенные часы Vitra и другие культовые дизайнерские вещи для дома, которые можно купить в Москве
Если вам сложно сориентироваться в разнообразии современной мебели, а качественное исследование на эту тему проводить некогда, сделайте ставку на те предметы, которые пережили испытание временем и стали иконами дизайна. Большинство этих вещей выглядят знакомо по съёмкам интерьеров со всего мира, студийным съёмкам из журналов или встречались в обстановке любимого ресторана, бара, отеля. Возможно, из-за звёздного статуса (или цены) подступиться к культовым предметам дизайна не так просто, но стоит попробовать. Мы выбрали 20 таких вещей и узнали у экспертов, как использовать их в современном интерьере.
Ольга Косырева
Эксперт в области дизайна, преподаватель,
дизайн-критик и редактор
Эксперт в области дизайна, преподаватель, а также известный дизайн-критик и редактор с более чем пятнадцатилетним опытом работы в популярных, специализированных и деловых изданиях. Кандидат филологических наук. Читает лекции о дизайне на курсах при аукционном доме Phillips, в школе дизайна интерьера «Детали», курирует лекционную программу выставки iSaloni WorldWide Moscow, является членом жюри российского этапа конкурса молодых дизайнеров SaloneSatellite. С февраля 2012 года занимается продвижением культуры дизайна в массы в рамках «Дизайн-лектория Ольги Косыревой».
Александра Санькова
Дизайнер, куратор, директор Московского музея дизайна
Окончила МГХПУ имени С. Г. Строганова, работала дизайнером в студиях «Союздизайн» и Zoran Design Buro, в 2003 году создала компанию «Новая графика», организовывала и курировала выставки, мастер-классы, конкурсы графического дизайна. С июня 2008 по июнь 2012 года работала экспертом по современному искусству, моде, дизайну и архитектуре в Посольстве Королевства Нидерландов в Москве. В 2010 году опубликовала книгу «23», в которой собраны 23 интервью с самыми известными российскими дизайнерами. В 2012 году стала соорганизатором «Московского музея дизайна».
Арсений Леонович
Архитектор, промышленный дизайнер, современный художник
Окончил МАРХИ, стажировался в TU Delft. Cооснователь бюро Panacom, проектирует в Москве, Подмосковье, Сочи, Лондоне, Мюнхене. Автор многочисленных инсталляций, ландшафтных проектов, финалист архитектурных конкурсов. Автор коллекции столов «Острова» для компанииNayada, показанной на выставках в Кёльне и Милане. Обладатель премий Design and Design International Award в 2013 и в 2014 годах за серию светильников, коллекции мебели и предметов интерьера.
Владислав Савинкин
Архитектор, промышленный дизайнер, доцент кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ
Окончил МАРХИ в 1992 году, кафедра дизайна архитектурной среды в мастерской профессора А. П. Ермолаева. С 2002 года доцент кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ. С 2008 года — профессор Московского отделения Международной академии архитектуры. Cооснователь архитектурного бюро «Поле-Дизайн». Куратор многочисленных выставок, в том числе фестивалей «Арх Москва». Автор проекта павильона России на XI Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Диван Chesterfield
XVIII век
Купить: Home Concept, 170 900 рублей
По слухам, ставший классическим стёганый кожаный диван с подлокотниками и спинкой одной высоты — изобретение британского графа Честерфилда, известного политика и законодателя мод. Исторически участие графа в создании дивана не подтверждено, но предмет определённо связан с английской аристократией: два века он неизменно присутствовал в закрытых мужских клубах, где решались судьбы страны. Возможно, поэтому диван «Честерфилд» стал одним из самых узнаваемых символов нации.
Влад Савинкин: Чувствуется, что этот диван — мужской предмет обстановки. Хотя девушка на нём смотрелась бы тоже отлично — на контрасте. Но это не та вещь, которую можно поставить в уютной семейной гостиной, чтобы смотреть телевизор или прикорнуть после обеда в воскресенье. Родственников, пришедших с визитом, на него тоже не посадишь. Скорее он предназначен для деловой встречи, разговора двух друзей за бокалом виски, или, например, на него можно посадить участкового милиционера. Об этих функциях говорит и история предмета, и его конструкция, и внешний вид: он символизирует сдержанность, деловитость, серьёзность. Он долговечен, надёжен, а благодаря вневременному дизайну и качественным материалам послужит и вашим внукам.
