Что такое культура в обществознании простыми словами
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Термин «культура» происходит от латинского слова, которое в буквальном переводе означает «обрабатывать, возделывать землю» (аналогично русскому термину «культивировать» растения).
В настоящее время существуют разные подходы к определению термина «культура»:
Принимая во внимание все, сказанное выше, постараемся дать термину «культура» конкретное определение:
Принято делить сферы существования культуры на материальную, духовную и социальную:
А) Материальная культура создается в процессе производства материальных благ, и все результаты данного производства составляют материальную культуру.
Б) Духовная культура – включает в себя творчество, результатом которого являются произведения искусства или научные открытия.
В) Социальная культура – это, прежде всего, форма организации совместной жизни (рабовладение, монархия, республика), она может быть различной в разных обществах и в разные исторические эпохи.
Материальная и духовная культура тесно связаны друг с другом, и одна форма может легко переходить в другую. Например, книга – это и продукт материальной культуры, предмет, и продукт духовной культуры с точки зрения ее содержания.
Предметы материальной или духовной культуры представлены на картине?
Если рассматривать культуру с точки зрения различных аспектов жизни общества, то можно выделить множество форм культуры. Вот некоторые их них:
Культура в обществе выполняет ряд важных функций:
В ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию чаще всего проверяется знание учениками классификации культуры по уровню мастерства и типу аудитории. Эта классификация предполагает деление культуры на народную, массовую и элитарную.
Народная культура | Как правило создается анонимными авторами. | Широко бытует в народных массах. | Основные признаки: устойчивая часть национальной культуры,, хранит традиции, включает в себя народные песни, сказки, поговорки, приметы, игры. |
Массовая культура (поп-культура) | Произведений культуры создаются в больших количествах с коммерческой целью. | Имеет большое количество поклонников. | Основные признаки: общедоступность, занимательность, серийность, пассивность восприятия, коммерческий характер. |
Элитарная культура | Создается с целью творческого самовыражения, не преследует коммерческих целей. | Узкий круг ценителей, которые подготовлены к восприятию сложных произведений. | Основные признаки: сложность содержания, узкий круг подготовленной аудитории, прибыль не является целью, определяет развитие всей культуры. |
Культура не статична, она постоянно развивается. Процесс развития состоит из двух этапов: суммирования и накопления культурных традиций, созданных в прошлом, и преодоления этих же традиций с целью создания чего-то нового, лучшего.
Культура – не единый массив, а скорее множество направлений внутри одного явления. Так, различают субкультуру и контркультуру.
Субкультура – это самобытная часть культуры, присущая определенной социальной группе. Любая субкультура предполагает наличие знаний, ценностей, образа жизни, навыков, методов, целей, социальных ролей и статусов, которые существуют только внутри данной субкультуры. Например, молодежная культура – это по большей части культура потребления, она предполагает знание многих современных произведений (современная литература, музыка, кино), ценности представителей этой субкультуры отличаются от ценностей людей старшего поколения.
Контркультура кардинально отличается от господствующей культуры или находится с ней в открытом конфликте. Представители контркультуры асоциальны, стараются изменить существующую культуру. Не всегда контркультура хуже, чем господствующая культура. К примеру, хиппи выступают против насилия и войн, за пацифизм и свободу.
Для того, чтобы дать верный ответ, важно понимать, что такое культура и какие виды культуры существуют в современном обществе. Культура – это преобразовательная деятельность человека и все материальные и духовные блага, созданные человеческим трудом. Культура развивается на основе уже полученного человечеством опыта, но с применением новых идей и методов. Следовательно, утверждения 2 и 5 – верны. Культура бывает материальной и нематериальной. К первому виду относятся все вещи, созданные человеком (например, техника, мебель), ко второму – духовные блага (например, мораль). Таким образом, утверждение 3 не верно. Существует еще один способ классификации культуры: деление на массовую, народную и элитарную. Элитарная культура предъявляет высокие требования к общекультурному уровню потребителя, не нацелена на получение прибыли, доступна для понимания лишь ограниченного круга лиц. Массовая культура не требовательная к уровню образования потребителя, направлена на получение прибыли, массовая, носит развлекательный характер. Произведения народной культуры, как правило, не имеют автора, создаются коллективно и отражают быт и культуру народа, создавшего их. Таким образом, утверждение 1 не верно, а утверждение 5 – верно.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию…
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
Культура (во всех ее смыслах) оказывала и оказывает большое влияние на жизнь людей. Она выполняет, например, такие функции, как:
Культура может быть материальной – тогда под ней подразумевается все, что создано как результат производства – и духовной, под которой понимаются духовные ценности, нематериальные блага, удовлетворяющие духовные потребности людей. К культуре можно отнести как и то, что сразу приходит на ум – театр, литературу, музыку – так и, например, язык, церковь. Давайте подумаем над вопросом задания. Культура на самом деле помогает людям приобрести какую-то нравственную ориентацию, освоить накопленный предыдущими поколениями опыт, а также дает им возможность получить эстетическое наслаждение.