Стул Thonet
Дизайн: Михаэль Тонет, Thonet, 1859
Купить: галерея Neuhaus, от 1 077 евро
Самый известный в мире стул мебельный мастер Михаэль Тонет изготовил в 1859 году для одной венской кофейни. Стул сделан из шести гнутых деревянных деталей, десяти винтов и двух шайб, что сделало его дешёвым, быстрым в изготовлении, лёгким в перевозке и прочным. Стул до сих пор производится под маркой Thonet.
Ольга Косырева: Стул «Тонет» — это просто царь среди стульев, с него началось массовое производство мебели, и он является самым высокотиражным стулом в истории. Его так и надо использовать: как самый базовый стул, протостул как символ стула. Ограничений я не вижу: хоть вокруг домашнего кухонного стола, хоть в лекционной аудитории, хоть в советской квартире (там они вообще как родные), хоть в лофте с краснокирпичными стенами. Кстати, эти стулья отлично выглядят большими группами: в них появляется какая-то приятная глазу живость. И ещё мне очень нравится неканонический вариант: тонетовский стул, выкрашенный в белый цвет — для модернистского интерьера это самое то. Никогда не видела ярких, цветных версий, но думаю, что на фоне белых стен и они будут чрезвычайно хороши.
Лампа Gras
Дизайн: Бернар Грас, 1922
Купить: шоу-рум Vitrina, от 350 евро
Французский инженер Бернар Грас создал свою первую лампу из пары шарниров, стальных трубок и никелированного абажура, а позже, меняя количество деталей, придумал различные вариации. Благодаря своему удобству, изначально индустриальный предмет стал появляться и в жилых интерьерах: например, Ле Корбюзье с удовольствием использовал лампы Gras в своих проектах.
Арсений Леонович: То ли потому, что до нас дошли только чёрно-белые фотографии тех славных времён бескомпромиссного модернизма, то ли в самом деле никому тогда в голову не приходило подчеркнуть сухую графику трубок и шарниров ламп Gras другими вариациями цветов и отделок, но ещё совсем недавно такой дизайн воспринимался слишком производственным и грубым, слишком олдскульным. Что ж, пришла пора, и винтажными волнами нам вынесло ещё одну жемчужину из прошлого и — ах! — мы снова влюблены! Только теперь с постмодернистской лёгкостью мы раскрашиваем и варьируем этот коленчатый конструктор, и снова отовсюду выглядывают умные поворотливые головы-плафоны, будь то бар или гостиница, театр, магазин, квартира. Как в той пословице про кашу и масло: трудно испортить хороший интерьер таким заметным и удобным светильником. Как и десятилетия назад, повальное увлечение модной дизайн-темой обещает долгую и успешную вторую жизнь всему семейству Gras.
Кресло Grand Confort (LC-2)
Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Cassina, 1928
Купить: «Флэт-Интерьеры», от 176 881 рубля
Свою вариацию на тему классического клубного кресла Ле Корбюзье разработал совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере и французским дизайнером Шарлоттой Перриан. Сделано оно в духе времени: из гнутых стальных трубок и матовой чёрной кожи, а первым производителем стала фирма Thonet, которая взяла на вооружение новые технологии работы с металлом. Сегодня права на производство принадлежат итальянской компании Cassina.
Арсений Леонович: Классическое кресло в современном контексте. Сам факт того, что год-два назад появились разноцветные вариации этой серии мебели, говорит о многом. Преображение, на мой взгляд, раскрыло потаённую сторону каркасно-кожистого угловатого куба. В новой инкарнации, отказавшись от культового чёрно-стального строгого облика — порядком надоевшего, думаю, не только мне, — кресло вдруг обрело какую-то непривычную доброту и податливость. Оно теперь не навязывает своё присутствие, не заставляет интерьер (и человека) подчиняться, а готово подстроиться к любому настроению: в детскую? — пожалуйста! — в цветах «лайм» и «желток». В спальню? — легко! — сиреневая кожа и голубой каркас. Король умер — да здравствует Король, а может, Королева? Та самая женственность и человечность спустя десятилетия дали о себе знать. Будем всё-таки исторически справедливы: эскизы-то были юной Шарлотты Перриан!
Кушетка Barcelona
Дизайн: Людвиг Мис ван дер Роэ, Knoll, 1929
Купить: «Интерьеры-Т», от 6 273 евро
В 1929 году архитектору Людвигу Мис ван дер Роэ, пионеру европейского модернизма, поручили разработать проект немецкого павильона на международной выставке в Барселоне. Строгая обстановка павильона включала пару кресел и пуфы, а кушетку из той же серии он спроектировал для квартиры американца Филипа Джонсона — знаменитого архитектора и основателя отдела архитектуры и дизайна в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA).
Александра Санькова: Сейчас очень популярными стали минималистские интерьеры в духе модернизма первой половины прошлого века, в том числе с ярко выраженным конструктивом. Вместе с тем усиливается и внимание к предметам обстановки, произведённым в 1920−1950-е годы прошлого столетия. Безусловно, кушетка «Барселона» впишется максимально удачно в интерьеры, спроектированные по тем же принципам, которым следовал в своих архитектурных проектах и интерьерах Мис ван де Рое. Это большие открытые пространства, квартиры со свободной планировкой и сплошным остеклением, минимальное количество мебели в пространстве комнаты или встроенная мебель с большими гладкими поверхностями. Сейчас стали производить варианты кушетки в разных цветах, так что можно подобрать наиболее подходящий вариант, но, на мой взгляд, чёрный и белый традиционно являются самыми удачными цветами. Подход «less is more» был основой деятельности Мис ван дер Роэ и всегда будет в тренде.
Ваза Aalto
Дизайн: Алвар Аалто, Iittala, 1936
Купить: Iittala, от 61 евро
Есть несколько версий того, как финский архитектор Алвар Аалто придумал дизайн своей знаменитой вазы: кто-то считает, что он вдохновлялся традиционными эскимосскими костюмами, кто-то — что он позаимствовал извилистые очертания у одного из финских озёр. Как бы там ни было, но вазу ждало большое будущее: она была спроектирована для отеля Savoy в Хельсинки, а после международной выставки в Париже в 1937 году получила мировую известность.
Ольга Косырева: Эта ваза для меня — главный символ Финляндии и главный сувенир оттуда. Её очертания символизируют то, что эта страна — страна тысячи озёр, а её название, Aalto, кроме того, что содержит ссылку на фамилию автора, ещё и переводится как «волна» или «текучий, плавный». Поэтому, когда она голубая или синяя, это ей идёт ещё больше. И с голубыми цветами — подснежниками или незабудками, и обязательно чтобы они заполняли вазу целиком, одним сплошным покровом. Хотя, мне кажется, что она настолько самодостаточна и красива сама по себе, что ей не особенно нужны цветы.
Кофеварка Moka Express
Дизайн: Луиджи де Понти, Альфонсо Биалетти, Bialetti, 1933
Купить: Bialetti.ru, от 1 030 рублей
Итальянский инженер Альфонсо Биалетти, основатель одноимённой компании, прославился тем, что выкупил у изобретателя Луиджи де Понти патент на кофеварку, с помощью которой можно приготовить эспрессо на плите. Это произвело революцию на итальянских кухнях: за хорошим кофе теперь не нужно было идти в кафе или бар, поэтому Moka Express мгновенно завоевала популярность.
Влад Савинкин: В случае с кофеваркой Moka Express мы имеем дело в большей степени с силой инженерной мысли, чем с дизайном. Вещь, безусловно, крайне функциональная и сделана без излишеств: в ней только то, что нужно. Это идеальный повседневный предмет, который можно купить на дачу, чтобы радовать себя свежим кофе по утрам. Но если вам хочется иметь дизайнерскую вещь, которая заявляет о себе в интерьере, возможно, стоит обратить внимание на постмодернистские интерпретации этой кофеварки, которые выпускает компания Alessi.
Настенные часы Ball Clock
Дизайн: Джордж Нельсон, Herman Miller/Vitra, 1948−1960
Купить: «Интерьеры-Т», от 270 евро
Шарик, нанизанный на металлический стержень — один из самых распространённых модернистских мотивов. Джордж Нельсон, автор часов Ball Clock, возможно, первый, кто использовал этот образ, добавив к нему атомную эстетику. Насчёт авторства, правда, есть сомнения: часы появились после вечеринки, на которой, кроме Нельсона, были дизайнеры Бакминстер Фуллер, Исаму Ногути и Ирвинг Харпер. После обильных возлияний друзья не смогли точно установить, кто из них нарисовал эскиз часов. В любом случае идея пала на благодатную почву: с 1948 по 1960 год Нельсон создал целую серию настенных часов.