Вариант ответа может выглядеть так:
Языковая система, которая помогает людям осуществлять коммуникацию, является частью культуры. При отсутствии языка люди не смогли бы понять друг друга, и их взаимодействие было бы невозможным.
Культура напрямую участвует в формировании моральной и ценностной системы человека: приобщаясь к культуре, у человека формируется определенное самосознание, помогающее отличать плохое от хорошего, зло от добра, правильные поступки от неправильных. Без культуры самосознание человека развивалось бы сложнее.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Первое утверждение неверно – ответ «я не смотрю новости» второй по популярности. Второе тоже неправильно – ответ «в силу привычки» выбрали меньше трети респондентов. А вот третье – верно: этот ответ был самым популярным. Четвертое также верно – видно, что сектора, занятые этими ответами, самые маленькие. Последнее утверждение ошибочно – этот вариант выбрали менее трети респондентов.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Народная культура – одна из форм культуры, к которой относятся различные мифы, легенды, былины, сказания, эпос, составленные неизвестными авторами. Следовательно, первое положение – о том, что они не имеют персонального авторства – подходят. А вот изучение в школе не является ярким признаком народной культуры – так же, как и 30 лет назад, мы изучаем произведения Пушкина и Лермонтова, не относящиеся к народной культуре. Экранизация сюжетов также может быть характерна для всех форм культуры, что можно сказать и об иллюстрации художников. Передача из поколения в поколение – яркая черта народной культуры, нередко произведения обретали новые детали во время многочисленных пересказов.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Прочитав задание, нужно вспомнить, что массовая культура создается для широких слоев населения, она понятна неподготовленным людям и приспособлена для очень значительного круга лиц. Ее отличает активное тиражирование и популярность среди большей части людей. Противоположностью ей является элитарная культура, которая непонятна неподготовленным людям и является культурой ограниченных слоев общества. В приведенном списке яркими примерами массовой культуры являются премьера новой комедии, концерт известной поп-группы и переиздание бестселлера. Выставка французских импрессионистов интересна далеко не большинству граждан и относится к элитарной культуре для тех, кто разбирается в искусстве. То же можно сказать и о международном конкурсе скрипачей – концерты классической музыки не пользуются широкой популярностью и, опять же, относятся к элитарной культуре.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вид деятельности | Характеристика |
Материальная | Подразумевает преобразование реальных объектов природы и общества и создание вещей и материальных ценностей. |
… | Подразумевает создание различных образов, систем научных и художественных ценностей, познавательную деятельность |
Деятельность подразделяется на два основных вида – материальная и духовная. Зная только это, мы уже можем заполнить данную таблицу, а используя приведенную характеристику сделать это становится еще легче. Поскольку все варианты первого задания ЕГЭ по обществознанию связаны с различными общими классификациями, относящимися к наиболее важным аспектам предмета, оно считается одним из самых легких – правильно выполнить его можно за 1-2 минуты, оставив больше времени на выполнение более трудных номеров.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 4. «КУЛЬТУРА».
Духовная сфера общества – это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; она удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей. Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.
Культура – все виды преобразовательной деятельности, а так же результаты духовной и материальной деятельности.
Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная – всё созданное человечеством в процессе духовного творчества (произведения искусства).
2.Материальная – всё созданное в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Функции культуры:
Пути развития культуры:
Накопление культурных ценностей:
а) вертикальное – передача культурных ценностей от поколения к поколению
(евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);
б) горизонтальное — наследование целого художественного
произведения (сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).
Роль духовной культуры.
Формы культуры.
Элитарная:
Массовая:
Народная:
Может существовать в двух видах:
Некоторые термины.
Экранная культура. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ).
Европоцентризм – течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американоизм – течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм (негритюд) — течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.
Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.
Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
Формы духовной культуры.
Духовный мир человека – это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
Особенности духовной жизни современной России.
Национальная культура – ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание – совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
Тенденции развития национальных культур.
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда – среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
Наука
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)
Классификация наук.
По предмету познания:
По ориентации на практику:
Этические нормы науки:
Черты современной науки:
Инновация— нововведение.
Парадигма — система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Критерии научных знаний:
Два уровня научного познания.
Тенденции развития науки в современной России.
МОРАЛЬ.
Мораль
Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль— совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика— наука о морали.
Признаки морали:
Функции морали:
аксиологическая ( формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
— моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
Ценность— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
справедливость- социальная сфера
добро- духовная сфера
Основные категории морали:
Добро— положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
Долг— осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
Стыд— осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
Совесть— способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.
Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.
Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Духовность – обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».
Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.
Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом.
Виды поведения:
конформное — соответствующее социальным нормам;
девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;
делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).
Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Образование:
Цели образования:
Функции образования:
Обязательным в РФ является основное общее образование (9 классов).
Из Конституции РФ.
Статья 43.
4. Основное общее образование обязательно
Основные принципы образования:
Тенденции в развитии образования:
Уровни образования:
Общее образование
-среднее (полное) общее
Профессиональное образование
Система образования:
Типы образовательных программ:
Документы:
С 2006- комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.
Обучение – процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.
Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.
Основные типы воспитания:
авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;
либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;
демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу
Искусство.
Искусство – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.
Искусство в широком смысле – художественное творчество в целом
Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства
Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Особенности искусства.
Эстетика – наука о красоте.
Функции искусства:
Виды искусства
Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная графика, дизайн, реклама).
Архитектура – это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных удовлетворять потребность человека в жилье и общественных помещениях.
Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных предать жизненный облик предметов.
Виды скульптуры:
Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованного творческим воображением художника.
Музыка – отражение сложного духовного мира человека, его чувств, страстей, борения мыслей посредством звука.
Хореография – это создание образов в танце с помощью музыки, раскрытие характеров людей, их чувств.
Литература – художественное отражение мира посредством слова.
Театр – вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актёрами на глазах у зрителей.
Кино – создание зрительных подвижных образов, способных широко охватить жизнь во всём её многообразии.
Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).
Направления в искусстве.
Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.
Основные направления в искусстве 20 века.
Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.
Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.
Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.
Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.
Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.
Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»
Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.
Стиль искусства
Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.
Стили искусства:
Модернизм в искусстве — использование новых технологических решений и конструкций.
Эклектика – это сочетание элементов различных стилей.
Виды искусства
По свойствам:
По родам:
РЕЛИГИЯ.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера
в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.
Функции религии:
Три этапа развития религиозных знаний:
Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.
Древнейшие формы религии.
Национальные религии ( локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).
Локальные религии.
Конфуцианство.
Даосизм.
Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Зороастризм.
Иран. Культ огня и чистоты.
Синтоизм.
Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками — дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.
Индуизм.
Ясперс— теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.
Особенности мировых религий.
Буддизм.
Возник в 6 веке до н.э. В Индии.
В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха — древо познания. Будда — просветлённый.
Смысл буддизма:
страдания правят миром.
Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
-жажда чувственных удовольствий
-жажда к уничтожению
уйти от страданий можно погрузившись в нирвану.
Нирвана – покой, блаженство.
Сансара – круговорот рождения и смерти.
Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма:
Ахинса – непричинение вреда живому
— не брать чужой собственности
— не касаться чужой жены
— не говорить неправды
Реинкарнация – учение о перерождении душ.
Священная книга – Типитака (3 корзины)
Направления буддизма:
Махаяна – Большая колесница — широкий путь спасения
Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии.
Цель – стать самим собой, развить свои способности.
Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.
Христианство.
Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.
В основе легенда о великом мессии Христе.
988 – принятие христианства на Руси Владимиром Святым
1054 – разделение на православие и католицизм.
16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.
Православие – правильное учение.
Основные идеи христианства:
Священная книга- Библия
Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)
Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие — благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.
Католицизм – то есть всемирная религия.
Протестантизм – публично доказывающий.
Основные формы протестантизма:
Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам.
Ислам- предание себя Богу, покорность.
Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.
В основе легенда о пророке Мухаммеде.
Хиджра — переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.
Заповеди ислама.
Мюридизм — воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных.
Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.
Священная книга – Коран. Сура-глава.
Шариат – система мусульманского права.
Течения ислама:
Роль религии в жизни общества:
«+»
«-»
Конфессиональный – религиозный.
Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.
Виды религий:
По количеству богов:
По решению проблем спасения:
По степени легализации:
По степени распространения:
Типы религиозных организаций :
Разновидности культа:
Депривация— положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога.
Адепт – приверженец религиозного учения.
Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.
Фундаментализм — религиозный фанатизм.
Государство и религия
Государство и религия- это два социальных института.
Два вида правового положения религии в обществе:
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.
Из Конституции РФ
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Пояснения:
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
Роль религии в современной России.
В РФ на законодательном уровне созданы все условия для развития религий, роль религии в современном мире, в России в том числе, велика.
Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры.
СМИ.
В обществе важную роль играет массовая коммуникация.
Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Особенности СМИ.
Средства массовой информации призваны осуществлять:
д) распространение информации.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
К СМИ относятся:
Функции СМИ.
Влияние СМИ на общество.
Позитивное влияние.
Негативное влияние:
В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.
Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:
Взаимодействие СМИ и государства в РФ:
Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.