Арсений Леонович: Великое множество предметов от Джоржа Нельсона, среди которых и разнообразные часы — словно бесконечный набор игрушек. А в современном интерьере элемент игры обязан присутствовать. Любая из странных форм часов Nelson привлекает внимание, хорошо перекликается с другими его работами — тканями, подушками, светильниками и так далее. Хороший тон, когда такие интеллектуальные и весёлые ассорти из предметов, как тайные знаки, разбросаны по дому и наполняют интерьер акцентами, иногда ещё и функциональными, как часы.
Журнальный столик Noguchi
Дизайн: Исаму Ногути, Herman Miller/Vitra, 1947
Купить: «Интерьеры-Т», от 1 775 евро
Исаму Ногути создал свой знаменитый столик-скульптуру по заказу компании Herman Miller — её дизайнеры были так поражены другим столиком, сделанным Ногути для президента MoMA, что попросили скульптора спроектировать модель, которую смогут запустить в производство. Основание столика, выполненное из массива дерева, напоминает биоморфные арт-объекты Ногути, а также живопись и скульптуру в стиле сюрреализм.
Влад Савинкин: Столик Ногути — абсолютно музейная, артистичная вещь. Он настолько совершенен, что на него не хочется ничего класть — здесь красота важнее функциональности. Использовать его в интерьере стоит, чтобы придать помещению некую асимметрию, неправильность, потому что на фоне сугубо функциональной мебели этот столик выгодно выделяется. Он будет отлично смотреться рядом с любым современным диваном или креслом. Достаточно посмотреть на скульптурные работы Ногути, чтобы понять: покупая этот столик, попадаешь не только в мир дизайна, но и в мир современного искусства.
Стул Wishbone
Дизайн: Ханс Вегнер, Carl Hansen & Søn, 1950
Купить: шоу-рум Vitrina, от 880 евро
Спинка этого стула работы датского дизайнера-модерниста Ханса Вегнера напоминает вилочковую кость курицы, которую ломают «на счастье». Его конструкцию Вегнер подсмотрел на одной картине, где изображены датские купцы, сидящие на стульях династии Мин. Благодаря тонким ножкам и перекладинам, стул весит немного, а его сидение сделано из 120 метров бумажного шпагата.
Арсений Леонович: Про некоторые предметы хочется больше молчать, трогать их, разглядывать, чем говорить. Ну вот бывает так, всё как-то сошлось — время, место, человек, материал, — и предмет, что называется состоялся. Стал жить полноценной жизнью. Сам по себе. И, в общем-то, где угодно. Потому что если он нравится и его хотят, то покупают и для кухни, и для офиса, и в театр, и на дачу, просто в дереве или ярко окрашенный. Глядя на кресло Wishbone, каждый легко решает для себя: «Моя ли это вещь?» — по темпераменту и удобству пользования. И либо остаётся не задетым обаянием этого устойчивого, разлапистого паучка, либо, что намного чаще, постепенно и незаметно превращается в адепта скандинавского мировоззрения и дизайна.
Стеллаж Nuage
Дизайн: Шарлотта Перриан, Cassina, 1953
Купить: «Флэт-Интерьеры», по запросу
Серию ярких модульных стеллажей Шарлотта Перриан создала во время работы в ателье французского дизайнера Жана Пруве (долгое время именно ему предписывали авторство). Вдохновением послужила японская архитектура и мебель, которые Перриан изучила за два года работы в Японии в 1940-х. Разные модули, из которых состоит стеллаж, взаимозаменяемы, раздвижные дверцы окрашены в традиционные модернистские цвета, а перегородки сделаны из алюминия.
Арсений Леонович: Этот стеллаж почему-то всегда бросается в глаза, когда мы смотрим какой-нибудь фильм. Хозяин его, как правило, эстет и интеллектуал. Простая шахматно-ячеистая структура полок ясно призывает вещи к порядку, но на полках творится хаос из книг и журналов. Такова, наверно, природа большинства творческих натур: в своём желании навести в мире порядок и создать осмысленное, структурированное пространство вокруг — творить этот лучший мир в хаосе в художественном беспорядке. Таков и наш герой — стеллаж. Он пригодится в любом осмысленном интерьере — строгий, стройный, несимметричный, разноцветный, ироничный одновременно.
Стол и стулья Tulip
Дизайн: Ээро Сааринен, Knoll, 1956
Купить: «Интерьеры-Т», стул — от 1 400 евро, стол — от 3 800 евро
Футуристический столовый комплект — стол и стулья Tulip — стали результатом экспериментов американского дизайнера Ээро Сааринена со стеклопластиком. Сделать их целиком из этого нового в 1956 году материала не удалось — ножки стола и стульев выполнены из алюминия. Предметы вызвали энтузиазм не только у декораторов, но и у режиссёров фантастических фильмов: мебель Сааринена фигурирует в «Солярисе» Тарковского и в сериале «Звёздный путь».
Александра Санькова: Столы и стулья из серии «Тюльпан» имеют несколько модификаций и цветовых решений, а это даёт вариативность, что сильно облегчает работу при создании интерьера. Такой стул может быть яркой деталью — акцентом. Несмотря на то что он был создан в 1956 году, он выглядит очень актуально и подойдёт для самых смелых современных интерьеров. Получится симпатично, если смешать «Тюльпаны» с очень старой мебелью. Жёсткая эклектика сейчас один из распространённых приёмов, и стул Tulip может хорошо сработать на контрасте. Эта мебель подходит как для жилых помещений, так и и для общественных, кафе и ресторанов: пластик легко мыть, и не будет дискомфорта в жаркое время года благодаря мягким текстильным сиденьям.
Кресло Eames Lounge and Ottoman
Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы, Herman Miller/Vitra, 1956
Купить: «Интерьеры-Т», от 7 000 евро
Один из самых узнаваемых предметов из истории материальной культуры XX века — кресло по дизайну Чарльза и Рэй Имзов. Имзы посвятили много лет созданию и разработке технологии, которая позволяет делать мебель из прессованной фанеры, — так появилось это кресло со спинкой и сиденьем, похожими на скорлупки, обитые кожей. Чарльз Имз говорил, что их Lounge and Ottoman — обновлённая версия клубного кресла, но, в отличие от классических моделей и интерпретации Ле Корбюзье, эта — лёгкая, современная и гораздо более удобная.
Ольга Косырева: Когда кресло с оттоманкой Чарльза и Рэй Имзов было только выпущено, в рекламе его сняли в трёх видах: в интерьере типичного английского стиля, с мебелью красного дерева и обоями в цветочек, потом на улице возле среднестатистического коттеджа из американского пригорода и в чистом поле среди стогов сена. Предполагалось, что оно везде выглядит одинаково красиво и уместно — и оно так и выглядело! Потому что было по формам, материалам и функции одновременно современным и традиционным, а это вообще залог долгой жизни любого объекта дизайна. Постепенно, правда, кресло превратилось в атрибут начальственных кабинетов, а потом перекочевало в домашние кабинеты и офисы — там оно действительно выглядит как-то особенно уместно. Другой распространённый вариант — уголок гостиной, у камина, у книжного шкафа или у окна с видом, то есть в таком месте, где хочется расположиться поудобнее и побыть наедине с собой. Хотя мне кажется, что кресло отлично встанет и в спальне, тем более что оно бывает не только всем привычных тёмных цветов, но и из белой кожи и светлого дерева.
Светильник Artichoke
Дизайн: Поуль Хеннингсен, Louis Poulsen, 1958
Купить: Novaroom, от 419 640 рублей
Как следует из названия, на создание этой люстры датчанина Поуля Хеннингсена вдохновил обычный артишок. Благодаря конструкции светильника — абажур состоит из 72 медных лепестков — он даёт мягкий рассеянный свет, а лампа накаливания не бьёт в глаза.
Александра Санькова: Всегда получается интересный результат, когда архитекторы проектируют предметы интерьера или индустриальные дизайнеры создают дизайн блюд для ресторанов. Междисциплинарность и соединение нескольких сфер или функций всегда делает предмет осмысленным, а проект концептуальным. Лампа Artichoke, как и другой не менее известный шедевр Хеннингсена, PH-lamp (тоже 1958 года), для меня являются пространственными конструкциями-инсталляциями. По сути, они равнозначны пространственным конструкциям Родченко или Колейчука, так как у них есть ещё одна функция — освещать, а значит они перешли из разряда арт-объектов в сферу бытовой техники. Эта лампа была и будет мировым бестселлером по ряду причин: она ажурная, геометрическая, нейтральная и функциональная.
Кресло Egg
Дизайн: Арне Якобсен, Fritz Hansen, 1958
Купить: «Флэт-Интерьеры», от 345 526 рублей
В 1958 году архитектору и дизайнеру Арне Якобсену улыбнулась удача: большой заказ на строительство отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене дал ему возможность проверить на практике свою теорию о взаимосвязи архитектуры и предметов интерьера. Всё в отеле — от дверных ручек до кресел и столов — спроектировал Якобсен. В том числе кресло Egg, похожее на скорлупу яйца, словно обволакивающую сидящего.
Влад Савинкин: На мой взгляд, это идеальное кресло для младенца — не случайно ведь оно названо «Яйцом». Возможно, это мужская точка зрения, но так и хочется положить туда ребёнка и пойти заняться своими делами. Кресло излучает гостеприимство и доброжелательность, хотя строгая офисная ножка слегка портит это впечатление. Но она функциональна: в кресле можно повернуться в любую сторону, а за счёт его обволакивающих ушей можно и вовсе изолироваться от окружающей действительности, не уходя в другую комнату: просто развернуть кресло и взять книгу. Гостей сюда не посадишь, это явно кресло для хозяина дома, которое подходит и для общения, и для отдыха. Оно направляет взгляд, так что хорошо поставить его у панорамного окна, чтобы любоваться природой.
Стул Panton Chair
Дизайн: Вернер Пантон, Vitra, 1959−1960
Купить: Design Boom, от 17 000 рублей
К разработке этого яркого пластикового стула датчанин Вернер Пантон приступил ещё в 1950-х годах. Непросто было найти производителя, который возьмётся за такой экспериментальный проект; наконец в 1963 году Пантон начал сотрудничество с компанией Vitra, а в 1967-м вышла первая партия стульев. На производстве использовалась немецкая полиуретановая пена, но в 1970-х выяснилось, что материал плохо выдерживает испытание временем. Сегодня стул производится в нескольких ярких цветах из полиуретана.
Влад Савинкин: Я не думал, что такая скульптурная вещь может быть по-настоящему функциональной, но когда мы купили детскую версию стула Panton для моей тогда четырёхлетней дочери, выяснилось, что стул очень удобный. С тех пор дочь выросла, а стул стоит в прихожей и служит для хранения ключей и прочих мелочей. У него есть ложбинка, в которой они лежат и никуда не теряются. В остальном это, конечно, вещь для быстрого завтрака, но никак не для задушевной беседы: долго на нём не просидишь. Это и не удивительно, ведь его делали для кафе и других общественных пространств, где люди не задерживаются надолго.
Торшер Arco
Дизайн: Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, Flos, 1962
Купить: «Флэт-Интерьеры», от 176 387 рублей
Архитектор по образованию, Акилле Кастильони считал, что каждый предмет интерьера должен решать некую проблему, возможно, даже такую, о которой потребитель и не подозревает. В собственном доме он заметил, что выход под люстру в столовой находится в центре потолка, а стол располагается в стороне, и осветить его сложно. Так родился проект напольного светильника, который заменяет потолочный.
Ольга Косырева: Торшер Arco в интерьерах так часто встречается, что уже, наверное, всем намозолил глаза. Но ещё чаще встречаются его подделки или подражания ему — похожие лампы на изогнутой металлической штанге. Которые чаще всего ничего общего не имеют с красотой и продуманностью этого шедевра Акилле Кастильони. Во-первых, штанга торшера раздвижная, то есть регулируется по длине, соответственно, если у вас сегодня торшер освещает кресло, в котором вы читаете по вечерам, то завтра он может нависать над обеденным столом на десять человек.
Во-вторых, он изначально был призван как раз заменить потолочный светильник в тех случаях, когда тот находится по центру комнаты, а освещение требуется где-то в стороне, например над обеденным столом. Много ли светильников лучше справятся с этой задачей? А в-третьих, его база-утяжелитель из белого каррарского мрамора — это отдельный шедевр: у неё очень выверенные пропорции, скошенные уголки, а отверстие специально расположено ассиметрично, чтобы лампа не переворачивалась, когда её несут два человека, просунув в дырку черенок швабры или лопаты. Разве это не очаровательно? Так мог мыслить только человек доцифровой эпохи, и поэтому дополнительный бонус этой лампы — это запах времени, давно ушедшего. Не говоря уже о том, что огромные металлические блины, которыми обычно заменяют этот мраморный кирпичик эпигоны, выглядят просто ужасно в сочетании с тонкой ножкой и небольшим плафоном.
Ткань Unikko
Дизайн: Майя Иcола, Marimekko, 1964
Купить: Vellamo, от 60 евро за метр
В 1964 году Арми Ратиа, основательница финской компании Marimekko, ввела для своих дизайнеров запрет на цветочный принт. Майа Иcола не послушалась и создала яркий рисунок в виде упрощённых маков, который стал не только визитной карточкой бренда, но и узнаваемым национальным узором: так, сегодня некоторые самолёты Finnair украшены принтом Unikko.
Александра Санькова: Ткань настолько яркая, что из неё можно делать скорее небольшие детали: сумки, шторы, постельное бельё, подушки и настенные панно. Крупные яркие цветы кричат своим позитивом и активно участвуют в интерьере. В нашем климате, с долгими зимами и серыми днями, хочется внести радость в свой дом, и у вас есть такой шанс: достаточно одного метра ткани компании Marimekko, которая с 1960-х годов прошлого века делает прививку радости людям во всём мире.
Кресло Proust
Дизайн: Алессандро Мендини, Cappellini, 1978
Купить: Altagamma, от 557 501 рубля
Квинтэссенция постмодернизма, кресло Proust — результат размышлений итальянского дизайнера Алессандро Мендини о творчестве писателя Марселя Пруста и его эпохе. Изучая образ жизни верхней прослойки среднего класса конца XIX — начала XX века, Мендини наткнулся на изображение вычурного кресла. Он воссоздал его, полностью покрыв узором из ярких точек, которые являются увеличенным фрагментом картины современника Пруста пуантилиста Поля Синьяка.
Александра Санькова: Для меня кресло Алессандро Мендини Proust — это не предмет мебели, а самый настоящий арт-объект, который может стоять в домашнем интерьере, если ваш дом выглядит как музей современного искусства. Такое кресло должно быть в нейтральном окружении, которое является фоном для него — удивительного коралла, приснившегося Гауди, или волшебной раковины, в которую вас надо поместить как жемчужину.
Мне кажется, будет иронично, если в классическом или, ещё лучше, в том, что называют классическим интерьером в России, будут стоять такие кресла. Просто будет здорово, если в типичном кабинете начальника, где много резного-дубового-золотого, появится вот такой фрик.
Стул Louis Ghost
Дизайн: Филипп Старк, Kartell, 2002
Купить: Kartell, от 15 500 рублей
Пародия на классический стул в стиле Людовика XVI, выполненная в прозрачном пластике, — возможно, самый растиражированный стул нулевых: за десять лет, с 2002 по 2012 год, было продано около полутора миллионов экземпляров. С тех пор ажиотаж поутих, но Louis Ghost уже прочно вошёл в историю как одна из самых молодых икон дизайна.
Ольга Косырева: Louis Ghost — это самое тиражное из дизайнерских, авторских кресел и стульев, которые выпускаются в наши дни. Что неудивительно, ведь оно совершенно универсально: с одной стороны, оно пластиковое и вполне современное на вид, в модернистском интерьере стоит как родное; с другой — не зря же оно называется «Призрак Людовика»: у него характерные для стиля Людовика XVI силуэт и спинка-медальон, так что оно хорошо встаёт и в классику, делая её более ироничной и как будто насмешничая своим присутствием над всеми этими позолоченными кренделями. Из-за того что кресло прозрачное, оно как будто невидимо в интерьере. Ну и, как любая прозрачная мебель, «Призрак Людовика» особенно здорово смотрится на контрасте, на фоне узорчатых обоев или в комплекте с массивным деревянным столом в резных завитушках. В Италии его сплошь и рядом ставят даже в настоящих палаццо и ренессансных виллах!
Текст: Ксения Ощепкова